Сочинение н и пирогов

Обновлено: 05.07.2024

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту Н.И.Пирогова (проблема проявления благодарности).

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!

(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, — был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал:

—(14)Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня остался загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукугин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею. (По Н. И. Пирогову

*Николай Иванович Пирогов
(1810—1881)
— русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

На нашем жизненном пути встречается немало людей, которые помогают, подставляют плечо, дают советы, да просто оказываются с нами рядом в трудную минуту. И нередко мы воспринимаем это как должное, как некую обязанность близких совершать для нас добрые поступки.
Формулировка проблемы.
Выдающийся хирург
Н.И.Пирогов поднимает проблему
проявления благодарности по отношению к людям.

Комментарий. 1-й пример.
Автор
с горечью и искренним раскаянием
пишет о том, что
не всегда выполнял священный долг к тем, кто когда-то протянул ему руку помощи. По прошествии многих лет он так и не удосужился проявить добрые чувства к семье профессора Моейера, которая приняла участие в судьбе юноши, не препятствовала зарождающейся любви бедного, никому не известного студента и дочери уважаемого учёного и его жены.
Пояснение 1-го примера.Этот пример показывает, что
не нужно стесняться говорить слова признательности и благодарности людям, которые дарили свою любовь и тепло.
2-й пример.
Но с особенно нестерпимым стыдом и мучительной болью Н.И.Пирогов говорит о том, что оказался неблагодарным к матери и сёстрам, которые много трудились, отказывали себе во всём, чтобы он мог учиться в университете, стать достойным человеком. Для них это не было жертвой, они верили в счастливую будущность своего любимца и оказались правы.
Пояснение 2-го примера.Автор пишет об этом, чтобы
покаяться перед родными людьми в том, что не смог выразить свою любовь к ним.
Смысловая связь примеров.Эти два примера, дополняя друг друга, помогают читателю осознать,
какие страдания причиняем мы своим близким равнодушием к их заботе и преданности, как потом терзает чувство вины за такое отношение.

Вывод.
Прочитав этот текст, понимаешь, что
нужно вовремя проявить благодарность, успеть сделать что-то хорошее для тех, кто не предал, не отступился, помог тебе. Иначе угрызения совести за неоплаченный долг не дадут покоя, измучают душу, отнимут радость жизни.

Элементы сочинения

Речевые клише

Что представляет собой благодарность на самом деле?

Благодарность – что значит в психологии?


Специалисты полагают, что благодарность – это внешние проявления деятельности человека, которые направлены на выражение признательности и признания, касающегося пользы и оказанного добра. Это относится не только к словесному выражению, но и ощущению психологического комфорта, связанного с поступками других людей. Вполне можно просто молчать, совершенно ничего не делать и при этом испытывать огромную благодарность, признательность. Данный аспект столь широкого понятия предполагает не только поведенческие особенности (обычная вежливость, соблюдение правил этикета, напоминания от другого лица), но и искренние переживания от проявления добра другого человека.

  • Теория благодарности
  • Заключение про чувство благодарности
  • Консультация психолога для решения проблемы

Теория благодарности

Благодарность не может считаться обязательным ответным жестом дарения. Самое главное – это возникшее желание искренне сделать что-то в ответ на добрый поступок. Всегда можно подарить небольшой презент другому человеку, чтобы вызвать радость и у него (см. Как стать счастливой). Это считается эмоциональной реакцией, которую называют одной из самых приятных, которые появляются в ответ на поведение окружающих людей. Если мы просто рады от получения подарка, это нельзя назвать безграничным ощущением благодарности (см. Базовые эмоции человека). У Вас должно появиться непреодолимое желание поделиться возникшей радостью, чтобы сделать положительные дела для другого человека. Таким образом, Вы пытаетесь выразить свою признательность.

Это можно назвать своего рода взаимодействием, которое способно оказать укрепляющий и благоприятный эффект на абсолютно любые отношения. Если люди общаются друг с другом только из соображений выгоды, они могут ощущать напряжение в отношениях (см. Токсичные отношения). Будет производиться подсчет, кто сколько инвестиций вложил во взаимодействие. Это в свою очередь приведет к снижению энергии контакта. Благодарность приведет к появлению радости, легкости, искреннего желания совершить добро близкому. Можно упомянуть про чудотворный эффект, который касается совершенно незнакомых людей, оказавшихся друг рядом с другом случайно. Именно проявление доброты способны изменить жизнь самым кардинальным образом.

Зачастую родители недооценивают важность удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка (см. Эмоциональные контакты ребенка). Они полагают, что главное подарить сыну и дочери дорогие игрушки, одежду, чтобы те были счастливы. Мать и отец могут не подозревать, что любимое чадо нуждается в поддержке, любви и эмоциональной теплоте. Их могут подарить совершенно незнакомые люди, которым ребенок будет доверять куда больше, чем членам своей семьи. Этим зачастую пользуются разные злоумышленники.

Накопление благодарности с реализацией данных мотивов позволит преумножить хорошие поступки людей в отношении друг друга. Именно добрые дела сделают каждый день жизни светлее, чтобы наполнить радостью и огромной верой в чудо, в котором мы так нуждаемся.

Только психологически зрелые личности способны переживать состояние благодарности. Они осознают, насколько важно удовлетворять простые потребности, заветные желания (см. Как успешные люди становятся успешными). Не стоит бояться просить помощи, если возникла подобная необходимость. Все мы ошибаемся в людях, но это не повод скептически относиться к любым проявлениям доброты. Манипуляции (см. Техники манипуляции людьми) – это умение отдельных личностей, с которыми может столкнуться лишь часть людей. Именно состояние благодарности поможет ценить все, что мы имеем, не впадать в состояние уныния и паники (см. Панические атаки). Данное чувство поможет грамотно оценить вклад других людей без каких-либо напрасных ожиданий.

Благодарность может выражаться с помощью добрых слов, пожеланий успеха в ответ на какие-либо слова, искренним восхищением самим человеком. Можно отметить и ответный жест в виде вручения подарков, презентов, добрых поступков. Все обладает прямой зависимостью от особенностей самой ситуации. Дети вполне могут испытывать благодарность ко взрослому, который подарил желанную игрушку.

Порой люди не способны дать выход благодарности, так как испытывают смущение, стеснение (см. Лечение застенчивости), неумение понять, как правильно поступить. Если данное чувство не проявлять грамотно, оно может приобрести токсичный характер, чтобы приведет к разрастанию вины или долга (см. Как избавиться от чувства вины). Лучше всего не бояться проявлять позитивные эмоции. Никто Вас не осудит, а только порадуется.

Что представляет собой благодарность? Она считается прекрасным мотивирующим средством для отношений, чтобы остальные люди продолжали делать добрые дела. Можно ощутить собственную ненужность, если эмоциональные инвестиции не будут замечены должным образом. Нужно поддерживать людей, которые не боятся делать что-то хорошее для отношений.

Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!

Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!

На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского).

Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери.

Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, — был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

— Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

Так и перебивались. К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года.

А содержание? А платье? Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку.

Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

(По Н. И. Пирогову*)
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

Николай Иванович Пирогов — великий русский хирург, спасший сотни жизней, человек, не жалевший себя и своего здоровья. Он был верен клятве Гиппократа до конца своих дней. В данном тексте он поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Позиция автора в данном тексте проста и понятна: близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.

Таким образом, умение быть благодарным – ценное качество, данное не многим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!

(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал:

— (14)Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня остался загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукугин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею. ( По Н. И. Пирогову )

*Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

Вступление. На нашем жизненном пути встречается немало людей, которые помогают, подставляют плечо, дают советы, да просто оказываются с нами рядом в трудную минуту. И нередко мы воспринимаем это как должное, как некую обязанность близких совершать для нас добрые поступки. Формулировка проблемы. Выдающийся хирург Н.И.Пирогов поднимает проблему проявления благодарности по отношению к людям.

Комментарий. 1-й пример. Автор с горечью и искренним раскаянием пишет о том, что не всегда выполнял священный долг к тем, кто когда-то протянул ему руку помощи. По прошествии многих лет он так и не удосужился проявить добрые чувства к семье профессора Моейера, которая приняла участие в судьбе юноши, не препятствовала зарождающейся любви бедного, никому не известного студента и дочери уважаемого учёного и его жены. Пояснение 1-го примера. Этот пример показывает, что не нужно стесняться говорить слова признательности и благодарности людям, которые дарили свою любовь и тепло. 2-й пример. Но с особенно нестерпимым стыдом и мучительной болью Н.И.Пирогов говорит о том, что оказался неблагодарным к матери и сёстрам, которые много трудились, отказывали себе во всём, чтобы он мог учиться в университете, стать достойным человеком. Для них это не было жертвой, они верили в счастливую будущность своего любимца и оказались правы. Пояснение 2-го примера. Автор пишет об этом, чтобы покаяться перед родными людьми в том, что не смог выразить свою любовь к ним. Смысловая связь примеров. Эти два примера, дополняя друг друга, помогают читателю осознать, какие страдания причиняем мы своим близким равнодушием к их заботе и преданности, как потом терзает чувство вины за такое отношение.

Вывод. Прочитав этот текст, понимаешь, что нужно вовремя проявить благодарность, успеть сделать что-то хорошее для тех, кто не предал, не отступился, помог тебе. Иначе угрызения совести за неоплаченный долг не дадут покоя, измучают душу, отнимут радость жизни.

Текст задания

Если текст не отображается, обновите страницу

Вступление

Быть благодарным кажется каждому из нас само собой разумеющимся. Все прекрасно знают, что благодарить тех, кто оказал ту или иную услугу, помог или поддержал — это правильно и единственно возможно. Однако, не всегда удаётся выразить своевременно и открыто ту степень признательности, которая наиболее полно выразила бы весь спектр чувств и эмоций по поводу участия в нашей жизни людей. И, более того, очень часто самым важным людям, принимавшим огромное участие в нашей жизни, так и не суждено услышать и понять, насколько заметна и необходима была их поддержка.

Определение и формулировка проблемы.

В приведённом отрывке Н. И. Пирогов поднимает вопрос благодарности близким. Как часто не удаётся отдать им сполна долг, который, по сути, является прямым следствием их нередко самоотверженной помощи! Время летит очень быстро, поэтому крайне важно своевременно говорить тёплые слова, стараться облегчить их жизнь и помочь, в свою очередь. Беда в том, что не всегда удаётся осознать, сколь многое они делали и то, что отблагодарить их — прямой долг перед собственной совестью.

Комментарий

Автор затрагивает этот аспект жизни в своём тексте. Он говорит о том, что, будучи обязанным многим своим близким, так и не смог в полной мере выразить им свою признательность, не отплатил за их доброту и труды, за то, как сильно они облегчали ему жизнь. Воспоминания о сёстрах и матери, изо всех сил старавшихся ради его спокойной учёбы, доставляют ему боль именно потому, что он не был им благодарен тогда, не понимал, сколько сил они вложили в него и поддержание их совместного быта. Пирогов говорит о том, что жилось им трудно и даже бедно, однако, несмотря на положение его семьи, ему предоставляли возможность не работать, понимая, насколько тяжела и сложна учёба медика. Глядя на прошлое, он осознаёт, как тяжело давалась такая жизнь его близким женщинам.

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Пример-иллюстрация

Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. А содержание? А платье? Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

Описывая скромный быт и то, чего стоило его поддержание, Пирогов открыто признаётся, что не может понять, как удавалось женщинам его семьи обеспечивать их, пусть скромно, но полностью. После смерти отца, оставшиеся без кормильца и денежного состояния, мать и сёстры проявили недюжинный характер и стойкость духа. При учёте всей бедственности их положения, мать автора просила его отказаться от мыслей о работе, понимая, что это непременно скажется на его учёбе. Вспоминает он и других, кто помогал его семье — своего крёстного и некоторых знакомых. И открыто, пусть и с явной грустью, признаётся в том, что так и не выразил им свою признательность за их поддержку.

Позиция автора

Отношение к позиции автора

Разумеется, с позицией Пирогова стоит согласиться целиком и полностью. Более того, этот текст должен стать побудительным мотивом для того, чтобы как следует обдумать свою жизнь, вспомнить, кому и за что стоит выразить признательность, кому нужно отплатить за услуги, поддержку, которые могут казаться чем-то само собой разумеющимся, пока не стало слишком поздно. Нередко самая серьёзная и объёмная помощь оказывается незамеченной — это старания наших матерей, отцов и близких сделать нашу жизнь легче.

Вывод

© Вступительная статья, А. Л. Мясников

Вступление от Александра Мясникова

В наши дни особенно хочется гордиться своими великими соотечественниками. Да – глобализация, да – стертые Интернетом границы, да – прогресс для всех… Но Иваны, родства не помнящие, если что стоящее и создадут, то толком распорядиться этим не сумеют! Это сделают за них другие, и далеко не так, как они, возможно, хотели бы!

А уж нам-то есть кого помнить! Абсолютно во всех областях человеческой деятельности. И тем более в медицине! В истории медицины наши соотечественники занимают примерно столько же места, сколько представители всех остальных стран вместе взятые! Да, старт был намного позже, история так сложилась… Когда Амбруаз Паре успешно проводил операции на сосудах и писал основополагающие труды, на Руси опричники Ивана Грозного вытягивали из людей жилы и скармливали их собакам.

Тем более изумляют наши ученные, которые в столь короткий срок смогли заложить принципы развития мировой медицины на много лет вперед!

Ольга Таглина
Николай Пирогов


Многое сделанное Пироговым как-то растворилось в жизни общества, стало само собой разумеющимся и как бы безымянным. Когда нам накладывают гипс после неудачного спуска с горы на лыжах или падения в гололед, мы не вспоминаем о Пирогове, а ведь это именно он впервые в истории медицины применил гипсовую повязку, что ускорило процесс заживления переломов и избавило пациентов от неправильного срастания конечностей. Тишина в операционных, ставшая возможной благодаря анестезии – это тоже во многом заслуга Пирогова, ведь именно он провел около 10 000 операций под эфирным наркозом, и первым в мире применил эфирный наркоз на поле боя. Да что говорить, его современники-врачи не мыли руки перед операцией! Пирогов заметил, что если больного оперировать вымытыми руками, а рану и бинты дезинфицировать, то все заживает значительно быстрее, и поэтому боролся за внедрение в практику этих правил.


В. М. Друзин. Пирогов и матрос. Скульптурная композиция в музее-усадьбе Вишня. Винница

Он спорил с Пушкиным, противопоставив его строкам свои:

Николай Иванович Пирогов был человеком целеустремленным, его отличало подвижничество, невероятное трудолюбие, неутомимость в поиске, умение отстаивать свои взгляды, научная принципиальность и честность, умение ставить интересы дела выше личных интересов. Он был не только гениальным ученым, патриархом военно-полевой хирургии и травматологии, выдающимся анатомом, но и крупным организатором военно-медицинской службы, педагогом и общественным деятелем. Он был мужчиной, преданным делу, он знал, что разум человеческий имеет границы, а глупость человеческая безгранична и умел противостоять этой глупости. «Я прожил только семьдесят лет, – в истории человеческого прогресса это один миг, – а сколько я уже пережил систем в медицине и деле воспитания! – писал Пирогов, – Каждое из этих проявлений односторонности ума и фантазии, каждое применялось по нескольку лет на деле, волновало умы современников и сходило потом со своего пьедестала, уступая его другому, не менее одностороннему. Теперь, при появлении новой системы, я мог бы сказать то же, что ответил один старый чиновник Подольской губернии на вопрос нового губернатора:

– Сколько лет служите?

Николай Иванович Пирогов родился 13 ноября 1810 года в Москве в семье майора Ивана Ивановича Пирогова и его жены Елизаветы Ивановны. Из четырнадцати детей, родившихся в этой семье, большинство умерло в младенчестве. В живых осталось шесть, и Николай был самым младшим из них.

Многие постоянные гости семьи Пироговых имели отношение к медицине. Так, Григорий Михайлович Березкин, часто бывавший у Пироговых, служил лекарем. Он был хорошим врачом, интересным собеседником, его латынь поражала энергией, блистала афоризмами и шутками. Березкин подарил Николаю справочник лекарственных растений, и мальчик стал собирать травник – так тогда часто называли гербарии. Ему было очень интересно узнавать, как и какие растения используются при лечении разных болезней.

Другой частый гость семьи Пироговых – Андрей Михайлович Клаус, весьма известный акушер, прекрасно ладил с детьми, умел понятно объяснять им что-то сложное. Иногда он приносил свой микроскоп и разрешал рассматривать разные препараты. Николай быстро освоил микроскоп, и его просто невозможно было оторвать от этого замечательного прибора, делающего видимым невидимое: «Раскрывался черный ящичек, вынимался крошечный блестящий инструмент, брался цветной лепесток с какого-нибудь комнатного растения, отделялся иглою, клался на стеклышко, и все это делалось тихо, чинно, аккуратно, как будто совершалось какое-то священнодействие. Я не сводил глаз с Андрея Михайловича и ждал с замиранием сердца минуты, когда он приглашал взглянуть в его микроскоп.

– Ай-ай-ай, какая прелесть! Отчего это так видно, Андрей Михайлович?

В доме майора Ивана Ивановича Пирогова, служившего казначеем в провиантском депо, была библиотека. На полках отцовского шкафа стояли толстые кожаные тома, среди которых были описания путешествий по разным провинциям Российского государства академика Петра Палласа, стихи Жуковского и Державина, поэмы Гомера, басни Крылова, Лафонтена, Эзопа.


Николай Пирогов во время учебы в Московском университете. Фотография. 1820-е гг.

Семья Пироговых была патриархальной, устоявшейся, крепкой, она казалась вечной – со своими законами и неизменным укладом. Но беды не обходили и ее. На глазах у Николая умерла его сестра, умер от кори брат. Это были первые смерти в жизни мальчика, смерти страшные и непонятные. Брат Николая – Петр – оказался азартен, он играл в карты, делал непосильные для семьи карточные долги. Семья Пироговых мужественно переносила невзгоды, но ее материальное благополучие было разрушено волею случая.

Однажды сослуживец Ивана Ивановича Пирогова повез на Кавказ большие деньги – тридцать тысяч рублей – и сбежал вместе с ними. Суд взыскал деньги с Пирогова. Имущество семьи было описано и продано. Для Пироговых пришло время нищеты, которая резко изменила статус семьи и лишила ее привычного уклада жизни. Как ни странно, но нежданная бедность и крушение семейного уклада помогли появлению великого хирурга Пирогова. И происходило это так.


Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831). Один из основателей российской терапевтической школы, военной гигиены, первый директор медицинского факультета Московского университета.

Казалось, что учеба закончилась навсегда… И тут на помощь пришел Ефрем Осипович Мухин, тот самый любимый семейный врач. Он сказал Пирогову-старшему, что сын у него толковый и его надо послать сразу в университет, не доучивая в пансионе, потому что так будет дешевле. Это была явная авантюра, потому что в университет поступали с шестнадцати лет, а Николаю было всего четырнадцать. Но другого варианта просто не было.

Студент Николай Пирогов тоже учился у профессора Христиана Ивановича Лодера, знаменитого анатома, доктора медицины. В свое время Лодер преподавал в Йене анатомию, физиологию, хирургию, повивальное искусство, медицинскую антропологию, судебную медицину и естественную историю. С 1810 года он жил в России, получил чин действительного статского советника и звание лейб-медика. Во время войны 1812 года он был организатором крупных госпиталей.

Изучив хирургию у лучших хирургов Европы и в лучших анатомических театрах того времени, Лодер владел своим искусством в совершенстве. Он презирал рутину и всегда настаивал на полной самостоятельности приемов при операции. Как профессор Лодер отличался точностью своих наблюдений и ясностью изложения. Он сделал много ценных наблюдений и обобщений в хирургии, основанных на опыте.

С именем Матвея Яковлевича Мудрова связана реорганизация преподавания в России медицинских наук: были введены практические занятия для студентов и преподавание патологической и сравнительной анатомии, усилено оснащение кафедр учебно-вспомогательными пособиями.

Матвей Яковлевич был семейным врачом Голицыных, Муравьевых, Чернышевых, Трубецких, Лопухиных, Оболенских, Тургеневых и других именитых семейств. С самых первых дней своей практики Мудров начал скрупулезно записывать в тетрадках и собирать истории болезни своих пациентов. В них были подробные записи о диагнозе, особенностях течения болезней и тех средствах, которые применялись для лечения, а также об их эффективности. Мудрову это позволяло в любой момент найти историю болезни того или иного больного, к которому его пригласили, и воскресить в памяти способ лечения, использованный в данном конкретном случае. Нередко много лет спустя бывшие пациенты обращались к Мудрову с просьбой отыскать в его книгах рецепт препарата, который им помог. Ни один врач Москвы, даже самый знаменитый, не располагал таким собранием практических наблюдений.


Ефрем Осипович Мухин (1766–1850). Один из основоположников российской медицины, основатель отечественной травматологии, хирург, анатом, физиолог, гигиенист и судебный медик, доктор медицины, заслуженный профессор Московского университета.

С этим рецептом Николай Пирогов был полностью согласен, что и подтвердил всей своей последующей жизнью, заполненной трудом, трудом и еще раз трудом.

В 1816–1817 и 1820–1824 годах Мухин избирался деканом медицинского факультета, что свидетельствовало о его большом авторитете у коллег.

Сочетая обширную практику с университетскими лекциями и руководством факультетом, Мухин стремился поставить российские медицинские учебные заведения на европейский уровень. Он оказывал помощь многим талантливым, но бедным студентам, содержал на свои средства значительное количество врачей, готовившихся к профессуре и к практике в госпиталях. Вникая во все детали учебного процесса, Мухин создавал базу для развития медицинской науки на факультете: составлял проекты реорганизации медицинского факультета, переоборудовал анатомический театр, открыл специальную медицинскую библиотеку, в которой студенты могли ознакомиться с новейшей, в том числе иностранной, литературой по медицине. Понимая необходимость учиться у европейских ученых, Мухин финансировал молодых выпускников, выезжавших за границу.

Мудров, Мухин, Лодер… Их именами, по словам Пирогова, мог гордиться Московский университет того времени. Трудами этих ученых, трудами их коллег закладывались основы передовой русской медицины, основы патологической анатомии, физиологии, терапии.

Правда, обучение в университете было очень далеко от практики, о чем Николай Пирогов весьма сожалел. Лодер препарировал трупы, но сам студент Пирогов изучал анатомию по картинкам и не вскрыл ни одного трупа. Мудров ратовал за практику, не уставал говорить о врачебном опыте, но студент Пирогов написал всего одну историю болезни единожды виденного больного. Мухину не трудно было в лекциях переходить с одного предмета на другой, потому что он накопил в больнице и у операционного стола множество знаний. Но студент Пирогов за годы учения не сделал ни одной операции, даже кровопускания, он только описывал операции в тетради.


Набор хирургических инструментов середины XIX в.

Чтобы свести концы с концами, Иван Иванович вел частные дела, старался, как мог, пытался снова подняться до более-менее высокого материального уровня. Но он заболел, стал задыхаться по ночам и вскоре умер. Семья осталась без дома, заботу о ней взял на себя троюродный брат отца Андрей Филимонович Назарьев. Андрей Филимонович служил заседателем в суде, сам был беден и обременен семьею, но он привез родню к себе и уступил мезонин с чердачком.

Мать и сестры Николая занимались рукоделием. Одна из сестер, радуясь крохотному жалованью, поступила надзирательницею в благотворительное детское заведение. За год подкопили деньжонок, кое-что продали и съехали от дядюшки. Сняли себе квартирку – и половину ее тотчас сдали внаем студентам.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Читайте также: