Сочинение по картине нашествие васильева 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области

Урок русского языка в 7 классе

учитель русского языка

и литературы Гелемеева Е. А.

1. Воспитательные:

● способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру;

● способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение;

● способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре (на примере образа храма, изображенного на полотне).

2. Обучающие:

● подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему по картине;

● продолжать обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию;

● обучать умению использовать изученные грамматические и синтаксические категории в тексте сочинения.

3. Развивающие:

● показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне;

● развивать и совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения;

● активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

. Вступительное слово учителя.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет… [1, 241]

- Мы говорим об этом слове неслучайно. Сегодня на уроке нам придется вспомнить о войне, потому что мы будем работать с картиной художника К. Васильева, которая посвящена великой Отечественной войне.

Рассказ о художнике (рассказывает учитель или подготовленный ученик).

Беседа по картине.

- А что есть в этом слове? (Грубая бессмысленная сила, оно означает что-то, что трудно остановить).

- А какого… цвета это слово?

- Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычно в ее цветовом решении? (2 цвета: серый различных оттенков и белый).

плохое, грустное настроение

пасмурный, чаще дождливый день

бледное, с землистым оттенком

посредственная, ничем не замечательная

малокультурный, необразованный человек

Итак, серый цвет – это цвет печали и грусти в нашей жизни. Наверное, далеко не случайно, что и название картины, и ее основной тон – серые. Этот цвет задает определенное настроение, с которым мы воспринимаем содержание картины. Какое же это настроение?

- Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено ? (Картина невидимо поделена на 2 части. Справа изображены полчища захватчиков. Их так много, что не видно конца. Слева – руины храма. Над храмом и головами захватчиков – серое с синеватыми и грязно-фиолетовыми разводами небо. В разрыве туч – холодный, бледный, какой-то мертвенный свет, освещающий трагедию).

С одной стороны, стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами какие-то грозные гимны. А с другой – мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей. Итак, подведем итог. Представьте первоначальный замысел картины в виде схемы:

противоборствующие силы

- Как изменились замысел и композиция картины? Покажем это схематически:

духовно противоборствующие силы

разрушенный собор с ликами святых

Что же символизируют эти силы на картине? Это мы тоже покажем на схеме:

духовно противоборствующие силы

разрушенный собор с ликами святых

символ Добра и Мира

символ Зла и Войны

- Как изобразил художник захватчиков, то есть символ зла? (Сплошная серая масса, одинаковые лица, каски и форма. Говорят, глаза – зеркало души. Мы не видим их души, так как не видим глаз, скрытых низко надвинутыми касками).

- Как вы считаете, случайно ли Васильев не показывает нам глаза захватчиков? (Может быть, он хотел показать как раз отсутствие души тех, кто участвует в нашествии, их бездушие. Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть, а здесь создается впечатление, что захватчики не видят того, что делают).

- Наверное, о такой силе в русском языке говорится – слепая сила, сила, которая не ведает, что творит. Результат деяний такой силы находится слева. Что же мы видим? (Разрушенный храм, обломки стены с ликами святых).

- Давайте попробуем представить, как мог выглядеть этот храм до разрушения? (Золотые купола, чистое небо и т. д.)

- Такую или подобную картину видел не один раз и сам художник, но он пишет разрушенный храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? (Боль).

- Если вспомнить нашу историю, то всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Почему? (Это святыня, место, в котором люди искали моральной поддержки, утешения. Русский храм – это часть культуры нашего народа).

- Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает фигуры святых неповрежденными, целыми? (Эти фигуры символизируют духовную силу народа, который все вынесет и возродится снова).

- Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой. Можно ли небо на картине назвать мирным? Каким его показал художник? Как бы вы охарактеризовали просвет на небе?

- Подводим небольшой итог. Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева? (Война – страшное зло…..)

- Действительно, сила художника в том, что он, показывая трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.

. Словарно-стилистическая работа.

Учащимся предлагается выполнить ряд заданий.

1. Подобрать антонимы к словам и подумать, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения:

позитивный, положительный – (негативный, отрицательный)

2. Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный?

3. Подобрать определения к словам

облака (легкие, воздушные, невесомые……)

тучи (тяжелые, мрачные, свинцовые, грозовые…..) и выбрать словосочетания, которые помогут описать детали картины.

4. Подобрать синонимы к словам

захватчики (завоеватели, агрессоры, полчища врагов…..)

5. Выбрать из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут охарактеризовать детали картины: лицо – лик – застывшая маска.

Составьте простые предложения с выбранными словами.

6. При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Вспомните их, составьте несколько предложений с вводными словами.

7. Подберите вводные предложения, которые позволят указать на то, что вы высказываете собственные мысли.

8. Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами:

Нашествие несет людям……

В картине преобладают…..

Работа над текстом сочинения.

- Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? (Рассуждение). Вспомните, какова структура рассуждения?

- Каким будет ваш тезис, как вы будете его доказывать, будете ли использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи?

- Что представляет собой вывод сочинения? Какой стиль выберете для сочинения? Вспомните и назовите основные признаки этого стиля.

Цель текста, написанного в публицистическом стиле, воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения. Основная форма – монолог. Лексика используется самая разнообразная: нейтральная, сниженная или высокая в зависимости от цели высказывания. Текст публицистического стиля, как правило, эмоционален. Кроме того, используются разнообразные изобразительные средства языка для создания яркости и большей образности текста. Нельзя забывать о морфологических и синтаксических средствах текста.

V. Составление плана сочинения.

1. Тезис: картина как протест против войны (картина – дань памяти погибшим в войне).

2. Доказательства – особенности картины:

б) цветовая гамма;

в) композиция и содержание картины.

Примерное сочинение

Во-вторых, цветовая гамма, которую выбирает художник, - мрачная, холодная, выполненная преимущественно в серых тонах. Она, как мне кажется, именно такая потому, что К. Васильеву важно было создать определенное настроение: давящее, тяжелое, какое-то угнетающее, которое, наверное, было у людей, когда начиналась любая война, любое противостояние нашествию. Такая гамма цветов не может рождать протест, но она способна дать почувствовать людям, не пережившим войну, то тягостное состояние души, которое испытывали люди, видевшие вокруг себя смерть, кровь и разрушения.

Как мне кажется, эта картина – дань памяти тому, что было возведено, создано руками человека и было разрушено нашествием – нелюдями.

Список использованной литературы.

Рассмотрим картину "Нашествие". Нашествие - это вторжение неприятеля в страну. Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто - "Война"? В слове "война", как мы уже говорили, есть и что-то жестокое, и печальное, но в то же время святое. В слове "нашествие" святости нет. Есть грубая бессмысленная сила. "В нем есть что-то неудержимое, неосознанное, почти стихийное". "Слово "нашествие" какое-то неотвратимое. Оно означает что-то, что трудно остановить".

Мы лучше почувствуем особенность этого слова, если вспомним, в каких словосочетаниях оно употребляется в русском языке. Татаро-монгольское нашествие. Нашествие Наполеона. Нашествие вражеских орд. Нашествие саранчи на поля. Чаще всего слово употребляется именно в этих выражениях. Произнося их, мы понимаем, что речь идет о чем-то неотвратимом, о чем-то сильном и страшном. Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский.

Скажите, что окрашено в серый цвет? Земля, пепел костра, грозовые тучи. Итак, серый цвет - это цвет печали и грусти в нашей жизни. Наверное, далеко не случайно, что и название картины, и ее основной тон - серые. Этот цвет задает определенное настроение, с которым мы воспринимаем содержание картины. Какое же это настроение? Тяжелое, гнетущее.

Картина поделена на две части. Справа изображены полчища захватчиков. Их так много, что не видно конца. Слева - руины храма. Над храмом и головами захватчиков - серое с синеватыми и грязно-фиолетовыми разводами небо. В разрыве туч - холодный, бледный, какой-то мертвенный свет, освещающий трагедию. Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами.

На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой - мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей.

Сначала художник создал многофигурную композицию, представляющую батальную сцену битвы тевтонов и славян. Каждый храм - это святыня для человека, место, в котором люди искали моральной поддержки, утешения". "Русские храмы - часть культуры нашего народа". "Каждый храм - это часть истории народа, так как на Руси возводили храмы в честь каких-то событий в истории". Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми? "Я думаю, что это не случайно. Святые - это немые свидетели произошедшего". "Мне кажется, что художник специально показал нам, что они уцелели, потому что эти фигуры символизируют духовную силу народа, который все вынесет и возродится снова". "Я думаю, что они не просто святые, они судьи, которые все видят, все запоминают, все, что происходит, оценивают".

Наверное, здесь любое понимание будет правильным. Когда вы смотрите на картину, она не диктует вам единственно верный ответ, но настраивает на определенную волну. Мы с вами настроены на волну высшей справедливости, которая восторжествует, в непоколебимую силу народа, который все перенесет и выстоит. Все это смог передать нам художник. Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? Когда мы смотрим на картину, то не возникает чувства страха. Мы не боимся нашествия, какую бы огромную силу оно ни представляло. Есть чувство боли за разрушенный храм, за погубленные жизни, но страха нет. Это нашествие, как и все остальные, тоже захлебнется. Свидетели этого - святые, которые смогли уцелеть в страшном разрушении.

Замысел картины вынашивался художником достаточно долго. Васильев несколько раз переписывал полотно и от первоначальной многофигурной композиции с изображенной на ней битве Тевтонского ордена со славянами остался лишь идейный смысл. Были упразднены батальные сцены, осталась лишь борьба духовная и идейно-символический конфликт.

Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.

Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей. Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.

Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира. Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами. Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.

На холсте перед нами всего два символа. Оплотом веры и надежды Руси остается разрушенный Успенский собор Киево-Печерской лавры с остатками ликов святых. Они сурово сомкнули губы и возносят молитвы к Богу, надеясь на то, что он сохранит жизнь людям. Второй символ – это разрушение, который отражает железная орда захватчиков.

Картина Васильева создает настроение, но не дает ответа на многие вопросы зрителя. К примеру, она не скажет, почему полчища завоевателей двинулись на Русь, но обострит чувство справедливости. Зритель невольно начинает верить в ее торжество, в то, что народ может выстоять даже в страшное для него время. Многие, несмотря на созданную художником атмосферу страха, не испытывают его, а наоборот, знают, что скоро все закончиться. Есть, конечно же, боль за своих близких, за разрушения и смерти, но лики христианских святых способны подарить надежду: если выстояли они, выстоят и люди.

При взгляде на это грандиозную картину чувствуется нашествие чего-то странного, непонятного для обычного человека. Мы видим армию, которая идет вдаль. Лица солдат абсолютно серьезные, на них не отражается ни одной эмоции. Возникает ощущение безнадежности и неотвратимости.

Эта картина невероятно символична. Сложность заключается в том, что все выбранные в ней символы, можно трактовать абсолютно по-разному.

Васильев посвятил свою картину событиям Великой отечественной войны. Люди должны обязательно помнить о них, чтобы не принимать войну в целом.

Полотна Васильева невероятно холодны. Неслучайна палитра синих и серых тонов. Перед нами, словно не картина, а какая-то мрачная древняя гравюра.

Художник отбрасывает нас в дохристианское язычество. В духовном становлении Васильева огромную роль сыграл Ницше. На художника оказала большое влияние мифологичность философа. Она напоила все его сюжеты.

Художник свято верил в то, что самосознание русского народа бессмертно. Именно это становится доминантой всего его творчества.

Сочинения по картинам 5-9 класс

Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью.

Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них.

Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее.

Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (505)

И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на.

Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга” (567)

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают.

Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых (769)

Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает.

Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет" (501)

Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность.

Читайте также: