Сеча при керженце сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Учитель: Покровская О. Ю.

Предмет: музыка

Класс: 7 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательные (предметные результаты):

формировать и расширять художественный кругозор детей;

расширить знания о музыкальных образах;

учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки и просмотре видеофрагмента;

учить раскрывать и сравнивать художественные образы произведения;

учить анализировать музыкальное произведение, выявлять особенности образов добра и зла, различать музыкальные фрагменты на слух;

развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни.

Развивающие (метапредметные результаты):

развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие исторических событий в музыкальном произведении;

развивать эмоциональную отзывчивость (качество эмпатии);

развивать образное мышление;

развивать аудиовизуальное художественное восприятие;

развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные (личностные результаты)

воспитывать любовь к Родине, гордость за её героическое прошлое;

воспитывать музыкальный вкус;

воспитывать нравственные качества школьников.

наблюдение за музыкой, размышление о музыке;

метод интеграции искусств,

метод эмоциональной драматургии;

метод жизненных ассоциаций;

метод музыкальных обобщений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая

структура урока

Деятельность

Деятельность

Задания для

к достижению

планируемых

результатов

Планируемые

предметные результаты

Организационный момент

Проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку;

Настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает их, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.

Учащиеся также настраиваются на урок, соглашаются с учителем, что они будут стараться хорошо работать.

С помощью смайликов определить собственное настроение на начало урока.

Н астрой обучающихся на познавательную деятельность (коммуникативная компетенция)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

К оллективное целеполагание. (учебно-познавательная компетенция).

Распределение по группам

Учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы и выбрать в каждой группе лидера, который в течение урока будет регулировать работу группы и оценивать её в конце урока.

Учащиеся делятся на 4 группы, располагаются за столами и выбирают лидера.

Коммуникативные: Ф ормирование желания и способности каждого ученика к участию и работе в группах.

Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками.

Формирование способности вступать в контакт.

Постановка цели, мотивация

Определяют тему урока, ставят цели и задачи.

Учащиеся выделяют цель – знакомство с новой музыкой. Отмечают, что через знание содержания оперы, слушание фрагментов и разбор произведения, можно добиться поставленной цели.

Умение определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Р азвитие умений находить общее, отличное, законо мерности.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока и способов решения задач.

Повторение пройденного материала

предлагает группам задать вопросы классу, исходя из данного перечня музыкальных фрагментов.

Участники групп задают вопросы:

Из каких произведений перечисленные фрагменты?

Что объединяет эти произведения?

Отвечая на вопрос – Из каких произведений перечисленные фрагменты, команды называют эти произведения с помощью теста на карточках. Потом обмениваются и проверяют правильность ответа. Выясняем, какая группа не ошиблась.

(Приложение №1)

Учащиеся также отмечают, что объединяет эти произведения историческая тема, тема борьбы русского народа за свою свободу.

Происходит обобщение уже заложенных знаний.

Вспоминая недавно пройденный материал, учащиеся приходят к выводу, что новый материал является продолжением исторической темы в музыкальном искусстве.

Регулятивные: Осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности.

Познавательные: Ф ормирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.

Информационные: умение сравнивать и сопоставлять информацию.

Познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.

Изучение нового материала

- Сегодня нам предстоит знакомство с этой оперой – легендой. Но прежде вспомните, сколько опер у Римского – Корсакова?

На какие сюжеты писал оперы композитор?

- Почему опера – легенда?

- Сказочные, исторические, опера – былина, по произведениям Гоголя

- В основу положена легенда.

(Приложение №2)

Проверяются знания опер Римского - Корсакова

Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством.

Совместное открытие новых знаний

Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже.

- Что лежит в основе легенды?

- Это очень важный момент. Римский-Корсаков сочинил “Сечу” как симфонический антракт между картинами 3-го действия?

- Что значит Симфоническая картина?

- Как вы думаете, почему эта музыка звучит при закрытом занавесе?

- Разве можно создать большое историческое полотно – картину боя в условиях сцены?

– Но прежде, чем мы послушаем, попробуем смоделировать эту музыку.

- Что будет составлять содержание этой картины?

– Какое будет развитие в музыке, как взаимодействуют темы?

- Как композитор может показать эти два непримиримых лагеря – русских и татар?

Учитель наигрывает 3 темы: песню русской дружины “Поднялася с полуночи”,

- Представьте, что вы в театре, занавес закрыт. Каждый зритель и слушатель сам представляет эту картину боя …

На сцене битва русских с татарами не показана. О ней рассказывает музыка.

Композитор сочинил ее потому, что создать большое историческое полотно — картину боя — в условиях сцены было невозможно. Музыка же, благодаря непревзойденному мастерству Римского-Корсакова, с необычайной силой передает весь трагизм ситуации.

Обращаются к раздаточному материалу, изучают его и отвечают на вопросы учителя.

- Борьба русского народа с монголо-татарами.

- С помощью средств музыкальной выразительности композитор заставляет слушателя представить то, что происходит.

- Битва русских и татар.

- Конфликтное развитие, борьба, столкновение.

- Может использовать какие-то народные мелодии.

Дети предполагают, какая тема характеризует русских, а какая татар, и обосновывают свои ответ.

Учащиеся настраиваются на слушание музыки и работу в группах.

1 гр. – Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.

2 гр. – Отвечает на вопросы:

- Какой темп произведения?

- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?

- Как вы определили?

3 гр. – Отвечает на вопросы:

- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?

- Что напоминает ритм музыки?

- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?

- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?

4 гр. - Характеризует музыку русской дружины и татар.

(См. приложение №4)

Команды изучают информацию на карточках о Китеже и делятся интересными фактами с классом дополняя друг друга.

(Приложение №3)

О пределять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории - одноклассников, путем выбора соответствующих средств и языка.

У чебный диалог (коммуникативная компетенция).

Слушание музыки ( во время звучания дети не общаются) и с амостоятельная работа в группах. О бсуждение и выступление с выполненным заданием (коммуникативная компетенция).

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои суждения.

Регулятивные: умение работы с различными источниками информации о музыке.

Познавательные : умение находить главные темы в инструментальном эпизоде.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композитора.

Организация общения на основе развернутой письменной и устной речи со сверстниками.

Личностные : формирование духовно-нравственных, патриотических основ

Регулятивные : способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения материала

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.

Осмысление и закрепление учебного материала

После прослушивания музыки учитель даёт 3 - 4 минуты на выполнение задания по группам.

Учитель предлагает подвести итоги в группах.

Побуждает к самооценке.

Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценки озвучивает лидер каждой группы.

К оллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).

Ф ормирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.

Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

Осознание личностных смыслов музыкального произведения, понимание его роли в развитии современной музыки.

Исполнение песни

Учитель предлагает спеть песню на выбор из уже знакомых в соответствии с темой урока.

(См. приложение №5)

Ставят вокально – хоровые задачи для хорошего исполнения песни.

Поют песню всем классом. Потом оценивают собственное пение.

Регулятивные: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением песни на уроке.

Рефлексия

Когда-то принцип “Прошедшее в настоящем” провозгласил Мусоргский. В наши дни он обретает несколько иное, более полное звучание: “Прошедшее – в настоящем – ради будущего”.

– Как вы это понимаете?

- Выполнили мы задачи нашего урока?

- Тогда продолжите мою мысль: Я научился …

Учитель предлагает смайликами оценить свою работу на уроке.

Учащиеся продолжают фразы учителя, оценивая свою деятельность на уроке.

Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.

Приложение №1

Приложение №2

Вычеркните названия опер, автором которых не является Н.А. Римский - Корсаков

Сказка о царе Салтане

Ночь перед рождеством

Приложение №3

Легенда о Китеже

В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь, борьба русского народа против татаро – монгольского ига.

Мудрый князь Юрий выстроил город Великий Китеж в Новгородской области.

Построили город в глубине непроходимых лесов и болот, чтобы враг не мог добраться до него.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его.

Китежане узнают, что и на Великий Китеж движется татарское войско. Без борьбы китежане не хотят покориться врагу.

Русские воины поднимаются на защиту родного города. Их было гораздо меньше, чем татар, но они храбро шли в бой: лучше смерть, чем позорный плен. В битве (сече) при реке Керженце вся русская дружина полегла в неравном бою. Путь к городу оказался открыт, враг приближался…

Монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков.

Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны. Татары в ужасе разбежались.

Невидимый сказочный город Китеж якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Уровень воды в озере одинаковый в любое время года. Вода в озере на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления.

Приготовьтесь ответить на вопросы:

Что легло в основу легенды о Китеже?

Кто построил Великий Китеж?

Где построили город и почему?

Как поступают китежане, узнав о приближении врага?

Что ожидало монголо-татар у города?

Расскажите об озере Светлояр.

Задание для 1 группы.

- Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.

Задание для 2 группы (ответьте на вопросы)

- Какой темп произведения?

- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?

- Как вы определили?

Задание для 3 группы (ответьте на вопросы)

- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?

- Что напоминает ритм музыки?

- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?

- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?

Задание для 4 группы.

- Охарактеризуйте музыку русской дружины и татар.

Используйте в ответах предложенные фразы и выражения.

- грозная, жесткая, стремительная;

- в конце звучит печально, страдальчески надломлено, через нее выражается народное горе, скорбь о погибших войнах

- героическая решимость княжеских воинов в борьбе с врагом, не щадя жизни.

- Взволнованный, напряжённый, суровый, боевой, грозный, драматический.

- Постепенное приближение вражеской конницы.

- Образы татар и русских.

- Ритм скачки, топот конницы.

- Трагическая картина безмолвного поля брани, усыпанного телами погибших.


Сеча при Керженце" — необычный анимационный фильм 1971 года.

Необычный и по сюжету, и по исполнению.

Сюжет — знаменитая история о невидимом граде Китеже, который ушёл под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия.

Но рассказывается эта история не словами, а музыкой и образами.

Создатели фильма использовали мотивы русской фресковой живописи и икон 14—16 веков.

Тонкие иконописные лица и фигуры, теплое левкасное золото и небо, сошедшее с русских фресок.

Этот образный ряд сопровождается симфонической поэмой гениального русского композитора Римского - Корсакова.


В каких сочинениях русских композиторов раскрывается тема патриотизма?

В каких сочинениях русских композиторов раскрывается тема патриотизма.


Сочинение на тему : "Если бы я была композитором"?

Сочинение на тему : "Если бы я была композитором".


Доклад на тему русские народные песни?

Доклад на тему русские народные песни.


Доклад на тему русский народный танец?

Доклад на тему русский народный танец.


Сочинение русская народная песня?

Сочинение русская народная песня.


Сочинение на тему "Романс"?

Сочинение на тему "Романс".


В каких знакомых вам сочинениях русских композиторов раскрывается патриотическая тема, тема защиты Отечества?

В каких знакомых вам сочинениях русских композиторов раскрывается патриотическая тема, тема защиты Отечества?


Сочинение на тему исполнитель русского репа?

Сочинение на тему исполнитель русского репа.


В каких еще знакомых вам сочинениях русских композиторов рассказывается патриотические тема, тема защиты Отечества?

В каких еще знакомых вам сочинениях русских композиторов рассказывается патриотические тема, тема защиты Отечества?

Приведите хотя бы три примера).


Конспект на тему романсы и песни русских композиторов?

Конспект на тему романсы и песни русских композиторов.

Вопрос Сочинение на тему сеча при керженце?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Музыка и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.



Синдбад мореход мы по литературе проходили.


Вавилов Геннадий Алексеевич, Белобородов Александр Сергеевич , Левкин Иван Иванович и т. Д.


1)Эдуард Николаевич Патлаенко 2)Геннадий Алексеевич Вавилов Они ещё живы.


Сейчас реп, рок, металл, поп, дабстеп.


Это поможет : - \ ? Пожалуста лайк? Или лучший ответ : D Я шучу может это и неправильно.


22 и 23. Там все написано.


Опен кидс не танцуй ♥️.


7 - а, 9 - д, 10) 1 - г, 2 - в, 3 - а, 4 - б. 11 - д, 12) 1 - в, 2 - г, 3 - а.


© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Тема народной песни "Про татарский полон" в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Использование народной песни "Про татарский полон" в сочинениях крупной формы. Andante Первой симфонии Н.А. Римского-Корсакова. Симфоническая картина "Сеча при Керженце".

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.04.2020
Размер файла 10,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вся русская музыка XIX века стала результатом взаимопроникновения народной песни и практики городского инструментального музицирования привнесенного из Европы, а именно: темперированного строя, пения под инструментальный аккомпанемент, необходимости нотной записи. В результате сложного процесса смешения народной и городской традиций образовался новый слой звукоматериала, ставший основой для появления такого феномена как русская классическая музыка [Асафьев. С. 112].

1. Тема народной песни "Про татарский полон" в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

"Татарский полон" является одной их старейших исторических баллад в устном фольклоре. Песня восходит к ранним временам татарского ига и была широко распространена в крестьянской среде. Но была ли именно крестьянская песня первоисточником для Римского-Корсакова? Определенно, нет. Из предисловия и примечаний Римского-Корсакова к его сборнику "Сто русских народных песен" соч. 24 следует, что в него были включены песни, записанные "от лиц, слышавших их в давние годы": от своих родных; от соратников по Кружку; часть песен была перепечатана из сборников.

Песни, собранные в этом сборнике называются народными, но народ этот--жители города, помещичьих, дворянских усадеб, а не деревни. Таким образом, Римский-Корсаков в своих обработках обращался не к крестьянской песне, которая обычно подразумевается под словом "народная", а к городской песне, произошедшей от крестьянской, но под влиянием музыки города превратившейся в "песню с сопровождением" [Асафьев. С. 123].

Напевы про "Татарский полон" были получены Римским-Корсаковым от М. А. Балакирева, который записал их с голоса Павла Ивановича Якушкина (российский писатель-этнограф, собиратель народных песен). Они представлены в сборнике Николая Андреевича "Сто русских народных песен" соч. 24 и обозначены №8 и №10 "Как за речкою, да за Дарьею". Эти варианты Римский-Корсаков использовал в своих сочинениях: №10 в Andante Первой симфонии соч. 1; и №8 в симфонической картине "Сеча при Керженце" из оперы ''Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии'' (1906г.) и в хоровом произведении "Татарский полон" (вариации на русскую народную тему) соч. 18 №2 для смешанного хора а-капелла.

2. Использование народной песни "Про татарский полон" в сочинениях крупной формы

Andante Первой симфонии Н.А. Римского-Корсакова

Напев № 10 из сборника "Сто русских народных песен" послужил основой для медленной части Первой симфонии Николая-Андреевича. Но между этим напевом и темой из Andante есть ряд небольших изменений. Неразрывная связь мелодии со словом, как это принято в народной песне, несколько упущена композитором. Он стремится придать напеву квадратность, периодичность, с одинаковой протяженностью фраз и "рифмованными" окончаниями. Это обусловлено тенденцией к симметрии, к классической уравновешенностью формы.

Во второй редакции Andante (1884) это становится еще более заметней: во втором такте композитор отменяет перемену метра с двухдольного на трехдольный, которая была сохранена в первой редакции. Тема звучит в едином размере 3/4, что продиктовано стремлением к метрическому единообразию, большему удобству исполнения и восприятия музыки.

В Andante Первой симфонии композитор оставляет народный напев почти в неприкосновенности, раскрывая ее выразительные возможности в традиционной, но несколько усложненной принципами сонатности форме вариаций.

Симфоническая картина "Сеча при Керженце"

По сравнению с Andante Первой симфонии, в симфонической картине "Сеча при Керженце" народная песня "Про татарский полон" претерпела более значительные изменения. Ритмический рисунок темы татар, в отличие от первоисточника, основан на многократном повторении ямбического рисунка (четверть Ї половинная). Римский-Корсаков также изменил лад напева: если исходный напев диатоничен, то в симфонической картине тема татар звучит в миноре с увеличенной секундой.

римский корсаков народный песня

Источник этого обновления композиторы видели прежде всего в русской народной песне. Вопреки общепринятому мнению

Народная песня для Римского-Корсакова Ї это материал, на основе которого он создает свою собственную форму на принципах закономерностей классической гармонии и формообразования.

Список литературы

1.Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии: Переложение для пения с фортепиано // Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений. -- Т. 42. -- М.: Гос. муз. изд-во,1962. -- 362 с.

2.Римский-Корсаков Н. А. 100 русских народных песен для голоса с фортепиано. -- М.; Л.: Музгиз, 1951. -- 183 с.

3.Стахович М. А. Русские народные песни //Предисл., ред. и примеч. Н. М. Владыкиной-Бачинской. -- М.: Музыка, 1964.

4.Рубец А. И. Сборник русских народных песен. Вып. 1 : Для голоса с ф.-п. // Сост. А. Рубец. --СПб., 1875.

Подобные документы

Место камерных опер в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. "Моцарт и Сальери": литературный первоисточник как оперное либретто. Музыкальная драматургия и язык оперы. "Псковитянка" и "Боярыня Вера Шелога": пьеса Л.А. Мея и либретто Н.А. Римского-Корсакова.

дипломная работа [5,2 M], добавлен 26.09.2013

Основные этапы жизненного пути и анализ творчества Н.А. Римского-Корсакова. Характеристика оперного творчества композитора. Женский образ в опере "Псковитянка", "Майская ночь" и "Снегурочка", "Царская невеста", а также в симфонической сюите "Шехеразада".

курсовая работа [47,0 K], добавлен 14.06.2014

Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен.

курсовая работа [54,6 K], добавлен 08.05.2012

Рассмотрение особенностей оперы Н.А. Римского-Корсакова. Выявление характерных черт героинь произведений. Сравнение комплекса музыкально-выразительных средств, с помощью которых композитор определяет принадлежность героини-женщины к тому или иному миру.

статья [18,2 K], добавлен 29.10.2014

Значение А. Пушкина в формировании русского музыкального искусства. Описание главных действующих лиц и ключевых событий в трагедии А. Пушкина "Моцарт и Сальери". Особенности оперы "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова, его бережное отношение к тексту.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 24.09.2013

Краткие сведения об истории становления оркестрового стиля композитора. Характер использования Римским-Корсаковым инструментов духовой группы. Теоретические обобщения композитора и его понимание характеров отдельных инструментов.

реферат [19,5 K], добавлен 16.06.2004

Изучение истории возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре. Соотношение общих признаков художественного жанра и особенностей жанра музыкального. Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.

Либретто: В. И. Бельского.

Композиция : четыре действия, 3-е и 4-е делятся на 2 картины.

Жанр: опера-легенда.

Премьера: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7 (20) февраля 1907 года.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

КНЯЗЬ ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (бас)
КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ (тенор)
ФЕВРОНИЯ (сопрано)
ГРИШКА КУТЕРЬМА (тенор)
ФЕДОР ПОЯРОК (баритон)
ОТРОК (меццо-сопрано)
ДВОЕ ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ
nbsp; 1-Й
nbsp; 2-Й (бас)
ГУСЛЯР (бас)
МЕДВЕДЧИК (тенор)
НИЩИЙ ЗАПЕВАЛА (баритон)
богатыри татарские:
nbsp; БЕДЯЙ (бас)
nbsp; БУРУНДАЙ (бас)
райские птицы:
nbsp; СИРИН (сопрано)
nbsp; АЛКОНОСТ (контральто)
КНЯЖЬИ СТРЕЛЬЦЫ, ПОЕЗЖАНЕ, ДОМРИСТЫ,
ЛУЧШИЕ ЛЮДИ, НИЩАЯ БРАТИЯ, НАРОД, ТАТАРЫ.

Время действия: 6751 год от сотворения мира.

Место действия: Керженские леса, Малый Китеж на Волге, Великий Китеж, озеро Светлый Яр, Невидимый град.

Премьерой оперы в Санкт-Петербургском Мариинском театре дирижировал Ф.М.Блуменфельд. Постановщиком был В.П.Шкафер. Декорации были созданы по эскизам замечательных русских художников К.А.Коровина и А.М.Васнецова. Костюмы выполнены по рисункам К.А.Коровина.

ВСТУПЛЕНИЕ
ПОХВАЛА ПУСТЫНЕ

Оркестровая увертюра, открывающая оперу, живописует картину леса с его шелестом листвы и пением птиц (пустыней здесь называется, согласно старому словоупотреблению, необжитая местность). Мелодия, парящая над этим шелестом, — тема девы Февронии.

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

ДЕЙСТВИЕ IV

История создания

Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии. Этот образ занял центральное место в либретто В. И. Бельского (1866—1946). К сочинению музыки композитор приступил в начале 1903 года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена. Первое представление состоялось 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Перед зрителем проходит галерея ярких национальных типов, небывало новых на оперной сцене. Такова Феврония — идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной и бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Ей резко противопоставлен потрясающий своей драматичностью и жизненной правдой образ Кутерьмы — человека морально сломленного, раздавленного нищетой. По своей социально-обличительной силе этот образ не имеет равных в мировой оперной литературе. Трагические судьбы главных героев показаны в нераздельной связи с судьбой народа, переживающего тяжкую годину татарского нашествия, на фоне картин русской природы, народного быта, патриотической борьбы с безжалостным врагом. В соответствии с содержанием народных легенд, наряду с реальными в опере возникают волшебные картины райской природы и чудесно преображенного града Китежа.

Второй акт — монументальная историческая фреска, написанная широкой кистью. Скорбная былина Гусляра (пророчество о грядущем бедствии) выдержана в стиле старинного эпического сказа. За ней следует хор, напоминающий народные причитания-плачи. В развитой сцене дается многосторонняя характеристика Гришки Кутерьмы. Перезвоны бубенцов в оркестре, радостные возгласы соединяются в торжественном хоре, приветствующем Февронию. В сцене встречи Февронии и Кутерьмы ее плавным, лирическим, напевным мелодиям резко противопоставлена угловатая, судорожная речь бражника. Вторжение татар знаменует резкий поворот действия; вплоть до конца акта в музыке властвует стихия мрачных красок, угрожающих, жестких звучаний, которыми обрисовано татарское нашествие.

Четвертый акт также состоит из двух картин, связанных вокально-симфоническим антрактом. Первая картина распадается на два больших раздела. В центре первого — Кутерьма. Музыка с огромной трагической силой передает острый душевный разлад человека, теряющего рассудок, дикие видения его галлюцинирующей фантазии. Следующий раздел посвящен показу чудесного преображения природы. Картина заканчивается светлым лирическим дуэтом.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, 2 арфы, струнные.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, альтовая труба, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, струнные.

История создания

Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Технологическая карта урока музыки в 7 классе..

Предмет: музыка

Класс: 7 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательные (предметные результаты):

формировать и расширять художественный кругозор детей;

расширить знания о музыкальных образах;

учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникших при слушании музыки и просмотре видеофрагмента;

учить раскрывать и сравнивать художественные образы произведения;

учить анализировать музыкальное произведение, выявлять особенности образов добра и зла, различать музыкальные фрагменты на слух;

развивать вокально-хоровые навыки при совместном исполнении песни.

Развивающие (метапредметные результаты):

развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие исторических событий в музыкальном произведении;

развивать эмоциональную отзывчивость (качество эмпатии);

развивать образное мышление;

развивать аудиовизуальное художественное восприятие;

развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные (личностные результаты)

воспитывать любовь к Родине, гордость за её героическое прошлое;

воспитывать музыкальный вкус;

воспитывать нравственные качества школьников.

наблюдение за музыкой, размышление о музыке;

метод интеграции искусств,

метод эмоциональной драматургии;

метод жизненных ассоциаций;

метод музыкальных обобщений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая

структура урока

Деятельность

Деятельность

Задания для

к достижению

планируемых

результатов

Планируемые

предметные результаты

Организационный момент

Проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку;

Настраивает учащихся на позитивный лад, подбадривает их, напоминает, что они хотят и могут хорошо учиться.

Учащиеся также настраиваются на урок, соглашаются с учителем, что они будут стараться хорошо работать.

С помощью смайликов определить собственное настроение на начало урока.

Настрой обучающихся на познавательную деятельность (коммуникативная компетенция)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Коллективное целеполагание. (учебно-познавательная компетенция).

Распределение по группам

Учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы и выбрать в каждой группе лидера, который в течение урока будет регулировать работу группы и оценивать её в конце урока.

Учащиеся делятся на 4 группы, располагаются за столами и выбирают лидера.

Коммуникативные: Формирование желания и способности каждого ученика к участию и работе в группах.

Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками.

Формирование способности вступать в контакт.

Постановка цели, мотивация

Определяют тему урока, ставят цели и задачи.

Учащиеся выделяют цель – знакомство с новой музыкой. Отмечают, что через знание содержания оперы, слушание фрагментов и разбор произведения, можно добиться поставленной цели.

Умение определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Развитие умений находить общее, отличное, закономерности.

Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока и способов решения задач.

Повторение пройденного материала

предлагает группам задать вопросы классу, исходя из данного перечня музыкальных фрагментов.

Участники групп задают вопросы:

Из каких произведений перечисленные фрагменты?

Что объединяет эти произведения?

Отвечая на вопрос – Из каких произведений перечисленные фрагменты, команды называют эти произведения с помощью теста на карточках. Потом обмениваются и проверяют правильность ответа. Выясняем, какая группа не ошиблась.

(Приложение №1)

Учащиеся также отмечают, что объединяет эти произведения историческая тема, тема борьбы русского народа за свою свободу.

Происходит обобщение уже заложенных знаний.

Вспоминая недавно пройденный материал, учащиеся приходят к выводу, что новый материал является продолжением исторической темы в музыкальном искусстве.

Регулятивные: Осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой деятельности.

Познавательные: Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.

Информационные: умение сравнивать и сопоставлять информацию.

Познавательные: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.

Изучение нового материала

- Сегодня нам предстоит знакомство с этой оперой – легендой. Но прежде вспомните, сколько опер у Римского – Корсакова?

На какие сюжеты писал оперы композитор?

- Почему опера – легенда?

- Сказочные, исторические, опера – былина, по произведениям Гоголя

- В основу положена легенда.

(Приложение №2)

Проверяются знания опер Римского - Корсакова

Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством.

Совместное открытие новых знаний

Среди множества русских легенд яркой поэтичностью отличается легенда о граде Китеже.

- Что лежит в основе легенды?

- Это очень важный момент. Римский-Корсаков сочинил “Сечу” как симфонический антракт между картинами 3-го действия?

- Что значит Симфоническая картина?

- Как вы думаете, почему эта музыка звучит при закрытом занавесе?

- Разве можно создать большое историческое полотно – картину боя в условиях сцены?

–Но прежде, чем мы послушаем, попробуем смоделировать эту музыку.

- Что будет составлять содержание этой картины?

– Какое будет развитие в музыке, как взаимодействуют темы?

- Как композитор может показать эти два непримиримых лагеря – русских и татар?

Учитель наигрывает 3 темы: песню русской дружины “Поднялася с полуночи”,

- Представьте, что вы в театре, занавес закрыт. Каждый зритель и слушатель сам представляет эту картину боя …

На сцене битва русских с татарами не показана. О ней рассказывает музыка.

Композитор сочинил ее потому, что создать большое историческое полотно — картину боя — в условиях сцены было невозможно. Музыка же, благодаря непревзойденному мастерству Римского-Корсакова, с необычайной силой передает весь трагизм ситуации.

Обращаются к раздаточному материалу, изучают его и отвечают на вопросы учителя.

- Борьба русского народа с монголо-татарами.

- С помощью средств музыкальной выразительности композитор заставляет слушателя представить то, что происходит.

- Битва русских и татар.

- Конфликтное развитие, борьба, столкновение.

- Может использовать какие-то народные мелодии.

Дети предполагают, какая тема характеризует русских, а какая татар, и обосновывают свои ответ.

Учащиеся настраиваются на слушание музыки и работу в группах.

1 гр. – Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.

2 гр. – Отвечает на вопросы:

- Какой темп произведения?

- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?

- Как вы определили?

3 гр. – Отвечает на вопросы:

- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?

- Что напоминает ритм музыки?

- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?

- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?

4 гр. - Характеризует музыку русской дружины и татар.

(См. приложение №4)

Команды изучают информацию на карточках о Китеже и делятся интересными фактами с классом дополняя друг друга.

(Приложение №3)

Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории - одноклассников, путем выбора соответствующих средств и языка.

Учебный диалог (коммуникативная компетенция).

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои суждения.

Регулятивные: умение работы с различными источниками информации о музыке.

Познавательные: умение находить главные темы в инструментальном эпизоде.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композитора.

Организация общения на основе развернутой письменной и устной речи со сверстниками.

Личностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения материала

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.

Осмысление и закрепление учебного материала

После прослушивания музыки учитель даёт 3 - 4 минуты на выполнение задания по группам.

Учитель предлагает подвести итоги в группах.

Побуждает к самооценке.

Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценки озвучивает лидер каждой группы.

Коллективное подведение итогов, оценивание работы (учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции).

Формирование способности объективно оценивать соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.

Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций.

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

Осознание личностных смыслов музыкального произведения, понимание его роли в развитии современной музыки.

Исполнение песни

Учитель предлагает спеть песню на выбор из уже знакомых в соответствии с темой урока.

(См. приложение №5)

Ставят вокально – хоровые задачи для хорошего исполнения песни.

Поют песню всем классом. Потом оценивают собственное пение.

Регулятивные: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением песни на уроке.

Рефлексия

Когда-то принцип “Прошедшее в настоящем” провозгласил Мусоргский. В наши дни он обретает несколько иное, более полное звучание: “Прошедшее – в настоящем – ради будущего”.

– Как вы это понимаете?

- Выполнили мы задачи нашего урока?

- Тогда продолжите мою мысль: Я научился …

Учитель предлагает смайликами оценить свою работу на уроке.

Учащиеся продолжают фразы учителя, оценивая свою деятельность на уроке.

Регулятивные: развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира.

Приложение №1

Приложение №2

Вычеркните названия опер, автором которых не является Римский - Корсаков

Сказка о царе Салтане

Ночь перед рождеством

Приложение №3

Легенда о Китеже

В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь, борьба русского народа против татаро – монгольского ига.

Мудрый князь Юрий выстроил город Великий Китеж в Новгородской области.

Построили город в глубине непроходимых лесов и болот, чтобы враг не мог добраться до него.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его.

Китежане узнают, что и на Великий Китеж движется татарское войско. Без борьбы китежане не хотят покориться врагу.

Русские воины поднимаются на защиту родного города. Их было гораздо меньше, чем татар, но они храбро шли в бой: лучше смерть, чем позорный плен. В битве (сече) при реке Керженце вся русская дружина полегла в неравном бою. Путь к городу оказался открыт, враг приближался…

Монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков.

Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны. Татары в ужасе разбежались.

Невидимый сказочный город Китеж якобы существует на дне озера Светлояр, находящегося в Семёновском районе Нижегородской области. Глубина озера - до 30 метров, форма его идеально круглая. Уровень воды в озере одинаковый в любое время года. Вода в озере на удивление чистая и прозрачная. Сведущие люди рассказывают, что под землёй оно связано с Волгой, откуда в него попадают невиданные чудовища. А ещё говорят, что в тихую погоду из-под воды доносится колокольный звон. Люди считают воду озера целебной. По местным поверьям, чтобы вода оставалась чистой, в Светлояре нельзя купаться, а плавать по озеру разрешается только в деревянных лодках местного изготовления.

Приготовьтесь ответить на вопросы:

Что легло в основу легенды о Китеже?

Кто построил Великий Китеж?

Где построили город и почему?

Как поступают китежане, узнав о приближении врага?

Что ожидало монголо-татар у города?

Расскажите об озере Светлояр.

Задание для 1 группы.

- Напишите мини-сочинение о своих впечатлениях от прослушанной музыки.

Задание для 2 группы (ответьте на вопросы)

- Какой темп произведения?

- Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?

- Как вы определили?

Задание для 3 группы (ответьте на вопросы)

- Как начинается картина, темой татар или русской дружины?

- Что напоминает ритм музыки?

- Какая картина возникла у вас, слушая произведение? Что нам изображает музыка?

- Какие два враждебных образа рисует композитор в музыке?

Задание для 4 группы.

- Охарактеризуйте музыку русской дружины и татар.

Используйте в ответах предложенные фразы и выражения.

- грозная, жесткая, стремительная;

- в конце звучит печально, страдальчески надломлено, через нее выражается народное горе, скорбь о погибших войнах

- героическая решимость княжеских воинов в борьбе с врагом, не щадя жизни.

- Взволнованный, напряжённый, суровый, боевой, грозный, драматический.

- Постепенное приближение вражеской конницы.

- Образы татар и русских.

- Ритм скачки, топот конницы.

- Трагическая картина безмолвного поля брани, усыпанного телами погибших.

Читайте также: