Сколько нотоносцев нужно для записи сочинение для органа

Обновлено: 01.07.2024

Количество нотных станов на странице

Подскажите пожалуйста, как разместить на странице нужное количество нотных станов? Допустим, по умолчанию стоит, что на каждой странице размещено шесть нотных станов (в том случае, если у меня классический пример пьесы для фортепиано и два нотных стана объеденены фигурной скобкой). Сверху предусмотрено место для названия, хотя если сдвинуть нотные станы вверх, в принципе, ничего страшного не будет. Места там слишком много. И внизу тоже прилично пустого места. Мне кажется, что получится удобней при игре так, как я хочу разместить. Да и смотреться будет аккуратней.

Так сколько же станов (точнее, систем, если говорить о фортепиано) Вы хотите видеть на первой странице? Шесть или три? Формат А4?

Сейчас, если считать одиночные станы на странице их восемь. (то есть, четыре пары, объединенных фигурной скобкой). Мне нужно значит десять, то есть пять пар. В общем-то, если бы можно было перемещать нотные станы, то еще одна пара свободна бы поместилась снизу. Формат у меня стоял по умолчанию, называется letters (чуть больше, чем A4). Поставила формат А4, в принципе, ничего не изменилось. Станы располагаются примерно так же, и снизу все равно можно поместить еще один. Да и вообще, хотелось бы знать, можно ли как-то в целом регулировать количество станов на странице, где-то самому останавливать нужное количество. Вдруг мне в следующий раз понадобиться наоборот меньшее количество.

Количеством систем (в данном случае говорить нужно о системах, а не о станах, стан - составная часть системы) на странице управляет команда Space Systems Evently, находится в меню Page Layout. Даже минимального знания английского достаточно, чтобы разобраться, что там к чему.

Столкнулась с неожиданным багом.
Импортировала в F2010 чужой файл, до того экспортированный в XML. И в нем количество систем на странице оказалось закрепленным. При изменении расположения систем инструментом Page Layout (меняю расстояние между ними), системы не переходят со страницы на страницу на освободившиеся места, а только сдвигаются-раздвигаются на тех же страницах, что и были.
Впервые встречаю такое в Финале, обычно с этим проблем не было.
Это импорт повлиял? Или где-то что-то включено и закрепляет системы на страницах?
Поискала, ничего подходящего в настройках и функциях инструмента - не нашла. Unlock Systems не помог.
Кто знает, в чем тут дело?

DELETED

Роман Костарев

DELETED

Я не обидчивый. Но отвернуться от меня задрав нос не получится. Можно же было рассказать хотя бы в общих чертах. Я все равно узнаю не здесь так в другом месте.

Роман Костарев

В другом месте непременно узнаете, даже более доходчиво - гуглы, википедии. Графоманствуйте на здоровье, раз очень хочется. Я этим не страдаю, мне незачем нос задирать, Просто ещё одна бессмысленная тема обсуждений создана, вроде предыдущей.

DELETED

Иван Вечеринин

В стандартном варианте (!) произведение для органа пишется на трех нотоносцах.

Первые два нотоносца - для рук, в духе фортепианных, но в отличии от фортепианных нот, где верхний нотоносец - правая рука (скрипичный ключ), а нижний - левая (басовый ключ), здесь зачастую может и не быть такого четкого разделения, а так же нотный диапазон органных мануалов меньше, чем диапазон фортепианной клавиатуры, у органа это: До Большой октавы - соль третьей октавы включительно. Оба эти нотоносца могут иметь одинаковый ключ и записанные голоса в них могут накладываться друг на друга, что абсолютно не подходит для исполнения на фортепиано, а только на органе - одна рука на одном мануале, другая - на другом мануале. Классический пример - баховские трио-сонаты.

Третий нотоносец - для ног. Партия ног может быть на протяжении всего произведения, отсутствовать частично (проставляются паузы) или отсутствовать вовсе (тогда третий нотоносец не нужен вовсе). Педальная партия может быть одноголосной, может быть двухголосной - последнее усложняет исполнение. Более того, педальная партия может быть солирующей, как например в начале прелюдии ре минор Пахельбеля - тогда в тактах нотоносцев для рук проставляются паузы. Произведение для органа может быть написано так же исключительно для исполнения на педальной клавиатуре.

Иван Вечеринин

Если вы собираетесь писать произведения для органа, очень рекомендую показывать их органистам и консультироваться с ними, относительно удобства исполнения. Узнаете много нового.

Раиса Муханова

И интересного, если попадётся терпеливый органист.) А если вы играете и есть возможность, то попробуйте сыграть для начала сами. Иначе получится неловкая ситуация вроде: молодой композитор-вокалист без знания диапазона трубы написал для неё в регистре флейты.)))

Иван Вечеринин

Диапазоны, конечно, нужно знать. У меня на этот случай есть энциклопедия музыкальных инструментов. Да и в нотном редакторе как чуть - нота красным обозначается, когда выходит из диапазона.

Иван Вечеринин

Дмитрий Гоголев

как говорил А.Райкин: "Чтобы приготовить рагу из зайца надо иметь как минимум кошку". Чтобы писать музыку для органа нужно как минимум на нем играть.

Раиса Муханова

Согласна, тем более игра на нём дарит потрясающие впечатления. Я сама композитор и студентка консерватории, но органом начала заниматься не так давно и писать для него пока не рискую. Не тот пока что уровень знаний.)))

Лёля Балецкая

Раиса Муханова

Виктор, "мисс" композитор точно не скажет, потому что не совсем понятно, с какого момента можно начинать считать.))) Вряд ли можно серьёзно рассматривать ранние произведения.
Есть фортепианные, вокальные произведения, трио-соната, несколько ансамблей. Сейчас пишу симфонию.

Лёля Скальда, я тебе обещала показать "Триаду", есть хорошая запись с экзамена, так что скоро в гости прийду.)))

Иван Вечеринин

Дамы и господа! Я всё же предлагаю начать серьезный диалог и прошу композиторов не стесняясь задавать вопросы, а органистов - всячески помогать композиторам, давая серьезные консультации относительно сочинения музыки для органа.

Композиторам я очень рекомендую следующую книгу - Исайя Александрович Браудо "Об органной и клавирной музыке" (Издательство "Музыка", 1976 г.), где есть любопытная глава "Что надо знать композитору, пишущему для органа", где среди прочего автор - весьма авторитетный музыкант своего времени - пишет о НЕправильности следующих утверждений:

1. Композитор, пишущий для органа, если он действительно хочет изучить инструмент, должен хотя бы в некоторой мере научиться на нем играть.
2. Композитор должен быть знаком с искусством регистровки.
3. Композитор, обращающийся к органу, пытается прежде всего уяснить себе применение в игре и в композиции октавных удвоений, которыми, как он слышал, богат орган.
4. Композиторы полагают, будто должны изучить искусство пользоваться в игре несколькими клавиатурами. Они считают, что вся динамика, всё развитие зависят от смен клавиатур, посредством которых и достигается выделение подголосков, динамические оттенки и т.п.

И объясняет, почему он считает их неправильными. Но это весьма полезная книга. Можете посмотреть в библиотеках муз. уч. заведений, если не найдете, то я постараюсь отсканировать и выложить. Я считаю, что любой интерес композиторов к органу, даже новичков, надо поощрять, потому что никогда не предугадаешь каким плодотворным он может оказаться в будущем.

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Пульт

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Строение инструмента орган

Органный пульт

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Копула органа

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.

мануал органа

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv — совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.

Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

Favorite

В закладки

Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.

Кто придумал ноты


В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.

Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.

Откуда взялись названия нот

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Почему всего 7 нот


Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!


Почему ноты так обозначаются


Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.

Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.

Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен с юного возраста страдал глухотой. Когда слух пропал вовсе, он не перестал писать музыку. Бетховен точно зал как звучат ноты и в своем воображении представлял их сочетание, так и рождались его легендарные произведения.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.

Что такое скрипичный ключ


Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.

С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: скрипач Никколо Паганини очень виртуозно владел музыкальным инструментом. Казалось, что его исполнение выходит за пределы человеческих возможностей, отчего пошли слухи, что Паганини заключил договор с дьяволом.

Откуда появились символы других ключей

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.


Сколько всего октав в музыке


Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Иоганн Себастьян Бах любил посещать церковь под видом бедного учителя. Он начинал искусно играть на церковном органе, после чего посетители церкви в испуге убегали, считая, что так прекрасно может играть лишь дьявол.

Сколько всего тональностей

В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.

Favorite

В закладки

Читайте также: