Особенности жанра и композиции поэмы мертвые души сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Работу над произведением “Мертвые души” Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и се­рьезного подхода.

Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть не­достатки, найти их причины, указать пути реше­ния проблем; рассмотреть положительные нача­ла русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны. В соответствии с по­ставленными задачами само произведение долж­но было быть значительным

Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавше­го до тех пор. “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, – говорил писатель,

Сам автор в процессе создания своего произ­ведения называл “Мертвые души” то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумы­вал написать три тома. В нем огромное количе­ство действующих лиц. Но главным героем яв­ляется все-таки собирательный, обобщенный об­раз России.

Именно это дало Гоголю право окон­чательно определить жанр “Мертвых душ” как эпическую поэму. С давних времен так называ­лись народные произведения, в которых изобра­жались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору “озирать всю громадно-несущуюся жизнь”, ро­дину “во всей своей громаде”. В произведении Н. В. Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль ав­торской “партии”.

Но “Мертвые души” содержат в себе также многие важнейшие черты социаль­но-психологического романа, такие, например, как “строго и умно задуманная завязка”, умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное раз­витие основной идеи, драматизм сюжетной ли­нии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г. Белин­ского, “героем… бывает хотя и частное и невид­ное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человече­ской”. Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает “не некоторые черты, но всю эпоху времени”, показывает весь народ, все его слои и разновидности.

И все-таки жанр этого произве­дения совершенно уникален. В результате соче­тания различных жанровых признаков и художе­ственных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, наро­да, в нем отображена яркая и красочная “карти­на нравов”, вобравшая в себя философские раз­мышления автора. Здесь повествование постоян­но сменяется лирическими отступлениями, бес­пощадная проза жизни переплетается с поэтиче­скими картинами, а “живой поток” жизни – с четкой авторской позицией.

Идею, композицию, стиль “Мертвых душ” характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.

Каждый момент, каждый эпизод, каждое ли­рическое отступление с точностью продумыва­лись автором. Точно так же продумано и подчи­нено творческому замыслу соотношение частей произведения.

Первая глава “Мертвых душ” представляет собой своеобразное вступление, в котором чита­тель знакомится с основными действующими ли­цами. Здесь представлены краткие описания об­щества губернских чиновников. В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих со­бой “благородное” сословие России, в каком-то смысле – “хозяев жизни”.

С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами “просто прият­ными” и “приятными во всех отношениях”. Да­лее мы знакомимся с историей главного героя – мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобрета­теля мертвых душ. Заканчивает свое произведе­ние Н. В. Гоголь лирическими строками, посвя­щенными горячо любимой России.

Бричка Чичи­кова, русская тройка, “снаряженная” “ярослав­ским расторопным мужиком”, превращается в символический образ стремительного, “чудесно­го” движения Руси в неведомую даль.

В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе ро­дины и народа. Всем этим размышлениям проти­вопоставляются мрачные картины реальной жиз­ни русских людей. Такое сочетание противопо­ложных мотивов, включение в картины народ­ных страданий лирических отступлений и зари­совок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. “Когда читаешь “Мертвые души”, – говорил Герцен, – обдает ужас; с каж­дым шагом вязнете, тонете глубже.

Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяет­ся опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…” Однако такой под­ход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремле­ния, принципы различных социальных слоев населения – от забитых крестьян до высокопос­тавленных сановников. Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и поро­ками.

“Мертвые души” стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное про­изведение, несмотря на странный, непривычный сюжет. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин рус­ской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к со­циальным проблемам и взаимоотношениям лю­дей.

Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел “Мертвых душ” – “провиденциаль­ный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолют­ности во всем – в понимании правды, в художе­ственных решениях, в творческих силах писате­ля” . Вот почему произведение Гоголя наполнило “шумом своего появления целую эпоху” и оста­вило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.

Глоссарий:

– особенности жанра мертвых душ

– особенности жанра мертвые души

– роль образа чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения

(371 слово) В 30е годы XIX века Н.В. Гоголь задумался о масштабном произведении, эпопее, в котором была бы показана жизнь всей России, её тёмные и светлые стороны. За основу был взят рассказ о мошеннике, который путешествует по стране и приобретает у помещиков купчие на умерших крестьян.

пугает и озадачивает помещиков, но негоциант быстро объясняет им выгоду ─ не нужно платить подати за усопших крепостных. Абсурдность предложения быстро отступает на второй план, когда на первом оказывается выгода. Но именно благодаря фантастичности и гротескности сюжета читатель понимает, что перед ним не роман в чистом виде. В нем слишком много от вымысла, слишком много от другого рода литературы — лирики. Предмет торговли героя образует развернутую метафору, и все его действия воспринимаются как часть игры смыслов: мертвые души — это не то, что кажется — не крестьяне, а помещики. Объемные описания их усадеб — это мертвая ткань живой России, образ которой воспевается в отступлении о птице-тройке.

Автор: Артем Аввакумов

Автор: Самый Зелёный · Published 23.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 28.07.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

(371 слово) В 30е годы XIX века Н.В. Гоголь задумался о масштабном произведении, эпопее, в котором была бы показана жизнь всей России, её тёмные и светлые стороны. За основу был взят рассказ о мошеннике, который путешествует по стране и приобретает у помещиков купчие на умерших крестьян.

пугает и озадачивает помещиков, но негоциант быстро объясняет им выгоду ─ не нужно платить подати за усопших крепостных. Абсурдность предложения быстро отступает на второй план, когда на первом оказывается выгода. Но именно благодаря фантастичности и гротескности сюжета читатель понимает, что перед ним не роман в чистом виде. В нем слишком много от вымысла, слишком много от другого рода литературы — лирики. Предмет торговли героя образует развернутую метафору, и все его действия воспринимаются как часть игры смыслов: мертвые души — это не то, что кажется — не крестьяне, а помещики. Объемные описания их усадеб — это мертвая ткань живой России, образ которой воспевается в отступлении о птице-тройке.

Автор: Артем Аввакумов

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Таким образом, тройка — это, по Гоголю, то, что должно умчать его прочь от всех этих Плюшкиных, держиморд, коробочек и акакиев акакиевичей, а Русь-тройка — это образ той России, которая, преодолев все свои вековые недуги: рабство, темноту, развращенность и безнаказанность власти, долготерпение и безмолвие народа, — войдет в новую жизнь, достойную свободных, просвещенных людей.

Ho пока к этому нет никаких предпосылок. И едет в бричке Чичиков — прохиндей, воплощенная посредственность, ни то, ни се — который чувствует себя вольготно на русских просторах, который свободен брать где что плохо лежит и который волен морочить голову дуракам да поругивать плохие российские дороги.

Итак, основной и главный смысл поэмы состоит в том, что Гоголь хотел через художественные образы понять исторический путь России, увидеть ее будущее, ощутить в окружающей его действительности ростки новой, лучшей жизни, различить те силы, которые свернут Россию с обочины мировой истории и включат в общий культурный процесс. Изображение помещиков — отражение именно этого поиска. Путем предельной типизации Гоголь создает фигуры общенационального масштаба, представляющие русский характер во многих ипостасях, во всей его противоречивости и неоднозначности.

Типы, выведенные Гоголем, — неотъемлемая часть русской жизни, это именно русские типы, которые сколь ярки, столь же и устойчивы в русской жизни — до тех пор, пока сама жизнь коренным образом не изменится.

6. Особенности изображения чиновников

Подобно образам помещиков, образы чиновников, целую галерею которых Гоголь разворачивает перед читателем, выполняют определенную функцию. Показывая быт и нравы губернского города NN, автор пытается ответить на главный волнующий его вопрос — каково будущее России, в чем состоит ее историческое предназначение, что в современной жизни содержит хоть малый намек на светлое, благополучное будущее народа.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей XIX века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовиться к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме. При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор. Анализ “Мёртвых душ” специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835–1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов XIX века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы, поскольку в произведении помимо повествовательной части встречается много лирических отступлений. Некоторые литературоведы обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Направление – реализм.

История создания

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений. В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился. Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души. Поэма была задумана как произведение в трёх томах. Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но, по некоторым сведениям, он же сам и уничтожил эту книгу. По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена. Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников: будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Читайте также: