Сочинение 15 2 как писать

Обновлено: 30.06.2024

1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Попробую доказать справедливость своего суждения.
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям .
  • Это подтверждают предложения …
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых .

Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пишем сочинение-рассуждение

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста.


Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"

Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение.


Пишем сочинение. Опорная схема. Часть С. ЕГЭ.

Данный материал используется при написании части С.

Элективного курса "Пишем сочинение"

Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю в течение года. Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью ка.

Пишем сочинение. Часть С. 11класс

Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания.


Дистанционный курс "Пишем сочинение. Часть С"

Цель курса: - научиться писать эссе; - познакомиться с критериями оценки части С. Этот курс создан для того, чтобы помочь всем, кому это необходимо, подготовиться к одному из важных жизненных эта.








Видеоуроки

Казачий компонент

podarki

Меня зовут Елена Константиновна, я учитель русского языка и литературы, сертифицированный эксперт предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ. (Образование: Благовещенский государственный педагогический университет (2006). Сканы документов об образовании и повышении квалификации ). Опыт преподавания более 12 лет. Мои ученики успешно сдавали экзамены и поступали в ВУЗы г. Благовещенска и Дальнего Востока: БГПУ, АмГУ, ДальГАУ, ТОГУ и др.

Сайт предназначен для обобщения и распространения педагогического опыта в преподавании русского языка и литературы в классах с гендерной системой обучения .

Обязательно зарегистрируйтесь , чтобы получать новые видеоуроки, материалы и не пропустить подарки!

Открыт полный доступ к курсу

По вашим просьбам открыт раздел:

Вы можете прислать мне работу на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , я обязательно проверю ее, прокомментирую, опубликую на сайте.

По вашему желанию, сочинение может быть доступно для комментирования другими пользователями.

Пишите мне на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

По всем вопросам обращайтесь Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Написание сочинения-рассуждения 15.2 ОГЭ по русскому языку.

Памятка для учащихся.

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ - довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма "бесценными".
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.

Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки.

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки .
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, . Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что . Таким образом, можно сделать вывод, что. и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, - проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы - это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № . говорится о . ( употребляется . используется такое средство как . ). Это свидетельствует о том, что . ( это позволяет судить о том, что . это говорит о том, что . ).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева "Письмо от сына".

Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз - потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Предлагаем вашему вниманию примеры сочинений 15.2 из открытого банка заданий ФИПИ.

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

Сочинение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сформулировано и оформлено задание 15.2?

Выглядит данное задание примерно так:

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

3. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.

Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.

Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

5. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1. Перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

6. Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

• пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

коротким, но ёмким по содержанию

логически связан с предыдущим изложением

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.

8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.

Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:

1 абзац - тезис
2 абзац – аргументы с примерами
3 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

9. Каким должен быть объём сочинения?

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются как самостоятельные слова, т.е. отдельно.

Читайте также: