Как написать сочинение по истории 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.

Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:

  1. Сочинение по одному из трех исторических процессов
  2. Сочинение по одному из трёх исторических деятелей

Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).

Остановимся подробнее на некоторых критериях.

К2. Исторические личности и их роль

Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:

  • Родился (в 1928 году);
  • Руководил (войском, полком и т.д.);
  • Командовал (отрядом и пр.);
  • Думал (над проведением реформы);
  • Победил (в войне);
  • Размышлял (над чем-то);
  • Женился (на царевне);
  • Взошел на престол.

Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.

Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:

  • инициировал (принятие закона);
  • сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
  • выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
  • отдал приказ (идти в атаку);
  • разработал (положения реформы);
  • убедил (противника подписать мирный договор);
  • предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.

Обратите внимание!

К3. Причинно-следственные связи

Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.

Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):

  • хотел (получить выход к Черному морю);
  • желал (победить Швецию в войне);
  • думал (о необходимости вхождения в Антанту);
  • не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.

Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):

  • Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
  • Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.

Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:

  • Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
  • К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);

Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.

Эссе по истории считается действительно сложной умственной работой, которая требует определенных знаний и умений. Так, очень важно иметь хорошие навыки аналитики, а также способность запоминать и систематизировать большие объемы информации.

Предлагаем вам ознакомиться со статьей, благодаря которой вы поймете, как писать эссе по истории таким образом, чтобы оно соответствовало всем общепринятым нормам и правилам.

Особенности эссе по истории

Поскольку эссе является разновидностью сочинения на определенную тему, оно способствует развитию творческих способностей учащегося. Благодаря описанию своего собственного оценочного мнения касательно того или иного исторического события человек учится вырабатывать свой взгляд на вещи и открыто заявлять о нем.

История

Сочинение по истории не только показывает уровень знаний учащегося, но и его способность обрабатывать большое количество информации, систематизируя ее в единое целое. Предоставляя информацию в свободной форме, человек лучше понимает значение результатов различных явлений и событий прошлого.

Критерии оценки эссе

Структура эссе

  • описание более 2 исторических событий или явлений;
  • определение причин и связи конкретных явлений в выбранный период истории;
  • информацию о важных персонах того времени и их значении для развития будущего;
  • оценку значимости конкретного периода в истории;
  • правильное и уместное использование понятий и их определений.

Из чего состоит эссе по истории

Перед тем, как написать историческое сочинение, важно определиться с периодом, который будет в нем освещаться. Начать свое эссе лучше всего с характеристики этого периода, разбора его особенностей и специфики. Завершающим этапом этой части будет подбор конкретных фактов с указанием точных дат и имен.

924

Исторические факты

В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты.

Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.

Оценочные знания

Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет.

При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов.

Характеристика исторической личности

Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами.

Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения.

Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы. При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности.

Пример эссе по истории

Алгоритм написания эссе по истории

  1. Выберите определенный период, которому хотите посвятить сочинение.
  2. Дайте название выбранному периоду и постарайтесь раскрыть его специфику.
  3. Проанализируйте все события, которые происходили в обозначенный период времени. Выделите наиболее важные и второстепенные из них.
  4. Не забудьте указать всех исторических личностей, относящихся к выбранному периоду. Обратите внимание на то, какое они имели влияние на ход исторических событий.
  5. Выявите причины, которые спровоцировали то или иное явление.
  6. Подберите подходящие понятия и раскройте их значение.
  7. Определите исторические факты, которые послужат доказательством предоставленной информации.
  8. Систематизируйте все и составьте план вашего эссе.
  9. Напишите сочинение, проверьте его и исправьте имеющиеся ошибки.

Как написать эссе по истории правильно

  • выбирайте для освещения только тот период, который вы знаете лучше остальных;
  • чтобы ваше эссе было структурированным и логическим, составьте подробный план своего изложения;
  • обязательно разбивайте работу на несколько абзацев – так ее будет легче читать и понимать;
  • предоставляйте как можно больше фактов и как можно меньше лишней информации, без которой вполне можно обойтись;
  • используйте только те понятия, в значении которых вы полностью уверены;
  • важно также помнить, что для написания действительно хорошего эссе очень важна регулярная практика.

Пример и план эссе по истории

924

  1. В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
  2. 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
  3. Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
  4. В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.

Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).

Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.

Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку. Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки.


Эссе по истории: пишем на отлично

Эссе по истории — сложная учебная работа, в которой надо не только изложить позицию, но и показать знание выбранного периода.

Это эссе — обязательная часть ЕГЭ по истории, также его часто задают на профильных факультетах. Если планируете сдавать историю и поступать на подобную специальность, пришло время научиться писать такую работу правильно.

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

Критерии написания эссе по истории

При оценивании работы учитываются:

  1. указание двух конкретных событий в выбранном периоде;
  2. отражение роли двух исторических личностей в этих событиях;
  3. раскрытие двух причинно-следственных связей;
  4. оценка значения периода для истории страны;
  5. использование научной терминологии;
  6. отсутствие фактических ошибок;
  7. корректность формы изложения.

Требования к историческому эссе

Исходя из критериев, главное требование к работе — показать в сжатой форме хорошее знание выбранного периода.

Основой эссе станут два ключевых события: выбирайте самые важные и значимые факты (войны, восстания, смена строя, принятие ключевых документов и пр.).

В зависимости от выбранных событий, отразите в них роль двух исторических личностей. Лучше всего подходят главы государств, члены правительства, военачальники, предводители бунтов.

Чтобы отразить причинно-следственные связи, укажите, какие еще события происходили в исследуемый период, и к чему они привели в дальнейшем. Здесь можно выйти за обозначенные года и рассмотреть, как они отразились на других этапах.

Подведите итог всему вышеизложенному: способствовал ли выбранный период развитию государства или стал кризисным этапом в его истории. Подтвердите мысль конкретными фактами или цитатой авторитетного ученого.

Кстати! Факт: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Залог хорошей подготовки к эссе — чтение исторических книг

План написания эссе по истории

Требования к эссе обуславливают его структуру, которая состоит из 4 абзацев:

  • 1 абзац — указываете, что анализируемый период важен для истории страны и подтверждаете это двумя значимыми событиями;
  • 2 абзац — раскрываете роль исторических личностей в данных событиях;
  • 3 абзац — описываете выявленные причинно-следственные связи;
  • 4 абзац — формулируете итоговую оценку значимости периода.

Оформление эссе

В целом для исторического эссе используются те же параметры, что и для подобных работ по другим предметам. Главным отличием станет объем: если по гуманитарным дисциплинам он не превышает 300 слов, то для истории оптимальным будет 300-500.

Не стоит писать работу, в которой меньше 200 слов: в ней явно не удастся раскрыть все нужные аспекты.

Правила написания эссе по истории

Чтобы получить за работу максимальный балл, следуйте таким рекомендациям:

  1. выберите период, который лучше всего знаете;
  2. выделите в нем 4-5 главных событий и подумайте, как отразите их в работе;
  3. подберите самых важных исторических персон;
  4. заранее заучите несколько оценок ученых-историков;
  5. указывайте только те даты, в которых полностью уверены;
  6. не допускайте грамматических и лексических ошибок: помните, что форма изложения также оценивается.

А если вдруг что-то пошло не так и возникли непредвиденные трудности, не паникуйте. Всегда можно положиться на сервис помощи студентам. Его специалисты прекрасно справляются с любыми работами, экономя ваши время и энергию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_4995a581.jpg

Составитель: учитель истории Голицына Н.А.

Муниципальное образование – Рязанский муниципальный район

Ямковая Елена Дмитриевна

7 А класс

В таких отечески трогательных выражениях обратился в предсмертном завещании первоиерарх Российский Стефан Яворский к своей Рязанской епархии, титул которой с завидной для провинции честью он пронес на протяжении всех двадцати трех лет своего выдающегося архиерейства.

В Рязанском крае было много известных святых. Они жили в разные времена и в разных местах. И вот один из них – митрополит Рязанский и местоблюститетель патриаршего престола Стефан Яворский. Стефан (в миру -Симеон) Яворский стал одним из важнейших церковных деятелей Петровской эпохи. Он родился в 1658 году в семье мелкого дворянина на Правобережней Украине. В эти годы там шла война восставших казаков под руководством Богдана Хмельницкого и пришедших к ним на помощь русских солдат против Речи Посполитой. Родители Симеона, спасаясь от преследований католиков, переехали в расположенный на левом берегу Днепра город Нежин, который входил в состав Российского государства.

Считая себя ответственным представителем церковной власти, Яворский зорко следил за моральным состоянием русского общества и смело порицал порок везде, где находил таковой. Так как, по мнению, Стефана, новый порядок общественной и частной жизни, вводимые Петром, в угоду широкому наплыву иностранцев, способствовал быстрому развращению исконных нравов русского народа, то, естественно, что Стефан, и по - своему положению и по личному настроению, не только не сочувствовал таковым, но и многие из них, или лучше — злоупотребления через них - не только обличал, но и строго карал.

Первое знакомство митрополита Стефана с Рязанью состоялось 9 июня. В своем благословенном жребии новый архипастырь был встречен весьма торжественно и приветливо: его сретали с многолюдным крестным ходом в загородном монастыре, откуда, облаченный в мантию, святитель шел пешком, с крестным ходом. Свою новую, Богом врученную паству митрополит Стефан приветствовал в соборе прекрасной речью, после коей был отправлен торжественный молебен.

Умер Стефан Яворский в Москве в 1722 году. Его прах перевезли в Переяславль Рязанский и захоронили в Успенском соборе. В 1804 году останки были перенесены в Архангельский собор.

Читайте также: