Семья пряслиных в романе абрамова сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Главный трудяга Пекашина и Верколы был похож на большое крепкое дерево, которое в страшную бурю защитило все, что росло вокруг.

Михаил Иванович Абрамов. Миша Пряслин. Пожалуй, самый главный из героев Федора Александровича. Точнее, они с сестрой Лизой – главные. Герой и героиня, на которых держалась огромная страна.

Из школы – в лес

– Работать я начал с сорок второго года. В четвертый класс ходил только. Отца восьмого февраля увезли на фронт, я сразу школу бросил и пошел в лес. У матери-то нас пятеро, да еще шестой родился. Мне надо было выжить и сохранить их всех. Все ведь меньше меня были. Я начал работать в колхозе. Но все равно мне, как на иждивении, лишний килограмм хлеба давали. И больше ничего. Все сами выживали.

Отец на поле работал, и я всегда с ним. Весной сорок второго сразу пошел на сеялку-одиннадцатирядку, сеять начал. Потом на тракторах уж сеял. И вот жизнь пошла така – одна работа. Многие не работали и прожили даже хорошо. Но мне-то все пришлось делать. И есть чего только не пришлось, и мох ел, и парево. Все ведь забирали на фронт. Ничего не было.

Дома тогда ничего не было, ни картошины, два года подряд ничего не рожалось, морозы убивали. Месяц отработал – приходит повестка на суд. За то, что ушел на ночь. На суд, так на суд. А я и понятия не имею, за что. Тринадцать лет только было. Меня судил Сокольцев, плехатый такой. Да секретарша сидела. Он спросил, почему убежал. Я сказал, что отца убили, извещение пришло. И все, дали мне четыре месяца. Да еще двадцать пять рублей из заработанной сотни вычли. Вот так я и стал судимым. Но не сидел.

Братья и сестры

В сорок восьмом я в армию ушел, три с половиной года отслужил. Пришел – а мамка-то наша описана. Тогда налоги большие были, а платить нечем. Описали все. А ничего и нету. Вот поди, сорок килограмм мяса покупай и плати, четыреста грамм шерсти – есть у тебя овца, нету, все равно плати, десять яиц – есть кура, нету, плати. Ну, овцы у меня были все время. Мясом и шерстью мы могли платить. Только кур не было. А если корова была бы, то еще триста литров молока отдай государству.

Братья и сестры у меня были все младше на два года друг друга. Сестры тоже рано, с двенадцати-тринадцати лет, пошли работать. Ходили на окатку леса, только чтобы хлеба дали кусочек. Коровы не было, картошка не рожалась. В сорок восьмом году одна сестра потонула. Из пятнадцати школьников тогда только трое спаслись. Они из монастыря, где школа была, плыли на лодке. Это было 9 ноября, после праздников. Ни льдинки еще на реке не было, а вода большущая. И вот каким-то торохом (сильным порывом ветра. – М.Л .) лодку залило, и все в воде оказались.

Когда все есть, всем обеспечен, можно и не работать. А у меня ведь ничего не было, как не будешь? Сорок семь лет коров держал. Но Любовь Николаевна моя заболела, а мы вдвоем живем. Сразу сыну позвонил – приезжай на машине и забирай корову на бойню. Вот и весь сказ. Нам всего литр молока надо, пойдем и купим.

Всю жизнь работал, ничего не наработал, ни денег, ничего. Только здоровье угробил. Раньше же были трудодни, колышки. Надо отработать триста шестьдесят трудодней, женщинам – двести пятьдесят. В сорок шестом году выселяли, если не выработаны трудодни. А так самим не уехать. Да и ехать-то куды, только ведь три класса было кончено? Безграмотному человеку некуда деваться, надо все горбом работать.

Хочется пожить дальше и поглядеть, что будет с молодыми людьми. Но смотрю, что сделали с Россией сейчас (интервью записано в 2005 году. – М.Л.).

Мы ж не сеем, не пашем – где это слыхано! В войну лопатой землю копали, чтобы только посадить. А сейчас картошину ведь себе не посадят. Технику всю растащили. Федор Александрович был бы жив – руками бы махал! Лошади в конюшне стоят – запрягсти не в чего. Я упряжь сам сделал, сани, косилку собрал из металлолома. Дом срубил себе, сестре Лизе да брату жены.

Я жил по совести. Не воровал. Всегда правду прямо говорю, и за это меня не любят. Но если наболело – выскажу, а там думайте как хотите. И как хошь меня вспоминайте.

К середине 60-х годов XX столетия в русской литературе прочно укрепился "принцип фронтального исследования действительности", который дал возможность писателям широко осмыслить социальную жизнь, настоящее и прошлое деревни, закономерности и случайности в ее развитии, характер и содержание ее противоречий. Однако писать об общественных, социальных процессах и преобразованиях только лишь как о массовом явлении невозможно. Как невозможно раскрыть тему изменившейся деревни, не раскрыв изменений, происходящих в человеческой душе. Потому в литературе все более ощутимым становится внимание к внутренним процессам развития отдельной личности, часто несущим в себе драматическое начало. Именно драматические будни и определяют содержание известных романов и повестей Ф. Абрамова — "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья" и многие другие. Социальные процессы писатель словно бы растворяет в человеческих отношениях, а своих героев оценивает по характеру связей с природой, людьми, главным делом их жизни.

Основой известной трилогии "Пряслины", состоящей из трех названных выше романов, являются не подвиги и стройки, не великие исторические свершения, а обычная трудовая жизнь жителей деревни Пекашино, сельский быт, нужды и заботы крестьянства. Обычная деревня, такая же, как сотни других русских сел и деревень, стала олицетворением народного мужества и терпения. На этом примере автор изобразил процессы; характерные на определенном этапе жизни для всей страны. Он показал, какой великой человеческой бедой, напряженной работой, героикой будней обернулось для народа военное и послевоенное время. Тридцать лет — с 1942-го по 1970 год — стали настоящим, испытанием жизнестойкости людей, их нравственной силы, их чувства ответственности за себя, за колхоз, за будущее — свое и своей страны. Перед нами проходят картины жизни ряда деревенских семей: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых, Житовых и некоторых других.

История жизни трех крестьянских поколений, смена их жизненных идеалов, появление совершенно новых социально-психологических типов, сохранивших, при всей своей новизне, нравственные устои крестьянской жизни, во многом определили характер всего повествования, в котором проявилось ярко выраженное исследовательское начало автора. Глубина народности всей трилогии определяется серьезными раздумьями писателя о крестьянской жизни, наполненной жестким самоограничением, нелегким трудом, тяжелыми, порой непосильными, испытаниями. Шаг за шагом проводит Абрамов своих героев через трудности, заблуждения и ошибки к нравственной и гражданской зрелости. Раскрывая истоки психологического конфликта между крестьянскими надеждами на благополучие и Суровой действительностью, автор доказывает всю глубину, силу, жизнестойкость жителей деревни.

Противоречиями деревенской жизни наполнен весь сюжет трилогии — с первых страниц и до самой развязки. Здесь, и конфликт между руководителями и народной массой, между председателем и колхозниками. Здесь и противоположность жизненных позиций героев: Мининой и Клевакина, Лукашина и Худякова, Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. Писатель проводит глубокий психологический анализ, раскрывая характеры людей через их отношение к труду, окружающим, семье, любви, славе, долгу. И герои, выдержавшие эту проверку, подобно Михаилу, идут по жизни прямыми путями. А "приспособленцы" оказываются на перепутьях.

В повседневном труде, в круговороте сельской страды раскрывается в произведении Абрамова величие будничного народного подвига. Зреет очередной урожай и постепенно с той или иной стороны проявляют себя люди. Откуда только берутся силы и мужество у этих женщин, вынужденных взять на себя всю мужскую работу на "трудовом фронте"?! "Сколько человек в Пекашине на войну взяли? — говорит Новожилов. — Человек шестьдесят. А поля засеяны? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили. "

Яркой представительницей этих героических деревенских женщин становится Анфиса Петровна — гордая женщина, не покривившая душой, не отступившая от правды, сознательно взявшая на себя груз ответственности за судьбу деревни. Она как свои собственные воспринимает нужды односельчан, готова всегда прийти на помощь другим и остается верной себе, своим принципам даже тогда, когда многие пошли против нее, когда осудили, не захотели понять.

Конечно, становление характеров героев не всегда проходит так гладко и однозначно. Много противоречивого, например, в образе того же Михаила Пряслина, который иногда бывает жесток с Анфисой, так поддержавшей их семью в голодное время, может обидеть Тимофея Лобанова, не поверив в его болезнь. Но постепенно чувство ответственности за деревню, за людей, за весь народ берет в людях верх, открывая нам их благородную душу.

Автор проводит своих героев и через испытание любовью. Так, полюбив женщину, которая намного старше его, Михаил вызвал осуждение со стороны деревни и противоборство семьи. Но это не останавливает его, так как настоящие чувства не подвластны мнению общества. Герой опирается в оценке людей только на свои моральные, нравственные принципы. Потому и дружба с Егоршей перерастает во вражду, как только Михаил осознает всю двойственность, изворотливость и легкомыслие Ставрова, старающегося любыми путями избежать трудностей, уйти от ответственности и жизненных проблем, найти для себя пути к легкой жизни.

Постепенно, с развитием событий накаляется атмосфера романа. Углубляются столкновения между людьми, обостряются конфликты, все ярче становятся социальные, экономические, нравственные противоречия жизни, все жестче противостояние героев. Все вокруг говорит о приближающихся глобальных переменах. Хотя еще все так же тяжела жизнь крестьян, которые трудятся изо всех сил, но "досыта куска не видят". Автор не упрощает сложностей жизни деревни в те годы, не обходит противоречий, возникающих между государством и колхозами. Особенно остро жестокость руководства ощущают фронтовики, вернувшиеся с войны. Именно в их душах назревает решительный протест. Потому Лукашин смело вступает в противоборство с секретарем райкома Подрезовым,

Подрезов — личность сильная, цельная натура, умный и деятельный руководитель. Но в основе его руководства лежит выговор и строгач, приказ и администрирование. Лукашин же, обогащенный опытом войны, ощущает острую необходимость перемен. Он требует большей демократии, большей самостоятельности для колхоза, большего уважения к человеку. Он — типичный представитель нового времени, в образе которого наиболее явно проступают происшедшие в обществе и в душах людей изменения. Однако Лукашин еще не готов к активным действиям. Но те, кто готов, уже появились в обществе, в том числе и в деревне. Мы убеждаемся в этом, знакомясь с директором леспромхоза Зарудным. Это не просто хороший специалист, технически образованный и умный. Он — творческий человек, трезво мыслящий, смело выдвигающий новые идеи и готовый отстаивать их. Такие люди, как Зарудный, наглядно показывают нам, что в обществе неизбежно начинает происходить переоценка ценностей, проверка старого новым. Что победит — об этом автор не говорит однозначно. Но мы видим реальную возможность победы гражданских начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни.

Трилогия Ф. Абрамова — значительное и яркое явление не только в области "деревенской прозы", но и во всей русской литературе, Неброская красота северной природы, ее величие и широта, неповторимость деревенского пейзажа с первых страниц завораживают и приковывают внимание. А еще помогают глубже понять другую красоту — красоту человеческой души, высокую духовность жителей деревни, скрытую за внешней сдержанностью, суровостью и неброскостью. Здесь "душа у каждого насквозь просвечивает". И невозможно передать словами и до конца изучить, понять эту душу. Невозможно переоценить роль, значение этой великой русской, истинно народной души в происходящих исторических событиях, в переменах, которым подверглась не только деревня, но и вся страна. Потому можно смело сказать, что по масштабам поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству созданных психологических типов, широте и красочности картин крестьянского труда и быта трилогия Ф. Абрамова "Пряслины" не имеет аналогов в современной литературе. Между тем сам писатель не останавливался на достигнутом. Все дальнейшее творчество он посвятил тому, чтобы еще более детально и увлеченно исследовать жизнь деревни и самого человека, исследовать возможности и направления роста и развития личности в новых условиях, становление новых характеров, появление новых человеческих типов, возникновение новых общественных отношений.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

У каждого человека свой дом, потому что он строится внутри, в собственном подсознании.

Дом – это не только конкретное здание, в котором живет человек, но и Родина во всех пониманиях этого слова. Дом – малая родина, красоты природы того места, где родился человек. Из любви к малой родине возникает любовь к Отчизне в целом, поэтому она также является домом человека. Целая планета – тот же дом для каждого человека, не только для русского народа.

В то же время дом – это конкретное место, в котором проживает человек. Не зря герои произведения тратят свои силы для обустройства своих домов. Как показывает автор, дома в этом смысле слова становятся для персонажей важнее дома-Родины со всеми ее проблемами и трудностями.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, однако авторская позиция во многом соединяется с голосом Михаила Пряслина. Именно он говорит об изменении людей в худшую сторону, о том, что у них поменялись духовные ценности, что материальные блага для них становятся важнее всего, что любовь к труду и вовсе перестала существовать.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема романа – деревенская жизнь. Деревня Пекашино, которая находилась в центре повествования тетралогии Ф.А. Абрамова, показана как обнищавшая, утратившая свои нравственные ценности, связанные с единением всего народа. С этим и связана основная идея произведения – показать то, какой деревня стала после войны и коллективизации.

Ф.А. Абрамов ставит вопросы, связанные с крестьянством, с его судьбой. Отражается проблема труда. Автор показывает, что люди радуются тому, что на полях ничего не выросло – так ничего и собирать не нужно. Это явилось одним из проявлений изменения деревенского уклада жизни.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

Героями, которые выступают как главные в смысловом отношении, являются те люди, которые так или иначе вновь приходят к деревне, к ее принципам и ценностям.

В центре повествования стоит Михаил Пряслин. Это лучший представитель всего крестьянства, поэтому автор возрождает героя, который прошел тяжелый жизненный путь.

Его противоположностью является Егорша Ставров, который научился угождать начальству. Это приспособленец, который оставил деревенские идеалы. Он осуждает своего друга детства за то, что он не может оставить родную деревню.

Не поддерживает Егоршу Анфиса Минина, которая продолжает любить свою малую родину даже тогда, когда ее отстраняют от должности председателя колхоза.

8. Композиция произведения.

Сам роман состоит из 3 частей, которые делятся на главы и подглавы, что характерно для всего цикла, посвященного семейству Пряслиных.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью повествования Ф.А. Абрамова стало то, что он рассматривал судьбу деревни в ретроспективе. Жизнь героев зависит от эпохи, от исторических событий.

Для обозначения острых социальных конфликтов и общественных процессов, для собственных исследований судьбы деревни Ф.А. Абрамов пользуется приемами достоверного изображения действительности, сдержанности и серьезности повествования.

10. Отзыв о произведении.

Он очень гордится своим домом. Но семья Пряслиных распалась. Михаил отрёкся от своей сестры Лизы из-за того, что она после гибели своего сына, любимого племянника Михаила Василия ( у самого Михаила не было сыновей – две дочери), родила от женатого приезжего, своего постояльца, двойняшек: сына Мишу и дочь Надежду. Татьяна живёт в столице, удачно вышла замуж и редко вспоминает о родном доме. Неразлучные братья-близнецы Пётр и Григорий приезжают в гости к старшему брату. Они с детства мечтали походить на старшего брата, но теперь не могут понять его отречения от Лизы и встают на сторону сестры. Да и между неразлучными братьями происходит отчуждение. Пётр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. Втайне он мечтает обрести свободу, жить от него отдельно. А младший Фёдор кочует по колониям и тюрьмам.

Центральная линия в книге – это судьба ставровского дома.

Приезд братьев. Им по 36 лет. Холосты.

Ставровский дом глазами Петра.

Поражала добротность и основательность постройки, которой 60 лет. Поражал отборный лес, из которого был выстроен дом. Снаружи дом немного подгорел, повыветрел, а изнутри как новенький, янтарный. Если бы он не знал Степана Андреяновича, то сказал бы, что в этом доме жил богатырь – до того всё было крупно, размашисто. Нынешние дома по сравнению со ставровским домом показались ему скучными, неинтересными – однообразные, предельно утилитарные, они напоминают какие - то раскрашенные вагоны. И даже дом Михаила, самый лучший из всех новых, тоже не был исключением. Пётр подумал: а может, и правда раньше жили богатыри? Ведь чтобы выстроить такие хоромы, какую душу надо иметь, какую широту натуры, какое безошибочное чувство красоты!

Пётр решил отстраивать старый пряслинский дом. Лиза расплакалась от радости: кому не хочется, чтобы родной дом зажил заново?

Покатился под откос три года назад, когда умерла жена Олёна. Дети разлетелись кто куда, жениться в 50 лет на одной ноге невозможно. Стал пить: пропил заготовленные на прируб к дому новой горницы сосновые брусья, инструмент столярный и слесарный, мебель и посуду. Дом превратился 2 ресторан, в забегаловку, где собирались местные пьяницы.

Евсей Мошкин. Дом – душа.

Лиза чувствовала свою вину перед Степаном Андреяновичем. Человек надеялся на неё как на стену, как на скалу, всё, что было самого дорогого в жизни. отдал ей – дом отписал свой. На, бери на веки вечные, будь хозяйкой животу моему. А она? Что сделала она? Всё она пережила, всё вынесла: измену мужа, смерть взрослого сына, немилость старшего брата, позор, стыд за незаконнорожденных детей, а вот видеть в своём заулке Борьку, как две капли воды похожего на Егоршу, - не было сил. Она не могла видеть, как Нюрка Яковлева с Борькой хозяйничают в её доме.

Проблема непонимания между старшим и младшим поколениями.

Лиза решила перейти в старый дом Семёновны.

Проблема формального, бездушного отношения к своему делу.

А Михаил думает о том, с какими муками, с какими слезами раскапывали, засевали они в войну поля. А теперь эти поля исчезли, исчезли бесчисленные пекашинские навины, тянувшиеся на целые вёрсты, а вместе с ними исчезла и пекашинская история. Потому что какая у Пекашина история, ежели забыть Калинкину пустошь. Оленькину гарь, Евдочин камешеник, Екимову плешь, Абрамкино притулье и ещё много – много других полей – раскопок? А ещё глубокая тракторная вспашка погубила навины: разве росток семени пробьётся через глиняный пласт? Глубинной вспашкой умертвили навины. Он стал ругать тракториста Витьку Нетёсова, что тот в такую жару пашет, ведь это вредительство, зерно не взойдёт. Но Витька сказал, что приказ выполняет, а насчёт глубины вспашки к агроному надо обращаться.

Калина Иванович Дунаев. Дом – страна.

Абрамов предостерегает от прямолинейного, однозначного понимания прошлого.

И Калина Иванович Дунаев – красный партизан, участник революции и Гражданской войны – фигура трагическая, как и его жена. Увлечённые идеей пересоздания мира, Калина Дунаев и его соратники нередко оказывались не в меру пылкими романтиками, фанатичными энтузиастами, забывавшими о своей семье, о малом доме.

Проблема соотношения личного и общественного.

Можно ли создать Дом – страну фанатичным подвижничеством, не заботясь об устройстве повседневного быта? Можно ли созидать личное благополучие, малый дом, свой дом-судьбу в отрыве от общих проблем Дома – страны и всего общечеловеческого дома?

Нельзя воспринимать этот образ однозначно как обычного эгоиста, циника и приспособленца. Он много колесил по стране, много видел, много работал, но и много грешил, много принёс людям горя. Есть у Егорши и привлекательность – жизнелюбие, артистизм, стремление проявить себя. После скитаний, падений, содеянного зла он вдруг подымается до духовного прозрения, осознаёт подлинные человеческие ценности, величие и красоту Михаила и Лизы. Позднее прозрение и позднее раскаяние исполнено очищающей силы. Читатель вместе с автором сожалеет о загубленной жизни Егорши. Не один Егорша виноват в этом, но и время, нечеловеческие условия существования, демагогические статьи, которые ореолом окружали целинников, механизаторов, лесорубов, но не рядовых земледельцев.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: