Севастопольские рассказы сочинение отзыв

Обновлено: 06.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Всем домочадцам книга, про военную но все-таки жизнь, проведённую Львом Николаевичем в нашем родном, патриотическом городе очень понравилась! Покупала книгу себе, но заинтересовались ей даже племянники малые.
Иллюстрации прекрасные. Патриотические!
Ни мало, ни много.
Севастопольские рассказы решили подарить одному хорошему человеку, который помогал нам и у которого уже всё есть. Очень наш знакомый был рад подарку.
Закажу ещё несколько- скоро 23 февраля.

Можно сказать, это книга двух авторов - писателя Толстого и художника Кокорина.
Толстой, пойдя в армию волонтером, стал первым в мировой литературе, кто описал неприглядную военную повседневность.
Кокорин, пройдя Великую Отечественную, возвысил образы простых солдат, на чьих плечах лежит труд любой войны. Иллюстрации создавались в 1952-55 гг, здесь приведены не только они, но и эскизы, натурные зарисовки, что приближает эту книгу к художественному альбому.
Этому уровню соответствует полиграфическое исполнение и оформление - плотная белая небликующая бумага, ни крошки золота, крепкий том, сдержанная обложка.
Особую ценность изданию придают емкие краткие биографические статьи Виталия Ремезова, директора Государственного музея Л.Н. Толстого.
Кому нужна такая книга? Понятно, что школьники по программе прочитают эти три рассказа в библиотеке или в электронном виде. Но когда такая книга постоянно стоит перед глазами растущего ребенка дома, ему, возможно, не придется отдельно объяснять, что такое войны. И он будет подготовлен к восприятию "Войны и мира".
Тем, кто устал собирать алис, рекомендую особо)))

Вчера мне пришла эта книжка. Великолепные иллюстрации Кокорина отлично напечатаны! И их много (что мне и было надо :)) . И в целом исполнение - по вёрстке, печати, переплётным работам - на отлично!

На фото - первые развороты подряд.

Я конечно слышала , что существуют такие рассказы,но как-то не было желания их почитать.Оно появилось только с выходом этой книги, которую выпустило для меня совсем неизвестное издательство " Кучково поле". И выпустило надо заметить просто отлично ( на мой взгляд).
Я даже не могла себе представить что читать ее будет так непросто . То ли из-за такой серьезной и страшной темы ( война совсем не радостная тема). То ли из-за такого подробного описания ужаса и страданий. То ли же из-за "формы" повествования. Мне оно несколько напоминает экскурсию по событиям тех времен. Толстой как-будто предлагает вам стать участником этого всего :

. "Вы входите в большую залу Собрания. Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненых больных , одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. "
" . "Так вот он, четвертый бастион, вот оно, это страшное,действительно ужасное место!" - думаете вы себе , испытывая маленькое чувство гордости и большое чувство подавленного страха. Но разочаруйтесь: это еще не четвертый бастион. "

Подобное повествование относится только к первой части книги ( а их в книге 3), дальше идут рассказы о конкретных героях, но после этого ты невольно становишься "соучастником" описываемых событий.
И конечно же немалую роль для восприятия рассказов играют очень "живые" и настоящие герои рисунков Кокорина. И очень хорошо, что текст очень сильно разбавлен его работами. Иначе читать было бы совсем тяжело. Герои Кокорина очень живо передают не только настроение книги, но и настроения самих героев . Их , повторюсь, очень много. Это и карандашные зарисовки в несколько штрихов( на мой взгляд они и являются самыми выразительными), и более четкие карандашные рисунки. Целые полотна маслом и акварелью. Цветные и черно-белые, на весь разворот и совсем небольшие, четкие и размытые. Просто удивительно как такие разнообразные образы и полотна могут сосуществовать в одной книге и совсем не мешать друг другу.
Кстати сказать дети из всего заказа первой "выудили " именно эту книгу и стали ее подробно рассматривать. Они непременно хотели ее прочитать, но на мой взгляд до этой книги им еще расти и расти, совсем уж она не детская. Но уже хорошо, что теперь они знают, что ТАКОЕ было ( совсем немного и с моими "своими словами").

Читать интересно. Даже неожиданно интересно.

Качество издания мне лично очень понравилось. Увеличенный формат. Очень жесткий " твердый переплет". Очень плотная матовая мелованная бумага. Довольно крупный четкий шрифт. Очень много разноформатных цветных и черно-белых иллюстраций А.В.Кокорина. Отпечатано в Твери.

Кстати помимо самих "Севастопольских рассказов" в книге есть также весьма внушительная и интересная статья В.Ремизова ( директора Государственного музея Л.Н.Толстого) "Сказать всю правду о войне. ".И его же статья о Кокорине.

Эти произведения правдивы. В них показаны стойкость и мужество русского народа в непростой ситуации, когда решается судьба государства.

Но Толстой нам показывает и других, те кто ради очередной звездочки на погоне, готовы пожертвовать сотнями других жизней.

Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры. Писатель приходит к мысли (ставшей генеральной для всего его последующего творчества), что русские солдаты, простой народ есть та главная сила, которая порождает героический дух защитников города-героя.

Пример сочинения 2

Тема: Нужна ли народу война?

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,— писал он брату Сергею.— Во времена Древней Греции не было столько геройства”.Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, “Севастополь в декабре месяце”, за ним последовали два других: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении— в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года. В мае произошла кровавая •битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских .и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.— Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,— сказал батарейный командир.— Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.

Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…”

Пример сочинения 3

В своем произведении Толстой широко использует контрасты: например, война не отделяется от мирной обстановки, с одной стороны мы видим смерть и разрушения, а с другой – какое-то волнительное оживление жителей осажденного города. Также на контрастах построены и характеры персонажей: мы сразу видим, кто из персонажей готов сражаться до последней капли крови, а у кого война обнажает все отрицательные качества – трусость, склонность к предательству и лжи.

Жребий не такой уж и слепой, если подкинул мне на 9 мая именно "Севастопольские рассказы". В моём списке не было ничего о войне, кроме этой книжки Толстого и ремарковской "Триумфальной арки"; согласитесь, что Крымская Война в 19-м веке - это хоть и другое, но нечто однородное с ВОВ, 71-летнюю годовщину победы в которой мы в эти дни отмечаем, и чтение о ней несколько больше пришлось "в тему", нежели если бы я выбрал рассуждения немецкого автора. У меня даже создалось впечатление, что Ремарк обязательно читал Толстого; его пацифизм в "На западном фронте без перемен" насчёт генералов, которым лучше бы выйти на арену в борцовских трусах и биться друг с другом, чем заставлять миллионы людей убивать друг друга - так вот эти рассуждения Ремарка очень похожи на сравнения Толстого из этой книги по поводу того, что 1 на 1 это тоже самое, что 80 тысяч на 80 тысяч. Не знаю как насчёт зарубежной традиции, а русская военная проза наверняка (если не вся, то хотя бы частично) вышла из "Севастопольских рассказов", в которых миролюбие сочетается с обязанностью нести долг - защиту Родины; отвага и доблесть сочетается с трусостью и тщеславием; военные аристократы, воюющие за чины и ордена, варятся в одном котле с неприхотливыми солдатами; где пока одни умирают за государя и за правду, другие больны флюсом и режутся в карты. И изнанка военного быта, и изнанка человека показаны здесь с необыкновенной правдивостью.

Кто злодей, кто герой ее? [. ] Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда.

К слову, вот такие "публицистические" вставки у Толстого, где он напрямую излагает свои собственные взгляды, мне очень по душе, и как я слышал, они часто встречаются у Л.Н. Слышал, но не читал. После этой книги мне кажется странным, как можно было не иметь на полке ни одной книги Толстого; по-моему, он великолепен. 4 я поставил скорее из-за собственных предрассудков, а по сути это железная 5: было увлекательно, иллюстративно, драматично, трагично и страшно (госпитальные сцены - пострашнее всякого С.Кинга)! И человечно! Показаны были не просто положение войск и ход битвы, а людские тревоги и душевные терзания. Дан был ответ на вопрос: "Что заставляет человека идти воевать?", ответ не односложный и развёрнутый.

Я родился в Крыму (где жил первые 3 года жизни) и чувствую какое-то родство с этой книгой - это написано про мой край, про мою Родину и мою страну. И примешивается гордость, что я крымчанин; не из-за крымнаш и прочей шелухи, и Севастополь тогда ведь пришлось сдать. А из-за принадлежности к понятию русский человек (в широко-духовном, не национальном смысле слова; жаль, что приходится оговариваться в наши дни).
Мы как-то всё привыкли, что книжные миры - это виртуальная реальность, в которую хорошо уходить с головой, вечером сидя под пледом, отрешившись от всех забот; в которой искупался, вылез на берег, обсох, поехал домой и вскоре забыл, где побывал. Книга же Толстого, лежащая сейчас передо мной, отображает реальный мир 150-летней давности, настоящие, не авторско-фантазийные жизни, отданные ради других, и подлинный, не сочинённый героизм защитников Родины. Защитникам этим, всем павшим во имя отчизны, - живи они 71, 150 или хоть 250 лет назад, - вечная слава!

Название: Севастопольские рассказы

Жанр: рассказы

Год написания: 1855 год


Время и место действия

События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.

Главные герои

Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.

Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

Сюжет

В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.

Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.

Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.

Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.

По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.

Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.

В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.

Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.

Вывод и своё мнение

В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.

Главная мысль

Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.

Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.

Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.

Новые слова

Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.

Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.

Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Севастопольские рассказы краткое содержание

Читательский дневник

Анализ произведения

Краткое содержание

В первой части описывается спокойный город, где люди занимаются своими каждодневными делами. Никто бы не поверил, что совсем скоро все изменится. Неподалеку происходили жестокие бои, где гибли люди в огромных количествах.

История создания севастопольских рассказов

Писатель описал бессмысленность войны, ведь люди умирают, а власть все никак не договаривается между собой. Это жестоко по отношению к своему народу. Госпитали были переполнены ранеными солдатами, многим ампутировали конечности.

Рассказчик узнал о существовании 4-го бастиона, о нем ходили легенды. Он решил посетить его. Автор нашел командира, поговорил с ним. Это происходило прямо недалеко от вражеского войска.

Во втором рассказе описываются события, произошедшие через полгода. Город был в осаде, люди умирали. Севастополь выглядел теперь иначе. Власти так и не достигли успехов в переговорах, они были бессильны.

Севастопольские рассказы анализ

В третьем рассказе показан Севастополь, где происходят сражения. Иногда случаются перемирия, но очень редко. В город приехали два брата — Михаил Козельцов (старший) и Володя (младший). Они не понимали, как можно было добровольно оставить свою спокойную, сытую и мирную жизнь ради того, чтобы убивать друг друга. Братья погибли в сражении, армии пришлось отступать. Через некоторое время город был во власти французов.

Автор рассуждал о бестолковости и ненужности войны, ее драматичности. Он считал, что это сумасшествие.

Действующие лица

В произведении дана характеристика основным и второстепенным персонажам.

Среди главных героев выделяют следующих:

История создания севастопольских рассказов толстого

  • Рассказчик — человек, который побывал в осажденном Севастополе, писал свои мысли о войне.
  • Защитники города — обычные люди, которые отважно и героически защищали Родину и верили в победу русской армии.
  • Михайлов — это штабс-капитан. Он был рассудительным, тщеславным и амбициозным человеком. Искал славы и признания.
  • Михаил и Владимир Козельцовы — братья, которые были патриотами, отважными и смелыми людьми.

Основная мысль

Лев Николаевич рассуждал о бесчеловечности и бессмысленности войны.

Он считал, что поставить на поле боя по одному солдату с каждой стороны, было бы честнее. Это позволило бы избежать множество смертей, ранений, горестей.

Севастопольские рассказы анализ произведения

Такое решение спасло бы много людей. Автор полагал, что война — это признак неразумности общества. Это и есть основная идея произведения.

Рассказ учит следующему:

  • всегда правильно и достойно воспринимать происходящее;
  • видеть только положительное во всем;
  • не быть безучастным по отношению к чужим страданиям;
  • взаимопомощи.

Отзывы о книге

Если кратко, то в рассказе описываются события Крымской войны, а именно военные действия в Севастополе. Изображение войны во всех книгах автора одинаковое — он против боевых действий, считает их бессмысленными и ненужными. Все можно решить, но правительство считает иначе. Оно готово пожертвовать людьми ради надуманной славы и признания.

По этому произведению в классе задавали написать сочинение, составить презентацию и конспект для открытого урока. Мне пришлось прочитать книгу, я был удивлен. Думал, что эта затянутая история, которая даже не заинтересует меня, но нет. Книга очень интересная.

Автор был противником войны, считал ее самой главной проблемой человечества, ведь непонятно зачем гибнут столько людей, когда все можно решить очень быстро и просто. Достаточно властям договориться между собой. Также писатель отдает большое значение тому, что люди идут воевать за наградами и славой. Я знаю у него таких уже как минимум двух героев — Болконский и Михайлов. Рекомендую прочитать, очень интересно, есть над чем подумать.

Читайте также: