Символические образы и их смысл в поэме блока двенадцать сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней. В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе. Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?

На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.

Блок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Символы в поэме

Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.

Цветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.

Цвета

Противостояние черного и белого

В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:

  • Черный цвет — это не только зло, но и хаос в человеке.
  • Белый цвет — духовность миссии, надежда на светлое будущее.

Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.

Красный, как выражение сопротивления

Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:

Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.

Ветер

Основное значение

С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.

Действие ветра в поэме

Число 12

Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:

Образы, их роль в раскрытие смысла

Красногвардейцы

Образ и значение Христа в поэме

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: ". стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении "Русь" она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: "Россия, как Катерина в "Страшной мести", находится во власти колдуна".

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная "нищая" страна с "утлым" жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. "Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства", — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге "Шахматово. Семейная хроника".

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— "дикой вольности сестра", краса ее "разбойная", ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле "На поле Куликовом" звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта "быть светлым", выбрать мужественную позицию и понять, что "настал твой час".

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, "половина", которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — "жизнь или смерть", "счастье или погибель". Образ ее одухотворен, высок — ". в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда".

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, "песни ветровые", дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Александр Блок – один из самых крупных и значительных поэтов “серебряного века” и центральная фигура литературного направления, получившего название “русский символизм”. Символические образы всегда играли большую роль в поэзии Блока. Не стала исключением и его поэма “Двенадцать”.

Поэма была написана в январе 1918 года, то есть через несколько месяцев после октябрьского переворота тысяча девятисот семнадцатого года. Не изменяя прежним литературным традициям, Блок вводит в свой поэтический язык новую символику.

из основных символов поэмы – ветер. Он “завивает”, “свищет”, “гуляет”, “рвет”, “мнет”, “носит”. Ветер даже имеет свой характер: он то “хлесткий”, то “веселый”, он “зол и рад”.

Однако ветер – не только явление природы. На образном языке поэта – это ветер, стихия революции, ветер глубоких перемен, величайший всплеск человеческих мыслей, чувств, желаний и надежд.

Разрушение прежнего порядка, созданного “старым миром”, высвобождает громадные силы, вырывающиеся на волю хаотично, разнузданно, безудержно. Силы стихии – ветер, метель, вьюга –

не могут быть определены однозначно как добро или зло. Это глубокие внутренние противоречия в человеке, которые являются источником развития, движения.

Однако в своей стихийной безудержности и слепоте они могут стать причиной разрушения, гибели.

Возникновение в глубине пустых, черных улиц двенадцати красногвардейцев символизирует явление на исторической сцене новых героев. Прежде всего двенадцать – это коллективный герой. Он противопоставляется одиночным персонажам старого мира – “буржую”, “писателю”, “попу”, “барыньке в каракуле”. Красногвардейцы – люди массы, низов.

В значительной мере они представляют деклассированные элементы, число которых значительно пополнилось в предреволюционное и военное время. Среди двенадцати есть разные люди. Одни, как “убийца” Катьки Петруха, живут неуправляемыми страстями.

Другие организуют “революционный шаг” и четко знают, куда они должны идти сами и вести за собой остальных. Именно поэтому Блок принимает революцию: он надеется, что более развитые в духовном и культурном плане люди сумеют обуздать стихийность деклассированных элементов.

Красногвардейцы, в начале поэмы гонимые ветром, к концу произведения преодолевают стихию и идут намеченным путем.

И на белом метельном фоне вспыхивает красный флаг как символ революционной стихии, которая должна снести старый мир.

В финале поэмы возникает образ Иисуса Христа. Блок использует неожиданный для читателя прием: ведь в предшествующем тексте неоднократно подчеркиваются воинствующие атеистические взгляды новых героев. Они идут “без имени святого”, высмеивают попа, для них свобода – “без креста”.

Они напоминают Петрухе, что его вера в Бога не спасла от страшного греха совершения убийства.

Двенадцать идут “державным шагом” сквозь вьюгу. Всюду им мерещатся враги: за сугробом, за домом. Они кричат, приказывают остановиться, грозят “пощекотать штыком”, – но им отвечает только эхо.

Разочарование Блока в Октябре придет позже, а в то время, когда писалась поэма, он верил в очистительную силу революции и эта вера вдохновила его на создание прекрасного произведения.

Произведение пестрит большим количеством символов, которые поддаются различным интерпретациям. Поэт использует символы, чтобы подчеркнуть значимые моменты. Первое, на что обращает внимание читатель – цвета. В тексте противопоставляется чёрный и белый цвет. В поэме белый представляется устремлением в будущее, изменением и обновлением, а чёрный – олицетворяет старый мир, наполненный жестокостью и страданиями. Встречается и красный цвет, символизирующий сопротивление, борьбу и жажду перемен.

Не менее значимым символом в пьесе является число 12. Именно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество соотносимо с апостолами, присутствовавших на Тайной вечере. Аллюзия к евангельской символике может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстную неделю.

Следует подчеркнуть значение автора в поэме. Блок понимал, что находится в центре событий грандиозного масштаба, поэтому в произведении автор выступает в образе пророка. Поэма сближается с летописью, цель которой – зафиксировать происходящее.

Интересно и то, что многие красногвардейцы названы по именам апостолов. Это вызывает определённые ассоциации у читателя. Так, имена Пётр, Иван, Андрей обрастают в пьесе как социальной, так и сакральной составляющей.

Блоковский Петруха сожалеет об убийстве из-за ревности, но он не был бы важной фигурой в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрёкся от Христа. Объединяет этих героев то, что они после содеянного движутся вперёд, чтобы достичь цели.

Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определённую функцию: помогают понять смысл произведения и отношения автора к событиям, а также возбуждают читательский интерес.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

История создания

Образы

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания Поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта. Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

…Вдаль идут державным шагом… — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди…

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Разыгралась, что-то вьюга, Ой, вьюга, ой вьюга, Не видать совсем друг друга За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом — огни, огни, огни…

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим, Нот пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

Смысл названия

Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение. Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях. Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их Иисус Христос.

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Читайте также: