Сочинение чичиков в гостях у сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Павел Иванович Чичиков завершает цепь своих визитов по приобретению мёртвых душ посещением Плюшкина. В его имении он рассчитывал на большую удачу, и его надежды полностью оправдались. У этого помещика за несколько лет умерло более 120 крепостных, к тому же набралось более 80 беглых. Чичиков приобрёл их всех по 30 копеек за душу и остался очень довольным результатом поездки.

И Чичиков, и все встреченные им на пути к сомнительным сделкам помещики живут идеей обогащения. Гоголь показал в образах помещиков различные степени одержимости этой идеей.

Последнюю стадию поглощения страстью наживы воплощает Плюшкин. На этой ступени у человека не остаётся даже искры добра, и, лишённый духовного начала, он превращается в фантом, призрак, мёртвую душу.

Деревня помещика – это полуразрушенные дома, их рассохшиеся щелястые стены напоминают голые рёбра, в окнах вместо стёкол тряпьё. В помещичьем доме заколочены все окна, кроме двух.

Будучи владельцем тысячи душ крепостных, Плюшкин весь их труд превращает в пыль. Зерно гниёт в кладях, до холстов и сукон нельзя дотронуться – они распадаются на клочья. Жадность хозяина отвадила всех покупщиков. Произведённое крестьянами становится навозом. Они сами умирают от голода и болезней или пускаются в бега. Имена умерших людей на бумаге показались Чичикову мошками, усеявшими белый лист.

Оставшись один, Плюшкин не чувствует сожалений из-за пустоты, окружающей его, и, как паук, суетится в паутине своего разрушающегося хозяйства и потерявшего человеческие черты быта. Он утратил даже внешние признаки пола. Чичиков долго сомневался, баба перед ним или мужик, а потом решил, что это ключница. Связка ключей на поясе Плюшкина – ещё один символ ложных ценностей, служению которым продал свою жизнь и душу этот герой.

В эпизоде встречи Чичикова с Плюшкиным автор показал абсурдность накопительства ради голого обогащения, не имеющего целью принести кому-нибудь пользу, благо.

Другие темы: ← Ай да Вакула, какой молодец↑ ГогольНравы и обычаи уездного города Н →

Популярные сочинения

Большой Бейсуг

Плюшкин – самый страшный типаж в галерее гоголевских помещиков. При создании этого образа Гоголь шел по пути наибольшего сопротивления – у него были гениальные предшественники в изображении скупца: Мольер, Пушкин, Бальзак. Плюшкин ужаснее всех скопцов на свете, потому что здесь выведена душа заведомо мертвая. Нарисовав жуткую картину нравственного падения, Гоголь заставляет читателя ужаснуться и задуматься.

1 Композиционное построение.

2. Сюжетная линия.

3 *Мертвая* душа Плюшкина.

4. Анализ эпизода.

В таком бедственном состоянии его и увидел Чичиков. В первые моменты знакомства главный герой долго не мог разуметь, кто перед ним находится: женщина или мужчина. Бесполое существо в старом грязном халате было принято Чичиковым за ключницу Однако после главный герой был очень удивлен и шокирован, узнав, что перед ним стоит хозяин дома. Автор, описывая богатства Плюшкина, тут же рассказывает о том, как ранее бережливый человек морит голодом своих крестьян, и даже самого себя, носит вместо одежды всякую рвань, тогда как в его кладовых и подвалах пропадают продукты, портится хлеб и сукно. Более того, скупость помещика приводит к тому, что весь хозяйский дом оказывается заваленный всяким хламом, поскольку проходя по улице, Плюшкин собирает любые предметы и вещи, забытые или оставленные крепостными без присмотра, приносит их в дом и сваливает в кучу.

Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Гадкость, ничтожность, черствость и мелочность – все, что господствует в доме Плюшкина. Это ли не омертвение души? Даже с самим собой Плюшкин не может быть откровенен. Уже после отъезда Чичикова он думает отблагодарить гостя, подарив ему серебряные часы, но все же решает оставить их ему после своей смерти. Мы же понимаем, что этого никогда не будет. Если уж он своим внукам ничего не дал, если он проклял сына, отказавшись от него, что уж говорить о Чичикове.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Автор: Гоголь Н.В.

В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь бы разбогатеть. Павлу Ивановичу Бог не дал богатства, зато не обделил умом сметливым и изобретательным. Мы встречаемся с ним на страницах поэмы, когда герой путешествует от помещика к помещику, стараясь приобрести побольше мертвых душ, чтобы путем подлога и обмана разбогатеть.

Николай Васильевич Гоголь — мастер детали, в поэме “Мертвые души” он создает целую галерею образов помещиков, наделяя каждого индивидуальными чертами, присущими только ему. Произведение как бы собрано из отдельных ярких эпизодов, а все вместе они составляют прекрасное произведение, вошедшее в сокровищницу русской классики.

Важным в цепи эпизодов является приезд Павла Ивановича Чичикова к помещику Манилову, это самое начало его большой аферы. Гоголь показывает нерадивого хозяина поместья, занятого бессмысленными и бесплодными мечтаниями, не желающего и не умеющего обустроить свою жизнь. “Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций. была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления. ”

Всячески автор подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру, но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие читателя в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Фемистоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик не образован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Манилов совершенно не занимается хозяйством — ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о постройке подземного хода или каменного моста через пруд. Бездельник и лентяй, Манилов ни во что не вникает, даже необычное предложение Чичикова о продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения. Его “прекраснодушие” не позволяет усомниться в благородстве Павла Ивановича. Манилов не привык утруждать свою персону излишними заботами, он тут же их перекладывает на других.

В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает пагубность крепостного права для России в целом. Он раскрывает эту проблему со всех сторон. Изображая Манилова внешне приятным и незлым человеком, Гоголь показал, что мягкосердечный бездельник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйство и крестьян кому попало. Эта практика пагубна еще и потому, что развращает крестьян, приучая их к безделью; беря пример с помещика, его крепостные тоже не хотят ничего делать.

Манилов отвратителен еще и тем, что вранье и низость Чичикова хочет облечь в красивую “упаковку”, перевязывая шелковой ленточкой список мертвых душ, принадлежащих ему. От этого ложь не становится правдой. Не зря Гоголь говорит об этом персонаже, что он “ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Легкомысленный и бездушный, Манилов поощряет зло, творящееся вокруг, он не хочет видеть правду жизни.

На мой взгляд, это один из лучших художественных образов поэмы. Гоголю долго не удавалась эта глава. Действительно, трудно изобразить внешне приятного человека, чтобы он был настолько отталкивающим и неприятным при детальном рассмотрении. Великому Гоголю это удалось блестяще.

нужно сочинение чичиков в гостях у . у кого нибудь! там у манилова или коробочки! вообщем не важно у кого! главное чтоб сочинение было не большое без " умный слов". для 9 ого класса.

Николай Васильевич Гоголь — мастер детали, в поэме “Мертвые души” он создает целую галерею образов помещиков, наделяя каждого индивидуальными чертами, присущими только ему. Важным в цепи эпизодов является приезд Павла Ивановича Чичикова к помещику Манилову, это самое начало его большой аферы. Гоголь показывает нерадивого хозяина поместья, занятого бессмысленными и бесплодными мечтаниями, не желающего и не умеющего обустроить свою жизнь. “Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций.. . была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления. ”
Всячески автор подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру, но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие читателя в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Фемистоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик не образован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.
Манилов совершенно не занимается хозяйством — ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о постройке подземного хода или каменного моста через пруд. Бездельник и лентяй, Манилов ни во что не вникает, даже необычное предложение Чичикова о продаже мертвых душ лишь на мгновение озадачило его, но ту же помещик откинул все сомнения.
В поэме “Мертвые души” Гоголь изображает Манилова внешне приятным и незлым человеком, Гоголь показал, что мягкосердечный бездельник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйство и крестьян кому попало. Эта практика пагубна еще и потому, что развращает крестьян, приучая их к безделью; беря пример с помещика, его крепостные тоже не хотят ничего делать.
Не зря Гоголь говорит об этом персонаже, что он “ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Легкомысленный и бездушный, Манилов поощряет зло, творящееся вокруг, он не хочет видеть правду жизни.
На мой взгляд, это один из лучших художественных образов поэмы.

В своей поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая место новым, капиталистическим отношениям.

В образе Чичикова Гоголь раскрыл характер человека нового типа – дельца-приобретателя, мошенника, готового на все ради сколачивания капитала. Он задумал великолепную аферу с “мертвыми душами” – умершими, но числившимися по ревизии живыми крестьянами, которых Чичиков как

живых собирался продать и получить за них порядочную сумму. Для этого Чичиков и объезжает помещиков, образы которых писатель создает с искрометным чувством юмора, глубокой иронией.

На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций… была видна беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”.

Н. В. Гоголь всячески подчеркивает претензии Манилова на культуру и образованность, однако мы быстро убеждаемся совсем в обратном. Смешно и напыщенно звучат имена сыновей Манилова (Фемистоклюс и Алкид), вызывает ироническую улыбку “книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Речь Манилова такая же, как он сам, приторно-сладкая, витиеватая, вызывающая ощущение липкости.

Помещик настолько далек от окружающей его действительности, что даже не может вникнуть в суть дела, о котором говорит Чичиков. Странное предложение о продаже “мертвых душ” сперва озадачило его, но не сутью, а внешней необычностью. Чичиков же на лету сообразил, что именно смущает Манилова, тут же учел его наивность и любовь к пышным формулировкам и облек свое предложение в блестящую дипломатическую форму, добавив в конце: “Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уж извините: обязанность для меня дело священное, закон – я немею перед законом”. И красноречие Чичикова подействовало.

С иронией говорит писатель о выражении лица Манилова, “какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела”.

Манилов становится еще более противным нам от сознания, что его легковерность и любовь к красивым фразам делают его игрушкой в руках мошенника и подлеца, а ведь речь здесь идет о человеческих душах! И он не только легкомысленно, не задумавшись, идет на сделку, но дальше готов восхищаться новым приятелем. Он собственноручно переписывает умерших крестьян и даже перевязывает список розовой ленточкой.

Это сочетание приторной любезности и отвратительной бесчеловечности кажется просто противоестественным.

В лице Манилова Гоголь обличает помещиков, которые по своей наивной легковерности не ведают, что творят, но эта бесхарактерность помогает им закрывать глаза на правду, поощряет зло, сеет вокруг не только бесхозяйственность и бестолковость, но и нищету, воровство, пьянство, бесчеловечность.

  • Знакомство героев
  • Усадьба и дом помещицы
  • Отношение Настасьи Петровны к крепостным
  • Покупка мертвых душ
  • Образ старухи
  • Особенности характера
  • Мнение Чичикова о Коробочке

Н. В. Гоголь

Знакомство героев

Приезд Чичикова

В гостях у Коробочки Чичиков оказывается случайно, когда едет от Манилова, чтобы нанести визит Собакевичу. В ночное время его возничий сбивается с пути. Так как на улице стоит ужасная погода, холод, Чичиков решается попросить пристанище на ночь в незнакомом поместье. Сначала его встречает служанка помещицы, между ними происходит диалог, в ходе которого герой называет свое положение в обществе. Служанка докладывает своей хозяйке, что приехал дворянин, и только после этого его пускают в дом.

Гостя гостеприимно встречает помещица — Настасья Петровна Коробочка. Она предлагает чай, еду Чичикову, от которых, тот отказывается, так как устал. Тогда его укладывают спать. Днем за обедом герой и помещица ведут разговор, в ходе которого выясняется, что у хозяйки есть 80 крепостных.

Усадьба и дом помещицы

Личность Коробочки хорошо характеризует ее отношение к своему дому и поместью.

Усадьба описана практичной, ухоженной, все в ней находится на своих местах в определенной последовательности, всему есть свое применение. Внешне она не выглядит привлекательной, так как на постройках отсутствуют декоративные украшения. Поместье охраняют верные собаки, которые стали вести себя агрессивно, когда приехал Чичиков. Они не дают первым встречным людям попасть в дом.

Жилище полно различных старых предметов, поэтому его можно сравнить с коробочкой или шкатулкой.

Усадьба и дом помещицы

Внутри мрачно, неуютно. Как описывает автор, там находятся старая мебель, на стенах картины, написанные маслом, зеркала, на которых прикреплены безделицы, часы, издающие неприятные звуки. Ремонт был сделан давным-давно. Все предметы в доме как будто застыли. Встретиться с новыми вещами там невозможно. Несмотря на порядок и чистоту, в помещениях летают мухи. Этим описанием дома Гоголь подчеркивает застой внутреннего мира Коробочки.

Отношение Настасьи Петровны к крепостным

Несмотря на то что Коробочка управляет своим хозяйством единолично, все у нее находится в полном порядке.

У крепостных крестьян, принадлежащих ей имеются:

  1. Крепкие отремонтированные избы, которые построены вразброс.
  2. Во дворах этих домов есть ворота, запасные телеги. Это свидетельствует, что помещица заботится о своих крестьянах, следит за их избами.

В деревне живут крепкие бабы и мужики. Все заняты своим делом, никто бесполезно не проводит свое время, не слоняется без дела.

По тому, как Коробочка отзывается о своих крепостных, видно, что она жалеет их. Даже те мертвые души, что она продает Чичикову, она помнит всех по именам. Для нее они все как живые.

Покупка мертвых душ

Наиболее значительным эпизодом в третьей главе поэмы становится сцена, где Чичиков покупает мертвые души у Коробочки.

Приезд Чичикова в гости к Коробочке в поместье

Когда герой предлагает купить у помещицы крестьян, которые уже умерли, она долго не может понять, как такое возможно. Настасья Петровна живет вдали от города, занимается своим хозяйством, поэтому она не знает, что происходит за пределами ее усадьбы. Она приходит в недоумение, когда главный герой говорит ей, что покойников не надо откапывать из земли, так как вся процедура купли-продажи происходит на бумаге, и не верит ему.

Чичиков, видя, что объяснить Коробочке свой план непросто, предлагает ей 15 рублей. Только после этого помещица начинает думать, насколько выгодно ей это будет и как бы не продешевить, чтобы не потерпеть убытков. Так как она долго не решается на сделку, Чичиков вынужден предложить купить у нее продукты (сало, крупу и другое). Только тогда ему удается уговорить помещицу на продажу мертвых душ.

Несмотря на то что торговля сильно утомила Чичикова, в целом его посещение старухи можно назвать удачным.

В этом эпизоде Н. В. Гоголь показывает, что помещица готова продать все, что может принести ей прибыль.

Образ старухи

Образ старухи

Коробочка Настасья Петровна — женщина преклонного возраста, вдова. У нее отсутствует внешнее обаяние, но подкупает к себе ее внимательное отношение к главному герою. Когда он уставший попадает к ней в усадьбу, она не только предлагает ему погостить у нее, но и выражает готовность почесать ему пятки.

Помещица носит странные одежды, а на шее у нее подвязаны какие-то тряпки.

Автор мало пишет о семье персонажа. Из поэмы известно лишь, что она вдова, у нее есть сестра в Москве, которую помещица иногда посещает. Есть ли у Настасьи Петровны дети, неизвестно.

Она страдает различными заболеваниями, которые лечит народными средствами. Об этом она рассказывает Чичикову. Читать старуха не любит. Как пишет Гоголь, у нее есть лишь одна любимая книга — псалтырь.

Особенности характера

Основными чертами характера Коробочки являются:

  • узколобость, упертость, зацикленность на своих решениях;
  • бережное отношение к окружающим предметам;
  • чистоплотность и аккуратность;
  • глупость и необразованность, которые проявлялись в отрицании всего современного и нового;
  • прямолинейность.

Характер Коробочки сложен и противоречив. С одной стороны, она грамотно ведет хозяйство и проявляет заботу о своих крестьянах. Это положительные черты, которые делают ее привлекательной. С другой стороны, автор показывает героиню, как бережливую, очень любящую деньги, жадную помещицу. Она копит деньги, не имея никакой определенной цели,. Наследников, которым она могла бы завещать свои сбережения, у нее нет.

В поступках людей Настасья Петровна выискивает что-то плохое, после чего она уже не способна увидеть в них хорошего. Ее упрямство становится главным препятствием, чтобы принять своевременно правильное решение. Мнение других лиц во внимание не принимается.

Мнение Чичикова о Коробочке

Так как помещица — глупая и недальновидная, она является полной противоположностью главному герою. Отношение Чичикова к Коробочке основано не на почтении к ней, как к другим помещикам. Он ведет себя с Настасьей Петровной свободно, раскрепощенно, не церемонится, так как у нее всего 80 душ крестьян.

Проведя по тексту анализ личности Коробочки, можно сказать, что ее главной чертой является торговая жилка. Она различными способами стремится добиться от людей отдачи ей денег за все, что возможно.

Благодаря этой черте характера, она, желая понять, не продешевила ли с продажей мертвых душ Чичикову, не доверяя ему, решает посетить город и там разоблачает его.

Таким образом, помещица по сравнению с другими героями, сыграет решающую роль в жизни Чичикова.

Читайте также: