Сочинение ассоциация по слову

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать возможности использования существительных в речи. научить собирать материал и писать мини-сочинения. В ходе урока учащиеся узнают новые слова, тем самым обогащая свой словарный запас.

Урок развития речи в 6 классе по программе Разумовской

Тема: Сочинение – ассоциация по слову

Показать возможности использования существительных в собственной речи;

С психологических позиций продемонстрировать учащимся, как по-разному воспринимается разными людьми одно и то же слово;

Развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;

Научить собирать материал и писать мини-сочинения о своих впечатлениях от слова;

Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы будем готовиться собирать материал для написания сочинения по слову. Оформим записи в тетради: число, тема урока. (Слайд 1)

2. Работа с ассоциациями

(Учащиеся быстро, молча записывают слова-реакции, возникшие на слово-стимул).

3. Работа со словом (словарная работа).

Я у старого дуба спросила,
Долгожителя отчих полей:
– Кто распевное имя Россия
Дал Отчизне твоей и моей?
Дуб ответил, вершину склоняя:
–Это было ещё до меня…
Отыскала я древний курган:
– Хочешь, в ноги тебе поклонюсь.
Ты скажи мне, степной великан,
Кто придумал название Русь?
Услыхала я тихий ответ:
– Здесь стою с незапамятных лет.
Но не помню рожденья Руси,
Ты об этом у Волги спроси!
Я пришла предрассветной порой
На откос, где растёт краснотал:
– Волга-матушка, тайну открой!
Волга звёзды качает в горсти,
А в глазах – доброта,

Не упрёк:
Кто Россию Россией назвал?
– Дал могучее имя Руси
Тот, кто Волгою Волгу нарёк!

– Ответьте на вопрос, прозвучавший в стихотворении: так кто же дал имя России? Почему именно так назвали: Россия, Русь?
– Приведите известные вам версии, как и откуда появилось это слово.

Ребята зачитывают свои найденные версии. (Учитель – есть версия, что слово произошло от названий древних племён, населявших когда-то территорию нашей страны).

Синь – это речные просторы, озера, голубое небо…

– А можно ли представить Русь коричневую, фиолетовую, чёрную? Какую цветовую гамму используете вы при описании Руси?
– Какие однокоренные слова или синонимы можно подобрать к данному слову? Синонимы: Россия, Русый, Росы, Отчизна, Родина, мать.
Однокоренные слова: Россия, россиянин. Запишите их в тетрадь.

4. Работа с текстом

Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами…
Русь, Русские, Россия, Россияне.
Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.
Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова Русь и ещё значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл!
– На Русь? – ахнул я.
– На Русь, – подтвердила хозяйка.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, – и нет его, откажется от него хозяйка.
Осторожней осторожного спрашиваю:
– Что такое – Русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени твоём, коротком, как вдох счастья. (По С.Романовскому).

Читайте также: