Урок сочинение по картине юона русская зима лигачево

Обновлено: 12.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе.

C:\Users\афывро\Desktop\Yuon_Russkay_zima_Ligachevo.jpg

Тема. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво" .

- обучать словесному описанию картины;

- развивать связную речь учащихся;

- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;

- прививать любовь к искусству и родной природе;

Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника "Речь"); запись музыкальной композиции "Зима" из "Времён года" П.И. Чайковского.

1. Слово учителя.

Учитель. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Ребята, а что означает слово "пейзаж"?

Ответ: Пейзаж - это картины природы.

Учитель. Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень". Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера - "Русская зима. Лигачёво". Перед вами репродукция картины. Что означает слово "репродукция"?

Ответ: Уменьшенная копия картины.

Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Учитель: Давайте посмотрим репродукцию ещё одной картины Юона о зиме.

Ребята рассматривают репродукции картины "Конец зимы. Полдень" на 2- ом вкладыше.

Учитель: Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. Что это подтверждает? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в упражнении 84 (II).

2. Беседа по картине.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученики: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.

Учитель: Какое время дня изобразил художник?

Ученики: Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках.

Учитель: Как вы думаете, какие строчки стихотворений русских поэтов подойдут для описания картины?

Ученики: Строчки из стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Учитель зачитывает строчки из романа "Евгений Онегин" со слов "Зима. Крестьянин, торжествуя. "

Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Воспользуйтесь примерами из упражнений $ 9 (упр. 83 II, 84).

Ученики: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит по ногами , и этот скрип, словно музыка раздаётся вокруг.

Учитель. Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине художника.

Ученик: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжелая шапка, свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.

Учитель. Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и олицетворений. Кстати, что называется олицетворением, и зачем мы его используем в тексте описание?

Ученик: Олицетворение - такое художественный приём, при котором мир природы, предметы, животные отождествляются с миром людей. Таким образом, неживой предмет выполняет действия живого. Сравнение получается красочным, ярким, за счёт этого красочным, ярким и выразительным становится и весь текст.

Учитель. Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей, изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких героев репродукции. Кто сможет сделать это?

Ученик: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак.

Учитель: очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?

Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского)

Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега - значит, будет в деревне богатый урожай. Да, у нас пока нет снега, но зима - хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима - кудесница, которую воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картины Юона.

Звучит отрывок из стихотворения о зиме.

IY. Запись плана и ключевых слов в тетради.

1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.

2. Описание картины К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".

1) Белый и пушистый снег.

2) Снежные деревья-великаны.

3) Забавы маленьких селян.

4) Привычные заботы взрослых.

5) Как хороша русская зима в Лигачёво!

Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своём сочинение - описании.

Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, русская зима - кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.

Y. Подведение итогов урока. Оценки.

YI. Домашнее задание. Написать сочинение - описание по картине Юона "Русская зима. Лигачёво."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.ф. Юона "Русская зима. Лигачёво" относится к урокам развития речи. Урок разработан с использованием мультимедийной презентации.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая: парная.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска. репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника), проектор, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Предварительное домашнее задание к уроку: найти стихотворения русских поэтов о зиме.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ФИО учителя: Жданова Юлия Викторовна

Базовый учебник: Русский язык. 5 кл.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево.

1. Образовательная: формировать навыки написания сочинения по картине, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.

Тип урока: Урок развитие речи

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая: парная.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска. репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника), проектор, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Предварительное домашнее задание к уроку: найти стихотворения русских поэтов о зиме.

Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята !-Очень рада видеть вас снова. –

Целеполагание и мотивация.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек! (С. Михалков)

Ребята, вы прослушали строки из стихотворений русских поэтов. Скажите, о чём эти строки? (о зиме) (слайд 3) Можем ли мы нарисовать картину по этим строкам? Что вы на ней изобразите? (дети размышляют, представляют, развивают фантазию)

Ребята, может уже кто-то догадывается о теме нашего урока?

О чём же мы сегодня будем говорить? (о зиме, о русской природе на картине)

- Постарайтесь сформулировать цели нашего урока. (слайд 5)

Подготовиться к написанию сочинения – описания по этой картине.

Рассмотреть внимательно картину

Составить план сочинения

Собрать материал для написания сочинения

III.Актуализация знаний

Внимательно рассмотрите репродукцию произведения живописи.

-Что означает слово "репродукция"? Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

(Репродукция – это копия картины. Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

-Так же, как и художник, ярко и красочно может изобразить природу вокруг нас поэт.

-Верно, это стихотворение о зиме написал А.С.Пушкин, оно написано как будто по картине Юона. Поэт с восхищением описывал русскую зиму, любовался зимним пейзажем.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима. А.С Пушкин

-Расскажите о своём отношении к этому времени года? С какими событиями жизни, воспоминаниями оно у вас связано?. Какие чувства у вас вызывает снег, зима? ( Чувство восторга, легкости)

- Зима - такое необычное, завораживающее время года. Конечно же, зиму изображали не только художники, но и поэты, и композиторы. Они описывали ее красоту в музыке, картинах, стихах.

Вот как писал о зиме, о снеге Ф.И.Тютчев: (слайд 8)

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит…

-Какие строчки стихотворений русских поэтов о зиме вы приготовили к сегодняшнему уроку?

Вы можете использовать строчки из этих стихотворений в качестве эпиграфа к сочинению.

- Ребята, а что нужно, чтобы правильно написать сочинение, чтобы получился связный рассказ по картине? (составить план к сочинению)

- Разделите страничку черновика пополам, справа записывайте план, а слева собранный в ходе урока материал для сочинения.

-Описание картины лучше начинать с рассказа об авторе. Как вы считаете, каким будет первый пункт нашего плана?

- Я расскажу вам об авторе картины.

VI.Рассказ о художнике (слайд 9)

- Русский художник Константин Федорович Юон прожил долгую жизнь – 83 года. Это был человек многогранного дарования - пейзажист, театральный декоратор, педагог, искусствовед.

-Юон даже писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалось создание пейзажей. А что такое пейзаж? (Пейзаж- рисунок, картина природы)

-Назовите имена известных вам пейзажистов. (Шишкин, Куинджи)

-Юон, как и другие русские пейзажисты, восхищался красотой в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, яркую светлую, ослепительную зиму и цветущее лето. С имением художника связаны такие понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская зима”– т.е. картины природы, которые сумел по-своему увидеть и запечатлеть художник.

-Юона часто называют “поэтом русского зимнего пейзажа. Как вы думаете, почему? (Потому что его картины схожи со стихотворными образами русской поэзии, с пейзажной лирикой)

Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны в Лигачево. И эта картина не исключение.

V. Беседа по картине. Составление плана

Рассмотрим внимательно картину Юона на экране и в учебнике (стр. 272)

-Ребята, подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении по картине – повествование, описание или рассуждение? (описание)

- Какая часть речи должна преобладать в сочинении-описании? (прилагательное)

-А какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (стиль художественный)

-Как вы считаете, почему картина так названа? Какую местность изобразил художник? Почему не просто зима, а русская зима? С какой интонацией можно произнести это название, какие чувства хотел выразить художник? Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. (Художник рисовал с натуры, изобразил местность в селе Лигачево. Он любил русскую природу, русскую зиму, восхищался ею. Зима русская, потому что такие большие сугробы бывают только в России.)

-Что изображено на картине, что привлекает ваше внимание? (На картине изображен снег, деревья, дети с собакой)

-Как вы думаете, какой месяц изображён? Почему? Какое время дня изобразил художник? (Январь или февраль месяц. Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время – поиграть)

-Рассмотрим ближний план картины, то, что художник расположил на картине ближе к зрителям.

(На ближнем плане изображены сугробы снега)

-Мы составим сложный план, сначала опишем снег на картине. Запишите первый подпункт:

1) Белый и пушистый снег.

-Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами, поражает разнообразием различных оттенков. Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Каковы оттенки снега на картине Юона? Какие краски преобладают на картине? Почему? Воспользуйтесь примерами, данными на слайде, приведите свои примеры. (Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый) (слайд 12)

-Отчего зависит цвет снега? Где снег яркий, светлый? А где темный? (Снег ярко сверкает, так как на него падают лучи солнца. Художник использует различные оттенки цвета. Снег на картине голубой, синий, фиолетовый, белый.)

- С помощью каких прилагательных и глаголов можно передать чарующую красоту снега? Подберите эпитеты и сравнения, которыми можно описать снег на картине? ( Блестящий, пушистый, мягкий …Блестит, переливается, сверкает . Снег белый и пушистый, как одеяло. Он скрипит под ногами, словно музыка)

-Замечательно! А что еще привлекает ваше внимание? (Привлекают внимание деревья)

Запишем второй подпункт плана: 2) Заснеженные деревья.

-А какие деревья изображены на картине художника, опишите их. На что похож пушистый иней, лежащий на ветках берёз? (Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево, ажурную шаль. Снег, как пуховое одеяло, покрывает ель, а на березках лежит иней, легкий, как паутинка)

-Кто изображен в центре картины? Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать? Как мы назовем следующий подпункт плана? Запишите его. 3. Забавы ребят. Дети в лесу…( В центре картины изображены дети с собакой, они идут по заснеженному склону. Наверно, они вышли на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки)

- Обратите внимание на то, что фигуры детей детально не прописаны, на белоснежном фоне видны лишь маленькие темные силуэты. Почему фигуры детей находится в центре картины, в окружении деревьев? (Художник хотел описать именно красоту природы, главной на картине является природа, а человек лишь ее часть.)

-Какие чувства хотел передать нам художник? Сумел ли он передать свое отношение к русской зиме?

( Он хотел передать свою любовь к русской зиме, пушистой и снежной)

-Верно, автор любуется зимним пейзажем, ему близок этот уголок природы, от картины веет тишиной, покоем. Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Как вы думаете, в какой части плана можно выразить ваше отношение к картине? (Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем. В заключении можно выразить личное отношение к картине, попытаться передать свое впечатление от увиденного.)

- Запишем заключительный пункт нашего плана:

III. Мое отношение к картине

-Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите своё отношение к русской зиме. (Ах, что за прелесть – русская зима! Я очень люблю русскую зиму! Мне так нравиться кататься на санках зимой!)

Эти предложения можете использовать в своём сочинении.

- Ребята, мы с вами побеседовали о картине, составили план, но важно не только логично выстроить текст своего сочинения, но правильно, без орфографических ошибок его написать.

VI. Словарная, орфографическая работа, работа с терминами

-Посмотрите на записанные слова, соедините слова по смыслу, составьте словосочетания.(слайд 13)

Живопись, жанр, замысел, зарисовать, изобразить, искусство, картина, композиция, контраст, краски, натура, оттенок, палитра, пейзаж, писать, произведение, рисовать, фигура, фон, художник, цвет, репродукция.

-Вставьте пропущенные буквы. (на интерактивной доске) (слайд 14)

Снег расст…лается по равнине, р…стущие деревья, бл…стит в лучах солнца, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета, зам…реть от восторга

-Продумайте заключительную часть сочинения. Она должна отражать ваше настроение. Выберите из нескольких вариантов тот, который соответствует вашему настроению: (слайд 14)

переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы, наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

VII. Итог урока. Рефлексия

Ребята, если этот урок был для вас полезным интересным, то на кружочке нарисуйте вот такой смайлик



Ребята, а если этот урок был для вас скучным и бесполезным, то на кружочке нарисуйте такой смайлик. Вложите эти значки в рабочую тетрадь, дома приклеите их в конце классной работы.

Мы настроились с вами на творчество, почувствовали себя героями этой картины, а теперь настало время приступить к самостоятельной работе – написанию сочинения. Помните, что не обязательно включать в сочинение абсолютно все, о чем мы говорили, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся, а при переписывании с черновика на чистовик советую обращаться к орфографическим словарям.

Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

Н.О. Крамаренко. Русский язык в 5 классе: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.


Описание разработки

Цели:

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.

Дидактический материал: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника) проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Демонстрация слайдов 2, 3.

презентация Сочинение по картине К. Юона Русская зима. Лигачёво

Зима…. Это такое необычное, завораживающее явление природы. Конечно же, зима занимала воображение не только художников, но и поэтов, композиторов, писателей. Они прославляли ее красоту в музыке, картинах, стихах. А как вы относитесь к этому времени года? С какими событиями жизни, воспоминаниями оно у вас ассоциируется? Какие строчки стихотворений русских поэтов о зиме вы приготовили к сегодняшнему уроку?

Вы можете использовать строчки из этих стихотворений в качестве эпиграфа к сочинению.

Существует такая легенда: однажды, давным - давно, ещё в древние века один греческий художник по имени Апеллес, изобразил на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград.

- Ребята, а что нужно, чтобы правильно написать сочинение, чтобы получился связный рассказ по картине? Разделите страничку черновика пополам,

справа записывайте план, а слева набирайте материал для сочинения.

- Описание картины следует начинать с рассказа об авторе. Как вы считаете, каким будет первый пункт нашего плана?

- Запишем первый пункт плана.

- Я расскажу вам об авторе картины.

Я приглашаю вас в на вернисаж картин К. Юона. Слайды 9 - 13.

Художник купил участок земли в селе Лигачёво под Москвой, построил мастерскую и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет.

Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны в Лигачево. И эта картина не исключение.

Найдите образные выражения о снеге, о зиме в стихотворении Ф. И. Тютчева. Какие изобразительно - выразительные средства использует автор?

Каково отношение Есенина к зиме? Что общего между этими стихотворениями?

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит…

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Составьте план, по которому вы будете описывать картину. Вариант детей:

1. Великолепный пейзаж.

2. Белый и пушистый снег.

3. Снежные деревья - великаны.

4. Забавы маленьких селян.

5. Привычные заботы взрослых.

6. Как хороша русская зима в Лигачёво!

Физкультминутка. Белые снежинки.

Что мы видим на переднем плане картины?

На картине изображен снег, деревья, дети с собакой.

Наверное, это январь или февраль месяц. Скорее всего, время к ……. . , потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к ……. . теплеет, и самое время – поиграть.

На ближнем плане изображены сугробы снега.

Снег ярко ……. . , так как на него падают лучи солнца. Художник использует различные оттенки цвета. Снег на картине . . .

От чего зависит цвет снега?

Цвет снега зависит от освещения, от падения тени. На ближнем плане снег ярче, светлее.

Блестящий, пушистый, мягкий …

Блестит, переливается, сверкает. . .

Снег белый и пушистый, как ………

. Он скрипит под ногами, словно ….

Какие изобразительно - выразительные средства языка можно использовать при описании картины?

Голубой ярко - белый

светло - голубой сияет, сверкает

светло - сиреневатый темно - сиреневый

Что ещё привлекает наше внимание?

Привлекают внимание деревья.

Могучие деревья, словно ……. . , прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское ………, ажурную ………. Снег, как пуховое ………, покрывает ель, а на березках лежит иней, легкий, как………………

Какие мы видим деревья на картине?

Круглый год зелена мохнатая хвоя елок. Березы стоят по - зимнему голые, они согнулись под тяжестью снега. Трогательна беспомощность двух старых берез. Они отделились от леса, где деревья защищают друг друга от ветра и стужи. Кажется, что березки жмутся друг к другу: вместе не так холодно. На деревьях белые пушистые узорчатые шали, которые мастерица - зима приготовила для них. Проходи мимо - не задевай ветки, а то снег, как серебряный дождь, будет сыпаться на голову. Красота кругом!

Задание. Подберите синонимы к словам. Слайд 25.

Опишите детей и собаку.

В центре картины изображены дети с собакой, они идут по заснеженному склону. Наверное, они вышли на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки.

Обратите внимание на то, что фигуры детей детально не прописаны, на белоснежном фоне видны лишь маленькие темные силуэты. Почему фигуры детей находится в центре картины, в окружении исполинских деревьев?

Какие чувства хотел передать нам художник? Сумел ли он передать свое отношение к русской зиме?

Творческое задание.

Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы

они отражали содержание картины.

Забавы маленьких селян.

Привычные заботы взрослых. Опишите. Выделите ключевые словосочетания.

Зима - проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак.

А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?

Напишите заключение сочинения. Используйте материал слайдов 31, 32.

Что же хотел сказать художник своей картиной? Какие чувства хотел передать?

К. Ф. Юон любит русскую зиму, снежную и пушистую, такую же, как и у нас. Он вместе с героями своей картины радуется снегу, солнцу, восхищается сказочной красотой леса.

Ему приятно видеть веселых, счастливых детей, их трудолюбивых родителей.

Смотришь на картину и убеждаешься в величии и красоте русской природы, задумываешься о силе русского характера, воспитанного и закаленного природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает художников создавать такие удивительные картины, как у Юона. В этом и заключается волшебная сила искусства, пейзажа.

Падает снег. И мы счастливы увидеть русскую зиму, вспомнить о её забавах. Слайд 34.

А теперь приступаем к написанию сочинения.


-75%

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

Тема. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".

Мороз и солнце, день чудесный А.С. Пушкин

- обучать словесному описанию картины;

- развивать связную речь учащихся;

- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;

- прививать любовь к искусству и родной природе;

Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника "Речь"); запись музыкальной композиции "Зима" из "Времён года" П.И. Чайковского.

1. Слово учителя.

Учитель. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Ребята, а что означает слово "пейзаж"?

Ответ: Пейзаж - это картины природы.

Учитель. Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень". Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера - "Русская зима. Лигачёво". Перед вами репродукция картины. Что означает слово "репродукция"?

Ответ: Уменьшенная копия картины.

Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Учитель: Давайте посмотрим репродукцию ещё одной картины Юона о зиме.

Ребята рассматривают репродукции картины "Конец зимы. Полдень" на 2- ом вкладыше.

Учитель: Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. Что это подтверждает? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в упражнении 84 (II).

2. Беседа по картине.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученики: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.

Учитель: Какое время дня изобразил художник?

Ученики: Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках.

Учитель: Как вы думаете, какие строчки стихотворений русских поэтов подойдут для описания картины?

Ученики: Строчки из стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Учитель зачитывает строчки из романа "Евгений Онегин" со слов "Зима. Крестьянин, торжествуя. "

Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Воспользуйтесь примерами из упражнений $ 9 (упр. 83 II, 84).

Ученики: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит по ногами , и этот скрип, словно музыка раздаётся вокруг.

Учитель. Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине художника.

Ученик: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжелая шапка, свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.

Учитель. Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и олицетворений. Кстати, что называется олицетворением, и зачем мы его используем в тексте описание?

Ученик: Олицетворение - такое художественный приём, при котором мир природы, предметы, животные отождествляются с миром людей. Таким образом, неживой предмет выполняет действия живого. Сравнение получается красочным, ярким, за счёт этого красочным, ярким и выразительным становится и весь текст.

Учитель. Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей, изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких героев репродукции. Кто сможет сделать это?

Ученик: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак.

Учитель: очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?

Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского)

Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега - значит, будет в деревне богатый урожай. Да, у нас пока нет снега, но зима - хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима - кудесница, которую воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картины Юона.

Звучит отрывок из стихотворения о зиме.

IY. Запись плана и ключевых слов в тетради.

  • 1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.
  • 2. Описание картины К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".

1) Белый и пушистый снег.

2) Снежные деревья-великаны.

3) Забавы маленьких селян.

4) Привычные заботы взрослых.

5) Как хороша русская зима в Лигачёво!

Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своём сочинение - описании.

Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, русская зима - кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.

Y. Подведение итогов урока. Оценки.

YI. Домашнее задание. Написать сочинение - описание по картине Юона "Русская зима. Лигачёво."

Читайте также: