Сочинение челкаш и гаврила

Обновлено: 15.07.2024

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького “Челкаш”.

Челкаш – представитель “дна” большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. Автор подчеркивает его сходство с хищником – “старый травленый волк”, у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь.

Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя.

На море он чувствовал, что его душа очищается “от житейской скверны”. Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти.

Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и “не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься”. Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он “чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя”.

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

Дело сделано. Сообщники поделили заработанные деньги. И тут жадность стала душить Гаврилу. Он пал в ноги Челкашу и стал просить отдать ему весь заработок. Свой поступок он мотивировал тем, что он найдёт им лучшее применение в отличие от Челкаша. Контрабандисту и вору жалко Гаврилу. И в то же самое время он неприятен Челкашу, который никогда не был рабом материальных благ. Он с презрением бросает деньги жадному крестьянину.

А Гаврилу уже разобрало окончательно. Он признался, что ещё ночью хотел убить подельника, чтобы все деньги достались ему одному. Челкаш обиделся и забрал свою долю назад. А Гавриле жадность настолько застит глаза, что он готов на любое преступление ради денег. Видя это, Челкаш презрительно бросает ему в лицо свою долю и уходит прочь.

Конечно, бродяга и вор Черкаш не может обладать такими понятиями, как нравственность и мораль. Но, описывая решительный поступок Челкаша, Горький несколько романтизирует этот образ.

2 вариант

Первый герой, которого открывает перед читателем Горький – это Челкаш. Это человек, который ничего не видит вокруг себя, много пьет, одежда его старая, грязная и вся рваная. Он настолько беден и не смотрит за собой, что у него даже нет обуви. От него постоянно исходит неприятный запах, да и поведение Челкаша нельзя назвать адекватным. Внешность у мужчины так же грубовата с хищным жестким взглядом и острым носом. Еще у него есть темные усы и, печальный взгляд.

Второй герой рассказа, Гаврила, полная противоположность Челкашу. В отличие от грязного и вечно пьяного Челкаша, Гаврила – это молодой юноша, который носит голубую рубашку и обычные широкие штаны. Головной убор практически полностью изношен, но он не хочет с ним расставаться и с гордостью продолжает его носить. Внешне парень выглядит крупным и широкоплечим, с сильными руками и загорелым телом. У Гаврилы густые русые волосы, добрые небесно-голубые глаза, полные доброты.

Совершив противозаконный поступок, мужчины поделили между собой деньги. И именно в этот момент открылась истинная душа молодого человека. Его одолела такая сильная жадность и зависть, что он даже упал в ноги Челкашу с мольбой отдать ему и полностью всю заработанную сумму. Гаврила объяснял свое поведение тем, что Челкаш просто пропьет эти деньги, а молодой парень найдет им лучшее применение. У Челкаша в отношении Гаврилы возникло двоякое мнение. С одной стороны ему его стало жаль, а с другой, поступок молодого человека вызвал у контрабандиста отвращение. В конце концов, Челкаш, который никогда не был, зависим от материальных благ, просто бросил ему свою долю.

Гаврила же настолько ослеплен жадностью к деньгам, раскрывает Челкашу, что ночью он хотел его убить и забрать всю выручку. Узнав об этом, контрабандист сначала забирает свою долю обратно, но затем обратно выбрасывает парню деньги в лицо.

Данное повествование – это своего рода контраст противостояния двух личностей. Ловкий и смелый, для которого материальные блага не так важны. Как, например, для Гаврилы – мелочного и жадного, готового совершить любой, даже самый страшный поступок ради получения собственной выгоды.

Сочинение Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

Страх и мелочность молодого помощника выходят боком опытному вору. Гаврила то убегает, то возвращается, просит прощения, умоляет отдать все деньги ему, ведь тогда он сможет жениться на ком захочет и построить дом. Юный герой даже пытается убить Челкаша, но и это не доводит до конца из трусости. Старый и благородный вор отдает ему все деньги.

Рассказ построен на контрасте, на противопоставлении двух образов. Гордому, ловкому, смелому, благородному авантюристу Челкашу противопоставлен трусливый, жадный, мелочный, низкий Гаврила. Он, конечно, женится и построит на эти деньги дом, но вряд ли это все принесет ему счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Челкаш и Гаврила сравнительная характеристика

Популярные сегодня темы

Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1836) – великий российский поэт. Его жизнь была очень увлекательной и разнообразной. Рассмотрим интересные факты, которые может уже известны вам, а может и нет.

Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций

Назван рассказ по имени главного героя – Григория Челкаша, искусного вора. Внешность выдает в нем человека, который со многим сталкивался на своем пути и многое знает.

Босяком Челкаш был не всегда. Он с благодарностью вспоминает родителей, достойную службу, которой гордился, милую веселую жену, но отречься от нынешнего существования не хочет. Он любит свободу, наслаждается окружающей его природой, воспринимает необходимость красть как обычную работу. Да он и сам прекрасно понимает, что в прошлое вернуться не сможет.

Сохраняет Григорий и понятия о человечности. Он не прочь отдать полученные деньги случайному напарнику, потому что осознает, на что тот пойдет ради них. В отличие от Гаврилы, второго основного персонажа, он не жадный и не завистливый. И даже по-своему переживает за парня.

Юный подельник Челкаша поначалу кажется неплохим человеком. Долго не решается присоединиться к очевидно преступному делу, сомневается, даже хочет сбежать. Но его поведение быстро меняется, стоит заговорить о возможной крупной прибыли. Безобидные мечты о том, как он придет домой и устроит богатое хозяйство, сменяются желанием завладеть всей долей. Он унижается перед Челкашом, умоляя того отказаться от денег, и, в конце концов, нападает на него. Стычка заканчивается тем, что Григория ранят камнем в голову. Гаврила уходит, но вдруг возвращается и просит прощения. Пораженный подлым поступком, главный герой разочаровывается в подопечном и бросает тому купюры, которые принесли им одну беду. Бывшие напарники расходятся. Несмотря на кажущуюся аморальность образа жизни, Челкаш оказывается более понимающим и сочувствующим. А, на первый взгляд, робкий и нерешительный Гаврила, напротив, раскрывается как легко поддающийся соблазну человек, которому чужды честность и порядочность. Впоследствии он раскаивается в содеянном, но уже слишком поздно – доверие полностью утрачено. Главное различие Челкаша и Гаврилы заключается в их жизненных ценностях: если вору важнее внутренняя гармония, то крестьянину — финансовое благополучие. Ради денег Григорий не пойдет на убийство и предательство, потому что для него они не стоят того. Но, если разобраться, Гаврила с самого начала предстает перед нами меркантильным человеком, который женится на приданом. Ведь он ушел на заработки, чтобы войти в прибыльное дело — хозяйство будущего тестя. Его волнуют только деньги, и ради них он решается на подлость. Интересно, что Гавриле даже не хватает смелости на эту подлость. Он нападает со спины, когда нет никакого риска. В отличие от него, Григорий может ударить, не прячась, но он не делает этого из-за нравственных убеждений и преград.

Автор: Инна Колокольникова

Автор: Самый Зелёный · Published 22.01.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 01.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 25.06.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Образ Челкаша из рассказа Горького

Краткая характеристика Г. Челкаша

В рассказе писатель исследует проблему личной свободы человека, которая озвучена уже в экспозиции рассказа.

В толпе грузчиков, уже к полудню изможденных каторжным трудом, появляется Гришка Челкаш, который мгновенно острым взглядом холодных серых глаз оценивает происходящее. Худой, костлявый, с черными с проседью волосами и с длинными ловкими пальцами. Его руки не рабочие.

Он опытный вор, спящий до обеда, не утруждающий себя подневольным трудом за гроши, и без сожаления пропивающий все наворованные деньги. Но, как не странно, его в порту уважают, и побаиваются даже таможенники. Он не раб, он хозяин своей жизни.

Случайно он знакомится с Гаврилой, крестьянским парнем, который все лето работал на сенокосах, и предлагает ему легкую добычу как напарнику. Но его удивляет, что этот жадный до денег крестьянин может рассуждать о свободе.

Для Гаврилы свобода – быть хозяином, иметь свою землю. Все это было у Челкаша: дом в деревне, семья, военная служба. Но он считал эти привязанности зависимостью, ему захотелось быть свободным, и он избавился от этого, стал вором. А Гаврила не понимает такую свободу, ведь такой человек не нужен никому.

Гаврила же от страха прижимается к днищу лодки, он не понимает красоту мира, потому что он слишком приземлен, и это делает его рабом, жертвой. Он из-за денег готов унижаться, валяться в ногах, даже помышляет об убийстве.

Гришка же сохранил в себе чувство достоинства, он может с презрением швырнуть эти бумажки жирному рабу. Но в финале возникает чувство тревожности за будущее героя. Ведь он одинок, никому не нужен, никто его искать не будет.

Такая свобода делает духовно богаче, но чем она может обернуться, если отказаться от всего, чем живо человечество: от закона, морали, привязанностей к своей земле, близким людям и родному дому?

Образ и характеристика Челкаша

Главным героем романа Максима Горького является мужчина по фамилии Челкаш. От местных жителей он отличается своим внешним видом и поведением. Челкаш одет всегда неопрятно, ходит на босу ногу, любитель выпить, и слывет воришкой. Несмотря на то, что он является человеком преклонного возраста, все свои дела он проворачивает ловко и успешно.

Челкаш – это человек с необычной судьбой и характером. Его на протяжении всего жизненного пути влечет невиданная, величественная красота. Ярче всего это выливается в любовь к морю, водной стихии. В своем романе автор описывает судьбу военного отставного офицера, скатившегося до самого дна, поставив личность человека на низшую ступень социального уровня.

Особенностью образа Челкаша является его полярные, отличительные черты характера, ярко выраженные в тяжелой жизненной ситуации.

Горький показывает истинные качества человеческой души в сложных стрессовых обстоятельствах, ведь именно в этот момент человеческая сущность раскрывается полностью – добродетель или пороки, убеждения или истинные намерения.

Для каждого героя произведения воровство является определенной целью – удовлетворить собственные желания и потребности. Челкаш ворует для того, чтобы снова напиться, Гаврила, который является его помощником, в своих мечтах видит большое хозяйство, семью и свой дом. Переступив через собственное самолюбие, он идет на преступление.

Также и Челкаш со своим помощником Гаврилой обладают сложными и противоречивыми чертами характера. Для таких людей характерно совершать как добрые, так и негативные поступки.

На самом деле Челкаш был бедным и одиноким, носил грязную и рваную одежду. Он жил сегодняшним днем, не задумывался о том, что будет с ним дальше, куда приведет его судьба. Он нигде не работал, так как из-за его нечистой репутации его не брали в работники.

Но при всем при этом, Челкаш не желал признавать себя опустившимся человеком, и чтобы об этом не думать, он много пил. Избавиться от наводящих и ненужных для него мыслей помогало море, которым он постоянно любовался.

Но тяжелая и скверная жизнь никак не изменила истинных черт характера Челкаша, таких как справедливость и гуманность.

Сочинение про Челкаша

Челкаш в одноимённом рассказе М. Горького натура колоритная. Он уже не молод, но ещё силён и ловок. Свой хлеб добывает трудом неправедным. Он босяк и вор, промышляет кражами в морской гавани, где чувствует себя, как рыба в воде. Деньги ему достаются легко, но так же легко он их теряет, потому что живёт одним днём и сильно пьёт.

Когда-то давно он жил в деревне, у него была семья, родители, славная жена. Затем ему выпала гвардейская служба. Но всё это было очень давно и лишь иногда всплывает в памяти.

Что заставило бывшего крестьянина пуститься во все тяжкие, автор умалчивает. Обнищавшие крестьяне часто уходили искать работу в город, да не всем улыбалась судьба.

Читатель уже видит Гришку Челкаша сложившимся удачливым вором, находчивым и сметливым. Он привык к такой жизни и не мыслит для себя иного существования. Он считает, что ни от кого не зависит, ему дорога эта свобода.

Но при всём том этому маргиналу и бездомному пьянице не чуждо чувство красоты. Он любит море, оно успокаивает его душу, позволяет мечтать. Вор осознаёт, что он пропащий человек, но на море он кажется себе лучше, чем он есть на самом деле.

Этот никому не нужный человек в какой-то мере романтик, у него есть душа, он ценит волю.

Он нищий, в начале рассказа читатель видит, что на нём изодранная одежда, нет обуви. По-видимому, у него нет постоянного жилья, не всегда есть еда. Однако, он кормит в трактире голодного Гаврилу, хотя мог бы этого не делать, у него не было денег, и еду он брал в долг.

В нём нет алчности, Челкаш не способен, как Гаврила, из-за денег погубить человека. Он сочувствует беде Гаврилы и хочет отдать ему всё добытое кражей. Ему даже в голову не приходит обмануть этого молодого крестьянского парня, попавшего в бедственное положение.

Челкаш не раб денег, он не может зависеть от них, ему неприятно, когда Гаврила унижается перед ним, вымаливая, чтобы Челкаш отдал ему всё.

Несмотря на то, что Гаврила хотел убить его, вор прощает своего напарника, отдаёт ему эти злосчастные деньги.

Горький, сам прошедший тяжёлую школу жизни, не отказывает главному герою в человечности. Этот “травленый волк” несёт в душе больше доброты и сочувствия, чем молодой деревенский парень.

Даже сильно злясь на Гаврилу, он не хочет вредить ему, а тот едва не убивает Гришку, бросив ему в голову тяжёлый камень. И хуже камня ранят Челкаша слова Гаврилы о том, что он, Челкаш никчемный, никому не нужный человек, которого никто не хватится, если его убьют. Конечно, это горькая правда, и Гришке от этого очень больно.

Бенжамин Франклин когда-то сказал: ” Бедному человеку трудно оставаться порядочным, пустой мешок не стоит, а падает”. И Челкаш, и Гаврила были бедны одинаково. Но Гришка оказался нравственно намного выше деревенского искателя лучшей жизни.

Челкаш и Гаврила в рассказе Горького

Главными героями данного рассказа являются контрабандист в преклонных годах Челкаш и молодой сельский парень Гаврила. Рассказ начинается с описания порта, в который пришел Челкаш для своей незаконной работы. Обнаружив, что его напарник не сможет прийти, он обращается к Гавриле, пытающимся наняться на работы.

Обманным путем он убеждает молодого парня поплыть с ним на лодке, наврав что будут ловить рыбу. Когда парень понял, во что ввязался, мужчина отбирает у него паспорт, чтобы тот не слинял и ждал его. Через некоторое время Челкаш появляется с добычей, за которую им платят неплохую цену.

Ослепленный корыстью и жаждой денег Гаврила то умоляет, то угрожает отдать деньги ему, ведь они ему нужнее. В ходе небольшой перепалки Гаврила ранит Челкаша камнем и убегает. Вернувшись через некоторое время проверить жив ли мужчина, получает всё заработанное с дела. Челкаш добровольно кинул деньги Гавриле в ноги.

Автор описывает главного героя мужчину – контрабандиста немолодым, оборванным и грязным, представляя его читателю типичным представителем низшего общества. Челкаш зарабатывает тем, что ворует и перевозит через реку запрещенные вещи.

Стоит сказать, что получается у него довольно неплохо и он даже известен в специализированных кругах, где его уважают. Несмотря на хороший куш, Челкаш человек – пьяница, потерянный по жизни. Все заработанные деньги он спускает на выпивку и развлечения.

Будучи ещё молодым, он служил офицером в армии, у него была жена и ребёнок. К сожалению, он не смог оценить такую жизнь и потерял родных, опустившись на самое дно общества. Со временем, поняв, как много он потерял, стал пить и заниматься противозаконными вещами, чтобы были деньги на свое жалкое существование.

Описание образа с цитатами

Гришка Челкаш является опытным, ловким и смелым воров, а также заядлым пьяницей:

“…он — вор, гуляка, оторванный от всего родного…”

Челкаш — мужчина средних лет, уже не молодой человек:

“…старый травленый волк…”

“По всклокоченным черным с проседью волосам…”

О внешности Гришки известно следующее:

“Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина…”

“Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.”

“…пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша.”

“…сжал в твердый, жилистый кулак и заблестел глазами.”

“Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей…”

“…воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы.”

“…вытянулась длинная фигура Челкаша…”

“…забрасывая весла своими длинными руками.”

“…спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани.”

“Ты, — не шути, дьявол костлявый!” (о Челкаше)

“…скрадывая его костлявость…”

“Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота…”

“…тихо дергая свой бурый ус…”

“…его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.”

“Изогнувшийся, наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками.”

“Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы.”

Также Челкаш внешне напоминает хищную птицу, степного ястреба. У Челкаша хищная худоба, а также горбатый, хищный нос и прицеливающаяся, зоркая походка:

“Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал.”

“…поводя своим горбатым, хищным носом…”

“А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы.”

“Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.”

У Челкаша длинные, кривые, цепкие пальцы:

“…нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.”

“…продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча…”

Гришка Челкаш — босяк, жулик и оборванец. Своим воровским ремеслом он зарабатывает довольно крупные суммы, но эти деньги у него, судя по всему, не задерживаются:

“…поняв, что оборванец врет…”

“Оборванец не обращал больше на него внимания.”

“…несмотря на свой вид жулика…”

“…таких же, как он, резких босяцких фигур…”

Гришка — веселый и едкий человек. Он любит отпускать колкие смешки и шутки:

“Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.”

“…засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки.”

Гришка Челкаш пользуется известностью и доверием в определенных кругах. Так, когда у вора не оказывается денег, он без проблем обедает в долг в трактире:

“…к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием.”

У Челкаша кипучая нервная натура, жадная на впечатления. Нервы Челкаша привыкли к потрясениями:

“Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления…”

“А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились.”

Гришка — бесшабашный удалец:

“…его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо…”

Челкаш любит море. Он никогда не устает наблюдать за бескрайним ночным морем, которое помогает ему очиститься от житейской скверны:

“Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной.”

“На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену.”

Гришка Челкаш родился в семье состоятельного крестьянина:

“Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе…”

“…солидные речи истового крестьянина-отца…” (об отце Челкаша)

В молодости Челкаш служил гвардейским солдатом и был женат на девушке Анфисе. Вот уже 11 лет он ведет босяцкую жизнь. Теперь он чувствует себя навсегда оторванным от крестьянской жизни, в которой он давно разочаровался:

“…о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался…”

“А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни.”

“Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.”

Судя по всему, Челкаш работает или ранее работал в морском порту, где теперь по ночам занимается контрабандой (действие рассказа происходит в южном портовом городе Российской Империи):

— С которым воруешь вместе, вот как скажи!”

По словам Гаврилы, Челкаш — пропащий человек, которому в жизни “нет пути”:

“Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…”

Несмотря на свое преступное ремесло, Челкаш оказывается способен на жалость и сочувствие к людям. Так например, он испытывает отеческую жалость к юному Гавриле:

“И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен.”

“Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.”

Будучи вором и пьяницей, Челкаш имеет свое собственное представление о морали. Так например, он не любит жадных людей, готовых унижаться ради денег:

“…чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким…”

Челкаш не питает иллюзий на счет своей воровской жизни. Он понимает, что общество не любит таких людей, как он.

Несмотря на свой аморальный образ жизни, он оказывается способен на благородные поступки. Так, он жертвует Гавриле почти весь заработок за ночь, чтобы молодой человек мог устроить жизнь в деревне:

“Челкаш сунул руку в карман своей куртки, вытащил пачку денег, одну радужную бумажку положил обратно в карман, а все остальные кинул Гавриле.

— Не возьму, брат… Не могу! Прости!

— Бери, говорю. — взревел Челкаш, страшно вращая глазами.”

Таков цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе “Челкаш” Горького: описание внешности и характера героя.

Несмотря на все жизненные тяготы, испорченное окружение, дрянной характер и специфику его занятий, автор даёт нам понять, что Челкаш – ещё не совсем потерянный человек. Он добровольно отдаёт деньги разгоряченному жаждой наживы парню, оказавшись выше алчности и своего напарника.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Читайте также: