Селимепе тухтар юратаве сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Изольда пишет о своей любимой маме,которая любит,воспитывает.Мама Изольды- воспитатель детского сада"Чуораанчык".

ВложениеРазмер
Мамочка, любимая моя! 13.64 КБ
Мальчик пишет о своей маме. 12.98 КБ
Публикация о кружке "Звонкие голоса". 45.99 КБ
Участие в конкурсе "Вырастим урожай". 108.96 КБ
Информация о республиканском конкурсе"Если б парни всей земли". 22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Мин ийэбин олус таптыыбын,кини амарах санаата,сымнаӄас майгыта аан дойду оӄолорун иэйиитигэр болӄомтону уурар.Өрүү истиӊ кэрэ куолаһынан биһигини угуттуур.

Ийэ диэн тыл, мин санаабар, туохтааӄар да күндү ,аан дойдуга киһи бары киэн туттар тыла буолар .Өрүүтүн кинини ырыаӄа – матыыпка холбууллар.

Ийэбит күн курдук сыдьаайа сылдьара, биһиэхэ көмөлөһөрө, сүбэ биэрэрэ, нарын куолаһынан бүөбэйдиирэ, итэӄэспитигэр –быһаӄаспытыгар, ыарахан түгэммитигэр куруук көмө - ама буолара дууһабытын манньытар. Көрсүө-сэмэй майгыта миэхэ өрүү холобур буолуоӄа.

Ийэм күннэри-түүннэри түбүгүрэрин көрөммүн күндү киһибэр маннык тыллары аныахпын баӄарабын:

Кэрэттэн-кэрэни, киһини абылыыр , ис киирбэх киһим.

Нарын- намчы көстүүлээх ,эйэӄэс мичээрдээх ,

Күн курдук күндээрэ сыдьаайар ийэккээм !

Хатыламмат хартыынам, таптыыбын эйигин !

Саныыбын өрүүтүн , харыстыам куруутун!

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Спиридонова Изольда.

Предварительный просмотр:

Ийэм туһунан иһирэх тылынан.

Ийэ- саамай күндү тыл. Ийэ оӄотугар күн сирин көрдөрөн, бастакы хардыытыгар көмөлөһөр.

Мин ийэм аата Винокурова Алена Гаврильевна.Кини үс оӄо ийэтэ.Улахан оӄото эдьиийим Марина Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 10 кылааһыгар үчүгэйдик үөрэнэр,убайым Миша 4 кылааска үөрэнэр .

Мин ийэм амарах сүрэхтээх, сымнаӄас санаалаах. Куруук үөрэ-көтө сылдьар.

Ийэм барахсан биһигини элбэххэ үөрэтэр. Биһиги ыарыйдахпытына аттыбытыгар куруук баар буолар, бүөбэйдиир. Оонньоотохпутуна сороӄор бэйэтэ оӄо буолан биһигинниин тэӊӊэ оонньуур-мэниктиир. Сайын аайы отоннуу,тэллэйдии барааччыбыт.

Мин ийэбэр мас кыстаан,дьиэ хомуйан көмөлөһөбүн. Мин улааттахпына үөрэхтээх үлэһит буоллахпына ийэбин атын куоракка илдьэ барыам.Ийэм ыарыйдаӄына ийэм аттыгар куруук баар буолуом. Кини биһиги олохпутун тупсарар,киэргэтэр.

Ийэӄэ хас биирдии оӄо үйэ саас тухары махтаныах тустаах. Махталбыт диэн кырыйдахтарына көмөлөһөн, өйөөн тэӊӊэ сылдьыахпытын наада.

Мин ийэбэр баӄарыам этэ уһун дьоллоох олоӄу, ыстаал доруобуйаны!Хомолто диэни билбэккэ куруук үөрэ-көтө сылдьарыгар!

Махталым муӊура суох мин күндү ийэкээммэр,

Кини баар буолан бу олох диэн баарын биллим.

Ийээ олус күүскэ эйиигин таптыыбын,

Эн эрэ соӄотох мин олохпун киэргэтэӄин…

Н.О.Кривошапкин аатынан Өймөкөөн орто оскуолатын 2 кылааһын үөрэнээччитэ Винокуров Ньургун.

Предварительный просмотр:

Недаром говорят: " Нам песня строить и жить помогает ". В нашей школе работает кружок "звонкие голоса" под руководством отличника образования РС (Я) А.С. Готовцевой.
В этом году с 28 по 31 марта в Таттинском улусе, в Ытык-Кюеле прошел региональный конкурс НВК " Саха " " Полярная звезда ". В этом конкурсе участвовали более 800 детей из Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Оймяконского улусов. Конкурс был посвящен 120-летию основоположника якутской советской литературы, видного государственного деятеля П.А. Ойунского. Из нашей школы под руководством учителя начальных классов А.С. Готовцевой выехали 5 учащихся.
Артур Алексеев - ученик 7 класса участвовал в номинации " Разговорный жанр ". В 1 туре Артур выступил со стихотворением П.А. Ойунского " Кэриэс " (" Завещание "), а во 2- туре - с авторским стихотворением " Дьыл кэмнэрэ " (" Времена года "). Оба выступления сопровождались презентациями.
В гала-концерте наш Артур был отмечен специальным призом народного театра им. П.А. Ойунского Таттинского улуса.
В номинации " Эстрадный вокал " приняли участие четверо. Ученица 5 класса Даяна Сукулова в 1 туре выступила с песней " Тапталлаах мин кыhам " (" Любимая школа ") на слова выпускницы нашей школы Олимпиады Сивцевой и музыку учителя и первого мелодиста нашего Оймяконья Василия Семеновича Кондакова, который посвятил эту песню 70-летию Оймяконской средней школы. Она стала гимном нашей школы. Во 2 туре Даяна исполнила песню на слова Сергея Егорова - нашего земляка, члена Союза журналистов России, Почетного гражданина Оймяконского улуса "Кэрэ дойдум - Оймокоон" (" Прекрасная родина - Оймякон"). Она стала лауреатом 3 степени.
Ученик 5 класса Айал Прокопьев в 1 туре выступил с песней " Биригэдьиир Марыына " (" Бригадир Марина ") на музыку М. Христофорова - знаменитого якутского мелодиста, а во 2-м - с песней из репертуара Светланы Александровны и Егора Ильича Неустроевых (студия " Тулуйхан ") " Тыа сирэ барахсан " (" Родное село "), посвятив ее Году села в республике. Айал стал дипломантом 2 степени.
Следует отметить, что Айал Прокопьев в феврале участвовал в 13-м республиканском конкурсе мальчиков и юношей в с. Кептени Усть-Алданского улуса " Если бы парни всей земли ", где участвовали 167 мальчиков и юношей из 16 улусов и из города Якутска. Он стал дипломантом 3 степени.
В старшей группе в региональном конкурсе " Полярная звезда " участвовали двое. Я, ученица 10 класса Агата Готовцева, выступила с песней " Кун " (" Солнышко ") из репертуара Ангелины Файрушиной, " Ыллаа, таптал ырыатын " (" Спой песню о любви "), став дипломантом 3 степени.
Ученица 11 класса Майя Винокурова исполнила песню из репертуара Умсуура " Эдэр саас " (" Юность "), а вторая песня " Костон кэлиий " (" Явись передо мной ") из репертуара С.А. и Е.Н. Неустроевых. Она стала дипломантом 3 степени.
Майя и я 27-28 февраля приняли участие в первом республиканском фестивале-конкурсе " Бриллиантовые нотки " в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. Мы участвовали в номинациях " Эстрадный вокал " и " Фольклор ", дуэтом сыграли на хомусе и стали лауреатами 2 степени, Майя - 3 степени.
Слова благодарности хотим выразить руководителю кружка " Звонкие голоса ", учителю начальных классов Агафье Степановне Готовцевой, директору школы Екатерине Гаврильевне Посельской.
Благодарим депутата Ил Тумэна Александра Владимировича Крылова за поддержку юных талантов и материальную помощь.
Агата ГОТОВЦЕВА, ученица 10 класса Оймяконской средней школы им Н.О. Кривошапкина.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

IX Республиканском вокальном конкурсе среди мальчиков и юношей

Учредитель – Министерство образования Республики Саха (Якутия)

• Республиканский Центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я)

• Центр дополнительного образования детей Усть-Алданского улуса

• Саха – Бельгийская гимназия Усть-Алданского улуса

Авторы проекта - Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса и специалисты РЦДО и ГПВД МО РС(Я).

- выявление одаренных, талантливых детей и молодежи.

- поддержка и дальнейшее развитие юношеского движения, новых стилей и форм вокального искусства;

- дальнейшее развитие исполнительского мастерства среди юношей;

- представление вокального искусства как олицетворение силы духа, мужества народа Саха и прославление мужской силы и красоты духа сынов земли Олонхо;

- воспитание у юношей чувства патриотизма и любви к Родине.

Дата проведения: 19 - 20 февраля 2009 г.

Место проведения: с. Кэптэни Усть-Алданского улуса, Саха-Бельгийская гимназия.

1 категория – солисты (7- 11 лет);

2 категория – солисты (12 – 14 лет);

3 категория- солисты (15 – 18 лет).

Кроме солистов в конкурсе приняли участие дуэт, трио, ансамбли.

Для участия в конкурсе должны быть представлены два произведения:

1. Песня 60-70- ых годов;

2. Свободная тематика.

Конкурсные произведения были исполнены под аккомпанемент музыкального инструмента – баяна, с использованием фонограммы.

Жюри определило лауреатов и дипломантов среди солистов - по 3 возрастным категориям, дуэт, трио, ансамблей- деления по возрастным категориям не было.

По программе конкурса прошел круглый стол, семинар для руководителей, на семинаре участвовали 30 руководителей и организаторы конкурса.

Критериями оценки жюри были:

1) сценическое и исполнительское мастерство;

2) оригинальное исполнение, раскрытие тематики песен;

3) чистота интонации, дикция, диапазон;

4) сценический костюм исполнителя, качество фонограммы.

Всего приняли участие 107 мальчиков и юношей с 14 улусов и города Якутска и 30 руководителей вокальных ансамблей, студий:

1. Верхневилюйский улус – 3

7. Нюрбинский- 10

8. Оймяконский - 1

9. Оленекский – 2

10. Сунтарский -5

11. Томпонский -5

12. Таттинский – 5

13. Усть-Алданский -40

14. Чурапчинский -3

В жюри работали:

1. Терютин Николай Николаевич, заместитель директора Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия) – председатель жюри

2. Архипова Александра Саввична, заведующая отделом развития детского творчества Республиканского Центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей МО РС(Я), отличник образования Республики Саха (Якутия)

4. Нафанаилов Петр Сергеевич, мастер-педагог Республики Саха (Якутия), педагог дополнительного образования детей ЦДОД Усть- Алданского улуса, отличник образования Республики Саха (Якутия)

Всего прослушано 214 песен.

В 1 категории всего за два тура прослушано 42 песни.

Лауреат 1 степени – Ермолаев Айтал, Таттинский

Лауреат 2 степени – Семенов Ньургун , ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы Вилюйского улуса, руководитель Евсеева Туйаара Терентьевна, преподаватель Д.М.Ш.

Дипломант 2 степени – Иванов Айсен, ученик 2 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова Айталина Григорьевна.

Дипломант 3 степени – Старков Ваня, ученик 5 класса Оймяконской СОШ Оймяконского улуса, руководитель – Готовцева Агафья Степановна, учитель начальных классов

Лауреат 1 степени - Павлов Андрей, ученик Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса

Лауреат 2 степени – Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 3 степени - Федоров Володя , Сунтарский улус, руководитель Тихонова Клара

Степановна, учитель музыки

Дипломант 1 степени - Михайлов Гоша, Усть-Алданский улус

Дипломант 2 степени – Попов Илья, ученик 6 класса Тойбохойской СОШ Сунтарского улуса, руководитель -

Дипломант 3 степени – Черкашин Архип, Оймяконский улус

Лауреат 1 степени - Бястинов Гера, Таттинский улус

Лауреат 2 степени – Жирков Илья, Саха-Бельгийская гимназия, Усть-Алданский улус

Лауреат 3 степени – Пухов Миша, Усть-Алданский улус

Дипломант 1 степени – Филиппов Влад, ученик Табагинской СОШ, руководитель Иванов Валерий Герасимович.

Дипломант 2 степени – Румянцев Гена, Ученик 11 класса Бейдигинской СОШ, Усть- Алданский улус, руководитель Румянцев Иван Иннокентьевич.

Лауреат 1 степени – Дуэт, Сунтар

Лауреат 2 степени – Карманов Федор, Горохов Степан, Чэриктэй Усть-Алданского улуса, руководитель Алексеев Николай Васильевич

Лауреат 3 степени – Павлов Рустам, ученик 5 класса, воспитанник детской музыкальной школы, Корякин Тимур, ученик 6 класса Харьялахской СОШ Оленекского эвенкийского национального района, руководитель Кодоева Валентина Ивановна.

Лауреат 1 степени –Нам, Намская гимназия, руководитель Сивцева Нюргуяна Николаевна, педагог дополнительного образования

Лауреат 2 степени – Трио в составе –Тимофеев Аркадий, ученик 9 класса, Иванов Дьулустан, ученик 11 класса, Лазарев Григорий, ученик 11 класса Дюллюкюнской СОШ Верхневилюйского улуса, руководитель Аталларов Владислав Васильевич.

Лауреат 3 степени – трио в составе – Осипов Дьулустан, Осипов Алексей, Осипов Ким Тасагарская СОШ Вилюйского улуса, руководитель Дорофеев Федор Николаевич, учитель музыки.

Были присуждены номинации:

• Аянитов Айсен, ученик 5 класса Туора-Кюельской СОШ Таттинского улуса, руководитель Лугинова Зинаида Петровна, учитель музыки.

• Петров Миша, ученик 3 класса Онерской СОШ им. Героя России М.М. Стрекаловского Усть-Алданского улуса,

• Иванов Насим, ученик 3 класса Танаринского лицея Кобяйского улуса, руководитель Макарова А.Г.

• Стручков Вова, ученик 5 класса Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, руководитель Находкина Альбина Антоновна.

С каждым годом расширяется география конкурса, за восемь лет проведения конкурса сложились и сохраняются традиции этого конкурса, кубок конкурса передан Усть-Алданскому улусу.

За последние годы отмечается проведение этого конкурса на региональном и улусном уровнях:

• улусного конкурса Оленекского эвенкийского национального района в с. Оленек,

(директор ЦДОД Степанова Дария Васильевна)

• улусного конкурса в с. Сунтар.

Информация подготовлена заведующей отдела развития детского творчества, членом жюри

на просяное поле идти. Слышишь, Сэлиме? Да позвать бы Тухтара надо… А, мать? Пусть травы для лошади накосит.

Встревоженный Шеркей зашагал из угла в угол. Он был так расстроен, что даже отказался от кислого молока. Ильяс побежал звать Тухтара.

2. НАДЕЖНЫЙ ПОДАРОК

Тухтар, сын Туймеда, одиноко жил в крохотном, перестроенном из старой бани домишке, который прилепился на макушке пригорка, что высился на самом краю деревни.

А через год на деревню набросилась холера и унесла мать Тухтара. Как ее хоронили, сын не видел. Он тоже болел, лежал без сознания. Но смерть пощадила его. Судьбе было угодно, чтобы Тухтар сполна изведал горькую сиротскую долю.

Малыша приютил старый Тимма, пастух. Окрепнув, Тухтар стал помогать ему пасти стадо и быстро освоил всю эту премудрость. Старик очень привязался к смышленому, старательному, ласковому мальчику, заботился о нем, оберегал, как родного сына.

В свободные минуты, уютно устроившись на луговой травке, Тимма любил глубокомысленно поговорить о жизни. Смысл всех витиеватых и причудливых рассуждений деревенского мудреца сводился к тому, что нужно жить правдой. И Тухтар навсегда запомнил это. Своему воспитаннику старик уверенно предрекал счастливое будущее. Да! Но жить только правдой.

Через несколько лет старик умер, оставив в наследство Тухтару длинный, с резной рукоятью кнут. Тухтар до сих пор бережет его как самую дорогую вещь.

Желающих наняться в пастухи было много, и Тухтар остался без дела. Вот тогда-то и позаботился о нем Шеркей.

У сироты был надел земли на одну душу, но не было ни лошади, ни сохи. Шеркей сжалился над беднягой и предложил обрабатывать землю исполу. Тухтар с благодарностью согласился. Весь урожай Шеркей хранил у себя. Он даже хотел, чтобы Тухтар поселился у него в доме. Но сирота не пожелал тушить огонь в родительском очаге. Позднее он передумал и согласился перейти к Шеркею, надеясь, что так легче будет выбраться из все глубже засасывающей нужды. Но теперь уже Шеркей не желал этого. Он сообразил, что у Тухтара, кроме надела в поле, есть еще приусадебный огород. Какой же резон терять его — места в кладовых хватит и для двух урожаев. Гораздо выгоднее, если подопечный будет считаться самостоятельным хозяином. И Шеркей помог Тухтару на месте развалившегося родительского дома поставить избенку. С тех пор, по словам Шеркея, Тухтар крепко встал на ноги.

Быстро течет время. Уже двадцать лет исполнилось в этом году Тухтару. Но счастье, которое пророчил ему добрый Тимма, все еще не приходило. Люди говорят, что уже наступил новый век, а в жизни Тухтара все оставалось по-старому. По-прежнему гнул он спину на Шеркея, частенько приходилось помогать и его брату. Но работать у Элендея Тухтар не любил. Не нравился ему этот резкий в обращении человек. Чуть что — сразу рявкает, будто цепной пес.

Жил Шеркей ни богато, ни бедно, — как говорится, середка на половинку. В деревне его все уважали за степенность, трудолюбие, благонравие…

Сегодня, как обычно, Тухтар поднялся по старой пастушьей привычке с восходом солнца. К Шеркею идти не нужно, ничего не наказывал он накануне. Можно было бы и отдохнуть, но Тухтар не любил сидеть без дела. Всегда найдет какое-нибудь занятие: то кадку старую починит, то красивый алдыр [11] из березового корня вырежет — да такой, что все дивятся. Да мало ли что можно сделать, было бы только желание.

Сейчас Тухтар с увлечением мастерил гусли. Работа уже подходила к концу. Осталось только прикрепить крючки и натянуть на них струны. Но струн не было. Собирался принести их скрипач Едикан, но забыл о своем обещания. Напомнить Тухтар не осмелился.

Налюбовавшись гуслями, Тухтару вышел из избы и присел на скамейку у завалинки.

Одет Тухтар неказисто. Пестрая рубаха выцвела, побурела. Штаны коротки и узки, того и гляди расползутся по швам. На коленях большущие заплатки. Чтобы штаны носились подольше, предусмотрительный Шеркей велел жене заранее залатать их на этих местах. Заплаты порвались и топорщатся бахромой. И все же нетрудно было заметить, что Тухтар весьма хорош собой. Фигура статная, ловкая. Выразительно очерченное лицо очень украшают глаза — черные, такие, что и зрачки отличишь не сразу. Кроткие, с затаившейся в глубине печалью. Волосы густые, черные, как смоль.

Взгляд Тухтара устремлен вдаль. С пригорка, на котором стоит домик, видна вся деревня с окрестностями.

Утламыш лежал как на ладони. Деревня невелика, всего дворов двести. В ней три большие улицы: Нагорная, Средняя, Нижняя. Есть еще одна маленькая улочка-односторонка — Дальняя. На ней и живет Тухтар, но избушка его стоит на отшибе, в конце деревни. Вплотную к ней подходит огород самого богатого утламышца Каньдюка.

Живут в Утламыше некрещеные чуваши. Они очень гордятся, что не поддались церкви, к своим крещеным собратьям относятся пренебрежительно, свысока и никогда с ними не роднятся.

Если верить старикам, то утламышские избежали крещения только благодаря мудрости и находчивости основателя их рода Метрика бабая. Не пожелав отречься от древней веры, старик откупился от русского архиерея стадом овец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эр бир халкънынъ озь тили, тарихы, дини бар, бу – миллетимизнин тамырыдыр. Эгер де бир де бириси джоюлса, бу миллет ер юзюнден ёкъ олуныр. Бунынъ ичюн не япмакъ керек?

Эбет бу вазиеттен къуртулмасы озюмизге багълы.

Тиль , урф – адетлер, эдебият, музыка, медениет - къырымтатар халкъынынъ рухий зенгинлигидир. Бу сырада тиль энъ муим ерни ала, не ичюн дегенде тильнен халкъ озь дюньябакъышыны, бедиий ве медений зенгинликлерни келеджекте эвлятларгъа мирас къалдыра. Биз къырымтатар тилини – ана тили деймиз . Инсан дюньягъа кельгенинен, онъа ана озь сютюнен, сёзлеринен, айненилернен тувгъан тильге севги ве меракъ ашлай. Аналарымыз къолунда тек догъуп осьтюрмек дегильде, тувгъан тильде лакъырды этмеге огретмек боюнуны борджудыр . Афсузки чокъ ана – бабалар озь къоранталарында рус тилинде лаф этелер. Яшлар арасында да озь ана тилинде дегиль башкъа тилинде лаф этмек мот деп саялар. Онынъ ичюн къырымтатар тили башкъа тиллерге бакъкъанда къуветсиз корюне.

Сюргюнликте къартана , къартбабаларымыз исе тувгъан тилимизни озь аилелеринде сакълап Ана Ватанымызгъа кетирдилер. Шимди исе биз озь юртумызда ана тилимизни джоймакъ арефесинде турамыз. Миллет халкъ олып озь ана тилинде лаф этмесе, миллетке, халкъкъа зарар ола. Бизлер миллет олып ана тилимизни миллет оларакъ ёкъ этемиз.

Тувгъан тиль – бу индже , назик бир йиптир, бизни эдждатларымызнен багълагаъан. Бизим улу эдиплеримиз: Ашыкъ Умер , Якъуп Шакир Али, Бекир Чобан -заде , Эшреф Шемьи- заде , Исмаил Гаспринский, Номан Челебеджихан , Идрис Асанин ве башкъалары бу гузель ве зенгин тилимизде шиирлер , эфсанелер, , масаллар, романлар ве дестанлар яраткъанлар. Оларнынъ эсерлери бизге мирасдир.Бу эдебий мирас исе бизни халкъымызнынъ тарихинен багълай . Къырымтатар языджылары ве шаирлери озь эсерлеринде бизим тувгъан тилимизни дюльберлигини, аэнеклигини ве зенгинликни косьтерелер.

Сюргюнлик деври языджыларындан миллий арекетте энъ фааль эштирак эткенлер Эшреф Шемьи –заде, Идрис Асанин, Сеитумер Эминдир. Аслында озь халкъына, къаны- джанынен садыкъ олгъан такъдиринен яшагъан, онынъ келеджеги ичюн янып-куйген Идрис Асанин о дередже кениш бильгили, окъумыш инсан ки, онынъ эр бир меселеге мунасебети ве фикирлеринен, чыкъаргъан хулясалары ве теклифлеринен разылашмакъ, оз фикринде къатты тургъанына, озь гъаелерининъ омюрге кечирилювинде айрыджа къатийлик косьтергенине сукъланмакъ мумкюн дегиль эди. Идрис Асанин эр не къадар миллий арекетнинъ фааль етекчилеринден бири олса да, о иджат адамы оларакъ эвеля шаир, языджы эди. О, озь шиирлеринде энди тек вакъианы тарифлемекнен къалмай, вазиеттен къуртулув чарелерини де изалап башлай.

Бу дюньянынъ инджесидир

Меним азиз тувгъан Илим.

Сен олмасанъ, мен де ёкъым…

Бинъ яшайыкъ, Ана тилим!

Гурбетликте Идрис Асанин озь Ана тили язгъан.

- Догъмиуш тильге урьметсизлик- миллет хорламакътыр., - деген къартларымыз.

Ана тилимизнинъ бугунки вазиети пек къыен бир вазиетте, бизни джиддий бакъмагъа меджбур эте. Миллетимизнинъ энъ муим байлыгъыны, аслында миллет оларакъ къалмакъ ичюн энъ эсас шартлардан энъ муимини джоймакътамыз.Бу кетиште биз, озь-озьюмизни миллет оларакъ гъайып эте, миллетлер сырасындан чыкъарамыз.

Биз бугунь бирликте арект этип, келеджегимизни озюмиз къорчаламакъсакъ, биз озь тилини, динини, медениетни ве урф –адетлерини бильмеген сюрю оларакъ, башкъа миллетлернинъ аягъы астында къалып орьселенеджекмиз.

Тувгъан тилимизнинъ догъгъан ери Къырымдыр. Некъадар маниелерге огърасада огърасада эбедий къалгъаныны истейимиз.

Февральнинъ 21 – Халкъара ана тили куню. Озь ватаныны, халкъыны, ана-бабасыны севген инсан- озь ана тилини де севе.

Ана тилимизнинъ келеджегимиз бизим къолумызда. Биз тилимизнинъ, медениетмизнинъ ве урф – адетлеримизнинъ девамджыларымыз. Ана – бабаларымыз бизни догъру тербия бердилер, олар бизге ана тилимизни урьмет этмекни, севмекни ве тувгъан тильде сербест лаф этмеге огреттилер.. Биз къырымтатармыз, озь ватанымыз Къырымда яшаймыз. Келинъиз ана тилини севейик, огренейик, ана тилинде лаф этейик. Эпимиз ана тилинни сакълап къалмагъа, яшатмагъа тырышайыкъ, Озь тилин, адетлерни кутькен, къорчалагъан халкънынъ омюри де узун олур.

Мен истеим ки бизим тилимиз сокъакъларда, койлерде, шеэрлерде – бутюн Къырым топрагъында сербест янъырасын! Ватанны чечеклендирмек, оны гузеллендирмек, тильге къавий земин азырламакъ бизим боюнымиз борджудир.


Презентация составлена на чувашском языке. Рассматриваются природные явления, птицы, звери.

Содержимое разработки

Ч ǎ ваш Республикинчи Эл ě к район ě н администраций ě н верен ÿ , социалл ǎ аталану, ç амраксен политикин тата спорт пайе

Есе пурнаслакане:

Егорова Наталия, 9 кл

Ертсе пыракане

Есен теллеве: Сут санталак синчен сырна сыравсасене тупса палартасси Чаваш сыравсисен есе-хелепе паллашасси. Весен хайлавесенчи сут санталака юратма верентекен санарсене усса парасси. Задачасем: Рассей президенче В.Путин 2013 султа сер-шывра Тавралаха хутелемелли султалак иртесси синчен пелтерче. Савна май сут санталака упрас темапа еслене писательсемпе, весен хайлавесемпе самрак арава паллаштарасси Есен актуаллахе:

Сут санталак синчен сырна сыравсасене тупса палартасси

  • Чаваш сыравсисен есе-хелепе паллашасси.
  • Весен хайлавесенчи сут санталака юратма верентекен санарсене усса парасси.

Рассей президенче В.Путин 2013 султа сер-шывра Тавралаха хутелемелли султалак иртесси синчен пелтерче. Савна май сут санталака упрас темапа еслене писательсемпе, весен хайлавесемпе самрак арава паллаштарасси

Есен актуаллахе:

Сут санталак—пирен пуласлах Этем пуласлахе сут санталакпа тача сыханса тарать. Сут санталакан хайен йерки, сиреп саккунесем пур. Весене пирен паханса пуранмалла. Сут санталака упрасси—кашни сыннан тивесе.

Сут санталак—пирен пуласлах

Этем пуласлахе сут санталакпа тача сыханса тарать. Сут санталакан хайен йерки, сиреп саккунесем пур. Весене пирен паханса пуранмалла. Сут санталака упрасси—кашни сыннан тивесе.

Чаваш писателесем-- сут санталак синчен

Метри Кибек

Ухсай Яккаве

«Юратрам эп, хирсем, сире,

Сана та, сем хура варман!

Нихсан та шуха черере

Виктор Тараев кайак тусе кана мар, вал паянхи самраксен тусе.

2. Сут санталак пуянлахне наука катартна пек йеркелет

3. Ыра чер чунсен пурнасне сиен курекен тискер кайаксемпе, браконьерсемпе сине тарса керешет

4. Хай тавра сут санталак тусесене явастарать

Сут санталак тусе

Чекес—кайак тусен савна машаре Маттур, савна арамам… Ик-вис султа сут санталак ташманенчен кайак тусе пулса татан… Кайак тусен араме пулас тесен ана хайне кана мар, кайаксене те юратмалла сав…

Чекес—кайак тусен савна машаре

Маттур, савна арамам… Ик-вис султа сут санталак ташманенчен кайак тусе пулса татан…

Кайак тусен араме пулас тесен ана хайне кана мар, кайаксене те юратмалла сав…

  • Сут санталакпа сер-шыв пуянлахне упрасси.

2. Сере —Анне, есе—Аттемер выранне хурса хисеплеме верентесси.

3. Самраксем сана таварса еслесен -- сут санталак тирпейле, тулах пуле.

4. Тирпейсер ашше-амашен ачисем—тарлавсар, таван сере хисеплемессе.

П ě т ě млетни

Авторсем ç инчен:

М.Кипек те(1913-1991),Я Ухсай та (1911-1986) патша саманинче суралн ǎ

Таван ç ě р-шыв асл ǎ в ǎ рси в ǎ х ǎ т ě нче п ǎ шалпа та, перопа та ç ап ǎ ç н ǎ

Т ǎ ван литература ани ç инче ěç лесе пуян еткер х ǎ варн ǎ .

Ç ут ç антал ǎ ка упрас ыйт ǎ ва тапратн ǎ

Хайлавсем синчен :


-75%

Читайте также: