Сочинение анализ стихотворения северянина

Обновлено: 05.07.2024

Вариант 1

Новаторское творчество поэта серебряного века Игоря Северянина мало кого могло оставить равнодушным. Его знаменитые произведения знают все, их изучают в школе и в ВУЗах, а также просто читают любители классики. Лирика поэта не свойственна произведениям того времени. Необычные ритмы и неологизмы, используемые в стихотворении, очень музыкальны. В произведениях Северянина все очень тонко и прозрачно, как хрусталь. Стихи поэта невозможно читать буквально, их нужно чувствовать, как музыкальную поэзию. Нервные строки “Увертюры”, как магическая струна в будущее, ритм начала века.

Стихотворение “Ананасы в шампанском” эксцентрическое соединение несовместимого — это также неожиданность и острота. Данное стихотворение символизирует именно то время, в которое жил поэт. Все очень сжато, ярко и гениально. Лирический герой стихотворения бежит от пафоса и пустоты действительности.

Ананасы в шампанском это не просто метафора, это мечта о нереальном. Ведь только поэт в своем воображении может легко переместиться” из Москвы в Нагасаки”. Стихотворение создает атмосферу легкости и какой-то торжественности. Восклицательные знаки в этом произведении передает восхищение миром лирическим героем.

Динамизм и легкость стихотворения достигается тем, что автор совсем не использовал в нем эпитеты. И в данном и во всех произведениях Игоря Северянина чувствуется порывистость и неподчинение какой-либо логике. Наблюдая за полетом фантазии автора, читатель сам окунается в атмосферу вне реальности. Понимая, что музыку поэзии можно понять и почувствовать даже на Марсе, несмотря ни на какой языковой барьер. Поэтому и назвал это свое стихотворение Северянин “Увертюрой”, сравнивая его с музыкальным произведением, которое читается на одном дыхании.

В поэзии Северянина, как ни странно, соединяется все совершенно несоединимое. Музыкальность стихов Северянина нашло отражение в творчестве еще одного гения Александра Вертинского, который исполнял его стихи как песни.

Стихи Игоря Северянина похожи на струение воды, своими изгибами, неожиданными поворотами. Музыкальные звуковые конструкции стихотворения часто завораживают и господствуют над смыслом. Но окунувшись в эту талантливую лирику, можно действительно ощутить живую инструментальную мелодию.

Вариант 2

Именно сейчас стихотворение актуально как никогда — за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.

Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.

Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед. В данном случае принятие такого образа жизни — попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог. Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.

Вариант 3

Игорь Северянин был выдающимся поэтом серебряного века, к которому относились А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, В. Брюсов и другие мастера слова. А все потому, что его работы были неординарными и не похожими на творческие произведения других авторов. Он очень часто использовал новые литературные стили в своих стихотворениях, внедрял неологизмы. Его стихи были необычайно мелодичными и музыкальными.

Автор: Guru · 07.11.2016

Не из задора, не для славы Пишу онегинской строфой Непритязательные главы Где дух поэзии живой.

Они живут политикой, раздорами и войнами, Нарядами и картами, обжорством и питьем, Интригами и сплетнями, заразными и гнойными, Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем. Поэтов и мыслителей, художников не ведают, Боятся, презирают их и трутнями зовут. Зато потомство делают, трудясь над ним, как следует, И убежденно думают, что с пользою живут. 20 января 1923 г.

Вариант 1

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.

Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко.

Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.

Вариант 2

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80‑х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Тема природы во все времена волновала поэтов и писателей. Это закономерно, ведь человек всю жизнь ощущает силу и влияние на него могучей окружающей среды. Природа – неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Литература дает ему возможность познать этот удивительный мир, и выразить себя через нее.

В финале стихотворения автор благословляет природу: шумите дубравы, расти трава, цвети сирень! Множество восклицательных предложений передают степень беспредельного восторга творца.

Лиричность героя в произведении выражена состоянием влюбленности, молодости, душевным порывом всех любить и прощать. Чувствуется, что он мысленно вырвался из городской жизни, чтобы окунуться в простор полей и лугов. А на пьедестал жизни поднимается чувство влюбленности и восхищения.

При написании стиха использован двухсложный размер ямб, а рифмовка в стихосложении применена перекрестная: золот-ослеплен-молод-влюблен.

По писателю: Северянин Игорь

Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений

Анализ творчества: Игорь-Северянин (именно так чаще всего подписывался поэт) стал основателем эгофутуризма, в добавление к просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей.С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издевка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов.

Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого.

И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован.Там кого-то побили.

Ананасы в шампанском! Это — пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс.Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс! Начало второй строфы — звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения — ри — ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого.

По его мнению, рядовые эго-футуристы вовсе не создали ничего стоящего, тем более нового, все их творчество — лишь перепевы того же Игоря Северянина и прочих.

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Полный текст стихотворения

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Вариант 1

Новаторское творчество поэта серебряного века Игоря Северянина мало кого могло оставить равнодушным. Его знаменитые произведения знают все, их изучают в школе и в ВУЗах, а также просто читают любители классики. Лирика поэта не свойственна произведениям того времени. Необычные ритмы и неологизмы, используемые в стихотворении, очень музыкальны. В произведениях Северянина все очень тонко и прозрачно, как хрусталь. Стихи поэта невозможно читать буквально, их нужно чувствовать, как музыкальную поэзию. Нервные строки “Увертюры”, как магическая струна в будущее, ритм начала века.

Стихотворение “Ананасы в шампанском” эксцентрическое соединение несовместимого — это также неожиданность и острота. Данное стихотворение символизирует именно то время, в которое жил поэт. Все очень сжато, ярко и гениально. Лирический герой стихотворения бежит от пафоса и пустоты действительности.

Ананасы в шампанском это не просто метафора, это мечта о нереальном. Ведь только поэт в своем воображении может легко переместиться” из Москвы в Нагасаки”. Стихотворение создает атмосферу легкости и какой-то торжественности. Восклицательные знаки в этом произведении передает восхищение миром лирическим героем.

Динамизм и легкость стихотворения достигается тем, что автор совсем не использовал в нем эпитеты. И в данном и во всех произведениях Игоря Северянина чувствуется порывистость и неподчинение какой-либо логике. Наблюдая за полетом фантазии автора, читатель сам окунается в атмосферу вне реальности. Понимая, что музыку поэзии можно понять и почувствовать даже на Марсе, несмотря ни на какой языковой барьер. Поэтому и назвал это свое стихотворение Северянин “Увертюрой”, сравнивая его с музыкальным произведением, которое читается на одном дыхании.

В поэзии Северянина, как ни странно, соединяется все совершенно несоединимое. Музыкальность стихов Северянина нашло отражение в творчестве еще одного гения Александра Вертинского, который исполнял его стихи как песни.

Стихи Игоря Северянина похожи на струение воды, своими изгибами, неожиданными поворотами. Музыкальные звуковые конструкции стихотворения часто завораживают и господствуют над смыслом. Но окунувшись в эту талантливую лирику, можно действительно ощутить живую инструментальную мелодию.

Вариант 2

Именно сейчас стихотворение актуально как никогда — за блеском дорогих камней, знаменитыми лейбами и марками современные люди предпочитают жить в своем ветхом мире, где правят уже навязанные кем-то стереотипы. Автор предвидел эту ситуацию ещё полвека назад, он видел зарождение бессмысленной гонки за модой.

Значительное употребление неологизмов делает стихотворения автора намного проще для современного восприятия его творческого наследия. Не следует задумываться о значении архаизмов, все слова понятны и широко используются в речи.

Что касается использования синтаксических фигур, то автор сделал ставку на аллегорические образы, помогающие понять истинное значение шикарных вечеров под звон бокалов и пустых бесед. В данном случае принятие такого образа жизни — попытка спрятаться от себя самого, от истинных проблем и душеных тревог. Эллипсис во второй и третьей строках создает желание действовать, экспериментировать, но, увы многое остается недосказанным.

Вариант 3

Игорь Северянин был выдающимся поэтом серебряного века, к которому относились А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, В. Брюсов и другие мастера слова. А все потому, что его работы были неординарными и не похожими на творческие произведения других авторов. Он очень часто использовал новые литературные стили в своих стихотворениях, внедрял неологизмы. Его стихи были необычайно мелодичными и музыкальными.

Вариант 1

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.

Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко.

Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.

Вариант 2

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80‑х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Вариант 1

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

Вариант 2

А сколько восклицательных знаков! Они говорят о восхищении миром. За счёт них создаётся торжественная и в тоже время лёгкая атмосфера.

Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений.

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniy_igorya_severyanina.docx 26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности его поэзии.

Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается незаурядный талант. Поэт насмехается над обывателями с низким эстетическим вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами. Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской. Третья особенность поэзии И. Северянина – позёрство, игра со словами, экспериментаторство, но за всем эти - мятущаяся душа поэта, его желание проникнуть в смыслы бытия.

Четвертая особенность стихотворений: напевность, музыкальность, тяготение к романсу, повторение слов и фраз, построенных на внутренних рифмах, ассонансах, аллитерациях. На его стихи написаны романсы С. Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.

Тематика стихотворений. И. Северянина.

Поэт находит для описания природы немало свежих красок, ассоциаций, сопоставлений. Ему удаётся ярко и точно передать радостную атмосферу весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от катания на салазках зимой.

Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви, чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в романтический мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни, делает человека человеком.

  1. Философские темы – сложности взаимоотношений людей, одиночество человека в современном мире, горести и радости жизни, милосердии, ценность жизни человека.
  2. Тема родины, России.

Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в Россию вернуться не смог, что стало для него настоящей трагедией. Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине. Он любил и Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя душой и мыслями он был с Россией.

Жанры стихотворений : миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс.

Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с Фелиссой Круут.

Как поэту удаётся его создать?

Стихотворение написано двусложным размером – четырехстопным ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.

Интонационно стихотворение можно разделить на две части: первая - восторженное и азартное катание на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая – ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью, чистотой, открытостью.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма сочетается – перекрестная и парная.

Стихотворение написано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, рифма перекрестная.

2. Детство и юность Северянина

Великолепнейший лингвист,
И образован, и воспитан.
Он был умен, он был начитан.

Любивший развлечения отец мало уделял внимания семье. В 1896 году родители будущего поэта разошлись, и Василий Петрович увез мальчика к своим родственникам в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Здесь Игорь Лотарев прожил около семи лет, учился в Череповецком реальном училище. В 1904 году он возвратился к матери в Гатчину, под Петербург. Но годы, проведенные в имении дяди, на берегу полноводной реки Суды, будут вспоминаться ему как одни из самых счастливых.

О Суда! Голубая Суда,
Ты внучка Волги! Дочь Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои одебрянные сны!…-

так в конце жизни вспоминал поэт о своем детстве. Любовью к русскому северу был обусловлен выбор поэтом псевдонима — Северянин, ставшего затем фамилией.

3. Первые стихотворения Северянина

Дружба их длилась около четырех лет. Незадолго до смерти Фофанов написал такое стихотворение:
О Игорь, мой единственный,
Шатенный трубадур!
Люблю я твой таинственный,
Лирический ажур.

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка Шопена,
И внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грбзово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Вонзите штопор в упругость пробки,—
И взоры женщины не будут робки!…
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки…
Ловите женщин, теряйте мысли…
Счет поцелуям пойди, исчисли!-..
А к поцелуям финал причисли,—
И будет счастье в удобном смысле!…

Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо.
Не по таланту своему,—
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих Словах.
Во мне выискивали пошлость.
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь.
Тот пишет кистью площадной.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон,—
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.

4. Ироничность стихотворений Северянина

Весенней яблони, в нетающем снегу.
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой — прекрасной, но немой —
Трепещет дерево, туманя гений мой…

И полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
Юный поэт в своих стихотворениях воспевает сложности и таинства любви:
Она на пальчиках привстала
И подарила губы мне.
Я целовал ее устало
В сырой осенней тишине.
И слезы капали беззвучно
В сырой осенней тишине.
Гас скучный день — и было скучно.
Как все, что только не во сне.

Очарованный стихами молодого поэта, Сологуб проявил к нему отеческую заботу и пригласил в поездку по России — от Минска до Кутаиси. Путешествие это помогло И. Северянину глубже узнать жизнь страны и встретиться со своими читателями.

И действительно, многие стихотворения сборника ярко, свежо и непосредственно передают радостную атмосферу весны, цветения, обновления мира:

Женщина в ранней поэзии Северянина — воплощение изысканности, утонченности, экстравагантности. Для ее изображения поэт находит смелые, неожиданные метафоры и эпитеты, призванные подчеркнуть глубину чувств лирического героя:

Современники, видевшие и слышавшие его выступления, рассказывали, что он исполнял свои стихи подчеркнуто отстраненно, не вступая в контакт с публикой, читал распевно, так, что чтение превращалось в пение. Закончив выступление, Северянин быстро уходил со сцены, не удостаивая слушателей даже взглядом, несмотря на их восторги. Выступал поэт не всегда один: в 1913 году он вместе с В. Маяковским и Д. Бурлюком совершил турне по Крыму и участвовал с ними поэтических вечерах.

6. Северянин во время первой мировой войны

Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна…
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет вам про гейзер…

Действительно, лучшие произведения Северянина отличаются большой напевностью, музыкальностью и своеобразным лиризмом. Его стих тяготел к романсу и часто основывался на унаследованном от Бальмонта подхвате и повторении отдельных слов и целых фраз, составных и внутренних рифмах, ассонансах и аллитерациях:

7. Особенности стихотворений Северянина

Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь! — я устал, я совсем изнемог-
Был года палачом — палачу не парить…
Точно зверь заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года — не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…

Он актуализировал в русской поэзии такой вид стиха как кензель (стихотворение из трех пятистиший).
В то время, как футуристы стремились к зауми, Северянин выступал как поэт изысканной общедоступности, хотя, как уже было сказано, ему в формо- и словотворчестве тоже порой не хватало художественного вкуса и чутья: ранняя муза поэта металась между двумя крайностями — текущей модой и стремлением к высокой гармонии.
Поэт весьма скептически отнесся к Октябрьской революции, не приемля кровопролития, жестокости, разрушений ни с той, ни с другой стороны:

8. Северянин в 20-30-е годы

Жалейте каждого больного

Любовь для поэта — сильнейшее из чувств, делающая человека человеком, открывающая ему подлинные радости жизни, путь к светлым идеалам добра и красоты.

Возможность достижения этих идеалов поэт видел не в социальной борьбе, а в вере. Путь Северянина к православию был нелегким: лишь в конце 20-х годов в творчестве поэта появляются произведения, в которых звучат религиозные мотивы:
Не устыдись, склонив свои колени,
Благодарить в восторге небеса,
Что зришь еще один расцвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса,—

В 20—30-е годы существенно меняется стиль поэзии И. Северянина. Словообразовательные экстравагантности практически полностью исчезают из его стихотворений, уступая место классической простоте и ясности. Свое поэтическое кредо Северянин выразил в следующих словах:

Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю,
Оттого, что я — русский поэт,
Оттого я — по-русски мечтаю.

Читайте также: