Сочинение 10 15 предложений на тему роль медичи в истории флоренции

Обновлено: 06.07.2024

Политики, меценаты, лидеры, папы и королевы: вот некоторые интересные факты о знаменитых представителях одной из самых важных семей Европы XV-XVI веков, которые сделали прекрасную эпоху Ренессанса еще более великолепной.

Династия, которая прославила город на Арно во всем мире, семья, которая сделала Флоренцию действительно цветущей в эпоху Возрождения: великие Медичи.

Куда бы вы ни пошли, когда будете во Флоренции, вы встретите - волей-неволей! - следы, оставленные семьей Медичи в течение шести веков их господства над городом. Независимо от того, являетесь ли вы экспертом по истории или нет, вы, в конечном итоге, узнаете многое об этом могущественном доме, чей герб отпечатан практически повсюду в городе, даже сегодня. Так кто же эти знаменитые Медичи?

Кратко говоря, это была семья очень мудрых и хитрых мужчин и женщин, которым удалось обрести власть и влияние скрытным образом. Постепенно Медичи удалось стать обладателями огромного состояния, с помощью которого они основали банк - и заработали еще больше денег!

Медичи использовали свои немалые фонды для консолидации и расширения своей власти и влияния на протяжении веков, не только во Флоренции, но также в Италии и мире, настолько, что - в какой-то момент - их считали самой богатой семьей во всей Европе. Однако, сегодня флорентийцы продолжают оставаться бесконечно благодарными этим мудрым правителям по другой причине: Медичи были великими покровителями искусства и литературы, и именно благодаря их постоянному вкладу Флоренция всегда была одним из самых важных мест художественного и литературного брожения в Европе на протяжении всего Ренессанса; Флоренция Медичи привлекала многих знаменитых архитекторов, скульпторов, живописцев и литераторов в город, где практически каждый из них оставил свой бесценный вклад.

В этой статье мы, конечно, не будем пытаться предложить вам подробный отчет об истории этой могущественной семьи, однако мы уверены, что знание некоторых деталей поможет вам лучше понять Флоренцию во время ее посещения. Мы расскажем о самых знаменитых членах династии Медичи в надежде сделать ваш визит во Флоренцию более интересным.

Джованни ди Биччи де Медичи (1360-1429)

Давайте начнем с Джованни ди Биччи Медичи (1360-1429), ведущего представителя центральной ветви семьи. Именно он оставил своих сыновей Козимо Старшего (1389-1464) и Лоренцо Старшего (1394-1440) у руля настоящей финансовой империи.

medici

Портрет Джованни ди Биччи Медичи, Дзанобби Строцци или Боттега ди Масаччо (ок. 1450-1500) - Палаццо Даванзати

Козимо Старший (1389-1464)

Козимо Старший (1389-1464), также известный как Козимо "pater patriae", поддерживал и укреплял влияние семьи. Он стал самым богатым человеком своего времени и собрал вокруг себя гениев того времени: архитектора Микелоццо, скульпторов Лоренцо Гиберти и Донателло, художников Андреа дель Кастаньо, Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли.


Портрет Козимо Старшего (1519-1520 гг.). Уффици.

Пьеро ди Козимо Медичи (1416 - 1469)

Пьеро ди Козимо Медичи (1416 - 1469), которого прозвали Пьеро "иль Готтозо", потому что он страдал подагрой (it. "gotta", наследственное заболевание династии Медичи), был правителем Флоренции в течение пяти лет (1464-1469). Он был также покровителем Платоновской академии в Кареджи (объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм)и работал с такими великими художниками, как Донателло, Андреа дель Верроккьо и Сандро Боттичелли.

Пьеро был отцом Джулиано (1453-1478), который был жестоко убит во время заговора Пацци, и Лоренцо (1449-1492), которого прозвали Il Magnifico, Великолепный.


Портрет Пьеро де Медичи, Брондзино (1550–70). Лондонская Национальная галерея

Лоренцо Великолепный (1449 - 1492)

Лоренцо Великолепный (1449 - 1492) заслуживает почетного места в истории Флоренции и Италии. Унаследовав от своих предков глубокое уважение к искусству и науке, он был меценатом, опытным государственным деятелем и поэтом.

Он страдал от подагры, как и его отец, и умер 8 апреля 1492 года (за несколько месяцев до открытия Америки). У предсмертного одра находились его второй сын Пьеро (у Лоренцо было восемь детей) и его друзья Пико делла Мирандола и Анджело Полициано.

"Помни, кто во цвете лет, –

Юн не будешь бесконечно.

Нравится – живи беспечно:

В день грядущий веры нет. "


Портрет молодого Лоренцо (верхом на лошади) в "Капелле волхвов", украшенный фресками Беноццо Гоццоли в 1459-1461 годах. Внутри Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции.

Джованни де Медичи, Папа Лев X (1475 - 1521)


Портрет Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси работы Раффаэля Санцио (1518). Галерея Уффици во Флоренции.

Климент VII (1478 - 1534)

Двоюродный брат Льва Х видел Ватикан в течение шести месяцев из замка Кастель Сант-Анджело, куда его, спасая, отправили охранники в 1527 году из-за разграбления Рима ландскнехтами. Не обладая никакими дипломатическими способностями, Климент VII ввязался в переговоры с Францией, Венецией и Миланом против растущего могущества Габсбургов, но армия Карла V взяла верх и прорвалась в Рим. Наемники подвергли город такому разорению, какого он не помнил со времен нашествия варваров.

Именно он, после завоевания Флоренции Карлом V, вернул в Рим Микеланджело, заказав ему создать фреску "Страшный Суд" на задней стене Сикстинской капеллы. Однако Папа умер прежде, чем увидел законченную работу, которая ознаменует конец итальянского Ренессанса.


Портрет папы Климента VII работы Себастьяно дель Пьомбо (1527). Королевский дворец Каподимонте.

Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцог Урбинский (1492 - 1519)

Именно ему, а не как ошибочно полагали ученые Лоренцо Великолепному, Никколо Макиавелли посвятил трактат "Государь".

От его брака с Мадлен де ла Тур-д'Овернь родилась будущая королева Франции Екатерина Медичи.


Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи работы Раффаэля Санцио (1516-1519 гг.). Частная коллекция.

Екатерина Медичи (1519–1589)

Екатерина Медичи стала регентом Франции (1560–1574) после смерти своего мужа, короля Генриха II. Одна из самых влиятельных фигур среди религиозных войн между католиками и гугенотами, вероятно, сыграла не последнюю роль в кровавой расправе в ночь святого Варфоломея.

Она была матерью королей Франции Франциска II, Карла IX и Генриха III и королев Елизаветы (королевы Испании) и Маргариты (королевы Наварры и Франции).


Портрет Екатерины Медичи. Автор - Франсуа Клу. Музей Виктории и Альберта.

Мария Медичи (1573 - 1642)

Мария Медичи стала второй королевой Франции в семье Медичи после Екатерины, обручившись с Генрихом IV. Ее главным советником был будущий кардинал Ришелье. Мария заказала строительство Люксембургский дворец в Париже, а в 1622-1624 годах она вызвала фламандского художника Питера Пауля Рубенса, чтобы украсить галереи 21 картиной, изображающей события из ее жизни.


Портрет Марии Медичи. Автор - Питер Пауль Рубенс (1622). Музей Прадо, Мадрид.

Козимо II де Медичи (1590 - 1621)

Портрет молодого великого князя Козимо II де Медичи работы Кристофано Аллори (1609). Музей Натюрморта, Поджо-Кайано.

Семья Медичи… могущественные и влиятельные. Правители Тосканы и Флоренции, предводители Ренессанса, законодатели моды, лидеры культурной революции.

К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, Лоренцо Медичи, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, Козимо, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.

Лоренцо Медичи.

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. Джулиано было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.

Фото2.jpg

Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства

После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.

Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.

Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого Микеланджело. Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на грани краха.

Костры тщеславия

Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со Средневековьем.

В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.

Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.

После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.

После смерти своего покровителя, Юлия II, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.

Союзники Джованни Медичи

Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.

Лев X.

Между тем, в 1516 году кардиналы замыслили убийство Папы Римского. К счастью самого Льва Х, он был предупрежден о заговоре. Злоумышленников ждала неизбежная смерть. После этого Медичи стали проникать во все сферы власти, обеспечивая себя союзниками повсюду. Они назначали близких им людей на высокие посты, наделяли властью братьев, кузенов и зятьев.

В 1521 году Лев Х внезапно умер. И спустя два года новым Папой Римским стал Джулио Медичи. Он унаследовал охваченную конфликтами Европу. Зашедшая далеко реформация привела к стенам священного Рима целые армии. Для них в католичестве больше не было ничего святого, а Рим они считали сплошным грехом. Город был безжалостно разграблен, а погибших в первый же день оказалось восемь тысяч человек. Новоявленный же Папа, Климент VII, в это время прятался в замке Святого Ангела. Немного позднее, при помощи подкупа, он сбежал в свой родной город.

Екатерина Медичи.

Вдохновленные примером взятия Рима, противники Медичи устроили мятеж и во Флоренции. Разгневанная толпа крушила все, что олицетворяло правление известной семьи. Собрав войско, Климент VII хотел остановить этот разгром. Но в руках мятежников оказалась единственная законная наследница династии — Екатерина Медичи. Ей было одиннадцать лет, и заговорщики бросили бы Екатерину в солдатский бордель, однако Папа Римский отозвал армию и заключил мир.

Свою племянницу через три года он выдал замуж за сына короля Франции. И кто бы мог подумать, что неизвестная на тот момент Екатерина Медичи оставит такой противоречивый и яркий след в истории Европы.

Знаменитые представители рода Медичи.


Могущественный род Медичи был одним из богатейших в Европе и правил на протяжении трех веков. Его представители были не только правителями Флоренции, а и меценатами самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. А еще этот род дал миру четверых Римских пап и две королевы Франции. Но самым блистательным из всей семьи Медичи был Лоренцо Великолепный.

Лоренцо Медичи. Автор:Дж. Вазари.

В январе 1449 года в знаменитой флорентийской семье Пьеро и Лукреции Медичи появился на свет очень некрасивый малыш, но очень долгожданный, так как до него уже семейство имело двоих девочек. И этому ребенку выпала великая судьба.

Лоренцо Великолепный. Автор:

Лукреция Торнабуони – мать Лоренцо. Автор: Доменико Гирландайо

Пьеро Подагрик- отец Лоренцо.

Козимо Медичи

Лоренцо Великолепный. Автор:

Покровитель науки и искусства.

Во времена правления Лоренцо с размахом шли строительные работы, развивалось искусство во всех направлениях. Незаурядный ценитель живописи, щедрый меценат, умелый политик всегда был в окружении художников, скульпторов, поэтов, гуманистов: наслаждался их обществом, обсуждал их планы и покровительствовал им. Лоренцо коллекционировал геммы и рукописи и сохранил для потомства ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Это он открыл уникальный талант Микеланджело Буонарроти - гениального скульптора, Сандро Боттичелли - великолепного живописца. Некоторые из этих мастеров, литераторов и гуманистов жили в его доме как друзья и наставники его сыновей.

Андреа дель Верроккьо, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти.

Великолепный Медичи получил в наследство не только ум, внешнюю непривлекательность, могущество но и тяжкий недуг - подагру. Болезнь довела его до того, что Лоренцо перестал передвигаться.

К сожалению , умер в 43-летнем возрасте. Римский папа, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Гробница Лоренцо Медичи. Флоренция. Работа Микеланджело Буонарроти.

На посту правителя Флоренции Лоренцо сменил старший его наследник Пьеро Невезучий, который прославился надменностью, жестокостью и предательством своего народа.

Старший сын Лоренцо - Пьеро Невезучий.

Второй же сын знатного правителя Джованни был избран папой после смерти Юлия II и носил он имя Лев Х.

 Римский папа - Лев Х. Период понтификата: с 11 марта 1513 г. по 1 декабря 1521 г.

Римский папа -Климент VII (в миру Джулио Медичи). Художник Sebastiano del Piombo. Период понтификата: 19 ноября 1523г. по 25 сентября 1534г.

Римский папа -Климент VII (в миру Джулио Медичи). Художник Sebastiano del Piombo. Период понтификата: 19 ноября 1523г. по 25 сентября 1534г.

Римский папа - Пий IV. (в миру Giovanni Angelo de Medici). Период понтификата: с 25 декабря 1559 г. по 9 декабря 1565 г.

Римский папа - Пий IV. (в миру Giovanni Angelo de Medici). Период понтификата: с 25 декабря 1559 г. по 9 декабря 1565 г.

 Римский папа - Лев XI. (в миру Alessandro Ottaviano de Medici). Период понтификата: с 1 по 27 апреля 1605 года.

Римский папа - Лев XI. (в миру Alessandro Ottaviano de Medici). Период понтификата: с 1 по 27 апреля 1605 года.

Мария Медичи (1575-1642) — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской. Вторая жена Генриха IV Бурбона, мать Людовика XIII.

Мария Медичи (1575-1642) — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской. Вторая жена Генриха IV Бурбона, мать Людовика XIII.

Екатерина Медичи (1519 — 1589). Королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.

Екатерина Медичи (1519 — 1589). Королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.

Были и выходцы из рода Медичи, которые снискали ему дурную славу. Одной из таких была королева Франции - Екатерина, правнучка Лоренцо Великолепного.

По пре­да­нию, Медичи пе­ре­се­ли­лись во Фло­рен­цию из тос­кан­ско­го го­род­ка Муд­жел­ло. Пер­вое упо­ми­на­ние о Медичи во фло­рен­тий­ских до­ку­мен­тах от­но­сит­ся к 1221 году. Раз­бо­га­те­ли тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом. Ак­тив­ную роль в по­ли­тической жиз­ни Фло­рен­ции иг­ра­ли со 2-й половины XIV века, опи­ра­лись на под­держ­ку народных ни­зов [Саль­ве­ст­ро Медичи (около 1331-1388 годов) имел от­но­ше­ние к вос­ста­нию чом­пи, 1378 год]. Ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Медичи счи­та­ет­ся Джо­ван­ни ди Бич­чи (1360-1429 годы), ко­то­рый, став фи­нан­си­стом Римского дво­ра, зна­чи­тель­но ук­ре­пил эко­но­мическое мо­гу­ще­ст­во и влия­ние сво­ей се­мьи. Он суб­си­ди­ро­вал строи­тель­ст­во Ос­пе­да­ле-де­льи-Ин­но­чен­ти и церковь Сан-Ло­рен­цо, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­кой ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти Ме­ди­чи.

С име­нем вну­ка Ко­зи­мо Ста­ро­го - Ло­рен­цо, про­зван­но­го Ве­ли­ко­леп­ным (1449-1492 годы, пра­вил с 1469 года; смотрите Ло­рен­цо Ме­ди­чи), свя­зан пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та ре­нес­санс­ной куль­ту­ры Фло­рен­ции. Сын и пре­ем­ник Л. Ме­ди­чи - Пье­ро (1472-1503 годы, пра­вил с 1492 года; в 1494 году из­гнан на­ро­дом, не­до­воль­ным уси­ле­ни­ем фи­нан­со­во­го гнё­та). Власть Медичи во Фло­рен­ции бы­ла окон­чатель­но вос­ста­нов­ле­на в 1530 году. В 1532 году император Карл V по­жа­ло­вал гер­цог­ский ти­тул вну­ку Пье­ро - Алес­сан­д­ро (1510-1537 годы). По­сле убий­ст­ва по­след­не­го в 1537 году во гла­ве го­су­дар­ст­ва встал гер­цог Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), пред­ста­ви­тель др. ли­нии Медичи, ве­ду­щей своё про­ис­хо­ж­де­ние от Ло­рен­цо (1394-1440 годы), млад­ше­го бра­та Ко­зи­мо Ста­ро­го.

В 1569 году Ко­зи­мо I по­лу­чил от па­пы ти­тул ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го. Про­во­дил мер­кан­ти­ли­ст­скую по­ли­ти­ку, по­кро­ви­тель­ст­во­вал тор­гов­ле, раз­ви­тию ма­ну­фак­тур и сельскому хозяйству. По­сред­ст­вом фис­каль­ных мер со­брал зна­чительные сред­ст­ва на строи­тель­ст­во фло­та и ве­де­ние за­вое­вательной вой­ны. В ре­зуль­та­те во­енной кам­па­нии 1554-1555 годов при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Сие­ну. По­кро­ви­тель­ст­во­вал нау­кам и искусству. Под­держ­кой Ко­зи­мо I поль­зо­ва­лись Фло­рен­тий­ская ака­де­мия, университет в Пи­зе, ху­дож­ни­ки, зод­чие, гу­ма­ни­сты (Дж. Ва­за­ри, А. Брон­зи­но, Б. Вар­ки и др.). По­ли­ти­ку Ко­зи­мо I про­дол­жи­ли его сы­но­вья Фран­че­ско I (1574-1587 годы), по­ощ­ряв­ший за­ня­тия ес­тественными нау­ка­ми и ос­но­вав­ший Кру­ска ака­де­мию дел­ла, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I; 1587-1609 годы), с име­нем ко­то­рого свя­за­но уч­ре­ж­де­ние му­зея Уф­фи­ци, строи­тель­ст­во пор­та в Ли­вор­но и про­ве­де­ние боль­ших ме­лио­рационных ра­бот в Тос­ка­не.

В XVII веке воз­глав­ляе­мое Медичи го­су­дар­ст­во на­ча­ло при­хо­дить в упа­док (не­смот­ря на это, Медичи по-преж­не­му под­дер­жи­ва­ли лю­дей нау­ки и искусства, в ча­ст­но­сти Г. Га­ли­лея). По­след­ний пред­ста­ви­тель пра­вя­щей ди­на­стии по муж­ской ли­нии - Джан Гас­то­не (1723-1737 годы) был без­де­тен, со смер­тью его се­ст­ры Ан­ны Ма­рии Луи­зы в 1743 году вла­де­тель­ная ли­ния до­ма Медичи пре­сек­лась.

Два пред­ста­ви­те­ля ро­да фло­рен­тий­ских Медичи из­би­ра­лись па­па­ми: сын Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го - Джо­ван­ни, под име­нем Льва X, и пле­мян­ник Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го - Джу­лио, под име­нем Кли­мен­та VII. К ро­ду Медичи при­над­ле­жа­ли так­же французскиеко­ро­ле­вы Ека­те­ри­на Ме­ди­чи и Ма­рия Ме­ди­чи.

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли до­ма Ме­ди­чи

Глав­ные пред­ста­ви­те­ли бо­ко­вой ли­нии. Ко­зи­мо I (1519-1574 годы), гер­цог Фло­рен­ции с 1537 года, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1569 года; его сы­но­вья Фран­че­ско I (1541-1587 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1574 года, и Фер­нан­до I (Фер­ди­нанд I) (1549-1609 годы), ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1587 года; Ко­зи­мо II (1590-1621 годы), сын Фер­нан­до I, ве­ли­кий гер­цог Тос­кан­ский с 1609 года; Джан ­Га­сто­не (1723-1737 годы), пра­внук Ко­зи­мо II. К бо­ко­вой ли­нии Медичи при­над­ле­жа­ла ко­ро­ле­ва Фран­ции (же­на Ген­ри­ха IV) Ма­рия (1575-1642 годы), вну­ч­ка Ко­зи­мо I.

Се­мья Ме­ди­чи и ху­дож­е­ст­вен­ная куль­ту­ра Ита­лии

Пред­ста­ви­те­ли ди­настии Ме­ди­чи ока­зы­ва­ли силь­ное влия­ние на раз­ви­тие искусства и куль­ту­ры Ита­лии на про­тя­же­нии около 3 сто­ле­тий; ме­ди­чейский па­тро­наж по­зво­ля­ет про­сле­дить эво­лю­цию форм ме­це­нат­ст­ва в Ев­ро­пе XV-XVII веков.

Пер­вые пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Ме­ди­чи в первой половине XV века дей­ст­во­ва­ли в рам­ках позд­нес­ред­не­ве­ко­вых тра­ди­ций. Дви­жи­мые бла­го­чес­ти­ем и гражданским дол­гом, они фи­нан­си­ро­ва­ли об­щественные ра­бо­ты по ук­ра­ше­нию важ­ных для ком­му­ны па­мят­ни­ков, а так­же церк­вей и мо­на­сты­рей, про­яв­ляя при этом ис­клю­чи­тель­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный вкус в вы­бо­ре ху­дож­ни­ков и про­ек­тов. Джо­ван­ни ди Бич­чи вхо­дил в жю­ри зна­ме­ни­то­го кон­кур­са 1401 года на соз­да­ние брон­зо­вых врат фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия, фи­нан­си­ро­вал строи­тель­ст­во Вос­пи­та­тель­но­го до­ма (архитектор Ф. Бру­нел­ле­ски), в церкви Сан-Ло­рен­цо ос­но­вал се­мей­ную по­гре­баль­ную ка­пел­лу (Ста­рая сак­ри­стия, архитектор Бру­нел­ле­ски, скульп­тур­ный де­кор До­на­тел­ло), сле­дил за воз­ве­де­ни­ем над­гро­бия Баль­дас­са­ре Кос­сы (ан­ти­па­пы Ио­ан­на XXIII) во фло­рен­тий­ском бап­ти­сте­рии (ав­то­ры - До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео).

Для его сы­на Ко­зи­мо Ста­ро­го (Стар­ше­го) по­доб­ная дея­тель­ность бы­ла од­ним из спо­со­бов ис­ку­пить грех рос­тов­щи­че­ст­ва, во мно­гом спо­соб­ст­во­вав­ший про­цве­та­нию ди­на­стии Ме­ди­чи. Ко­зи­мо при­дал ме­це­нат­ст­ву но­вый, по­ис­ти­не ре­нес­санс­ный мас­штаб. Он тра­тил ог­ром­ные сум­мы на боль­шие ар­хитектурные на­чи­на­ния, сре­ди них: во Фло­рен­ции - пе­ре­строй­ка монастыря Сан-Мар­ко (для ко­то­ро­го так­же со­брал цен­ную биб­лио­те­ку), Па­лац­цо Ме­ди­чи, скульп­тур­ный де­кор Ста­рой сак­ри­стии в церкви Сан-Ло­рен­цо, вил­ла в Ка­ред­жи, мон. Ба­дия во Фье­зо­ле. Гума­ни­сти­че­ски об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, Ко­зи­мо хо­ро­шо раз­би­рал­ся в ар­хи­тек­ту­ре и искусстве, ин­те­ре­со­вал­ся ан­тич­но­стью и об­ра­щал­ся к луч­шим фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам сво­его вре­ме­ни: Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­ло­мео, До­на­тел­ло, П. Уч­чел­ло, Фи­лип­по Лип­пи, А. дель Кас­та­ньо, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но.

Сы­но­вья Ко­зи­мо Ста­ро­го - Джо­ван­ни и Пье­ро, не имея средств для фи­нанси­ро­ва­ния круп­ных ар­хитектурных про­ек­тов, про­яв­ля­ли ин­те­рес к соб­ст­вен­но кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию, ос­но­ван­но­му на ин­ди­ви­ду­аль­ных при­стра­сти­ях (их порт­рет­ные бюс­ты в ан­тич­ных оде­ж­дах бы­ли вы­пол­не­ны Ми­но да Фье­зо­ле в 1450-х годах). Джо­ван­ни со­би­рал мо­не­ты, ста­туи и ма­ну­ск­рип­ты, по­стро­ен­ная по его за­ка­зу Вил­ла Ме­ди­чи во Фье­зо­ле со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­ни­ям древ­ней тос­кан­ской вил­лы у Пли­ния Млад­ше­го. Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но бы­ли за­ка­за­ны 12 рель­е­фов с изо­бра­же­ния­ми це­за­рей для ук­ра­ше­ния Па­лац­цо Ме­ди­чи. Че­рез от­де­ле­ние ме­ди­чей­ско­го бан­ка в Брюг­ге Джо­ван­ни за­ка­зы­вал ни­дерландскую жи­во­пись и шпа­ле­ры. Пье­ро под влия­ни­ем дво­ров Северной Ита­лии (в пер­вую оче­редь д’Эсте в Фер­раре) про­яв­лял вкус к бо­га­то де­ко­ри­ро­ван­ным и по­ли­хром­ным по­верх­но­стям, ин­те­ре­со­вал­ся ге­раль­ди­кой.

Вы­шед­шие из ро­да Медичи па­пы Лев Х и Кли­мент VII вне­сли не­ма­лый вклад в раз­ви­тие сти­ля Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Ри­ме и его ут­вер­жде­ние во Фло­рен­ции. Но­вый ста­тус по­зво­лил им об­ра­тить­ся к мас­штаб­ным пуб­лич­ным про­ек­там, в т. ч. к ар­хи­тек­тур­ным и гра­до­строи­тель­ным. Лев Х по­кро­ви­тель­ст­во­вал ли­те­ра­то­рам П. Бем­бо, Ф. Гвич­чар­ди­ни, Б. Кас­тиль­о­не, Я. Сан­над­за­ро, М. Дж. Ви­да. Про­дол­жил на­ча­тое па­пой Юли­ем II ук­ра­ше­ние Ва­ти­ка­на: фи­нан­си­ро­вал ра­бо­ты Ра­фа­эля и его мас­тер­ской (рос­пи­си Ва­ти­кан­ских станц и лод­жий, кар­то­ны для шпа­лер Сик­стин­ской ка­пел­лы, порт­ре­ты); в 1515 году соз­дал долж­ность хра­ни­те­ля римских древ­но­стей (Romanarum Antiquitatum Praes) для на­блю­де­ния за рас­коп­ка­ми и со­хра­не­ния ан­тич­ных древ­но­стей, на ко­то­рую был на­зна­чен Ра­фа­эль.

При дво­ре Ко­зи­мо I, ве­ли­ко­го гер­цо­га Тос­кан­ско­го, искусство и ар­хи­тек­ту­ра ста­ли эф­фек­тив­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми реа­ли­за­ции ди­на­стических ам­би­ций. Что­бы под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность со свои­ми пред­ками XV века, Ко­зи­мо I от­рес­тав­ри­ро­вал дво­рец Медичи, под­дер­жи­вал библиотеку Лау­рен­циа­на, за­ка­зал Дж. Ва­за­ри порт­рет Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­но­го. В пе­ре­стро­ен­ном Бан­ди­нел­ли Па­лац­цо дел­ла-Синь­о­рия (Па­лац­цо Век­кьо), на не­ко­то­рое вре­мя став­шем ре­зи­ден­ци­ей ве­ли­ко­го гер­цо­га, Ва­за­ри и Ф. Саль­виа­ти соз­да­ли фре­ски, про­слав­ляю­щие род Медичи, и в ча­ст­но­сти са­мо­го Ко­зи­мо I. На 2-м эта­же по­стро­ен­но­го по его за­ка­зу зда­ния Уф­фи­ци Ко­зи­мо раз­мес­тил ху­дожественные кол­лек­ции Медичи, за­ло­жив тем са­мым ос­но­вы бу­ду­ще­го му­зея.

Фран­че­ско I ув­ле­кал­ся нау­ка­ми, ес­те­ст­во­ис­пы­та­ни­ем, от­да­вал пред­поч­те­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вам, мно­гие из ко­то­рых прак­ти­ко­вал лич­но. Его ча­ст­ные апар­та­мен­ты в Па­лац­цо Век­кьо вклю­ча­ли в се­бя в т. ч. со­кро­вищ­ни­цу и сту­дио­ло, ук­ра­шен­ное в со­от­вет­ст­вии с про­грам­мой В. Бор­ги­ни (по­свя­щён­ной гос­под­ству че­ло­ве­ка над при­ро­дой бла­го­да­ря нау­кам и ис­кус­ст­вам) фре­ска­ми, кар­ти­на­ми, мо­заи­ка­ми и ста­ту­эт­ка­ми. Для сво­ей вто­рой же­ны Бьян­ки Ка­пел­ло по­стро­ил вил­лу в Пра­то­ли­но (архитектор Б. Бу­он­та­лен­ти) с са­дом, пол­ным тер­рас, гро­тов, фон­та­нов, ста­туй и ме­ха­нических за­тей.

Став ве­ли­ким гер­цо­гом Тос­кан­ским, пре­вра­тил кон­ный мо­ну­мент в са­мый рас­про­стра­нён­ный тип городского па­мят­ни­ка, ус­та­но­вив свои ста­туи (скульп­тор Джам­бо­ло­нья и его мас­тер­ская) во Фло­рен­ции и за­ви­си­мых от неё го­ро­дах Пи­за, Ли­вор­но и Арец­цо, ста­тую Ко­зи­мо I - во Фло­рен­ции. На­чал возведение мав­зо­лея Ве­ли­ких гер­цо­гов (пристроен к церкви Сан-Лоренцо) - ка­пел­лы деи-Прин­чи­пи (1604 год, архитектор М. Ни­гет­ти по про­ек­ту До­на Джо­ван­ни Ме­дичи), бо­га­то ук­ра­шен­ной внут­ри об­ли­цов­кой из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

При дво­ре его сы­на Ко­зи­мо II ра­бо­тал Ж. Кал­ло. Пред­ста­ви­те­ли се­мей­ст­ва Медичи в XVII веке по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли те­ат­ру, по тра­ди­ции ока­зы­ва­ли под­держ­ку фло­рен­тий­ским ху­дож­ни­кам, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ли современную жи­во­пись, как итальянскую, так и се­ве­ро­ев­ро­пей­скую. При фло­рен­тий­ском дво­ре ра­бо­та­ли А. Мань­я­ско, С. Ро­за и др. ху­дож­ни­ки. Тра­ди­ции се­мьи Медичи (ме­це­нат­ст­во, кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние) про­дол­жи­ла Ека­те­ри­на Ме­ди­чи, бу­ду­чи ко­ро­ле­вой Фран­ции.

Читайте также: