Чистый понедельник бунин отзыв сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом.
Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу “Темные аллеи”. Их сближает мотив воспоминаний, образ русской природы. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли.

На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
Одним из рассказов, входящим

в этот сборник, является “Чистый понедельник”. На нем я и решил остановиться подробнее.
Внешние события рассказа “Чистый понедельник” не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла “Темные аллеи”. Действие происходит в 1913 году. Своими воспоминаниями здесь делится добрый, красивый и легкомысленный молодой человек (безымянный, как и его подруга). Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно – художественном кружке и полюбили друг друга.

Они стали встречаться, проводить вместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьезных

отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля. Он сам говорит, что всегда “старался не думать, не додумывать” поступков своей возлюбленной.

Немудрено, что понять молчаливую, загадочную, прекрасную женщину не удалось. Для автора было главным донести до читателя всю ее исключительность, и ему это удалось сполна. Глазами страстного поклонника постоянно “улавливается” необъяснимость поведения его избранницы. Она предавалась светским развлечениям, разрешала мужчине ласки, но отказывалась от серьезного разговора с ним.

Еще более странным было параллельное увлечение ресторанами, театральными “капустниками” и соборами, священными книгами. Героиня как бы объединяет в своей душе несовместимые между собой “стили”. Мечтает примирить их. Именно так хочет любить того лучшего, и не может.

Их близость все-таки происходит, но, проведя всего лишь одну ночь вместе, влюбленные навсегда расстаются, ибо героиня в Чистый понедельник, т. е. в первый день предпасхального поста 1913 года, принимает окончательное решение уйти в монастырь, расставшись со своим прошлым. Но, скрывшись в монастыре, продолжает там мучиться недостижимым.
Виртуозно и сжато написан рассказ. Каждый штрих имеет явное и скрытое значение. Чего стоит последний, утонченно-светский, черно-бархатный туалет героини с ее прической шамаханской царицы! Неожиданное и показательное сочетание.

Девушка постоянно следует разными путями, живо напоминающими окружающие ее различия. Таков символический смысл женского образа. В нем совместились тяга к духовному подвигу и ко всему богатству мира, сомнения, жертвенность и тоска по идеалу.
Есть в рассказе и другой смысл авторских размышлений. Извечные противоречия человеческой, конкретнее, женской природы, любви, возвышенной и земной, чувственной, – определили испытания героини. Ее смелость, способность пройти через все запреты и соблазны помогают открыть таинственную, непреодолимую власть инстинкта.

Но тем теплее, сочувственнее отношение автора к молодой женщине, чем больше она сопротивляется вполне естественным, хотя мучительным для нее, влечениям.
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме.

Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.
Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина.

Все его герои живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя долго не живет в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу – гибели, самоубийству, расставанию. Через все творчество русского писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – эти слова из рассказа “Темные аллеи”
Бунина могли бы повторить все герои его рассказов.

В центре повествования лежит история любви. Главный герой уверен в своих чувствах к главной героини, он мечтает о совместном будущем и мучится тем, что его возлюбленная странно себя ведет, отвечая на его ухаживания, но не отдаваясь полностью. Однако у главной героини есть причины вести себя странно: она не чувствует удовлетворения от разгульной жизни, которую ведут все представители аристократического общества, к которому она принадлежит. Она не чувствует себя счастливой, поэтому находится в постоянных поисках самой себя.

Кульминационным моментом является то, что главный герой узнает о религиозности своей возлюбленной. Оказалось, что он знает ее недостаточно хорошо. Те места, которые главная героиня посещала в одиночестве, вызывают у рассказчика недоумение. Он не привык к церковным местам, поэтому чувствует себя неуютно.

Особенностью бунинского рассказа является то, что различия между главными героями, состоящими в любовных отношениях, переданы через конкретные образы. Это реально существующие места и имена Москвы и целой России. Светские рестораны и разгульные кабаки противопоставлены Рогожскому кладбищу допетровского периода и различным монастырям, которые посещает главная героиня рассказа. Имена Пересвета и Осляби противопоставлены именам современных И.А. Бунину писателей, музыкантов, актеров и режиссеров. Использование образов реальных исторических реалий помогает писателю передать неоднозначность Москвы. В произведении она рассматривается с разных сторон, и это показывает, что Россия может в дальнейшем выбрать либо светский, либо религиозный путь. И.А. Бунин, с любовью и теплотой описывая Русь, показывает свое отношение к дальнейшему развитию России.

Возвращаясь к любовной линии рассказа, можно сказать о том, что такие разные люди, как Он и Она, обречены на трагичный финал отношений. Рассказчик не способен дать главной героини то, чего требует ее душа, а Она не может осчастливить главного героя. Это становится причиной их расставания.

Но самое удивительное в произведении заключается в том, что чистый понедельник повлиял на обоих персонажей. Главная героиня с нового листа начала всю свою жизнь, избавившись от грехов и выбрав путь очищения. Это становится причиной того, что рассказчик начинает задумываться о выборе своей возлюбленной, о причинах этого выбора, о том, что ему делать дальше. Вероятнее всего, жить прежней жизнью, которая отличалась беззаботностью и разгульностью, главный герой больше не будет, но встанет ли он на путь очищения, как это сделала его любимая женщина, неизвестно, так как финал произведения остается открытым.

Иван Алексеевич Бунин - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его произведения известны и почитаемы во всём мире. Благодаря своим поэтическим сборникам Иван Алексеевич Бунин был удостоен двух Пушкинских премии. Но также он славится и своими прозаическими произведениями. Одним из самых знаменитых его рассказов является "Чистый понедельник", вошедший в сборник рассказов о любви "Тёмные аллеи".

Бунин работал над своим произведением в период французской эмиграции, начиная с 1937 года, и закончил только в 1944 году. Впервые "Чистый понедельник" был опубликован в 1945 году в "Новом журнале" в Нью-Йорке. Сам И.А. Бунин считал "Чистый понедельник" своим лучшим произведением. " Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник", "- говорил он. По мнению исследователей, прототипом главного героя является сам автор, а прототипом главной героини- Варвара Владимировна Пащенко, первая гражданская жена писателя. Поэтому есть вероятность, что в этом рассказе Иван Алексеевич Бунин описывает свою первую любовь.

Жанром этого произведения является рассказ, повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

В основе сюжета чистого понедельника лежит искренняя и настоящая, но при этом несчастная любовь мужчины к женщине, занимающейся поиском своего места в жизни.

"“Странная любовь!” — думал я. "

"И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье. Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!"

Несмотря на то, что повествование начинается не с начала отношений, читатель все равно успевает прочувствовать всю глубину чувств и понять характер взаимоотношений персонажей. В этом нам помогает то, что повествование ведётся от первого лица, поэтому все описания пропитаны нежностью и любовью.


"Чистый понедельник" относится к любовным произведениям, поэтому неудивительно, что в нём И.А. Бунин освещает проблему взаимоотношений между влюбленными.


Но в конце концов она послушала своё сердце и сделала самый важный выбор её жизни. Поэтому кульминацией рассказа является неожиданное решение героини уйти в монастырь.

Название рассказа Чистый понедельник носит символичный характер. С одной стороны, это первый день Великого поста, с другой, это день, когда у главных героев жизнь началась заново, всё с чистого листа. Также Чистый понедельник является днём расставания и новой встречи главных героев. Ведь спустя несколько лет именно в этот день они снова увидели друг друга.

". устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"

На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутреннюю борьбу героини, становление её личности и переживания главного героя по поводу их отношений и взаимопонимания между ними.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Ясный взор должен быть не только при чтении. Вот герою рассказа, от лица которого ведется повествование, явно мешала на глазах пелена обыденности, и боюсь, что даже в финале рассказа она у него даже не приоткрылась. Так и не понял Он до конца, чего на самом деле Ей, его любимой, было нужно.

Красивая, успешная девушка, вокруг которой всегда толпы поклонников, человек, готовый предложить ей руку и сердце, и что в итоге? Уход от этого мира под тихие своды монастыря. Такая жизнь, которой она жила, которой грезили все вокруг и к которой стремились, и в наши дни стремятся особенно, ей была не нужна. Лучшим времяпровождением для нее было посидеть на скамейке у церкви с духовной книгой в руках, чем посидеть в толпе ухажеров с веером в руках, прикрывая им с напущенной стыдливостью лицо.

К сожалению, даже после прогулки по старому кладбищу и другим Ее любимым местам, молодой человек продолжал возить ее по ресторанам и театрам. Я считаю, что та прогулка была намеком на то, как Ей хотелось бы проводить время, но намек понят не был. Также та прогулка была устроена девушкой не просто как намек, а как испытание любви. После Ее откровения перед ним, после того, как она показала своему возлюбленному, чем она живет, в Его душе должен был случиться переворот. А вышло наоборот — случился переворот в Ее душе. Она поняла, что она в этом мире совсем одна.

Если бы Он понял, что Она хочет тихо прогуливаться с ним по тропинке у монастыря, то в монастырь Она бы не пошла. А если Он этого не понял, то Он не понял и Ее души. Когда Она осознала, что никто, совершенно никто в этом мире ее не понимает, она и ушла от этого мира. Самое страшное, что уход был ранним. Она стала затворницей монастыря в самом расцвете Юности, Красоты, Жизни. На мой взгляд, это противоестественно. Отшельниками должны становиться люди, имеющие жизненный опыт. Когда уходят в монастырь молодые — это страшно. Страшно, потому что на такой путь становятся те, кому нечего и некого терять, а в подобных ситуациях обычно остаются пожилые люди. Страшно, когда непонимание окружающих преждевременно старит, а значит, преждевременно убивает.

Да, она любила Русь Древнюю, ей нравилось все старинное, она любила церковное пение, ей нравилось все славянское. Этот путь она выбрала осознано. Но согласитесь — если бы ее молодой человек понял бы ее интересы и они бы нашли компромисс, научились бы проводить время так, как им обоим нравилось бы, то было бы гораздо лучше.

Не случайно Бунин не дает своим героям имен. Он показывает тем самым, что подобного непонимания между людьми очень много. К сожалению, это даже стало классическим примером в современном обществе. Я думаю, что в этом рассказе есть что-то пророческое — Бунин предвидел, что со временем души людей станут менее чувственными, можно даже сказать, что души ослепнут.

Краткий пересказ (566 слов): Как уже было сказано рано, читатель перемещается в конец зимы 1912 года, в Москву. Безымянный рассказчик каждый вечер приезжает в дом напротив храма Христа Спасителя, в одной из квартир этого дома живёт женщина, к которой герой испытывает сильные любовные чувства. Он регулярно возит её в самые дорогие рестораны, водит в театр, дарит ей подарки – живые цветы, конфеты, привозит книги, которые она хочет прочитать. Она принимает от него подарки, но особой радости и благодарности не демонстрирует.

Они красиво смотрятся вместе, хоть и являются полными противоположностями друг другу. Он – красивый, статный мужчина, похожий на итальянца, активный и разговорчивый, а она же обладательница смуглой кожи, тёмных волос и глубоких, чёрных глаз. Но, в отличие от своего спутника, женщина очень сдержанна и молчалива, кажется, что она совершенно не умеет испытывать какие-либо эмоции.

В этой паре один любит, а вторая позволяет себя любить. Их отношения нельзя назвать нормальными – да, они видятся каждый вечер, вместе проводят время, она принимает его ухаживания, лишь изредка позволяет рассказчику целовать её руки, ноги, но не допускает другой близости и тем более не желает говорить об их совместном будущем. Такие взаимоотношения заставляют героя мучиться и страдать, но при этом он счастлив рядом с ней.

Так проходят два месяца, в Прощённое воскресенье после Масленицы она просит его приехать раньше их обычного времени встречи, они едут в Новодевичий монастырь. По дороге и на протяжении всего вечера она оживлённо рассказывает ему о различных религиозных обрядах и монастырях, говорит о том, что однажды она уедет в один из них. В тот момент рассказчик лишь с любовью смотрел на неё и не воспринимал её слова всерьёз.

На следующий вечер она просит его отвезти её не в очередной дорогой ресторан, а на театральный капустник, хотя до этого она считала подобные мероприятия чем-то глупым и пошлым. Ей там нравится – она пьёт много шампанского, веселится, смотрит на актёров, а потом с удовольствием танцует с одним из них. Рассказчику непривычно видеть её в таком настроении. Они приезжают к её дому уже глубокой ночью, но если раньше рассказчик всегда возвращался к себе домой после того, как проводил её, то в этот раз она попросила его подняться в квартиру. В эту ночь между ними была та самая близость, которую так долго и мучительно ждал герой. Он счастлив и уверен, что после этого между ними теперь будут совершенно иные отношения, но утром она говорит ему о том, что уезжает в Тверь, обещает написать ему оттуда письмо, после чего просит его уйти. Спустя две недели ему приходит письмо, в котором его возлюбленная сообщает о том, что не вернётся в Москву, так как уходит в монастырь и просит его не отвечать ей, так как это бессмысленно. Рассказчик тяжело принимает то, что больше не увидит эту женщину, но исполняет и эту её просьбу.

Спустя два года, под Новый год рассказчик едет по той дороге, о которой они ехали вместе в Прощённое воскресенье, у него выступают слёзы на глазах – он до сих пор её любит. Ему захотелось остановиться и войти в Марфо-Мариинскую обитель, но дворник у ворот его не пускает, так как там идёт служба для княгини и князя. Герою всё же удаётся войти внутрь после того, как он дал дворнику рубль.

Он аккуратно и тихо наблюдает со стороны за крёстным ходом, во главе которого идёт княгиня, а за ней, держа свечи у лиц, следуют поющие девушки. Одна из них внезапно поднимает чёрный пристальный взгляд на рассказчика, казалось, что она почувствовала его нахождение в сумраке. Он безмолвно выходит за ворота.

Мне кажется, что главная мысль этого произведения заключается в том, что во-первых, нужно более внимательно относиться к чувствам окружающих людей и думать не только о себе. Героиня с самого начала знала, что не сможет стать для рассказчика такой женщиной, которая ему нужна, она не могла и не хотела давать ему ту любовь и нежность, которую он просил. Вместо того, чтобы прекратить эти взаимоотношения на ранних стадиях, она невольно давала ему надежду, а в итоге выбрала ту жизнь, которая изначально было для неё в приоритете и в которой для героя не было места. Всё это точно оставило большой отпечаток на его жизни и кровоточащую рану в его сердце. А во-вторых, необходимо помнить о том, что помимо любовных чувств также должны быть свои желания, интересы, цели и смысл. Рассказчик сделал своим смыслом эту женщину, для него не существовало ничего, кроме неё, а когда она ушла, соответственно, он лишился своего смысла.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Читайте также: