Сочинение ассоциация по слову 6 класс

Обновлено: 30.06.2024

Слово имеет огромное значение в жизни каждого человека. С помощью слов люди могут выражать свои чувства и эмоции, раскрывая самые тонкие оттенки. Слова помогают человеку передать окружающим свои мысли и рассуждения. Слова учат людей, предостерегают и способствуют развитию. С помощью слов каждый человек может выразить свои желания, может высказать свои опасения.

Слово – это то, чем пользуются почти все люди на планете. Слова называют предметы, признаки, действия. Представьте, как бы жило человечество, если бы слов не было. Такая общественная жизнь была бы похожа на жизнь пещерного человека. С помощью элементарных звуков и картинок выражались бы самые банальные желания. Жизнь во всей ее многогранности проходила бы мимо.

Слова используются людьми каждый день, чуть ли ни каждую минуту. Они настолько прочно въелись в нашу жизнь, что многие не замечают их. Речь человека, наполненная различными словами, которые пополняются каждый год новыми, становится явлением обыденным, однако очень значительным.

С помощью слов можно передать чувство страха, боли или любви. Слова могут использоваться для написания стихотворения, которое может спустя века рассказать о переживаниях автора. Слова – это универсальное средство узнать то, о чем хотел сказать другой человек.

Слова окружают нас с самого рождения. Ребенок стремится не только освоить весь мир, но и отобразить его с помощью слов. Самые первые слова называют самые ценные явления для ребенка – мама и папа… С каждый годом словарный состав человека пополняется более сложными словами, показывая уровень развития. Становится невозможным сосчитать все слова, которыми владеет человек. Они становятся необходимым элементом в жизни человека.

Слово – это то, что может повлиять на окружающих. Различные советы и наставления глубоко западают в душу человека, меняют его мировоззрение. Слово – это мощнейший инструмент в руках человека. И от умения им пользоваться зависят дальнейшие последствия. Как говорится, словом можно убить, словом можно спасти. Неправильно произнесенные речи способны расстроить человека, обидеть его и дать понять о том, что он в этом мире никому не нужен. Но те же речи в умелых устах могут дать человеку надежду на спасение, могут поддержать того, кто находится в тяжелой ситуации.

Учитывая это, необходимо учиться правильно выражать свои мысли с помощью языка. Правильно подобранные выражения помогут человеку доносить до окружающих ту информацию, которую он и хотел передать. Одно слово может выражать противоположные значения, поэтому нужно уметь подбирать контекст так, чтобы слово звучало именно так, как нужно. Если человек с самыми благими намерениями не умеет правильно выражать свои мысли, используя слова, он окажет негативное влияние на окружающих его людей. Поэтому так важно изучать правила речи и языка.

Слова – это привычный инструмент в жизни, однако следует помнить о его значении и о том, что слово может причинить близкому человеку как радость, так и боль.

Оценить 2110 0

Урок развития речи в 6 классе по программе Разумовской

Тема: Сочинение – ассоциация по слову

Показать возможности использования существительных в собственной речи;

С психологических позиций продемонстрировать учащимся, как по-разному воспринимается разными людьми одно и то же слово;

Развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;

Научить собирать материал и писать мини-сочинения о своих впечатлениях от слова;

Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы будем готовиться собирать материал для написания сочинения по слову. Оформим записи в тетради: число, тема урока. (Слайд 1)

2. Работа с ассоциациями

(Учащиеся быстро, молча записывают слова-реакции, возникшие на слово-стимул).

3. Работа со словом (словарная работа).

Я у старого дуба спросила,
Долгожителя отчих полей:
– Кто распевное имя Россия
Дал Отчизне твоей и моей?
Дуб ответил, вершину склоняя:
–Это было ещё до меня…
Отыскала я древний курган:
– Хочешь, в ноги тебе поклонюсь.
Ты скажи мне, степной великан,
Кто придумал название Русь?
Услыхала я тихий ответ:
– Здесь стою с незапамятных лет.
Но не помню рожденья Руси,
Ты об этом у Волги спроси!
Я пришла предрассветной порой
На откос, где растёт краснотал:
– Волга-матушка, тайну открой!
Волга звёзды качает в горсти,
А в глазах – доброта,
Не упрёк:
Кто Россию Россией назвал?
– Дал могучее имя Руси
Тот, кто Волгою Волгу нарёк!

– Ответьте на вопрос, прозвучавший в стихотворении: так кто же дал имя России? Почему именно так назвали: Россия, Русь?
– Приведите известные вам версии, как и откуда появилось это слово.

Ребята зачитывают свои найденные версии. (Учитель – есть версия, что слово произошло от названий древних племён, населявших когда-то территорию нашей страны).

Синь – это речные просторы, озера, голубое небо…

– А можно ли представить Русь коричневую, фиолетовую, чёрную? Какую цветовую гамму используете вы при описании Руси?
– Какие однокоренные слова или синонимы можно подобрать к данному слову? Синонимы: Россия, Русый, Росы, Отчизна, Родина, мать.
Однокоренные слова: Россия, россиянин. Запишите их в тетрадь.

4. Работа с текстом

Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами…
Русь, Русские, Россия, Россияне.
Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.
Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова Русь и ещё значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл!
– На Русь? – ахнул я.
– На Русь, – подтвердила хозяйка.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, – и нет его, откажется от него хозяйка.
Осторожней осторожного спрашиваю:
– Что такое – Русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся неве-черний свет в имени твоём, коротком, как вдох счастья.

(По С.Романовскому).

Существует несколько видов мини-сочинений:

сочинение по впечатлениям,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Районный конкурс.docx

Цель: Создать условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению учащимися алгоритма написания сочинения-ассоциации.

Учащиеся должны знать, что такое ассоциации;

владеть алгоритмом написания сочинения;

научиться писать сочинение-ассоциация;

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

Способствовать развитию УУД:

познавательных УУД: умений перевода текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение - ассоциацию;

регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию чувства патриотизма,

Слайд 1. Звучит стихотворение Геннадия Шпаликова

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелища
Выглядят вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествия в обратно
Я бы запретил,
И тебя прошу, как брата,
Душу не мути!

А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятый угадаю,
Там, где (Боже мой!)
Будет мама молодая
И отец живой.

Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?
Слайд 2. Какой год прозвучал в этом стихотворении? (1945)

Кто знает, чем знаменателен этот год для нашей страны? (закончилась Великая Отечественная война)

Когда отмечается этот праздник? (9 Мая)

Как он называется? (День Победы)

А как вы думаете, что в то далекое время в этот день ощущали люди, ваши бабушки и дедушки или уже прабабушки и прадедушки? (радость; счастье; горе, что кто-то не дожил до Победы; боль от потери близких)

А вот у меня День победы ассоциируется с мужеством, геройством, любовью к своей Отчизне.

Все ли слова в названии темы урока для вас понятны?

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

Слайд 4. Какие задачи вы поставите для себя на урок для достижения следующей цели: научиться писать сочинение-ассоциацию?

- Надо узнать, что такое ассоциация.

- Научиться подбирать ассоциации.

- Как писать сочинения-ассоциации…

- Узнать, зачем нам нужно писать такие сочинения…

Итак, для того чтобы написать сочинение-ассоциацию, нам нужно узнать, что означает это слово. Может, кто-то из вас уже знает, ч то такое ассоциация? (Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания – слуховые, зрительные.)

Тогда заглянем в словарь (Слайд 5.)

( З начение слова Ассоциация по Ожегову:
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое )


слайд 6. с задачами – Какую задачу выполнили? (узнали определение)

А теперь мы немного отдохнем и попробуем назвать слова-ассоциации:

Война – боль, горе, слезы, смерть, раны, потери, бомбежка, медсанбаты, сестры милосердия, сражения, плен, гибель близких и т.д.

Солдат – защитник, мужество, отвага, храбрость, надежность и т.д.

Весна – цветы, тепло, радость, хорошее настроение, окончание учебного года, Победа, парад и т.д.

А к какому слову ассоциациями будут слова: война, солдат, весна? (День Победы )

Слайд 7. Война → Солдат → Весна → День Победы

Какие еще ассоциации подберете к слову День Победы?

слайд 8. с задачами – Какую задачу выполнили? (научились подбирать ассоциации)

Ассоциации могут вызвать не только слова, но и фильмы, песни, фотографии, рассказы. Посмотрите слайд-шоу и подумайте, какие ассоциации День Победы вызывает у художников и фотографов.

Какой вывод мы можем сделать по данным слайдам? (дети называют ассоциации: флаг над рейхстагом, встреча с родными, парад, ветераны, георгиевские ленточки, могила неизвестного солдата, обелиски, встречи ветеранов с молодым поколением, сохранение памяти о прошлом)

Итак, различные ассоциации у нас могут возникнуть и при просмотре фотографий и картин.

Рос мальчишка далеко не неженкой,
Матери, отца почти не помнил.
Помнил он пожары, толпы беженцев,
Мертвецов, которых не хоронят.
Помнил виселицу - там на площади.
При нужде умел, хоть и не вор был,
Из-под носа утащить у лошади
Ячменём наполненную торбу.
И машину бешенно летящую,
Мог догнать и намертво вцепиться
В жёсткий борт, чтоб унести на кашу
Под рубашкой пригоршни пшеницы.
Рос мальчишка дерзким и насмешливым.
С малолетства зная лишь потери,
Не терпел ни нытиков , ни вежливых
В доброе добро совсем не верил.
И не шутки ради, а сознательно
Жёг себя, угрюмо стиснув губы:
Он и солнце делал истязателем,
Наводя на кожу через лупу.
Знал, как все дружки его вихрастые,
Разрезаясь в кровь осколком банки:
Будут пятки осенью распластаны
Льдом - больней, чем нынче от стекляшки.
Приходил в порезах и царапинах,
Плакала, над ним склоняясь, бабка,
А мальчишка только зябко вздрагивал,
В камешек сжимался, но не плакал.
Рос мальчишка далеко не неженкой!
Но чего не встретишь в царстве сонном!
Слайд 11. И приснились раз ему подснежники -
Синие бубенчики со звоном.
Будто бы бежал он к ним сугробами,
Силою неведомой влекомый,
Листьями какими-то особыми,
Запахом, до радости знакомым.
Будто, издеваясь над мальчишкой,
Бил его, царапал, жёг щиповник,
И в лицо бросали сосны шишками,
Будто бы мальчишка был разбойник.
Слайд 12. И на снег упал он, обессиленный,
Не способный больше к обороне.
А подснежник, глазоньками синими,
Будто, как живой, мальчишку понял.
Слайд 13. Стебельком качая над сугробами,
Сам пришёл к мальчишке близко-близко:
С листьями, как руки папы, добрыми,
С голосом забытым материнским:
"Милый, твои ножки не устали ли?
Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?" -
"Мама!"
. и подснежники растаяли.
"Папа!"
. ни бубенчиков ни листьев.
Только ветер где-то хлопнул ставней,
Только бабка охнула тревожно.
С этой ночи вовсе дома стало
Удержать мальчишку невозможно:
Следом за апрельскими ветрами
Убегал за город в одиночку,
Снег в лесу раскапывал руками,
Каждую осматривая кочку.
Он искал подснежники, конечно, -
Синие бубенчики со звоном,
Чтобы пережить любовь и нежность
Наяву, как в дивном царстве сонном.
. Солнце всё светлее улыбалось,
Ручейки текли из-под ладоней.
А когда и снега не осталось:
"Нет таких цветов!" - мальчишка понял.
Жизнь мальчишке показалась горше,
И себя мальчишке стало жальче:
Слёзы покатились, как горошины,
На мальчишкин "хлеб" - сосновый пальчик.
Всё! Он больше чудесам не верит!
Он уйдёт из сладостного плена, -
Слишком велика его потеря,
Чтобы можно ей найти замену.
Слайд 14. Только всё ж на солнечной опушке
Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
Чтобы дома спрятать под подушку
Голубые, простенькие - эти.
Горсть цветов, наверно, безымянных,
Он сорвал бездумно и небрежно:
Для чего мальчишке имена их?
Не под снегом - значит, не подснежники,
Значит, не звенят они, не пахнут,
Листьями мальчишку не погладят.
Он не знал, что дома, как шальные,
Прямо к потолку его подбросят,
Что ему простят все-все вины его,
Где он был, что делал он, - не спросят.
"Наш родной, любимый! Наш упрямый!"
. Две шинели брошены на стулья.
Руки папы. Губы, голос мамы!
Кончилась война. Они вернулись!
И у этой неизбывной ласки
Быть в долгу мальчишка не захочет:
Он подаст цветы - не без опаски.
Слайд 15. " Господи, подснежники.
сыночек!"

Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворение? (печаль, разочарование, весна, цветы, радость от возвращения мамы и папы - когда они смогли вернуться домой? – когда наступила Победа, День Победы)

Таким образом, мы увидели, что ассоциации может вызвать и стихотворение.

Работа со словом (в тетради ?)

1) А сейчас подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Победа (Слайд: победитель, победный, побеждать)

2)составьте с ними словосочетания (воин-победитель, победный салют, победный марш, побеждать врага)

3) подберите эпитеты к слову Победа и запишите их в тетради (Слайд: долгожданная, трудная, выстраданная, счастливая)

4) какие качества проявили воины-победители во время Великой Отечественной войны? (Слайд: мужество, героизм, отвага, бесстрашие, патриотизм, выдержка, стойкость)

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Скоро сочинение писать нам нужно.

А сейчас послушайте, пожалуйста, текст и запишите в тетради, какие ассоциации вызывает День Победы у автора.

День Победы – великий праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 22 июня 1941– 9 мая 1945 года. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

По приказу И. Сталина в этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной армии, 9 мая было объявлено Днем Победы.

– Какие ассоциации связаны у автора текста с Днем Победы?

Слайд 16. великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны, мужество, героизм, самоотверженная борьба подпольщиков и партизан, каждодневный трудовой подвиг работников тыла, усилия антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…

А сейчас продолжите предложение: День Победы …

Слайд 17. с задачами: какие задачи уже выполнили? Чего не хватает для достижения цели?)

Слайд 18. Незабудки

Итак, каким образом можно рассказать о своих ассоциациях? (в рассказе, в стихотворении, на картине, на фотографии)

Сочинение-ассоциацию можно написать как сочинение-размышление или сочинение-эссе, но с этим вы будете знакомиться в более старшем возрасте, а сегодня мы напишем мини-сочинение или стихотворение (если у кого-то есть такой талант) о Дне Победы, вы расскажете, какие ассоциации у вас вызывает этот праздник.

Слайд 19. С задачами

Слайд 20. Незабудки

На работу вам – 10 минут!

Написание сочинения-ассоциации.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы. Молодцы!

Зачитываю лучшее сочинение учеников своего класса (если останется время)

Подумайте, пожалуйста, а зачем нужно писать такие сочинения? (создается цельный образ, подготовка к экзаменационному сочинению)

Слайд 21. Возвращаемся к слайду с целями и задачами. Делаем вывод, что задачи все решили, урок цели достиг. Молодцы!

Сегодня мы с вами говорили о Дне Победы, и одной из ассоциаций этого дня является салют, я тоже предлагаю вам сейчас создать «Салют настроения” : (Лист ватмана, звездочки из картона цветные, пластилин)

(Слайд 22.) если вам понравился урок, прикрепляете красную звездочку,

если у вас все получилось – желтую звездочку,

если было интересно – зеленую,

неинтересно, скучно – синюю,

урок не понравился – черную.

Слайд 23. слайд с салютом – это мой салют в честь вас и вашей активной работы на уроке и в честь приближающегося праздника Дня Победы.


Описание разработки

Цели:

1. Развитие эмоций, воссоздающего творческого воображения, фантазии.
2. Формирование эстетического восприятия окружающей действительности.
3. Формирование навыка коллективного творчества.
4. Закрепление умений учащихся в использовании приёмов словотворчества.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой.

Доброе утро, ребята! Я не случайно выбрала сегодня такое приветствие. На уроке мы будем готовиться к сочинению, посвящённому утру. Нас окружает огромный, богатый, удивительный мир. Утро и всё, что с ним связано, лишь малая его часть. Интересно, а каким видите мир вы, дети, живущие во втором десятилетии 21 века? Надеюсь, наше занятие поможет вам увидеть утро не только как время суток, но и часть окружающего мира. И не только увидеть, но и услышать, почувствовать, подобрать самые красивые слова ,чтобы рассказать о нём. Задача непростая, но очень интересная!

Презентация к уроку Подготовка к сочинению ассоциативного характера

А знаете ли вы, ребята, что утреннее состояние человека влияет на его самочувствие в течение дня? И очень важно с утра настроиться на предстоящий день. Попробуем это сделать! Примите удобное положение и послушайте.

-Ты слышишь пение птиц. Лучик солнца пробежал по стене. Свежий ветерок коснулся твоих волос. Утро…. Ты улыбаешься. Сейчас в комнату зайдёт мама и скажет самые нужные слова. Ты слышишь их каждое утро! И вот открывается дверь, входит мама и говорит: «Вставай ,солнце моё! Пора! Тебя ждёт вода, чтобы смыть ночной покой, тебя ждут друзья, вам хорошо вместе, вы любите друг друга радовать и удивлять. Тебя ждёт учитель: ему приятно общаться с тобой, потому что ты умный, добрый, неравнодушный. Тебя ждёт замечательный день! И ты, открывая глаза, твёрдо знаешь, что мама права: день будет замечательный!

2. Собираем материал для сочинения.

Может быть, наш урок покажется вам необычным. Ведь сочинение, к написанию которого мы будем готовиться, тоже будет необычным- ассоциативное. А знаете ли вы, что такое ассоциации? (ученики отвечают)

Сейчас вы увидите фотографии. На них - разный взгляд на утро. Посмотрите и пополните свои записи новыми словами и выражениями.

Я уверена, что у вас возникли новые ассоциации, не правда ли?

3. Несколько учащихся зачитывают свои записи, одновременно остальные пополняют свои понравившимися словами и выражениями.

А сейчас послушайте одну интересную историю. Понравившиеся слова и выражения запишите.

Маленький сынок Ветерок убежал от мамы. Вернее , улетел! Мама - Ветер с самого утра чистила шоссейную дорогу от листвы, мелких сломанных веточек, которые упали на дорогу после интенсивной утренней папиной физзарядки. Ветерок был рядом с мамой, но скоро ему всё наскучило, и он улетел на большую поляну. На поляне сразу запахло цветами. Аромат медуницы, фиалки, ромашки сливался с ароматом молодых трав и повисал над солнечной поляной. А всё потому, что ветерок долго пил цветочное мамино молоко и весь пропитался его запахом. Куда бы он ни прилетел, везде сразу возникал аромат цветов и трав. На этой поляне Ветерок долго летал, резвился, играл с пчёлами и бабочками.

Мама – Ветер не сразу заметила исчезновение Ветерка, так заработалась. А когда заметила, бросилась искать, заглянула в лес – там Ветерка не было, заглянула на пруд – тоже нет. И вот до неё донёсся запах её любимого сыночка со стороны большой поляны. Она посмотрела туда и увидала еле уловимое покачивание ромашек на длинных ножках , услышала тихое позвякивание голубых колокольчиков и поняла, что Ветерок там. Подхватившись, она полетела на поляну, с трудом поймала своего непослушного сыночка, который норовил удрать от неё. А подхватив, закружила, зацеловала и, крепко взяв за руку, взлетела с ним на вершину холма. Затем они скрылись по ту сторону холма , но мы с вами туда не пойдём, потому что это далеко и тяжеловато. Им то что, ветрам, они себе летают, а мы с вами точно собьём ноги и порвём свои ботинки.

Папа-Ветер тем временем очищал горки и пригорки от всего лишнего , наносного: мха, листьев, земли и песка и превращал горки в скалы. Он был прекрасный ювелир и мастер каменного дела. Папа-Ветер умело работал с камнями, пусть не драгоценными, но красивыми и прочными.

А вечером Папа-Ветер догнал своё семейство, и они вместе улеглись спать за холмами. Утром Папа-Ветер и Мама-Ветер снова примутся за свою работу, и Бог знает, куда на этот раз улетит их сынок-Ветерок!

Каким было утро у ветерка? (ответы учащихся)

Попробуем вместе составить кеннинг (образное определение понятия)к словам

утро ветер море

(рождение дня) (сын природы) (сила жизни)

А теперь зачитайте все записи. Выборочно- несколько человек зачитывают все сделанные на уроке записи.

3. Итог урока.


-75%

Читайте также: