Сочинение давайте познакомимся о материалах изобразительной деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Маленький ребенок - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.

Дитя - маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.

Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, - словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.

Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.

Основное направление моей деятельности - художественно-эстетическое воспитание детей.

Первые шаги к эстетическому развитию детей:

- формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам произведениям изобразительного искусства;

знакомство детей со скульптурой малых форм;

формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;

обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;

осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)

знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно - творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно - творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой). Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно - творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)

В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх - драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно - образовательной работой

Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.

Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные, наглядные, практические. А также более совершенные:

-метод проблемного изложения

Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.

Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.

Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.

Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.

Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности - в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.

В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.

Иногда провожу занятия в форме игры, через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий.

Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.

По мере готовности изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько дней вывешивается в группе или вестибюле.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты работы всех детей объединяются в общую композицию.

К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными. Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно. Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.

Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны. Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.

Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.

1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению положены следующие принципы:

принцип систематичности и последовательности;

индивидуальный подход к детям.

2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).

Результаты работы возможно получить руководствуясь главными принципами, один из которых – связь обучения с жизнью. Ведь в изображении дети передают те впечатления, которые они получили из окружающей их жизни и произведений искусства, в процессе всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, в семье.

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!

Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий способен что-либо сотворить.

Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997

Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М: Просвещение, 1984

Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1961. С. 181


Полный текст материала Педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка по теме:

Знакомство с художественными материалами

на уроках изобразительного искусства

и во внеурочное время.

учитель изобразительного искусства

Акимова Татьяна Петровна

Чебоксары 2017

Краткая аннотация проекта

Цели и задачи проекта

Содержание работы по проекту

В наше время образование не стоит на месте и учитель из носителя готовых знаний становится организатором самостоятельной познавательной, творческой деятельности учеников.

Работа над проектом предполагает изучение круга вопросов касающихся формированию устойчивого интереса школьников к предмету ИЗО. Основное внимание уделяется выразительным возможностям художественных материалов, используемых на уроке изобразительного искусства.

«Как плохой инструмент не стимулирует

к определенным достижениям в м узыке,

так и бедный изоматериал не даёт ребёнку

художник- педагог Я. Ба шилов

У Валентина Берестова есть одно шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

"А кто умеет рисовать?"

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

"Ну, кто умеет рисовать?"

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

"Так кто ж умеет рисовать?"

И рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось!

Куда все это подевалось?

В этом маленьком стихотворении кроется самое банальное противоречие, над решением которого трудятся все учителя ИЗО в той или иной степени.

Куда все это подевалось?

Это противоречие определило основную проблему моего проекта:

Как изучение художественных материалов и техник, наряду с другими методами, будет способствовать формированию устойчивого интереса школьников к урокам ИЗО.

Решение данной проблемы будет составлять цель моего проекта.

Цель проекта:

Создание условий для ф ормирования устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности путем применения разнообразных художественных материалов и техник на уроке ИЗО и во внеурочное время.

1.познакомить с художественными материалами и техниками, используемыми на занятиях изобразительным искусством.

2.Разработать серию уроков, посвященных знакомству с художественными материалами во 2 классе с применением ИКТ.

3.Уделить основное внимание планированию кружковой работы

Применение разнообразных материалов способствует повышению интереса к предмету ИЗО, развивая при этом учебно-познавательные и творческие способности.

Проблемные вопросы:

1. Какие художественные материалы и техники

применимы в условиях общеобразовательной школы?

2. Какое влияние оказывает материаловедение на учебно-познавательную и творческую деятельность учащихся?

3. Как выстроить процесс изучения художественных материалов?

Какую форму придать этому процессу,

чтобы он стал эффективным?

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Шабанов Н.К. А.В. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

В условиях вариативного обучения школьников изобразительному искусству по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства.

Оно призвано обеспечить:

- приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

- развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на примере художественной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах деятельности;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию дизайнерского и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, художественным народным традициям.

Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеуказанных целей обучения изобразительному искусству.

Для обогащения творческих навыков, развития художественного вкуса детей программами предусматривается применение различных художественных материалов и разных техник.

Художественный материал и детский рисунок.

О завораживающих свойствах художе ственных материалов, об их притягательной силе для маленького ребёнка , можно сказать очень много. Практический опыт с детьми убеждает в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных техник и материалов.

Преодолевая полосу робости у ребенка, они, как правило, содействуют формированию образного мышления.

Работа гуашевыми красками на большом формате листа при активном сме­ шении цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Порой случайные цветовые замесы и декоративные пятна служат отправным моментом, стимулом в рождении замысла.

Работа тушью и палочкой, грифе­ лем, тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамичная, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулиру­ ет образное мышление.

Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее об­ращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движе­ ний, развивает чувство уверенности в паль­ цах и всей кисти руки, позволяет улавли­ вать тона и полутона. Динамика линии, ха­ рактер ее движения, степень ее концент­ рации служат своеобразной подсказкой, на­ правляющим моментом в процессе форми­ рования замысла, а при его воплощении по­ могает с любовью вырисовывать детали.

Работа в технике восковых мелков или масляной пастели концентрирует нагрузку, направленную на кончики паль­ цев, знакомит с механическим смешени­ ем цветов (путем наложения один на дру­ гой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, созда­ ющей определенную воздушную среду.

Аналогична технике восковых и масляных мелков пастель, хотя нюансы ее более тон­ кие. Соответственно образы, которые рождает эта техника, более нежные, рафинированные.

Работа в технике граттаж (воског рафия или же гравюры на картоне) способ­ ствует укрупненному графическому пост­роению композиции листа, скупому отбо­ру средств, выражению более четко сфор­ мулированных образных задач.

Работа в технике аппликации и кол­ лажа развивает чувство композиции, цве­та (в том случае, если материал для аппли­ кации изначально не резких диссонирующих цветов), а также способствует развитию мелкой моторики пальцев (особенно при при­ менении рваной аппликации детьми дошколь­ ного и раннего школьного возраста).

Работа в технике акварели содей­ ствует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой техни­ке, как правило, таят в себе какую-то не­ завершенность и поэтичность.

Работа в глине, пластилине, разви­ вая пальцы и моторику руки при мелких операциях, способствует цельному виде­ нию образа в динамике. В свою очередь, реальная объемная форма стимулирует у ребенка образное мышление.

Многие известные педагоги-художни­ ки, работающие с детьми, подчеркивали особую роль художественных материалов и выразительных средств изображения.

Возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся.

Подростковый возраст

Старший возраст

1.Конкретно – образное мышление. Учащиеся создают образ предмета по памяти.

1.Аналитическое мышление. Изображаемые предметы сравнивают с объектом.

1.Абстрактно – логическое мышление. Создание образа в более ярком виде.

2. Эмоциональный пик

2.Логическое начало к эмоциональной глухоте

2.Очень обоснованные эмоции.

Интерес к предмету

3.Все художники (интересен сам процесс).

3.Интерес к предмету очень низок, познавательный интерес очень высок.

3.Возникает профессиональный интерес.

Как изображают дети

Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными.

Много лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.

Например, на уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техники “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, нужно дорисовать узоры на крыльях

На уроке “Сказочная птица” возможно использование нетрадиционной техники “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка.

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

“ Япония. Праздник цветения хризантем. Праздник сакуры” Это третий урок о Японии, поэтому ребятам можно предложить выполнить панно цветущей сакуры из “Цветного воска”. Для данного урока понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета, например, коричневого. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами.

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

Разложить на газетах листья растений. С помощью валика нанести на них краску. Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на чистый лист бумаги краской вниз.. Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.
Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.

Для учащихся начальных классов. Создание образов насекомых, животных, растений. Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли туши или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью. Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО.

Глубже и серьезнее углубиться в данную тему можно на занятиях кружка во внеурочное время. Чтобы кружковые занятия не превращались в занятия по изготовлению красивых поделок, а имели системно-обучающий характер и шли в рука об руку с уроками ИЗО, я разработала программу занятий кружка по предмету ИЗО. По данной программе можно проводить занятия с разновозрастными учениками. Перечень творческих заданий можно придумывать бесконечно много в зависимости от возраста и уровня подготовленности детей, посещающих кружок.

ИКТ на уроках искусства

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Применение тех­ники требует особой проработки драматур­ гии урока. Используя экран, можно совершать пу­ тешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитек­ туры, скульптуры, изобразительного и де­ коративного искусства. Соединение поэти­ ческого слова, музыки, слова учителя и сов­ ременной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекатель­ное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явле­ние искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто не­ обходимо . Средств формирования устойчивого ин­ тереса к урокам изобразительного искусства множество, я упомянула лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески отно­ ситься к процессу обучения, найти свои пу­ти и методы преподавания.

Заключение (выводы)

Путь к прекрасному, к постижению красоты долгий и непростой. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приёмы, свою азбуку, незнание которой ставит нас в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека. Вот почему так важно поддержать этот интерес, не дать ему затухнуть

Материаловедение является одним из краеугольных камней изучения основ изобразительного искусства. Разнообразие материалов и техник на уроках является важным условием художественно-творческой активности детей и выступает как фактор сохранения интереса к предмету, стимулирующий раскрытие творческих способностей.

Надеюсь, что при нашем содействии маленький человек сумеет овладеть основами изобразительной грамоты, которая откроет ему в будущем понимания изобразительного искусства и красоты окружающего мира независимо от избранной им в жизни профессии.

Список использованной литературы

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. –М Просвещение 2016 . -160 с., ил

Антонова Л.А. Использование способов и приёмов работы красками (акварель и гуашь) в развитии художественно-творческой активности детей. Учебно-методическое пособие. – Владимир, Маркарт, 20 16 . – с. 76

Башилов Я. А. Ребёнок – художник. – М.,2015 – с. 5

Гудилина С.И. Чудеса своими руками. – Москва Аквариум, 21\015. - 264 с., ил.

Гудилина С.И. Игровая азбука Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - Москва Аквариум, 256 с., ил.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016.- 192 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – Москва Просвещение, 2012. – 191 с.

Щербаков В. С, Изобразительное искусство.Обучение и творчество. – Москва,2015


Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении

… включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей. В процессе изображения у ребёнка закрепляются определённые знания об окружающем мире, возникает отношение к объекту познания и изобразительному предмету.

Во время занятия дети приобретают определённые знания и умения в работе с различным материалом, познают свойства этого материала, экспериментируя с ним. У детей воспитывается творческая способность использовать умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления. Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

Родителям следует продолжать работу, начатую в детском саду, и создать дома условия для изобразительной деятельности.


Советы родителям

Желательно чтобы в распоряжении детей, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для занятий. Дети смогут повторить рисунок, который выполняли на занятии по Изо-деятельности в детском саду, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысив свою самооценку.

Предложите ребенку изобразить свое настроение в красках, свои обиды и радости, впечатления за день, и вы заметите, как улучшится его самочувствие, он более станет спокойным.

При рисовании, обращайте внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.

Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.

Организация рабочего места

Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место, соответствующее, росту дошкольника, достаточное освещение.

Дошкольникам, которым предстоит идти в школу, лучше купить альбом с плотными листами. Пусть ребенок учиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней себя чувствовать на уроках в школе. Приобретите мягкие цветные карандаши, яркие краски, кисти разных размеров.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе. Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.

Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Надеемся, что эти советы помогут Вам в развитии творческих способностей вашего ребенка!





Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Окружающая действительность-основной источник, влияющий на развитие детского изобразительного творчества. Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать к искусственному умилению ею. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает красоту и при этом принимает опыт не только эстетический, но и сенсорный: почувствовать шероховатость ствола дерева, шелковистость молодой травки, влажную прохладу опавших листьев. Родителям необходимо привлекать внимание к красоте окружающей природы, богатству красок, звуков, побуждать выразить своё эмоциональное отношение. Во время прогулки хорошо вспомнить стихотворения или напеть песенку радостную и весёлую. Необходимо помочь ребёнку увидеть и почувствовать окружающую красоту природы. После прогулки у ребёнка может появиться желание порисовать, предложите вспомнить увиденное и изобразить на бумаге или вылепить с помощью пластилина. У вашего малыша должен быть уголок для творчества, где должны присутствовать все необходимые материалы, с помощью которых сможет выразить свои чувства и эмоциональную отзывчивость. Рисуя то, что его интересует и волнует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Маленькому ребёнку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудился не напрасно, то, что он делает, кому-то необходимо, не обязательно ему самому, но кому? В первую очередь-это взрослым, у вас в запасе всегда должны находиться нужные слова восхищения и одобрения. Ваша похвала благоприятно скажется на дальнейшем творчестве малыша.



Родители могут предложить ребёнку нарисовать персонажей любимой сказки и должны бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей. Детские рисунки следует собирать и хранить.
Научиться рисовать, лепить, вырезывать может каждый ребёнок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребёнка большого труда, усидчивости и интереса. Очень важно, чтобы каждый ребёнок испытал радость творчества.


- Путём бесед, наблюдений развивать у ребёнка эстетическое отношение к окружающему, обогащать его художественными впечатлениями, образами сказок, рассказов, стихотворений, рассматриванием картин, иллюстраций в книгах.
-Проявлять интерес к детскому изобразительному творчеству с целью обогащения его новыми образами, сюжетами, замыслами, оказывать ребёнку помощь в процессе рисования, лепки, аппликации.
- Предоставлять ребёнку разнообразные материалы с целью формирования у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Читайте также: