Сочинение деревенская проза белов

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: Класс: 11 Урок №

Тема: Деревенская проза (обзор).

Форма урока: комбинированный

Основные методы: частично-поисковый.

I. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

2. Выступление групп с докладами.

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Целительный Север Василия Белова

Согласно русской пословице, север начинается с Вологды. Деревня Тимониха, где в 1932 году появился на свет Василий Иванович Белов, спряталась в медвежьем углу вологодской земли, куда до сих пор не проложена асфальтовая дорога. Мама, Анфиса Ивановна, родила его прямо в бане. Она не помнила, какого числа это случилось: то ли за неделю до Покрова, то ли после. Поэтому день своего рождения Василий Белов придумал сам — 23 октября.


Василий Белов в своем доме в деревне Тимониха

Летом 1964 года писатель пригласил к себе в родную Тимониху своего закадычного друга Василия Шукшина, который в ту пору испытывал творческий кризис и нуждался в восстановлении душевных сил. Спустя время, Василий Макарович написал Василию Ивановичу такие строки:

Деревенский космос Василия Белова

Неслучайно эти энциклопедии сельского быта написаны потомственным крестьянином, родившимся в деревенской бане. Закономерным кажется и тот факт, что Белов — уроженец Русского Севера, где в силу разных исторических причин сохранились нетронутыми целые пласты национальной культуры и народного творчества. К любому чуждому культурному влиянию здесь сохранялось более чуткое и чувствительное отношение, чем где бы то ни было. В устах жителя северной деревни следующие слова звучат органично и убедительно:


Семейный уклад, годовой круг трудовых будней и праздников, ремёсла, одежда, кухня, язык — за всем этим стоит мудрый и несокрушимый опыт предков. И эту величайшую красоту человек обязан бережно хранить и передавать потомкам:

Тревоги Василия Белова

Василий Иванович не скрывал пессимизма, с которым он смотрел на мировое развитие и в частности на судьбу России. Он был уверен, что человечество выбрало не тот путь, и технический прогресс — лишь дьявольская ловушка, которая разрушает веками вскормленные традиции, наносит непоправимый ущерб природе, а главное — несет духовную деградацию человека.


Фото Анатолия Заболоцкого


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Тимонихе

Одним из главных дел его жизни было возрождение Никольского храма в родной Тимонихе. Он не жалел на это ни своих сил, ни средств, и сам устанавливал на куполе дубовый крест. Церковь освятили в 1992 году, но вот беда: ее неоднократно грабили местные жители, а родная деревня Белова на сегодняшний день почти вся опустела, как и сотни тысяч других крестьянских поселений по всей необъятной России.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Подлинным событием в литературе было появление прекрасной повести В. Белова “Привычное дело” (1966). Взамен стандартных типажей работников “кормоцеха” перед читателем предстал Иван Африканович, характер живой, полнокровный. Без преувеличения можно сказать, что это произведение оказалось таким же этапным событием в литературе, каким в свое время были очерки В. Овечкина. Белов сказал правду о человеке, не идеализируя его. В частности, он вернулся к старому спору, что велся у нас со времен “Бедной Лизы” Н. М. Карамзина, спору о “почве” и “асфальте”, как его охарактеризовала современная критика. Что благотворнее для человека – воздух деревенский или городской? У Карамзина сельская жительница Лиза, воплощение многочисленных добродетелей, гибнет после знакомства с Эрастом, олицетворяющим гнусности и пороки городской жизни. Позиция В. Белова в этом споре окончательно прояснилась после публикации его романа “Все впереди” (1985): Иван Африканыч оказался куда благороднее иных городских с высшим образованием. Были у Белова среди писателей и общественных деятелей единомышленники, полагавшие, что все беды России проистекают из города. Их называли “почвенниками”, и группировались они вокруг журналов “Молодая гвардия” и “Наш современник”. Спор о “почве” и “асфальте” длился довольно долго, но, похоже, был исчерпан после публикации рассказа В. Астафьева “Людочка” (1989). Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего распада, гниения и маразма Людочка кончает жизнь самоубийством. Так где же лучше? В деревне? В городе? В. Астафьев – один из видных мастеров современной литературы, и он не умещается в рамки деревенской, военной или какой-нибудь еще прозы. Сельская тема, в частности, связана у него с экологическими проблемами. В первую очередь привлекает внимание его “повествование в рассказах”, как он сам определил жанр своего сочинения “Царь-рыба” (1972-1975). Люди у Астафьева не делятся на городских и деревенских. Он различает их по отношению к природе. Дикой представляется писателю мысль о покорении природы, о ее враждебности людям. Астафьев находится на уровне современных представлений о человеке как органическом порождении и части космоса, требует от человека разумного отношения к природе. Перо писателя обретает несвойственные ему сатирические краски, когда он пишет о браконьерах – сельских ли, городских ли. Для него слово “браконьер” символизирует потребительское, грабительское и, следовательно, недопустимое отношение к окружающему миру. Символ – излюбленный прием Астафьева. Енисей, осетр, цветок в тундре – за каждой деталью большое художественное пространство, предоставляющее читателю богатые возможности для сотворчества. Много лет Астафьев работает над своей главной книгой – “Последний поклон”. Не раз вроде бы уже и завершенная, она продолжалась вновь. В 1992 г. были опубликованы заключительные, как было заявлено писателем, главы – “Забубённая головушка” и “Вечерние раздумья”. Со временем, возможно, именно “Последний поклон” предстанет в качестве одной из главных книг современной русской прозы. Беспрецедентная по временному охвату событий, показывающая разнообразные по возрасту, профессии, положению в обществе человеческие натуры, заключающая в себе целый ряд самостоятельных жанровых образований – литературных портретов, очерков, рассказов, даже повестей, она отличается оригинальностью языка, своеобразным художественным видением мира. Перед нами панорама русской жизни XX в., увиденная глазами большого художника и мудрого человека. Чего нет в “Последнем поклоне”, так это бесстрастности летописца, отстраненного взгляда на отшумевшее прошлое. На каждом эпизоде этой книги лежит отпечаток времени. Пронзительным комментарием сопровождает писатель талантливо вылепленный им характер Гани Болтухина, “заправилы новой жизни в нашем селе” в годы коллективизации: “Не хочется пятнать эту мою заветную книгу дерьмом, не для того она затевалась. Но все же об одном самом яростном коммунисте – осквернителе нашей жизни – поведаю, чтобы не думали его собратья и последователи из тех, кто живет по заветам отцов и дедов своих, что все забыто, тлену предано, быльем заросло”. Немалый вклад в современную деревенскую прозу в 1980-е годы внесли публицисты. В отличие от изящной словесности и беллетристики, где отдается предпочтение нравственно-философскому и психологическому подходам, публицистика в большей своей части исследовала хозяйственный – земледельческий, животноводческий, экономический – и бытовой аспекты сельской темы. Многие выступления публицистов оказывались событиями в жизни общества: они откровенно и остро говорили о проблемах, измучивших страну, которая некогда кормила полмира, а теперь сама ходит с протянутой рукой. Таковы “Русская земля” И.Васильева, “Ржаной хлеб”, “Про картошку” Ю. Черниченко, “В гостях у матери” А. Стреляного. Похоже, что публицисты на какое-то время “приостановили” тему, и в 1990-е годы термин “деревенская проза” в разговорах о новых книгах стал употребляться все реже и реже, обозначая главным образом произведения конкретного времени – 1970 – 1980-х годов.


воскресенье, 8 октября 2017 г.

Привычное дело. Деревенская проза


















Читайте также: