Символическое звучание деталей в прозе куприна сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Функции деталей в творчестве Куприна

Повесть особенно замечательна как прославление женщины. Прекрасен мудрец Соломон, но еще прекрасней в ее полудетской наивности и самоотверженности Суламифь, отдающая свою жизнь за возлюбленного.

Важным составляющим художественного мира А.И.Куприна в произведении является портретная детализация персонажей. Вот с каким мастерством создает писатель портрет Соломона.

«Бледно было его — лицо, губы — точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них — украшение мудрости — блестела седина, подобно серебряным: нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона; седина сверкала и в — его черной бороде, завитой, по обычаю -царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

Большую смысловую нагрузку несут также и мелкие детали, являющиеся неотъемлемыми частями портрета, например, детали одежды, костюма.

В последнем случае внешность наложниц детализируют украшения, которые они носят, являясь и вещью и знаком. Украшения, как и одежду, не только носят: о них говорят, их оценивают. В их функциях отражаются эстетические, моральные, национальные взгляды его носителей.

Отмеченные нами детали-вещи, используются, прежде всего, писателем в качестве знаков принадлежности персонажей к определенной социальной и религиозной группе.

Вещные детали выступают в качестве характеристики персонажа, его психологического состояния. Порой вещи интересны сами по себе, независимо от их связи с конкретным человеком. Изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

А.И.Куприн вслед за писателями-романтиками представляет героиню, красивому внешнему облику которой соответствует и душевная красота, положительный герой изображается прекрасным и по наружности.

Детали портрета запечатлевают не только статические черты фигуры, лица, одежды, но передают совокупность движений и поз, жестов и мимики, произносимых слов с их интонациями. Они динамичны и претерпевают бесконечные изменения в зависимости от ситуаций данного момента, и в отношении главных героев повести их можно было бы назвать деталями форм поведения.

С одной стороны – это детали поведения, предначертанные традицией, обычаем, ритуалом, с другой – симптомы душевных переживаний, к которым относятся органически и непреднамеренно появляющиеся интонации, жесты и мимика, не предначертанные какими-то установками и социальными нормами.

Яркими динамическими портретными деталями А.И.Куприн поэтизирует непосредственное, непреднамеренное жестово-мимическое поведение главной героини.

«- Я не заметила тебя! – говорит она нежно, и голос ее звучит, как пение флейты. – Откуда ты пришел?

— Ты так хорошо пела, девушка!

Как уже было отмечено выше, для А.И.Куприна характерно использование повторяющейся детали в произведении. Но подобное повторение можно встретить не только в рамках одного художественного текста. У писателя есть детали, являющиеся сквозными в его творчестве.

Многое в произведении (вплоть до отдельных деталей) соответствует фактам, имевшим место в жизни автора, и только финал повести – самоубийство Желткова – является творческим домыслом писателя.

Основой для рассказа послужил реальный случай: Л. И. Любимова, женщина, принадлежавшая к высшему свету, несколько лет подряд получала письма от влюбленного в нее незнакомца. Им оказался телеграфист, отважившийся послать предмету своего обожания неслыханный подарок – браслет.

Под пером А.И. Куприна браслет превратился в гранатовый.

Повесть строится на контрасте между бездуховностью и холодной заносчивостью аристократов, считающих себя социальной и интеллектуальной элитой, и истинным благородством возвышенных чувств, носителем которых стал скромный телеграфист.

Стоит отметить сложное обхождение автора с повторяющейся деталью. Душевное состояние героини в начале произведения и в финале можно проиллюстрировать изменением погоды на день именин:

Отмеченная роль пейзажной детали позволяет охарактеризовать образ героини через портретное и психологическое, заложенное в ней. Внутренняя форма произведения создается с опорой на этот образно — смысловой пласт.

Подарок Желткова — гранатовый браслет — один из основных символов повести, детально описывается автором.

В повести центр тяжести лежит не в целостном действии (в отличие, например, от романа), а переносится на статичные компоненты произведения — положения, душевные состояния, пейзажи, описания. Именно так поступает А.И.Куприн.

Необычайно важно описание браслета.

Автор заставляет не только саму героиню, но и читателя на мгновение застыть, рисуя у себя в воображении тот самый гранатовый браслет.

В данном случае вещная деталь выполняет символическую функцию.

Символика камня, проходящая лейтмотивом в творчестве А.И.Куприна, находит свое место и в этом произведении.

В повести автор использует поверье о том, будто магическими свойствами наделены лишь унаследованные или подаренные, но никак не покупные камни. Желтков в письме к Вере подчеркивает, что посылает ей не купленное украшение, а камни, издавна ставшие в их роду семейной реликвией. И особенной силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат:

Среди художественных особенностей повести можно отметить характерное для нее детальное портретное описание, выполняющее различные функции.

Например, детальное описание характера и внешности Анны имеет вспомогательное значение. Оно призвано оттенить облик княгини Веры.38

В этом описании Анне отведено больше места, чем главной героине. Женщина, которую полюбил Желтков, выступает сначала в некотором отдалении от читателя.

Интересна портретная детализация главного героя.

Сцена прихода к Желткову представителей правящей касты – сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые видим человека, который до этого был незримым героем повествования. Здесь сталкиваются носители разных, духовных начал и намечается трагический финал, который подготовлен всем повествованием

Куприн Александр Иванович относится к тем великим писателям, которые верили в счастливую и безмятежную жизнь, в прекрасных и жизнерадостных людей, в их счастливые судьбы. Именно данной тематикой и наполнены работы великого автора.

Куприн, в своем рассказе использует символические образы, которые создают основу написанного сюжета. Уже с первых строчек рассказа мы окунаемся в символический образ природы, который был схож с жизненным путем главной героини. Молодой месяц – это трогательная и нежная Вера Николаевна, а различная погода – эта ее разнообразная и наполненная сюжетами жизнь.

Описание тихого и теплого сентября я бы сравнила с прекрасной любовью Желткова, о которой мы узнаем дальше.

Главная героиня Вера Николаевна предстает перед нами в прекрасном облике, с тонкой талией, нежными чертами лица, спокойным характером. Именно такая женщина станет символическим образом. Именно прекрасная, утонченная женская натура достойна такой чистой и сильной любви.

Символом мудрого старца, который поведал своей внучке – Верочке о редкости такого настоящего любовного чувства, становится генерал Аносов. Он высказывает мысль о том, что редкие женщины наделены возможностью испытывать такую чистую любовь. Именно генерал Аносов предает главной героине ту уверенность и решительность, которой ей так не хватало раньше.

И, конечно же, гранатовый браслет – подарок на день рождения Веры Николаевны. Именно он является главным символом в рассказе. Гранатовый браслет – это символ преданной и вечной любви Желткова. Этот браслет был семейной реликвией влюбленного мужчины, он передавался из поколения в поколение и позволял его обладательницам иметь дар предвиденья. Так и случилось, Вера Николаевна предсказала смерть Желткова.

К большому разочарованию, героиня слишком поздно понимает всю ситуацию. Только лишь гранатовый браслет позволяет ей поверить, что эти чувства были искренними и настоящими, чистыми и вечными. Она тяжело вспоминает все, что с ней приключилось до этого. Ведь теперь, уже ничего не поменять. На память о такой вечной любви остается лишь гранатовый браслет.

Гост

ГОСТ

Звукосимволизм – это закономерная, фонетически мотивированная, непроизвольная связь между звучанием и значением слова.

Звуковая символика в произведениях А. И. Куприна

Звукосимволическая подсистема языка является объектом фоносемантики. Ее основа – лексемы, в которых речевым звуком осуществляется передача образа, впечатления, ощущения обозначаемого предмета. Благодаря этому автор художественного произведения может создать нужный акустико-символический образ.

Здесь звук и музыка пронизывают каждое слово, а соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру произведения. она проходит лейтмотивом через всю повесть и в финале достигает своего апогея.

При этом Куприн не описывает саму музыку, не изображает ее, не говорит о музыкальных впечатлениях и образах. Он фиксирует слова, возникающие в воображении Веры, которые навеяны музыкой и словно исходят от Желткова, и эти слова насквозь музыкальны.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом музыкальные впечатления писатель привлекает и для характеристики обстановки. Музыкальные ассоциации помогают А. И. Куприну и при изображении природы. Даже тишина у Куприна звучит.

Художественный мир, созданный писателем словом – это многомерная модель, построенная на системе символов и знаков. Именно символ делает текст объемным, помогает в лаконичной форме выразить глубинный смысл, суть переживаемых событий. За каждым символом идет целая цепочка ассоциаций, которые позволяют читателю интерпретировать произведение и находить в нем новые смыслы.

Символично и имя главной героини повести, и дата - 17 сентября по старому стилю является днем памяти мучениц Надежды, Веры и Любви и их матери Софии. Подарки, которые получает Вера на именины, тоже символичны. Например, подаренные ей мужем серьги не вызывают у героини каких-либо неприятных ассоциаций. Но в художественной литературе жемчуг – это символ тревоги и слез.

Подарок сестры – старинный молитвенник, который переделан в записную книжку, тоже символичен. Он под стать Вере – изысканный, в очень красивом переплете, но не имеет духовного содержания.

Символичен и подарок Желткова – в гранатовом браслете объединена и символика камня, и цветовая символика: красные гранаты символизируют любовь и жертвенность, а зеленый – надежду.

Таким образом, Желтков – это вестник, отправленный в этот мир, чтобы пробудить любовь, дать надежду. Однако сердца людей глухи, и мир продолжает жить по своим правилам и законам, в которые не вписывается любовь.

В произведениях Куприна много символики. Символичны и цветы, и природные явления, и звуки, и цвет.

Александр Иванович Куприн — один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — вечные темы в творениях писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал “Гранатовый браслет” — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. В рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа. “В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” — начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе. Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, “святой” любви. Немалое значение придает А. И. Куприн образу “тучного, высокого, серебряного старца” — генерала Аносова. Именно ему “поручено” заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина. Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями” а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков — мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви — гранатовый браслет…





  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, которые несут особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом.

Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: Я кр a снею [2, 239]…

Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом : Это весьма редкий сорт гр a н a т a — зеленый гр a н a т [2, 238].

Василий Львович показывает гостям портрет, удачно исполненный цветными карандашами [4, 242]. Яркие цвета не присущи Желткову.

В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: …пальцы Желтков a забегали по борту коричневого короткого пидж a чк a [2, 253]. В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.

В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.

Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: … очень бледный,…губы у него были белые и не двиг a лись, как у мертвого [2, 255].

Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: …светлые рыжев a тые усы [2, 253 – 254]…

Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: … на их колючей желтой щетине з a блестел a слюдяным блеском осенняя п a утина. … Деревья роняли желтые листья [2, 226 – 227].

В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие м a хровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. З a то пышно цвели своей холодной, высокомерной кр a сотою георгины, пионы и a стры [2, 227]. Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств [1, 11], которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: …и сейч a с же вынул a большую кр a сную розу [2, 259]… Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини .

Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: …в темных сенях [2, 177]…

Благодаря темным цветам, автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.

Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: …высокая брюнетка. ;…бел a я руб a х a свободно; …в этих больших, блестящих, темных гл a з a х…; в смугло-розовом тоне кожи [2, 182]….

Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: … бурливые, коричневые, сверк a ющие ручейки…; в огромных луж a х воды отр a зилось голубое небо с белыми обл a к a ми [2, 184]. …бурыми прошлогодними листьями. .. м e ртвую ж e лтизну, лиловые головки [2, 190]…. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: …громч e ст a н o в u лся з a д o рный кр u к в o р o бь e в…; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя [2, 198]. В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: o т р a ск a т o в гр o м a др o ж a ли и зв e н e л u ст e кл a [2, 224]…

Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.

Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: Но O л e ся уже н a к u нул a н a г o л o в y кр a сный к a шем u ровый плат o к [2, 189]…

При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контрастности: Кр a сн a я юбк a , выд e ляясь ярк u м пятн o м н a o сл e п u т e льн o e л o м, р o вн o м ф o н e сн e г a [2, 184] . Два огромных синих пятна резко выделялись на белой нежной коже [2, 220].

На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: … покраснела вдруг она. … и еще больше краснея [2, 188]; … вспыхнула густым румянцем [2, 181].

В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: Кровь тотчас же выступила [2, 190]…

В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: Полнеба закрыла черная туча , но солнце еще светило, , и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее [2, 223].

Повесть завершается интересной цветовой гаммой: Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов [2, 225]… Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.

Геральдика указывает, что цветы, выбранные автором для описания царя, имеют следующее значение: красный цвет олицетворяет силу, храбрость; пурпурный – достоинство, власть; золотой – богатство; серебряный – мудрость; черный – постоянство, покой; белый – чистоту, невинность: Руки царя были нежны, белы… …носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета [2, 265]. …с серебряными столпами, с золотыми локотниками в виде лежащих львов, с шатром из пурпуровой тирской ткани [2, 264]…

Особого внимания заслуживает портрет царя: Бледно лицо, губы — алая лента; волосы черны иссиня, блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев…; седина сверкала и в его черной бороде… Глаза темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы походили на черные лучи вокруг черных звезд [2, 264 – 265].

Оригинальной цветовой гаммой обладает портрет девушки. При описании ее образа часто используется не только красный цвет, но и его оттенки, например, алый, рыжий. Рыжий – цвет огня и солнца, он, согласно Обухову, ассоциируется с кровью [4]. Алый цвет обозначает кровь, силу , власть, любовь вплоть до жертвенности : … темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака , и пламенеют , как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод [2, 269]… Губы твои алы… … от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри [2, 270] .

Также для создания образа используется прием метафоричности: Щеки твои — точно половинки граната под кудрями твоими. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима [2, 270].

Трагично заканчивается любовь героев. Смерть девушки сопровождается алым цветом: … он стоял на , не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью [2, 299].

Зеленый цвет, используемый в зарисовках пейзажей и в высказываниях героев, символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье: серебряно-зеленые листы олив [2, 268]. Темно-зеленые малахитовые ступени [2, 281].

Такие цвета, как голубой и розовый цвета вызывают ассоциации с прекрасной, сильной и возвышенной любовью героев: …тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза [2, 289]…

Цветы, которые упоминаются в повести, также имеют символическое значение. Нарцисс – символ весны и юношеской смерти [1, 222]. Лилия – символ чистоты и невинности [1, 78]. Виноград – символ плодородия.

Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.

Список использованной литературы:

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Типография А.А. Карцева, 1913. – 272 с.;

Куприн А.И. Избранное. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 368 с.;

Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.;

Читайте также: