Сочинение егэ 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.

  • актуализировать знаний композиционных особенностей эссе и критериев оценивания сочинения;
  • совершенствование умения анализировать текст;
  • создание сочинения на основе интерпретации текста и рецензировании образца;
  • развитие умения формулировать собственное мнение по проблематике текста, аргументированно доказывать его;
  • развитие навыка изложения собственных суждений последовательно, точно, с использованием разнообразных грамматических форм;
  • развитие умения работы с информацией (поиск, обобщение, систематизация, анализ);
  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
  • воспитание чувства сопричастности общему делу и долга перед коллективом;
  • создание условий для размышлений обучающихся о значении детства в формировании личности человека.

Планируемые результаты освоения учебного материала

  • определение роли композиционных элементов в раскрытии идейно-художественного содержания фрагмента;
  • умение интерпретировать текст;
  • создание элемента сочинения на основе анализируемого текста.
  • извлечение и преобразование информации из различных источников;
  • умение вести самостоятельный поиск информации в сети Интернет;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • формирование коммуникативных навыков.
  • формирование личной позиции по проблемам, актуализируемым в тексте;
  • осознание роли личного вклада в общий результат.

Оборудование: мультимедийная установка, электронные планшеты, презентация, раздаточный материал

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (5 мин.)

1. Оргмомент, мотивация деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению. А чтобы урок был продуктивнее, к нам на помощь пришли 11-классники, они будут консультантами. Я рассчитываю на вашу активность и сотрудничество. Ведь задача у вас общая:

= успешно сдать ЕГЭ.

- Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.

2. Целеполагание, формирование ожиданий учащихся.

= вспомнить особенности композиции эссе,

= вспомнить критерии оценивания,

= написать сочинение-рассуждение по тексту,

= учиться оценивать свою работу и работу одноклассников.

- Вы, наверное, уже обратили внимание на дерево, это дерево результатов . Каким оно станет, зависит от вас. Перед вами лежат листья, на зеленых - напишите, что вы ждете от урока, а на желтых – свои предполагаемые трудности.

Ученики пишут ожидаемые результаты :

- закреплю умение анализировать текст,

- отработаю алгоритм написания сочинения-рассуждения,

- постараюсь логичнее выражать свои мысли и др.

и свои предполагаемые трудности:

- трудно аргументировать свою позицию,

- затрудняюсь начинать сочинение и др.

Оценка результата урока : зеленое дерево – цели достигнуты, дерево распустилось, ждем плодов в виде хороших результатов ЕГЭ, желтое дерево – выросло не то, что ожидали.

- Кто хочет поделиться своими ожиданиями? (учащиеся читают записи)

- Я надеюсь, что большинство ваших планов осуществится.

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (25 мин.)

1. Актуализация знаний (7 мин.)

- Что ж, пора вспомнить задание части С? (Приложение 3) (слайд ).

1.1. Композиция сочинения-рассуждения.

- Также нам необходимо повторить требования к написанию сочинения (части С ЕГЭ по русскому языку). Составьте кластер , отражающий особенности композиции сочинения части С. (Приложение 3).

- Ребята, сопоставьте свои кластеры с образцом.

- Можно ли на основе кластера составить план сочинения? (Приложение 4). Запишите полученный результат.

- Можно ли менять местами пункты плана?

= Нет. Логика исчезает.

2. Анализ текста (16 мин.)

2.1. Подготовка к восприятию исходного текста (3 мин.)

- Ну а теперь пришло время познакомиться с текстом, который посвящен очень актуальной для вас теме – теме детства. И, прежде чем узнать авторскую трактовку данного понятия, я предлагаю в парах составить синквейн о детстве.

(Учащиеся зачитывают синквейны, на слайде мой синквейн).

Пробовать, ошибаться, узнавать

Детство - это фундамент жизни

- Давайте теперь узнаем, что о детстве написал Вадим Шефнер, автор текста. Отметьте в тексте ключевые фразы и разделите его на части.

2.2. Чтение текста. (3 мин.)

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5) Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость , с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

2.3. Интерпретация текста. Работа с дополнительной информацией (12 мин.)

- Ребята, какие чувства вызвал у вас данный текст?

= Чувство грусти, что наше детство уходит.

- А какой информацией об авторе вы владеете?

= Не знаем, но можно выяснить в Интернете.

- Где еще можно почерпнуть подобную информацию?

= В библиотеке, в книгах.

- Что еще можно в Интернете посмотреть полезного для сочинения?

= Можно выяснить толкование слова Детство.

= Афоризмы о детстве, их можно использовать во вступлении, в аргументации или в выводе.

- Приступайте. (Учащиеся обращаются к Интернету)

- А мы возвратимся к тексту.

- Каковы стиль речи и тип текста?

= Стиль речи – публицистический.

= Тип текста – рассуждение.

- А как можно назвать текст?

- Арина, какую информацию об авторе текста ты нашла?

(Ученица зачитывает информацию об авторе из интернета. ( Приложение 7 )

- Ну что ж, вернемся к тексту. На сколько частей вы его разделили?

= На 5 (учащиеся проверяют себя по слайду) .

- Определите микротемы текста по группам.

= 1 часть: 1-2 абзацы. Детство – заря жизни, но жизнь у каждого ребенка человеческая – сложная, поэтому сам ребенок счастья не осознает.

= 2часть: 3 абзац. Автор размышляет, был ли в детстве счастлив он, и приходит к выводу, что ему было некогда.

= 4 часть : 6 абзац. Детство - пора освоения и усвоения бытия. Во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта еще очень мало, поэтому радость постижения чего-то сменяется новыми поисками и ошибками.

= 5 часть: 7 абзац. В заключении автор прибегает к аллегории: детство – фундамент жизни человека, а трудности – это камни, причем, в детстве они тяжелее. Но, тем не менее, автору с высоты прожитых лет они кажутся пушинками, и он начинает вспоминать свое золотое детство.

- А какова же идея текста?

- А что же означает понятие детство?

- Детство (по словарю Ожегова) (Слайд)- ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте.

- Афоризмы о детстве:

- Понадобится ли нам эта информация в сочинении? Где ее можно использовать?

= Понадобится. Афоризмы можно использовать во вступлении и заключении, а также в качестве аргумента, но, в таком случае, афоризм необходимо прокомментировать.

III. Практикум (Создание элементов сочинения) (17 мин.)

1. Инструктаж. Выявление типичных ошибок (10 мин.)

- Итак, мы выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь переходим к этапу творческому – созданию сочинения-рассуждения. Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.

1 группа работает над вступлением и проблемой текста.

2 группа комментирует проблему.

3 группа формулирует позицию автора.

4 и 5 группы аргументируют свою позицию.

- Прежде, чем приступать к творчеству, давайте обозначим типичные ошибки, допускаемые при написании сочинения.

  • не соотносится по смыслу с сочинением;
  • большой объем.

- Формулирование проблемы текста:

  • выделяется не основная проблема;
  • формулируется много проблем.
  • пересказ текста;
  • излишнее цитирование;
  • комментарий всего текста, а не обозначенной проблемы.

- Аргументация своей позиции:

  • грубость и нетактичность при несогласии с автором;
  • отсутствие своей позиции, выражено только согласие или несогласие;
  • примеры, не аргументирующие конкретно позицию;
  • приведение примера без объяснения;
  • фактические ошибки в фоновом материале.

(Параллельно ответам учеников, на слайдах транслируются памятки).

- Можно теперь приступать к написанию сочинения?

= Нет. Чтобы сочинение получилось логичным, необходимо обозначить заранее проблему?

- Какие проблемы поднимает автор текста?

= Роль детства в становлении личности человека (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?).

(Слайд с проблемами)

- Какая проблема, на ваш взгляд, выигрышнее?

= Мне кажется, что первая, потому что ей автор текста уделяет больше внимания.

2. Создание элементов сочинения (7 мин.)

(Учащиеся работают в группах над созданием своего фрагмента)

IV. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Домашнее задание (33 мин.)

1. Представление результата групповой работы (10 мин.)

(Группы зачитывают фрагменты сочинения, обсуждение).

- Все ли требования к композиции сочинения мы учли?

- Чем можно завершить наше сочинение?

(Предположительный вариант: Сейчас мне шестнадцать лет. Через год для меня навсегда закроются двери школьного детства ,но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе.)

- Варианты заключения могут быть разные, главное, чтобы они соотносились с содержанием всего сочинения.

- Ребята, вы довольны полученным результатом?

- Конечно, еще есть, над чем работать, и такая возможность у вас будет. Дома вам предстоит написать по данному тексту сочинение.

2. Блиц-тест на знание критериев оценивания сочинения. Рецензирование сочинения. (17 мин.)

Далее ученик читает сочинение, написанное дома, остальные оценивают работу по критериям (Ксерокопии сочинения в каждой группе) (Приложение10).(7 мин)

Желающие рецензируют сочинение, комментируют выставленные баллы. Сравниваются баллы, выставленные каждой группой. (4 мин.)

Выставление отметки учениками, комментирование.

V. Подведение итогов урока (6 мин.).

1. Выставление оценок (3 мин.)

- Пришло время оценить и вас. Консультанты отметьте активных участников своей группы (Проставляются баллы в последние графы).

- А теперь каждый посчитайте набранные баллы, и оцените свою работу на уроке по шкале ( Приложение 1 ) (на слайде и обороте листа самоконтроля).

(Листы самоконтроля учащиеся сдают консультантам)

- А у кого осталось еще много неразрешенных вопросов?

2. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам (3 мин.)

- А теперь пришло время обратиться к нашему дереву результатов.

Посмотрите на листья, на которых написаны ваши ожидания и опасения, и подумайте: каким есть место на дереве?

(Учащиеся подходят к дереву и клеят листья).

- Нравится вам такое дерево?

- Значит, мы добились запланированных результатов, и трудностей при работе над сочинением у вас будет меньше.

- А когда будете писать творческую работу, обязательно вспомните замечательные строки В. Шефнера: (Читает учитель и ученик)

На миг оглянуться –

А что там у нас за спиной?

Там ласточки вьются

Над старой кирпичной стеной,

Там детские ссоры, На

Счастливейших дней череда,

Там ясные взоры, -

Никто нас не пустит туда.

На миг только глянем,

Какие мы были в былом?

Там утречком ранним

Идем по тропинке вдвоем.

Мы обе прекрасны

(При взгляде из нынешних лет) –

И обе не властны

Вернуться туда, где нас нет.

В минувшее горе

Нам тоже вернуться нельзя, -

В другое, в другое,

В другое уводит стезя.

- Ну что ж, я очень надеюсь, что весь накопленный в детстве опыт, включая все ошибки, просчеты, недоумения, вы взяли с собой во взрослую жизнь. (Отдаю воздушный шарик ученику) . А тем, кто не вынес из детства уроков, придется строить все заново (В торой шарик лопаю ).

- Спасибо за сотрудничество и активность на уроке!

- Успехов в написании сочинения!

Лист самоконтроля ___________________________

Создание элемента сочинения

Критерии оценивания сочинения

Дополн. Деятельность (поиск информ. в интернете и др.)

*активность в группе

*активность в классе

* Балл выставляется консультантом группы.

Шкала перевода баллов в оценку

Менее 3 баллов - следует повторить материал и быть активнее.

  1. Работа над композицией сочинения.
  2. Анализ текста В. Шефнера.
  3. Написание сочинения-рассуждения.
  4. Блиц-тест по критериям оценивания сочинения.
  5. Рецензия сочинения.

Задание части С.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких-то бы ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения-рассуждения по данному тексту (задание уровня С)

II. Основная часть.

1. Проблема, поднятая в тексте.

3. Авторская позиция.

4. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

5. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. (По В. Шефнеру)

Информация об авторе

Вади́мСерге́евичШе́фнер (1914 -2002) — советский поэт , прозаик , фантаст .

В. С. Шефнер родился 30 декабря 1914 года ( 12 января 1915 ) в Петрограде в семье пехотного офицера.

Почти всё детство и юность провёл в Петрограде-Ленинграде. После смерти отца вместе с матерью-воспитательницей жил при детском доме в Старой Руссе, спустя некоторое время вернулся в Петроград. После школы окончил ФЗУ , в 1930-е годы был рабочим на различных ленинградских заводах.

В послевоенные годы наряду с поэтическим творчеством также занимался стихотворным переводом.

Шефнер связывает реализм с фантастикой, любит с мнимой серьёзностью говорить об очевидной бессмыслице или с юмором о серьёзных вещах.

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

1. Алгоритм написания сочинения

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно. Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

Как писать комментарий?

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

В ходе урока учащиеся совершенствуют умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения, развивают навыки монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, готовятся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, что направлено формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Цели:

  • Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.
  • Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
  • Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.
  • Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.

– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.

– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.

– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена в вертикальном виде (карточка-информатор №1, слайд 2),

Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Структурный компонент текста Речевые клише
Проблема Возможен риторический вопрос…
В центре внимания автора проблема…
В тексте автор размышляет над проблемой…
Комментарий Не случайно писатель изображает…
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор заставляет читателя задуматься…
Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)
Позиция автора Позиция автора такова…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Моя позиция – тезис Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт) Действительно …
Подумайте сами…
Примеров подобного отношения людей к… множество.
Иллюстрация к аргументу 1 Например, …
В качестве примера расскажу…
Приведу следующий пример…
Правоту автора подтверждает…
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт) Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.
Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях
Иллюстрация к аргументу 2 Например, …
Вспомним произведение…
Именно об этом писал…
Вывод-заключение Таким образом, только от нас самих зависит…
В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…
Возможна пословица или поговорка.

Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:

  • последовательность изложения мыслей;
  • смысловую цельность и связность;
  • абзацное членение текста;
  • связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
  • использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
  • соответствие видовременных глагольных форм.

Во избежание фактических ошибок

Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизывать сформулированные мысли. Обратим внимание на типичные ошибки, допускаемые ребятами при таком виде работы, потому что предупреждён – значит вооружён. Также важно помнить, что нельзя отождествлять автора и рассказчика, хотя можно использовать хитрое выражение автор-рассказчик, а если речь в тексте идёт явно от лица автора, то лучше использовать информацию о нём, данной после текста.

– Прослушайте текст. (карточка-информатор №2, слайд 3)

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

(25) Мы народ организованный, должны подавать пример.

(26) Шёл в сумерках влюблённый.

(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет. (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

III. Работа по тесту. Обзор-анализ.

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.

(слайд 5: Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)

– Рябинка – это часть чего. Значит проблема….

(слайд 5: Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)

– Какая наука занимается вопросами природы?

– С чем связана экологическая обстановка на планете?

– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?

– Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (слайд 7).

– Прокомментировать проблему – значит:

– показать степень понимания текста;

– умение видеть его важные аспекты;

– понять замысел автора;

– понять ход авторской мысли.

Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера

– что значит красота рябинки для окружающих;

– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;

– как относиться к окружающей красоте природы.

– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;

– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…

– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?

– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев?

– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения).

– А знаете ли вы, что олицетворяла собой рябинка в Древней Руси?

– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.

– Ребята, сформулируйте свой комментарий-тезис к данной проблеме.

– Запишите свой комментарий, Поможет вам в этом памятка. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер.(слайд 9)

IV. Самостоятельная работа учащихся. Иллюстрирование комментария.

(слайд 10)

– Что может иллюстрировать аргумент?

  1. Бесспорные факты, истинные события.
  2. Общепринятые положения, принципы, нормы.
  3. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  4. Примеры из личной жизни или жизни окружающих.
  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.
  6. Примеры из художественной литературы.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.

– Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!

Сочинение ЕГЭ по русскому языку кажется чем-то невероятным, и от одной мысли о нём ты впадаешь в ступор? Уверен, что напишешь полную ерунду, а эксперты будут в шоке от твоей работы? Без паники! Вместе с практикующими преподавателями по русскому языку мы разобрались, как написать сочинение на высокий балл и не сойти с ума!

сочинение егэ по русскому

Думаешь, что для хорошего сочинения нужен настоящий талант? Уверен, что твоих навыков недостаточно, чтобы блестяще написать сочинение и получить за него высокий балл? Устраивайся поудобнее и читай статью! В ней — всё о структуре, готовый макет и даже примеры удачных и средних сочинений!

В статье вы найдёте:

Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку

Максимальный результат за сочинение ЕГЭ по русскому языку — 25 первичных баллов.

как писать сочинение егэ по русскому

А теперь — по порядку о каждом из критериев:

Думаешь, что набрать максимум баллов по всем 12 критериям — это что-то нереальное? А вот и нет! Написать сочинение по русскому языку намного проще, чем эссе по истории. Для этого есть готовая структура, шаблоны и клише. Давай разбираться, что нужно знать, чтобы написать блестящее сочинение!

Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку

Чтобы написать хорошее сочинение, нужно чётко понимать его структуру. Не переживай, это несложно! Чтобы не запутаться, лови готовый шаблон!

как писать сочинение егэ по русскому

А теперь пройдёмся по структуре более подробно:

  • Вступление (необязательная часть). Здесь нужно плавно подвести к проблеме. За введение с тебя не снимут баллы и не добавят их, но с ним сочинение будет смотреться лучше.
  • Формулировка проблемы. В этой части нужно правильно сформулировать проблему, которая есть в исходном тексте.
  • Комментарий к проблеме. Чтобы не быть голословным, проблему нужно прокомментировать. Для этого приведи минимум 2 примера из текста, которые подтверждают проблему, дай им пояснение, свяжи их между собой и дай пояснение связке.
  • Позиция автора с обоснованием. Даже если в исходнике не написано мнение автора прямым текстом, твоя задача — читать между строк! Подумай, какова позиция автора и что он хотел сказать. Не забудь обосновать свои слова — привести минимум 2 примера из текста.
  • Собственное мнение по проблеме. А теперь самое время выразить собственное мнение по проблеме. Что ты думаешь по этому поводу? Почему? Аргументируй свою позицию.
  • Заключение. В заключительной части обобщи всё, что ты сказал в сочинении, и сделай выводы.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Клише использовать необязательно, но, чтобы тебе было проще написать сочинение, мы попросили Олесю Косовскую поделиться макетом, с помощью которого ты без труда справишься с заданием:

Темы сочинения ЕГЭ по русскому языку

Тематика и стилистика исходных текстов на ЕГЭ может быть абсолютно разная. И всё-таки есть темы, которые повторяются из года в год. Вот они:

  • О войне;
  • О природе;
  • О смысле жизни;
  • О любви к родине;
  • Об искусстве;
  • О преемственности поколений;
  • О характеристиках личности (например, проявление милосердия, доброта, одиночество).

Где искать примеры для сочинения ЕГЭ по русскому языку?

Раньше ученик должен был использовать примеры из литературных произведений, чтобы обосновать свою позицию. Но в 2019 году правила изменились.

как писать сочинение егэ по русскому

Ты даже можешь выдумать историю из жизни внучатой племянницы соседки — главное, чтобы эта история помогла тебе обосновать свою позицию. Более того, если ты сумеешь ходом своих мыслей аргументировать мнение о проблеме, то пример из других источников можешь вообще не приводить.

Примеры сочинения ЕГЭ по русскому языку

Чтобы ты чётко понимал, каким должно быть сочинение ЕГЭ по русскому языку, мы попросили экспертов продемонстрировать примеры хороших работ. Вот что нам показала Олеся Косовская, преподаватель по русскому языку.

Сочинение на максимальный балл:

Сочинение на средний балл:

Посмотрите, как эксперты оценили это сочинение:

как писать сочинение егэ по русскому

В 2020 году по сочинению можно было набрать максимум 24 балла

Если ты сомневаешься в своих силах и думаешь,что от самостоятельной подготовки не будет толка, запишись на курсы. На них ты изучишь теорию, закрепишь полученные знания на практике, будешь прорешивать пробники и учиться писать сочинение.

Чтобы получить результат, важно выбрать хорошую школу и опытного преподавателя. Это не тот случай, когда сапожник может быть без сапог, поэтому нужно убедиться в его квалификации.

как писать сочинение егэ по русскому

Но даже если преподаватель действительно опытный, это не значит, что нужно сразу записываться на курс и платить деньги. Для начала посмотри, как он преподносит материал. Хорошо, если он ведёт страницу в соцсетях. Идеально, если у него есть канал на YouTube — по видео сразу станет понятно, насколько комфортна лично для тебя манера подачи информации и насколько понятно преподаватель объясняет.

За месяц подготовки ты заплатишь от 1 000 до 5 000 рублей, в зависимости от статуса школы, квалификации преподавателя, формы обучения и формата подготовки.

Курсы с проверкой домашнего задания и без проверки, с наставником и без наставника, будут стоить по-разному. Индивидуальные занятия обойдутся дороже групповых, но и программу на них адаптируют конкретно под тебя и твой уровень подготовки.

Даже если ты выбрал самую лучше школу и самого крутого преподавателя, это не даёт никаких гарантий. Конечно, преподаватель сделает всё возможное, чтобы ты сдал экзамен на высокий балл, но и от тебя тоже зависит немало. Например, учитель не может заставить тебя посещать все занятия и делать все домашние задания, поэтому тут важны и твои усилия.

Читай также:

  1. Как Подготовиться к ЕГЭ? 6 Эффективных Советов, Как Подготовиться к ЕГЭ Самостоятельно и Сдать Его на 80+ Баллов
  2. Как Заработать Студенту? 11 Актуальных Идей, Как Найти Подработку и Без Особых Знаний Заработать Студенту от 10 000 Рублей
  3. Чем Заняться Дома? 20 Интересных Занятий Для Тех, Кто Не Знает, ЧтоДелать Дома
  4. Йога Для Начинающих в Домашних Условиях: 12 Пошаговых Инструкций по Выполнению Простых Асан

Поделись в комментариях, какие способы ты используешь для подготовки к ЕГЭ? Сделай репост статьи, чтобы её не потерять.

Читайте также: