Савва иванович мамонтов сочинение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Савва Иванович Мамонтов – великий русский меценат

Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит…

А.М. Горький

Абрамцевский чудодейственный воздух так благотворно влиял на меня, что именно в этом уголке земли писались лучшие мои работы.

В.М. Васнецов

Покровительство Саввы Ивановича было для Москвы решающим, а его мнение – наиболее авторитетным.

И.Э. Грабарь

Абрамцево. Небольшая усадьба под Москвой. Места рядом исторические. До Радонежа, родины Сергия Радонежского, до Троице-Сергиевой лавры можно дойти пешком. Всё здесь дышит спокойствием и величием. Тёмный еловый лес, земля, устланная душистой хвоей, пригорки, маленькая извилистая речка Воря с прохладной зеленоватой водой, затенённая густыми кустами. Дорожка поднимается в гору по липовой аллее, и мы попадаем на широкий двор (слайд).

Перед нами скромный дом, обыкновенная мелкопоместная усадьба 19 века. Дважды на протяжении 19 века усадьба эта была одним из центров культурной жизни России (слайд).

После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова Абрамцево пустует. Смолкли горячие споры в её комнатах, не слышно чтения стихов и тихого пения украинских песен.

Спустя 11 лет, весной 1870 года, усадьбу Аксаковых приобрёл строитель ярославской железной дороги, любитель и покровитель искусства и театра, человек необычайной энергии – Савва Иванович Мамонтов.

С этого момента начинается новый период расцвета усадьбы Абрамцево, переданный как бы по эстафете из рук страстного любителя литературы и театра Сергея Тимофеевича Аксакова в руки беззаветно преданного искусству и театру Савве Ивановичу Мамонтову.

Однако именно Мамонтову суждено было стать крупнейшим железнодорожным предпринимателем в России. Сначала его интересы устремляются на юг – он строит Донецкую железную дорогу. Затем открывает путь на север – дорогу на Ярославль, а после и до Архангельска. Он расширяет вагоностроительный завод в Мытищах, покупает Невский завод в Петербурге, задумывается о приобретении уральских заводов и рудников. И всё же, несмотря на непомерную занятость, находит время на посещение музеев и выставок, занятия скульптурой, театром и поддержку друзей-художников.

Постепенно вокруг Мамонтова образуется содружество художников, свободных от каких бы то ни было эстетических догм, вошедших в историю русской культуры под названием Мамонтовского или Абрамцевского кружка.

В Абрамцеве постоянно бывали, подолгу жили, работали И. Репин, В. и А. Васнецовы, М. Антакольский, В. Поленов, В. Серов, К. Коровин, М. Врубель, М. Нестеров и многие другие художники.

В юности Веру пишет М. Врубель – один из самых непонятых художников мамонтовского кружка.

Вера Мамонтова вышла замуж за сына известного славянофила Александра Самарина. До самой его смерти висел в его кабинете портрет кисти Васнецова, чтобы опять вернуться в абрамцевскую красную гостиную…

Каждый вечер в Абрамцеве проходил по-своему. Все обитатели с нетерпением ждали, когда все они соберутся вместе в гостиной абрамцевского дома.

Что предстоит сегодня? Чтение вслух? Или Савва Иванович споёт только что разученный романс? Или затеют спектакль и начнутся репетиции? Могут и проспорить до утра об искусстве.

В начале 1890-х годов в Абрамцеве появляется интересный, ни на кого не похожий художник – М. Врубель. Не признанный большинством, он был угадан, понят Мамонтовым и сделался его очередным увлечением.

Первая частная опера в России рождалась тоже в Абрамцевской красной гостиной.

Вот Поленов, всегда горячо откликающийся на все интересные начинания. Рядом с ним среднего роста с длинными кудрявыми волосами и лукавой улыбкой Репин. Дальше – высокий, худощавый Васнецов, словоохотливый и остроумный, радостно хватающийся за любую возможность творческой работы – будь то декорация, картина, эскиз костюма или чертёж задуманной церкви. Здесь же молодые художники – Серов, Коровин, Остроухов.

Театр был всегдашней любовью Мамонтова. Первые спектакли были поставлены дома, в них участвовали не только художники, музыканты, артисты, но и гости, друзья, родственники Мамонтовых.

Константин Сергеевич Станиславский, которого тогда звали просто Костя Алексеев, родственник, двоюродный брат Елизаветы Григорьевны, тоже часто бывал здесь. Кто бы мог подумать, что скоро он положил начало русского академического театра МХАТ, основоположника системы, которая будет названа его именем.

Пьесы для постановки Мамонтов сочинял сам, иногда дописывал во время репетиций, совмещая одновременно роль автора, режиссёра и актёра. Декорации и костюмы делали художники, особенно в этом преуспевали Коровин, Васнецов и Поленов.

Именно в Мамонтовской опере его талант начал раскрываться по-настоящему, а голос зазвучал в полную силу.

Жизнь в Абрамцеве бурлила, менялся и внешний облик усадьбы и парка. В абрамцевском парке появилось несколько новых построек. В 70-х годах 19 века в русской архитектуре начались попытки создать новый стиль, используя традиции древнего народного творчества. Образцом для этого послужили старинные крестьянские рубленые избы с резными украшениями.

В 1880 г. в Абрамцеве решили построить церковь (слайд). В.Д. Поленовым и В.М. Васнецовым были набросаны эскизы часовен и церквушек, на которых окончательно был принят проект Васнецова, в основе которого лежал древний храм Спаса Нередицы близ Новгорода.

В июле 1882 г. постройка церкви была закончена. В создании иконостаса принимали участие известные художники, но, тем не менее, это был синтез искусств, единство замысла архитектора и художника. Давайте посмотрим на маленькое, скромно стоящее среди берёз и елей однокупольное здание в Абрамцеве. Замысел и орнаменты – Васнецова, росписи – Репина, Поленова, Васнецова, поливная керамика – Поленова, Врубеля, скульптура – Антакольского – и всё это естественно, гармонично, соразмерно.

Может показаться, что судьба благосклонна к Мамонтову. Но нет. Осенью 1899 г. он арестован и посажен в тюрьму. Его колоссальное состояние конфисковано, а личное имущество описано и опечатано. Абрамцево осталось, т.к. было записано на Елизавету Григорьевну. Он стал жертвой скрытых интриг высокопоставленных безжалостных политиков, легко отрекающихся от своих старых друзей.

Министерство финансов назначило ревизию дел Ярославской ж.д., а мамонтов отчитаться не смог. Растраты у него не было. Но просто Мамонтов, никак не ожидавший, что может быть такая недоброжелательная акция, вложил большие средства в неокупившуюся пока ж.д. линию. Числившиеся в наличии суммы на самом деле находились в этом строительстве. В апреле суд оправдал Мамонтова, но всё же блистательная жизнь Саввы Великолепного рухнула, и восстанавливать её не было сил. Он решает посвятить остаток жизни творчеству, организует керамическую мастерскую. В мастерской появляются и старые друзья, правда, далеко не все.

Савва Иванович дожил до революции и умер весной 1918 г. похоронили его в Абрамцевской церкви, построенной руками друзей.

Пришла и нам пора покинуть гостеприимное Абрамцево, которое всегда оставляет в душе тёплый свет и желание непременно вернуться на берега тихой Вори.

Мы уходим отсюда, и оставляем эти леса, широкие поля. Всё также вьётся меж кустов обмелевшая Воря, всё также ходят с этюдниками молодые художники.

Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке Ялуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльные декабристы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном.

Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири — сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семейством в Москву. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства, и в 1853 был возведен в потомственное почетное гражданство.

Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, много занимался дома, учился на юридическом факультете Московского университета. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге.

Но, прослышав об успехах сына, отец срочно отозвал его в Москву, и только этот вызов помешал дебюту русского купца на миланской оперной сцене. Кстати, на коммерции Мамонтова это увлечение не отразилось: вернувшись в Москву, Савва снял здание на Ильинке и открыл собственное дело — торговлю итальянским шелком.

В 1865 году Иван Федорович благословил сына на брак с дочерью купца первой гильдии Лизой Сапожниковой и подарил молодоженам дом на Садово-Спасской. Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России.

Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить дела и заняться лишь скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь.

Савва Мамонтов продолжил славную традицию, с той лишь разницей, что его основные гости, жившие порой месяцами в Абрамцево, — художники, фактически весь цвет русской живописи того времени. Мамонтов хотел, чтобы талантливые живописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Он построил обширную мастерскую, где работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.

В кабинете С.И. Мамонтова. С фотографии 1890-х гг.
Слева направо: сидят — И.Е. Репин, С.И. Мамонтов, М.М. Антокольский;
стоят — В.И. Суриков, К.А. Коровин, В.А. Серов

Строительством железных дорог Савва Мамонтов всерьез занялся в 1869 году, став в 28 лет, после смерти отца, председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги.

Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Кострома вошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильность его расчетов.

После выставки, вместе с С. Витте, Савва Иванович поехал в Мурманский край для осмотра вероятной трассы дороги и поиска дополнительных аргументов в пользу ее прокладки. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани — строить! И строить ее будет Савва Мамонтов!

Идеей открытия художественных выставок на железнодорожных вокзалах Мамонтов увлек и В. Васнецова. Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, Савва Иванович приободрил молодого мастера, переживавшего кризис из-за разрыва с передвижниками, и заказал ему работы для другой своей дороги, Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав 500 верстами пути Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.

Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

И параллельно с этим Савва Великолепный (так называли его друзья-художники, по аналогии с Лоренцо Великолепным, герцогом-меценатом эпохи Возрождения) решил создать… первый в России частный оперный театр.

Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Но у Саввы Ивановича было главное — безукоризненный художественный вкус, развитый до степени подсознательного чутья, интуиции. И этот вкус подсказал Мамонтову, что время старого оперного театра кончилось, что он себя изжил.

В.А. Серов. Девочка с персиками
(портрет дочери С.И. Мамонтова — Веры). 1887 г.

В 1897 году Михаил Врубель написал портрет Саввы Ивановича, вызвавший у Мамонтова и близких ему людей неожиданное и ничем не подкрепленное ощущение предстоящей беды. Впоследствии это врубелевское полотно, полное необъяснимой тревоги, стало расцениваться как пророчество, откровение судьбы, предъявленное миру гением.

11 сентября 1899 года Савва Иванович Мамонтов был арестован. Его обвинили в том, что с помощью целой системы авансов, под заказы подотчетных сумм, а также растрат и подлогов, он перевел из средств правления Московско-Ярославской железной дороги в Невский Механический завод, а оттуда в собственное распоряжение, свыше 10 млн рублей.

На самом деле обстоятельства были следующими. Поднятие заводского дела требовало больших денежных сумм. Ярославская железная дорога, покупавшая на заводах паровозы, рельсы и вагоны, в значительной мере субсидировала их. В 1899 г. Мамонтов сделал, превышавший законную возможность, заем из кассы для покупки железнодорожным обществом всех заводов и объединения всех дел в одно. Он надеялся покрыть заем притоком средств к намечавшейся и утвержденной правительством постройке Петербургско-Вятской линии. Узнав об этом, министр юстиции Н. В. Муравьев оклеветал его и подвел под арест.

Н.В. Харитонов. Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова

И все же этот процесс оказался для Мамонтова фатальным: знаменитый предприниматель, меценат, антрепренер был сокрушен — и материально, и физически, и духовно. Имя Саввы Мамонтова перестало звучать в финансовых кругах как гарантия капитала.

Освободившись от коммерческих дел, Мамонтов поселился в доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организовал там свою керамическую мастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой керамический завод. И хотя изделия не приносили большой прибыли, они завоевывали множество призов на международных и отечественных выставках.

Савва Иванович Мамонтов дожил до весны 1918 года. Похоронили его в Абрамцевской церкви, построенной руками друзей.

Современники говорили, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один — в Мурманске, другой — в Архангельске, третий — в Донецке, а четвертый — в Москве на Театральной площади.

Происхождение и ученические годы Саввы Ивановича Мамонтова. Предпринимательская деятельность Мамонтова и его роль в обществе московского купечества. Роль "Абрамцевского кружка" в развитии творчества. Материальная поддержка Мамонтовым московской оперы.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.10.2016
Размер файла 48,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Савва Иванович Мамонтов

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Из-за эпидемии скарлатины И. Ф. Мамонтов забрал сына в Москву, и Савва вернулся во Вторую гимназию, где учился ранее. Семья переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (Химки). В 1856 году некоторые из получивших амнистию декабристов остановились в доме Мамонтовых.

После переезда в Москву методы воспитания детей в семье несколько изменились. Старшим сыновьям (Федору, Анатолию и Савве) наняли гувернера. Им стал выпускник Дерптского университета Ф.Б. Шпехт, который обучал мальчиков европейским манерам и иностранным языкам. Вместе с тем, в ходу оставались и старые способы - за ослушание или нерадивость детей укладывали на кровать и секли. Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В его дневнике за 1858 год можно найти отзывы о многих спектаклях, по которым можно судить, насколько большую роль играл театр в жизни студента. Образ жизни братьев Мамонтовых, несмотря на их принадлежность к купечеству, сильно отличался от того, как жили другие представители этого класса. Важное место в их жизни занимало искусство, литература, музыка, театр. По воспоминаниям современников Иван Федорович манерами и внешностью больше походил не на купца, а на английского премьера. Надо сказать, что спустя десять-пятнадцать лет Мамонтовы уже прочно закрепились и в Москве, завоевали авторитет и заняли видное место в купеческой среде и в городском управлении.

Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета. Был сторонником либерализма его отец И.Ф.Мамонтов. Переехав из Москвы в Санкт-Петербург был сторонником консерватизма.

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества. По возвращении из-за границы Савва с женой поселились на Садово-Спасской, в доме, который приобрел для них Иван Тимофеевич Мамонтов. В 1860-е годы Иван Тимофеевич тесно сотрудничал с Ф.В. Чижовым, бывшим профессором математики, находившимся в дружеских отношениях с Гоголем, Аксаковым, Поленовым и другими известными представителями искусства и культуры. Приблизительно в это же время Мамонтов начал активно участвовать в общественной жизни.

В 1870 г. Савва Иванович приобрел обширное имение в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры, бывшую дачу писателя С. Т. Аксакова - Абрамцево, и за сравнительно короткое время превратил ее в благоустроенную усадьбу. Были построены больница, школа, мост, плотина на реке Воре, улучшена дорога, сооружены мастерские для художников, церковь и много других зданий, создана оранжерея, разбит прекрасный сад.

В доме Мамонтовых часто звучала музыка. Здесь проходили музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Бетховена, Шумана, Моцарта, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского и других композиторов. Иногда перед гостями выступал сам Савва Тимофеевич, который обладал вокальным талантом. Ставили у Морозовых и домашние спектакли, в одном из которых в 1878 году принимал участие 17-летний К.С. Алексеев, впоследствии известный как Станиславский.

В 1882 году частные театральные труппы были разрешены законодательно, и Мамонтов первым осмелился учредить оперный театр совершенно нового типа. До этого русские оперные постановки были ориентированы на правильное выпевание нот, Савва Иванович же задумал создать на сцене цельное произведение, в котором принимали бы участие на равных певцы, актеры, музыканты и художники. Это была совершенно новая задача, и решать ее пришлось без опоры на опыт.

В труппу Московской частной русской оперы было решено набирать молодых певцов, которые еще не выступали на казенной сцене. В новом театре Мамонтов официально не занимал никаких постов, но он принимал самое активное участие в репетициях, руководил актерами, говорил им, что "опера не есть концерт в костюмах на фоне декораций". Для начала было решено поставить три оперы: "Русалка" А.С. Даргомыжского, "Фауст" Ш. Гуно и "Виндзорские проказницы" О. Николаи. Первый спектакль "Русалка" прошел в январе 1885 года в здании Лианозовского театра. Рисунки для костюмов и декорации создавал художник В.М. Васнецов, декорации писали молодые К.А. Коровин, И.И. Левитан, Н.П. Чехов. Они же оформляли "Фауста" и "Виндзорских проказниц" по эскизам В. Д. Поленова. Именно благодаря Савве Мамонтову появилось понятие "театральный художник". Несмотря на то, что все билеты на премьеру были раскуплены, успеха постановка не имела, и в дальнейшем зрительные места в зале часто оставались пустыми, а в прессе появлялись довольно острые критические заметки.

Много времени и сил пришлось потратить, прежде чем мамонтовская опера стала собирать восторженные отзывы. В 1898 году гастроли мамонтовского театра с успехом прошли в Санкт-Петербурге, после чего была опубликована восторженная статья В.В. Стасова, в которой он высоко оценил роль Мамонтова в развитии русской оперы. Именно благодаря Савве Ивановичу загорелась сценическая звезда Шаляпина, стал известен талант дирижера и композитора Рахманинова, нашла своего слушателя музыка Мусоргского и Римского-Корсакова.

Создание частной оперы и ее дальнейшая материальная поддержка, прежде чем спектакли стали окупаться, нуждалось в крупных и регулярных затратах, можно предполагать, что в первый год основания театра Мамонтов потратил на него около трех миллионов рублей, а ведь на этом его вложения не закончились, и продолжались на протяжении нескольких лет. Надо заметить, что театральное меценатство Мамонтова было совершенно бескорыстным, он не имел никакой выгоды от этого предприятия. Со временем способности, художественный вкус и чутье Мамонтова в творческой среде оценили по достоинству, и по многим вопросам спрашивали у него мнения и света. Например, Станиславский называл Савву Ивановича своим учителем эстетики.

При таком напряженном графике жизни Мамонтову приходилось разрываться между бизнесом и искусством, знакомые находили, что Савва Иванович отлично справляется с самым широким кругом взятых на себя обязательств Все его начинания в культурной и общественной жизни требовали больших финансовых вложений, заработать которые можно было лишь в результате предпринимательской деятельности. Однако Савва Иванович руководствовался не только возможностью получить прибыль, он хотел еще и принести пользу людям. Под его руководством в начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить железнодорожную линию от Вологды до Архангельска, Мамонтов был уверен, что реализация проекта будет способствовать развитию русского Севера. Практическое воплощение этой сложной инженерно-хозяйственной задачи потребовало увеличения длины железнодорожного полотна почти вдвое, до 1826 верст, что сделало ее одной из самых протяженных в России. Правление общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги назначило С. И. Мамонтова своим председателем, а одним из двух директоров стал его брат Николай.

В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много. Параллельно со строительством архангельской ветки Савва Иванович приступил к воплощению грандиозного проекта, целью которого было создание крупного промышленного объединения. После того как в 1890 г. Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Мамонтов решил вложить вырученные средства в приобретение механических мастерских и заводов. Предполагалось, что вновь приобретенные предприятия позволят не зависеть от сторонних, большей частью заграничных, поставщиков железнодорожного оборудования и подвижного состава.

Для воплощения в жизнь задуманных планов по переоснащению заводов требовались огромные финансовые вложения. Слабым местом комбинации явилось то, что у Мамонтова не было надежного источника кредитования и он начал субсидировать промышленные предприятия из кассы Северной дороги. Но вскоре и этого оказалось мало. Петербургские финансисты все это время внимательно следили за деятельностью московского промышленника, пытавшегося занять на железнодорожном рынке независимое положение. После того как были исчерпаны все возможности в изыскании необходимых средств, Савва Иванович, по совету министра финансов России С. Ю. Витте, обратился к банкирам.Так в дело создания железнодорожного концерна Мамонтова вошел еще один участник - директор Петербургского международного коммерческого банка А. Ю. Ротштейн. Этот банкир был доверенным лицом Витте и имел многочисленные связи в европейских финансовых центрах. Безвыходное положение заставило С. И. Мамонтова пойти на рискованный шаг. В августе 1898 г. он продал 1650 акций Северной дороги Международному банку и одновременно получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежавших его семье.

По сути дела, на карту было поставлено все его состояние. Тем не менее принятые меры не привели к желаемому результату и в конце июля 1899 г. правление Московско-Ярославско-Архангельской дороги во главе с председателем ушло в отставку. Вскоре Савва Иванович был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, а на все его имущество был наложен арест. Кредиторы предъявили ко взысканию долговые обязательства и потребовали продажи дома семьи Мамонтовых на Спасской-Садовой со всеми художественными ценностями.

Сравнительно редко теперь появлялся Мамонтов на людях, жил замкнуто, общался с узким кругом родных и друзей. Потеряв многое, он сохранил до конца дней любовь к искусству, к людям этого мира. Старые друзья его не забывали. В. А. Серов, В. М. Васнецов, А. Коровин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, Ф. И. Шаляпин и другие мастера российской культуры часто навещали опального мецената.

1.Савва Мамонтов: [Книга-альбом] / Автор-составитель Е. Арензон. М.: Русская книга, 1995. 239 с. (России славные имена). 10 000 экз.

2.Арензон Евгений. Мамонтов. Искусство и железные дороги. М.: Генеральный директор, 2011. 240 с. (Великие российские предприниматели). 1000 экз..

3. Бахревский В.А. Савва Мамонтов 2000г.1000 экз.

4. Лебедев, Антон Вячеславович. Савва Иванович Мамонтов / Антон Лебедев ; [ред. и сост. Я. Е. Смирнов, худож. М. Е. Бороздинский]. Ярославль: Ярослав Мудрый, 2012. 69, [3] с.: ил. (Люди земли Ярославской / ред. и сост. Я. Е. Смирнов ; кн. 2).

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Портрет Мамонтова работы Репина.

История России богата людьми-созидателями, к числу которых по праву относится и один из крупнейших отечественных предпринимателей конца XIX в. Савва Иванович Мамонтов. Его имя неразрывно связано с реализацией выдающегося для своего времени инженерного проекта — строительством железнодорожной магистрали Ярославль — Архангельск.

Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса, высоких нравственных побуждений, он обессмертил свое имя искренним и бескорыстным служением русской культуре. Творческая судьба В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. М. Ипполитова-Иванова, И. И. Левитана, С. В. Рахманинова, И. Е. Репина, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Серова, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина и ряда других великих национальных талантов в той или иной степени переплетена с деятельностью этого купца.




Иван Федорович Мамонтов, занявшись железнодорожным бизнесом, построил одну из первых железных дорог в России (Москва — Сергиев Посад). Когда подрос его сын, Савва, он дал ему начальный капитал.


Портрет работы Репина 1880г.

Савва Мамонтов, энергичный молодой человек, стройный с огромными синими глазами и необыкновенным обаянием, в начале своей жизни был фантастически удачлив. Он вложил деньги в торговлю итальянским шелком, потом, по семейной традиции, обратил внимание на железные дороги и построил магистраль Ярославль — Кострома, которая принесла ему огромную прибыль.

Савва учился в Петербургском горном институте, затем в Московском университете на юридическом факультете. В течение нескольких лет жил в Италии, где изучал живопись и занимался пением.


И. Е. Репин. "Портрет Елизаветы Мамонтовой", 1874 г.

Брак с Елизаветой Сапожниковой, дочерью известного московского купца Григория Григорьевича Сапожникова, еще больше укрепил высокое положение семейства Мамонтовых. Лизе было 17 лет, красавицей ее нельзя было назвать, но девушка была хорошо образованна, увлекалась музыкой и пением, неплохо рисовала. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова . Надо сказать, что супруги всю жизнь разделяли интересы друг друга.

Вскоре жена принесла первенца – Сергея , а спустя год у него появился брат Андрей . Позже к ним добавились еще Всеволод , Вера и Александра .
Имена детям Савва подбирал не по церковному календарю, а со смыслом. Вы его поймете, если сложите в одно слово первые буквы. Возможно, по этой же причине Савва Иванович Мамонтов на Александре и остановился.

С ергей + А ндрей + В севолод + В ера + А лександра = С+А+В+В+А


Дом в Абрамцево.


Мастерская в Абрамцево.

В 1870 году Савва Мамонтов приобрел имение Абрамцево, очень быстро ставшее центром художественной жизни России. Савва Иванович любил приглашать к себе друзей-художников, и они часто и подолгу гостили в Абрамцево.


Пасхальный стол в семье Мамонтовых, 1888 г.

Справа налево: Андрей, Александра, Сергей и Всеволод Мамонтовы. Конец 1880-х



В гостях у Саввы Ивановича Мамонтова . 1889
В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский


Серов .Девочка с персиками.(Вере 12 лет)


Васнецов.Девушка с кленовой веткой.1896г.(Вере21год)

Портреты Верочки Мамонтовой. В. С. Мамонтова (1875–1907), в замужестве Самариной.




Рахманинов и Шаляпин.


Первое представление закончилось провалом, но Савва Иванович не опустил руки, и впоследствии русская опера, переехавшая в помещение на Большой Дмитровке, арендованное у купца Солодовникова, достигла очень высокого уровня. Ставили гениальные оперы Н.А. Римского-Корсакова, а дирижировали — С.В. Рахманинов и М.М. Ипполитов-Иванов.


Шаляпин и Иола Торнаги.

Звездой частной оперы стал Шаляпин, завлеченный чарами выступавшей там Иолы Торнаги. На этой же сцене выступали и зарубежные знаменитости: Адель Борги, Жюль Девойд, Анджело Мазини и др. Способствовали успеху и декорации, выполнявшиеся такими мастерами, как В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель.


Портрет Любатович работы Коровина.

Роль разлучницы сыграла солистка Московской частной оперы Татьяна Спиридоновна Любатович, сестра известных революционерок-народниц Ольги и Веры. Их четвертой сестре — Клавдии Винтер — Савва Иванович доверил антрепризу своей оперы. Но ее некомпетентность и корыстолюбие отпугнули многих служащих театра, ранее способствовавших его успеху.

Оправдание не возместило финансовых убытков: предприниматель был полностью разорен. Когда Мамонтова освободили, его имущество уже было опечатано и распродано. Татьяна Любатович отвернулась от Саввы Ивановича, а ее сестрица Клавдия распродала реквизит и костюмы, а вырученные деньги — несколько десятков тысяч рублей — присвоила.


Гончарный завод .Бутырки.

В небольшом деревянном домике у Бутырской заставы прожил Мамонтов последние годы. Сравнительно редко появлялся он на людях, жил замкнуто, общался с узким кругом родных и друзей. Потеряв многое, он сохранил до конца дней любовь к искусству, к людям этого мира. Старые и новые друзья его не забывали. Приходили В. А. Серов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, Ф. И. Шаляпин и др. Савва Иванович пережил многих своих друзей и близких.

С 1899 года Савве Мамонтову пришлось перенести немало потерь: это и разорение, и разочарование в любви, и смерть детей (в 1899 — любимого сына Андрея, в 1907 — дочери Веры, а в 1915 — старшего сына Сергея), и смерть в 1908 году жены, оставшейся верной ему даже в эти нелегкие годы: она хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала после освобождения. Таким образом, из некогда большой семьи остались только трое: сын Всеволод, дочь Александра и сам Савва.


А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год


Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки - Елизаветой, Сергеем, Юрием.

После продолжительной болезни Савва Иванович Мамонтов скончался в 1918 году и был похоронен у Спасской церкви в Абрамцево. .


Спасская церковь в Абрамцево.


Могилы семьи Мамонтовых.

После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики — всего около 2000 экспонатов. Всеволод Савич Мамонтов стал первым директором Абрамцевского музея.

Внук Саввы Мамонтова в 1918 году уехал из России и жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), а своего сына в память о деде назвал Саввой. Савва II тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, но в меценатстве замечен не был.

В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична.

В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР "О преобразовании музея‑усадьбы, Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".

Читайте также: