Сочинение архитектура застывшая музыка

Обновлено: 02.07.2024

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве.. . Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", - это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.

"Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма, - пишет Ю. Борев, - и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в "снятом" виде, и наконец особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины".

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм (колонн, барельефов, окон, балконов и т. д. ) Архитектура - это красота организованности.
Если говорить о формальном аспекте (не вспоминая о духе, смысле и т. д. ) - это есть элементарный, внешний и банально- очевидный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных. И в архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень, и в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т. д.
Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.
Уже избитым штампом является отождествление музыки Баха с величественной готической архитектурой, например.

Ну разве это не музыка?! !














В своих беседах с Эккерманом весной 1829 г. Гете имел неосторожность обмолвиться: "Среди моих бумаг я нашел листок, где я называю архитектуру застывшей музыкой. И верно, есть в этом что-то; настроение, идущее от архитектуры, приближается к музыкальным впечатлениям".

Вследствие этого многие приписывают Гете "открытие" данной аналогии, а некоторым это дает право намекать на плагиат.

Вариантов столь много - Шеллинг, Шлегель, Геррес, Шинкель, Брентано и т. д. , -что появляются специальные работы, посвященные установлению приоритета.

Видимо, афоризм Шеллинга есть парафраз двух последних, одинаковых по смыслу высказываний.

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков.
В основе архитектурной композиции - пространственная упорядоченность форм.
Казалось бы между ними ничего общего.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

В институте, где я учился, был профессор архитектуры Маковецкий А. И. Он перефразировал: Архитектура - застывшая в камне музыка из трёх нот: балка, стойка, арка.

Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) — что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.

Несколько слов о самом понятии “культура” . В переводе с латыни “cultura” — то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.

Никто не станет отрицать, что культура — это прекрасно. А откуда в человеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именно так, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто не сможет дать ответ.

На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские “златокузнецы” уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть —людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.

Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости — киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI-XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.

Но прежде – краткий экскурс в историю…

X век — век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как и два последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данного периода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохи средневековья. Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич) , в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии, неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма — четырехстолпный, крестовокупольный. X век — век единства, поэтому региональные различия, причем, весьма несущественные, проявляются пока лишь в технике кладки.

Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий — киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в “государство в государстве” , упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое “Кождо да держит отчину свою!” , т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и в области культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И, как уже было упомянуто, храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.

Двенадцатый век — век перемен. Перенос столицы и престола митрополита из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа так называемого “малого храма” .

Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и, следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилось почти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства.

Век четырнадцатый — век возвышения Москвы и начала объединения Руси вокруг нее. Век подъема национального духа. Он характеризуется некоторыми типовыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великой России.

Знаменитая София Киевская… Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В “Повести временных лет” под 1037 годом об этом сказано так: “Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины” .

Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: “Церкви дивна и славна всем округниим странам…” Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии “посажения” на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.

Последние перестройки XVII-XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру) , с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей)

Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.

В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею.

Музыка не умеет мыслить, но она может реализовать мысль.

Архитектура – застывшая музыка, музыка в пространстве.

Архитектура – летопись мира. Она рассказывает и тогда, когда уже молчат
песни и предания, когда уже ничто не напоминает о сгинувшем народе.

Музыка и архитектура – великие искусства. Их произведения рассказывают о мире и о человеке, о великой любви и о большом предательстве, о дерзкой победе и о позорном поражении. Без слов. Действительно, нужен особый талант, чтобы творение ума и сердца твоего люди поняли без объяснений.

Но почему эти два искусства сравнивают? Более того, их практически отождествляют. Почему архитектуру называют застывшей музыкой?

Не от мира сего…

И музыкальные, и архитектурные образы далеки от форм самой жизни. За музыкой и зданием-шедевром скрывается не отдельный человек с русыми волосами и голубыми глазами, а его эмоции, чувства.

Музыка и архитектура очень сильно абстрагированы от конкретного художественного материала. Здесь нет частностей жизни. В произведениях этих искусств скрыта сердцевина жизни.

Слушаешь великую мелодию или смотришь на величественное здание – все обыденное, привычное стирается. Исчезают все вопросы. Чем отличается биогеоценоз от экосистемы? Почему за этот концерт я заплатил так много? Какой отчет мне лучше показать начальнику?

Нет ничего. Есть только музыка, есть только этот удивительный архитектурный ансамбль и есть то, что я чувствую.


Пространственно–временное сочетание

Мелодия в музыке создается чередованием звуков разной высоты и долготы. То есть, посредством упорядоченности во времени.

Архитектурная композиция – это окна, балконы, барельефы, колонны и другие элементы, упорядоченные в пространстве.

Это то, что находится на поверхности. Что видит первый взгляд, брошенный на здание, и воспринимает ухо в самом начале прослушивания музыки. Но чтобы шедевр проник в душу, необходимо объединить время и пространство.

Так, для полного восприятия архитектурного творения мы прослеживаем глазами все изгибы, выпуклости и повороты геометрических линий. Наше восприятие удлиняется по времени. Образуется связь между пространственным и временным.


Формальный аспект

Если отбросить внутренний смыл архитектурных и музыкальных произведений, отбросить дух, эмоции, переживания, то останется банальный внешний уровень сравнения. Но главное – есть, что сопоставить.

Архитектура – не очевидный набор кирпичей и блоков. Это картина, созданная умелой игрой светотени, грамотным подбором форм, многообразием контуров. Здесь есть пластика.

Музыка – не набор звуков и ударов. Это огромное многообразие мелодий, наполненных объемом и фактурой (архитектура не всплывает в памяти?), это динамические нюансы, полифония, мажорные и минорные тональности, стаккато и т.д. и т.п.


В основе всего сущего — гармония

Человек, создавая что-то свое, должен соблюдать это правило. Тогда сохранится гармония: музыка не будет резать слух, а архитектурный ансамбль – раздражать.


Смысл сравнения не нуждается в строгом научном анализе. Оно стало итогом интуитивного восприятия связи между гармонией архитектурной формы и музыкальной гармонией. И выражение "архитектура - застывшая музыка" стало крылатым, потому что эту связь ощущают все.

Мелодия – что это такое?

Прежде чем мы досконально узнаем, что общего между музыкой и архитектурой, кратко рассмотрим основные положения каждого из этих видов искусств. Первой на очереди будет непосредственно мелодия, песня, произведение, которое мы можем услышать. Из чего оно состоит? В первую очередь это ритм, размер, темп, штрихи. Эти аспекты определяют настроение мелодии, создают ту или иную атмосферу. Более того, в музыке присутствуют многочисленные оттенки, пластика, в ней есть начало и конец, экспозиция и кульминация. Однако вся эта терминология знакома, пожалуй, лишь музыкантам – профессионалам и аматорам, а вот как определяют и различают музыку простые слушатели? Они улавливают ее стиль. Именно этот момент является ключевым, за счет него формируются музыкальные вкусы и предпочтения. Именно жанр, в котором написана та или иная песня, пьеса, соната, романс и т. д. может создать определенное настроение, атмосферу, ауру.

что общего между архитектурой и музыкой

Характеристика архитектуры

что общего между архитектурой и музыкой кратко

В чем разница?

что общего между архитектурой и музыкой сочинение

Эстетические сходства

музыка и архитектура что общего

Технические сходства

Необходимо обратиться к теории, чтобы точно узнать, что общего между архитектурой и музыкой с технической точки зрения. Для начала рассмотрим размер. В музыкальных произведениях он всегда указывается в самом начале нотного стана. Это может быть 2/4, ¾, 6/8 и так далее. От размера зависит ритм произведения, его эмоциональный окрас и стиль (т. е. 4/4 – это марш, ¾ - вальс и менуэт и проч.) В различных постройках размер – это также важное значение. Тут подразумевается не только высота здания, его ширина и длина. Имеют значение также размеры и частота окон, дверей, колонн, порталов и арок, важны формы и переходы. Аспект второй – штрихи. В музыке они известны под такими терминами, как стаккато (резко, отрывисто) и легато (плавно, протяжно). В застывшем виде такие штрихи мы видим в архитектуре. Любой человек сможет отличить здание, имеющее резкий, нарочитый характер от дома, созданного на основе плавных, обтекающих линий и переходов.

почему архитектуру часто называют застывшей музыкой

Физика – основная наука

Если спросят в школе, что общего между архитектурой и музыкой

Сочинение на подобную тематику редко дают в качестве задания ученикам средних школ, однако в специализированных учебных заведениях такой вопрос может стать актуальным. В таких случаях сложные аспекты из разряда физики и математики, конечно же, не рассматриваются. Детей обучают лишь общим, эстетическим сходствам. Упомянутые выше, они являются ключевым ответом на данный вопрос, ведь все-таки речь идет непосредственно о двух видах искусства.

Читайте также: