Слово о погибели рускыя земли по смерти великого князя ярослава мини сочинение

Обновлено: 02.07.2024


О княжеской власти

Место в средневековой литературе[ | ]

О Родине

Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Русской земли

Объединение в рукописной традиции С. с Повестью о житии Александра Невского давало основание ряду исследователей считать С. вступлением к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского, которая якобы послужила основой его жития. Однако сравнение стиля С. со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. И в настоящее время полностью возобладала точка зрения, согласно которой объединение этих текстов – факт их более поздней литературной истории.

Столь же гипотетичным остается для нас вопрос и об авторе С. Одни исследователи видят в авторе жителя Новгорода (М. Н. Тихомиров, В. Филипп), другие считают, что произведение возникло в пределах южной Руси (А. В. Соловьев), третьи полагают, что автором С. был житель северо-восточной Руси – Переяславля-Залесского или Владимира (Н. К. Гудзий), четвертые – местом написания С. называют северо-восточную Русь, но говорят, что автором был выходец из южной Руси (В. В. Данилов, Ю. К. Бегунов). Последняя гипотеза представляется наиболее убедительной: в С. много черт, свидетельствующих о северовосточной Руси (имена князей, перечисляемые земли, некоторые термины), а вместе с тем автор хорошо знает легенды о Владимире Всеволодовиче Мономахе южнорусского происхождения.

Первая публикация С. была осуществлена по рукописи псковского Печерского монастыря в 1892 г. X. М. Лопаревым. Однако, до издания Лопарева памятник этот был известен псковскому археологу К. Г. Евлентьеву, о чем свидетельствует запись последнего от 1878 г. на обороте верхней крышки переплета сборника со С. Второй список произведения был открыт в 1933 г. И. Н. Заволоко среди рукописей рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вторично этот список был открыт В. И. Малышевым в 1945 г. Текст этого списка был в 1947 г. одновременно опубликован В. И. Малышевым по рукописи и по фотокопии в работе М. В. Горлина, опубликованной посмертно (фотокопию списка В. М. Горлину в 30-е гг. предоставил И. Н. Заволоко). Текст С. неоднократно публиковался и отдельно, и в составе сборников и хрестоматий. Произведению посвящена обширная исследовательская литература (подробный обзор ее см. в монографии Ю. К. Бегунова).

Л. А. Дмитриев

О международном положении страны

Обстоятельства написания

История находки[ | ]

Было найдено два списка: псково-печёрский датирован XV в., рижский XVI в.[5]

Значение

Здесь необходимо отметить, что произведения подобного рода оказывали большое влияние на общественно-политическую жизнь средневековой Руси, что во многом предопределило собирание удельных княжеств вокруг Москвы и свержение ига. Поэтому рассматриваемое сказание необходимо изучать не только на уроках литературы, но и на занятиях по отечественной истории. На его основе можно составить представление о том, как восприняли современники вторжение монголо-татар на русские земли.

Слово о гибели земли русской

Сочинения

История создания

Датой создания поэмы принято считать период с 1238 по 1246 года. Это время отмечено такими важными для государства событиями, как:

Слово о погибели русской земли краткое содержание

  • начало монголо-татарского нашествия;
  • смерть князя Переяславльского и Новгородского Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо и предка Александра Невского.

Историки полагают, что сказание было написано в Переяславле, поскольку оно описывает город до битвы на реке Сити, произошедшей 4 марта 1238 года. Поводом для его создания послужило вторжение войск Батыя в Северо-Восточные земли и гибель брата Ярослава — князя Юрия.

Существует несколько версий, кающихся времени создания литературного произведения:

Произведение представляет собой одну из частей несохранившегося повествования о нашествии Батыя на Русь. Это предположение неслучайно, поскольку оно рассказывает о бедах и горестях, которые пережила страна.

Главные герои

Сказание призвано пробудить чувство великой гордости своей землей и воздать славу русским князьям. Неслучайно центральными персонажами становятся:

Слово о погибели русской земли

  • Владимир Мономах — русский князь, ставший символом политической и военной мощи и сильной власти, стремившийся объединить государство для борьбы с врагом;
  • Мануил Царегородский — византийский император, признавший власть Киевского князя и покорившийся ему;
  • покоренные народы: веда, буртасы, мордва, черемисы.

Во времена нашествия упоминание о Владимире Мономахе являлось упреком для князей, допустивших разделения некогда могущественного государства на мелкие удельные княжества. Правитель, объединивший страну для борьбы с многочисленными захватчиками, стал символом надежды для народа и веры на возрождение былого величия.

Краткое содержание

В начале повествования автор скорбит о Руси, подвергшейся нападению варваров. Темой плача становится утрата величия Русского государства. Он сравнивает прошлое и настоящее Русской земли, противопоставляя силу и могущество упадку и разорению. В словах рассказчика слышатся скорбь и печаль

Автор вспоминает, что раньше Русь славилась бескрайними полями полноводными реками, красивыми городами, монастырскими дворами, селами и величественными храмами. Ее прославляли великие люди. Князья пользовались уважением и служили примером чести и достоинства.

Слово о погибели русской земли кратко

Сильными русских людей делала христианская вера. Церковь помогала делать добрые дела и покорять другие народы. Князья сумели завоевать соседние страны. Им покорились ляхи, чехи, корелы. Имена русских правителей вызывали ужас у непокоренных соседей.

Оставаясь сильным и единым государством, Русь постепенно погрязла в междоусобных войнах, которые вели мелкие наместные князья. Ушли в прошлое былые подвиги и великие дела. По всей стране остались только сожженные после вражеских набегов города, реки крови и унижение.

Вторая часть описывает русскую землю после смерти князя Ярослава. Произведение имеет похожее вступление, описывающее богатство страны и воспевающее христианскую веру и сильных людей. Становится больше покоренных народов. Те, кто отказался признать Великую Русь, спрятались в болоте или укрепили свои владения железными воротами.

Основная мысль

Юрий долгорукий

Патриотизм и скорбь об утраченном величии пронизывают все произведение. Большие надежды рассказчик возлагает на святую веру. Повествование звучит как призыв к объединению для борьбы с врагом.

Автор надеется, что страна выдержит, сумеет выстоять и сохраниться. Он испытывает чувство гордости за русский народ, гордится своей национальностью и молится за спасение и возрождение Родины.

Слово о погибели рускыя земли

О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чахов (3), от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици а погании и за дышючим морем (4), от моря до болгар, от болгарь до буртас (б) от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху (в) в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда (г) и моръдва бортьничаху (5) на князя великого Володимера, и жюр (6) Мануил цесарегородскый опас (7) имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава (д), и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

1 — почитаемыми в определенных местностях;

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2 — садами монастырскими;

4 — Северное Ледовитое или Белое море;

5 — платили дань медом;

6 — господин (греч.);

а — Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в Северную Двину.

б — Болгары и буртасы обитали по Волге.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

г — Водь — народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы.

"Слово о погибели Русской земли" - выдающееся произведение древнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя Ярослава Всеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238). Поводом к написанию послужило известие из Северо-восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение, оставшееся незаконченным, содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, сыне его Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивающих силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

"Слово о погибели Русской земли" первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

Слово о погибели рускыя земли

О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чахов (3), от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици а погании и за дышючим морем (4), от моря до болгар, от болгарь до буртас (б) от буртас до чермис, от чермис до моръдви, - то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху (в) в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда (г) и моръдва бортьничаху (5) на князя великого Володимера, и жюр (6) Мануил цесарегородскый опас (7) имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава (д), и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

1 - почитаемыми в определенных местностях;

2 - садами монастырскими;

4 - Северное Ледовитое или Белое море;

5 - платили дань медом;

6 - господин (греч.);

а - Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в Северную Двину.

б - Болгары и буртасы обитали по Волге.

в - Возможно, что "ношаху" здесь написано ошибочно, вместо "полошаху" или "страшаху".

г - Водь - народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы.

д - Ср. в "Слове о полку Игореве": от стараго Владимера до нынешняго Игоря".

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



"Слово о погибели Русской земли" - выдающееся произведение древнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя Ярослава Всеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238). Поводом к написанию послужило известие из Северо-восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение, оставшееся незаконченным, содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, сыне его Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивающих силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

"Слово о погибели Русской земли" первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

Слово о погибели рускыя земли

О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чахов (3), от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици а погании и за дышючим морем (4), от моря до болгар, от болгарь до буртас (б) от буртас до чермис, от чермис до моръдви, - то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху (в) в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вяда (г) и моръдва бортьничаху (5) на князя великого Володимера, и жюр (6) Мануил цесарегородскый опас (7) имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава (д), и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

1 - почитаемыми в определенных местностях;

2 - садами монастырскими;

4 - Северное Ледовитое или Белое море;

5 - платили дань медом;

6 - господин (греч.);

а - Видимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в Северную Двину.

б - Болгары и буртасы обитали по Волге.

в - Возможно, что "ношаху" здесь написано ошибочно, вместо "полошаху" или "страшаху".

г - Водь - народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы.

д - Ср. в "Слове о полку Игореве": от стараго Владимера до нынешняго Игоря".

Читайте также: