Сочинение аргумент из личного опыта

Обновлено: 06.07.2024

Разновидности ар­гументов, основан­ных на жизненных впечатлениях

Образцы написания подобных аргументов и введения их в текст экзаменационного сочинения

Примеры из соб­ственного жизнен­ного опыта

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, кото­

рый. как мне кажется, является дополнительным аргумен­

Примеры из жизни других людей

Приведу ещё один пример, который показывает, как

Разновидности ар­гументов, основан­ных на жизненных впечатлениях

Образцы написания подобных аргументов и введения их в текст экзаменационного сочинения

В начале марта 1613 года совершил свой бессмертный подвиг крестьянин села Домнино Иван Сусанин. Его са­моотверженный поступок навсегда остался в памяти по­

томков как пример истинного патриотизма. Иван Сусанин

пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти от польских за­хватчиков юного Михаила Фёдоровича Романова. Один из отрядов польских интервентов намеревался схватить и убить только что избранного на престол русского царя. По­ляки сделали Сусанина своим проводником, а тот обманом завёл врагов в непроходимую лесную глушь и погубил их, погибнув при этом сам. Так, ценой своей жизни простой крестьянин спас юного царя Михаила Романова.

Поучительные со­бытия из жизни выдающихся лич­ностей

Приведу жизненный пример, который показывает: надо быть верным своим идеалам и принятому решению. Вспом­ним факты из биографии итальянского философа Джордано Бруно. Восемь лет этот человек провёл в застенках инквизи­ции. От него требовали, чтобы он отрёкся от своих убежде­ний, и за это обещали сохранить жизнь. Но ни обещания инк­визиторов, ни пытки не сломили духа Джордано Бруно. Он был верен принятому решению до последнего отстаивать идеи Николая Коперника, отказался ради сохранения жизни тор­говать своими убеждениями и мужественно принял смерть на костре. Такая верность идеалам заслуживает уважения.

Жизненные исто­рии, освещавшие­ся в средствах мас­совой информации

Ссылки на мнение известного, уважа­емого человека — учёного, философа, психолога, полити­ческого деятеля

Разновидности ар­гументов, основан­ных на жизненных впечатлениях

Образцы написания подобных аргументов и введения их в текст экзаменационного сочинения

Хочу рассказать об одном научном эксперименте, ре­

зультаты которого, как мне кажется, являются дополни­

тельным аргументом в пользу того, что животные - живые существа, похожие на людей, поэтому им тоже нужна наша помощь. Учёные проделали такой опыт: рядом с экспери­ментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из её сопле­менниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы быстро хватали корм и убегали в другой угол камеры, а за­тем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым со­родичем. Однако многие животные, увидев страдания кры­сы и обнаружив их причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом. Этот эксперимент ещё раз подтверждает: у животных много общего с человеком, и они заслуживают доброго к себе отношения.

Примеры из худо­жественных филь­мов

О бескорыстной любви собаки к своему хозяину расска­

зывается в художественном фильме «Хатико: самый вер­

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечат­лениях

К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развёрнутыми и убедительными и завершаться микровыводом, пояс­няющим. что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблемати­кой исходного текста.

Такие горе-аргументы кажутся слишком надуманными и не отличаются особой убедительностью, так что не засчитываются экспертами при проверке экзаменаци­онного сочинения.

Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения второй аргумент — до­вод, основанный на жизненных впечатлениях

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажет­ся, является дополнительным аргументом в пользу того, что . Однажды я .

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизнен­ного опыта, которые доказывают необходимость / важность . (далее идут примеры-аргументы ).

Хочу рассказать об одном научном эксперименте, результаты которо­го, как мне кажется, являются дополнительным аргументом в пользу того, что . Учёные проделали такой опыт: .

Приводя аргумент, основанный на жизненных впечатлениях, не забывайте о том, что он должен являться подтверждением тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста. Старайтесь, чтобы его прав­доподобие не вызывало сомнений у экспертов.

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.

Что такое аргумент?

В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.


Иллюстрирование аргумента

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5


Аргументы, оцениваемые двумя баллами

Виды аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).

Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие — двумя.

Приведя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Всё, что было сказано ранее, касается и примеров из научной литературы.


Аргументы, оцениваемые одним баллом

Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:

Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.

Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.

Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:

Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда — случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.

Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:

Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.

Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:

Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.

Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:

Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и форми­рующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.

Ссылки на авторитет представляют собой высказывания знаменитых политических и общественных деятелей, учёных — одним словом, людей, обладающих опытом, знаниями в опредёленных сферах деятельности:

По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.


Структура аргумента

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводит к логическим ошибкам.


Типичные ошибки аргументации

Как написать сочинение в задании С1? Часть 5


Что проверяет эксперт?

Эксперт выделяет ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Затем он устанавливает соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается), оценивает степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.

Эксперт определяет количество аргументов, а также соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Максимальный балл (3) по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

Часть 1 - основные сведения.
Часть 2 - выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.

Аргументы из жизни и литературы на тему

Проблема

Что такое надежда? Какую роль она играет в жизни человека?

Отношение автора к проблеме

Надежда – это чувство, которое позволяет верить в лучшее будущее или исполнение наших желаний и дает стимул жить дальше и двигаться вперед. Надежда составляет основу нашей жизни, часто она остается единственной нашей поддержкой в трудные времена.

Аргументы

  1. Надежда поддерживает человека в трудные времена, дает шанс не опустить руки.
  2. Надежда делает жизнь человека светлее, а его самого счастливее.
  3. Человек надеется на лучшее, пока живет.
  4. Потеряв надежду, человек может умереть.
  5. Надежда – обманчивое чувство. Оно ведет иногда к напрасным ожиданиям, которые могут не сбыться.
  6. Надежда утешает человека, придает ему уверенность в том, что все задуманное воплотится в жизнь.
  7. Надежды становятся напрасными, когда человек перестает искренне желать их исполнения.

Синонимы к слову надежда

Предвкушение, ожидание, упование, чаяние, вера, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, химера, цель.

Эпитеты к слову надежда

Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.), великая, верная, ветреная, вольнолюбивая (устар.), волнующая, воскресшая, восторженная, высокая, глупая, глухая, горячая, далекая, дерзкая, дерзостная, добрая, дразнящая, единственная, жаркая, живая, жизненная, заманчивая, запоздалая, земная, золотая, зыбкая, иллюзорная, конечная (устар.), крохотная (разг.), крошечная, крылатая (устар. поэт.), лестная (устар.), ложная, лукавая, лучезарная (устар.), манящая, мучительная, наивная, напрасная, неверная, нелепая, немеркнущая, неопределенная, несбыточная, неясная, обманутая, обманчивая, обольстительная, опрометчивая, ослепительная, отрадная, отчаянная, пламенная, пленительная, последняя, приятная, простодушная, пустая, пылкая, радостная, радужная, разрушенная, робкая, розовая, романическая (устар.), романтическая, светлая, святая, сияющая, слабая, сладкая, сладостная, слепая, смелая, смутная, сокровенная, страстная, тайная, твердая, темная, тихая, томительная, трепетная, туманная, тщетная, угасшая, чарующая, честолюбивая, шаткая, эфемерная, яркая, ясная, беззакатная, добротная, едкая, сангвиническая, щемящая.

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.

Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

Задание К4 с изменениями

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

Аттестат государственного образца, программа ФГОС

Живые уроки с преподавателями и проверка домашних заданий

Читайте также: