Скрытый психологизм как способ изображения героев романа отцы и дети сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Характеристика художественного метода и психологизм Тургенева.

Четко выражается авторская позиция также в предыстории героя, где в очень метких и ироничных кратких формулировках перед нами предстает вся предшествующая его жизнь — всегда в субъективном авторском освещении. Герой и его поступки характеризуются прямо и однозначно, так что у читателя должен сразу сложиться устойчивый и определенный образ. То же происходит и в эпилоге, когда автор окончательно расставляет всех героев по предназначенным им жизнью местам, и их судьба прямо воплощает авторский суд над ними.

Особенности психологизма романа Тургенева Отцы и дети

Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние. Единственный случай, когда Тургенев непосредственно изображает внутреннее состояние Базарова, – это при описании чувства героя к Одинцовой, поскольку оно было необычным для Базарова и не могло быть объяснено из его поведения:

12 стр., 5712 слов

Первый роман Тургенева: Рудин

… Тургенева, это значило, что социально-политический строй России, крепостной застой, гнет самодержавия не открывали перед личностью возможностей … том бессознательно эгоистичные и чрезвычайно неустойчивые. Их чувства искренни, но не прочны, и печальна бывает … сороковых до семидесятых годов прошлого столетия. За героем первого романа Тургенева Дмитрием Рудиным давно закрепилось прозвище «лишний …

Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли:

Так же автор передает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения.

На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, так как автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом – выбором ситуаций, в которые он его помещает.

Совсем иначе, но тоже через портрет обрисовывается Тургеневым характер Павла Петровича Кирсанова:

3 стр., 1083 слов

… через многие испытания, развенчивающие его философскую теорию. Базаров … Тургенев наглядно показал на примере своего героя – Евгения Васильевича Базарова. Именно поэтому основные испытания в романе связаны с личностью именно главного героя — на протяжении всего произведения автор планомерно проводил Базарова … это сочинение.

Образ Кирсанова создается в первую очередь через описание его одежды, необыкновенно подробное и красноречивое, в чем ощущается легкая ирония автора по отношению к герою. Для характеристики Тургенев пользуется даже синтаксисом фразы, подчеркивая плавность и медлительность движений героя длинным, усложненным, но безукоризненно правильным периодом.

Примеры похожих учебных работ

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Тургенев Иван Сергеевич

… Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь. Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, … портрет героев, Тургенев перегруппиро­вал … Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. …

Тургенев и. с. — Красота русской души

… крепостного крестьянства27. Автор подробно описывал условия и обстановку их жизни. Однако крестьяне, изображенные Тургеневым в его … двух творческих натур делается сюжетом очерка. Герои Тургенева – личности. Их индивидуальные черты подчеркнуты …

Уроки по творчеству И.С. Тургенева

… — Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши? (Тургенев активно использует эпитеты: « … в деревне предвиденье, а как затем­нело, сам, говорят, так … чия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика …

… наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следует катастрофа, а за ней эпилог Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М., 1968. — С. …

Психологизм прозы Тургенева сочинение

Психологизм в литературе – изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний. Каждый писатель демонстрирует душу человека, используя при этом различные способы: внутренний монолог, сны, дневники, речь и мимика, внешний вид героя, его обстановка, интерьер. Через эти приемы автор показывает состояние героя, то, что его тревожит. У каждого писателя свой способ показать психотип героя. Каков же он в прозе у Тургенева?

В заключение хочется отметить, что психологизм Тургенева сильно отличается от других писателей. Он тайный, скрытый. Не сразу становится понятна личность героя и его душа. Сам автор оставляет загадкой внутренний мир персонажей, не раскрывает до конца их характеров, что заставляет нас, читателей, додумывать самостоятельно. Эта тайная психология показывает мастерство Ивана Сергеевича и всю необычность его произведений.

Своеобразие психологического анализа в романе Тургенева "Отцы и дети"

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ
Тургенев скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (возможно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

Базаров внешне похож на лягушку, и он говорит, что мы с тобой те же лягушки. Возможно, он режет лягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать, что у него внутри. Базаров лягушка, а лягушка может напрямую общаться со своим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть. Чичиков тоже громко чихает и сморкается. Базаров также говорит, что человек может понять все, но не может понять, почему другой человек сморкается не так, как он. Сморкание, чихание трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине (и его отец, Василий Иванович, все время рассказывал об эпизоде чумы в Бессарабии). Павел Петрович и Базаров чужаки в Марьине, они оба похожи на Эдипа.

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаров изменился, так же как и Павел Петрович. После пережитых ими любовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Петровича. Мы понимаем, что Базаров романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце, перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет… Теперь… темнота… (А Эдип ослепляет себя.) До встречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А Павел Петрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Петрович самый загадочный герой, и он сохраняет свою загадочность до конца. Вообще все Павлы переживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова Павел Петрович это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, как котенка.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базарова это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Как бы в противопоставление Базарову ставится Аркадий. Сначала Аркадий во всем подчинялся Базарову, но потом он постепенно становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петровича и Базарова, Аркадий не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничего не делающий человек. Аркадий зяблик, а Базаров советует ему быть галкой и ставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне (Лорелею, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Ему жалко бедных мужиков, жалко родителей Базарова, его мать: Ты матери своей не знаешь, Евгений… Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.

Еще две загадочные фигуры романа это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича. Она сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Княгиня Р. поставила крест на сфинксе, то есть на себе. Она узнала свою загадку, постигла тайну любви и жизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович Воланд: у него трость, усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, свет из окна освещал лицо мертвеца, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он не оставил княгине Р. выбора, подарив перстень.

Одинцова тоже сфинкс, Лорелея. Она чувствовала за собой пустоту, бездну. Она больше похожа на Веру Николаевну. (В Фаусте оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой статуя Молчания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говорит Аркадию: Ведь ты любишь мороженое? Она всегда спокойно и ровно дышит, она словно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала с Базаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга и Обломов; Ася). Дом Одинцовой похож на замок, везде порядок, а ее имя намек на одиночество.

Николай Петрович более всех близок к Тургеневу. Он восхищается природой, он добряк, божья коровка. У Фенечки в комнате висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизни тоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбить Фенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит Николая Петровича, она собирает ему к завтраку бездну красных и белых роз.

Катя это ясень. Аркадий и Катя это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Давая психологический портрет героев, Тургенев перегруппировал их. В одном письме он написал: …в судьбе почти каждого человека есть трагическое, но оно закрыто от самого человека пошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и не подозревают, что они герои трагедии. Каково еще хотеть трагического. То есть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцова герои трагедии и они все были одиноки. С помощью психологического анализа Тургенев открывает нам внутренний мир своих героев.

Популярные сегодня темы

Весна. Какое теплое слово. Наверное, ни одно время года так не ждут как весну. Весна в наш город приходит каждый раз по-новому. Метельный февраль засыпает снегом. Зима не хочет уходить и цепляется за каждый день.

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Известный писатель Чехов отражает в произведении определенные особенности и выдающийся талант. В названии рассказа читатель заметит особую функцию.

Психологизм творчества тургенева кратко

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

Психологизм в произведениях И. С. Тургенева

(326 слов) Психологизм в художественном произведении – это авторская попытка передать внутренний мир своего персонажа через чувства, переживания, мысли, желания. Каждый писатель по-своему старается раскрыть героя, используя те или иные приемы.

Изначально герой был влюблен в Анну Сергеевну, затем он встретил Катю, которая заняла место в его сердце. Тургенев не говорит читателю это прямо – тот должен сам это понять через ход мыслей и действий Аркадия, почувствовать тонкую смену его состояния.

Тургенев обращал внимание больше на физические проявления эмоций (мимика, жесты, сердцебиение, дыхание и т.д.), а также на ход мыслей, через которые давал читателям намеки на чувства героев. По его мнению, как социальный конфликт, так и человека, нужно рассматривать изнутри, поэтому писатель должен быть психологом в своих произведениях и учить этому искусству свою аудиторию.

Автор: Альбина Исмаилова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Психологизм романа “Отцы и дети” Тургенев

Тургенев — скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров — главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (возможно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базарова — это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Еще две загадочные фигуры романа — это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича. Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она — сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Катя — это ясень. Аркадий и Катя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Своеобразие и сила тургеневского психологизма заключается в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своего слияния с окружающим миром.

С. Е. Шаталов в свое время объяснял отсутствие исследований психологического метода И. С. Тургенева тем, что еще не вполне назрели условия для постановки и решения этого вопроса на современном научном уровне. Изучение психологического метода даже Достоевского и Л. Толстого началось относительно недавно; что же касается Тургенева, да в прочем и Герцена, Гончарова, Лескова и многих других художников XIX века, то современный читатель вынужден довольствоваться либо утратившими значение работами авторов, тяготевших к психологизму, либо суммировать попутные замечания, рассыпанные в трудах о мастерстве русских классиков.

Решению главного вопроса – об историческом значении героя – подчинен в романах Тургенева и метод изображения, внутренней жизни персонажа. Тургенев вскрывает только такие черты внутреннего мира персонажа, которые необходимы и достаточны для их понимания как социальных типов и характеров. Поэтому Тургенев не интересуется резко индивидуальными чертами внутренней жизни своих героев и не прибегает к детальному психологическому анализу.

Главная психологическая черта, которая определяет все развитие внутренней жизни героев, их судьбу, и следовательно, движение сюжета, — это противоречие между мировоззрением и натурой.

Наиболее глубинное течение внутренней жизни сознательно оставалось недосказанным, улавливалось лишь в своих результатах и внешних проявлениях. Стараясь, бать предельно беспристрастным, Тургенев неизменно заботился о соблюдении дистанции между автором и персонажем.

Вместе с тем этот сознательный и принципиальный отказ от изображения таинственного процесса рождения мысли, и чувства совсем не означает, что Тургенев был писателем статистических характеристик, передающих лишь устойчивые признаки человеческого характера. Историко-философское мировоззрение Тургенева сказалось в его концепции человека как участника общественной истории. Персонажи в романах Тургенева всегда представители определенной фазы общественного развития, выразители исторических тенденций своего времени. Личное и общее – различные сферы для Тургенева. Естественные влечения и склонности, связанные с натурой, воспитанной длительным процессом поколений, часто не соответствуют сознательным запросам человека. Своим нравственным сознанием он целиком принадлежит рождающемуся будущему, а натурой он связан с тем настоящим, которое уже захвачено разрушением и распадом. Тургенева-психолога поэтому интересует не история души, а борьба противоположных начал в сознании героя. Борьба противоположных начал, которые уже не могут существовать в единстве, остается неразрушимой для тургеневских героев, а приводит лишь к смене психологических состояний, а не к рождению качественно нового отношения к миру. Борьба противоположности, то есть сознательных нравственно-общественных устремлений героев с какими-то их прирожденными, вечными качествами, изображается писателем как безуспешная: у каждого своеобразная натура, у всех непреодолима.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 117809 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние. Единственный случай, когда Тургенев непосредственно изображает внутреннее состояние Базарова, – это при описании чувства героя к Одинцовой, поскольку оно было необычным для Базарова и не могло быть объяснено из его поведения:

Первый роман Тургенева: Рудин

. Тургенева, это значило, что социально-политический строй России, крепостной застой, гнет самодержавия не открывали перед личностью возможностей . том бессознательно эгоистичные и чрезвычайно неустойчивые. Их чувства искренни, но не прочны, и печальна бывает . сороковых до семидесятых годов прошлого столетия. За героем первого романа Тургенева Дмитрием Рудиным давно закрепилось прозвище «лишний .

Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли:

Так же автор передает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения.

На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, так как автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом – выбором ситуаций, в которые он его помещает.

Совсем иначе, но тоже через портрет обрисовывается Тургеневым характер Павла Петровича Кирсанова:

. через многие испытания, развенчивающие его философскую теорию. Базаров . Тургенев наглядно показал на примере своего героя – Евгения Васильевича Базарова. Именно поэтому основные испытания в романе связаны с личностью именно главного героя - на протяжении всего произведения автор планомерно проводил Базарова . это сочинение.

Образ Кирсанова создается в первую очередь через описание его одежды, необыкновенно подробное и красноречивое, в чем ощущается легкая ирония автора по отношению к герою. Для характеристики Тургенев пользуется даже синтаксисом фразы, подчеркивая плавность и медлительность движений героя длинным, усложненным, но безукоризненно правильным периодом.

Примеры похожих учебных работ

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Тургенев Иван Сергеевич

. Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь. Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петрови­чем. Базаров, . портрет героев, Тургенев перегруппиро­вал . Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. .

Тургенев и. с. — Красота русской души

. крепостного крестьянства27. Автор подробно описывал условия и обстановку их жизни. Однако крестьяне, изображенные Тургеневым в его . двух творческих натур делается сюжетом очерка. Герои Тургенева – личности. Их индивидуальные черты подчеркнуты .

Уроки по творчеству И.С. Тургенева

. - Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши? (Тургенев активно использует эпитеты: « . в деревне предвиденье, а как затем­нело, сам, говорят, так . чия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика .

. наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следует катастрофа, а за ней эпилог Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. - М., 1968. - С. .

В романе " Отцы и Дети" Тургенев использует прием "тайного психологизма". Писатель рисует перед нами картину происходившего, не упуская ни малейшего движения,взгляда,вздоха,но и не утяжеляет ее описанием чувств героя. Тем самым Тургенев дает самому читателю возможность додумать, домыслить и проникнуться чувствами героя так, как он его для себя поймет.

На мой взгляд, одним из самых интересных для анализа и окутанных загадкой эпизодов был разговор Базарова с Одинцовой у нее в кабинете и непосредственно его объяснение с Анной Сергеевной. Поэтому я выбрала для исследования именно его и сейчас приведу несколько отрывков из романа, в которых используется прием "тайного психологизма"

Анна Сергеевна еще не могла толком понять своих чувств, но ей определенно был интересен Базаров, поэтому она пригласила его к себе в кабинет продолжить разговор, состоявшийся накануне. Евгений Васильевич тоже еще не признался сам себе в своих чувствах, однако замечал, что с ним происходит что-то не то, особенно в присутствии Анны Сергеевны. " Одинцова скорыми шагами дошла до своего кабинета. Базаров покорно следовал за нею, не поднимая глаз и только ловя слухом тонкий свист и шелест скользившего перед ним шелкового платья." Еще совсем недавно он совсем не обращал внимания ни на свой вид ни на тем более вид других девушек. Для него просто не существовало всех этих мелочей, он был занят размышлениями о науке, о человеке. А сейчас он покорно следует за Анной ,и ничего вокруг не привлекает его внимания , лишь тонкий свист и шелест скользящего перед ним платья.

Далее Анна вызывает Евгения на разговор о чувствах, в конце которого узнает у своего собеседника в чем же все-таки причина изменений в нем самом и в его поведении.

— И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
— Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.
— Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.

Подумать только,человек идущий по жизни отрицающи,не признающий ничего,что заполняет наши души и сердца,нигилист ,в конце концов-признается в своих самых искренних и трепетных чувствах женщине,которую полюбил.

" Он быстро обернулся и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь. Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновение спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней…

- Евгений Васильевич, Вы меня не так поняли. - прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула…"

Евгению Васильевичу приходится испытать то,что прежде для него не имело никакого смысла и значения. Автор наказывает его этой любовью, а Анна Сергеевна не отвечает взаимностью на признание. Она отвечает ему с торопливым испугом,она боится его и его чувств.. А если бы он сделал бы еще какое либо движение ей навстречу она бы вскрикнула.. Все это говорит о том,что Анна Сергеевна не любит Базарова. Она испытывает неподдельный интерес к нему,его рассуждениями и размышлениям,ей приятно его общество и сам Евгений, однако она испугалась новых отношений и позже ,в романе,она сама признается нам что чувствовала бы совершенно другое,если по-настоящему любила его.

"Тайный психологизм" Тургенева, заключающийся в мельчайших деталях, наделяет роман образностью и позволяет нам не только увидеть роман глазами автора,но и самим стать свидетелями этой сцены.

Тургенев — скрытый психолог. Он создает своих героев, дает им жизнь и, как Базаров, изучает их под микроскопом, в который иногда позволяет заглянуть читателям. Но все же и он не в силах изменить судьбы своих героев.

Безусловно, Базаров — главный герой, образ в романе, но он не настолько загадочен для читателя, сколько Павел Петрович (возможно, и для автора).

Павла Петровича можно назвать постаревшим Печориным, прожившим жизнь и пережившим любовь, которая его погубила. Тургенев представляет нам Павла Петровича как рыцаря, даже Базаров говорит, что у него рыцарский характер. П. П., как Тоггенбург, ведет затворнический образ жизни в Марьине (где он поселился после смерти княгини Р.). Павел Петрович — двойник Базарова. У Базарова и у Павла Петровича была в жизни трагическая любовь.

Тургенев проводит параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров, как и Павел Петрович, запирается в своем кабинете (и Ладанов тоже запирается у себя в кабинете после смерти жены).

Базаров внешне похож на лягушку, и он говорит, что “мы с тобой те же лягушки”. Возможно, он режет лягушек не только для того, чтобы найти свою царевну, но и, может быть, узнать, что у него внутри. Базаров — лягушка, а лягушка может напрямую общаться со своим отцом, с Богом. Поэтому Базаров ближе всех к Богу. Базаров говорит, что “смотрит в небо только тогда, когда ему надо чихнуть”. Чичиков тоже громко чихает и сморкается. Базаров также говорит, что “человек может понять все, но не может понять, почему другой человек сморкается не так, как он”. Сморкание, чихание — трубный глас. Он, как Христос в Копернауме, лечит больных в Марьине (и его отец, Василий Иванович, все время рассказывал об эпизоде чумы в Бессарабии). Павел Петрович и Базаров — чужаки в Марьине, они оба похожи на Эдипа.

В начале романа Базаров презирает Павла Петровича, поставившего все на карту любви. Кстати, Павел Петрович прекрасно играл в карты, но все время проигрывал, и Базаров проиграл в карты отцу Алексею. А тем, кто проигрывает в карты, везет в любви.

Но после того как он встретился с Одинцовой, Базаров изменился, так же как и Павел Петрович. После пережитых ими любовных историй мы можем лучше понять и Базарова, и Павла Петровича. Мы понимаем, что Базаров — романтик и поэт в душе (и был им всегда). И в конце, перед смертью, Базаров говорит очень красиво (как Гамлет): “Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет. Теперь. темнота. ” (А Эдип ослепляет себя.) До встречи с Одинцовой Базаров обманывал сам себя, скрывал свои чувства. А Павел Петрович всегда был верен себе, своим взглядам. Павел Петрович — самый загадочный герой, и он сохраняет свою загадочность до конца. Вообще все Павлы переживают в своей жизни переворот (Павел Чичиков). Во сне Базарова Павел Петрович — это лес, а также Базаров говорит, что хотел бы задушить его, как котенка.

Переломный момент в отношениях Павла Петровича и Базарова — это дуэль, после которой они находят много общего друг в друге.

Как бы в противопоставление Базарову ставится Аркадий. Сначала Аркадий во всем подчинялся Базарову, но потом он постепенно становился более самостоятельным. В отличие от Павла Петровича и Базарова, Аркадий — не чужак в Марьине. Имя Аркадий значит счастливый, ничего не делающий человек. Аркадий — зяблик, а Базаров советует ему быть галкой и ставить свое гнездо. Когда Катя и Аркадий сидят под ясенем, он читает Гейне (“Лорелею”, возможно), а вскоре появляются Базаров с Одинцовой. Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он добр. Ему жалко бедных мужиков, жалко родителей Базарова, его мать: “Ты матери своей не знаешь, Евгений. ” Евгений не знал матери-природы, которая его погубила.

Еще две загадочные фигуры романа — это княгиня Р. и Одинцова. История княгини Р. играет большую роль в романе. Княгиня Р. — та самая роковая женщина, которая погубила Павла Петровича. Она — сфинкс, вечная загадка. Возможно, княгиня Р. никогда бы не стала сфинксом, если бы Павел Петрович не подарил ей перстень и не сказал, что она — сфинкс. Днем она флиртовала, была светской дамой, а ночью читала Псалтырь. Она непредсказуема, как Ася, и немного сумасшедшая.

Княгиня Р. поставила крест на сфинксе, то есть на себе. Она узнала свою загадку, постигла тайну любви и жизни в обмен на свою жизнь. Возможно, Павел Петрович — Воланд: у него трость, усы, Базаров попал ему в ногу, а когда он лежал в постели, “свет из окна освещал лицо мертвеца”, у Павла Петровича пустые глаза. И, возможно, он не оставил княгине Р. выбора, подарив перстень.

Одинцова тоже сфинкс, Лорелея. Она чувствовала за собой пустоту, бездну. Она больше похожа на Веру Николаевну. (В “Фаусте” оживает портрет матери Веры, а в доме Одинцовой — статуя Молчания, которой все боятся). Одинцова холодна, и Базаров говорит Аркадию: “Ведь ты любишь мороженое?” Она всегда спокойно и ровно дышит, она словно неживой человек, статуя. Однажды, когда Одинцова разговаривала с Базаровым, она задышала так, как будто только что поднялась в гору (Ольга и Обломов; Ася). Дом Одинцовой похож на замок, везде порядок, а ее имя — намек на одиночество.

Николай Петрович более всех близок к Тургеневу. Он восхищается природой, он — добряк, “божья коровка”. У Фенечки в комнате висит икона Николая Угодника. У Николая Петровича в жизни тоже была трагедия, когда у него умерла жена, но он все же смог полюбить Фенечку. У него, как и у Аркадия, любовь не роковая. Фенечка любит Николая Петровича, она собирает ему к завтраку “бездну красных и белых роз”.

Катя — это ясень. Аркадий и Катя — это две галки. Они тоже поселились в Марьине вместе с отцом Аркадия и Фенечкой. А Павел Петрович остался один и переехал за границу. Одинцова вышла во второй раз замуж не по любви.

Давая психологический портрет героев, Тургенев перегруппировал их. В одном письме он написал: “. в судьбе почти каждого человека есть трагическое, но оно закрыто от самого человека пошлой поверхностью жизни. Многие останавливаются на поверхности и не подозревают, что они — герои трагедии. Каково еще хотеть трагического”. То есть Базаров, Павел Петрович, княгиня Р. и Одинцова — герои трагедии и они все были одиноки. С помощью психологического анализа Тургенев открывает нам внутренний мир своих героев.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Читайте также: