Сочинение по картине колхозный ток

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Каразбаева Расиля Шарифьяновна

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 7 класс

Тема и номер урока в теме: Урок развития речи (5 урок по теме).

Цель урока: создать условия для развития творческого мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через развитие речи, используя материал для написания сочинения. Познакомиться с творчеством замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова.

Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.

Технологии: технология творческого развития ученика, здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающе­го обучения

Предметные: Умело использовать имена прилагательные в своей речи

коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать)

регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

познавательные : объяснять природные явле­ния, процессы жизнедеятельности, восприятие сведений об искусстве живописи, выявляе­мые в ходе создания текста

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа над созданием текста, написание описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, кол­лективное проектирование дифферен­цированного домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран

1. Оргмомент

Слово учителя.

- Какой путь выбираете вы? (Размышление)

- Запишите число, классная работа, начнем нашу работу

III. Определение темы. Целеполагание.

Аркадий Пластов

- Определите тему урока.

Поставьте цель урока.

IV . Актуализация знаний. (Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.)

- Учитель: Ребята, возьмите карточки, вспомните и запишите всё, что вам уже известно о А.Пластове, о том, как надо писать сочинение

Русский художник. Писал картины о природе

Картина написана в 1945 году, сразу после победы в ВОВ. Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда пронизана эта картина. Художник не случайно остановился на изображении сенокоса, ведь сенокос – это праздничная пора в жизни крестьян. И художнику, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нём, передать его поэзию и красоту. Рассматривая репродукцию, мы видим буйное цветение трав, яркое золото солнечного цвета, играющее на белых стволах стройных красавиц-берёз, изумрудную зелень листвы. В картине переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Это произведение искусства – гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.

Чтение текста вслух.

· Какие виды орфограмм встретились вам в тексте?

· Слова, какой части речи используются в тексте чаще всего?

· Это просто прилагательные или художественные средства языка? Какие? (Эпитеты).

· Для чего служат художественные средства языка?

Что вы видите на картине?

Что – на первом плане?

Что делают люди, изображенные на картине?

Как они выполняют свою работу?

Что создаёт фон картины?

Какие краски использует художник?

Какова идея картины? (В картине переданы красота и щедрость русского лета, поэзия свободного труда, картина воспринимается нами как гимн силе жизни и свободному труду).

Каковы общие впечатления от картины? (Чувства радости и счастья мирного труда).

Люди: увлечены работой, наслаждаются трудом на мирной земле, радуются природе, лица сосредоточены, сильные руки.

Природа:

Травы: пёстрые; разнообразие цветов: голубые, бирюзовые, нежно-зелёные, желтые, багровые, пурпурные; нежная зелень; выгоревшие на солнце.

Берёзы: русские, белоствольные, изумрудно-зелёные, освещённые солнцем.

Небо: синее, чистое, золотистое от яркого летнего солнца.

Цветовое решение картины: мягкие, приглушённые краски, золотистые оттенки, пёстрые цвета, буйство красок; теплые тона: золотистые, оливковые, коричневые; прозрачный летний воздух

9. Составление плана сочинения

· 1.Талантливый художник А. А. Пластов

· люди, изображенные на картине;

· одухотворённый труд людей;

· красота и щедрость русского лета.

11. Создание черновиков, редактирование, написание сочинения.

12. Рефлексия.

· Назовите прилагательные – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

· Насколько оправдались ваши ожидания?

· Что нового для себя узнали?

· Нужны ли нам знания о художниках, их картинах?

· Легко ли вам будет писать сочинение?

13. Домашнее задание

Написать сочинение на темы по выбору:

Сочинение от имени солнца, видевшего косцов.

Приложение к уроку Д. К. Самин

Аркадий Пластов

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

«"Фашист пролетел" (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике "курной" деревенской бани, топящейся "по-черному". Неожиданно смело и вместе с тем изысканно

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.

Памятка-подсказка

1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

2. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

7. Помните, главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель — водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель — водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

Иллюстрация — рисунок в тексте книги или журнала который сопровождает либо поясняет его содержание. Вы дающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.

Картина — произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги.

Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

Контраст — резкая противоположность; контраст зрительный — зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.

Манера — отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.

Отблеск — сияние отражённого света.

Оттенок — разновидность одного и того же цвета.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

Панорама — картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания.

Пейзаж — изображение природы.

Пейзажист — художник, специалист в области пейзажа.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Полотно — картина (обычно на холсте).

Полутон — переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.

Репродукция — воспроизведение картины, рисунка типографским способом.

Светотень — распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.

Тёплые оттенки — цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.

Фон — основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.

Холодные оттенки — цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.

На картине – самый разгар лета: разными цветами украшают луг полевые цветы, зеленеют листья на деревьях, жарко палит высокое солнце. Картина выполнена настолько выразительно, что, кажется, передает не только буйство красок, но и звуки, и запахи. Зритель буквально ощущает щебетание птиц, жужжание насекомых, шелест скошенной травы, легкие и краткие порывы ветерка, душистый запах сена и аромат цветов. Тенистая рощица тонких березок переходит в более густой лес, от которого веет спасительной в жаркий день прохладой. Полоса деревьев как будто по кругу обрамляют большое поле.

В центре композиции усердно трудиться семья крестьян. Дальше всех уже утомленный тяжестью прожитых лет косит траву старик, ближе к зрителю мужчина и женщина средних лет, по-видимому, супруги занимаются той же работой. Их сын, еще юноша, старательно повторяет движения за матерью. Видно, что их жесты очень схожи. По сосредоточенным лицам людей становится понятно, что работа им, пусть и привычна, но не легка: их кожа покрыта бронзовым загаром, значит, работают они уже не первый день и, судя по просторам широкого поля, не последний. Они одеты легко – в широкие штаны, а отец и дед еще и в рубахах. Женщина трудится в длинном светлом платье, на ее голове повязана косынка. В таких незамысловатых образах легко угадываются люди тех лет, которые перенесли тяготы войны, но, несмотря на это, готовы строить светлое будущее.

Работа А.Г. Пластова написана очень живо и естественно. В ней гармонируют и красота природы, и гимн крестьянству. Светлые тона полотна передают зрителю радостное настроение, вдохновляют на то, чтобы ценить труд и восторгаться пейзажем, на котором легко узнать знакомые с детства удивительные просторы нашей Родины.

Подобное сочинение описание картины Сенокос

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать простых русских крестьян в работе. Так как сам он родился в семье таких же рабочих, то ему была близка данная тема. Когда Аркадий Александрович закончил свою учебу в Москве, он с большим удовольствием и рвением вернулся в родные края. Там он продолжил свою работу художника, но и не забывал про тяжелую работу крестьян. Он так же участвовал в сборе урожая, ремонтов домов или сенокосах.

Скорее всего, это его сын. В самом центре художник расположил женщину, хранительницу очага. Она одета в белое цветастое платье. На ее голове одет белоснежный платок. Она идет рука в руку с мужчинами. В самом конце стоит молодой парень, это их сын. На нем только в черные широкие брюки. Вся семья усердно трудится на поле. Около них растут высокие стройные березы. Именно это дерево ассоциируется с красотами русской природы. Позади них широкий, могучий и густой лес, он тянется до самого горизонта. Небо чистое и голубое, но кое-где мелькают белоснежные тучки. К большому сожалению, они не сделают тень для наших героев. А глядя на них, так и хочется, что бы жара немного спала, и подул легкий прохладный ветерок.

Картина наполнена яркими красками, глядя на них, становится спокойно и радостно. Только присмотритесь, какое разнообразие цветов в этой высокой темно-зеленой траве. Трава высокая, оно достает почти до пояса.

Только представьте на минуточку, как сейчас, там красиво. Жаркий летний день, аромат полевых цветов и свежескошенной зелени. Где-то в лесу раздается стук дятла, а вдали слышно кукушку.

Только очень жаль тех людей, очень хотелось бы помочь им в ту минуту.

Для 4, 5, 6, 7 класса

  1. Познакомиться с творчеством замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова.
  1. Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.
  1. Умело использовать имена прилагательные в своей речи

«Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата,

Аркадий Пластов

  • 1946 году. Как и на многих других полотнах, на ней изображены дети. Именно их глазами мы наблюдаем за первым снегом. Пластов выбрал неяркие цвета: снежинки сыплются с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Глядя на картину, мы вместе с детьми радуемся первому снегу и даже чувствуем, как он пахнет свежестью
  • большой любовью изобразил маленького пастушка Витю. Весь облик этого мальчика выражает жизнерадостность, душевную чистоту, искренность, любовь к Родине.

Картина написана в 1945 году, сразу после победы в ВОВ. Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда пронизана эта картина. Художник не случайно остановился на изображении сенокоса, ведь сенокос – это праздничная пора в жизни крестьян. И художнику, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нём, передать его поэзию и красоту. Рассматривая репродукцию, мы видим буйное цветение трав, яркое золото солнечного цвета, играющее на белых стволах стройных красавиц-берёз, изумрудную зелень листвы. В картине переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Это произведение искусства – гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.

Чтение текста вслух.

Что вы видите на картине?

Что – на первом плане?

Что делают люди, изображенные на картине?

Как они выполняют свою работу?

Что создаёт фон картины?

Какие краски использует художник?

Какова идея картины? (В картине переданы красота и щедрость русского лета, поэзия свободного труда, картина воспринимается нами как гимн силе жизни и

Каковы общие впечатления от картины? (Чувства радости и счастья мирного труда).

увлечены работой, наслаждаются трудом на мирной земле, радуются природе, лица сосредоточены, сильные руки.

Природа:

Травы:

пёстрые; разнообразие цветов: голубые, бирюзовые, нежно-зелёные, желтые, багровые, пурпурные; нежная зелень; выгоревшие на солнце.

Берёзы:

русские, белоствольные, изумрудно-зелёные, освещённые солнцем.

синее, чистое, золотистое от яркого летнего солнца.

Цветовое решение картины:

мягкие, приглушённые краски, золотистые оттенки, пёстрые цвета, буйство красок; теплые тона: золотистые, оливковые, коричневые; прозрачный летний воздух

o красота и щедрость русского лета.

Дополнительный материал к уроку.

Аркадий Пластов

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

«Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая

Памятка-подсказка

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

— водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

— художник, занимающийся живописью.

— изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

— заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство

— искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

Иллюстрация

— рисунок в тексте книги или журнала который сопровождает либо поясняет его содержание. Вы дающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.

— произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги.
Композиция
— строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

— резкая противоположность; контраст зрительный — зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.

— отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.

— сияние отражённого света.

— разновидность одного и того же цвета.

— тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая

живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

— картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены

круглого, с верхним светом здания.

— художник, специалист в области пейзажа.

— место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

— картина (обычно на холсте).

— переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.

Репродукция

— воспроизведение картины, рисунка типографским способом.

— распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.

Тёплые оттенки

— цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.

— основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.

Холодные оттенки

— цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.

— льняная суровая ткань; картина, созданная масляными красками на такой ткани.



Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Предательство 9 класс 15.3
    Предательство — это одно из самых губительных, разочаровывающих человека чувств. До того момента, пока человека однажды не предадут, он не будет даже в голову себе допускать мысль о том, что такое бывает.
  • Олеся из произведения Олеся Куприна (Образ и характеристика)
    Главная героиня повести А. И. Куприна Олеся – загадочная молодая девушка, которая живёт с бабушкой в лесной глуши. Она отличается от деревенских жительниц необыкновенной притягательной внешностью.
  • Роль личности в истории — сочинение-рассуждение 11 класс
    Это на первый взгляд, кажется, что один человек не может повлиять на ход истории. А если глубоко задуматься и поразмышлять, то окажется – может. Самый яркий тому пример – Юрий Гагарин, день рождения которого 9 марта

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера — скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова — жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался — да и сейчас использу­ется — специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке — как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережёт её.

Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей — мужчины.

Примерный план сочинения:
1. Особенности жатвы в военное время
2. Описание персонажей на полотне
3. Настроение картины
4. Цвета и оттенки художественной палитры

Трудовой подвиг стариков и детей

На картине мы видим троих детей и старика. Они обедают в поле. Время действия – позднее лето или начало осени. Пришла пора собирать урожай. Это время, когда крестьяне серпами жнут пшеницу. От нее остается колючая стерня. Колоски связывают в небольшие охапки – снопы. А из них формируют высокие, конусообразные стога. Позже урожай грузят на телеги и везут в укрытие.

На переднем плане – старик с длинной седой, почти белой бородой. Его одежда сшита из грубой холщевой ткани. Сверху накинут потертый темно-коричневый сюртук военного кроя. Полуразвалившиеся ботинки с отворотами – как у бездомных. Привлекают внимание его грубые, натруженные руки с толстыми жилами. И обветренное, обожженное солнцем лицо. Его лакомства сегодня – водянистый суп из казанка и ломоть черного хлеба.

Одежда детей, их выражение лиц вызывают горечь, сочувствие и уважение. Старший парень возле дедушки с жадностью пьет воду или молоко из кувшина. Его белая рубаха посерела от работы на земле. Рядом – вихрастый рыжеволосый ребенок в салатовой рубашке. Поражает усталость на его лице. Спиной к нам сидит девочка. Она одета как взрослая женщина. Две аккуратные косички спрятаны под платок. Под черным, потрепанным пиджаком виднеется низ красного платья. Она серьезно и с аппетитом есть пустую похлебку. Умиляет пес, который сидит возле людей с голодными глазами. И ожидает своей очереди.

Художник использует прием контраста. Вокруг главных героев сверкает золото спелой пшеницы. Земля была щедра на урожай. Сквозь налитые колоски пробивается зелень трав и синие луговые цветы. Тишина, спокойствие, свежий воздух, пение птиц. Но идиллию нарушает предгрозовое небо. Его понемногу заволакивают сероватые тучи. Они приглушают веселый, золотистый блеск. Возможно, в ожидании ливня люди вынуждены трудиться быстрее. На заднем плане мы видим размытые очертания крестьян и лошадей. Работа кипит.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

Аркадий Пластов — самобытный мастер живописи, известный далеко за пределами России. Родился в семье иконописцев. Творчество его, достигшее рассвета в середине 20 века, посвящено людям труда, советской деревне. Живописец самые плодотворные годы жизни провел в деревне Проислониха, что находится в Ульяновской области. Эта деревня подсказала ему множество сюжетов для картин о земле и буднях трудовых людей. Писал мастер пейзажа и бытовых сцен в стиле социалистического реализма.

Картина "Жатва" создана в родной Прислонихе в первые месяцы после окончания Великой Отечественной войны, летом 1945 года. "Люди колхозной деревни" – так называется цикл картин, в который входит это полотно. В нём гармонично соединены пейзаж и бытовой жанр. На картине изображено всё ещё трудное и голодное для деревни время. Оставшиеся в живых мужчины пока не вернулись домой. Работа по уборке урожая легла на плечи стариков, женщин и детей. Художник показывает дедушку и внуков во время короткого обеденного перерыва на уборке хлеба.

На переднем плане — трудовая семья, состоящая из пожилого мужчины и троих ребятишек. У старика натруженные, ещё крепкие руки. Вспотевшую от работы спину он заботливо укрыл тёплой курткой. Ведь на работе его заменить некем, и простужаться нельзя. Поношенная одежда и старые ботинки говорят о переживаемых семьей послевоенных трудностях. Два мальчика и девочка тоже одеты очень просто, но опрятно. Они трудятся на жатве наравне со взрослыми. За обедом старик и дети едят деревянными ложками похлёбку из большой миски. Рядом на чистом полотенце лежат огурцы и каравай ржаного хлеба.

Мальчик в белой рубашке пьет из глиняного кувшина воду, стоя на коленях. Руки его темны от загара и труда, волосы выгорели, скулы обветрели. Подросток утоляет жажду после продолжительной нелёгкой работы. У девочки волосы аккуратно заплетены в косички. На её голове белоснежный платок. Рыжеволосый мальчик в зеленой рубашке давно не стригся. У него полно других ежедневных забот. Главное сейчас – это заменить в поле отсутствующих мужчин.

На полотне мы видим умеренно тёплый день в конце лета. Большую часть картины занимает золотистое поле. Оно раскинулось до горизонта. Солнечные снопы и скирды радуют спелыми колосьями. На заднем плане видны запряженные лошадьми подводы со снопами. В правой стороне волнуются под ветром ещё несжатые колосья. Небо густо покрыто лёгкими облаками. Неяркая голубизна неба перекликается с нежной синевой полевых васильков. Всё дышит миром и покоем.

Пластов использовал в этом полотне преимущественно солнечные оттенки: медово-желтые, нежно-золотистые, бледно-соломенные. Они передают умиротворённость убранных полей. В неяркий общий колорит художник добавил жизнерадостный красный цвет юбки девочки, весёлую синеву васильков.

О том, что люди заняты жатвой, говорят рабочие инструменты на переднем плане картины. К снопам прислонены коса и грабли. Серпы на время перерыва жнецы воткнули в копну. Рядом с обедающими людьми лежат широки деревянные грабли. Они служат для того, чтобы на поле не остался ни один забытый колосок. Всё, что не попало в снопы, бережно собрано в корзину, что стоит справа от работников. Это говорит о том, что люди дорожили каждым зёрнышком и знали цену хлебу.

Живописец в своей работе хотел воздать должное уважение сельским труженикам – старикам и детям. Они стали главными работниками в лихие годы войны и справились с непростой задачей. Художник воспел несгибаемый характер человека.

Картина понравилась мне тем, что заставляет задуматься о трудной судьбе стариков и детей во время вражеского нашествия и в послевоенное время. Я сочувствую непростому детству и беспокойной старости. В то же время я испытываю гордость за свой народ, сумевший выстоять в тылу среди всех невзгод.

-Музыка

-Ссылки

-Рубрики

-Метки

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Трансляции

-Статистика

Художник, народный художник СССР, один из
наиболее ярких мастеров отечественной живописи XX века.

(31(19).01.1893, с. Прислониха Симб. губ. - 12.05.1972,
с. Прислониха Карсунского р-на Ульян. обл.)

 (220x310, 33Kb)

Народный художник СССР (1962), лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И. Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Один из наиболее ярких и самобытных мастеров, посвятивших творчество современной деревне; жанровые картины и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни крестьян. Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.

Колхозный праздник 1937 (фрагмент)

Весна на Мирской горе 1941

Дорога из Тагая 1941

Колхозный праздник (праздник урожая)

Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.

Внук рисует 1959

Портрет внука 1960

Автопортрет

В Прислонихе созданы лучшие его пейзажи, портреты односельчан. Многие из них были заготовками для больших тематических полотен, вошедших в историю отечественного искусства 20 в. С 1935 - участник всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Действительный член Академии художеств СССР (1947), награжден золотой медалью Министерства культуры СССР (1958). Сын П. - Николай Аркадьевич тоже был художником, долгое время жил и работал в Прислонихе. Внук - Николай Николаевич тоже художник, живет в Москве.

Читайте также: