Как закончить сочинение по сказке

Обновлено: 04.07.2024

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. Кстати, заходите в группу, чтобы похвастаться бонусами и скидками друзьям.

А если хотите, чтобы вашу работу хотя бы изредка приводили в пример, вот несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Темы сочинения

Сочинения по литературе основываются на текстах авторов 19 — 20 веков. Примерные темы:

Требования к сочинению ЕГЭ по литературе

Главное требование предъявляется к объему сочинения: работа должна быть не меньше 200 слов. Оптимальное количество слов для раскрытия темы — 250-300.

Среди других критериев работы выделим следующие:

  • работа должна опираться на текст-источник;
  • необходимо представить анализ текста и собственное понимание проблемы, которая в нем изложена;
  • в сочинении должны присутствовать аргументы;
  • главное условие высокого балла — грамотный текст без орфографических и пунктуационных ошибок.

Структура написания сочинения по литературе

Как и любое другое сочинение или эссе, творческая работа по литературе состоит из нескольких элементов:

  • вступление;
  • определение проблемы, ее актуальность;
  • формулировка собственной позиции;
  • аргументы, которые ее подтверждают;
  • выводы.

Структура итогового сочинения по литературе должна быть четкой. Не делайте слишком большие абзацы, но и не разбивайте текст на множество мелких отрывков.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе


Вступление, или самая сложная часть

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь нужно раскрыть тему, проблематику и актуальность сочинения.

В этом помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? Какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Здесь необходимо осветить мысли, которые вызвало произведение, эмоции к выбранному персонажу или его обстоятельствам.

Каждую идею придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении она зародилась, как эволюционировала и к какому выводу в итоге подтолкнула.

Как написать заключение в сочинении по литературе


Осталось чуть-чуть, и идеальное сочинение у вас в кармане

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Список литературы для сочинения

Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику:

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.

Пример сочинения/эссе 1


Пример сочинения/эссе 2


После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!

Сочинения писать и легко, и сложно одновременно. Простота состоит в том, что нужно просто излагать свои мысли. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании. Предлагаем ознакомиться с небольшими подсказками для написания сочинений.

Как писать сочинение 5 класс

  • Для начальных классов легче даются сочинения повествовательного типа, когда детям необходимо пересказать сюжетные линии. Можно немного подключить описания, чтобы ребенок развивал наблюдательность.
  • Вначале необходимо выделить основную информацию и осмыслить ее.
  • Составить план сочинения.
  • Подобрать подходящие слова для описания и построить предложения по грамматическим правилам.
  • Внимательно перепроверить сочинение после написания.

itogovoe-sochinenie

  • Не забывайте, что сочинения должно состоять из вступления, в котором кратко необходимо описать суть проблемы, основной части, где излагаются мысли и заключения, в котором подбиваются итоги и пишутся выводы.
  • Выпишите на черновик первые мысли, которые пришли на ум после изучения темы сочинения.
  • Стимулируйте мыслительную активность, постарайтесь погрузиться в тему, если она вам близка или расспросите у родных.
  • Не бойтесь выдвигать гипотезы и фантазировать, но старайтесь не занимать этим все сочинение.

128

Шаблон как писать сочинение по русскому

  1. Вступление
  2. Формулировка основной проблемы (вопрос, над которым автор должен размышлять)
  3. Комментарий (пояснительные замечания и рассуждения по поводу проблемы: иллюстрации или пояснение значений)
  4. Авторская позиция (вывод, к которому автор подходит путем размышлений над проблемой)
  5. Отношение к авторской позиции и обоснование этого
  6. Выводы

plan

Памятка пишущему сочинение

  1. Обязательно читайте произведение, по которому необходимо написать сочинение. Если вы будете писать о непрочитанном, учитель сразу это поймет.
  2. Узнайте историю создания произведения или факты из жизни писателя – это поможет сделать собственное сочинение более емким.
  3. Объясните название, идею и тему произведения.
  4. Выделите, какие основные проблемы хотел донести автор.
  5. Выделите основные части конфликта в произведении.
  6. Обозначьте, в чем особенность произведения.
  7. Напишите план.
  8. Не пересказывайте и не перегружайте текст цитатами.
  9. Каждая часть работы обязаны быть последовательной логически и соразмерной.
  10. Избегайте повторов и речевых штампов.

c37bae

Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример

Царевна-лягушка – довольно необычная сказка, актуальна и по сей день. Она показывает, что человек красив не лицом, а своими поступками. Эти истины подтверждаются в данной народной сказке.
Сыновья царя всю жизнь жили в достатке. Когда подошло время жениться, братья выпустили стрелы в разные стороны, чтобы определить свою судьбу по поводу женитьбы. Старшему и среднему повезло с зажиточными невестами, а вот стрела младшего попала в болото. Что делать? Но это не приговор и младший рискнул привести ко двору лягушку, поскольку окончательный выбор делал царь. Никто не знает, что лягушка – заколдованная царевна. Поэтому она мастерски справляется с указаниями царя, показав себя лучше остальных жен. Постепенно отношение жениха к лягушке меняется, от все больше ей доверяет и чувствует ее внутренний мир. Это помогает расколдовать царевну, показав ее на глаза остальным.
Не стоит судить о лягушках по внешности, ведь перед вами может быть та самая, заколдованная. И лишь узнав их внутренний мир и подружившись, можно разглядеть настоящую царевну.

3908978

Чтобы понять произведение, необходимо быть на одной волне с писателем, понять, какие мысли он хотел донести людям. Свои же мысли в сочинении доносите кратко, но красочно и интересно. Кто знает, может и вы станете писателем в дальнейшем.


Для удачного завершения сочинения соблюдайте несколько нехитрых правил:

Основные направления

Опыт прошлых лет показал, что темы для написания итоговых сочинений были представлены в виде пар антонимов, состоящих из противоречивых понятий. Некоторые из них:

Темы сочинений

  • Мечта и реальность.
  • Искусство и ремесло.
  • Отцы и дети.
  • Месть и великодушие.
  • Доброта и жестокость.

Безусловно, перечень конкретных тем ученики смогут узнать непосредственно на экзамене, однако уже имеются примерные формулировки, которые с большой вероятностью будут кстати в нужный момент. Специалисты различных интернет-изданий составили рекомендации на основе прошлогодних тем:



Логичный финал в сочинении-рассуждении

Теперь давайте разберем частный случай, как закончить сочинение-рассуждение по литературе.

Вот основные моменты, которые необходимо запомнить:

Примеры

Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Как закончить сочинение ЕГЭ

Когда вы заканчиваете сочинение ЕГЭ, нужно в конце коротко подвести итог всему сказанному и связать таким образом всю работу с прочитанным текстом. Завершить финал можно вот такими фразами (примеры):

Надеемся, что вы поняли, как можно закончить сочинение, и у вас больше не возникнет вопросов на эту тему.

Порядок проведения

В 2018–2019 учебном году сроки написания итогового сочинения были определены следующим образом: основная дата выпала на 05.12.2018. Дополнительные сроки назначены на 06.03.2019 и 08.05.2019. Повторное написание в феврале и мае может понадобиться таким категориям учеников:


  • те, кто получил незачет в основную дату;
  • учащиеся, которые были изгнаны из аудитории за плохое поведение;
  • отсутствующие по уважительной причине;
  • те, кто по определенным причинам не смог окончить написание (все причины должны документально подтверждаться).

Ученики пишут работу в своей школе, процедура начинается в 10 утра и длится 3 часа и 55 минут. Следует отметить, что заполнение бланка и вводный инструктаж не входит в этот временной промежуток.

Кроме того, для людей с ограниченными возможностями (подобные состояния должны быть документально подтверждены) предлагается другой вариант – написание изложения. Причем на выполнение работы отводится на 90 минут больше, также предусмотрены перерывы. Существует четко регламентированный порядок написания. Основные аспекты:

Проводится вводный инструктаж

  • Всех учащихся размещают в аудитории в шахматном порядке.
  • Проводится вводный инструктаж, на котором подробно объясняются правила поведения, порядок ознакомления с итогами испытания, а также длительность процедуры.
  • На следующем этапе проводится заполнение регистрационного бланка и его проверка.
  • Ознакомление с темами.
  • Далее учитель фиксирует время начала и окончания экзамена на доске.
  • После этого ученики приступают к работе. По мере надобности им выдают дополнительные бланки.
  • За 90 минут до конца времени наблюдатели напоминают о приближающемся окончании испытания.
  • После того как работа написана, следует внимательно прочитать ее и сдать на проверку.
  • Затем учащиеся покидают аудиторию, работы остаются у директора школы.

Следует отметить, что на столе могут быть только шариковые ручки и паспорт. Наличие любых других предметов недопустимо, нарушения могут стать причиной изгнания из кабинета.

Подготовительный этап

Как известно, в школьном курсе литературы есть несколько произведений, в которых раскрывается сразу несколько тем. Опытные педагоги рекомендуют по каждому написать краткое содержание, чтобы затем использовать его для тренировки. Таким образом учащиеся смогут запомнить основные детали. Книги, которые уже не один год используются на экзамене:

  • Преступление и наказание.
  • Капитанская дочка.
  • Гроза.
  • Евгений Онегин.
  • Обломов.
  • Война и мир.
  • Тарас Бульба.
  • Отцы и дети.
  • Горе от ума.
  • Герой нашего времени.


Готовая работа должна соответствовать определенным критериям. Минимальный объем составляет 250 слов, нормой считается 350. Касательно максимума нет каких-либо ограничений.

Композиция должна состоять из 4 абзацев – вступление, минимум два конкретных аргумента на основе литературных произведений, заключение. Смысловую нагрузку необходимо распределить следующим образом: на 1 и 4 абзац приходится не более 75 слов, 2 и 3 должны состоять из 100 слов.

Формулировка проблемы

Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой. Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:

Клише для вывода в сочинении

Сочинения в егэ клише для вступления

Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:

Сочинения егэ клише

Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.

Зависимость окончания текста от вида текста.

Какую форму примет концовка, зависит от вида текста.

  • Публицистический текст
    — статья, заметка, фельетон.
  • Продающий текст
    – концовка призвана подтолкнуть читателя к целевому действию.
  • Информационная статья
    – краткий и простой вывод из повествования.
  • Материал для блога или соцсети
    – тоже ёмкий, но краткий вывод или призыв обсудить, поразмыслить над высказанным мнением.

Для меня не так давно стало открытием, что я больше думаю о начале текста, о теме.

Но про окончание я мало думал. А между тем запоминается не столько начало, не столько идея текста — в первую очередь мы помним конец. Что хотел сказать автор.

И это ошибка, не прорабатывать концовку, которую я признал и над окончанием теперь учусь работать не меньше, чем над началом.

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.

Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более "простом" материале. Существуют разные "рецепты" организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами, а может быть, находясь в дороге).

"Закончи сказку"

Надо дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: "Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит. "

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: "Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?" Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, подобные упражнения нужны ему обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: "Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?" Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке ("Жили-были. "). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: "Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?" Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Инсценировка

Предложите малышу "оживить" сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его "проработке"). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате. ). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: "Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку". Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.

Читайте также: