Смысл любви соловьев сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Если мы хотим объяснения, что такое любовь, – это вопрос, с которым, скорее всего, следовало бы обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть "сфотографирована" и измерена никакими научными средствами. Любовь - феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………2
2 Краткая биография……………………………………………………. 3
3 Влияние любви на исторический процесс …………………………….7
4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека………………… .10
5 Заключение……………………………………………………………..14
7 Список литературы…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат словьев.docx

3 Влияние любви на исторический процесс …………………………….7

4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека………………… .10

"До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть", – иронично заметил А.П.Чехов.

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления.

Если мы хотим объяснения, что такое любовь, – это вопрос, с которым, скорее всего, следовало бы обратиться к науке или философии. Наука может многое – изучить условия, при которых любовь приходит или проходит, обобщить факты и выявить закономерности, но и ее возможности ограничены: сама любовь как человеческое отношение и переживание не может быть "сфотографирована" и измерена никакими научными средствами. Любовь - феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Вопрос определения сущности любви остаётся актуальным и по сей день. Выдвинуто множество теорий. Кто-то пытался разделить любовь на виды, анализируя их по отдельности, другие (как например Владимир Соловьев) рассматривали любовь как уникальную целостную универсалию мира. Позиция Владимира Соловьёва, изложенная им в философском труде "Смысл любви" на мой взгляд достойна особой проработки и анализа. В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть суть любви. В данном реферате, я предприняла попытку ответить на вопрос "Что такое любовь", анализируя труд Владимира Соловьёва "Смысл любви". Владимир Соловьёв сделал попытку с религиозной позиции охарактеризовать любовь. Свой реферат хотелось бы начать с ознакомлением с самим философом.

Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее.
Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство: он был визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом, веря, но и не веря в то, что происходило во время сеансов. Когда ему явился дух покойного Юркевича, сомнения, казалось, рассеялись полностью. Но, оказавшись в Лондоне и отправившись к тамошним спиритам, он обнаружил шарлатанство. В Британском музее, забывая обедать, днями сидел он над книгами о каббале, вел таинственные записи.
С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправился в Египет. Осмотрел там местные достопримечательности. В пустыне однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его (разгуливавшего среди песков в цилиндре) за сатану и чуть не убивших его. И вскоре пережил новую встречу с Софией. Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в написанном стихотворении. В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София", в котором философ беседует с самой мудростью (Софией).
Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев занялся систематизацией своих идей. Осенью 1876 года он читал в Московском университете курс логики и истории философии. Одновременно работал над произведением "Философские основы цельного знания", которое намеревался защитить в качестве докторской диссертации и публиковал по частям в периодике.

Внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещались у него с веселым нравом, с постоянной шутливостью, с любовью к своим и чужим анекдотам, с шуточными произведениями, занимающими далеко не последнее место в сборнике его стихотворений.
Одевался он во что попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном одеяле, которым укрывался ночью. Философ часто имел при себе палку с оленьими рогами, принадлежавшую раньше А. К. Толстому и подаренную Вл. Соловьеву вдовой поэта С. А. Толстой. От него всегда пахло скипидаром, так как это был его любимый запах. Он не любил и не знал изобразительных искусств, музыки и театра, но зато страстно любил стихи. Кроме того, он любил шахматы.

Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправился в Египет. Его путь лежал через Константинополь. В море его мучают галлюцинации. Войдя однажды в каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище. Дело было на Пасху, и Соловьев заметил дьяволу: "А ты знаешь, что Христос воскрес'?" С криком "Воскрес-то он воскрес, а тебя я все-таки доконаю!", черт бросился на Соловьева. Философа нашли без чувств на полу каюты. В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру.
Соловьев планировал из Египта поехать в Палестину. Денег, однако, не хватило (философ не умел их считать, он их не тратил, а просто раздавал). Весной следующего года он побывал на Ривьере, затем в Швейцарии. Некоторое время прожив в Петербурге, Соловьев приехал в Москву. Осенью вернулся в Петербург. Здоровье его все слабело. Работал он по-прежнему много, однако многие планы остались невыполненными. Лето 1900 года застало его в имении С. П. Хитрово Пустынька. В июне он уже был в Москве, намереваясь затем посетить сестру в Калужской губернии и друга в Тамбовской. В Москве ему стало плохо, с трудом добрался он до имения князя Е. Н. Трубецкого Узкое. Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее истощение, склероз, цирроз почек, уремия), Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.
Так безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который отличался небывалой силой философской мысли, небывалым владением мировой философией и напряженной духовной жизнью.

3 Влияние любви на исторический процесс

О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной,чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего

то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время.

Обыкновенно смысл половой любви (за половой любовью, за неимением лучшего названия, подразумевается исключительная привязанность – как обоюдная, так и односторонняя – между лицами разного пола, могущими быть между собой в отношении мужа и жены, нисколько не предрешая при этом вопроса о значении физиологической стороны дела) полагается в размножении рода, которому она служит средством. В.С.Соловьев считает этот взгляд неверным – не на основании только каких-нибудь идеальных соображений, а прежде всего на основании естественноисторических фактов.

Соловьев также попутно разбивает философию, в соответствии с которой эмоциональная человеческая любовь - это очень усложненный способ естественного отбора, с помощью которого высшие силы (Природа, Бог. ) пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи.

Но, по словам Соловьева, даже, когда между людьми существует самая сильная и страстная любовь, редок тот случай, произведения на свет незаурядного потомства, чаще всего оно оказывается самым заурядным.

Филосов утверждает, что в истории половая любовь не является средством или орудием исторических целей; она не служит человеческому роду. Поэтому когда субъективное чувство говорит нам, что любовь есть самостоятельное благо, что она имеет собственную ценность для нашей личной жизни, то этому чувству соответствует и в объективной действительности тот факт, что сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо нее. В истории половая любовь никакой роли не играет и прямого действия на исторический процесс не оказывает: ее положительное значение должно корениться в индивидуальной жизни.

4 Смысл любви в индивидуальной жизни человека.

Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Но Соловьев на этом не останавливается. Он признает, что при текущем состоянии дел, все это - не более, чем красивая теория. А мешают ее осуществлению вполне прозаичные вещи – материальная природа и смерть.

И философ переходит к доказательствам того, что конечная цель любви - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

Характеристика любви с религиозной позиции. Вопрос определения сущности любви, его актуальность на современном этапе. Анализ мнения Соловьева, что без преобразования всего и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 14.11.2011
Размер файла 15,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Горловский государственный педагогический институт иностранных языков

Кафедра общественных наук

Эссе по философии

Студентка 205-Б группы

Зубкова Ирина Эдуардовна

Фролова Наталья Николаевна

Горловка 2011 год

Любовь - феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Вопрос определения сущности любви остаётся актуальным и по сей день. Выдвинуто множество теорий. Кто-то пытался разделить любовь на виды, выделяя родительскую любовь, любовь к отечеству, любовь к противоположному полу и анализировать их по отдельности, другие (как например Владимир Соловьев) рассматривали любовь как уникальную целостностною универсалию мира.

Итак, философ в своей книги пытается ответить на сложнейший вопрос: в чем смысл человеческой эмоциональной любви (которую он почему-то называет половой). И в первой части книги он убедительно доказывает, что смысл половой любви, эмоциональной любовной страсти, никак не может заключаться в простом продолжении рода. Соловьев также попутно разбивает философию, в соответствии с которой эмоциональная человеческая любовь - это очень усложненный способ естественного отбора, с помощью которого высшие силы (Природа, Бог. ) пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи.

Разбив эти философские концепции, Соловьев переходит к изложению и развитию очень интересной идеи: половая любовь у людей не предназначена для продолжения рода, а ее смысл, суть - в полной трансформации бытия, что Соловьев очень интересно и достаточно убедительно доказывает на протяжении всей книги. определение сущность любовь соловьев

Автор отталкивается от факта, что чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. И практически каждый человек, хоть и имея какой-то опыт ощущения любви, рано или поздно приходит к выводу, что любовь - иллюзия, что-то ментальное и мгновенное, то чего нет. Но автор не соглашается с такой постановкой ответа! Утверждая, что любовь - это не иллюзия, автор пытается дать ей определение и смысл. И в первом приближении Соловьев пытается дать определение "половой любви", как "жертву эгоизма", он утверждает, что основное зло эгоизма состоит не в том, что человек признаёт за собой исключительное качество и наивысшую самооценку, по Соловьёву человек, как сосредоточение жизненных сил и уникальность имеет полное на это право. Зло появляется в том случае, если человек не признаёт исключительность других людей, так как все люди равны. Любовь убивает этот эгоизм, так как любя, человек признаёт исключительность другого человека - объекта своей любви.

Разобрав таким интересным образом природу эгоизма и его опасность, автор переходит к одному из ключевых утверждений своей теории: суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви.

Но Соловьев на этом не останавливается. Философ переходит к доказательствам того, что конечная цель любви - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

Есть те проблески иного света, после которых "Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы". Если они только обман, то и в воспоминании они могут вызывать только стыд и горечь разочарования; а если они не были обманом, если они открывали нам какую-то действительность, которая потом закрылась и исчезла для нас, то почему же должны мы мириться с этим исчезновением? Если то, что потеряно, было истинным, тогда задача сознания и воли не в том, чтобы принять потерю за окончательную, а в том, чтобы понять и устранить ее причины. Физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному,- делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих".

Наконец автор переходит к заключительной идеи книги: без преобразования всего и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна, и она так и будет в жизни людей подобна краткой, иллюзорной вспышке, за которой все гоняются, но почти никто не может поймать.

То, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения, бытие раздробленное на исключающие друг друга части и моменты. Вот какую глубокую почву и какую широкую основу должны мы принять для того рокового разделения существ, в котором все бедствие и нашей личной жизни.

Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но ее собственное осуществление невозможно, как мы видели, без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует такой же интеграции в сферах жизни общественной и всемирной. Определенное различие, или раздельность, жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия.

В конце книги автор утверждает, что без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел.

Автор предпринял очень интересную попытку дать характеристику любви с религиозной позиции. Во многом я с ним согласна. Безусловно любовь не предназначена для появления сверх человека. Соловьёв утверждает, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Безответная любовь приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.

Я не согласна с тем, что любовь - попытка трансформировать мир. Исхожу я из того, что человек уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. К чему же стремится человек? Просто любить, или быть любимым? По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность.

Итак, любовь заложена в человеке (природой, Богом) в целях прогресса всего человечества. Каждый человек стремиться к любви и достигает своего индивидуального прогресса по мере своих возможностей, которые с достижением цели расширяются до бесконечности. В совокупности люди достигают общечеловеческого прогресса.

Подобные документы

Владимир Сергеевич Соловьев - классик русской идеалистической философии. Формирование его религиозных убеждений, философии вечной женственности. Личные качества и дружеские отношения Соловьева. Размышления о смысле человеческой любви в статьях философа.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 26.02.2011

Философский смысл любви. История философских размышлений о любви. Любовь в античной философии. Первое понимание любви в Мифе об андрогинах, из уст одного из персонажей диалога Платона "Пир". Понимание страсти у Аристотеля. Христианское понимание любви.

презентация [2,1 M], добавлен 02.12.2016

Истоки зарождения и эволюция понятия любви, попытки объяснить ее природу и смысл. Особенности видов и уровней любви. Отличия любви от влюблённости. Взгляды Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Фихте на вечное чувство. Любовь глазами женщин и мужчин.

реферат [40,3 K], добавлен 17.04.2012

Любовь в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Тема любви в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Философия любви по В.Соловьеву "Смысл любви". Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена люб

реферат [20,9 K], добавлен 05.03.2006

Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви Зигнумда Фрейда и Эриха Фромма.

контрольная работа [44,1 K], добавлен 16.11.2006

Рассмотрение любви как феномена: психоэнергетический уровень данного явления, определяющий основной механизм взаимодействия участвующих в нем начал; глубинный космический смысл любви; любовь с точки зрения мирового блага; психология и мистификация.

реферат [52,9 K], добавлен 20.05.2012

Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии в эпоху возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви. Механика эроса Зигмунда Фрейда. Искусство любви Эриха Фромма.

В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть глубину ее сути.

Работа содержит 1 файл

Эссе смысл любви по Соловьеву.docx

(отрывок из 13 главы 1-го послания Коринфянам)

В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть глубину ее сути.

Что такое любовь? Думаю, нет такого человека, который бы не задавал себе этот вопрос. Любовь – феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. За это время было выдвинуто множество теорий. Одной из наиболее любопытных, на мой взгляд, является теория Владимира Соловьева, попытка с религиозной позиции охарактеризовать любовь.

В своей книге Соловьев пытается ответить на вопрос: в чем смысл человеческой половой (эмоциональной) любви? Сначала он убедительно доказывает, что смысл половой любви, эмоциональной любовной страсти, никак не заключается в простом продолжении рода. Эмоциональная человеческая любовь - это очень усложненный способ естественного отбора, с помощью которого высшие силы пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи.

Половая любовь у людей не предназначена для продолжения рода, а ее смысл, суть - в полной трансформации бытия. Для него чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. Любовь не иллюзия, и не смотря на то, что идеальный смысл любви еще не осуществился в действительности, мы не должны признать его неосуществимым.

Соловьев считает, что осуществиться истинному плану любви мешают две вещи - материальная природа и смерть. Отсюда он переходит к доказательству того, что конечная цель любви – это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. В абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью. Однако это понимание сегодня искажено и перенесено в материальную действительность.

Любовь – это осознанный выбор. Любовь – это обязательство. Любовь – это жертвенность. Любовь – это большой труд для блага объекта любви. Настоящая любовь – от Бога.

Только в равновесии этих трех элементов человек может достигнуть целостности и как следствие бессмертия. Исключительно духовная любовь есть такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз. По словам Соловьева абсолютная норма есть восстановление целости человеческого существа, и, нарушается ли эта норма в ту или другую сторону, в результате во всяком случае происходит явление ненормальное, противоестественное. Эти три элемента должны действовать по закону всеобщего тяготения, в котором части вещественного мира не исключают друг друга, а, напротив, стремятся включить, вместить себя взаимно.

И кто знает, может мы достигнем, в скором времени, нового этапа сознательной жизнь и идея о трансформации мира через любовь и всеединство будет ключевой. Ведь без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел.

Любовь – феномен человеческих отношений, занимающий умы многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Вопрос определения сущности любви остаётся актуальным и по сей день. Выдвинуто множество теорий. Кто-то пытался разделить любовь на виды, выделяя родительскую любовь, любовь к отечеству, любовь к противоположному полу и анализировать их по отдельности, другие (как например Владимир Соловьев) рассматривали любовь как уникальную целостностною универсалию мира.

Владимир Соловьёв сделал попытку с религиозной позиции охарактеризовать любовь. Приступая к изучению данного труда, я изначально был не согласен с какой бы то ни было религиозной теорией любви, однако работа Соловьёва оказала значительное влияние на мою позицию.

Свой реферат хотелось бы начать с ознакомлением с самим философом.

1. Краткие биографические данные

1877–1881 Соловьев провел большей частью в Санкт-Петербурге, читая курсы лекций в университете и на Высших женских курсах и подготавливая к печати свои программные философско-богословские сочинения Философские основы цельного знания (1877), Критика отвлеченных начал (1877–1880) (последнюю он защитил как докторскую диссертацию) и Чтения о Богочеловечестве (1878–1881).

Историософские устремления мотивируют разработку Соловьевым конкретных политических проблем в трактате Великий спор и христианская политика (1883–1887) и двух выпусках (1883–1888 и 1888–1891) исследования Национальный вопрос в России (следует учитывать и то, что российская духовная цензура, оскорбленная лояльным отношением Соловьева к католичеству, категорически запретила ему затрагивать церковные вопросы). Сюда же относятся труды Китай и Европа (1890), Из философии истории (1891), Византизм и Россия (1896).

В конце жизни, к началу новой революционной эпохи, явственно дававшей о себе знать, принципиально оптимистическое мировоззрение Соловьева обрело тревожный призвук. Предчувствие грандиозной социальной катастрофы общемирового масштаба и ее отражение в сознании и судьбе чуткого мыслителя определяют пафос его драматических диалогов Три разговора (1899–1900), поздней эссеистики (Воскресные письма , 1897–1898) и историко-философского исследования Жизненная драма Платона (1898). Предсказания, предчувствия и обращенные в будущее соображения Соловьева отразились в политическом и поэтическом сознании последующих десятилетий; так, его стихотворная декларация Панмонголизм прямо предвещает поэму Блока Скифы .

Помимо поэтических произведений, философских трудов и многочисленных критических статей о творчестве Достоевского, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.К.Толстого и др., а также трактатов по эстетике, Соловьеву принадлежат переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.

Умер Соловьев в с.Узкое под Москвой 31 июля (13 августа) 1900.

2. Анализ произведения

Итак, философ в своей книги пытается ответить на сложнейший вопрос: в чем смысл человеческой эмоциональной любви (которую он почему-то называет половой). И в первой части книги он убедительно доказывает, что смысл половой любви, эмоциональной любовной страсти, никак не может заключаться в простом продолжении рода. Соловьев также попутно разбивает философию, в соответствии с которой эмоциональная человеческая любовь - это очень усложненный способ естественного отбора, с помощью которого высшие силы (Природа, Бог. ) пытаются создать, вырастить некоего сверхчеловека, гения, следующее звено эволюционной цепи.

Разбив эти философские концепции, Соловьев переходит к изложению и развитию очень интересной идеи: половая любовь у людей не предназначена для продолжения рода, а ее смысл, суть - в полной трансформации бытия, что Соловьев очень интересно и достаточно убедительно доказывает на протяжении всей книги.

Автор отталкивается от факта, что чувство любви - есть высшее эмоциональное проявление человеческой сущности. Что ощущение любви - это то, что хоть на мгновение, но поднимает человеческое сознание над окружающей серой реальностью, словно бы показывает человеку другой мир. Но потом практически сразу ощущение любви заменяется разочарованием, так как (всего лишь в частности) разбивается идеализация объекта любви. И практически каждый человек, хоть и имея какой-то опыт ощущения любви, рано или поздно приходит к выводу, что любовь - иллюзия, что-то ментальное и мгновенное, то чего нет. Но автор не соглашается с такой постановкой ответа! ". если смотреть только на то, что обыкновенно бывает, на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело (так как деторождение не есть собственно дело любви). Но, признавая в силу очевидности, что идеальный смысл любви не осуществляется в действительности, должны ли мы признать его неосуществимым? (. ) Было бы совершенно несправедливо отрицать осуществимость любви только на том основании, что она до сих пор никогда не была осуществлена: ведь в том же положении находилось некогда и многое другое, например все науки и искусства, гражданское общество, управление силами природы. Даже и самое разумное сознание, прежде чем стать фактом в человеке, было только смутным и безуспешным стремлением в мире животных. Сколько геологических и биологических эпох прошло в неудачных попытках создать мозг, способный стать органом для воплощения разумной мысли. Любовь для человека есть пока то же, чем был разум для мира животного: она существует в своих зачатках или задатках, но еще не на самом деле. И если огромные мировые периоды - свидетели неосуществленного разума - не помешали ему наконец осуществиться, то тем более неосуществленность любви в течение немногих сравнительно тысячелетий, пережитых историческим человечеством, никак не дает права заключить что-нибудь против ее будущей реализации. Следует только хорошо помнить, что если действительность разумного сознания явилась в человеке, но не чрез человека, то реализация любви, как высшая ступень к собственной жизни самого человечества, должна произойти не только в нем, но и чрез него. (. ) Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди. Я говорю здесь о свете не в метафорическом только смысле, дело тут не в особенной только нравственной и умственной оценке, а еще в особенном чувственном восприятии: любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие. И для него, впрочем, этот любовный свет скоро исчезает, но следует ли отсюда, что он был ложным, что это была только субъективная иллюзия. "

Итак, утверждая, что любовь - это не иллюзия, автор пытается дать ей определение и смысл. И в первом приближении Соловьев пытается дать определение "половой любви", как "жертву эгоизма", он утверждает, что основное зло эгоизма состоит не в том, что человек признаёт за собой исключительное качество и наивысшую самооценку, по Соловьёву человек, как сосредоточение жизненных сил и уникальность имеет полное на это право. Зло появляется в том случае, если человек не признаёт исключительность других людей, так как все люди равны. Любовь убивает этот эгоизм, так как любя, человек признаёт исключительность другого человека – объекта своей любви.

Разобрав таким интересным образом природу эгоизма и его опасность, автор переходит к одному из ключевых утверждений своей теории: суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с "убитым эгом", вернее с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым как бы с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви.

Но Соловьев на этом не останавливается. Он признает, что при текущем состоянии дел, все это - не более, чем красивая теория. А мешают ее осуществлению вполне прозаичные вещи - материальная природа и смерть.

И философ переходит к доказательствам того, что конечная цель любви - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.

Указывая нам на это абсолютное значение любви, автор, тем не менее, тут же спускает нас на землю: "Невольное и непосредственное чувство открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении с другим существом свою собственную бесконечность. Не довольно ли этого мгновенного откровения? Разве мало хоть раз в жизни действительно почувствовать свое безусловное значение? (. ) Едва ли этого довольно даже для одного поэтического чувства, а сознание истины и воля жизни решительно на этом помириться не могут. Бесконечность только мгновенная есть противоречие нестерпимое для ума, блаженство только в прошедшем есть страдание для воли. Есть те проблески иного света, после которых "Еще темнее мрак жизни вседневной, Как после яркой осенней зарницы". Если они только обман, то и в воспоминании они могут вызывать только стыд и горечь разочарования; а если они не были обманом, если они открывали нам какую-то действительность, которая потом закрылась и исчезла для нас, то почему же должны мы мириться с этим исчезновением? Если то, что потеряно, было истинным, тогда задача сознания и воли не в том, чтобы принять потерю за окончательную, а в том, чтобы понять и устранить ее причины. Ближайшая причина (как было отчасти показано в предыдущей статье) состоит в извращении самого любовного отношения. Это начинается очень рано: едва только первоначальный пафос любви успеет показать нам край иной, лучшей действительности - с другим принципом и законом жизни, как мы сейчас же стараемся воспользоваться подъемом энергии вследствие этого откровения не для того, чтоб идти дальше, куда оно зовет нас, а только для того, чтобы покрепче укорениться и попрочнее устроиться в той прежней дурной действительности, над которой любовь только что приподняла нас; добрую весть из потерянного рая - весть о возможности его возвращения - мы принимаем за приглашение окончательно натурализоваться в земле изгнания, поскорее вступить в полное и потомственное владение своим маленьким участком со всеми его волчцами и терниями; тот разрыв личной ограниченности, который знаменует любовную страсть и составляет ее основной смысл, приводит на деле только к эгоизму вдвоем, потом втроем и т. д. Это, конечно, все-таки лучше, чем эгоизм в одиночку, но рассвет любви открывал совсем иные горизонты. Как скоро жизненная сфера любовного соединения перенесена в материальную действительность, какова она есть, так сейчас же соответственным образом извращается и самый порядок соединения. Его "нездешняя", мистическая основа, которая так сильно давала о себе знать в первоначальной страсти, забывается как мимолетная экзальтация, а самым желательным, существенною целью и вместе первым условием любви признается то, что должно быть лишь ее крайним, обусловленным проявлением. Это последнее - физическое соединение, поставленное на место первого и лишенное таким образом своего человеческого смысла, возвращенное к смыслу животному,- делает любовь не только бессильною против смерти, но само неизбежно становится нравственною могилою любви гораздо раньше, чем физическая могила возьмет любящих".

Показав реальное положение дел и дав некотрые наметки, как избежать подобной "профанации" любви, автор переходит к заключительной идеи книги: без преобразования всего и вся, причем преобразования духовного, любовь в ее идеальном виде не возможна, и она так и будет в жизни людей подобна краткой, иллюзорной вспышке, за которой все гоняются, но почти никто не может поймать. И автор приводит убедительные причины этой неуловимости: "Истинному бытию, или всеединой идее, противополагается в нашем мире вещественное бытие - то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством и нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времени, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 2) непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места, т. е. одной и той же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга. Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения, бытие раздробленное на исключающие друг друга части и моменты. Вот какую глубокую почву и какую широкую основу должны мы принять для того рокового разделения существ, в котором все бедствие и нашей личной жизни. Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразною внутреннему всеединству идеи - вот задача мирового процесса, столь же простая в общем понятии, сколько сложная и трудная в конкретном осуществлении". . Его вывод их этого: "Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но ее собственное осуществление невозможно, как мы видели, без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует такой же интеграции в сферах жизни общественной и всемирной. Определенное различие, или раздельность, жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: Как для половой любви (в сфере личной жизни) единичное "другое" есть вместе с тем все, так с своей стороны социальное все, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере) живое существо."

В конце книги автор утверждает, что без всеобщей трансформации мира, цель любви не будет достигнута, и ее энергия будет использована в бесконечном воспроизведении материальных тел.

Автор предпринял очень интересную попытку дать характеристику любви с религиозной позиции. Во многом я с ним согласен. Безусловно любовь не предназначена для появления сверх человека. Соловьёв утверждает, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Безответная любовь приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.

Я не согласен с тем, что любовь – попытка трансформировать мир. Исхожу я из того, что человек уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. К чему же стремится человек? Просто любить, или быть любимым? По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность. Он любит, но, предположим, объект его любви не отвечает ему взаимностью. Что в таком случае получают оба участника такой связи? Любящий человек стремится соединить своё существование, своё бытие с любимым человеком, и чем сильнее чувство, тем активнее он предпринимает попытки, но, как правило, цели своей он не достигает, или достигает на небольшой срок. Ничего кроме разочарования он не достигает. Почему? Потому что объект любви не устраивает любящий индивид в силу тех или иных обстоятельств. Соответственно попытки любящего индивида доставляют беспокойство любимому. Как видно такая любовь деструктивна по своей природе. Для чего же она заложена в человека? Я думаю, что любовь – это бессознательный двигатель прогресса человечества (как технического, так и духовного). Вернёмся к неудачному влюблённому. Что с ним происходит в тот момент, когда он только признал чью-то исключительность? Высокий духовный подъём, желание жить ради этого человека, взгляд, устремлённый в будущее, в счастливое будущее, как он думает. Жизнь кажется прекрасной. Человек преподносит свою сущность другому с целью объединить их. Допустим этому человеку не ответили взаимностью. В результате духовный подъем сменяется глубоким душевным кризисом. Преодолевая этот кризис, человек, в силу личностных характеристик, может пойти двумя путями.

Первый путь я назвал экстенсивным. Суть его в том, что человек преодолел неудачную любовь и через определенный промежуток времени стал испытывать то же чувство к другому человеку. Так вот он будет всегда помнить свой предыдущий опыт и будет стремиться для нового партнёра стать лучше в каких-либо отношениях. Это может заключаться как в улучшении личностных качеств, изменении социальной принадлежности, так и в изменении внешней атрибутики. Достигнув более высокой ступени и добившись ответного чувства у партнёра, человек как правило останавливается на достигнутой ступени и наслаждается достигнутым результатом, до того момента, когда его уровень будет соответствовать его потребностям. Потребности как правило растут, но с возрастом, в силу сложившихся брачных отношений, родившегося потомства, человек становится связанным социальными обязательствами и останавливается на определённой ступени.

Итак, любовь заложена в человеке (природой, Богом) в целях прогресса всего человечества. Каждый человек стремиться к любви и достигает своего индивидуального прогресса по мере своих возможностей, которые с достижением цели расширяются до бесконечности. В совокупности люди достигают общечеловеческого прогресса.
Библиографический список

Читайте также: