Бешеная собака толстой сочинение

Обновлено: 02.07.2024

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

Когда соседской цепной собаке — лохматому Жоре — хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

(1)У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2)Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

(3)Когда соседской цепной собаке — лохматому Жоре — хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

(И)Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. (12)Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. (13)Иногда даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. (14)После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски: не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

— (15)Ну и дурак ваш Тобик, — злорадно говорили Грину соседи, (16)Нет никакого соображения у этой собаки.

(17) На это Грин спокойно отвечал соседям:

— Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

(18) В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, -ЦЦлучше держаться подальше от этого человека.

(19) Я увидел Тобика после смерти Грина. (20)Он ослеп, как говорили, от старости. (21)Пёс сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. (22)Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. (23)Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

— (24)Давно он ослеп? — спросил я у местного жителя.

— (25)Да после смерти хозяина. (26)Всё тоскует, всё ждёт.

(27) Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, — это собаки.

(31)Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. (32)Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека — обыкновенное велосипедное колесо.

(33)Любите собак. (34)Не давайте их никому в обиду. (35)Они ответят вам троекратной любовью.

(По К. Г. Паустовскому)

Таким образом, для изображения чувств персонажей зачастую используются средства художественной выразительности, которые способны передать тончайшие оттенки душевных переживаний.

Смысл финала текста я понимаю так: автор призывает относиться к братьям нашим меньшим с заботой и искренней любовью. Действительно, ни для кого не секрет, что собаки – самые преданные существа на земле, и поэтому они достойны настоящего уважения.

Таким образом, собака – это гораздо больше, чем просто друг своего хозяина. Кто ещё может подарить нам столько любви и верности? Именно поэтому так важно заботиться о животных и никогда не давать их в обиду.

9.3 Как Вы понимаете значение выражения ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ?

Как нужно относиться к животным? На мой взгляд, человек – это часть природы, без которой он не выживет. Именно поэтому так важно проявлять заботу по отношению ко всем представителям природного мира и, конечно, нельзя забывать о братьях наших меньших. Животные нуждаются в нашей помощи и любви, они и сами готовы дарить нам душевное тепло.

Так, в произведении К.Г. Паустовского рассказывается о собаке А. Грина Тобике, который многим казался невзрачным и несообразительным. Он стоял на задних лапах перед другой собакой и выпрашивал у людей кусочки еды. Однако А. Грин не позволял относиться к нему неуважительно и называл Тобика умным и вежливым. После смерти хозяина пёс очень сильно переживает и тоскует, о чём говорится в предложениях 25-26. Это

доказывает, что собаки – самые преданные существа на земле, которые тяжело переживает разлуку с человеком.

Таким образом, доброе отношение к животным включает в себя внимание, заботу, искреннюю любовь со стороны человека и исключает грубость, жестокость и равнодушие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий гуманность, сочувствие, сострадание, наполнение структуры Я эмоциональное.

II . Эмоциональная разминка.

Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому предлагается выбрать карточки с ценностями:

- любовь к близким;

- любовь к животным.

Необходимо выбрать 5 главных ценностей – самых значимых, 2 – не очень значимые в данный момент. Обсуждаем варианты в группах.

-Для дальнейшей нашей работы разобьёмся на новые группы по максимальному совпадению ценностей.

III . Словарная работа. (Погружение в тему) .

Д: Нравственный человек – добрый, ответственный, порядочный. Нравственно, когда тебе стыдно за плохой поступок.

- Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (из словаря Ожегова С.).

- Согласны ли вы с тем, что отношение к животным является критерием нравственности?

Д: Да, так как к животным нужно относиться хорошо, ласково, заботиться о них.

1.Поиск текстовой информации в словах предложения.

Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

- Что вам известно?

Д: Дружок – пес, а не кот, так как кошки не лижут ноги.

Барин – хозяин собаки, так как собаки не лижут чужим ноги.

Собака лижет ногу хозяину, значит, жалеет его.

Дружок просит прощение.

Он чего-то просит.

Дружок – друг – друг для хозяина.

1.Составление рассказа по предложению.

- Попытаемся составить рассказ из 3-4 предложений по этому предложению (работа в группах).

Д: В доме никого не было. Дружок стал играть с вещами хозяина. Когда хозяин вошёл, то увидел разорванные вещи. Чувствуя вину, Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

Д: На охоте барин стрелял в уток. Одна утка упала среди коряг, а Дружок полез за уткой и поранился. Он не мог идти, кровь сочилась из его лапы. Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

IV . Знакомство с текстом.

1Извлечение текстовой информации из заголовка.

- Прочитайте название текста на доске:

- Какие вопросы возникли?

Д: Почему бешеная?

Она ведёт себя как бешенная или больная?

Что случилось с собакой?

Что стало потом?

- Написал рассказ для детей Л.Н.Толстой. Какую информацию вам сообщили?

Д: Это поучительная история, так как все рассказы для детей Л.Н. Толстого.

- Толстой сам определил жанр – быль. Что это значит?

Д: Эта история записана с чьих-то слов.

2 Чтение текста (Раздаются печатные тексты, учащиеся молча читают).

3 Беседа по вопросам.

Смысловая обработка информации (работа по группам).

- Что мы узнаём о собаке с первых строк?

- Как выращивали Дружка?

- Зачем Дружок бросился навстречу бешеному псу?

- Почему Дружка заперли в пустую горницу?

- Какие признаки болезни проявились у собаки?

- Как повел себя больной пёс?

- Почему барин промахнулся, стреляя в Дружка, ведь он любил охотиться?

- Зачем Дружок лизал барину ногу?

V . Тренинговые упражнения на развитие личностной рефлексии при обработке текста на уровне смысла.

Задания для обсуждения.

- Необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

А) Кто вызывает наибольшее сочувствие?

Б) Чьи действия были наиболее правильными?

- Обменяйтесь мнениями, желательно прийти к общей точке зрения.

(работа в группах)

-Таким образом, ключевыми понятиями становятся ответственность и гуманность.

2. Устное рисование. Создание рассказа – картины.

Повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно следить за тем, что уже названо. (Работа по цепочке).

- Определим у кого самая богатая фантазия (обсуждение).

- Что руководствовало вами при подборе слов – деталей? Какое чувство хотели вы передать?

3. Мысленный эксперимент.

- Предложите новый вариант движения сюжета, который приведёт к благополучному финалу.

Д: Хозяин позвал ветеринара, собаке сделали укол. Дружок пошёл на поправку.

Д: Дружок стал громко лаять. На лай выбежал хозяин с ружьём и застрелил чужого пса.

Д: Дружок понимал, что заболел. Отказался от пищи и вскоре умер.

(в течение эксперимента в любом случае дети приходят к выводу, что трагический финал произведения не избежен, так как бешенство не лечится).

4 Упражнение на понимание смысла.

О ком Л.Н. Толстой рассуждает в рассказе: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?

5 Обыгрывание ситуаций.

- Вспомните конкретное событие, когда с вами рядом был четвероногий друг (собака, кошка и т.д.). Вспомните, где и когда произошло это событие. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите это событие. (1,5 мин.)

- Прошу желающих поделиться своими эмоциями, ощущениями, чувствами.

- Придумаем новое имя выступавшим, в котором отразится суть полученного эмоционального состояния:

Я тот, который… (делает …) или Я уверен в себе, когда я (делаю…)

Я тот, который помог своей собаке, когда она упала в яму.

6 Обмен впечатлениями друг о друге.

- Завершаем наш урок. Сейчас каждый из вас по очереди будет садиться на этот стул (стул стоит перед классом). Все участники группы будут подходить к вам (порядок действия по вашему желанию) и будут называть те качества, которые проявились у вас в ходе работы в группе. Сначала одно хорошее, которое ярко проявилось, затем то качество, которое вам мешало.

- Как бы вы поступили на месте барина, детей?

- Был бы ты благодарен животному, который спас бы тебе жизнь?

- На листочках, которые находятся перед вами, нарисуйте сердце. В центре сердца нарисуйте рамку. Подумайте, в чём состоят три важнейших ценности, которые вечны всегда. Запишите их в рамке внутри сердца.

(замечено, что учащиеся всегда включают ценность- любовь к близким, к животным)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было

Поехал я раз зимою в лес за деревами, срубил три дерева, обрубил сучья, обтесал, смотрю, ужпоздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шел и мело. Думаю, ночь захватит и дороги не найдешь. Погнал я лошадь; еду, еду — все выезду нет. Все лес. Думаю, шуба на мне плохая, замерзнешь. Ездил, ездил, нет дороги и темно. Хотел уж сани отпрягать, да под сани ложиться, слышу — недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу, тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.

— Здорово, братцы! — Здорово, мужик! — Где, братцы, дорога? — Да вот мы на самой дороге. — Выехал я к ним, смотрю, что за чудо — дорога гладкая и не заметенная. — Ступай, говорят, за нами, — и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: подождите, братцы! Остановились, смеются. — Садись, говорят, с нами. Твоей лошади порожнем легче будет. — Спасибо, говорю. — Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут: ну, вы, любезные! Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю, что за чудо. Светлей стало, и дорога гладкая, как лед, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперед: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу: батюшки! легче, убьете! Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я, пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук. Ну, думаю: пропадайте одни. Приподнялся, схватился за сук и повис. Только повис и кричу: держи! А сам слышу тоже, кричат бабы: дядя Семен! чего ты? Бабы, а бабы! дуйте огонь. С дядей Семеном что-то недоброе, кричит. Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватился руками, вишу и кричу непутевым голосом. А это я — все во сне видел.

Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей. С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные. Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова — бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркатъся стало, вернулись назад. Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

Барин купил легавого щенка в городе и в рукаве шубы привез его в деревню. Барыня полюбила щенка и в горницах выхаживала его. Щенок вырос, и его назвали Дружком.

Он ходил на охоту с барином, караулил дом и играл с детьми.

Один раз в сад забежала собака. Собака эта бежала прямо по дорожке, хвост у ней был опущен, рот был открыт и изо рта текли слюни. Дети были в саду.

Барин увидал эту собаку и закричал:

— Дети! Бегите скорее домой, — бешеная собака!

Дети услыхали, что кричал отец, но не видали собаки и бежали ей прямо навстречу. Бешеная собака хотела броситься на одного из детей, но в это время Дружок кинулся на собаку и стал с ней грызться.

Дети убежали, но когда Дружок вернулся в дом, он визжал и на шее у него была кровь.

Через десять дней Дружок стал скучен, не пил, не ел и бросился грызть щенка. Дружка заперли в пустую горницу.

Дети не понимали, зачем заперли Дружка, и пошли потихоньку посмотреть собаку.

Они отперли дверь и стали кликать Дружка. Дружок чуть не сбил их с ног, выбежал на двор и лег в саду под кустом. Когда барыня увидала Дружка, она кликнула его, но Дружок не послушался, не замахал хвостом и не взглянул на нее. Глаза у него были мутные, изо рта текла слюна. Тогда барыня позвала мужа и сказала:

— Иди скорей! Кто-то выпустил Дружка, он совсем бешеный. Ради бога, сделай с ним что-нибудь.

Барин вынес ружье и подошел к Дружку. Он прицелился в него, но рука тряслась у него, когда он целился. Он выстрелил и не попал в голову, а в зад.

Собака завизжала и забилась.

Барин подошел ближе, чтобы рассмотреть, что с ним.

Весь зад у Дружка был в крови и обе задние ноги перебиты.

Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу. Барин затрясся, заплакал и убежал в дом.

Тогда кликнули охотника, и охотник из другого ружья до смерти убил собаку и унес ее.

Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда все переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней:

Когда приехали на постоялый двор, хозяин и говорит:

Читайте также: