Почему поэтов всех времен привлекала тема памятника сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Не известно, писал ли кто на эту тему до Горация, основоположником традиции считается он:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран

За то, что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
(Перевод Фета)

И с тех пор многие поэты обращаются к этой теме. В русской поэзии тема "мои стихи и память обо мне - моё бессмертие" тоже нашла многочисленные отклики. И до сих пор. ;)

Все задумываются, какую память оставят о себе потомкам. Державин. Пушкин.
Лермонтов.
Нет! - я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних дней.
Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.
Быть может, некогда случится,
Что, все страницы пробежав,
На эту взор ваш устремится,
И вы промолвите: он прав;
Быть может, долго стих унылый
Тот взгляд удержит над собой,
Как близ дороги столбовой
Пришельца - памятник могилы!
Бродский .

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, -
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, -

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

…в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях…
И. И. Пущин
Первое стихотворение “Памятник” написал Квинт Гораций Флакк (65 – 8 гг. до н. э.), древнеримский поэт блестящей эпохи императора Августа. Он был сыном вольноотпущенника, получил хорошее образование в Риме, участвовал в гражданской войне в войсках Брута, после поражения республиканцев вернулся в Рим и посвятил себя полностью поэтическому

творчеству.
В 23 году до н. э. Гораций выпускает три книги лирических “Песен”, которые античные критики называли одами (от древнегреческого слова “песня”) не случайно: римский поэт считает себя учеником эолийских лириков Алкея, Сапфо и Анакреонта. Они создавали в своих стихах образ поэта с индивидуальными чертами характера и собственной биографией, к чему стремился и сам Гораций. Сборник песен открывался обращением к самому близкому другу и покровителю поэта – римскому аристократу Меценату – и заканчивался стихотворением “К Мельпомене”, которое начиналось словами: “Я воздвиг

Стихотворение представляло собой обращение к музе трагедии – Мельпомене, имя которой появляется в последней строке: муза должна наградить поэта по заслугам лавровым венком – символом победы, могущества и мира. Свое бессмертие сам Гораций видел в том, что “первым свел (переложил – О. П.) эолийскую песнь на италийские лады”, то есть обогатил римскую поэзию новыми стихотворными размерами (свои лирические песни поэт написал двенадцатью разными размерами, чего не смог повторить ни один другой римский поэт).
В 1747 году М. В. Ломоносов переводит стихотворение Горация с латинского на русский язык. Свою задачу при этом Ломоносов видел в том, чтобы как можно точнее передать содержание оригинала, поэтому никаких собственных добавлений к латинскому источнику русский поэт-переводчик не вносил. В 1795 году к Горациеву стихотворению обратился другой русский поэт – Г. Р. Державин.

В отличие от Ломоносова, Державин дает свободный перевод античного оригинала и называет свое стихотворение “Памятник”.
Первая строфа является точным переводом Горация:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Но уже во второй строфе Державин отступает от римского оригинала и говорит о роде славян, которые вечно будут помнить о нем. Русский поэт, как и Гораций, подчеркивает, что сам добился своей славы, так как происходит из безвестного рода:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал…
А свою главную заслугу Державин видит в том,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Поэт вспоминает здесь свою знаменитую оду “Фелица” (1783), посвященную Екатерине Второй, и философские оды “На смерть князя Мещерского” (1779), “Бог” (1784), “Водопад” (1794) и т. д. Державин заканчивает свое стихотворение, как и Гораций, обращением к музе, но уже не к конкретной музе трагедии, а к творческому вдохновению, представляемому, по европейской традиции, в образе прекрасной женщины.
В 1836 году А. С. Пушкин написал свой “Памятник”. Первые две строфы являются вольным переводом древнеримского оригинала, а свою заслугу перед народом поэт видит в том,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Последняя строфа является традиционным обращением к музе, но поэт, вместо лаврового венка, хочет получить от музы мудрость:
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Горациева ода привлекла внимание А. А. Фета, который в 1863 году создал ее новый перевод, а в 1912 году свой “Памятник” пишет В. Я. Брюсов. Если Пушкин выбирает в качестве эпиграфа первые слова римской оды (“Я воздвиг памятник…”), то Брюсов ставит в эпиграф слова из той же оды, обращенные к Мельпомене (“Преисполнись гордости…”). Первые строки стихотворения повторяют, правда на свой лад, идею Горация:
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Кричите, буйствуйте, – его вам не свалить!
А далее поэт Серебряного века утверждает, что его стихи, воспевающие общечеловеческие ценности, будут понятны не только соотечественникам, но и всем гражданам мира:
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
В заключение следует сказать, что каждого серьезного поэта волнует вопрос о значимости его собственного творчества и каждый поэт оценивает свою поэзию по-своему. Это зависит от времени, когда он создавал свои произведения, от характера самого автора.
Сравнивая “Памятники”, можно заметить, что со временем поэты все больше ценят высокие человеческие чувства. Гораций видел свою заслугу в том, что писал лирические стихи, то есть изображал простые, но благородные чувства: любовь, дружбу, любование природой, уважение к человеку. Державин ценил в своем творчестве правдивость и честность. Пушкин ставит себе в заслугу, что не просто воспевал добрые чувства, но прививал их соотечественникам в свое “жестокое” время.

Брюсов уверен: если “о друге с дружбой” говорить, твоя поэзия будет понятна всем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЛОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3"

Г. БЕЛОГОРСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

по направлению: русский язык и литература

ТЕМА ПАМЯТНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тип проекта : исследовательский

Работа допущена к защите:

Автор проекта: Билова Зера Эльдаровна

Сейтаблаева Ление Наримановна,
учитель русского языка и литературы

г. Белогорск – 2020 год

ТЕМА ПАМЯТНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2. Особенности темы памятника:

а) в творчестве М. В. Ломоносова…………………. 4

б) в творчестве Г.Р. Державина………………….……5-6

в) в творчестве А.С. Пушкина……………………..….7-8

г) в творчестве В.Ф Ходасевича ………………….…..9

д) в творчестве В.С. Высоцкого ……………….……..10-12

е) в творчестве Я.В. Смелякова………………. ….…13-15

4. Список используемой литературы……………. ….17

ОСОБЕННОСТИ ТЕМЫ ПАМЯТНИКА

Каждый человек, посвятивший себя творчеству, сталкивается с душевным кризисом. Оценивая свои творения, свой вклад в развитие культуры, многие остаются недовольны тем, что они создали, тем, что они сделали.

Рассматривая свою жизнь с позиции обывательской, видят, что их поступки зачастую были не совсем правильными, а их суждения могли быть ошибочны.

Но главное, что должен знать любой поэт или писатель — их вклад никогда не будет забыт, их творчества навсегда останется в сердцах людей. И пусть сами они не считают себя людьми достойными, право судить и решать принадлежит не им, а народу, читателям.

Искусство должно прививать нам, читателям, умение правильно оценивать свою жизнь, ценить то, что превыше всего: правду, любовь, искренность. Любой поэт, воспевающий в своих стихах эти идеалы, воздвигает себе памятник, что будет стоять вечно.

а) в творчестве М.В. Ломоносова

Двусложный размер – ямб - придаёт нерифмованным строчкам стихотворения чёткость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений грекоримского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т. д..

б) в творчестве Г.Р. Державина

Всяк будет помнить то в народах несчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истины царям с улыбкой говорить.

Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов несчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом. Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений

в) в творчестве А.С.Пушкина

За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.

Главной мыслью этого стихотворения является тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу, а жанром – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Александрийский столп - это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает "выше Александрийского столпа"? Это можно истолковать и как победу "таинственного певца" над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с "кумиром" своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного "кумира" силой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство. Каждое произведение поэта неповторимо, в каждом своя философия и красота. Поэзия Пушкина - это тропа к сердцу самого поэта. В поэзии он находит силы жизни, чтобы бороться с одиночеством, потому что общество его не понимает, не понимает его философские взгляды. Я считаю, что творчество Пушкина - это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит "живой водой" всех, кто к нему прикасается. Оно воспитывает добрые чувства, которые учат нас любить и понимать жизнь. Читая и перечитывая произведения Пушкина, мы каждый раз открываем для себя что-то новое.

г) в творчестве В.Ф Ходасевича

д) в творчестве В.С. Высоцкого

И железные рёбра каркаса

Мёртво схвачены слоем цемента,

Только судороги по хребту.

Последующее развитие стихотворения логически сопрягает мотив памятника с мотивом канонизированного образа поэта, замыкая тему торжества смерти над жизнью.

При внешнем динамизме глаголов здесь скорее изображается безжизненная суета, которой сопровождается любое посмертное торжество с присущим ему в качестве обязательного элемента публичным лицемерием.

Тишина надо мной раскололась,

Из динамиков хлынули звуки,

С крыш ударил направленный свет,

Мой отчаяньем сорванный волос

Современные средства науки

Превратили в приятный фальцет.

Но в заключительной части происходит коренной перелом в традиционном сюжете оды. Посредством деканонизации пушкинского образа совершается разрушение памятника и возвращение поэта в жизнь.

Командора шаги злы и гулки!

Я решил: как во времени оном,

На пройтись ли по плитам звеня?

И шарахнулись толпы в проулки,

Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.

В пушкинской поэтике человек и статуя уравниваются в своей несвободе: своеволие Евгения и Дон Гуана наказывается роком за попытку идти против устоявшегося порядка вещей, который для поэта XIX века обладает единственным статусом реальности. В художественном языке Высоцкого метафизический порядок вещей лишён статуса реальности изначально. Величие предмета и его восхищающая мощь, составляющая, по мнению Гегеля, субстанциональное содержание оды, рушатся перед внутренней свободой. Ода вылезает из традиционной оболочки жанра, как и сам поэт:

. падая вылез на кожи,

Дотянулся железной клюкой,

И когда уже грохнулся наземь,

Из разодранных рупоров всё же

Лирический герой поэта предельно жизнелюбив, его нельзя соблазнить ни райскими садами, ни персональным монументом на площади. Вектором его существования остаётся правда и только правда.

е) в творчестве Я.В. Смелякова

Стихотворение "Памятник" написано в 1946 году - в период финского плена, в тягостное для Я.Смелякова время. Произведение представляет собой монолог лирического героя, который во сне превратился в памятник.

"Памятник" Смелякова нельзя поставить в один ряд с одноимёнными стихами великих поэтов, потому что тема творчества не является главной в данном произведении. Пожалуй, это стихотворение можно отнести к философской лирике, т.к. лирический герой осмысливает своё настоящее, говорит о том, что для него составляет счастье его "теперешней" жизни, куда рвутся его сердце и душа, чего жаждет его сознание.

Но поэт говорит о невозможности "творить, писать" в контексте общей "несвободы". Олицетворением этой "несвободы" является образ памятника:

Приснилось мне, что я чугунным стал.

Мне двигаться мешает пьедестал.

Внешняя (физическая) "несвобода" ("мне двигаться мешает пьедестал", "рука моя трудна мне и темна") так же тягостна, как и внутренняя, душевная ("и сердце у меня из чугуна", "и я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей", "вдруг набежит чугунная слеза"). А самое страшное то, что герой не может высказать всего, что наболело. "Чугунных метафор" в стихотворении немало: это и "сердце из чугуна", и "чугунные брови", и "чугунная слеза", и "чугунный голос". Повтор метафоры "чугунный" усиливает ощущение непомерной тяжести и скованности во всём: в движениях, мыслях, чувствах.

Ещё одна тема получает развитие в стихотворении: личные любовные переживания героя. Мотив грусти, удручённости, который звучит с самых первых строк произведения, усиливается, сливаясь с мотивом одиночества, когда лирический герой говорит о своей любимой. В монологе нет пылких признаний, но в кажущихся такими простыми словах: "Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд, всё тот же рот, что много лет назад" - столько нежности, теплоты, преданности, что невольно понимаешь, что женщина, которой адресованы эти строки - самая дорогое, что было и есть в жизни лирического героя. И это его земное чувство - самое ценное, что у него есть.

Человек не в силах замедлить неуловимый бег времени, и герой страдает от невозможности что-либо изменить в сложившихся обстоятельствах. В тексте нет ярких метафор, экспрессивно-окрашенных слов и выражений, передающих страдания, душевную боль героя. Но почувствовать это позволяет нам построение стиха: каждое двустишие состоит из одного предложения. Отсюда прерывистое резковатое звучание стиха, которое и помогает увидеть всю глубину переживаний, надрыв лирического героя. Ритмичность стиху, движение чувству придаёт пятистопный ямб с точными мужскими парными рифмами.

Метафоры, преобладающий троп в стихотворении, основан на сравнении с памятником, т.к. лирический герой уподобляет себя чугунной статуе. Практически в каждой строфе (а это значит в каждом предложении) поэт подчёркивает уподобление героя памятнику: повтор метафор с прилагательным "чугунный", "у ног моих с утра самозабвенно лазит детвора", "торжественный металл", "сойду с блестящей высоты ,синонимы -"пьедестал", "монумент", "статуя".

Но образ скульптуры, памятника неоднозначен: с одной стороны, это образ "несвободы", а с другой - символ чего-то "вечного, бессмертного", к чему хотел бы прикоснуться герой.

Для того чтобы обнажить чувства, воссоздать внутреннее состояние лирического героя, автор использует образ сна. Традиционно в русской литературе сон - это благодатные, счастливые мгновения прошлого, либо психологическое состояние героя в настоящем, либо мечта, предчувствие будущего. У Смелякова приём "сна"- это осмысление тяжёлой действительности и попытка заглянуть в будущее, это выход из реальности, в которой жизнь трудна, а может, невозможна. Но несмотря на приём "сна", лирический герой предстаёт перед нами "живым" человеком, глубоко мыслящим, страдающим, любящим.

От строгих, будто и неукрашенных строк Ярослава Смелякова исходит особенное обаяние, нежность, иногда прикрытая суровостью, и откровение.

Несмотря на все жизненные невзгоды, Ярослав Смеляков не оставил творчество, не предал ни своего призвания, ни своей судьбы. А если и прикасался к "высоковольтным проводам" времени, то с какой-то своей осторожной человечностью. Пример тому - стихотворение "Памятник".

Великие русские поэты написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа. Державин, Пушкин, Ломоносов, Высоцкий, Ходасевич и Смеляков оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет. Авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие

Памятник А.С.Пушкину в Москве.1880. Скульптор А.М.Опекушин

Ода М.Ломоносова-это переложение оды древнеримского поэта Горация, который писал в своём произведении о нерукотворном памятнике, созданном поэтом своим творчеством. Его ода очень близка к оригиналу. Поэта привлекла мысль о подведении итогов творчества. Он отмечал, что его поэзия бессмертна, что слава его будет возрастать с каждым последующим поколением. Главная идея стихотворение- высокая оценка собственного труда:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

В стихотворении поэт подводит итоги своему творчеству, отмечая, что его поэзия будет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Это свидетельствует о том, как высоко он сам оценивал свои произведения. Особо он отмечает доступность, простоту, лёгкость слога его стихов, чего раньше не было в поэзии. Поэт был новатором в литературе, он расширил тематику стихов, воспевая не только подвиги, но и добродетели, в первую очередь, императрицы:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Поэт был уверен, что его стихи переживут время и будут жить в сердцах народов России, что его стихи будут знать во всех уголках огромной страны:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Поэт не стремился возвеличить себя. Он создал реальную картину, так как к поэтическому творчеству относился с огромной ответственностью и понимал, какова миссия поэта в обществе.

Поэт создал произведение, в котором , по примеру предшественников, стремился подвести итог своему творчеству. Он особо подчёркивает мировое значение своей поэзии, которая переживёт века:

Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Что же ставил себе в заслуги поэт? Это умение выразить в стихах думы и страсти человека. Как бы ни критиковали его поэзию, был уверен, что стихи обязательно оценят люди разного положения в обществе, разного вкуса:

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя…

Стихотворение написано в свойственной поэту манере возвеличивания себя:

Я есмь и вечно должен быть.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей , слишком много правды говорил он людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Державин

Памятник Г.Р.Державину в Петрозаводске. 2003 г.Скульптор В.Сойни.

Читайте также: