Заставить аудиторию рассмеяться значит наполовину убедить ее в своей правоте сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Есть отличное выражение, которое неплохо отвечает на вопрос, что не так с нашим поколением? "Почему никто не учит меня быть самостоятельным!" И вот я нашла ответы на все вопросы — книгу, которая рассказывает, как быть достойным взрослым. Как отстраивать свои принципы, как спорить, к чему стремиться, как вести себя с другими людьми и т.д.

Ну и план этой статьи такой:

1. Знакомимся с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым и его "Письмами".
2. Инсайты, к которым я пришла после прочтения этой книги.

Никого не призываю и не принуждаю, но если есть возможность и желание, кликните на рекламный баннер в статье или сбоку

О Лихачёве

Помните школьные задачки по математике а-ля "Может ли Ване быть 12 лет, если в позапрошлом году ему было 9?" (или как-то так) У меня есть похожая задачка: "Может ли человек быть частью трёх разных держав, проживая на одной земле?" Ответ — да, потому что, Дмитрий Лихачёв, например, родился в имперской России, пережил Советский Союз и умер в Российской Федерации. Памятник времени, её-богу!

Прежде чем "рекламировать" Лихачёва, я кратко ознакомилась с его биографией и временем, в которое были написаны "Письма о добром и прекрасном". Совет самого академика, на минуточку. Лихачёв неоднократно писал, что для лучшего понимания искусства (книга, картина, скульптура и т.д.) нужно изучить образ автора и время, в которое он творил. Собственно, вот что он творил.

Первое издание "Писем" увидело свет в 1985-ом. Если заглянуть в биографию Лихачёва, то упоминание об этой книге найдёшь разве что через "ctrl+f" — академик реально вёл насыщенную трудовую жизнь и до "писем", и после. Конференции, лекции, издания книг о культуре и древнерусской литературе, симпозиумы, председательствования, снова книги.

Это я всё к тому, что Лихачёву можно верить. Он знал, о чём писал. Вся его жизнь подтверждает концепцию доброго и прекрасного, которое живёт в человеке, которое передаётся воздушно-капельным и буквенным путём. Лихачёв был политзаключённым, пережил блокаду и последствия, с которыми сталкивается человек с судимостью. Но он не отступал от своих убеждений и продолжал работать на благо своей Родины, не отвлекаясь на дессидентство и политические разборки. Хорошо это или плохо — судить не мне.

Этот человек выбрал путь хранителя, а не творца истории.
ИМХО, простигосподи. И прости, Лихачёв (эх, завидую верующим).

Цитаты из книги "Письма о добром и прекрасном"

Самоё время взбодриться и перейти к цитатам. Тут есть о чём подумать.

. избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

Такого добра (без иронии) в "Письмах" достаточно.

Инсайты из "Писем о добром и прекрасном"

1. Заняться историей своего города и региона. Изучить архитектуру, понять общий облик города, сходить в музей. Провести расследование и составить список "культуроценных" людей, которые жили и творили в моём городе.

2. Готовиться к путешествиям. Чтобы вырастить в себе "оседлость", нужно путешествовать осознанно.

3. Составить себе программу для чтения. Рандомное чтение порождает рандомность мыслей.

4. Упражняться, развиваться в письме, раз уж я решила этим заниматься по жизни.

5. Прочитать книгу "Искусство мыслит образами" Маймина, чтобы упражняться в понимании искусства. Зачем? Чтобы добавить в свою жизнь духовность, понимание истории, культуры и людей.

Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например).

Шутка важна в трудных положениях: ею восстанавливается душевное равновесие. Суворов шуткой подбадривал своих солдат.

Обогащение и легкость письменного языка часто идут от разговорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдельные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга.

Великий мастер русского языка историк В.О. Ключевский умел не размазывать свою мысль, давая ее иногда лишь намеком, прибегая к своего рода стилистическому лукавству, которое действовало иногда сильнее, чем самый яркий образ. Сравните его такие фразы: В университете при Академии наук (речь идет о XVIII веке. – Д.Л.) лекций не читали, но студентов секли, или о времени Петра: Казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде, разве только после. О стихотворстве царя Алексея Михайловича он же пишет: Сохранились несколько написанных им строк, которые могли казаться автору стихами.

Говоря о научных терминах, мы должны вспомнить и об особой роли терминов в исторической науке, когда для научного понятия берется старое слово или целое выражение. Архаизмы, инкрустации в свои работы целых выражений, цитат вполне законны у историков, так как старые явления жизни лучше всего выражаются в старом же языке. Но опять-таки – не следует этим злоупотреблять.

Хорошо, когда образ постепенно развертывается и имеет многие отражения в описываемом явлении, то есть когда образ соприкасается с описываемым явлением многими сторонами. Но когда он просто повторяется (даже не всегда прямо) – это плохо. У Ключевского в одном месте говорится о том, что кривая половецкая сабля была занесена над Русью, а немного дальше о том, что кривой ятаган был занесен над Европой. Не совсем точный и удачный образ становится совершенно невозможным от его повторения, хотя бы и варьированного.

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и того же слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и то же понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль, то надо прийти на помощь мысли стилистически, разнообразя словами тупо вертящуюся мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.

Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений в последнем случае, как выше сказано и прочее.
Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф. ра, добряч. к, ж…лчный, понож. вщина, оп. ка, тренаж. р, ман. рвы, перц. вый, св. кла, шоф. р, углубл…нный, одноврем. нный, размеж. ванный.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с'э]стры ? [с'остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. • 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни – дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно — сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) — уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего — союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) — союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что — подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то — подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Книжный звездопад и Искры мудрости

Читайте также: