Самый модный лозунг теперь и мы все охотно повторяем права человека егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Формулировка и комментарий основной проблемы текста." — Транскрипт:

1 Формулировка и комментарий основной проблемы текста

3 Различайте понятия: Тема текста – это, о чём говорится в тексте - смысловое ядро текста Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

5 Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.

6 Примерный схематический вариант анализа исходного Текст взаимосвязаны Тема Проблема Основная проблема – это та, что стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена авторская позиция. В тексте рассматривается затрагивается поднимается исследуется анализируется проблема (чего?) (Род. падеж) нравственного выбора экологии добра и зла и т. д.

7 Автором проблема может быть поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута поднята сформулирована исследована проанализирована

8 Способы выражения проблемы в текстах разных стилей Публицистический стиль Художественный стиль Проблема выражается тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац) Проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей поведения и т. д.

10 Тема: текст рассказывает о самоограничении Автор рассуждает о В какой части текста говорится об этом? том, как сделать, чтобы не нарушались права человека и о том, что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение

11 9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

12 Формулируем проблему В виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) исследуется в данном тексте В тексте исследуется проблема (чего?) добровольного сознательного самоограничения. В виде вопроса Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А. Солженицын. (Или: Что даёт человеку добровольное сознательное самоограничение?)

13 Прокомментировать основную проблему поможет, например, такой план: Публицистический стиль Художественный стиль 1. К какой категории относится избранная автором проблема? 2. Интересна ли она читателю и почему? 3. Насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)? 4. Что делает её злободневной? 5. Типична она или нет? 6. Каково её место среди актуальных проблем времени? 7. Традиционна эта проблема или нова? 8. Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? 9. Если нова, то что стало причиной её появления? 10. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме (эмоциональный план, своеобразие трактовки, яркие языковые средства выразительности и т. д.)? 11. О чём заставляет задуматься эта проблема? 12. К каким выводам приходит читатель? 1. Почему автор предпочёл именно эту проблему? 2. Актуальна ли она? 3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы? 4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает? 5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван? 6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали? 7. К каким выводам автор приходит?

14 Работа по тексту А. Жуховицкого Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.

15 Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов- милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало. Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет! Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности. Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка. Проблема Кавказа сейчас стоит наиболее остро. Ей посвящены многие ужасные книги и фильмы, рассказы. Главной проблемой текста стала обида несчастного избитого человека. Это в небе он – испытатель! А на земле мы все подопытные кролики. Вот в чём проблема. Статья поднимает проблему нашей собственной вины. Эта проблема сегодня очень актуальна, потому что нельзя сопротивляться, когда бьют. А надо показывать паспорт и удостоверение Героя России. Я уверена, что автор ставит на щит проблему большой удачи нашей страны от понаехавших артистов.

18 Самая основная проблема Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий? Что так тревожит писателя? Ему не даёт покоя проблема межнациональной розни. Или Проблема обострившихся межнациональных отношений; проблема национализма.

19 Комментарий проблемы К какой категории можно отнести эту проблему? Какая это проблема. Дадим ей определение: …. Почему вы выбрали именно это определение? Что приводит к подобным страшным событиям? Чем опасны националисты? Почему для России эта проблема особенно актуальна?

20 Комментарий проблемы Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? Традиционна ли эта проблема? Кто из писателей, публицистов обращался к ней? Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?

22 Речевые обороты-помощники: Проблема может заставить читателя глубоко задуматься серьёзно размышлять рассуждать вместе с автором лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.) серьёзнее относиться к … переосмыслить своё отношение к … по-новому посмотреть на … критичнее относиться к … обратиться к примерам из собственной жизни (литературы) поделиться мыслями о … развивать мысль о … оценить истинный масштаб чего- либо… оценить собственную позицию… открыто выразить своё отношение к … заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.) заняться её глубоким изучением с горечью понять, что … иронично относиться к … отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие) испытать потребность в чём-либо и т. п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подойдет для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.

Слово учителя. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

Самостоятельное чтение текста.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя. Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя. Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) (Р.п.: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)


формулируется


проблема (чего?) (родит. падеж):

интеллигентности и т.д.

Задание: Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя. Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

что стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается;

по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание: Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

В этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия интеллигентности.

Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя. На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

-тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

-в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока : урок-практикум.

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

( Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).

В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.

Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .

Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

Самостоятельное чтение текста.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)

проблема (чего?) (родит. падеж):

интеллигентности и т.д.

Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

что стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается;

по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

В этом тексте автор затрагивает проблему определения понятия интеллигентности.

Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

-тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

-в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Формулировка и комментарий основной проблемы текста. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Различайте понятия: Тема текста – это, о чём говорится в тексте - смысловое ядро текста Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте. Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста её толкование.

Автором проблема может быть • поставлена • изложена • рассмотрена • выдвинута • затронута • поднята • сформулирована • исследована • проанализирована

Тема: текст рассказывает о самоограничении Автор рассуждает о В какой части текста говорится об этом?

9)Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было все долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутности его души.

Формулируем проблему В виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) исследуется в данном тексте

Работа по тексту А. Жуховицкого Самостоятельная работа. Задание: прочтите текст и сформулируйте основную проблему статьи.

Проанализируйте формулировки проблем и исправьте ошибки Автор поставил перед нами проблему наглости сержантов-милиционеров, которые лупят дубинками кого ни попадя по чему попало. Проблема этого текста такая: если милиционеры будут бить, а ты будешь молчать, то скоро нас не станет! Жуковицкий рассматривает проблему того, что Герой России – лицо кавказской национальности. Проблема нерусских имён и фамилий всегда вызывала настороженность у охранников порядка.

Самая основная проблема Из-за чего так незаслуженно пострадал Герой России? Как на этот вопрос отвечает Л. Жуховицкий? Что так тревожит писателя?

Комментарий проблемы К какой категории можно отнести эту проблему? Какая это проблема. Дадим ей определение: …. Почему вы выбрали именно это определение? Что приводит к подобным страшным событиям? Чем опасны националисты? Почему для России эта проблема особенно актуальна?

Комментарий проблемы Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? Традиционна ли эта проблема? Кто из писателей, публицистов обращался к ней? Как Жуховицкий заостряет внимание читателей на этой проблеме?

Речевые обороты-помощники: Проблема может заставить читателя • глубоко задуматься • серьёзно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т. п.) • серьёзнее относиться к … • переосмыслить своё отношение к … • по-новому посмотреть на … • критичнее относиться к … • обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

Презентация на тему Формулировка и комментарий основной проблемы текста доступна для скачивания ниже:

3. 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста

Проблема — вопрос, который интересует автора
исходного текста и вызывает его раздумья и
размышления.
Тема – то, о чем говорится в тексте.
Например:
Тема – война, проблема – подвиг женщины на войне

О чём?
Какие вопросы рассматривает автор?
• Над каким вопросом автор рассуждает больше
всего?
• Зачем автор написал текст?
• Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?
22.09.2019

5. Алгоритм выявления проблемы произведения

Проанализируйте
поступки, речь героев
Определите, какие
качества проявляются в
этих поступках
Какие абстрактные
существительные
называют эти
качества(долг, честь,
эгоизм
Сформулируйте проблему,
используя ключевые
слова
Выявите основную мысль
текста
Запишите ее в виде
законченного предложения
Определите, на какой вопрос
отвечает это предложение
Запишите этот вопрос,
который и является
проблемой

6. Ещё приём для выявления проблемы

Определение проблемы
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом
содержание текста касается каждого человека, всего
человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в
тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п.
– это иллюстрация, частный случай, пример проявления какойлибо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать
проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай,
рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

8. Определение проблемы

Довольно часто в тексте рассматривается
сразу несколько проблем. Какую из них
выбрать для комментария и положить в
основу сочинения? Рекомендуется
сосредоточиться на проблеме, которая
· находится в центре внимания автора, а
не упоминается вскользь, т.е. является
главной, а не второстепенной; которой
автор больше всего уделяет внимание

10. Как определить проблему текста ?

Важно обратить внимание на начало и конец
текста, потому что они всегда являются
сильными позициями.
В публицистическом тексте проблема может
быть прямо сформулирована вопросом.
В художественном тексте нужно научиться
читать между строк, а потому особое
внимание уделить финалу, даже если
кажется, что текст не окончен.

12. Персонажи текста:

Цветок = воплощение внешней и внутренней красоты
необыкновенной
красоты
удивительной
красоты
чудное творение
цветок
ждал, когда отдадут
дань
Попытался объяснить,
что заслуживает
восхищения

13. Персонажи текста:

Люди = за внешней красотой не видят сути
Восхищались,
ослепленные
красотой
Не увидели
главного
По
бестолковости
своей
люди
Не отнеслись с
благодарностью
Не услышали его

За именем великим нужно уметь
разглядеть тех, без которых не было бы
ни имени, ни славы.
уметь
разглядеть
отдать дань
автор
увидеть главное
отнестись с
благодарностью

Определите проблему текста
Определив тему, формулируем проблему текста
(проблема текста - вопрос, над которым задумывается
автор). Проблема предложенного текста может быть
сформулирована так:
Почему люди не умеют быть
благодарными?

17. Как сформулировать проблему?

18. Способы формулирования проблемы

Вспомогательные клише для вопроса или
цитаты
Почему люди не умеют быть благодарными?
1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
2. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор
текста
3. …? Такова проблема, которая привлекла внимание автора
текста
4…? Именно этот вопрос возникает при чтении текста NN
5. …? Эта проблема не может оставить равнодушным
современного человека
6. …? Именно этой сложной проблеме посвящён текст
писателя N.

Вспомогательные клише
Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная,
злободневная, научная, межнациональная,
неразрешимая, до боли знакомая, вечная,
наболевшая, мучительная, животрепещущая,
первоочередная, неразрешимая, общественно
значимая, острая, важная, серьёзная, спорная…

ПРОБЛЕМА
Типы
проблем
философские
социальные
Общие
вопросы
Устройство
И
Жизнь
общества
политические
Деятельность
Гос. власти
нравственные экологические
Духовная
Жизнь
человека
эстетические
Взаимодействие
Восприятие
Человека
Человеком
И
прекрасного
природы

22. Если формулируете проблему в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться.
Почему важно .
Почему нужно .
Что такое .
Для чего нужно.
Для чего нужен (-на, -ны) .
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое.
Что важнее: _ или _?
Что необходимо.
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (-ое, -ый).
Что значит .

Второй способ формулировки
в виде чёткого и лаконичного
предложения: проблема (чего?) (Р.п.: воспитания,
одиночества, мужества, стойкости и т.п.)
поднимается в данном тексте;
не всегда возможно сформулировать проблему в
дух словах (проблема влияния детства на
формирование жизненной позиции человека;
проблема нравственного выбора человека в
экстремальной жизненной ситуации).

Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор текста (фамилия, инициалы)
размышляет над проблемой(чего?)…
Автор текста (фамилия, инициалы)
предлагает своим читателям задуматься
над проблемой(чего)…
В центре внимания автора текста
(фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
Предложенный для анализа текст(Ф.И.О.
автора в Р.п.)посвящен проблеме…
Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня
задуматься над сложной проблемой…

Вспомогательные клише для формулировки
своими словами
Автор (что делает?) размышляет, затрагивает,
анализирует, излагает, выдвигает, подробно
останавливается.
В тексте – ставится, излагается, выдвигается,
исследуется, поднимается, рассматривается,
затрагивается, анализируется, формулируется
Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко
задуматься, серьезно отнестись к. по-иному
посмотреть на. с горечью понять.
Проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет решения
Текст (ФИО автора) заставил меня задуматься над
сложной проблемой ….

26. Если формулируете со словом проблема, то вам помогут слова в Р.п. :

- отношение
- взаимоотношения
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
- проявление …
• Коснуться какой-либо проблемы.
• Уделить внимание какой-либо
проблеме.
• Над какой-либо проблемой
думать, работать.
• Какая-либо проблема возникает,
встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет
решения.
• Поставить, выдвинуть,
рассмотреть, изложить, обсудить,
разрешить какую-либо проблему.

27. Типичные ошибки в формулировках

Определите проблему данного текста
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё
умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему
было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом
самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных.
(11)Человеческая же свобода включает добровольное
самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда
должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы
удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь
передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и
нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его
души.
(По А.И. Солженицыну)

30. Определяем тему и проблему данного текста

Сформулируйте основную мысль автора в
виде законченного предложения
Только добровольное сознательное самоограничение
позволит человеку не нарушать права других людей
Сформулируйте вопрос
Что можно сделать, чтобы в обществе не нарушались
права человека?
Сформулируйте проблему
В тексте исследуется проблема добровольного
сознательного самоограничения (как основного условия
существования правового общества)

31. Типичные ошибки в формулировании проблемы

Автор текста размышляет над
Автор текста размышляет над
проблемой о национальных конфликтах проблемой национальных конфликтов
Кому выгодно разжигание
национальных розней? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
Кому выгодно разжигание
национальной розни? Над этой
проблемой рассуждает Ю.Лотман.
В тексте поднимается проблема
национализма народов
В тексте поднимается проблема
межнациональной вражды
Ю.Лотман ставит читателю проблему
национальных конфликтов.
Ю.Лотман предлагает читателю
задуматься над проблемой
межнациональных конфликтов.
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать расовой дискриминации?
Автор текста предлагает задуматься
над следующей проблемой: можно ли
избежать межнациональных
конфликтов?

32. К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие.

1. В чем опасность
политики
национализма?
2. Можно ли избежать
социальной
несправедливости?
3. В чем смысл
человеческой жизни?
4. Нужно ли заботиться об
окружающих людях?
5. Имеет ли право человек
вмешиваться в жизнь
природы?
А .Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная

33. Выберите правильную проблему

Человек выделился как человек в
процессе познания природы. Познавая
ее, он осуществлял себя как мыслящее,
творящее существо. Познание
доставляло подлинное удовлетворение.
Именно удовлетворение, полное,
гармоничное, может быть, потому, что
познание природы есть приобщение к
ней и к вечности. И потому, что
познание происходит через творчество,
человек открывает новое, создает. Он
творец. Он создатель, он бог,
человечество было сформировано не
императорами, жрецами, а теми, кто
создал топор, колесо, самолет, кто
нашел злаки, кто следил за звездами,
кто открыл железо, радиоволны.
1. Что такое
гармония?
2. Какова роль
познания в
процессе развития
человека?
3. Каковы границы
познания
окружающего
мира?
4. Каковы
перспективы
технического
прогресса?

34. Сформулируйте и запишите проблему

35. Проблемы, рассматриваемые в тексте:

Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над
этой проблемой размышляет автор текста.
С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему
антагонизма между чувствами и разумом.
Что такое интеллигентность? Эту важную проблему
поднимает автор.
В этом тексте автор затрагивает проблему
определения понятия интеллигентности.
Нужна ли интеллигентность в современном обществе?
Эту непростую проблему исследует автор текста.
В этом тексте анализируется проблема
необходимости интеллигентности в современном
обществе.

36. Основная проблема

37. Сформулируйте и запишите проблему

(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь:
ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с
постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй,
с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл,
капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари,
поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на
лужах - всё это не любование природой, а жизнь. (4)В современном
журнале читаем: (5)«Если человек длительное время находится в
автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость,
теряется аппетит, снижается работоспособность. (6)Почему это
происходит? (7)Результаты опытов, проведённых над животными и
людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и
настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8)В
кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость
электрического поля заметно меньше, чем в окружающем
пространстве

38. Сформулируйте и запишите проблему

В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются:
вылитый отец! И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить,
на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные
металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чёмнибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится
Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит
пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже
научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для
себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые
Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)

39. Сформулируйте и запишите проблему

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из
громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение
старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном
убогом крестьянском семействе, принявшем сиротплемянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши
гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть,
похлебку посолить…
- А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
(по И.С.Тургеневу)

40. Проблема в публицистике

-тезисно, открыто в одном
предложении текста или одном
фрагменте текста;
-в нескольких суждениях автора, в
разных фрагментах текста (чаще всего
в начале и в финале текста; иногда ей
посвящён основной абзац).

Читайте также: