Шинель итоговое сочинение аргумент

Обновлено: 01.07.2024

Равнодушие – это наивысшая жестокость (аргумент)

Надежда и отчаяние — аргумент

Доброта и жестокость — аргумент

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

Мечта и реальность — аргумент

Критерии оценки

Хорошее сочинение должно соответствовать критериям оценки. Ваша красноречивость и сильная авторская позиция не будут играть особой роли, если при проверке будет обнаружено несоответствие критериям. Если вы считаете, что цель в жизни не только не важна, но и вредна – не стоит писать об этом. Вы можете быть правы, с вами согласятся многие психологи. Но высокую оценку вы не получите. Поэтому в этом случае лицемерьте и пишите работу по всем правилам. А возможность высказать свое истинное мнение у вас еще будет, поверьте.

Согласно данным ФИПИ, критериями оценки итогового сочинения являются:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация с привлечением литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

Базовые критерии – первый и второй. Здесь выставляется зачет или незачет. Соответственно сочинение должно раскрывать тему, иметь коммуникативный замысел. В качестве аргументации важно использовать литературу, желательно ту, которую вы проходили в рамках школьной программы. Цитаты и примеры из литературных произведений необходимо приводить грамотно, как бы находя подтверждения ваших доводов в словах автора.

Без привлечения литературного материала сочинение писать нельзя.

Композиция и логика рассуждения – это фактически последовательность изложения, а также соотношение тезисов и доказательств.

Выдвинули тезис – приведите доказательства, подкрепите примерами.

Под качеством речевого оформления понимается разнообразие лексики. Старайтесь избегать штампов, использовать уместные термины. Не уверены в трактовке – не используйте.

Что же касается грамотности, то незачет выставляется в случае, когда грамматические ошибки затрудняют восприятие текста. Обычно допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Советуем не использовать слова, в грамотности написания которых вы не уверены. Русский язык, как вы помните, богат, гибок и живописен – найдите синонимы.

Введение

В появлением гражданского общества актуальными стали все проблемы, связанные с понятиями гражданина и Родины. В гражданском обществе человек рассматривается в первую очередь как гражданин, который тесно связан со своей страной. Активная гражданская позиция проявляется в осознании своего гражданского долга, в способности видеть общественные пороки и предполагать пути их устранения, в осознании своей ответственности перед обществом, в стремлении к общественной справедливости, в желании совершенствовать государственное и общественное устройство.

Гражданская проблематика наблюдается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

В повествовании показано, что главнокомандующий всей русской армии Кутузов осознавал, что решающей силой в войне являются не начальники, а те, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Батарея Тушина, во время Шенграбенского сражения оказавшаяся в неравном бою с французским войском, остается бороться за Родину. Рота Тимохина во время Шенграбенского сражения неожиданно стала обстреливать французские войска, когда остальные русские солдаты начали в панике разбегаться. Батарея Раевского, осознанно идя на смерть, надев белые рубашки, совершает подвиг в Бородинском сражении. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаны Денисов и Долохов, не имея желания объединяться ни с немецкими, ни с польскими войсками, нападают на французский транспорт, освобождая при этом русских пленных и захватывая в плен врагов. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай и Петя Ростовы демонстрируют любовь к Родине участием в военных действиях.

А.С. Пушкин показывает, что Сальери решается на убийство Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех остальных. Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта. Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не смог бы им стать из-за отсутствия огромного таланта и даже гениальности, которыми владел Моцарт, однако Сальери, решаясь на убийство Моцарта, хотел доказать самому себе, что он является великим.

Сальери признается, что носит с собой яд уже восемнадцать лет, что говорит о том, что убийство Моцарта – не внезапное, не случайное преступление, совершенное в состоянии аффекта, а преступление, давно спланированное, имеющее свои корыстные цели. Сальери убивает Моцарта не на дуэли, для гениального творца оно становится внезапным.

Но преступление Тамары по-другому оценивается самим Богом. Ангел спускается за душой Тамары, чтобы забрать ее в рай. М. Ю. Лермонтов показывает, что Тамара получила прощение от Бога, потому как она раскаялась в совершенном грехе, осознав всю необходимость верности Богу. На примере Тамары автор выражает мысль о том, что с помощью раскаяния и верности Богу можно заслужить божественное прощение.

В отличие от Тамары, Демону получить прощение от Бога не удается. Причиной непрощения становится гордыня Демона, которая и стала причиной, по которой в свое время он был отречен от небес. Даже любовь к Тамаре не избавляет Демона от надменности и гордыни, от желания противостоять Богу. Преступление Демона оказывается непрощенным из-за отсутствия раскаяния.

Истинными преступниками по отношению к Акакию Акакиевичу становятся незнакомцы, которые крадут шинель в морозный петербургский вечер, обрекая его на нахождение на улице в жуткий холод. Конфликт Башмачкина с обществом нарастает по причине того, что у него крадут шинель, о которой он долго мечтал и на которую он так долго копил, во многом себе отказывая и ограничивая себя во многих предметах первой необходимости. Шинель крадут в первый день, когда Башмачкин получил ее, истратив все свои денежные накопления.

В.Г. Распутин показывает, что ради технического прогресса люди готовы затопить целые края, уничтожив вместе с ними всех находящихся там представителей флоры и фауны. В повести выражается мысль о жестокости людей, которые ради достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей готовы пойти на преступление против самой природы. Автор подчеркивает, что люди, затапливая Матеру, приносят вред не только природе, но и самим себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство гидроэлектростанции не может положительно сказаться на экологической ситуации в стране и на всей планете. В повести показано преступление против всего человечества.

В.Г. Распутин находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры и переезду в город, которые против безнравственного и даже преступного отношения к малой родине, природе и человеку.

В ходе повествования читатель узнает, что Николай Антоныч был влюблен в Марью Васильевну, жену двоюродного брата Татаринова Ивана Львовича. В.А. Каверин показывает, что для того чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершает по-настоящему ужасный поступок, который можно назвать не только проявлением безнравственности, но и преступлением. Когда капитан Татаринов собирался в экспедицию, Николай Антоныч предложил ему свою помощь в снаряжении. Читатель видит, что Николай Антоныч настолько плохо снарядил экспедицию, что она потерпела поражение. Почти все члены экспедиции погибли. В.А. Каверин показывает, что для устранения мужа своей возлюбленной, для того чтобы ему не мешали устраивать любовные отношения с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершил преступление против нескольких десятков людей, которые отправлялись в экспедицию, даже не подозревая, что она плохо снаряжена. И за то, что он отправил десятки людей на гибель, Николай Антоныч не испытывал ни капли стыда, у него не было никаких угрызений совести. Двоюродному брату капитана пропавшей экспедиции удалось получить то, что он хотел: Марья Васильевна, смирившись с мыслью о гибели мужа, вышла замуж за Николая Антоныча, которому, несмотря на свое преступление, хватило смелости сказать Марье Васильевне, что она находится перед ним в долгу, поскольку он многое сделал для нее и для капитана Татаринова. Николай Антоныч косвенно становится убийцей и Марьи Васильевны, которая, узнав о том, что она вышла замуж за убийцу своего мужа, кончила жизнь самоубийством, в доведении к которому Николай Антоныч обвинил Саню Григорьева, сказавшего Марье Васильевне правду. Но даже самоубийство любимой женщины не заставляет Николая Антоныча признаться в вине и раскаяться в своем преступлении. Долгое время ему удается доказывать свою непричастность к пропаже экспедиции, перекладывая всю вину на Николая фон Вышимирского.

Однако преступления Николая Антоныча не остаются безнаказанными. Спустя годы центральному персонажу Сане Григорьеву удается найти пропавшую экспедицию и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели, о которой он говорил еще в школьные годы. В финале романа показано, как Саня Григорьев приводит неопровержимые факты причастности Николая Антоныча к гибели экспедиции, читая доклад о ее нахождении.

Центральный персонаж Гай Монтэг сначала также является преступником, поскольку он работает пожарным, уничтожающим книги. Однако знакомство с Клариссой Маклеланд заставляет Гая Монтэга начать по-другому оценивать окружающую действительность и деятельность государства. Главный герой продолжает свою работу по сжиганию книг, но делает это уже без энтузиазма, который был раньше. Гай Монтэг начинает сохранять книги, которые должен подвергать сжиганию. После он и вовсе восстает против государственной несправедливости, став частью группы, предпринимающей деятельность по возобновлению книгопечатания. За это он объявляется государством особо опасным преступником, которому объявляется война.

Но Клайд Гриффитс нарушает данное правило, влюбившись в сотрудницу Роберту Олден и начав с ней любовные отношения в тайне ото всех.

Однако в их отношениях начинаются трудности, когда Клайд Гриффитс начинает близкое общение с Сондрой Финчли, которая находилась в высшем обществе. Центрального персонажа привлекают те перспективы, которые могли ему дать отношения с богатой наследницей и представительницей аристократией.

Клайд Гриффитс оказывается в тяжелом положении: Роберта Олден беременна, однако жениться на ней он не хочет, поскольку его не интересует брак с бедной девушкой, его привлекают выгодные отношения с Сондрой Финчли.

Именно в это время Клайд Гриффитс случайно видит газетную заметку о том, что двое, взяв на озере лодку, перевернулись и оказались в воде: тело женщины было найдено, а тело мужчины – нет. Эта заметка оказывает огромное влияние на внутренний мир Клайда Гриффитса, который от задумки подобной ситуации с Робертой предпринимает конкретные действия. Главный герой приглашает Роберту на озеро, чтобы совершить там преступление, однако уже в лодке он отказывается от этого замысла. Все же Роберта оказывается в воде: когда она пытается прикоснуться к Клайду, сидя в лодке, он случайно ударяет ее фотоаппаратом, в результате чего она падает в воду. Преступление Клайда Гриффитса в большей степени заключается в том, что он не помог Роберте выбраться из воды, несмотря на ее крики помощи.

За свое преступление Клайд Гриффитс несет наказание. В соответствии с судебным решением, главного героя казнят.

Каждый человек всегда сталкивается с жизненными трудностями, и он всегда стоит перед выбором: поддаться отчаянию или верить в то, что все наладится.

Часто надежда на лучшее помогает жить дальше, мотивирует на достижение целей. Но пустые надежды могут быть причиной различных трагедий, когда мечты сталкиваются с реальностью.

Многие люди из-за многих причин оказываются в состоянии отчаяния. Несчастная любовь, трудное жизненное положение, неспособность противостоять жестокому миру – все это приводит человека в отчаяние, когда не видишь никаких способов решения проблем. Чаще всего отчаяние становится причиной необдуманных поступков, которые нередко приводят к трагедиям. Бывает, что человек, который находится в отчаянии, берет себя в руки и делает все возможное, чтобы сделать свою жизнь лучше.

В любом случае понятия надежды и отчаяния тесно переплетаются друг с другом. И эти темы раскрывались во многих отечественных и зарубежных произведениях.

Однажды Ассоль встречает Эгля, который был волшебником. Он поведал ей о том, что на своем жизненном пути ей суждено встретиться с принцем, который приплывет к ней на корабле, у которого будут алые паруса. Ассоль искренне поверила в это пророчество. Она стала жить этой надеждой, не обращая внимания на мнения других людей, которые считали, что мечта Ассоль не сбудется.

Ассоль не подавалась отчаянию, она искренне верила в свое будущее. Героиня не обращала внимание на всех жителей Каперны, которые смеялись над девушкой и ее мечтой. Они считали, что надежда Ассоль бессмысленна, что то, чего она ждет, никогда не случится. Такие слова и насмешки могли стать причиной отчаяния Ассоль, однако она не подавалась провокациям со стороны других людей. Надежда и вера в мечту оказались важнее всего. Именно они помогали девочке жить дальше и не обращать внимание на людей, которые не верят в чудеса. Надежда помогала Ассоль не опускать руки и преодолевать жизненные трудности.

Надеждам Ассоль суждено было сбыться. Внешняя и душевная красота героини привлекли внимание Грэя. Он решил воплотить мечты Ассоль в реальность. И однажды Грэй приплыл к Ассоль на корабле с алыми парусами.

А.С. Грин мог сделать сюжетную линию иной: Грэй, ничего не зная об Ассоль, приплывает в Каперну на корабле с алыми парусами, а после влюбляется в героиню. Однако автор повести делает историю в более реалистическом плане. Чудо не было послано самой судьбой, его совершил Грэй, который влюбился в Ассоль, когда увидел ее спящей. Такой финал показывает, что надежда Ассоль была реализована с помощью другого человека, который искренне желал ей счастья.

Только после прибытия корабля в Каперну люди вокруг поняли, что ошибались, что все надежды Ассоль оказались воплощены в жизнь. Возможно, это событие повлияло на их мировоззрение, и жители Каперны стали по-другому смотреть на мечты. Ведь история Ассоль и история Грэя, который надеялся на то, что он сможет обрести свободу в плавании, показали окружающим, что надежда – это лучшее, что может быть у человека.

Емельяна Мерцалова, главу семейства, уволили с работы за то, что он не мог работать из-за болезни. Перед этим родители схоронили одного ребенка, который умер от болезни. Сейчас у них болеет маленькая Машутка, на лечение которой денег просто нет. У них нет средств к существованию, нет возможности даже нормально питаться. Емельяна Мерцалова не хотят брать на работу, он пытается просить деньги на улице, но это никак не помогает. Герой понимает, что у него нет ни сил, ни возможности помочь своим детям и своей жене.

Поэтому Мерцалов начинает думать о самоубийстве. На такой отчаянный шаг его толкает несправедливость мира. Герой понимает, что никто ему не поможет, что каждый человек думает только о себе. Емельян Мерцалов жалеет свою жену, которой приходится брать весь тяжелый быт на себя, жалеет своих детей, которые даже не знают, что такое счастливое детство.

И если раньше отец семейства пытается сделать хотя бы что-то, надеется на лучшее, то позже он понимает, что все бесполезно и бессмысленно. Он решает совершить самоубийство, которое можно назвать крайней степенью отчаяния. Если бы Мерцалов действительно завершил свою жизнь, существование его семьи стало бы еще хуже, они бы находились в состоянии еще большего отчаяния.

Однако именно в этот момент навстречу Мерцалову идет незнакомый человек, который вскоре даст герою настоящую надежду. Доктор Пирогов узнает о проблемах семьи Мерцаловых и, ни секунды не думая, помогает им.

Доктор Пирогов помогает с рецептом на лекарства, которые необходимы для лечения Машутки, советует врача, с которым он договаривается о приеме сам. Помимо этого, доктор помогает в материальном плане. После ухода героя Мерцаловы нашли деньги, которые, несомненно, помогут им выжить.

Настя, девушка легкого поведения, мечтает о любви – искренней и страстной. Все свои надежды она воплощает в рассказах, которые ведает всем жителям ночлежки. Настя фактически живет надеждами, думая о том, что любовная история, придуманная ею, станет реальной.

Тема надежды тесно связана с образом Луки. Это странник, который попал в ночлежку Костылевых. Здесь он пытается дать жителям ночлежки надежду на лучшее. Для этого он выходит на путь лжи.

С одной стороны, цели Луки благородны: он хочет замотивировать ночлежников быть лучшими версиями самих себя, для чего нужно работать над собой. Васька Пепел действительно начинает задумываться над тем, чтобы больше не воровать, а встать на честный жизненный путь. Герой зовет с собой в Сибирь Наташу, свою возлюбленную. Надежды помогают Пеплу жить дальше и думать о том, что жизнь его поменяется к лучшему.

С другой стороны, Лука дал жителям ночлежки надежды, не понимая, что они ничего не предпримут для исполнения своих желаний. После того как жители костылевской ночлежки увидели то, каким может быть их будущее, мириться с реальностью стало труднее, а в некоторых случаях и невозможно.

Так, Актер, которому Лука дал надежду на жизнь без алкоголя, поняв о том, что лечебницы для душ, отравленных алкоголем, не существует, кончает жизнь самоубийством. Надежда героя сменяется глубоким отчаянием от осознания того, что мечта Актера не осуществится. Именно это отчаяние становится причиной самоубийства Актера.

Трагична и судьба Васьки Пепла, которому Лука дал надежду на честную жизнь. В драке с Костылевым Васька случайно убивает его. Теперь ему не на что надеется. Никакой лучшей жизни не может быть, может быть только тюрьма. Надежда превращается в отчаяние.

Именно таковым является для героини Борис, в которого Катерина безоговорочно влюбляется. Отношения с ним становятся для Катерины спасательным кругом. Она думает, что любовь Бориса спасет ее от того состояния несвободы, с которым она столкнулась в доме Кабановых. Кабаниха притесняла Катерину, когда она находилась в браке с Тихоном, делала ее несвободной. А Катерина, которая выросла в покое и заботе, мечтала о свободе. Знакомство с Борисом дало надежду на эту свободу.

И именно сейчас Катерина понимает всю трагичность ситуации. Она одинока и несчастна. Мечте о любви и свободе не суждено сбыться. Катерину охватывает настоящее отчаяние. Она уверена, что для нее больше нет будущего, поэтому она решается на отчаянный шаг – на самоубийство.

Жизнь Башмачкина стала меняться, когда он понимает, что его старую шинель необходимо заменять. Главный герой начинает зарабатывать на новую шинель, экономя даже на своем пропитании. Несмотря на то что Башмачкину приходилось довольно трудно, он был по-настоящему счастлив. Шинель стала для Башмачкина настоящей мечтой, и он был рад тому, что скоро ее исполнит.

Когда Акакий Акакиевич получил свою шинель, он был несказанно счастлив. Она будто дала ему надежду на изменение жизни к лучшему. Действительно, Башмачкин изменился: он гордился своей шинелью. Можно сказать, это первый шаг поднятия самооценки Акакия Акакиевича, который раньше терпел все издевательства и насмешки. Надежда сделала жизнь Башмачкина счастливее. На это указывает и то, что его сослуживцы пригласили на вечер. Вряд ли Башмачкин позволял себе такое раньше. С шинелью его жизнь стала интереснее и занятнее.

Однако все меняется, когда Акакий Акакиевич идет с ужина домой. По пути шинель Башмачкина крадут. Это становится настоящим потрясением для центрального персонажа. Он находится в отчаянии, однако надежда на то, что шинель найдут, его не покидает. Башмачкин начинает бороться за свою шинель, обивая пороги различных департаментов. С каждой минутой Башмачкин понимает, что до его пропажи никому нет никакого дела. Отчаяние полностью завладевает душой Башмачкина. От потрясений главный герой заболевает и умирает. Башмачкин не смог пережить равнодушие окружающих людей, отчаяние заполонило душу героя, он не смог бороться за справедливость и дальше.

Лиза доверчиво ждала своего любимого. Она надеялась на то, что он вернется, и вся любовь возвратится. Однако в один день Лиза видит Эраста на улицах города. Чистая душой Лиза не думает о том, что Эраст обманул ее и предал, она искренне рада тому, что увидела его, думая о том, что ее возлюбленный только вернулся со службы.

В этот раз Эраст не стал обманывать ее и рассказал о том, что он женится на другой женщине. Оказалось, что герой истратил все свое состояние, и для того чтобы улучшить его, он принял решение жениться на богатой женщине. С этим поступком Эраста также связана тема надежды. Для персонажа она корыстна. Он надеется на то, что с помощью брака по расчету удастся улучшить свое материальное положение.

Когда Лиза узнает о том, что ее возлюбленный предал ее, ее душу наполняет отчаяние. Оно было настолько сильным и обжигающим, что девушка решается на самоубийство. Ее не останавливает даже осознание того, что она совершит тем самым грех, что она оставит свою мать, за которой нужен уход, одну.

Герои знакомятся и спустя непродолжительное время между ними возникает любовь. И Петр, и Маша имеют надежду: герои мечтают о счастливой жизни друг с другом. Но родители Гринева не дают согласия на их брак. Маша Миронова и Петр Гринев могли бы отчаяться и совершить множество необдуманных поступков, однако они все еще надеются на то, что судьба позволит им быть вместе. Надежда помогает персонажам жить дальше и бороться с вставшими на пути проблемами.

Когда Петр Гринев узнает о том, что Маша находится в плену Швабрина, его наполняет отчаяние, которое толкает героя на спасение своей возлюбленной.

С этим же чувством отчаяния связан и поступок Маши Мироновой. Она отправляется в Петербург для того, чтобы помочь Петру избавиться от ареста, куда он попал из-за ложного обвинения. Девушка понимает, что если она хотя бы не попытается что-либо сделать, ее возлюбленный окажется далеко от нее, а возможно и будет казнен. Мария решается на отчаянный поступок, в ходе которого героиня разговаривает с самой императрицей. Это становится причиной освобождения Петра Гринева.

Здесь отчаяние героини сливается с надеждой на то, что все будет хорошо. Поступок Миши Мироновой показывает, что надежда и отчаяние – это довольно близкие понятия, которые могут тесно переплетаться. Именно сочетание отчаяния и надежды позволило Маше Мироновой и Петру Гриневу быть вместе. Мечтам о счастливом совместном будущем суждено было сбыться.

Раскрывая надежды Петра Гринева, Маши Мироновой, Алексея Швабрина, А.С. Пушкин показывает, что отчаяние часто заставляет совершать определенные поступки. В каких-то случаях отчаяние помогает добиться добрых целей (Гринев и Миронова), в каких-то случаях оно способствует совершению злодеяний (Швабрин).

Отчаянно поступает и Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. После смерти отца герой предпринимает попытки отомстить Троекурову. Дубровский создает свою шайку, которая причиняет вред богатым и знатным людям. Фактически отец – это все, что было у Владимира. И когда он его лишился, терять главному герою было нечего, поэтому его месть была действительно отчаянным поступком. Причем отчаяние здесь соединялось с надеждой. Надеждой на то, что ему удастся показать знатным кругам населения, что их вседозволенность несправедлива и неправильна. Дубровский хочет изменить социальное устройство общества, показав все его несправедливости.

Вскоре отчаяние Дубровского, связанное с местью Троекурову, сменяется на надежду. Владимир влюбляется в дочь своего врага – Машу. Теперь все его мечты направлены только на обретение счастья рядом с ней. Все надежды героя связаны с влюбленностью в Машу. Он устраивает все так, что устраивается в дом Троекуровых, чтобы как можно чаще видеться с возлюбленной. Автор романа показывает, что отчаяние Дубровского было связано с его бесцельностью существования, надежды сразу же дали герою стимул для жизни.

Между Владимиром и Машей происходят сдвиги в отношениях. Девушка просит помочь ей избежать нежелаемого брака. Но Дубровский не успевает на венчание Маши с князем Верейским. Теперь она замужем. Дубровский предлагает ей уехать с ним, однако героиня отказывается, потому что брак для нее священен. Главный герой находится в отчаянии, ведь теперь счастью с любимой девушкой не быть. Владимир Дубровский оставляет все свои дела и в отчаянии уезжает за границу.

Илья Ильич Обломов с самого рождения воспитывался в атмосфере покоя, бездействия и размеренной жизни. Он не умеет жить по-другому, поэтому тихая и спокойная жизнь для главного героя является идеалом.

Когда Обломов начинает отношения с Ольгой Ильинской, жизнь героя кардинально меняется. Он часто выходит из дома, что ранее было большой редкостью, он перестает лежать на своем любимом диване. Обломов мечтает о венчании с Ольгой и о последующем совместном счастье.

Однако в глубине своей души Обломов надеется на то, что рядом с Ольгой он сможет обрести то, к чему стремился всю жизнь. Надежды героя были связаны со спокойствием. Когда Илья Ильич понял, что Ольга не сможет дать ему то, что он хочет, главный герой романа прерывает отношения с ней. Обломов все еще надеется обрести спокойствие.

И действительно, Илья Ильич находит свое счастье рядом с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Она смогла дать ему все то, к чему он так привык с детства. Для него жизнь с Агафьей Пшеницыной стала настоящим счастьем. Если бы Обломов продолжил отношения с Ольгой, он бы был несчастлив. Герой надеялся и вскоре получил то, о чем мечтал. Это говорит о том, что только человек, который надеется, получает желаемое. Ведь фактически Обломов ничего не сделал для достижения своих целей, у него была только надежда.

Были у Обломова и другие надежды: он мечтал о красивой местности, о саде, который ему хотелось иметь. Там герой хотел проводить все свое свободное время, именно там он хотел отдыхать вместе со своей будущей женой. Однако все надежды Обломова были пустыми, он ничего не делал для того, чтобы воплотить свои желания в реальность.

Надежда героини обрывается, когда Обломов признается ей в причинах разрыва. Она понимает, что ей не удалось изменить Илью Ильича, что они слишком разные люди, что он выбрал свой жизненный путь, который не совпадает с ее жизненными ценностями.

Когда жена Андрея Настена узнает всю правду, она делает все, чтобы увидеть своего мужа. Но первая его реакция заключалась в угрозах Настене. Герой боялся, что жена раскроет его тайну. Постоянные прятки от окружающих сделали жизнь Андрея наполненной постоянным страхом и отчаянием. Он не мог думать о чем-то другом.

Настена оказалась перед выбором: поддержать своего мужа или отречься от этого предателя. Главная героиня даже не думает, она выбирает помощь Андрею, ведь он является ее мужем. В сердце Настены все еще теплится надежда о счастливой супружеской жизни. Героиня любит мужа и всячески ему помогает, подвергая свою жизнь опасности.

Все же жизнь Гуськова никогда не могла стать прежней. Теперь он стал похож на волка. Отношения с Настеной ухудшились, потому что единственное, о чем думал Андрей, – спасение своей жизни. О жене и о ее опасности он не думал.

Вскоре Настена узнала о том, что она беременна. Девушка обрадовалась, но в то же время понимала, насколько ей будет тяжело скрывать то, от кого она ждет ребенка. Настена принимает весь удар на себя, солгав в том, что она забеременела не от мужа.

Отец Андрея Гуськова Михеич догадывается о том, что Настена скрывает возвращение мужа. Он с отчаянием просит девушку сказать правду и отвести его к родному сыну. Михеич понимает, что его сын является настоящим предателем, но он не может не простить его.

Вскоре жители деревни также догадываются о том, что муж Настены прячется, так как является дезертиром. За героиней начинается пристальная слежка. Настена по-настоящему рискует, когда появляется у Андрея в доме. В один такой раз за Настеной плывут жители деревни, которые хотят узнать, с какой целью Настена перебирается на другой берег реки.

В условиях такого времени происходит знакомство главных героев – Роберта Локампа и Патриции Хольман. Впервые у этих персонажей появляется надежда. Робби и Пат находят друг в друге то, что у них отняла война. Э.М. Ремарк показывает истинную любовь. Роберт и Патриция проводят вместе время, ведут себя, словно подростки, потому что наконец могут испытать чувство любви, которое было закрыто для них. Герои мечтают о совместном будущем.

Но все резко прерывается, когда Роберт Локамп узнает о том, что его возлюбленная больна туберкулезом. Жить ей осталось совсем немного. Настроение отчаяния вновь торжествует в романе. О прежних надеждах теперь нет и речи. Патриция знает, что ей суждено умереть в ближайшее время. Знает об этом и Роберт. Он успокаивает свою возлюбленную, но надежды на совместное счастье уже нет.

Клайд Грифитс воспитывается в религиозной семье по религиозным законам. Однако его это не устраивает, он мечтает о том, чтобы стать свободным от родительской опеки. Для этого он устраивается работать в отель.

Однако не все идет так гладко в жизни Клайда. Герой становится причастным к смерти девочки, которую сбил друг Клада, когда вся молодая компания работников отеля отправилась на пикник. Это приводит героя в отчаяние, Клайд в спешке покидает город. Спустя время он оказывается на фабрике по производству воротничков, которой владеет его дядя.

Жизнь налаживается, казалось бы, надежды Клайда воплотились в жизнь. Однако и сейчас все идет не так, как ему хочется. Клайд Грифитс влюбляется в Роберту Олден, довольно простую и бедную девушку. Их отношения развиваются параллельно с ухаживаниями Клайда за богатой и знатной Сондрой Финчли.

Тогда Грифитс начинает думать об убийстве Роберты. В последний момент отказавшись от этого намерения, Клайд все же случайно становится причиной гибели бывшей возлюбленной. Герой находится в отчаянии, он напуган из-за переживаний: это он убил Роберту или не он.

Клайд пытается скрыть свою причастность к гибели Роберты, однако вскоре оказывается арестованным. В этот момент он вновь находится в состоянии отчаяния. Грифитс понимает, что теперь у него нет будущего, нет Сондры и ее влияния, которое помогло бы ему твердо встать на ноги.

Всю жизнь Клайда Грифитса можно назвать надеждой на будущее и одновременно отчаянием. Главный герой романа Т. Драйзера постоянно стремится к чему-то большему. Ему оказывается мало того, что он уже имеет. Клайд стремится все выше и выше, однако его поступки во многом не обдуманы и импульсивны. Это приводит героя к тому, что он совершает слишком много жизненных промахов, что заставляет его постоянно находиться в состоянии отчаяния.

Вывод

Надежда и отчаяние – явления, тесно связанные друг с другом. Они могут переплетаться или противопоставляться. Однако и надежда, и отчаяние всегда приводят человека к определенному результату: благоприятному или трагическому.

Образ главного героя

Он отказывает себе во всех развлечениях, не имеет возлюбленной, а на работе постоянно терпит унижения и оскорбления от коллег и сослуживцев. Получается, что социальный класс напрямую влияет на то, как к герою относятся.

Но вот у главного героя появляется цель — покупка новой шинели. И с этого момента судьба Башмачкина кардинально меняется. А всё почему? У него появилась мечта. Для покупки шинели главному герою приходилось экономить на всём. Как же это было трудно!

С жалованием в 400 рублей в год он смог накопить на покупку новой шинели буквально за два месяца, что просто невообразимо! Но, невзирая на все трудности, Башмачкин был по-настоящему счастлив.

Символ мечты

Башмачкин экономит деньги на шинель

Столкновение с реальностью

Гоголь в своём произведении затронул не только одну проблему. Если более подробно рассуждать о повести, можно найти много тем, над которыми размышлял писатель. Например:

Эти проблемы актуальны и сегодня, так как если провести параллели между прошлым и настоящим, можно понять, что ничего особо не изменилось. Поэтому данные произведения по праву считаются бессмертной классикой, ведь они не потеряют своей значимости и в будущем.

Мечта и стремление к ней делают жизнь наполненной определённым смыслом, который заставляет человека двигаться к её достижению каждый день. И это невероятное счастье, если все трудности не ломают веру человека в себя и не заставляют остановиться, сдаться.

Основные идеи повести

  • Стремление к мечте делает каждого сильнее.
  • Отношение к людям зависит от внешнего вида и социальной значимости для общества.

Поэтому писатель решил заглянуть чуть дальше и показать всем, что и под бедной одеждой тоже живёт человек. У него также есть желания, мечты и стремления, а судьба, к сожалению, зависит от вышестоящих людей, которым безразлична судьба остальных. Автор сделал акцент на душе и внутреннем мире, которые часто не берутся в расчёт.

В произведениях писатель большое значение уделяется вещам-образам, которые определяют характер владельца. Изначально шинель титулярного советника была лишь поводом для унижений и насмешек. Но потом она становится символом мечты и причиной гибели. Башмачкин был очень зависим от этой вещи. Его призрак находит покой лишь тогда, когда крадёт ее у своего обидчика. Шинель объединяет в себе ничтожность чиновника и личность героя с его страданиями.

Ученики пишут сочинение

Когда после рождения Башмачкина мама выбирала имя для него, он заплакал и скорчил лицо. Уже тогда стало понятно, что он будет титулярным советником. В произведении Акакию больше 50 лет. Он маленького роста, с лысиной на голове и редкими рыжими волосами. У него морщинистое лицо геморроидального цвета. Башмачкин не имеет семьи и друзей, бедно живет, снимая квартиру в отдаленном районе Петербурга.

Жестокость и доброта в повести шинель

Автор описывает его как незаметного человека, винтика большой бюрократической системы. Когда герой пришел работать в департамент, то даже сторожа не обращали на него внимания, начальники были суровы и ругали его, подкладывали бумаги для переписывания. Башмачкин умел выполнять только одно дело: старательно копировать документы, поскольку задачи потяжелее вызывали у него нервное потрясение. Теперь становится понятно, почему окружающие относились к нему с пренебрежением.

Акакий Акакиевич занимает низкое положение в обществе. Его высмеивают сослуживцы, о нем придумывают небылицы, издеваются, кидают в него бумажки. Причиной для шуток была непохожесть и ничтожность этого человека.

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Жизнь героя

Персонажу было безразлично, как он выглядит и во что одет. Он мог ходить с кусками сена на мундире или с арбузными корками на шляпе.

Сочинение на тему доброта и жестокость

Серая жизнь Башмачкина, зарабатывающего 400 рублей в год, изменилась, когда он увидел свою шинель окончательно изношенной. Эту вещь окружающие называли капотом, потому что воротник у нее со временем уменьшался и использовался для заплаток в местах, где были дырки.

  • экономит на еде;
  • ходит пешком на работу;
  • не покупает ничего лишнего.

Став владельцем новой шинели, Башмачкин светится от радости. Ему начинают делать комплименты окружающие, чего раньше никогда не было. Ничего нет удивительного, что после кражи обновки Акакий Акакиевич заболел и умер, ведь она была для него смыслом его существования.

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

Проявление жестокости

Жестокость в шинели

Главный персонаж является образцом добрых начал, он не способен причинить вред окружающим. Милосердие проявляется в том, что Башмачкин не отвечает на зло злом, к обществу относится положительно. Автор завершает повесть смертью героя, намекая, что добрые люди не способны находиться в этом жестоком мире.

Писатель изображает главного героя заурядным и незначительным чиновником, занимающимся перепиской департаментских документов. Акакий Акакиевич придерживался в жизни только одного правила – беспрекословно подчиняться своему начальству и выполнять любые его распоряжения, о смысле и значении своей работы он даже не задумывался. Именно поэтому он начинал волноваться, когда ему давались задания, требующие элементарной смекалки и сообразительности, Башмачкин не был к этому готов. Главного героя устраивала его должность, он даже брал работу на дом и там мог весь вечер переписывать то, что не успел сделать днём. Таким образом, он ограждал себя от всего внешнего мира, враждебно настроенного ко всем мелким чиновникам.

Главной целью в жизни Акакия Акакиевича было откладывания денег на приобретение новой шинели. Впервые его существование наполнилось счастьем от ожидания исполнения заветной мечты. Именно поэтому исчезновение шинели стало настоящим горем для Башмачкина, ведь эта вещь символизировала его веру в лучшую жизнь, составляла весь смысл его существования. Он прошёл такой сложный путь, полный страдания и лишений, а в конце оказалось сплошное разочарование. Никто не мог помочь главному герою, окружающие не понимали всю глубину его несчастья, поэтому могли только посмеяться над такой незначительной, по их мнению, неприятностью. Всем была безразлична не только трагедия Акакия Акакиевича, а и вся его судьба в целом. Практически никто не заметил его болезни, как и скорой смерти после неё. Произведение построено таким образом, что читатель прослеживает всю жизнь главного героя, начиная с того момента, когда его наградили именем Акакий и заканчивая последним вздохом.

Н.В. Гоголь затронул в своей повести также тему самой бедности, он был возмущён тем, что человек прилежно и усердно выполняя свои обязанности, не может позволить себе даже приобрести необходимую одежду. В то время как менее ответственным и способным людям просто повезло родиться в нужном месте и в нужное время, поэтому они могут себе позволить не только роскошную жизнь, но и бездумное транжирство ради забавы.

Призывая к справедливости, автор поднимает тему возмездия в конце своей повести. В эпилоге дух Акакия Акакиевича мстил жителям города за нанесённые ему унижения и оскорбления, он появлялся из темноты и отбирал у прохожих шубы и другую верхнюю одежду. Упокоился с миром он только после того, как отомстил человеку, оказавшему большое влияние на трагический исход Башмачникова. Наконец, у него удалось постоять за себя и достойно ответить обидчику, тем самым дав надежду похожим на него людям.

Читайте также: