Слов нельзя выдумать отдельно по произволу слово ясное и точное сочинение рассуждение

Обновлено: 06.07.2024

Текст для сочинения:

(1)В конце июня из большой дружной компании осталось пятеро. (2)Почти все ребята разъехались кто куда: в лагерь, к бабушкам, на юг. (3)Друзья заскучали: все игры были перепробованы, захотелось сделать что-то важное, полезное, помогать кому-нибудь или ещё что… (4)Серёжка сказал, что затея так себе.

(5)Никаких бабушек и стариков, которым помощь нужна, не найдёшь. (6)У каждого толпа родственников и детей. (7)Это раньше были одинокие старушки, а сейчас…

— (8)Есть бабушка, – вдруг сказал Джонни. – (9)Она одна живёт.

(10) Её бабкой Наташей зовут. (11)Да вы же знаете, у неё щенок Родька.

(12) Щенка Родьку знали. (13)Он был весёлый и добродушный. (14)А хозяйка…

— (15)Неподходящая бабка, – твёрдо сказал Сергей. – (16)Ерунду ты выдумал, Джонни. (17)Она ребят просто видеть не может.
— (18)Кричит, что все мы бандиты, – заметила Вика.
— (19)Ну… – нерешительно сказал Джонни. – (20)Мы, наверно, сами виноваты…
— (21)Мы?! – хором возмутились Дорины.
— (22)Ну… то есть, наверно, я… (23)Я в прошлом году нечаянно свой вертолёт ей в огород пустил. (24)И полез за ним… (25)И там нечаянно два огурца сорвал…
— (26)А она нечаянно тебе уши надрала, – обрадованно добавил Стасик.
— (27)Нет, не успела, я от неё убежал…
— (28)Понятно, почему она кричит, – задумчиво сказала Вика.
— (29)Теперь к ней не сунешься, – сказал Борька.
(30)Серёжка молчал. (31)Он обдумывал. (32)И все тоже замолчали, вопросительно глядя на него.
— (33)А может, попробуем? – спросил Серёжка. – (34)Трудно, конечно… (35)А вдруг получится?
(36) Решили попробовать.
(37) Бабка Наташа жила в угловом домике. (38)Домишко был старый, осевший в землю одним углом. (39)Словно кто-то сверху стукнул его кулаком по краю.
(40) Калитка тоже была старая. (41)Она оказалась запертой, но Борька просунул в щель руку и отодвинул засов.
(42)По двору ходили куры и петух Гарька. (43)Из фанерного ящика выкатился толстопузый Родька, тявкнул и помчался к разведчикам, виляя хвостиком, похожим на указательный палец. (44)В углу двора из ветхого сарайчика появилась бабка Наташа.
(45)Бабка была ещё крепкая. (46)Высокая, худая и сутулая. (47)Она колюче глянула на ребят из-под клочкастых бровей, и Стасик торопливо посмотрел назад: открыта ли калитка.
— (48)3драсте… – сказал Борька. – (49)Мы к вам, бабушка, по делу пришли.
— (50)И никаких дел нету! (51)Хулиганство одно, – неприступно отвечала бабка Наташа, зачем-то подбирая с земли хворостину, похожую на гигантский крысиный хвост.
— (52)Мы к вам по хорошему делу пришли. (53)Починить что-нибудь, если надо, помочь где-нибудь, – твёрдо сказлл Борька.
— (54)11 чего это мне помогать… – неуверенно сказала бабка.
— (55)Мало ли чего! – перешёл в наступление Борька. – (56)Забор починить или крыльцо… (57)Или вон дверь на сарае! (58)Ну, что за дверь!

Пример сочинения 9.1:

Таким образом, действительно, в художественном произведении писатели часто используют просторечную или разговорную лексику для лучшего раскрытия образов, для придания выразительности и яркости тексту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в марте, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить со словотворчеством Маяковского, развивать внимание, память, мышление, воображение обучающихся, устную речь; воспитывать интерес к литературе, воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии текста, художественный вкус, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Словотворчество Маяковского

Цель: Познакомить со словотворчеством Маяковского

Задачи: Познакомить со словотворчеством Маяковского, развивать внимание, память, мышление, воображение обучающихся, устную речь; воспитывать интерес к литературе, воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии текста, художественный вкус.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Какой основной прием использован в стихотворении? (антитеза) На чем оно построено?

Какую эмоциональную окраску содержат обращения – мужчина, женщина?

Что по - Маяковскому главное для человека? (еда, сытость)

Почему автор сопоставляет людей с моллюсками? (лишены внутренней формы, принимают любое обличье, это бесформенная субстанция)

Итак, обобщим, какой представлена толпа?

III. Работа по новой теме.

Словотворчество Маяковского

Известно, что создание новых слов (словотворчество) начинается не с Маяковского. Устойчивый в своей основе язык непрерывно развивается вместе с обществом. Рождение нового слова не произвольный акт, оно должно отвечать назревшей потребности. Еще Жуковский писал:

Следует различать два вида новых слов — неологизмов: во-первых, это слова, которые рождаются для обозначения новых понятий и входят в общеупотребительный язык. Известно, как обогатился русский язык в Петровскую эпоху; как много новых слов, отражающих новые понятия, ввели Карамзин и Жуковский.

Некоторые слова родились совсем недавно, вместе с пошедшими в жизнь предметами научно-технического прогресса или новыми понятиями 1 .

1 Автор этой статьи 3. Напорный приводит новые слова атомовоз, целинники и др. Теперь мы можем говорить о других словах-неологизмах: Интернету консенсус и др.

Но есть и второй вид неологизмов, предназначенных не для того, чтобы войти в язык наравне с другими словами, а для решения данной конкретно-неповторимой художественно-изобразительной задачи.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закреплени е

Что для лирического героя является самым драгоценным? (его бесценные слова – самое драгоценное, самоцветы)

Какая интонация звучит в этих строках? (усмешки или упрека, понимает, что поэзия никому не нужна)

Итак, каким представлен образ лирического героя? (щедрым, настоящим поэтом, хрупким и беззащитным)

В четвертой строфе этот образ резко меняет свою окраску. Лирический герой называет себя грубым гунном. Кто такие гунны? (тюркские племена, которые вторглись в Европу)

Почему герой свое выступление, когда он щедро дарит свои бесценные слова, называет кривляньем, шутовством? Это чье восприятие?

Получается, что герой и бабочка, и гунн. Кто же он на самом деле?

В данном случае мы видим, что герой одевает маску. Зачем? А в каких случаях люди вообще одевают маски? (маска шокирует публику, маска защищает, помогает оценить толпу)

А для чего необходима показная грубость? (герой показывает, что в состоянии защитить себя).

В чем лирический герой видит свое предназначение? (носитель высоких идеалов, должен служить людям)

Вывод по стихотворениям

Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением быть услышанным во что бы то ни стало.

- Сделаем вывод. Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ; зазывалы – арапы распахивают перед людьми двери казино, ресторанов…

Маяковский прежде всего новатор, первооткрыватель в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал. В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику. С вызовом общественному мнению он предлагал молодым поэтам поступать так:

Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку.

Вот – я, весь боль и ушиб

. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите 3 слова и подберите рифмы – 1-2. Прочитайте вслух.

Мы немного смогли приблизиться к СЛОВОТВОРЧЕСТВУ, смогли понять, что без смелого, неожиданного, иногда забавного невозможно рождение стиха. А само ТВОРЧЕСТВО – процесс сложный, трудный, но захватывающий и интересный.

Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с ним, спорить, опровергать, но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, - это факт.

С высказыванием С.Я. Маршака о том, что автор художественного произведения может иногда использовать слова, принадлежащие к просторечной лексике, нельзя не согласиться.

Использование в произведениях разговорной и даже просторечной лексики связано с авторской идеей, просто так писатель или поэт просторечия в тексте использовать не будет. С помощью них происходит подчеркивание своеобразия того или иного уклада жизни или быта, раскрытие образов персонажей, их отношения к жизни и к окружающему миру. Использование просторечий приближает читателя к персонажам и к описываемой действительности, делает произведение более понятным и интересным. Когда автор использует слова разговорного пласта, он делает свои высказывания более выразительными. С данном случае просторечия выступают как лексическое средство выразительности.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авторы произведений нередко используют в своих текстах разговорную и просторечную лексику, которая становится средством выразительности.

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-филолога Николая Николаевича Кохтева: "Слово - мощная, активно действующая сила, способная вызвать в человеке конкретные представления, чувства, реакции, образы".

Высказывание Н. Н. Кохтева я понимаю так: слово, действительно, обладает великой силой. С помощью слова автор заставляет читателя мечтать, создавать в воображении различные образы, выражать свои мысли и чувства.

Так, в предложении 22 говорится о том, что контролерша, "как старый и неподкупный страж, стояла у входа. " Благодаря этому сравнению, перед читателем встает образ грозного и безжалостного человека.

И становится ясно, что герою никак не удастся проникнуть в кинотеатр без билета.

Рассказывая о переживаниях главного героя, о состоянии мальчика, который бежит к боковой двери кинотеатра в надежде, хотя бы услышать своих любимых героев, автор использует глаголы "выбежал", "помчался" (предложение 32). Эти слова помогают читателю представить образ мальчика, который изо всех сил старается дойти до заветной двери.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что прав был Н. Н. Кохтев. Сила слова в том, что читателю дается возможность сопереживать героям, понимать замысел автора.

М. В. Панов утверждал: "В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка". С этим нельзя не согласиться. Действительно, каждый из нас сталкивается с оборотами речи, не свойственными литературному языку. Чаще они используются в неформальном общении, но встретить их можно и в художественном тексте. Приведу примеры.

Во- первых, в предложении 20 автором используется разговорное слово "задолбала". "Как меня задолбала эта история. " Не надоела, не утомила, не измучила, а именно "задолбала". Это слово несет дополнительную экспрессивную нагрузку, помогает понять возмущение Грини.

Во-вторых, в предложении 25 В. Захаров употребляет грубое, бранное слово "морду". Это слово помогает понять, с каким пренебрежением, с какой ненавистью Гриня относится к герою текста.

Могу сделать вывод, что М. В. Панов прав. Использование нелитературной лексики в художественном тексте вполне допустимо.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: