Сочинение 10 15 предложений на тему роль медичи в истории флоренции
Обновлено: 06.07.2024
Политики, меценаты, лидеры, папы и королевы: вот некоторые интересные факты о знаменитых представителях одной из самых важных семей Европы XV-XVI веков, которые сделали прекрасную эпоху Ренессанса еще более великолепной.
Династия, которая прославила город на Арно во всем мире, семья, которая сделала Флоренцию действительно цветущей в эпоху Возрождения: великие Медичи.
Куда бы вы ни пошли, когда будете во Флоренции, вы встретите - волей-неволей! - следы, оставленные семьей Медичи в течение шести веков их господства над городом. Независимо от того, являетесь ли вы экспертом по истории или нет, вы, в конечном итоге, узнаете многое об этом могущественном доме, чей герб отпечатан практически повсюду в городе, даже сегодня. Так кто же эти знаменитые Медичи?
Кратко говоря, это была семья очень мудрых и хитрых мужчин и женщин, которым удалось обрести власть и влияние скрытным образом. Постепенно Медичи удалось стать обладателями огромного состояния, с помощью которого они основали банк - и заработали еще больше денег!
Медичи использовали свои немалые фонды для консолидации и расширения своей власти и влияния на протяжении веков, не только во Флоренции, но также в Италии и мире, настолько, что - в какой-то момент - их считали самой богатой семьей во всей Европе. Однако, сегодня флорентийцы продолжают оставаться бесконечно благодарными этим мудрым правителям по другой причине: Медичи были великими покровителями искусства и литературы, и именно благодаря их постоянному вкладу Флоренция всегда была одним из самых важных мест художественного и литературного брожения в Европе на протяжении всего Ренессанса; Флоренция Медичи привлекала многих знаменитых архитекторов, скульпторов, живописцев и литераторов в город, где практически каждый из них оставил свой бесценный вклад.
В этой статье мы, конечно, не будем пытаться предложить вам подробный отчет об истории этой могущественной семьи, однако мы уверены, что знание некоторых деталей поможет вам лучше понять Флоренцию во время ее посещения. Мы расскажем о самых знаменитых членах династии Медичи в надежде сделать ваш визит во Флоренцию более интересным.
Джованни ди Биччи де Медичи (1360-1429)
Давайте начнем с Джованни ди Биччи Медичи (1360-1429), ведущего представителя центральной ветви семьи. Именно он оставил своих сыновей Козимо Старшего (1389-1464) и Лоренцо Старшего (1394-1440) у руля настоящей финансовой империи.
Портрет Джованни ди Биччи Медичи, Дзанобби Строцци или Боттега ди Масаччо (ок. 1450-1500) - Палаццо Даванзати
Козимо Старший (1389-1464)
Козимо Старший (1389-1464), также известный как Козимо "pater patriae", поддерживал и укреплял влияние семьи. Он стал самым богатым человеком своего времени и собрал вокруг себя гениев того времени: архитектора Микелоццо, скульпторов Лоренцо Гиберти и Донателло, художников Андреа дель Кастаньо, Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли.
Портрет Козимо Старшего (1519-1520 гг.). Уффици.
Пьеро ди Козимо Медичи (1416 - 1469)
Пьеро ди Козимо Медичи (1416 - 1469), которого прозвали Пьеро "иль Готтозо", потому что он страдал подагрой (it. "gotta", наследственное заболевание династии Медичи), был правителем Флоренции в течение пяти лет (1464-1469). Он был также покровителем Платоновской академии в Кареджи (объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм)и работал с такими великими художниками, как Донателло, Андреа дель Верроккьо и Сандро Боттичелли.
Пьеро был отцом Джулиано (1453-1478), который был жестоко убит во время заговора Пацци, и Лоренцо (1449-1492), которого прозвали Il Magnifico, Великолепный.
Портрет Пьеро де Медичи, Брондзино (1550–70). Лондонская Национальная галерея
Лоренцо Великолепный (1449 - 1492)
Лоренцо Великолепный (1449 - 1492) заслуживает почетного места в истории Флоренции и Италии. Унаследовав от своих предков глубокое уважение к искусству и науке, он был меценатом, опытным государственным деятелем и поэтом.
Он страдал от подагры, как и его отец, и умер 8 апреля 1492 года (за несколько месяцев до открытия Америки). У предсмертного одра находились его второй сын Пьеро (у Лоренцо было восемь детей) и его друзья Пико делла Мирандола и Анджело Полициано.
"Помни, кто во цвете лет, –
Юн не будешь бесконечно.
Нравится – живи беспечно:
В день грядущий веры нет. "
Портрет молодого Лоренцо (верхом на лошади) в "Капелле волхвов", украшенный фресками Беноццо Гоццоли в 1459-1461 годах. Внутри Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции.
Джованни де Медичи, Папа Лев X (1475 - 1521)
Портрет Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси работы Раффаэля Санцио (1518). Галерея Уффици во Флоренции.
Климент VII (1478 - 1534)
Двоюродный брат Льва Х видел Ватикан в течение шести месяцев из замка Кастель Сант-Анджело, куда его, спасая, отправили охранники в 1527 году из-за разграбления Рима ландскнехтами. Не обладая никакими дипломатическими способностями, Климент VII ввязался в переговоры с Францией, Венецией и Миланом против растущего могущества Габсбургов, но армия Карла V взяла верх и прорвалась в Рим. Наемники подвергли город такому разорению, какого он не помнил со времен нашествия варваров.
Именно он, после завоевания Флоренции Карлом V, вернул в Рим Микеланджело, заказав ему создать фреску "Страшный Суд" на задней стене Сикстинской капеллы. Однако Папа умер прежде, чем увидел законченную работу, которая ознаменует конец итальянского Ренессанса.
Портрет папы Климента VII работы Себастьяно дель Пьомбо (1527). Королевский дворец Каподимонте.
Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцог Урбинский (1492 - 1519)
Именно ему, а не как ошибочно полагали ученые Лоренцо Великолепному, Никколо Макиавелли посвятил трактат "Государь".
От его брака с Мадлен де ла Тур-д'Овернь родилась будущая королева Франции Екатерина Медичи.
Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи работы Раффаэля Санцио (1516-1519 гг.). Частная коллекция.
Екатерина Медичи (1519–1589)
Екатерина Медичи стала регентом Франции (1560–1574) после смерти своего мужа, короля Генриха II. Одна из самых влиятельных фигур среди религиозных войн между католиками и гугенотами, вероятно, сыграла не последнюю роль в кровавой расправе в ночь святого Варфоломея.
Она была матерью королей Франции Франциска II, Карла IX и Генриха III и королев Елизаветы (королевы Испании) и Маргариты (королевы Наварры и Франции).
Портрет Екатерины Медичи. Автор - Франсуа Клу. Музей Виктории и Альберта.
Мария Медичи (1573 - 1642)
Мария Медичи стала второй королевой Франции в семье Медичи после Екатерины, обручившись с Генрихом IV. Ее главным советником был будущий кардинал Ришелье. Мария заказала строительство Люксембургский дворец в Париже, а в 1622-1624 годах она вызвала фламандского художника Питера Пауля Рубенса, чтобы украсить галереи 21 картиной, изображающей события из ее жизни.
Портрет Марии Медичи. Автор - Питер Пауль Рубенс (1622). Музей Прадо, Мадрид.
Козимо II де Медичи (1590 - 1621)
Портрет молодого великого князя Козимо II де Медичи работы Кристофано Аллори (1609). Музей Натюрморта, Поджо-Кайано.
Семья Медичи… могущественные и влиятельные. Правители Тосканы и Флоренции, предводители Ренессанса, законодатели моды, лидеры культурной революции.
К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.
История династии Медичи
Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.
В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.
Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства
После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.
Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.
Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого Микеланджело. Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на грани краха.
Костры тщеславия
Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.
В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.
Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.
После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.
После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.
Союзники Джованни Медичи
Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.
Между тем, в 1516 году кардиналы замыслили убийство Папы Римского. К счастью самого Льва Х, он был предупрежден о заговоре. Злоумышленников ждала неизбежная смерть. После этого Медичи стали проникать во все сферы власти, обеспечивая себя союзниками повсюду. Они назначали близких им людей на высокие посты, наделяли властью братьев, кузенов и зятьев.
В 1521 году Лев Х внезапно умер. И спустя два года новым Папой Римским стал Джулио Медичи. Он унаследовал охваченную конфликтами Европу. Зашедшая далеко реформация привела к стенам священного Рима целые армии. Для них в католичестве больше не было ничего святого, а Рим они считали сплошным грехом. Город был безжалостно разграблен, а погибших в первый же день оказалось восемь тысяч человек. Новоявленный же Папа, Климент VII, в это время прятался в замке Святого Ангела. Немного позднее, при помощи подкупа, он сбежал в свой родной город.
Вдохновленные примером взятия Рима, противники Медичи устроили мятеж и во Флоренции. Разгневанная толпа крушила все, что олицетворяло правление известной семьи. Собрав войско, Климент VII хотел остановить этот разгром. Но в руках мятежников оказалась единственная законная наследница династии — Екатерина Медичи. Ей было одиннадцать лет, и заговорщики бросили бы Екатерину в солдатский бордель, однако Папа Римский отозвал армию и заключил мир.
Свою племянницу через три года он выдал замуж за сына короля Франции. И кто бы мог подумать, что неизвестная на тот момент Екатерина Медичи оставит такой противоречивый и яркий след в истории Европы.
Могущественный род Медичи был одним из богатейших в Европе и правил на протяжении трех веков. Его представители были не только правителями Флоренции, а и меценатами самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. А еще этот род дал миру четверых Римских пап и две королевы Франции. Но самым блистательным из всей семьи Медичи был Лоренцо Великолепный.
В январе 1449 года в знаменитой флорентийской семье Пьеро и Лукреции Медичи появился на свет очень некрасивый малыш, но очень долгожданный, так как до него уже семейство имело двоих девочек. И этому ребенку выпала великая судьба.
Покровитель науки и искусства.
Во времена правления Лоренцо с размахом шли строительные работы, развивалось искусство во всех направлениях. Незаурядный ценитель живописи, щедрый меценат, умелый политик всегда был в окружении художников, скульпторов, поэтов, гуманистов: наслаждался их обществом, обсуждал их планы и покровительствовал им. Лоренцо коллекционировал геммы и рукописи и сохранил для потомства ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Это он открыл уникальный талант Микеланджело Буонарроти - гениального скульптора, Сандро Боттичелли - великолепного живописца. Некоторые из этих мастеров, литераторов и гуманистов жили в его доме как друзья и наставники его сыновей.
Великолепный Медичи получил в наследство не только ум, внешнюю непривлекательность, могущество но и тяжкий недуг - подагру. Болезнь довела его до того, что Лоренцо перестал передвигаться.
К сожалению , умер в 43-летнем возрасте. Римский папа, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".
На посту правителя Флоренции Лоренцо сменил старший его наследник Пьеро Невезучий, который прославился надменностью, жестокостью и предательством своего народа.
Второй же сын знатного правителя Джованни был избран папой после смерти Юлия II и носил он имя Лев Х.
Римский папа -Климент VII (в миру Джулио Медичи). Художник Sebastiano del Piombo. Период понтификата: 19 ноября 1523г. по 25 сентября 1534г.
Римский папа - Пий IV. (в миру Giovanni Angelo de Medici). Период понтификата: с 25 декабря 1559 г. по 9 декабря 1565 г.
Римский папа - Лев XI. (в миру Alessandro Ottaviano de Medici). Период понтификата: с 1 по 27 апреля 1605 года.
Мария Медичи (1575-1642) — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской. Вторая жена Генриха IV Бурбона, мать Людовика XIII.
Екатерина Медичи (1519 — 1589). Королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.
Были и выходцы из рода Медичи, которые снискали ему дурную славу. Одной из таких была королева Франции - Екатерина, правнучка Лоренцо Великолепного.
По преданию, Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджелло. Первое упоминание о Медичи во флорентийских документах относится к 1221 году. Разбогатели торговлей и ростовщичеством. Активную роль в политической жизни Флоренции играли со 2-й половины XIV века, опирались на поддержку народных низов [Сальвестро Медичи (около 1331-1388 годов) имел отношение к восстанию чомпи, 1378 год]. Основателем династии Медичи считается Джованни ди Биччи (1360-1429 годы), который, став финансистом Римского двора, значительно укрепил экономическое могущество и влияние своей семьи. Он субсидировал строительство Оспедале-дельи-Инноченти и церковь Сан-Лоренцо, положив начало широкой меценатской деятельности Медичи.
С именем внука Козимо Старого - Лоренцо, прозванного Великолепным (1449-1492 годы, правил с 1469 года; смотрите Лоренцо Медичи), связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции. Сын и преемник Л. Медичи - Пьеро (1472-1503 годы, правил с 1492 года; в 1494 году изгнан народом, недовольным усилением финансового гнёта). Власть Медичи во Флоренции была окончательно восстановлена в 1530 году. В 1532 году император Карл V пожаловал герцогский титул внуку Пьеро - Алессандро (1510-1537 годы). После убийства последнего в 1537 году во главе государства встал герцог Козимо I (1519-1574 годы), представитель др. линии Медичи, ведущей своё происхождение от Лоренцо (1394-1440 годы), младшего брата Козимо Старого.
В 1569 году Козимо I получил от папы титул великого герцога Тосканского. Проводил меркантилистскую политику, покровительствовал торговле, развитию мануфактур и сельскому хозяйству. Посредством фискальных мер собрал значительные средства на строительство флота и ведение завоевательной войны. В результате военной кампании 1554-1555 годов присоединил к своим владениям Сиену. Покровительствовал наукам и искусству. Поддержкой Козимо I пользовались Флорентийская академия, университет в Пизе, художники, зодчие, гуманисты (Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Варки и др.). Политику Козимо I продолжили его сыновья Франческо I (1574-1587 годы), поощрявший занятия естественными науками и основавший Круска академию делла, и Фернандо I (Фердинанд I; 1587-1609 годы), с именем которого связано учреждение музея Уффици, строительство порта в Ливорно и проведение больших мелиорационных работ в Тоскане.
В XVII веке возглавляемое Медичи государство начало приходить в упадок (несмотря на это, Медичи по-прежнему поддерживали людей науки и искусства, в частности Г. Галилея). Последний представитель правящей династии по мужской линии - Джан Гастоне (1723-1737 годы) был бездетен, со смертью его сестры Анны Марии Луизы в 1743 году владетельная линия дома Медичи пресеклась.
Два представителя рода флорентийских Медичи избирались папами: сын Лоренцо Великолепного - Джованни, под именем Льва X, и племянник Лоренцо Великолепного - Джулио, под именем Климента VII. К роду Медичи принадлежали также французскиекоролевы Екатерина Медичи и Мария Медичи.
Главные представители дома Медичи
Главные представители боковой линии. Козимо I (1519-1574 годы), герцог Флоренции с 1537 года, великий герцог Тосканский с 1569 года; его сыновья Франческо I (1541-1587 годы), великий герцог Тосканский с 1574 года, и Фернандо I (Фердинанд I) (1549-1609 годы), великий герцог Тосканский с 1587 года; Козимо II (1590-1621 годы), сын Фернандо I, великий герцог Тосканский с 1609 года; Джан Гастоне (1723-1737 годы), правнук Козимо II. К боковой линии Медичи принадлежала королева Франции (жена Генриха IV) Мария (1575-1642 годы), внучка Козимо I.
Семья Медичи и художественная культура Италии
Представители династии Медичи оказывали сильное влияние на развитие искусства и культуры Италии на протяжении около 3 столетий; медичейский патронаж позволяет проследить эволюцию форм меценатства в Европе XV-XVII веков.
Первые представители семейства Медичи в первой половине XV века действовали в рамках позднесредневековых традиций. Движимые благочестием и гражданским долгом, они финансировали общественные работы по украшению важных для коммуны памятников, а также церквей и монастырей, проявляя при этом исключительный индивидуальный вкус в выборе художников и проектов. Джованни ди Биччи входил в жюри знаменитого конкурса 1401 года на создание бронзовых врат флорентийского баптистерия, финансировал строительство Воспитательного дома (архитектор Ф. Брунеллески), в церкви Сан-Лоренцо основал семейную погребальную капеллу (Старая сакристия, архитектор Брунеллески, скульптурный декор Донателло), следил за возведением надгробия Бальдассаре Коссы (антипапы Иоанна XXIII) во флорентийском баптистерии (авторы - Донателло и Микелоццо ди Бартоломео).
Для его сына Козимо Старого (Старшего) подобная деятельность была одним из способов искупить грех ростовщичества, во многом способствовавший процветанию династии Медичи. Козимо придал меценатству новый, поистине ренессансный масштаб. Он тратил огромные суммы на большие архитектурные начинания, среди них: во Флоренции - перестройка монастыря Сан-Марко (для которого также собрал ценную библиотеку), Палаццо Медичи, скульптурный декор Старой сакристии в церкви Сан-Лоренцо, вилла в Кареджи, мон. Бадия во Фьезоле. Гуманистически образованный человек, Козимо хорошо разбирался в архитектуре и искусстве, интересовался античностью и обращался к лучшим флорентийским художникам своего времени: Микелоццо ди Бартоломео, Донателло, П. Уччелло, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, Дезидерио да Сеттиньяно.
Сыновья Козимо Старого - Джованни и Пьеро, не имея средств для финансирования крупных архитектурных проектов, проявляли интерес к собственно коллекционированию, основанному на индивидуальных пристрастиях (их портретные бюсты в античных одеждах были выполнены Мино да Фьезоле в 1450-х годах). Джованни собирал монеты, статуи и манускрипты, построенная по его заказу Вилла Медичи во Фьезоле соответствует описаниям древней тосканской виллы у Плиния Младшего. Дезидерио да Сеттиньяно были заказаны 12 рельефов с изображениями цезарей для украшения Палаццо Медичи. Через отделение медичейского банка в Брюгге Джованни заказывал нидерландскую живопись и шпалеры. Пьеро под влиянием дворов Северной Италии (в первую очередь д’Эсте в Ферраре) проявлял вкус к богато декорированным и полихромным поверхностям, интересовался геральдикой.
Вышедшие из рода Медичи папы Лев Х и Климент VII внесли немалый вклад в развитие стиля Высокого Возрождения в Риме и его утверждение во Флоренции. Новый статус позволил им обратиться к масштабным публичным проектам, в т. ч. к архитектурным и градостроительным. Лев Х покровительствовал литераторам П. Бембо, Ф. Гвиччардини, Б. Кастильоне, Я. Саннадзаро, М. Дж. Вида. Продолжил начатое папой Юлием II украшение Ватикана: финансировал работы Рафаэля и его мастерской (росписи Ватиканских станц и лоджий, картоны для шпалер Сикстинской капеллы, портреты); в 1515 году создал должность хранителя римских древностей (Romanarum Antiquitatum Praes) для наблюдения за раскопками и сохранения античных древностей, на которую был назначен Рафаэль.
При дворе Козимо I, великого герцога Тосканского, искусство и архитектура стали эффективными инструментами реализации династических амбиций. Чтобы подчеркнуть преемственность со своими предками XV века, Козимо I отреставрировал дворец Медичи, поддерживал библиотеку Лауренциана, заказал Дж. Вазари портрет Лоренцо Великолепного. В перестроенном Бандинелли Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо), на некоторое время ставшем резиденцией великого герцога, Вазари и Ф. Сальвиати создали фрески, прославляющие род Медичи, и в частности самого Козимо I. На 2-м этаже построенного по его заказу здания Уффици Козимо разместил художественные коллекции Медичи, заложив тем самым основы будущего музея.
Франческо I увлекался науками, естествоиспытанием, отдавал предпочтения декоративно-прикладным искусствам, многие из которых практиковал лично. Его частные апартаменты в Палаццо Веккьо включали в себя в т. ч. сокровищницу и студиоло, украшенное в соответствии с программой В. Боргини (посвящённой господству человека над природой благодаря наукам и искусствам) фресками, картинами, мозаиками и статуэтками. Для своей второй жены Бьянки Капелло построил виллу в Пратолино (архитектор Б. Буонталенти) с садом, полным террас, гротов, фонтанов, статуй и механических затей.
Став великим герцогом Тосканским, превратил конный монумент в самый распространённый тип городского памятника, установив свои статуи (скульптор Джамболонья и его мастерская) во Флоренции и зависимых от неё городах Пиза, Ливорно и Ареццо, статую Козимо I - во Флоренции. Начал возведение мавзолея Великих герцогов (пристроен к церкви Сан-Лоренцо) - капеллы деи-Принчипи (1604 год, архитектор М. Нигетти по проекту Дона Джованни Медичи), богато украшенной внутри облицовкой из полудрагоценных камней.
При дворе его сына Козимо II работал Ж. Калло. Представители семейства Медичи в XVII веке покровительствовали театру, по традиции оказывали поддержку флорентийским художникам, коллекционировали современную живопись, как итальянскую, так и североевропейскую. При флорентийском дворе работали А. Маньяско, С. Роза и др. художники. Традиции семьи Медичи (меценатство, коллекционирование) продолжила Екатерина Медичи, будучи королевой Франции.
Читайте также: