Сочинение 6 класс по литературе бородино

Обновлено: 02.07.2024

Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лер­монтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение “Бороди­но”. В нем Лермонтов рассказывает о знаменитом Бо­родинском сражении.

Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат толь­ко семь строк. Остальная часть произведения – это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле.

Это придает стихотворению особую искренность

В начале своего рассказа старый солдат говорит со­беседнику:

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Этими строками Лермонтов показывает свое отно­шение к молодому поколению солдат того времени и

одновременно воспевает подвиг участников Отече­ственной войны.

От лица старого солдата автор передает свое вос­хищение русскими воинами. Они, как и сам рас­сказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лер­монтов описывает такие их качества, как патрио­тизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то вре­мя как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что фран­цузы узнали, “Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой. ” Словом “наш” автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объ­ясняет не превосходством противника, а “Господней волей”.

Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: “…Рука бойцов колоть устала…”. Но в его рассказе нет хвастовства, в нем – скорбь о тех, кто погиб. Осо­бенно он сожалеет о гибели полковника, который лич­ным примером доказал верность родине, призывая сдержать “клятву верности”.

Все стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат – участников Бородинского сражения. Этому “могучему, лихому племени” Лермонтов противопо­ставляет “нынешнее племя”. Своим произведением ав­тор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради нее настоящие подвиги.

К сожалению, Отечественная война начала ХIХ века не стала последней в истории русского народа. В ХХ веке снова пришлось переживать ужасы кровавых событий. Русские еще раз показали, на что способна сила народного духа. Я думаю, что воспоминания о Бородинском сражении тоже имели огромное значение для новых побед. Подвиги участников Бородина стали примеров для воинов, которые защищали наш край и в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Автор стихотворения поднимает вечные проблемы: патриотизма, самопожертвы, силы духа. Сила народа в его любви к родному краю, ее должен воспитывать в себе каждый человек. Стих М. Лермонтова тоже прославляет эту ценность. Иногда людям приходится жертвовать собой ради счастья следующих поколений. Поэт показывает пример такой самопожертвы, доказывая, что, Отечество нужно защищать даже ценой собственной жизни.

Как высшую ценность поэт также подает ощущение единства с народом. Не зря лирический герой произведения часто ведет речь от первого числа множественного лица. Умение горой стоять друг за друга – секрет могущества.

Примеры сочинений на тему

Главным героем этого произведения является молодой солдат, который впервые находится на поле сражения. И его глазами автор описывает все эти события. Каждое из сражений он описывает ярко и красочно. На них постоянно нападают и даже с тех сторон, с которых они не ожидали. А им приходится, каждый раз не думая кидаться в бой и отбиваться от врагов.

Лермонтов не выделяет ни одного солдата, потому что они все сражаются до последнего и выглядят настоящими героями.

Больше всего автор выделяет именно тех солдат, которые принимали участие в этой войне. Полковнику удается до последнего гордо и четко отдавать все приказы солдатам, а тем слаженно и быстро их выполнять. Он не только рисковал своей жизнью, но и давал надежду нашим солдатам, что совсем скоро это все закончится, и они обязательно уйдут отсюда с победой. Так и получилось.

Кроме этого автор описывает солдат того времени яркими, слаженными и настоящими солдатами. А те уже кто родился после этого сражения, не торопятся отдавать своей родине долг, да и вообще не торопятся идти в самое пекло войны. А лучше всего они будут в стороне тихо и мирно наблюдать за тем, что происходит на их родине и как она страдает. И если сейчас все эти события повторятся, то уже солдат будет намного меньше, а может быть, их вообще не будет и врагу для захвата нашей страны ничего делать и не придется.


Пример сочинения 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.
В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.
Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.
Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам "горела", поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.


Пример сочинения 3

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

История стихотворения

В 1812 году произошла одна из величайших битв в истории Отечественной войны. Бородинское сражение имело большое значение для победы. Стих написан от лица солдата, который был участником сражения. Он уже постарел и проводит время, вспоминая те страшные времена. Солдат снова и снова переживает пережитые мгновения.

Особенности произведения

Поэт является настоящим мастером слова. Он создал реалистичную обстановку. Кажется, что ты сам попадаешь в центр событий. А вокруг прекрасная природа, лагерь видит тревожные сны перед битвой, наступают волнительные моменты кровавого боя. При этом читатель знакомиться с чувствами и эмоциями старого солдата. Он может пережить весь спектр ощущений. Чувствуется гордость за полученную победу, сердце переполняет патриотизм. Человек ощущает единство с прошлым поколением.

Стих несет достойный посыл. Кроме этого он обеспечивает сильную мотивацию. Видно, что старое поколение было смелым и бесстрашным. Они готовы были положить свою жизнь ради победы. Современные люди действуют осмотрительно, постоянно испытывая страх. Стихотворение несет действительно важные идеи.

Читайте также: