Шухашламасар туна ещ укенещле пулать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Вр Тван ршывн Асл ври 1418 талк хушши крлене ак харуш вр. Пирн чечекленекен тван ршыв ине 1941 улхи июнн 22-мшнче ним фашисчсен эшкерсем систермеср тапнн, лпк хуласене, ялсене аркатн, сирптне, унтара-унтара ян. Совет халх пр ын выпекал пулса Тван ршыва хутелеме кленне.

Врра пехотинецсем те, летчиксем те, моряксем те, разведчиксем те, партизансем те фашистсене хир крешн.

Всен хушшинче пирн ял ыннисем те пулн. Хаш-при паттррн апса яланлхах вр хирнче юлн. Таврннисем вара амрк рва телей сунса: Эпир курнине сирн ихан та курмалла ан пултарчч, - тен.

Иртн вр 27 миллион ын пурнне илсе кайна. Вра пирн ршыва птмпе 679 млрд тенклх ухату кун. Ми шкул, больница, музей рпе танлашман-ши?! авн выпекал йывр та хруш тапхрта птм халх пр иреп чмра путарнн. 130 ытла члхепе калаакан халх пр мтпе, пр тллевпе крешн. авнпа нтерне те нт ав ирср тшмана совет халхе

Шел пулин те, вр ветеранесен шуч улсерен чакса пырать. Пирн всене хамран вй-хал итн таран пулшмалла. Тепр чухне ырпа чнсе калани те всен кмлне клет, вр сурансем инчен манма пулшать.

Пиртен инех мар Гордеев Алексей Николаевич пурнать. Вл Хулаырми ялнчи вра ветерансенчен пртен-пр сыв юлн ын.

Вр пуланн хыпара Элекей тете Хусан хулинче илтн. ак тапхрта вл ремесла училищинче вренн. Часах Элекей тван яла таврнать. Ашшне врса илсе каяе. Амш вара твт ачипе пччен трса юлать. Элекей тете окоп та чавать, колхозра та лет. Часах вл бригадир пулса трать. Бригадирта 2 ул лет.

1943 улта вл вра каять. Элекей тетене,ытти амрксемпе прле, Украинна илсе кая. ул инчех всем, мскнсем, тшман атаки айне леке. ак ка вара 60 ухрм уран ута всем, мншен тесен эшелонне нимем унтарса яна. Урамра вара шатртаттрать декабрь. ул инче Элекей тетен чи ывх тус Юманов Петр вилсе каять. Вал хамр ял ынниех пулн

Элекей тете ихан та хайне хушн рен прнман. Командир пана е вхтл пурнлама тршн. Ахальтен мар вл Хрле алтар ордена тив пулн.

Асл нтерве вл Берлин хулинче ктсе илет. нтеру инчен калама пуласан Элекей тетен кусем шывлана.

Чваш йекечпе прле вырссем, украинецсем, белоруссем, хаккассем, узбексем, якутсем, эрменсем савна. Пурте всем ентшсем, твансем. Анчах пурин те пр шухш: Халхсен юн мн чухл ткнн ак нтерушн? амрк каччн хвртрах тван килне тавранасси килет. Ахальтен мар ваттисем: Тван ршыв анне, ют ершыв атте, - тен.

Хал 83-ри Элекей тете мануксемпе савнса пурнать. Всене: Телейл те врм мрле пулр, - тесе пиллет. Ватсен пил вара пуянлхран та хакл.

Вулан хайлавсем трх эпир акна плетпр: нтеру кун хвртрах ывхартас тесе аслисемпе юнашар трса ачасем те крешн. Всем фронтра та, тылра та птм йыврлха туссе ирттерсе тшмана апса аркатма тршн. Пирн, амрксен, ирк пурна сыхласа хварассишен паттрла апма хатр пулмалла. ак хаяр вр инчен самантлха та манмалла мар.

Вр вуч р инче паянхи кун та снмен-ха. Чечня ври те хай инчен мантармасть: террористсем алхаса, мирл шплха пса.

Телейл пурнма пире мирл пурнс кирл. авнпа та эпир яланах апла калатпр: Пултр мир мерех!

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Шанчăклă тус такамран та хаклăрах", - тенĕ пирĕн ватăсем. Çынпа çын калаçать, паллашать, хутшăнать, туслашать. Пурнăç йĕрки çапла. Кампа та пулсан чуна уçса калаçмалла-çке, кама та пулсан чĕрери вăрттăн шухăшсене каласа кăтартмаллах, кампа та пулсан хуйха-суйха, савăнăç-хаваслăха пĕрле пайламаллах, йывăрлăхра камран та пулсан пулăшу ыйтмаллах. Апла пулсан, çыннăн чунĕ хăех ыйтать - ун çумĕнче ăна ăнланакан çывăх тус-юлташ кирлĕ. Вăл шанчăклă, ырă чунлă, ĕçчен, хастар та маттур пулмалла. Усал та кĕвĕç чунлă, чăркăш та юлхав юлташран ним усси те çук. "Юлташ тени хăвăнтан лайăх пултăр", - теççĕ. Лайăх юлташпа пĕрле çÿреме те кăмăллă, калаçма та шанчăклă, пурăнма та хаваслă. Çывăх тусу кăмăл-сипет тĕлĕшĕнчен пуянрах пулни хăвна та ун пек пулма хистет. Хăв та ырри, илемли, лайăххи патне туртăнатăн, чунпа пуянланса, кăмăлпа çĕкленсе пыратăн. Вара санăн кулас-савăнас, ĕçлес-ĕмĕтленес, çут тĕнчепе киленсе пурăнас килет. Юлташу саншăн тем тума та хатĕр пулнине, йывăр вăхăтра пулăшма-йăпатма пултарнине пĕлсе-сиссе тăратăн пулсан - каç выртсан та канлĕ çывăратăн, ир тăрсан та лăпкăçÿретĕн.

Эпĕ хама телейлĕ тесе шутлатăп. Мĕншĕн тесен манпа юнашар ăслă та ырă кăмăл-туйăмлă юлташ пур. Мĕншĕн килĕшет-ха вăл мана. Унăн çи-пуçĕ яланах таса та типтерлĕ, чĕлхи çыпăçуллă, хăйне мăн кăмăллă тытмасть, кирек кама та пулăшма хатĕр. Унпа тĕл пулса калаçсассăн хăв та ырă енне туртăнатăн, ун пек пулма тăрăшатăн. "Ырра курсан ырă пулăн, усала курсан усал пулăн", - теççĕ ваттисем. Çавăнпа та çыннăн пĕрмаях ырришĕн çунмалла. Тус-тантăшăма кура хам та ырăпа усала уйăракан пултăм. Юлташăм умĕнче киревсĕр сăмахсемпе калаçма та, çăмăлттай шухăшсене палăртма та, вăхăта усăсăр ирттерме те, хама илемсĕр тыткалама та намăс. Манăн çитменлĕхсене, йăнăшсене тÿрех асăрхать, юлташла, пĕр кÿрентермесĕр асăрхаттарать.

Аттепе анне те, кукамайпа кукаçите та ăна питĕ юратаççĕ, эпĕ чăн-чăн тус тупнăшăн савăнаççĕ. Хăйсем инçетри тăвансем патне хăнана каяс пулсан та, пире, тусăмпа иксĕмĕре, кил-çурта, хуçалăха пăхса тăма шанса хăвараççĕ. Ун пек чухне вара эпир пĕр-пĕринпе тăраничченех калаçатпăр, тем тĕрлĕ ыйту та хускататпăр, малашнехи пурнăç еплерех пулассине тĕшмĕртме тăрăшатпăр.

"Юлташ ют мар, çăкăр ыйтсан, хирĕç мар", - тенĕ ватă çынсем. Манăн ырă тусăм та маншăн ют мар, вăл çывăхран та çывăх. Эпĕ ăна икĕ-виçĕ кун курмасанах питĕ тунсăхлатăп, чуна темĕн çитмен пек туйăнать. Çавă пуль ĕнтĕ вăл çирĕп туслăх тени.

Туссăр çын - туратсăр йывăç. Туссăр çын - çунатсăр кайăк. Туссемсĕр пурнăç кичем те салху. Çĕр çинчи кашни çын туслăха тивĕçлĕ. Анчах та туслăха укçапа илме çук. Туссене чун ыйтнипе, чĕре килĕштернипе суйласа илмелле.

Оценить 927 0

Куракова Вера Васильевна

Шупашкар хулинчи 49-мĕш вӑтам шкулта

чӑваш чĕлхипе литературине вĕрентекенсем

Ĕҫ ҫынна илем кÿрет

Паянхи пурнӑҫа илес пулсассӑн, ҫын хӑйне вӑйлӑ туясси тĕрлĕ сӑлтавран килет: ҫемье тĕрекĕнчен, тус-юлташ пурринчен,ĕҫ вырӑнĕнчен, сывлӑх ҫирĕп пулнинчен,ӑс- тӑн чун-чĕре пуянлӑхĕнчен, пурнӑҫа тĕрĕс пурӑнма пĕлменинчен, пултаруллӑхран, кашни тĕллеве пурнӑҫлама пĕлменинчен…

Ырми-канми ĕҫлекене те, ача- пӑча ÿстерекене те, ҫукран пур тӑвакана та, ырӑ йӑла-йĕркене тытса пыракана та ĕҫчен-маттур, ҫивĕч ҫын тетпĕр. Ĕҫ-вӑл пурнӑҫ тыткӑчи,илемĕ. Пĕр-пĕрне ӑнланса, пулӑшса пырсан ҫеҫ ĕҫ ӑнать, ырӑ ят сарӑлать. Ĕҫрен хӑраман, таса чун чĕреллĕ, ырӑ ĕмĕтлĕ ҫын кӑна пулма пултарать.

Ҫĕр ҫинче ҫын алли тĕкĕнмен ĕҫ ҫук та пулĕ. Пурнӑҫа лайӑхлатас тесен кашни ҫыннӑн хӑйне килĕшекен пĕр- пĕр ĕҫе суйласа илмелле. Ҫав ĕҫре чун-чĕрене хурса ĕҫлемелле, ҫитĕнÿсем тумалла, малалли пурнӑҫ ҫинчен шухӑшламалла.

Ĕҫ- пурнӑҫ тытать, ĕҫ телей кÿрет. Кашни ҫыннӑн хӑйĕн ĕҫе, хĕлĕ.Хӑв юратнӑ ĕҫе пĕр кун хаушшинче суйласа илме май ҫук. Ҫапах та пĕр-пĕр ĕҫе кӑмӑлласси пĕчĕкренех палӑрать.

Ҫĕр ҫинче мĕн пур ĕҫе ҫыннӑн ӑста аллипе, ӑс-хакӑлĕ тӑвать.Ĕҫ чӑнлӑх,сӑпайлӑх,тараватлӑх – чӑваш ҫынсен ҫак ырӑ енĕсем кашни ҫынра пулччӑр тессе шухӑшлатпӑр.

Паллах, кашни ҫыннӑн хӑйĕн ĕҫе-хĕлĕ, хӑйĕн телейĕ. Чылай ҫынсенчен илтме пулать. Ĕҫе уява кайнӑ пек каятӑп, ĕҫре мана питĕ лайӑх, ĕҫтешĕсемпе килĕштерсе ĕҫлетпĕр, эпĕ ĕҫ вырӑнне ҫухатасран темрен хӑранӑ пек хӑратӑп теҫҫĕ. Хӑшĕ-пĕрисем хӑйсен валли хӑйсемех ĕҫ вырӑнне тупаҫҫĕ, хӑшĕ-пĕрисем вара ашшĕ-амӑшĕн ĕҫне малалла тӑсаҫҫĕ, теприсем ашшĕ – амӑшĕ каланипе, ыттиссем ҫут ҫанталӑк панӑ талантпа ĕҫлеҫҫĕ.

Паллах тĕнчере пур професси те лайӑх, пур професси кирлĕ. Анчах та пĕтĕм ҫын пултаруллӑ ҫуралаймасть. Пĕр ĕҫех пĕри лайӑх ĕҫлет, теприн пулсах пĕтеймест. Пурте артист та ÿнерҫĕ те пулаймасть. Ҫавӑнпа та ҫыннӑн хӑй мĕн тума пултарассине шута илсе, камӑлĕ хӑш ĕҫ патне туртӑнать – ҫавна суйласа илмелле.

Сӑмахран: мана вĕрентекен ҫуралсанах, ашшĕ чупса пынӑ тет, аллине тытрĕ тет те чуптуса ҫапла каларĕ тет. Манӑн хам вилличен сана учитель пулнине курасчĕ терĕ тет. Ашшĕ ĕнчи тӑвансем пурте вĕрентекенсем пулса ĕҫленĕ хӑй хĕрне те учитель тӑвасшӑн пулнӑ, паллах ашшĕн пехилĕ ҫитнĕ пуль. Апла пулсан вӑл ҫуралсанах вĕрентекен пулма ĕмĕтленнĕ ача пулса тухать.

Чӑнах та вĕрентекенĕн хӑйĕн чӑн-чӑн ҫын пулмалла: ырӑ кӑмӑллӑ, сӑпайлӑ, таса чунлӑ, культурӑллӑ, ҫивĕч, ĕҫчен, ӑслӑ – тӑнлӑ, культурӑллӑ пулмалла. Ачасемпе пĕр чĕлхе тупни - пысӑк талант..

Манӑн вĕрентекен пуринчен те ырӑ, пултаруллӑ, хисеплĕ, чуна ҫывӑх, кирек кама та ӑнланма, темĕнле йывӑр ыйтӑва тивĕҫлĕ татса пама пултаракан ҫын. Вĕрентекен ача амӑшĕ пек ыррине ҫеҫ сунать, ырӑ-сывӑ, тĕрĕс тĕкел ӑслӑ- тӑнлӑ ҫын тӑвасшӑн тӑрӑшать.

Учитель ĕҫе ҫӑмӑл маррине пурте ӑнланаҫҫĕ.Чӑнипех те шкулта, чӑтӑмлӑ та ырӑ шухӑш-кӑмӑлла вĕрентекенсем ĕлеҫҫĕ.

Этемĕн тепĕр лайӑх ĕҫе - вӑл хӑйĕн чун илемĕшĕн те тӑрӑшма пултарни. Ку ҫынна тата та вӑйлӑрах тӑвать. Ҫавӑн пекех илемлĕ тĕрлĕрен илемлĕ япаласем тума вĕрентет. Халĕ ĕнте ҫын-вĕҫме кӑна мар, шӑтӑк евĕр янӑравлӑ шӑрантарса юрлама, тӑпӑл – тӑпӑл ташлама, хут ҫине пурнӑҫри сӑнсене чӑн пурнӑҫри пекех ÿкреме, йĕри-тавралӑха тĕрĕ-эрешпе илемлетме, кино калӑплама, илемлĕ сӑвӑ – калавсем ҫырма пултарать. Ҫын ĕҫĕсене ĕҫленĕ чухне ҫын ҫакӑнта хӑйĕн чун телейне тупать. Ĕҫ вӑл – халӑхӑн тарӑн ӑсӑпе тĕрĕслĕх туйӑмĕ, таса кӑмӑл-сипечĕпе ҫынна пысӑкӑн юратни, чун илемĕпе характер ҫыпӑҫулӑхĕ, сӑмах-юмах виҫелĕхĕпе юрӑ-сӑвӑ хитрелĕхĕ.

Этеме ĕҫ ҫуратнӑ теҫҫĕ. Ĕҫ ӑна ҫын тунӑ. Ҫын вара хӑй таврашĕнчи ҫут ҫалталӑка улӑштарса тем тĕрлĕ япала шухӑшласа кӑларнӑ. Те хӑйне пурӑнма ҫӑмӑл пултӑр тесе, те хӑйне хуҫа пек тытма, те хӑйне шанчӑклӑ та ҫирĕп туйма…

Ырӑ сӑмах, ырӑ шухӑш, ырӑ ят хӑварас тесен ҫыннӑн йывӑҫ лартмалла, ача ҫуратса тĕрĕс-тĕкĕл ÿстермелле, пÿрт лартмалла теҫҫĕ.

Мана чӑнахах та учителĕн пархатарлӑ ĕҫĕ питĕ килĕшет. Кашни вĕрентекенех хăйĕн вĕренекенĕсем сапăр та хастар чун-чĕреллĕ çынсем пулччăр тесе тăрăшать, ырă шухăш-ĕмĕтпе пурăнать. Вăл çĕр çинчи çĕршер професси валли тÿрĕ чунлă çынсем вĕрентсе хатĕрлет. Тÿрĕ чунлă çынсем — саккунлăхпа йĕркелĕхе пăхăнакансем. Ку вара — çĕр çинчи, хамăр хушăри тăнăçлăх никĕсĕ. Çакăнта мар-и учителĕн пархатарлă ĕçĕ?

Учитель ĕçĕ питĕ яваплă ĕç. Пурне те пĕлесшĕн çунакан таса чунлă шăпăрлансемпе пĕлÿлĕх тĕнчинче çÿрени, мĕн пĕлнине пĕлменнисемпе тавçăрайманнисем патне çитерме тăрăшни мăнаçлантарать, хавхалантарать, чунра савăнăç вăратать. Чăнах, хăвăн ăс-тăнна, пултарулăхна ыттисене парнелесси — сăваплă ĕç. Кашни вĕрентекен хăйĕн пурнăçне пархатарлă ĕçпе ирттерет. Учитель ĕçĕ çăмăл маррине пурте ăнланаççĕ. Хăйĕн чун пуянлăхĕпе çамрăксене те çынсене юратса хисеплеме, ĕçчен те йĕркеллĕ çын пулма вĕрентет.

Мĕнле хисеплемĕн-ха вĕрентекене? Вăл кашни ачан пурнăçĕпе, савăнăçĕ-хуйхипе, терт-нушипе пурăнать. Кашни вĕренекене хăй ачине юратнă пек юратать, йывăр вăхăтра пулăшать, унпа пĕрле савăнать те, кулянать те. Педагог вăл пĕр вăхăтрах чун инженерĕ те. Ачан чунне вĕрентекен пек тата кам ăнланма пултарать-ши? Тата кам унран ытла ача чунне витĕр курать, ăна сăваплă витĕм кÿрсе çĕр-шыва, ашшĕ-амăшне, тăванĕсене, юлташĕсене юрăхлă та тивĕçлĕ çын ÿстерме хевте çитерет?

Педагогсем — кашни ача шăпинче ырă йĕр хăваракансем, кашни ачан ăс-тăнĕпе характерне çирĕплетсе, ăсталăхне аталантарса пурнăç çулĕ çине кăларакансем.

Много ценных и интересных мыслей можно найти в устном педагогическом творчестве народа. В памятниках народной педагогики говорится об уважении к родителям, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о. ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и перед грозными силами природы, о любознательности и т. п.

В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, имеются уже определенные принципы, способы и приемы воспитания, даже педагогические законы, сформулированные, правда, очень элементарно, просто.

Народ является подлинным создателем педагогики. Поэтому можно смело говорить о педагогических воззрениях не только отдельных деятелей, но и целого народа. Данную статью мы посвящаем изложению педагогических воззрений чувашского народа.

Не имея возможности подробно останавливаться на всех памятниках народной педагогики и считая это задачей специальных исследований, мы ограничиваемся разбором педагогических мыслей, содержащихся в поговорках и пословицах чувашского народа1.

Педагогические воззрения чувашского народа, отразившиеся в поговорках и пословицах, являются прямой противоположностью тем, которые признавались и проповедывались официальной, монархической педагогикой. И, наоборот, они находятся в полном соответствии с педагогическими воззрениями великих русских педагогов-демократов. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что педагогические идеи русских педагогов-демократов отражали не только интересы русского народа, но и других народов России.

Педагогическая теория выдающегося чувашского педагога И. Я. Яковлева своими корнями глубоко уходит в передовую русскую педагогическую мысль и чувашскую народную педагогику.

Пословицы, которыми мы пользовались, записаны во второй половине XIX и в начале XX века (до великой Октябрьской социалистической революции).

ловиц, в которых говорится об отношении чувашского народа к учению, книге, уму и др.

В ряде пословиц буквально воздается хвала уму, ученым людям1 (если судить по чувашским пословицам, ученые люди как правило, мудрые).

О качествах человека народ судит прежде всего по его уму:

Этим, повидимому, частично объясняется трудность обучения.

Народ всегда ценил практическую пользу учения, грамотности. В пословицах указывается, что учение всегда нужно человеку, оно приносит человеку только пользу. Учение понималось народными массами широко, оно включало в себя не только изучение грамоты, но и приобретение трудовых навыков, овладение ремеслом и т. п. Учение никогда не лишне, пусть даже пока не видишь в нем конкретной пользы: «Вёреннине дёклесе дурес дук;

Трудовые массы, умудренные многолетним жизненным опытом, знали, что нет ничего дороже умения, знания, грамотности.

возникновения чувашского ремесленного ученичества, когда ученик вынужден был для приобретения ремесленных навыков работать бесплатно на своего учителя—опытного ремесленника.

Иногда приходилось работать на своего учителя годами, чтобы стать настоящим мастером.

Интересно решается в народной педагогике важнейшая педагогическая проблема—взаимосвязь наследственности, среды и воспитания. Следует отметить, что трудовые массы народа в решении аналогичных проблем методологического характера всегда стояли на позициях стихийного материализма.

Самое главное в формировании личности—воспитание, притом влияние окружающей среды народной педагогикой рассматривается как весьма сильный воспитательный фактор.

Приведенные выше три утверждения обосновываются в ряде Других пословиц. Почему же сын подобен отцу, похож на отца?

'На этот вопрос дается ответ: «Ашшё мён туна, ывалё те давна 188.

Эта пословица свидетельствует о том, что в народной педагогике отрицается передача моральных качеств по наследству. Моральные качества родителей передаются детям не по наследству, а приобретаются последними в процессе совместной жизни, в результате воспитательного воздействия родителей. Поэтому для детей чрезвычайно важно то воспитание, которое их родители получили, и те знания, которые родителями накоплены за их долгую жизнь, ибо все это будет передана родителями своим детям.

Крупской:

В народной педагогике влияние родителей рассматривается как один из частных случаев влияния окружающей среды. Разница здесь только в том, что ребенок со своими родителями общается чаще и находится к ним ближе, чем к другим людям.

В народной педагогике справедливо рекомендуется воспитывать детей на положительных примерах. При этом указывается, что ребенок быстрее перенимает дурное, нежели хорошее. Дурное влияние оставляет глубокий след на личности, дурные привычки Дается дословный перевод.

Прут—тонкая отломанная ветка, чаще всего—отломанный побег.

Интересны меры воспитательного воздействия на детей, предлагаемые народной педагогикой. Основным методом воспитания является убеждение. Важнейшим средством убеждения детей является беседа с ними.

В беседах, в частности, указывается:

были однокомнатные избушки. Семьи, как правило, были большие. Нужно было приучать детей уважать труд матери и сестер, убиравших комнату. Именно эту цель и преследовала приведенная выше пословица.

Поэтому родители не разрешали детям питаться у посторонних, даже пугали их, чтобы отучить от этого.

В другой пословице говорится:

А. С. Макаренко писал, что они, по существу, являются не телесным наказанием, а просто проявлением характера, темперамента матери. Это тем более вероятно, что в пословице говорится о малолетних детях.

Таким образом, народная педагогика и в вопросе применения физических наказаний, несмотря даже на некоторую непоследовательность, несравненно прогрессивнее официальной педагогики прошлого.

Семейное воспитание у чуваш до Великой Октябрьской социалистической революции было основным, чуть ли не единственным воспитанием. Лишь очень незначительная часть детей обучалась в школе. Поэтому понятно то внимание, какое уделяется в поговорках и пословицах вопросам семейного воспитания и влияния семейных отношений на формирование ребенка.

Правильное отношение родителей к детям имеет большое значение в воспитании. Детей нужно заботливо, внимательно воспиУченые за писки, X в.

Детям нужно помнить:

Вопросам семейного воспитания в народной педагогике уделяется большое внимание. Этими вопросами народ занимается тысячелетиями, т. е. со времени возникновения семьи. Таким образом, зачатки семейной педагогики заложены еще в глубокой древности.

Представляют несомненный интерес пословицы, определяющие поведение молодого человека. Эти пословицы носят характер правил поведения молодежи. Правила поведения даются в виде назидательных советов, наставлений умудренных житейским опытом старцев молодым людям. Пословицы аналогичного содержания высоко ценились выдающимся чувашским педагогом 194.

Приведем ряд пословиц и поговорок, определяющих поведение молодежи в обществе. Нам представляется целесообразным разбить их по смыслу на несколько групп.

Надо дорожить мнением старых людей, они хорошо знают окружающее, у них имеется большой опыт, широкий кругозор:

•источником, пользуясь которым Влад, мир Мономах написал свое педагогиское сочинение.

«Нам без друга жизнь не в радость, как сладка она ни

Как уже указывалось, пословиц и поговорок, определяющих поведение молодых людей, большое множество. В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи.

Следует особо подчеркнуть, что пословицы и поговорки разобранной выше категории весьма популярны в чувашском народе. Н а з и д а т е л ь н ы е с о в е т ы, в ы р а б о т а н н ы е са- мим н а р о д о м на п р о т я ж е н и и в е к о в, в б о л ь ш и н - стве своем сохраняют актуальность и ценность и д о с и х п о р. Значение их в воспитании детей, особенно — в семейном, огромно, и это не подлежит никакому сомнению.

Поговорки и пословицы—выдающиеся памятники народной педагогики, в них—философская и педагогическая мудрость народа, накопленная тысячелетиями. Чрезвычайно важно значение пословиц и поговорок для выяснения национальных традиций чувашского народа. В пословицах и поговорках находят широкое проявление национальные традиции чувашского народа. Поэтому мы считаем необходимым остановиться на основных чертах чувашской народной педагогики. Несомненно, в основе этих черт лежат национальные традиции народа.

Прежде всего следует отметить как основную черту чувашской народной педагогики воспитание любви и уважения к великому русскому народу и его культуре. Эта черта народной педагогики наилучшим образом свидетельствует о традиционной дружбе чувашского и русского народов.

Чувашский народный поэт Петр Хузангай, отражая мысли родного народа, пишет о нерушимости дружбы чувашского и русского народов:

„Хмель скорей в воде утонет, И всплывет скорее камень, Чем нарушим нашу дружбу, Закрепленную в боях"2.

П. Х у з а н г а й. Дружба, Чувашгосиздат, 1950, стр. 161.

нальных интересов чувашского народа является русский народ.

За 400 лет, прошедших со дня присоединения Чувашии к Русскому государству, нельзя назвать ни одного значительного события в истории России, в котором не приняли бы посильного участия чуваши. Особенно характерны в этом отношении крестьянские войны под руководством Разина и Пугачева, в которых чувашские крестьяне приняли активное участие. Это—один из источников национальной гордости чувашского народа, во всем этом, в свою очередь, проявляется сила народной педагогики.

Народная педагогика проповедует любовь между людьми:

Как уже указывалось, народная педагогика призывает молодежь к борьбе с врагами трудящихся. В то же время здесь убедительно показано, что эта борьба может быть успешной только в том случае, если массы объединят свои силы. Таким образом, народность1 или коллективность является следующей особенностью чувашской народной педагогики.

Правда, размышлять хорошо одному, но все-таки едва ли можно жить одним своим умом:

Изольда пишет о своей любимой маме,которая любит,воспитывает.Мама Изольды- воспитатель детского сада"Чуораанчык".

ВложениеРазмер
Мамочка, любимая моя! 13.64 КБ
Мальчик пишет о своей маме. 12.98 КБ
Публикация о кружке "Звонкие голоса". 45.99 КБ
Участие в конкурсе "Вырастим урожай". 108.96 КБ
Информация о республиканском конкурсе"Если б парни всей земли". 22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Мин ийэбин олус таптыыбын,кини амарах санаата,сымнаӄас майгыта аан дойду оӄолорун иэйиитигэр болӄомтону уурар.Өрүү истиӊ кэрэ куолаһынан биһигини угуттуур.

Ийэ диэн тыл, мин санаабар, туохтааӄар да күндү ,аан дойдуга киһи бары киэн туттар тыла буолар .Өрүүтүн кинини ырыаӄа – матыыпка холбууллар.

Ийэбит күн курдук сыдьаайа сылдьара, биһиэхэ көмөлөһөрө, сүбэ биэрэрэ, нарын куолаһынан бүөбэйдиирэ, итэӄэспитигэр –быһаӄаспытыгар, ыарахан түгэммитигэр куруук көмө - ама буолара дууһабытын манньытар. Көрсүө-сэмэй майгыта миэхэ өрүү холобур буолуоӄа.

Ийэм күннэри-түүннэри түбүгүрэрин көрөммүн күндү киһибэр маннык тыллары аныахпын баӄарабын:

Кэрэттэн-кэрэни, киһини абылыыр , ис киирбэх киһим.

Нарын- намчы көстүүлээх ,эйэӄэс мичээрдээх ,

Күн курдук күндээрэ сыдьаайар ийэккээм !

Хатыламмат хартыынам, таптыыбын эйигин !

Саныыбын өрүүтүн , харыстыам куруутун!

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Спиридонова Изольда.

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Ийэ- саамай күндү тыл. Ийэ оӄотугар күн сирин көрдөрөн, бастакы хардыытыгар көмөлөһөр.

Мин ийэм аата Винокурова Алена Гаврильевна.Кини үс оӄо ийэтэ.Улахан оӄото эдьиийим Марина Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 10 кылааһыгар үчүгэйдик үөрэнэр,убайым Миша 4 кылааска үөрэнэр .

Мин ийэм амарах сүрэхтээх, сымнаӄас санаалаах. Куруук үөрэ-көтө сылдьар.

Ийэм барахсан биһигини элбэххэ үөрэтэр. Биһиги ыарыйдахпытына аттыбытыгар куруук баар буолар, бүөбэйдиир. Оонньоотохпутуна сороӄор бэйэтэ оӄо буолан биһигинниин тэӊӊэ оонньуур-мэниктиир. Сайын аайы отоннуу,тэллэйдии барааччыбыт.

Мин ийэбэр мас кыстаан,дьиэ хомуйан көмөлөһөбүн. Мин улааттахпына үөрэхтээх үлэһит буоллахпына ийэбин атын куоракка илдьэ барыам.Ийэм ыарыйдаӄына ийэм аттыгар куруук баар буолуом. Кини биһиги олохпутун тупсарар,киэргэтэр.

Ийэӄэ хас биирдии оӄо үйэ саас тухары махтаныах тустаах. Махталбыт диэн кырыйдахтарына көмөлөһөн, өйөөн тэӊӊэ сылдьыахпытын наада.

Мин ийэбэр баӄарыам этэ уһун дьоллоох олоӄу, ыстаал доруобуйаны!Хомолто диэни билбэккэ куруук үөрэ-көтө сылдьарыгар!

Махталым муӊура суох мин күндү ийэкээммэр,

Кини баар буолан бу олох диэн баарын биллим.

Ийээ олус күүскэ эйиигин таптыыбын,

Эн эрэ соӄотох мин олохпун киэргэтэӄин…

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Винокуров Ньургун.

Предварительный просмотр:

Недаром говорят: " Нам песня строить и жить помогает ". В нашей школе работает кружок "звонкие голоса" под руководством отличника образования РС (Я) А.С. Готовцевой.
В этом году с 28 по 31 марта в Таттинском улусе, в Ытык-Кюеле прошел региональный конкурс НВК " Саха " " Полярная звезда ". В этом конкурсе участвовали более 800 детей из Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Оймяконского улусов. Конкурс был посвящен 120-летию основоположника якутской советской литературы, видного государственного деятеля П.А. Ойунского. Из нашей школы под руководством учителя начальных классов А.С. Готовцевой выехали 5 учащихся.
Артур Алексеев - ученик 7 класса участвовал в номинации " Разговорный жанр ". В 1 туре Артур выступил со стихотворением П.А. Ойунского " Кэриэс " (" Завещание "), а во 2- туре - с авторским стихотворением " Дьыл кэмнэрэ " (" Времена года "). Оба выступления сопровождались презентациями.
В гала-концерте наш Артур был отмечен специальным призом народного театра им. П.А. Ойунского Таттинского улуса.
В номинации " Эстрадный вокал " приняли участие четверо. Ученица 5 класса Даяна Сукулова в 1 туре выступила с песней " Тапталлаах мин кыhам " (" Любимая школа ") на слова выпускницы нашей школы Олимпиады Сивцевой и музыку учителя и первого мелодиста нашего Оймяконья Василия Семеновича Кондакова, который посвятил эту песню 70-летию Оймяконской средней школы. Она стала гимном нашей школы. Во 2 туре Даяна исполнила песню на слова Сергея Егорова - нашего земляка, члена Союза журналистов России, Почетного гражданина Оймяконского улуса "Кэрэ дойдум - Оймокоон" (" Прекрасная родина - Оймякон"). Она стала лауреатом 3 степени.
Ученик 5 класса Айал Прокопьев в 1 туре выступил с песней " Биригэдьиир Марыына " (" Бригадир Марина ") на музыку М. Христофорова - знаменитого якутского мелодиста, а во 2-м - с песней из репертуара Светланы Александровны и Егора Ильича Неустроевых (студия " Тулуйхан ") " Тыа сирэ барахсан " (" Родное село "), посвятив ее Году села в республике. Айал стал дипломантом 2 степени.
Следует отметить, что Айал Прокопьев в феврале участвовал в 13-м республиканском конкурсе мальчиков и юношей в с. Кептени Усть-Алданского улуса " Если бы парни всей земли ", где участвовали 167 мальчиков и юношей из 16 улусов и из города Якутска. Он стал дипломантом 3 степени.
В старшей группе в региональном конкурсе " Полярная звезда " участвовали двое. Я, ученица 10 класса Агата Готовцева, выступила с песней " Кун " (" Солнышко ") из репертуара Ангелины Файрушиной, " Ыллаа, таптал ырыатын " (" Спой песню о любви "), став дипломантом 3 степени.
Ученица 11 класса Майя Винокурова исполнила песню из репертуара Умсуура " Эдэр саас " (" Юность "), а вторая песня " Костон кэлиий " (" Явись передо мной ") из репертуара С.А. и Е.Н. Неустроевых. Она стала дипломантом 3 степени.
Майя и я 27-28 февраля приняли участие в первом республиканском фестивале-конкурсе " Бриллиантовые нотки " в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. Мы участвовали в номинациях " Эстрадный вокал " и " Фольклор ", дуэтом сыграли на хомусе и стали лауреатами 2 степени, Майя - 3 степени.
Слова благодарности хотим выразить руководителю кружка " Звонкие голоса ", учителю начальных классов Агафье Степановне Готовцевой, директору школы Екатерине Гаврильевне Посельской.
Благодарим депутата Ил Тумэна Александра Владимировича Крылова за поддержку юных талантов и материальную помощь.
Агата ГОТОВЦЕВА, ученица 10 класса Оймяконской средней школы им Н.О. Кривошапкина.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

IX Республиканском вокальном конкурсе среди мальчиков и юношей

Учредитель – Министерство образования Республики Саха (Якутия)

• Республиканский Центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я)

• Центр дополнительного образования детей Усть-Алданского улуса

• Саха – Бельгийская гимназия Усть-Алданского улуса

Авторы проекта - Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса и специалисты РЦДО и ГПВД МО РС(Я).

- выявление одаренных, талантливых детей и молодежи.

- поддержка и дальнейшее развитие юношеского движения, новых стилей и форм вокального искусства;

- дальнейшее развитие исполнительского мастерства среди юношей;

- представление вокального искусства как олицетворение силы духа, мужества народа Саха и прославление мужской силы и красоты духа сынов земли Олонхо;

- воспитание у юношей чувства патриотизма и любви к Родине.

Дата проведения: 19 - 20 февраля 2009 г.

Место проведения: с. Кэптэни Усть-Алданского улуса, Саха-Бельгийская гимназия.

1 категория – солисты (7- 11 лет);

2 категория – солисты (12 – 14 лет);

3 категория- солисты (15 – 18 лет).

Кроме солистов в конкурсе приняли участие дуэт, трио, ансамбли.

Для участия в конкурсе должны быть представлены два произведения:

1. Песня 60-70- ых годов;

2. Свободная тематика.

Конкурсные произведения были исполнены под аккомпанемент музыкального инструмента – баяна, с использованием фонограммы.

Жюри определило лауреатов и дипломантов среди солистов - по 3 возрастным категориям, дуэт, трио, ансамблей- деления по возрастным категориям не было.

По программе конкурса прошел круглый стол, семинар для руководителей, на семинаре участвовали 30 руководителей и организаторы конкурса.

Критериями оценки жюри были:

1) сценическое и исполнительское мастерство;

2) оригинальное исполнение, раскрытие тематики песен;

3) чистота интонации, дикция, диапазон;

4) сценический костюм исполнителя, качество фонограммы.

Всего приняли участие 107 мальчиков и юношей с 14 улусов и города Якутска и 30 руководителей вокальных ансамблей, студий:

1. Верхневилюйский улус – 3

7. Нюрбинский- 10

8. Оймяконский - 1

9. Оленекский – 2

10. Сунтарский -5

11. Томпонский -5

12. Таттинский – 5

13. Усть-Алданский -40

14. Чурапчинский -3

В жюри работали:

1. Терютин Николай Николаевич, заместитель директора Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия) – председатель жюри

2. Архипова Александра Саввична, заведующая отделом развития детского творчества Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия)

4. Нафанаилов Петр Сергеевич, мастер-педагог Республики Саха (Якутия), педагог дополнительного образования детей ЦДОД Усть- Алданского улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия)

Всего прослушано 214 песен.

В 1 категории всего за два тура прослушано 42 песни.

Лауреат 1 степени – Ермолаев Айтал, Таттинский

Лауреат 2 степени – Семенов Ньургун , ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы Вилюйского улуса, руководитель Евсеева Туйаара Терентьевна, преподаватель Д.М.Ш.

Дипломант 2 степени – Иванов Айсен, ученик 2 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова Айталина Григорьевна.

Дипломант 3 степени – Старков Ваня, ученик 5 класса Оймяконской СОШ Оймяконского улуса, руководитель – Готовцева Агафья Степановна, учитель начальных классов

Лауреат 1 степени - Павлов Андрей, ученик Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса

Лауреат 2 степени – Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 3 степени - Федоров Володя , Сунтарский улус, руководитель Тихонова Клара

Степановна, учитель музыки

Дипломант 1 степени - Михайлов Гоша, Усть-Алданский улус

Дипломант 2 степени – Попов Илья, ученик 6 класса Тойбохойской СОШ Сунтарского улуса, руководитель -

Дипломант 3 степени – Черкашин Архип, Оймяконский улус

Лауреат 1 степени - Бястинов Гера, Таттинский улус

Лауреат 2 степени – Жирков Илья, Саха-Бельгийская гимназия, Усть-Алданский улус

Лауреат 3 степени – Пухов Миша, Усть-Алданский улус

Дипломант 1 степени – Филиппов Влад, ученик Табагинской СОШ, руководитель Иванов Валерий Герасимович.

Дипломант 2 степени – Румянцев Гена, Ученик 11 класса Бейдигинской СОШ, Усть- Алданский улус, руководитель Румянцев Иван Иннокентьевич.

Лауреат 1 степени – Дуэт, Сунтар

Лауреат 2 степени – Карманов Федор, Горохов Степан, Чэриктэй Усть-Алданского улуса, руководитель Алексеев Николай Васильевич

Лауреат 3 степени – Павлов Рустам, ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы, Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 1 степени –Нам, Намская гимназия, руководитель Сивцева Нюргуяна Николаевна, педагог дополнительного образования

Лауреат 2 степени – Трио в составе –Тимофеев Аркадий, ученик 9 класса, Иванов Дьулустан, ученик 11 класса, Лазарев Григорий, ученик 11 класса Дюллюкюнской СОШ Верхневилюйского улуса, руководитель Аталларов Владислав Васильевич.

Лауреат 3 степени – трио в составе – Осипов Дьулустан, Осипов Алексей, Осипов Ким Тасагарская СОШ Вилюйского улуса, руководитель Дорофеев Федор Николаевич, учитель музыки.

Были присуждены номинации:

• Аянитов Айсен, ученик 5 класса Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса, руководитель Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки.

• Петров Миша, ученик 3 класса Онерской СОШ им. Героя России М.М. Стрекаловского Усть-Алданского улуса,

• Иванов Насим, ученик 3 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова А.Г.

• Стручков Вова, ученик 5 класса Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, руководитель Находкина Альбина Антоновна.

С каждым годом расширяется география конкурса, за восемь лет проведения конкурса сложились и сохраняются традиции этого конкурса, кубок конкурса передан Усть-Алданскому улусу.

За последние годы отмечается проведение этого конкурса на региональном и улусном уровнях:

• улусного конкурса Оленекского эвенкийского национального района в с. Оленек,

(директор ЦДОД Степанова Дария Васильевна)

• улусного конкурса в с. Сунтар.

Информация подготовлена заведующей отдела развития детского творчества, членом жюри

Читайте также: