Сочинение духовно нравственный учитель

Обновлено: 30.06.2024

Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность.

Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные,

и общая культура личности(разносторонние интересы, развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция) высоко развиты. ПОСТОЯННОЕ развитие общей культуры личности – категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т. к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.

Творческая лаборатория учителя – это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.

Личностные качества учителя литературы:

уровень профессионализма и общий культурный уровень Высокий нравственный уровень Высокий уровень коммуникативных способностей Развитые творческие способности Иметь чувство юмора Важна артистичность, способность к перевоплощению, развитая фантазия, воображение Высокий уровень эмоциональности Высокий уровень культуры речи Готовность к самообразованию

С 1993 года в Украине создан новый курс “Зарубіжна література” для школ с украинским языком обучения, и курс “Литература” для школ с русским языком обучения. В Украине существует целый ряд программ по курсу ИЗЛ. Первая программа была создана в 1994 году ” Світова література” под реакцией Шаховой.

Так же существуют программы под редакцией Ковбасенко, 98г., Шалагинова,2001г., Наливайко,2003г. – программы для украинских школ; для русских школ – программа Симаковой.

2. Споры по программам

-Что нужно изучать? Различные программы предлагают различные произведения для прочтения.

-Структура программы: (традиционно как у Симакововй) пояснительная записка, перечень авторов, произведений, тем уроков, теория литературы, внеклассное чтение, развитие речи, требования знаний, умений и навыков. Программа должна учитывать межпредметные связи, межлитературные связи, связи с другими видами искусств, культурологический контекст.

-Программы для профильных классов (филологических и других профилей). Количество часов, количество

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов людям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.

Воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем внимания составляет всего 4 – б букв. У детей он еще меньше.

Значит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смысловые связи (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания

Зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о

Переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности.

Не следует смешивать переключение внимания сотвлечеиием, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на тикании наручных часов – оно слышится то более, то менее отчетливо).

Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии конкурирующих изображений (рис. 4.). Если поставить задачу смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение часто будет сменяться видением вазы.

Такие отвлечения длятся мгновения.

Истинное отвлечение является следствием многих причин.

Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно.

Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать (показывать) содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся – одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности.

Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно (например, при работе с микроскопом необходима только концентрация внимания на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре.

Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.

Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько десятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в игре.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности, так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель, более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры.

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

-Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

- Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

-Положительные этические качества (добродеятельность)

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность —Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовныймир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причё м в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

• постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

• найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие;

• постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой);

• установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

• не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

• не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Ода педагогу Мы преклоняемся пред именем твоим, Учитель, наш кумир из детства, С тех школьных лет тебя благословим И уважаем искренне, всем сердцем.

Презентация модульного оригами «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов

Выполнила: Дубровская Екатерина Викторовна

Преподаватель: к.п.н., доцент Космачева Наталия Владимировна

Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро и зло. Настоящие духовно-нравственные ценности подмениваются ложными. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей.

Семья для ребенка – мир, в котором закладываются основы морали и нравственности. И то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни.

Учитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащихся. Заботясь о духовности и нравственности, учитель способствует тому, чтобы школьник вырос добрым, честным, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти свое уникальное место в жизни. Учитель в школе должен организовать свою деятельность так, чтобы с помощью современных и доступных методов прививать своим ученикам нравственные качества. В процессе урока дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, осуществлять помощь и принимать ее. Чтобы формировать нравственное сознание школьников, учитель помогает учащимся осознать как их собственный опыт, так и опыт других. Нравственный компонент должен пронизывать уроки и внеклассные мероприятия. Организуя процесс воспитания духовно-нравственных качеств детей, учитель должен использовать разнообразные формы работы (экскурсии, проекты, внеклассное чтение и др.). Учитель должен быть инициатором тематических классных часов и мероприятий духовного, патриотического, эстетического и фольклорного характера.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда учитель служит для детей образцом поведения: доброжелательно относится к окружающим, добросовестно трудится, интересуется общественными событиями. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение, развивать то, что в них заложено.

Конечно, жизнь современной школы невозможна без деятельностного участия родителей. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно взрослые, могут указать путь ребенку к добру, свету, созиданию. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.

МОУ Агинская средняя общеобразовательная школа №1, Валькова Г.Н.

Эссе по теме духовно-нравственного воспитания.

«Воспитание – великое дело;

В. Белинский

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.

Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.

В своей работе не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с детьми, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Различные совместные мероприятия способствуют развитию, становлению и совершенствованию детей.

В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Читайте также: