Сочинение военное детство приставкин

Обновлено: 07.07.2024

Анатолий Приставкин родился 17 октября 1931 года в Люберцах.

Петр Приставкин, дед, вернувшись в 1905 году из Санкт-Петербурга, рассказывал односельчанам о забастовках, за что власти взяли его под стражу, прислав роту солдат.

Игнат Петрович - отец, работал плотником, краснодеревщиком. Сам мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах.

Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт и воевал 4 года, а мать вскоре умерла от туберкулеза.

Работать Приставкин начал в 12 лет. Анатолий мыл банки на консервном заводе в станице Асиновской, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него почти домом.

Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве. Сначала Анатолий попытался написать пьесу, а позже начал сам писать стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже несколько стихотворений были опубликованы.

Золотая тучка – это чистая душа ребенка. Это видение золотой тучки, заставляющее сердце биться в тревоге – не разобьется ли она о горные вершины?

Повесть получила мировое признание – она была переведена более чем на 30 языков, а сам Анатолий Приставкин стал лауреатом Государственной премии СССР в 1987 году.

Приставкин в интервью рассказывал: «В нашем детском доме работали воспитательницами женщины из дворянских семей. Их бросили на самую черную работу — обслуживать заключенных и беспризорных. И они исподволь заложили в нас то благородство, которое было присуще русскому дворянству. Мы презирали их, обворовывали, били им по рукам крышкой от пианино, когда они пытались нам играть романсы. Но все равно эта музыка проникала в наши души.

Без культуры нормальное поколение воспитать невозможно. Дети кожей должны это впитывать.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией.

Кровью и болью не только на политической карте России, но и в сердцах сотен тысяч российских семей вошла Чечня. Хотя война официально прекращена, но, по мудрому выражению одного из участников этой войны генерала Льва Рохлина, о причинах трагической гибели которого, несмотря на всю гласность, нам до сих пор ничего не известно, Чечня держит на прицеле всю Россию. Война затрагивает не только взрослых, но и детей.

А ведь это было уже в нашей истории. Много раз было. И вспоминается мне повесть Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”,

В центре книги судьба братьев-близнецов Кольки и Сашки. Детдом, в котором живут мальчики, становится для них настоящим адом. Директор не стесняется обворовывать детей, держит своих воспитанников впроголодь, обожает “накрутить” воспитаннику за любую провинность несколько смертельных суток – без завтрака, без обеда, без ужина.

Можно ли удивляться, что главная мечта Кузьменышей – хоть раз в жизни поесть вдосталь? Потому-то так рады ребята переезду на Кавказ, куда их отправляют в самый разгар резни “для

заселения земель чеченцев”. Но радость сменяет смутное ощущение тревоги, страха, когда подходит к концу их долгое, изматывающее, изнурительное путешествие…

Мы знаем, что тягостные предчувствия их оправдались. Итог трагичен: детдом разграблен и разгромлен, Сашка жестоко убит, Кольке, лишь благодаря помощи чеченского мальчика-сироты Архулуза, удается спастись. Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура.

И не всегда взрослые оказываются на высоте, не всегда могут оградить детей от горя и страданий.

Колька так и не может простить невольного предательства воспитательницы Регины Петровны, в самый трудный момент бросившей близнецов… Именем чистого детства в повести “Ночевала тучка золотая” вершится нравственный суд над миром взрослых. И нет прощения тем, кто предал, струсил, унизил…

Книга Приставкина выявляет не только нравственные, психологические, но и общественно-политические истоки человеческих страданий. Корень народных бед – преступный политический произвол Сталина, согнавшего с родной земли целые народы. Горцы отвечают резней, направленной против русских. Льется кровь, гибнут невинные.

Дети порой удерживают взрослых от кровопролития. И, конечно, не враждуют между собой. Кольке и Архулузу нечего делить.

Отношения мальчиков друг к другу – это пример подлинного братства, интернационализма.

Я хочу сказать, что взгляды автора повести глубоко гуманистичны. Если многие взрослые утратили человеческий облик, то, может быть, в детях сохранилось лучшее, доброе? Этой надеждой на очищающую силу детства проникнута вся книга.

Повесть, хотя в ней хватает жестоких сцен, не производит какого-то мрачного впечатления.

Мир дан в основном через восприятие детей, сквозь которое лишь изредка прорывается авторский голос. В этом-то и заключается источник оптимизма, веры в жизнь. Отсюда и многочисленные юмористические сцены – первое восприятие стихотворения “Утес”, купание в серном источнике, концерт художественной самодеятельности…

Отсюда и чувство братства. Колька и Архулуз обретают спасение друг в друге, во взаимной привязанности и любви.. Их находят обнявшимися, в крайней степени дистрофии, психически больными.

В этом эпизоде заключается глубокий символический смысл: детство органически отторгает всякое насилие, отторгает сталинизм.

Кольку и Архулуза так и не удается заставить враждовать друг с другом. А ведь цель-то у коммунистических вождей империи была именно такая – натравить народ на народ…

Да, о многом заставляет задуматься прекрасная книга Анатолия Приставкина, на многое открывает нам глаза. И так хочется, чтобы не лилась больше кровь не только в Чечне, но и в других горячих точках, чтобы не гибли дети и старики, чтобы все взрослые хотя бы на минуту вспомнили себя детьми. И стали добрее!

Цели урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; вникнуть в исторические события 40 г. и проследить судьбу братьев в тяжкие годы войны; рассмотреть роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности; совершенствовать умения и навыки учащихся при анализе эпизода художественного произведения; вызвать эмоциональный отклик у учащихся при анализе повести; развить речь учащихся.

Оборудование: доска с записями, портрет писателя, иллюстрации, тетради, текст.

Забыл я дом арбатский наш, тепло и тишину.
Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну.
Лютей и снежнее зимы не будет никогда.
Эвакуированы мы из детства навсегда.
В. Павлинов (1932 – 1985 гг.)

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? Кто заинтересован в кровопролитии? Кого мы можем обвинить в этом преступлении?

А это люди! Такие же, как мы. Молодые, пожилые, красивые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель Анатолий Приставкин.

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской обл. В 1959 г. окончил Литературный институт им. Горького.

А. Приставкин родом из детства военных лет, где легче было умереть, чем выжить, стать нелюдью легче, чем человеком.

Память же эта была безотрадно горькая. Но писатель не хотел изменить, не искал в ней утешения, не пытался темные стороны уравновесить светлыми. Иными словами, не делал того, на чем настаивали критики, доказывая необходимость соблюдать пропорции, выверенное соотношение между плюсами и минусами. Считалось, будто именно таким образом достигается художественная правда высшей кондиции.

Такова правда. В какой-то степени эта правда относится и к поколению, к которому принадлежит писатель. Оно рано увидело изнанку жизни, но поздно стало её осознавать. Лет через двадцать А. Приставкин начал понимать далёкое происшествие. Однако снова понадобились годы, прежде чем далёкое воспоминание, опять пропущенное через душу, осмысленное взрослым человеком приобретшем писательский опыт, вылилось в драматически напряженную и вместе с тем по-своему трогательную повесть о детдомовцах.

Анатолий Приставкин – не только известный писатель, но и общественный деятель. Он один из тех, кто входил в комиссию по помилованию при президенте России. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда заметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!

(Летом 2008 г. Анатолий Приставкин умер.)

Комментарий учителя

Сегодня мы с вами вникнем в исторические события 40-х годов и проследим судьбу братьев, главных героев повести, в тяжкие годы войны. Рассмотрим роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности. Я думаю, что события, описанные в этом произведении, не оставят вас равнодушными).

3. Беседа с классом по тексту повести

1) Каково ваше мнение, ваша оценка этого произведения?

Повесть потрясла до глубины души. На месте Кузьмёнышей представил себя и своего брата и ужаснулся. Как страшна война! Страшна для взрослых, а особенно для неокрепших детских душ. Неужели кому-то приходит в голову начать войну. Я думаю, что это преступление и таких руководителей государств надо судить.

2) Определите, о каком времени идёт речь в повести? Историческая основа произведения.

3) Расскажите о главных героях повести? Кто они, откуда? Что пришлось испытать им в годы войны? Почему дети стали сиротами?

4) Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные поступки детей?

(Итак, вот они, Сашка и Колька – одно целое. Иногда наивные и добрые, иногда ожесточенные и несчастные. Но всегда они вместе, и им легче, они могут найти поддержку друг в друге, и они сильны своей дружбой, любовью.)

(При ответах на вопросы учитель направляет учащихся на слова, данные на доске)

Словарная работа

  1. Вооруженная борьба между государствами.
  2. Борьба, враждебные отношения с кем-либо.
  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.
  2. Доля, участь.
  3. 3. История существования.
  1. Вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей.
  2. Место, время пребывания эвакуированных.

(Обращение к эпиграфу.)

5) Как же случается, что Сашка и Колька расстаются? Что может разлучить их, таких неразлучных?

Давайте прочтем эпизод, чтобы понять всю жестокость и неотвратимость потери.

4. Чтение и анализ эпизода. (глава 26, окончание)

1. Место эпизода в повести.

2. Выражение авторской позиции.

(Данным эпизодом автор выражает весь ужас и жестокость противостояния народа. Колька ещё не понимает всей неотвратимости происходящего, он делает все машинально, но испуг уже в его душе. События этого эпизода мы видим глазами автора, автор сам является как бы свидетелем всего происходящего и пытается передать состояние Кольки через средства художественной выразительности и синтаксические конструкции.)

- Основной композиционный тип.

- Средства художественной выразительности, синтаксические конструкции.(Эпитеты, градация, сравнение.)

Динамика поведения героя. Автор с первых строк вводит в повесть настороженность, подготавливает читателя к тяжелым событиям.

ОА=ОР – авторское повествование. Рассказчик не назван. ОР отсутствует. Повествование ведется от третьего лица. Все сюжетные линии фокусируются в образе автора и им определяются.

Изображение даётся не только в строгом соответствии с взглядом персонажа, но и в движении (монтажное письмо – меняются кадры).

Страх – движущая сила в повести.

3. Значение эпизода в произведении.

Вопросы по главе 26 (задаются на протяжении анализа эпизода)

-С помощью чего достигается напряжение? (Простые, неосложнённые предложения, использование однородных членов, повторение имён, сравнительные обороты и др. Например, закричал, заорал, завыл (градация))

-Можно ли определить авторскую позицию?

5. Обобщение материала. Итог урока

1. Кто вернул Кольку к жизни? И живой ли он? Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур (чечен.) – просветление, восход.)

3. А есть ли сегодня войны? В чем спасение от них?

(Спасение есть. Оно в детях, которые всегда неизменно добрее и дружнее независимо от национальности, в их стремлении обрести опору в живом существе, не важно, брат ли он тебе по крови или по духу, по судьбе. Если от Кольки и Алхузура будет зависеть мир на земле, они сделают всё для этого.)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Дети и война.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Дети и война - нет более ужасного сближения

противоположных вещей на свете."

Война - одно из самых страшных слов, одна из героических и трагических страниц в истории нашей Родины. Дети войны - это наши бабушки и дедушки. Во время Великой Отечественной им пришлось трудно. Их лучшие детские годы пришлись на время горя и лишений.

Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов, воздушная тревога и "похоронки" с фронта - вот, что запомнили дети.

Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. Многие дети не знали, что такое игрушки. Вместо детских песенок они слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолёты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Они выживали как могли.

Изменила ли война мировоззрение детей? Да. Детям войны рано пришлось становится взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Им приходилось заботиться о своих младших братьях и сёстрах, принимать серьёзные решения, ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, или их уже не было. Часто в 14-15 лет дети уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Самое ужасное и непостижимое в повести - это убийство Сашки, которого нашли со вспоротым животом и початком кукурузы во рту. Нервы Кольки не выдержали и он заболел. На протяжении всей болезни за ним ухаживал чеченский мальчик, в котором впоследствии Колька увидел Сашку. Позже дети породнились и уже не расставались ни на миг.

Но помимо книг, которые рассказывают о трудной жизни людей, есть произведения, в которых говорится о мужестве детей и совершённых ими подвигами. Например, стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста", в котором рассказывается о мальчике, помогавшем найти место, где спрятались немцы. Небольшое по объёму стихотворение даёт полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения и некогда предаваться рассуждениям.

В заключении, я хотела бы вернуться к эпиграфу и сказать ещё раз, что дети и война - две совершенно несовместимые вещи.

Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Мы должны их уважать, ведь им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. Именно они знают о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.


Пример сочинения 2

Ещё одним примером того, как война отнимает детство, может стать судьба, которую пришлось испытать маленькой 11-летней девочке, Тане Савичевой. Этому ребёнку пришлось пережить 2 мучительных года, на протяжении которых она теряла самых близких и родных её сердцу людей.

С учетом того, что члены её семьи умирали, вся ответственность переходила на плечи хрупкого, ещё морально и физически не окрепшего существа. В такой ситуации речи о полноценном детстве быть не может. Тот моральный груз, который пришлось ощутить Тане Савичевой, мгновенно лишил её детства и всех радостей юношества. Так война и погубила всё то непорочное и святое, что можно было ожидать от счастливого детского будущего. Таким образом, военное детство очень страшно как для детей, так и для всего мира в целом.

Оставшиеся моральные потрясения и посттравматические синдромы будут преследовать прошедшего войну на протяжении всей жизни. Это своего рода груз, избавиться от которого не предоставляется возможности. Война лишает ребёнка радости, счастья, беззаботного времяпровождения, а, следовательно, и всего детства в целом. Так давайте же, не допустим таких ошибок вновь. Вырастим не одно поколение, в котором дети будут счастливыми и не испытают на себе тяготы взрослой и трудной жизни раньше положенного времени.


Пример сочинения 3

Чтобы рассказать в сочинении о военном детстве, необходимо сказать, чем отличается военное детство от мирного, вспомнить примеры из литературы, назвать проблемы.

Военное детство - это непростое детство. Дети рано взрослеют, видя ужасы войны. Они иначе смотрят на жизнь и никогда не забудут всего, что пришлось пережить, будь это тяготы, лишения, связанные с войной, картины прошлого, связанные с гибелью людей или родственников.

Люди, которые детьми пережили войну, стали свидетелями многих невзгод: голода, холода, пожаров, бомбежек. Это дети такие же, как все, но им не пришлось играть во дворе и гонять мяч, рисовать мелом на асфальте, ходить в кино, смеяться и радоваться беспечно и беззаботно. Они лишены были своего детства.

Самая кровопролитная - это Великая Отечественная война. Многие еще помнят то время, когда грохотали залпы и орудия, взрывались снаряды, падали бомбы и надо было бежать в бомбоубежище. Сильный голод, страх за себя и близких людей постоянно держали в напряжении.

Какие они дети войны? Это ребята и девчата, которые мало смеялись и привыкли считать хлебные крохи.

Среди детей, взрослеющих во время войны, найдется немало героев, достойных уважения и подражания. Вспоминая литературу, среди произведений есть много о героических подвигах детей. Например, в творчестве Льва Кассиля "У классной доски". Костя Рожков не выдал место нахождения партизан, когда немец допрашивал трех учеников и учительницу, а ударил мучителя, скрылся в окно и позвал на подмогу красноармейцев, тогда немцев взяли и допрашивали.

Можно вспомнить примеры из других произведений или жизни и кино. Сережа Алешков - самый юный участник и герой войны. Его маму убили немцы. Мальчику было всего шесть лет, когда он оказался на войне. Он носил солдатам почту, поднимал боевой дух, однажды помог взять двух гитлеровских солдат с рацией. Был под Сталинградом, прошел с полком до Польши, награжден медалью за боевые заслуги. А после войны поступил в Суворовское училище и служил по его окончанию на благо родине.

Многие дети до шестнадцати лет так или иначе помогали нашим солдатам, партизанам, как могли, проявили себя по-геройски.

Военное детство - это нелегкое и горькое, украденное детство, память об ужасах войны и невзгодах на всю жизнь.


Пример итоговоего сочинения

Это было началом того ужаса, который выпал на долю девочки.

Алёнушку угнетала мысль о том, что она должна ехать в Германию по доброй воле, сама. Зачем? Чтобы родить немца? Любила ли она? Это она не знала.

Для родителей Вилли её приезд был шоком. Алёнушка так и осталась для них чужой. После известия о гибели Вилли на фронте у неё отняли ребёнка, так как это было единственное существо, которое стало для родителей памятью о сыне. Что же испытывает мать, которую лишают любимого чада? Конечно же, опустошение, ощущение потерянной жизни, чувство невосполнимой утраты.

Читайте также: