Сочинение что значит быть сильной личностью бесприданница

Обновлено: 06.07.2024

У каждого свое определение сильного человека. Для меня сильный человек – это человек, который может положительно преодолевать жизненные невзгоды. Моего друга Сашу, моего отца и мою сестру можно смело назвать сильными людьми во многих отношениях. Чтобы вас характеризовали как сильного человека, нужно быть стойким, смелым и честным. У каждого сильного человека есть свои черты характера, но некоторые из них выделяются больше других. Некоторые люди могут определять сильных людей по их физическим силам. Другие могут сказать, что вы сильный, потому что вы не плакали, хотя вам следовало плакать. Определение сильного человека основано на вашем восприятии чего-либо.

«Чем богаче мир, чем сложнее жизненные ситуации, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Единственный, кто постоянно учится ориентироваться в современной жизни, выбирать для себя ценности, соответствующие индивидуальным способностям и наклонностям и не противоречащие правилам человеческого общения, чувствует себя свободно и непринужденно.

Никто не придет, чтобы уничтожить злобу, зависть, лицемерие, жадность, страх ответственности, нечестность. Главным в духовной культуре личности можно считать активное, творческое отношение к жизни. Это отношение к природе, обществу, другим людям и самому себе. Человеческую культуру нельзя сводить только к эрудиции, хотя это очень важно. Человеческую культуру оценить несложно. Овладеть культурой может только активный человек, открывший для себя все ее богатства. Искусство и литература, традиции и обычаи очень поучительны, а их знание облегчает жизнь.

В жизни все бывает. Мы не должны игнорировать его трудности, испытания и невзгоды. Каждый из нас должен быть разочарован, страдать, потерять веру в себя, страдать от угрызений совести, быть виноватым и обижаться без причины. Необходимо научиться преодолевать боль обиды и несправедливости. В преодолении трудностей характер закаляется, приобретается жизненный опыт. Если человек все это овладеет, он сможет выбрать правильное отношение, отличит главное от второстепенного, разовьет силу воли.

Вариант №2

Сильных личностей в наше время очень мало, мелкие неприятности все отвергают, но сильные личности борются до конца, а Билла Гейтса и Стива Джобса и других успешных людей можно отнести к сильным людям, ну и конечно Хабиб 🙂Я даже не знаю, можно ли назвать наркомана, пьяницу и насильника (по официальной, но не по слухам) человеком …

Если можно, то я бы назвал Майка Тайсона сильной личностью. Он пережил много хорошего и плохого. Хуже. И хотя он попался на глаза всем поклонникам, как в прямом, так и в переносном смысле.С другой стороны, у каждой силы есть слабость. Поэтому к сильным личностям тоже можно отнести: Владимира Высоцкого, Стива Джобса и многих других.

Сильная личность – это человек, который не сгибается перед лицом обстоятельств.

  • Александр Великий;
  • Петр Великий;
  • Екатерина Великая;
  • Александра II (пережила 7 покушений);
  • Александр Первый (победа над Наполеоном);
  • Napoleon Bonaparte;
  • Alexander Suvorov;

При упоминании сильной личности первое, что приходит на ум, – это литературные персонажи, такие как Павка Корчагин.

Это те люди, на которых нужно равняться. Алексей Мересиев определенно считается сильной личностью. Подвиг с ним может совершить только сильный мужчина. Об Алексее Мересиеве написан рассказ. Можно вспомнить Дикуля, восстановившего способность ходить. Сильные люди – сильные личности, способные идти вперед вопреки судьбе.

Сильная личность, на мой взгляд, обладает сильными чертами характера: она независима, имеет собственное мнение и всеми силами движется вперед. Сильная личность ничего не сломает, потому что уважает себя и собственное мнение.Сильная личность не утверждает себе авторитета – непоколебимая натура верна себе. Все ее действия особенные в проявлении своей неповторимости. Сильный и творческий человек часто поддается невероятным идеям, которые сразу же воплощаются в жизнь.

Сильная личность – это человек, которому не нужно подстраиваться, он открыт и искренен, покоряет хорошим чувством юмора и жизнелюбием. Сильный и оптимистичный человек легко потешается над собой, а это говорит о душевном равновесии и устойчивости.

Вариант №3

Сложно говорить о личных качествах характера. Вы замечаете в своей душе столько черт, что невозможно описать их все своими словами. Но я попытаюсь. Как говорят мои друзья, первой чертой характера, которую они заметили во мне, была жизнерадостность. Мне нравится смотреть на мир с оптимизмом. Это дает мне и окружающим хорошее настроение на весь день. Я общительный и не испытываю проблем со знакомством. Я легко могу завести дружеский разговор со знакомым в течение нескольких минут. Все из моего окружения знают, что я перфекционист.

Для меня достаточно важно, чтобы все сделки, которые я начинаю, увенчались успехом. Когда все идет по другому, я впадаю в депрессию. Но длится это недолго. Я анализирую некоторые недочеты, рассматриваю критику и исправляю все свои ошибки. И, честно говоря, мне доставляет гораздо больше удовольствия от этого процесса. Итак, вы видите, что я требовательна либо к себе, либо к своим друзьям. С огромной тщательностью выбираю людей, которым могу доверять. Иногда я думаю, что лучший друг – действительно друг, но эти друзья – моя семья, которая поддерживает меня, когда это необходимо. Я горжусь своей уверенностью и решительностью. Я знаю, чего хочу, и энергично достигаю этого.

Но есть много черт характера, от которых я мечтаю избавиться. Я слишком упрям ​​и никогда не меняю своих взглядов в пользу кого-то другого. При вспыльчивости спорить с друзьями даже по пустякам не проблема. Основная моя плохая черта – невнимательность и забывчивость. Это мешает мне выполнять качественные работы. Иногда я не замечаю каких-то изменений, которые появляются в жизни моих близких и друзей. Из-за этого многие обижаются на меня. Единственное, что вселяет в меня надежду, это то, что я работаю над такими слабостями своего характера. Но, честно говоря, я не хочу что-то менять.

Сочинение: Кого можно считать сильной личностью?

Вариант 1

Тарас Бульба – это запорожский казак, горячо любящий свою Родину. Он никогда не предаст своё государство и братьев по оружию. В далёкой молодости он дал присягу, и останется ей верным до самого конца. Все мысли и стремления главного героя неразрывно связаны с помыслами родного народа. Это яркая, сильная личность, способная изменить ход событий. Когда дело касалось долга, он был беспощадным к своим врагам и близким. Превыше всего ставил Бульба любовь к Отечеству, ничто не способно было заставить его усомниться в силе этих чувств. Верность родной земле имела для него даже большее значение, чем кровное родство.

В этом образе Н.В. Гоголь воплотил наилучшие национальные черты, именно таким в его понимании должен был быть настоящий народный герой. Тарас Бульба – сильная личность, достойная уважения. Его сила духа, неуёмная энергия, мужество и патриотизм вселяют уверенность в нерешительные сердца.

Катерина – волевая и решительная натура. Лучшим временем в её жизни было детство, где она росла, окружённая заботой и любовью. После такой лёгкой жизни ей очень трудно выдерживать несправедливые упрёки Кабанихи и её ежедневные нравоучения. Девушка была бы рада любить мужа и его мать, но все её попытки разбивались об стену безразличия и непонимания. Именно поэтому Катерина искала хоть какое-нибудь тепло, способное согреть её душу, и нашла его в обличье Бориса.

Познав истинную любовь и радость, главная героиня не смогла больше мириться с прежним образом жизни. Она была готова на любые жертвы ради своего чувства, смогла переступить границы греховности, которые для неё так много значили. Катерина была решительной и смелой, поэтому не испугалась смерти, посчитав это единственным возможным выходом из сложившейся ситуации. Её не способны оказались защитить ни муж, ни Борис. Главной героине ничего не оставалось, как уйти из жизни, после того как единственная надежда на счастье рухнула.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что сила духа образуется в трудных условиях. В непростых обстоятельствах закаляется характер и формируется жизненная позиция. Сильными личностями не рождаются, ими становятся, поэтому всё зависит только от самого человека. У каждого из нас есть свои слабости, но это лишь повод работать над собой. Развитие заключается в преодолении новых вершин и усложнении предыдущих целей. Наше будущее в наших руках и мы сами решаем, как нам жить дальше.

Вариант 2

Как-то так повелось в нашем обществе, что большинство людей делятся на сильных и слабых. Так что же значит это разделение? В чем проявляется сила человека, а в чем его слабость? На данный момент имеется ввиду не физическое состояние, а душевное.

Так что же значит быть сильной личностью? Какие качества должны присутствовать у сильного человека?

Чтобы разобраться в этом, лучше всего обратиться за примерами к русской литературе и на реальных героях наглядно увидеть сильные черты характера.

В молодые годы судьба сводит его с офицером, который изначально предстает в наилучшем виде. После начала войны офицер уклоняется от службы Отечеству и отсиживается в тылу. Стародум же принимает участие в боевых действиях и получает ранение. Но данное событие не сломило нашего героя и, благодаря своей огромной силе духа, он продолжает верить в могущество правды. Именно правду и честность он уважает больше всего.

Именно такого рода героев я считаю по-настоящему сильными личностями, способными на многое. К сожалению, общество не всегда разделяет их позицию, и очень часто они так и остаются никем не понятыми. Но даже это не заставляет их отвернуться от своих взглядов и предать свои идеи.

Рассмотрев примеры из литературы, можно сделать вывод, что сильная личность – это человек, который не зависит от мнения толпы, всегда имеет свою точку зрения и готов её отстаивать, не смотря ни на что. Так же сильный человек никогда не отступит от своих целей, и не сойдет на полпути. Именно такие люди добиваются всего в жизни, не смотря на то, что на пути неоднократно встречаются преграды. Но какой бы не была извилистой дорога, никогда не стоит опускать руки и предавать свои чувства и мечты.

Вариант 3

В основном все всегда восхищаются сильными людьми, пытаются взять с них пример и соответствовать. Так кто же является сильной личностью? Чтобы найти ответ на этот вопрос, лучше всего будет обратиться к русской литературе.

Но злую шутку сыграло то, что люди, которым он так бескорыстно помог, были слабыми и ничтожными. Они были даже не способны на элементарную благодарность. Нет, сразу они обвинили героя в том, что он сам не смог вывести их из леса. А выбравшись, наконец, на свободу не без его помощи – растоптали сердце, потому что испугались его силы и мощи.

После прочтения данного рассказа, приходишь к выводу того, что настоящая сила человека заключается в том, насколько богата его душа. Правильным решением будет то, что необходимо всю жизнь стараться быть сильным и мужественным человеком, потому что слабые люди не живут, а существуют.

Каждый человек сможет назвать как свои слабости, так и свои сильные стороны. Сила и слабость всегда стоят рядом и не могут существовать по-отдельности. Если вы начали бороться со своими слабыми сторонами, то это конечно прекрасно, но параллельно необходимо развивать и свои сильные стороны. И тои то качество поддается корректировке, но вот кем мы в итоге станем, зависит только от нас. Начиная бороться со слабостями – мы становимся намного сильнее.

Так же можно отметить то, что каждую слабую сторону можно превратить в свою силу. Естественно это не будет простой задачей, но ради того, чтобы стать лучше, необходимо быть готовым потрудиться и пройти определенный путь с преградами.

Сильными люди не рождаются, а становятся. У многих причиной тому стали жизненные обстоятельства, через которые пришлось пройти. В итоге это закалило характер и сделало человека сильнее. Другие же люди ни один день работали над тем, чтоб стать лучше и сильнее. В любом случае каждый сильный человек – это тот, который не сдался там, где сдаются другие. Он молча поднялся и пошел дальше, невзирая ни на что. Почему он так сделал? Да потому что этот человек является личностью, которая не боится на определенном этапе жизни показаться слабой. Ради достижения своей цели такие люди идут до конца. Они не останавливаются на половине пути и не опускают руки. Все это происходит по той причине, что они понимают то, что сдавшись – легче не станет. Ты ничего не добьешься и останешься на том месте, откуда начал свой путь.

Подводя итог, можно сказать то, что сильных людей не так уж и мало, но они прошли через многие трудности, закаляя свой характер с каждым днем все больше и больше.

Однажды упав, они не остались лежать, а нашли в себе силы подняться, чтобы продолжить и дальше свою нелегкую борьбу в первую очередь с самим собой. Какой личностью вы станете, зависит только лишь от вас самих. Что для вас ближе: сдаться или же подняться и продолжить свой путь?

Дополнительные аргументы


Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы.

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу.


В пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике.

По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая фигура творчества Островского — купец, можно судить об изменениях в общественно-экономическом укладе пореформенной России.

У купцов новой эпохи все построено на холодном расчете и практицизме.

Характеристика персонажей у Островского заложена в их фамилия. В них кроется — указание на коренное свойство натуры, не поддающееся поверхностному узнаванию. Явно оценочная фамилия дана Кнурову. По словарю В. Даля, кнур — боров, кабан, хряк.

Но те свойства, что ранее прямо соотносились с семантикой нарицательного существительного, теперь скрыты сословной этикой.

Пожалуй, только опытная Хаита Игнатьевна замечает, как целеустремленно действует Мокий Парменыч, добиваясь, чтобы Лариса досталась только ему.

Мокий Парменыч и Василий Данилыч относятся к разряду приспевающих купцов. Они научились отбрасывать сомнения, муки совести. В их успехе все определяют выгода и деньги. Поклонение деньгам привело к отказу от нравственных ценностей: нормальным явлением в купеческой среде становится купля-продажа живого человека — будь то Робинсон или Лариса Огудалова.


Лариса Огудалова.Художник А. А. Парамонов

Пьеса развивается в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до высот современной трагедии.

Время просвечено вглубь и вспять — к истокам судьбы Ларисы, и тем стремительнее в краткие сроки одних неполных суток все свершения и развязки: будто стучал, стучал маятник и вдруг пробили часы.

Вместо купеческих долгополых сюртуков и поддевок на них европейские костюмы, да и в обращении нет следа той патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости, какая отличала кит китычей былых времен…Дельцы, а не купцы.

Конечно, Бряхимов не столица, и просвещение тут понимают по-своему.

Но у миллионщика Кнурова торчит из кармана парижская газета, и сам он настолько важен, что по большей части молчит за отсутствием достойных собеседников — разговаривать он ездит в Петербург да за границу. Вася Вожеватов, по молодости, более живой и доступный.

Но похоже, губернский демон торгует последним, что у него осталось: обаянием наглости, мужского превосходства.

Соловьеву,— и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она — диковинным образом — все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого всерьез не занимают.

Но одиночество ее так огромно, что тут причиной, кажется, не одна необеспеченность, бедность, а вообще несовместность души с этим миром.

Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами… Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.

Напряжение не поднимается постепенно художественным реостатом, а, как в чеховских пьесах, заранее взято с высокой точки накала. Пережитое прошлое тайно присутствует в каждой минуте нынешней жизни. «Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно?— говорит Лариса при первом же появлении на сцене.— Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую.

Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва… Но такая болезненная чуткость — на краю доступных ощущений: израненная душа ищет себе защиты в апатическом бесчувствии.

И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров.

И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью. Власть таланта велика над людьми. Даже омертвевшие, скучные души тянутся к нему, пресытившись прозаизмом жизни.

Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво…

В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени. Для Островского красота и изящество, при всей их увлекательности, не синонимы добра.

Но перевес эстетического чувства над нравственным, поклонение одной красоте без сокровенного регулятора справедливости и добра поощряют некий аристократизм сознания, привилегии тонко чувствующей натуры, и за известной чертой — это тоже ущерб человеческому.

Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.

Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.

Ларису он любит, но неизвестно, чего больше в этой любви — искренней страсти или жажды самоутверждения. Его мучит бес тщеславия, ему нужна публичность: надеть ради форсу очки и пройтись с Ларисой под руку по бульвару.

Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания, терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает… Идет нескончаемый поединок.

А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.

Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.

Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви — есть какое-то святотатство.

От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.

Трудно судить Ларису за опустошенность души, за оттенок горького цинизма, явившегося у нее перед смертью. Но кто тут виновен? Паратов? Кнуров? Карандышев? Никто один не виноват, и все виноваты.


О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования.

То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви.

Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен.

Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души.

Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12).

14) — совершенно естествен.

Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние.

В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений.

Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.


Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.

Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.

Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается.

Так и появился Карандышев — дав­ний и неудачливый поклонник.

Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца.

Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.

Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и при­ехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Вол­гу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.

Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.

Второе действие происходит в доме Огудаловых. Кнуров упрекает Огуда- лову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой жизни и, вероятно, вернется к матери.

Он дает деньги Огудаловой на под­венечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.

Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.

Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.

Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визи­тов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынуж­ден жениться на невесте с полумиллионным приданым.

Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с боль­шими претензиями. Появляется Лариса с матерью.

Они обе чувствуют нелов­кость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь.

Огудалова говорит, что гости нарочно под­паивают Карандышева и смеются над ним.

Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.

Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берет­ся ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода.

Карандышев пьян, его посылают еще за вином, а тем временем мужчины и Ла­риса покидают дом.

Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорб­лен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляет­ся Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.

Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовав­шись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна.

Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться.

Их торг подслушивает Карандышев.

Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лари­са бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.

Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Па­риж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.

За сценой слышно цыганское пение.

Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акценти­руя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.

Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего вре­мени…

Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.

Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощуща­ет себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.

Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.

Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна.

Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь.

Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.

С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.

Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…

Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин.

Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.

Поэтика, композиция, идея


Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.

Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Базаров – умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило, и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители – небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: “Мой дед землю копал”, и не стесняется этого. Но в богатом аристократическом доме Кирсаоновых существуют свои “принципы”. И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-“нигилиста” Базарова. Павел Петрович считает его “гордецом, нахалом, циником, плебеем”, Николай Петрович “побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”, сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам – романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы. Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен.

Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого “нигилиста”, хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не поддерживает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка ценностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее.

Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его “нигилизм”. Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть положительные и отрицательные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует …

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашаться с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он сильный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, “нужны России”.


Пример сочинения 2

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.
Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.


Пример сочинения 3

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” вышел в свет в 1862 году. В этот период русской истории, когда крепостное право было уже отменено, особенно ярко обострились социальные противоречия, борьба между теряющей свои передовые позиции дворянской аристократией и новым, прогрессивным поколением разночинцев.

В “Отцах и детях” изображаются две социально различные среды, два типа мировоззрения, два поколения с противоположными представлениями и интересами. Однако не случайно ведет действие главный герой романа – демократ Евгений Базаров.
Именно он, по справедливому замечанию Д. И. Писарева, “человек сильный по уму и по характеру составляет центр всего романа”.
И. А. Гончаров пишет о том, что “во всякое время жили на свете люди, недовольные жизнью… Это всегда умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым привыкает масса”. Таким был и герой Тургенева.

Чем же примечателен для читателя и дорог автору Евгений Базаров? Попытаемся проследить направление мировоззрения героя и понять, в чем заключается сила личности этого незаурядного человека, почему его имя стоит в ряду с такими выдающимися персонажами русской литературы
XIX века, как Чацкий, Онегин, Печорин.

Тургенев вводит своего героя в “полуобломовскую” обстановку жизни “лучших представителей дворянства”, уже тем самым противопоставляя его остальным действующим лицам романа. Базаров как человек, прошедший “школу труда и лишений”, – воплощение отрицания праздной жизни. Он не мыслит своего существования без постоянной и упорной работы, которая дает ему самостоятельность, независимость, самоуважение и право осуждать сибаритствующих демагогов в лице Павла Петровича Кирсанова.

Базаров справедливо и точно называет себя “самоломанным”. Действительно, из романа мы узнаем о том, то сыну лекаря пришлось самостоятельно учиться, самому “тащить себя по жизни”. Отсюда – его отрицание бездеятельности, рутины, размеренной праздной жизни.
Даже нас, современных читателей, поражают целеустремленность и неутомимость в труде тургеневского персонажа, который “даже прогулок без цели терпеть не мог”. Базаров не признавал понятия “отдых”, считая его уделом бездельников. Уже этот жизненный принцип героя свидетельствует о силе его личности и внушает невольное уважение.

Если нелегкие условия и жизненные испытания сформировали характер Базарова, то острый, пытливый ум, бескомпромиссность взглядов, холодная практичность определили его мировоззрение. Тургенев изображает тип нигилиста – то есть человека, все отрицающего, “не принимающего ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Это натура независимая, все подвергающая суду мысли, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, особенно если они выдвинуты людьми недалекого ума.

Привыкший учиться на собственных ошибках, Базаров предпочитает все постигать самостоятельно, отвергая исторический опыт предшествующих поколений. Он убежденный материалист, признающий только то, что “можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”.

Герой чужд романтизма, малейшего проявления сентиментальности, используя эти слова чуть ли не в качестве ругательств. Полагая, что время восторженных романтиков ушло в далекое прошлое, Базаров провозглашает свой век веком холодной прозаичности, свое время – эпохой расчетливых практиков, признающих лишь прикладную науку и отрицающих ценность теоретических знаний.

Казалось бы, все сказанное свидетельствует явно не в пользу тургеневского героя, изображая его как бездушного ограниченного циника, чуждого естественных человеческих проявлений. Однако следует более глубоко вникнуть в сущность этого образа, посмотреть на его нигилизм под другим углом зрения, чтобы понять, то отнюдь не все утверждения Базарова соответствуют истинному положению вещей и раскрывают настоящую сущность его характера.

Так, Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. “Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все”, – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.
Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет “из вежливости” резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть “как все”. На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Автор романа утверждает, что если его герой “назвался нигилистом, то надо читать – революционером”. Действительно, базаров не был чужд идей революционной демократии, и, в определенном отношении, его можно отнести к разночинцам.

Однако революционность тургеневского героя, очевидно, следует рассматривать не столько в политическом, социальном, сколько в философском, моральном аспектах. Ведь революция по своей сути – уже преклонение перед авторитетами, а Базаров отрицает подчинение любым догмам. Он не признает деления общества на классы, так как далек от социальных предрассудков и условностей.

Поэтому в основе базаровской позиции прослеживается стремление произвести “революцию в умах” – в сознании людей, разрушить косность представлений о мире и человеческих отношениях и тем самым изменить общество к лучшему.

Таким образом, Базаров – это человек, опередивший свою эпоху и потому не понятый эпохой; герой, превратившийся в бунтаря-одиночку, не найдя поддержки современников. Подобно Чацкому и Печорину, Базаров – герой будущего.

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

Читайте также: