Сочинение балерина павлова анна

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на достаточно большое количество воспоминаний, которые оставили ее современники, в жизни Анны Павловой есть некоторые пробелы. Биографы спорят по нескольким вопросам, самые важные из них: кто был биологическим отцом танцовщицы и состояла ли она в официальном браке с бароном, потомком старинного французского рода, великосветским ловеласом, членом Государственной думы Виктором Дандре? В конце концов, неоспоримо, что мать Анны Павловой воспитывала дочь одна, много работая, а Дандре стал любовью и страстью всей жизни балерины.

Современники рассказывали, что Анне Павловой были неведомы законы притяжения, – в прыжке она будто зависала в воздухе, такой легкой и хрупкой была. В танце балерина не повторялась – каждый раз зритель видел новое представление. Газеты писали, что рисунок ее танца невозможно повторить, потому что это всегда была импровизация. Подруга и балерина Наталья Труханова в своих воспоминаниях привела интересный эпизод совместных занятий с Анной Павловой. Последняя сделала ей замечание:

« - Подождите! Почему вы это делаете так? А я бы сделала вот так!

Тут она вскакивала, с головокружительной быстротой что-то проделывала и, не докончив, опять бухалась без сил на стул:

- Не поняла! - говорю я. - Слишком быстро. Разложите-ка движение по четвертям.


Великая Анна Павлова

Но такого признания балерина добилась не сразу. В Императорском театральном училище ее называли шваброй за прямую спину и худобу. Окружающие недолюбливали Анну за замкнутый характер. Преподаватели жалели и говорили: способная, но слабенькая. И выписывали для нее из лазарета рыбий жир. В своих воспоминаниях Павлова сравнивала балетную школу с монастырем – тогда там царила железная дисциплина. Монастырским было и воспитание – девочки жили на втором этаже, мальчики – на третьем. И им категорически запрещалось общаться. В домашнюю церковь ходили под надзором, на прогулки по Невскому пепиньерок вывозили в закрытых каретах. На выходе и по возвращению классная дама пересчитывала учениц. Девочек не отпускали домой даже на летние каникулы.

В это время Виктор Дандре начинает ухаживать за танцовщицей. Этому знакомству приписывают множество околобалетных интриг – будто бы таким образом заметная фигура в русском балете генерал Николай Безобразов пытался скрыто противостоять Матильде Кшесинской, находящейся под покровительством царской семьи. Но достоверно неизвестно, был ли на самом деле Виктор Дандре участником заговора или просто хотел покровительствовать талантливой артистке балета, что было модно.

Виктор Дандре снял для Анны Павловой квартиру на Офицерской улице в доме № 60. В ней специально для танцовщицы оборудовали великолепный белый зал для репетиций. Подробности взаимоотношений артистки и барона описывала Наталья Труханова: «В дни ранней юности, когда Павлова познакомилась с Дандре, они были людьми "разных кругов". С одной стороны - петербургский человек из общества, принадлежащий к "золотой молодежи", с другой - маленькая неведомая "малютка из балета". В Павловой еще сидела тогда вся балетная патриархальность. Она мечтала выйти замуж, иметь детей. Дандре в ту пору владели другие чувства. Иметь "малютку из балета", протежировать ей казалось ему забавным и даже шикарным. Но жениться? Полно!

Отрывки этого конфликта Павлова трепетно передавала в своих бессвязных речах, когда мы подолгу беседовали с ней по ночам:

Постепенно Анна Павлова стала одной из ведущих танцовщиц труппы. А в 1906 году она получила звание балерины и блистала среди лучших исполнительниц петербургской балетной сцены начала XX века, таких как Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина. Дело в том, что в те годы звание балерины присуждалось только самым выдающимся танцовщицам. Во времена Павловой удостоенных этого звания было всего пятеро в России.

В начале 1911 года в Государственной Думе Петербурга разразился финансовый скандал – нагрянула ревизионная комиссия и обнаружила серьезную недостачу в казне. Главным героем скандала стал Виктор Дандре. Оказалось, что находившееся в его ведении строительство Охтинского моста приостановлено из-за растраты. Дандре грозило пожизненное заключение в тюрьме.

В этом же году Анна Павлова ушла из труппы Дягилева. Это произошло по нескольким причинам: поиск творческой свободы, соперничество за зрительскую любовь с Вацлавом Нижинским и, конечно, потребность в деньгах, чтобы помочь Дандре. Посреди сезона артистка прервала контракт и ушла работать на лондонские подмостки, в театр с жующей публикой и дрессированными собаками. Новый контракт был унизительным, но за выступления хорошо платили. Она узнала, что суд назначил Дандре штраф в размере 36 тысяч рублей, чтобы заработать такую сумму Павловой пришлось бы танцевать в Мариинском театре 12 лет. Получив аванс, она переслала деньги в Россию, и помогла Дандре нелегально бежать за границу.

В 1912 году Анна Павлова купила старинную усадьбу Ivy House в Лондоне. Особняк стал местом, где почти двадцать лет жили и творили балерина и Виктор Дандре. Это был чудесный дом, увитый плющом. Терраса выходила на пруд, где жили лебеди. Любимчиком Анны стал лебедь Джек. Говорят, он ходил за хозяйкой, как собака. Анна любила фотографироваться с красивой и мощной птицей. До нас дошел известный снимок – лебедь сидит на коленях женщины, обвив тонкую шею танцовщицы, и покорно сложил крылья. Фото выполнено известным фотографом Лафайеттом.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет Беседы о хореографическом искусстве в школах искусств не должен проходить поверхностно. Это целый пласт знаний и понимания истории хореографии в России.

МОУ ДОД ДШИ

по истории хореографии


Выполнила: ученица 7 класса

1. Анна Павлова-великая балерина.

в)Последние годы жизни.

Родители и детские годы Анны Павловой

Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце. Даже в энциклопедиях отчество Анны дается то Павловна, то Матвеевна. Сама балерина не любила, чтобы ее называли по отчеству, в крайнем случае предпочитала называться Анной Павловной — по фамилии. В восьмидесятые годы прошлого века в театральном архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне — матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означало, что он был жив в то время, когда девушке было уже 18 лет.


Однажды, когда Анна уже стала знаменитой, сын богатого петербургского банкира Полякова говорил, что она его сводная сестра. В упомянутом документе сообщается, что у Любови Федоровны была дочь Анна от другого брака. Но она прежде не была замужем. Потом стало известно, что примерно в 1880 году Любовь Федоровна была в услужении у семьи Поляковых. Внезапно она исчезла, почему — точно не известно, но можно предположить, что это было связано с ее беременностью. Биологическим отцом Анны, вероятно, является богатый банкир Лазарь Поляков. Правда, последний ни рубля не дал на воспитание девочки, и неизвестно о каких-либо контактах в дальнейшем между семьей Поляковых и звездой балета…

Учеба Павловой в Императорской балетной школе и Мариинский театр

В 1891 г. матери удалось устроить дочь в Императорскую балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. Устав школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета.

В начале 1903 года Павлова впервые танцует на сцене Большого театра. Начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления в городах.Российской Империй.

Первые зарубежные гастроли Анны Павловой

Первые самостоятельные постановки Анны Павловой

Ее гастрольные маршруты пролегали и в Азии, и на Дальнем Востоке. За блестящими выступлениями скрывался тяжелый труд. Вот, например, перечень выступлений труппы Анны Павловой в США в декабре 1914 года: 31 спектакль в разных городах — от Цинциннати до Чикаго, и ни одного дня отдыха. Такая же картина и в Нидерландах в декабре 1927 года: ежедневные спектакли в разных городах — от Роттердама до Гронингена. И лишь один день отдыха — 31 декабря. За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ.Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.Кроме чудовищной усталости зарубежные гастроли имели и другие отрицательные последствия. Отношения Павловой с Мариинским театром осложнились из-за финансовых разногласий. Артистка нарушила условия контракта с дирекцией ради выгодной поездки в Америку и вынуждена была выплатить неустойку. Желание дирекции заключить с нею новый контракт наталкивалось на требование вернуть неустойку. Тем не менее, театр был заинтересован в выступлениях балерины. Предпринимались шаги уладить инцидент. По инициативе дирекции в 1913 году Павлова была удостоена почетного звания заслуженной артистки императорских театров и награждена золотой медалью. Дирекция по-прежнему настаивала на том, чтобы Анна выступала только в России.


Личная жизнь Анны Павловой

Последние дни жизни Анны Павловой

После смерти Павловой

Легенда о великой русской балерине Анне Павловой

Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетия выступала на русской сцене, а затем стала продолжательницей традиций национальной школы, познакомившей мир с работами выдающегося хореографа Михаила Фокина.

Анна Павлова

Анна Павлова

Детство и юность

История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.

Анна Павлова в детстве

Анна Павлова в детстве

Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.

Анна Павлова в детстве

Юная Анна Павлова в балетной школе

С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.

Балет

Балерина Анна Павлова

Балерина Анна Павлова

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.

Анна Павлова в Сиднее

Анна Павлова в Сиднее

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Анна Павлова и Михаил Фокин

Анна Павлова и Михаил Фокин

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

Анна Павлова и Чарли Чаплин

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна Павлова и Виктор Дандре

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Могила Анны Павловой

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

Память

Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.

Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.

Анна Павлова. Танцующий бриллиант или ожившее вдохновение.


О подлинной жизни ее известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре! О ее пути сложилось много легенд.

Редчайшее фото Анны Павловой из балета Ц. Кюи "Дочь фараона".
***

Быстротечное время всегда безжалостно к прекрасному в любых его формах и видах: краски на картине с годами блекнут и стираются, слова в старинных книгах бесследно исчезают в омуте беспамятности новых поколений. Но всего безжалостнее время к прекрасному в танце, в искусстве движений, жестов, мимики..
В одном из древних мифов ярко и живо описываются страдания юной девушки, которая хотела сделать свой танец живущим вечно, поскольку это было то, единственное, в чем она была неподражаема, единственное, что умела! День и ночь не отходила искусная танцовщица от святилища в храме, простирая руки к священному огню.
И, наконец, смилостивившись, сама Повелительница муз с улыбкою ответила на ее жаркие мольбы, что это возможно будет лишь в том случае, если девушка вложит в танец свою душу. И, возможно, тогда она и сама станет Музой танца!
____________________________________________



Не знаю уж, что там было далее, в присказке - легенде, но 12 февраля 1881 года, в Петербурге родилось хрупкое создание, которому под силу стало именно таким образом обессмертить искусство движения, танца, искусство балета. Звали создание - Анна Павлова.

О подлинной жизни ее известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре! О ее пути сложилось много легенд. Начиналось все с самой первой: о рождении в семье петербургской прачки Любовь Федоровны Павловой и отставного солдата Матвея ( кроме имени о бедном отце неизвестно ничего!) маленькой хрупкой семимесячной девочки, которая едва выжила, и то лишь потому, что заботливая бабушка кутала ее на протяжении нескольких месяцев в теплую вату и поила молоком из рожка.
Но легенда это странно опровергается последующими штрихами биографии Павловой: бабушка Анечки имела двухэтажную дачу в Лигово – аристократическое дачное предместье северной столицы, где селилась на летние сезоны театральная и артистическая богема, аристократы и разбогатевшие чиновники; театральные представления в Мариинском, на которые водила Анечку мать и, наконец, год учебы в императорском балетном училище, за который тоже нужно было заплатить немалые деньги. Все это делал настоящий отец девочки – богатый купец второй гильдии Лазарь Поляков. Маленькую Анечку Павлову, несмотря на оплату, придирчивые педагоги с трудом приняли в балетный класс: у нее была сгорбленная спина, малокровие. Часто повышалась температура, девочка кашляла, вообще, была чересчур хрупка, как нежный цветок, вовсе не для суровой школы балета.
Педагоги сдались только на ее усиленные просьбы. Она кружилась в детском вальсе и умоляла строгую комиссию уже не словами, нет, а жестами, мимикой, всем своим маленьким детским тельцем, всем существом.



Анна Павлова в балете "Стрекоза".



Балет "Саломея" . Отчетливо видна гибкость и пластика балерины. Они - уникальны.

Все же, как ни странно, строгая дисциплина балетного училища, от которой другие девочки просто стонали, как то помогала Павловой забыться и преодолеть тоску по дому и близким. Она была любимою ученицей первых своих педагогов: Александра Александровича Облакова, в прошлом - характерного танцовщика, - и Екатерины Оттовны Вазем.

Читайте также: