Сочинение по егэ по обществу

Обновлено: 05.07.2024

Эссе по обществознанию – это последнее, 29 задание ЕГЭ. Вам на выбор даются пять цитат, соответствующих отдельным блокам наук: философии, экономики, социологии (социальной психологии), политологии и правоведения. Вы выбираете одну из тем и пишите по ней эссе.

Критерии оценивания эссе

Что ФИПИ хотят видеть в эссе по обществознанию?

В данном виде письменной работы вам нужно:

  1. Выбрать одно из пяти высказываний каких-либо популярных и великих личностей и сформулировать одну из идей (не проблем!) на ваше усмотрение и развёрнуто раскрыть его.
  2. Использовать теоретические понятия для точного и полного раскрытия выдвинутой вами идеи.
  3. Для подтверждения идеи привести два аргумента из разных источников, развёрнуто их описать и связать с выбранной вами идеей.


Всего за эссе по обществознанию вы можете получить 6 баллов. Однако если вы неправильно выдвинули идею, то вся работа оценивается в 0 баллов и дальше не проверяется.

Критерии оценивания эссе по обществознанию - 29 задание

План эссе по обществознанию

Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:

  1. Сделать вступление.
  2. Написать теоретическую часть.
  3. Первый аргумент и его пояснение.
  4. Второй аргумент и его пояснение.
  5. Вывод.

Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.

Вступление

В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.

Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.

Для вступления вы можете использовать следующие клише:

  1. В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
  2. Смысл её/ его слов заключается в следующем: …

Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.

НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.

Теоретическая часть

В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.


Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.

Первый и второй аргументы

С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.

Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:

В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:

Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.

Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

Вывод

Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.

В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:

  1. Рассмотрим, что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию
  2. Поговорим о критериях оценивания
  3. Составим шаблон для его написания
  4. Изучим, каким образом должны выглядеть практические и теоретические аргументы

Не знаете, какой вуз выбрать? Воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение. Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать сочинение на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать мини-сочинение по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего мини-сочинения потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Критерии оценивания

Приступая к сочинению, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашего мини-сочинения.

Теоретическая аргументация — это К2, за который максимум можно получить 2 балла. В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже встречаются в самой цитате.

Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.

Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.

Таким образом, максимум за всё мини-сочинение можно получить 6 баллов.

Структура сочинения ЕГЭ по обществознанию

Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше мини-сочинение с точки зрения структурных элементов. Структура сочинения должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего мини-сочинения — от 1,5 до 2 страниц.

Ваше мини-сочинение должно содержать следующие элементы:

  • Смысл высказывания (К1)
  • Ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов.
  • Теоретические аргументы (К2) + микровыводы
  • Практическая аргументация (К4) + микровыводы
  • Общий вывод по всему мини-сочинению

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

2) Зарубежная и отечественная история. Обе они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется.

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Что нужно запомнить

Хочешь круто подготовиться к ЕГЭ? Тебе поможет учебный центр MAXIMUM! Все наши преподаватели сами сдавали этот экзамен на хороший балл, мы ежегодно изучаем изменения ФИПИ и корректируем курсы, исходя из этого. Читай подробнее про наши курсы и выбирай подходящий!

Примеры сочинений ЕГЭ по обществознанию

Само по себе самопознание — это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими индивидами и/или образами человека.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.



ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

Раскрытие проблемы

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Примеры написания эссе по обществознанию для ЕГЭ 2020 на 6 баллов.

Пример №19

В данном высказывании известный учёный Альберт Эйнштейн рассуждает на тему роли
школы в воспитании личности. Автор убеждён в том, что главным приоритетом школы как
социального института является не столько передача знаний и подготовка новых кадров на
рынок труда, сколько социализация личности.

Высказывание А. Эйнштейна можно обосновать теоретически. Школа – агент социализации,
то есть организация, обеспечивающая обучение культурным нормам и усвоение социальных
ролей. В школе каждый человек продолжает свой процесс социализации – развития
социально значимых качеств, формирования личности. Здесь ребёнок приобретает
социальный статус ученика, что определяет круг его прав и обязанностей, выполняет
связанную с ним социальную роль, например, старается добиться успехов в учёбе. В школе
человек приобщается к таким видам деятельности, как игра, труд, а самое главное - общение
и учение. Отсюда следует, что процесс познания – целенаправленного получения знаний –
не главная цель школьного образования, а лишь его часть, необходимая для приобщения к
общественным ценностям и развитию личности. Следует отметить такую тенденцию
развития современного образования, как гуманизация, которая подразумевает внимание к
личности ученика, его целям и интересам, индивидуальным способностям. Эта тенденция
проявляется в создании комфортных условий обучения, использовании безопасного для
здоровья оборудования, проведении профориентационных тестов и т.п.

Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни. В моей
школе для выпускников проводятся занятия психологии, на которых эксперты помогают
ученикам определить свои жизненные цели и ценности, выбрать профессию, подходящую по
интересам и способностям. Я считаю подобную практику очень важной, поскольку даже тем,
кто успешно учится и развивает свои способности, необходимо знать, как реализовать себя
и как принести пользу обществу.

Также приведу пример из материалов СМИ. В одной из телевизионных программ
рассказывали о частной школе Summit Sierra в США, в которой использовался
персонализированный подход к обучению. Чтобы учащиеся могли самостоятельно
руководить процессом своего обучения, используются современные технологии, элективные
онлайн-курсы, проводятся беседы о карьере и жизненных целях. Активное участие в
собственном образовании позволяет детям научиться ответственности, уверенности в себе
и целеустремлённости – качествам, необходимым в обществе и на рынке труда. Именно это
является целью Summit Sierra и уже несколько лет успешно реализуется.

В заключение можно утверждать, что роль школы действительно состоит в воспитании
личности, а не профессионала. Школа готовит человека к жизни в обществе, приобщает к
культуре, развивает в нём социально значимые качества.


ЕГЭ по обществознанию уже который год остаётся самым популярным предметом по выбору у выпускников. Главные сложности, которые возникают у школьников на экзамене, связаны с 29-м заданием, — эссе. Наш блогер, учитель истории и обществознания Ирина Потапенко, рассказывает, по какому плану стоит писать сочинение, чтобы получить максимальный балл.

Ни для кого не секрет, что самое сложное и при этом — самое творческое задание в ЕГЭ по обществознанию — это задание 29, то есть сочинение, или как многие любят его называть, эссе. Сложно с этим не согласиться. Сочинение вызывает затруднение у всех старшеклассников, которые готовятся сдавать обществознание. Поэтому я и сделала эту инструкцию.

Критерии оценивания эссе по обществознанию


За критерий 3 можно получить 1 балл. Наличие и корректность рассуждений, выводов. Что это все значит? В эссе должны быть последовательные и непротиворечащие рассуждения, не должно быть допущено ошибок с точки зрения научного обществознания, то есть ученик правильно использовал все термины и объяснил их значение.

Критерий 4: нужно привести не менее двух (можно и больше) фактов/примеров, которые бы подтверждали идеи, тезисы, высказанные автором. Примеры должны быть развернутыми и не противоречить идеям, изложенным в теоретической части. Примеры не должны дублировать друг друга. Откуда взять эти примеры?

Факты не должны содержать смысловые и фактические ошибки, которые могут привести к искажению сути высказывания. Будьте осторожны! Используйте примеры, суть которых вы понимаете, особенно это касается исторических фактов. За два правильно приведенных факта ученик получает 2 балла.

Итого — 6 баллов за все сочинение.

План написания эссе

  • Цитата. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  • Смысл высказывания.
  • Собственная точка зрения.
  • Аргументация на теоретическом уровне.
  • Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  • Вывод.

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментирую каждый пункт нашего плана для эссе и составим алгоритм написания.

Предвкушая ваш вопрос о том, как правильно использовать данный алгоритм, приведу сразу пример заполненной таблицы готовым сочинением.

Готовое эссе.

29.1. «Создает человека природа, но развивает и образует его

Автор размышляет на тему биосоциальной сущности человека. Автор считает, что человек обладает биологической природой — организм с физиологическими потребностями, а также социальной — личность человека, формируемая в процессе социализации. Я согласна с мнением автора.

Формирование человека, как существа биосоциального, то есть личности, проходит в процессе социализации. Под социализацией в обществознании понимают процесс становлении личности в среде себе подобных, то есть в обществе. Процесс социализации включает в себя три этапа: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Немаловажную роль играют агенты социализации — первичные и вторичные (окружающие люди и различные социальные институты).


Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию: как не допустить ошибок и что повторить

Например, на стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется, на первый взгляд. Примером тому является герой Р. Киплинга Маугли, который оказался в изоляции от общества. Мальчика вырастила стая волков и он был лишь биологическим существом.

Также можно выделить следующие теоретические аспекты данной темы (проблемы). Все-таки природа влияет на формирование личности. Именно она закладывает на генетическом уровне определенные задатки, да и влияет на социализацию личности исходя из индивидуальных особенностей человека (внешность, характер, строение и пр.). Задатки как анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, в процессе социализации способствуют успешной деятельности личностей.

Например, человек обладает специфическими индивидуальными особенностями, данными природой, — уникальный музыкальный слух, как у Моцарта или Бетховена. Развивая этот задаток с детства, можно достичь значительных успехов в жизни. Можно рассмотреть и пример известного австралийского мотивационного оратора Ника Вуйчича, мецената, писателя и певца, рождённого с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей. Несмотря на страшный недуг, Ник сумел пройти достойно социализацию и стать выдающимся примером того, что биологические особенности могут повлиять на развитие, даже если они ограниченные.

Таким образом, автор прав в своём высказывании. Действительно, человека создает природа и она же влияет на дальнейшее становление личности в обществе в процессе социализации.

Читайте также: