Сахарный ребенок ольга громова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

выяснить историю создания произведений и установить реальные факты, побудившие О. Громову и Д. Грина к творчеству;

изучить восприятие романов аудиторией читателей в Интернете, понять, что именно привлекает современных читателей в названных книгах.

Место жительства автора и прототипа главной героини – город Москва. Они были соседками, но познакомились, когда С. Н. Дуброва, будучи неравнодушным и деятельным человеком, организовала сбор вещей для пострадавших от землетрясения в Армении. Люди приносили в квартиру Дубровой одежду и посуду, а она разбирала вещи, подготавливала их к дальнейшей транспортировке. Ольга Константиновна Громова решила помочь соседке в этом деле. Затем знакомство переросло в крепкую дружбу.

Автор подчёркивает, что история тяжело больной девушки Хэйзел Грейс абсолютно вымышленная, но у героини существует реальный прототип. Это девушка Эстер, страдавшая неизлечимым заболеванием щитовидной железы, ушедшая из жизни в 16 лет. Один из основных уроков, который усвоил автор от общения с этой девушкой, состоит в том, что даже очень короткая жизнь может быть очень богатой и разнообразной.

Также Джон Грин в определённый момент жизни работал в детском онкологическом госпитале и видел людей в самый пик их страданий, когда уже ничего другого не оставалось, как только ждать смерти. Он говорит, что общение с Эстер открыло ему особенную грань человеческой жизни. Даже безнадежно и сильно больной человек в самые тяжелые минуты болезни все еще жив. Шестнадцатилетняя Эстер рассказала автору о её жизни, где было достаточно и радости, и любви, и подростковых сомнений, страхов. Девушка ушла из жизни в 2010 году. Писателю казалось, что все это крайне несправедливо, но в то же время он отметил для себя с удивлением, что в жизни Эстер было очень много позитивного, интересного. Грин понял, что обязан написать об этом историю. Он так определил творческую задачу – дать людям знать, что есть надежда на нормальную жизнь, даже если ты тяжко болен и знаешь, что жизнь твоя будет очень короткой.

Любовь и мужество в детстве Стеллы Нудольской

Мать часто читала Стелле книги вечером. Девочку с 5 лет учили иностранным языкам. Стелла, знавшая много разных историй, в более старшем возрасте стала хорошей рассказчицей, человеком, который интересен окружающим.

Взрослые в семье Нудольских были образованными людьми и художественно одарёнными. Они прививали девочке любовь к искусству, к музыке и слову. Когда все собирались вместе вечером, родители рассказывали стихи наизусть. Мама играла на пианино и пела вместе с отцом. В семье создавалась тёплая, дружеская атмосфера, чувство единства, душевной близости.

жизнелюбие и стойкость Хейзел Грейс

Главная героиня романа Д. Грина – это 16-летняя Хейзел Грейс, у которой обнаружили неизлечимое заболевание. Болезнь прогрессирует, и когда читатель впервые видит героиню, её жизнь висит на волоске.

Мама настояла, чтобы Хейзел ходила в группу поддержки, где девочка и познакомилась со сверстником Огастусом Уотерсом. Главный герой пришёл на психологический сеанс вместе с другом Айзеком. Огастус несколько лет назад лишился ноги и передвигался с помощью протеза. Героям романа было суждено пережить искреннее глубокое чувство взаимной любви.

Огастус впоследствии тоже начинает интересоваться книгой и использует своё последнее желание от благотворительного фонда Джиннов для неизлечимо больных детей на поездку в Амстердам, к писателю Ван Хаутену. Он отваживается написать автору романа и получает от него ответ и приглашение приехать в Амстердам. Герои отправляются туда вместе, сопровождает их мама Хейзел. Во время перелёта в Амстердам Гас радовался как маленький ребёнок, а Хейзел была счастлива за него. Героиня умеет сопереживать и искренне радоваться вместе с тем, кто рядом. Улыбка любимого человека делает её счастливой.

Тем не менее дружба героев превращается в первую влюблённость. В книге показано взаимное чувство. Героям интересно разговаривать друг в другом, они хотят сделать друг другу хорошо, поддержать словом и поступком, порадовать. Они разделяют интересы друг друга: игры, книги, совместное путешествие.

Не смотря на эту неприятную ситуацию, остальные дни в Амстердаме прошли очень хорошо. Гасу и Хейзел было весело друг с другом. Когда читаешь книгу, надеешься на счастливый финал. На там же, в городе мечты, Хейзел узнаёт, что болезнь Огастуса прогрессирует и он почти умирает.

Одним из самых запоминающихся эпизодов в книге является момент, когда ребята, сопровождаемые помощницей писателя, поднимаются по множеству ступенек в Музей Анны Франк, еврейской девочки, пострадавшей от фашистского террора. Для Хейзел это трудно. Она везде возит за собой тележку с кислородным баллоном. Девушка поднимается по ступенькам, и воздуха ей не хватает. Зато Музей производит на ребят очень сильное впечатление. Аудиозаписи дневника Анны Франк звучат для посетителей. Это слова о том, что девочка по-прежнему, несмотря ни на что верит в человеческую доброту, что красота мира становится особенно ценной в трудные времена, что жизнь продолжится вопреки всему. Д. Грин, в свою очередь, говорит читателю, что во всём есть смысл – даже в трудных временах, даже в страдании. И нужно иметь мужество пройти этот путь до конца.

Когда герой ушёл из жизни, Хейзел очень переживала и сильно скучала по нему. Но и в этой ситуации девушка, страдая и плача, проявила внутреннюю стойкость. Она старалась пережить это самостоятельно, не ища жалости к себе ни со стороны приятелей, ни со стороны взрослых. В мыслях она сильно возмущалась, почему люди, которые редко с ним общались или вообще не общались, пишут в сети горестные слова и сочувствуют. Это для неё было непонятно и возмутительно, потому что эти люди говорили красивые слова, но не совершали нужных поступков.

Романы С. Нудольской и Д. Грина в восприятии читателей

Эти произведения являются достойными образцами новейшей литературы. Они могут быть включены в круг чтения современных подростков.

У современных читателей оказывается востребованным герой, который достойно преодолевает не зависящие от него обстоятельства их личной судьбы. Героини обеих книг оказываются на грани жизни и смерти, при этом они сохраняют способность анализировать происходящее с ними, не поддаваться отчаянью. Стеллу Нудольскую и Хейзел Ланкастер судьба испытывает на прочность. Их поддерживают родители, но каждая из девочек проявляет и собственное мужество. Когда в моменты страданий героини обнаруживают их лучшие качества, это выглядит очень естественно. Их сила в умении принять обстоятельства, следовать нравственному чутью, доверяя самим себе, в умении не зацикливаться на личных переживаниях, а внимательно относиться к близким и помогать делом тем людям, которые в этом нуждаются. По мысли современных авторов Д. Грина и О. Громовой, человеческое достоинство и теплота отношений – вот что помогает человеку выжить в любых обстоятельствах и сохранить интерес к жизни.

Список источников и литературы:

Грин Дж. Виноваты звёзды. М., 2016.

Громова О. К. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. М., 2016.

Электронные ресурсы:

Словари и справочники:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 2010.

1 Не позволяй себе бояться. Как это было на самом деле // Громова О. К. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. М., 2016. – С. 154.



Роман "Сахарный ребенок", краткое содержание которого приведено в этой статье, это произведение писательницы Громовой. По сути, это документальная книга, написанная со слов реального персонажа, маленькой девочки Стеллы. Ее детство пришлось на тяжелые времена в Советском Союзе - 30-40-е годы. Книга, написанная в начале 2010 годов, сразу стала бестселлером, завоевав любовь читателей и уважение литературных критиков.

Роман о девочке

сахарный ребенок краткое содержание

Эля оказывается в страшном, неприятном ей мире, где все ей не рады. Отца арестовывают. Его увозят из дома, о дальнейшей судьбе ничего не известно. Все попытки матери девочки пробить чиновничью стену заканчиваются практически ничем. "Враг народа" оказывается в застенках НКВД.

С Элей и матерью тоже обращаются неподобающим образом. Их отправляют в лагерь для членов семей изменников Родины. Для них даже существует специальная неприятная аббревиатура - ЧСИР. Сюда же привозят социально опасных элементов (СОЭ).

Лагерь расположен вдали от их дома - в Киргизии. Незнакомый и тяжелый климат, тяжесть переезда, непростые условия содержания. Все это негативно сказывается на состоянии девочки.

Подростоковый роман

ольга громова

Несмотря на все испытания, которые выпадают на их долю, Эля и ее мама не отчаиваются, не падают духом. Ольга Громова пишет классический подростковый роман, в котором показывает, как родитель даже в критических обстоятельствах должен и может помочь ребенку перенести самые жуткие моменты в жизни.

Мама Эли постоянно шутит, поет песни, читает стихи своей дочери. Они всячески пытаются заботиться друг о друге. Им предстоят болезни и голод, но ничто не заставит их расстаться. "Сахарный ребенок", главным героям которого приходится буквально выживать в сложившихся обстоятельствах, это еще и роман воспитания. Очень увлекательная книга о настоящей любви, а также о том, что такое внутренняя свобода и человеческое достоинство. Свободе, которая может быть в каждом человеке даже в годы репрессий, самое точное определение дает мама Эли. По ее мнению, рабство - это только состояние души. Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом.

Роман "Сахарный ребенок", краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами. В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии "Книгуру", получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина.

Краткое содержание романа

враг народа

Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор. Практически каждый найдет что-то свое в "Сахарном ребенке". Краткое содержание - отличное доказательство этому.

В центре повествования - мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь. Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов. Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека.

Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу. Только он помогает им выжить. Временами автор Ольга Громова описывает просто жуткие эпизоды. Маленькой Эле надзиратель разбивает нос прикладом винтовки за то, что она хотела сорвать тюльпан на клумбе. Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки.

Жизнь после лагеря

громова сахарный ребенок

Далее Громова в "Сахарном ребенке" описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села. Здесь они встречают хороших и добрых людей, которые с пониманием относятся к ситуации, в которой оказались мать и дочь.

Тут живут оседлые киргизы, раскулаченные украинские семьи. Все с уважением относятся к киргизской культуре и языку, что еще больше располагает к ним местных жителей.

Смысл названия романа

сахарный ребенок главные герои

В этой части романа мы узнаем смысл его названия. Киргизы начинают называть Элю "кант бала", что в переводе с их языка означает "сахарный ребенок". Анализ этого произведения лучше всего основывать на самой яркой его главе - "Великое чтение".

В ней рассказывается, как практически каждый вечер все ссыльные, среди которых русские, украинцы, а также местные жители, собираются вместе в одном из бараков. Они рассказывают друг другу истории о своей жизни, пересказывают знаменитые произведения, относящиеся к их культуре, читают стихи, рассказы и повести. Например, Гоголя и Пушкина. Причем нередко в переводе на киргизский.

Эти вечера, чтения за одним столом объединяют всех, живущих в этом селе, в тяжелых, порой, просто невыносимых условиях.

В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.

Для кого эта книга?

история девочки из прошлого века

"Сахарный ребенок" - это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.

К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях. Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине.

По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале. Это история девочки из прошлого века, которая к тому же блестяще проиллюстрирована художником Марией Пастернак. На всем протяжении своей работы она находилась в тесном контакте с автором. Поэтому ей удалось все изобразить максимально приближенно к тому, как это представляла писательница, когда создавала свое произведение.

Писательница Громова

Автор романа "Сахарный ребенок", тему которого можно определить как любовь к близким и сохранение человеческого достоинства, в обычной жизни работает главным редактором журнала "Библиотека в школе". Поэтому она отлично знает, с какими произведениями детской литературы сегодня сталкиваются ученики, какая современная детская литература появляется на прилавках магазинов и книжных полках в библиотеках.

стелла нудольская

При этом, чтобы создать такое произведение, ей потребовалась определенная смелость. Ведь тема сталинских запретов ранее практически не поднималась на страницах произведений детской литературы, негласно на нее было наложено табу.

Роман воспитания

При этом книга Громовой продолжает российскую и советскую традицию романов воспитания. Они обязательно должны присутствовать в домашней библиотеке каждого подростка. Ведь такие книги позволяют разобраться во внутренних проблемах, узнать подробности истории своей страны, пусть не самые приятные, осознать основные нравственные правила, которых следует придерживаться всю жизнь.

Раньше такими обязательными к прочтению произведениями были "Неточка Незванова" Достоевского, трилогия Льва Николаевича Толстого про взросление, романы Катаева и Осеевой. Сегодня им на смену приходят книги современных авторов. "Сахарный ребенок" один из самых удачных примеров чтения для нового современного поколения.

Прототипы главных героев

Еще одно достоинство этого романа состоит в том, что все, о чем говорится на страницах "Сахарного ребенка", не выдумка. Книга биографична. Она написана на основе воспоминаний Стеллы Нудольской. Именно она является прототипом главной героини - девочки Эли.

Как иронично отмечает автор на страницах романа, ее родители действительно были социально опасными элементами. По крайней мере, так в то время часто оценивались факты из биографии, которые были у родителей Эли. И у Стеллы мама и папа имели высшее образование, владели сразу несколькими иностранными языками, в свободное время рисовали, играли на музыкальных инструментах. У них была завидная родословная. Дедушка Эли - столбовой дворянин, который работал на Тульском оружейном заводе.

Таким образом, получается, что эта книга единственная, которая повествует о сталинских репрессиях и при этом адресована детям.

Нудольская, ставшая прототипом для этого романа, также писала собственную документальную биографию. Она получила название "Не позволяй себе бояться". Однако для детского произведения такое название, конечно, не подходило. Поэтому роман и решено было назвать "Сахарный ребенок".

Для Громовой издание этой книги было принципиальным вопросом. Она пообещала это сделать своей подруге Нудольской, которая умерла задолго до того, как это произведение увидело свет.

Знакомство Громовой с Нудольской

Громова познакомилась с Нудольской, когда они были соседями по коммунальной квартире, еще в Советском Союзе. Писательница описывает женщину, ставшую прототипом для ее будущего произведения, как одинокого, но сильного человека. Когда они познакомились, Нудольская жила одна. Муж ее умер, а сын работал вдалеке от Москвы. Несмотря на все бытовые и жизненные трудности, она находила в себе силы вести активный образ жизни. Много читала, специально ходила в клуб ветеранов, где знакомила стариков с литературными новинками. Создала группу для молодых мам, в которой обучала всех желающих шитью и вышиванию.

Громова в своих воспоминаниях описывает разговорчивую женщину с острым умом и деликатным чувством юмора. Она постоянно ей рассказывала о своей жизни в Средней Азии, работе на Чукотском полуострове, о подмосковных школах, в которых училась после войны, когда ей с мамой, наконец, разрешили вернуться из Киргизии. В своих историях Нудольская очень точно и подробно описывала характеры, ситуации, с которыми сталкивалась по жизни, и окружающий мир.

День политзаключенных

Именно от Нудольской Громова узнала, что каждый год 30 октября в Советском Союзе отмечают день политзаключенных. В то время сама эта тема была под запретом. Новая же подруга писательницы была как раз из тех, кто пострадал от политических репрессий.

Однако скоро пришли более свободные времена. Началась перестройка, и Громова с Нудольской стали обрабатывать эти воспоминания и публиковать их в виде очерков в газетах и журналах.

Вскоре с Севера вернулся ее сын. Он был неизлечимо болен и не мог работать так, как раньше. Главной целью жизни Нудольской стала забота о нем, посещение больниц и поликлиник, нужно было добывать необходимые лекарства.

Не сломалась она даже в тот момент, стал образцом стойкости и жизненной силы. И для самой Громовой, и для ее читателей. Потому что образ героини воссоздан в романе весьма реалистично.

Цель работы: показать, каким образом писательница создает в произведении картину эпохи, и понять, что вызывает интерес к событиям, изображенным в повести. Для достижения цели мы определили ряд задач:

2) определить временные рамки действий, которые происходят в повести;

3) познакомиться с историческими событиями, описанными в повести;

4) изучить информацию о книге в сети интернет

5)выяснить, какими средствами писательница создает картины эпохи;

6) доказать, что книга будет интересна моим сверстникам.

Прочитав книгу, я предположила, что без пояснений и изучения исторических событий времени, описанного в книге, моим сверстникам трудно будет её понять. Однако, думаю, что им будет интересно, так как все события, происходящие в повести, показаны глазами ребенка и проблемы, которые поднимает писательница, понятны и нам, детям XXI века.

Работая над анализом книги, я применяла следующие методы: комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико - и историко-литературные категории и т.д.) (по В.Г.Маранцману) [ Методы и приемы изучения художественного произведения : URL ] .

1.1.Сведения об авторе

"Сахарный ребенок" - подростковый роман Ольги Громовой, главного редактора профессионального журнала "Библиотека в школе" (ИД "Первое сентября"). Ольга Громова – современный автор. Родилась 22 ноября 1956 г. в России. Работает в жанрах: биографии и мемуары, детская литература, книги для подростков , современная литература , современная русская литература.

1.2. Краткий обзор повести

Повесть "Сахарный ребенок" записана Ольгой Громовой со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР и СОЭ. Но, несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. "Сахарный ребенок" - это во многом "роман воспитания", история о любви, а еще о том, что такое достоинство и что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: "Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя".

Книга переведена на нидерландский язык, вошла в лонг-лист премии "Книгуру" (2013), была отмечена дипломом им. В.П.Крапивина (2014), вошла в список "Нравится детям Ленинградской области" (2014), шорт-лист "Лучшие российские книги 2014 года: выбор детей" (2015), шорт-лист премии им. Л.Толстого "Ясная Поляна" (2015) и список выдающихся детских книг мира "Белые вороны", составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой (2015) [Громова, 1 ].

Судя по аннотации, книга адресована читателям от 11 до 15 лет. Несмотря на это в ней много непонятного, поэтому она требует, на наш взгляд, комментария с точки зрения места действия и времени, изображенного в ней.

Мы проанализировали текст книги, с точки зрения непонятных исторических понятий, сложносокращенных слов, имен собственных. Таким образом, нам удалось выделить неясные моменты. Большинство из них появляется именно от непонимания исторических реалий периода, показанного в повести.

Прежде чем перейти к анализу повести, необходимо определить, что же такое реалии.

Проведя анализ произведения, мы определили, что основные виды реалий, встречающихся в ней, - исторические, географические и бытовые.

2.2. Географические и бытовые реалии в повести

Мама сказала Масявке, что папа уехал в командировку в Горький. Воображение девочки подсказывает ей, что это название мама придумала, т.к. ей было очень горько. Горький (до 1932 — Нижний Новгород), город, центр Горьковской области РСФСР. Расположен у слияния Волги и Оки.

В ссылке матери Стеллы пришлось работать, несмотря на ее тяжелое заболевание, а девочка проводила дни, бродя по территории лагеря. Внимательный, думающий ребенок, Стелла все запоминала и анализировала.

Саман - на юге: кирпич-сырец из глины с примесью навоза, соломы или каких-н. волокнистых веществ. Женщины делали саман. В Киргизии это самый расхожий строительный материал – необожженный кирпич . [Громова, 34 ]

Юрта - жилище тюркских и монгольских народов. В некотором отдалении стояло множество юрт: там жили киргизы – один из кочевых киргизских родов [Громова, 97 ]

Кизяк - прессованный навоз. | В степных районах на юге и востоке России к. используется как топливо. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. Я научилась собирать кизяк на топливо… [Громова, 104 ]

Читая повесть, погружаешься в действия, происходящие в ней, незнакомые слова не замедляют, а скорее делают события более осязаемыми, помогают представить картины жаркой киргизской степи, женщин, месящих массу для самана, незнакомые блюда.

Таким образом, географические и бытовые реалии придают повести достоверность, что вполне оправдано биографичностью повести: она написана по истории женщины, в детстве прошедшей вместе с мамой испытания концентрационного лагеря.

2.3. Исторические и общественные реалии в повести

Проведя анализ всех непонятных, с нашей точки зрения, связанных с историческим периодом развития страны слов, мы разделили их на две группы: слова и аббревиатуры, связанные с историческими событиями в СССР и слова, создающие национальный колорит.

В повести встречается несколько аббревиатур (сложносокращенных слов).

В лагере в Киргизии мама работает, а девочка в это время предоставлена сама себе. Трудно представить, какие испытания выпадают на долю шестилетнего ребенка: конвойный бьет её прикладом, только за то, что она тянется за ограждение за тюльпаном. Её бьет молодой конвойный за то, что Стелла приблизилась к колючей проволоке ближе, чем на метр.

Начальник НКВД с сочувствием относится к тяжелому положению девочки и ее матери. Кто такой начальник НКВД? Мог ли он в действительности помочь девочке? Конечно, да, т.к. ему подчинялись все, кто работал в службе безопасности СССР.

НКВД - Народный комиссариат внутренних дел [Ушаков, ]. Мы должны были явиться за назначением к начальнику НКВД [Громова, 60 ]

СОЭ - Опасный для общества, вредный в социальном отношении [Ушаков, ]..

ЧСИР - член семьи изменника родины [ Словарь , ]. Мы были приговорены к ссылке как ЧСИР [Громова, 59 ]. Нас удивляет, что люди, не совершившие никаких преступлений, могут быть наказаны. Просто за то, что они являются близкими тому, кто объявлен врагом народа.

Враг народа - п олитический термин, в СССР обозначавший человека, подозреваемого или обвиняемого в антисоветской деятельности. — Ты была совсем маленькая, когда наш папа уехал, помнишь? Он тогда не по своей воле уехал. Его арестовали, обвинили в том, что он враг народа, и отправили в Магадан в лагерь [Громова, 62 ]

Конвойный — КОНВОЙ, я, м. Вооружённый отряд, сопровождающий кого что н. для охраны или предупреждения побега. [Ожегов, ]. К нам подходили двое военных. — Конвой, — тихо шепнула мама, — помни, что я сказала [Громова, 18 ]

Исторические реалии заставляют нас понять дух времени, обратиться к истории страны этого периода. Таким образом, книга становится ценной не только в художественном, но и в историческом плане.

2.4. Опрос о читательских предпочтениях 6классников

Результаты опроса показали, что из 23 опрошенных 7 любит читать книги с незнакомыми словами, т.к. это пополняет словарный запас. 16 – не любит, т. к. это затрудняет чтение и сбивает с понимания сюжета.

Ответ на 4 вопрос показал, что 15 человек с удовольствием прочитали книги, связанные с историей, 8 ребят хотели бы читать произведения о сверстниках.

III . Вечные темы в повести

3.1. Положительные герои на страницах повести

Можем ли мы говорить о том, что это историческое произведение, просто биография человека того времени? На наш взгляд, художественную ценность произведения определяют проблемы, которые автор поднимает. Помимо реальных мест действия и реалий времени в этом произведении затрагиваются многие вечные темы.

Рефреном через всю повесть проходит мысль о том, что хороших людей больше, чем плохих. И события на страницах повести подтверждают это. И в нашей лагерной жизни, и позже я помню только хороших людей – тех, кто хорошо к нам относился, кто нам помогал. Наверное, были и другие, но я их почти совсем не помню. [Громова, 36 ].

Даже страшный начальник НКВД приходит на помощь: — Ты крепко нажаловалась на всех начальнику НКВД, а под конец, говорят, даже накричала на него. Там сейчас такой сыр-бор, дым коромыслом! А нас всех освободили от работы, пока не поправимся. Даже лекарство с собой дали, — показала мама баночку с мазью и порошки. И тут я заметила чисто забинтованные руки, головы, ступни, коленки — у кого что. [Громова, 30 ].

Когда, скитаясь и отчаявшись найти работу, мама Стеллы заболела, девочка вынуждена была просить помощи у страшного Савелия, но он оказался не злым и сердитым, как всем представлялось. И вся его семья пришла на помощь. — Да не убивайся ты так, не голоси! Поправится твоя мамка, обязательно поправится. И никто тут не виноватый — жизня такая. А волосья? Ну чего уж тут — снявши голову, по волосам не плачут. Вот поправится мамка, мы ей волосья-то и покрасим. И опять твоя мамка будет самая красивая. [Громова, 36 ].

Так, с его лёгкой руки, и звали меня потом киргизы: кант бала — сахарный ребёнок. [Громова, 44 ]. И не было в этом отношении национальной вражды, только понимание и сочувствие к людям, оставшимся без крова, изгнанным с родины. Вместе мы учились топить печку, варить мамалыгу, говорить по-киргизски и по-украински. Мама объясняла, что стыдно не знать язык народа, вместе с которым ты живёшь. Не хочешь учить их язык — значит, задаёшься. Мне это было совершенно понятно [Громова, 46 ].

Эту же тему продолжает и сюжетная линия Уляша – Стелла. Уляша – украинка. Она учит Стеллу украинским песням. Пока мы разговаривали с ней и пели, она вышивала там гладью васильки. Синие васильки на светло-сером фоне выглядели необыкновенно красиво. Из этого вышло для меня очень нарядное платьице.

И потом, девочка училась в многонациональном классе, где в дружбе дети не различали национальностей. Таким образом, вместе с проблемой положительного героя рассматривается и проблема дружбы и взаимопомощи.

Итак, автор особое место уделяет теме дружбы, в которой нет ограничений по национальности, возрасту. Есть только умение сочувствовать и прийти на помощь вовремя. Читая повесть, начинаешь искренне верить, что хороших людей, действительно, больше.

3.2. Дети и взрослые. Проблема воспитания в повести О.Громовой

Иногда в жизни героев терпение достигает предела, но мама всегда учит девочку не терять присутствия духа. И это то качество, которое помогает им преодолевать невзгоды. Мама, как всегда, улыбалась, но губы у неё почему-то дрожали. — Ты знаешь, оказывается, здесь нет магазинов — ближайший в Кара-Балты, и еды купить негде. И печку нам с тобой топить пока нечем, но у нас есть целых две лепёшки, и сейчас я разрежу эту тыкву, помоги-ка мне её вынуть. Ну что? Жив-жив, курилка?

— Набрали воздуха, вздохнули, терпим. Всё хорошо. [Громова, 46 ].

Итак, проблеме воспитания, взаимоотношения детей и родителей в повести отводится одно из основных мест. Конечно, это не единственные проблемы, поднятые автором. Встречаются и другие: вера в бога, отношение у ссыльным, проблема власти, предательства, умения отстаивать собственное мнение. Возможно, проблематика повести станет следующей темой исследовательской работы.

Реалии делают произведение достоверным, вечные темы – ценным с точки зрения художественного содержания.

Изобилие слов, обозначающих реалии времени, истории, быта, создает атмосферу, в которой живет главная героиня повести Стелла со своей мамой.

Читая повесть, необходимо постоянно опираться на словари, справочники, учебник истории. Постоянное обращение к справочной литературе помогает нам не только понять повесть, но и заинтересоваться историческими событиями.

В любое время есть в жизни человека место добру, правде, справедливости. Необходимо уважать других людей и всегда верить в то, что в каждом есть что-то хорошее.

Между родителем и ребенком должно присутствовать взаимопонимание, тогда можно преодолеть все невзгоды.

Думаю, в процессе работы над текстом мы достигли цели исследования, выполнив все поставленные задачи.

В дальнейшем хотелось бы познакомиться с другими современными произведениями, рассказывающими о жизни наших сверстников, а книгу О.Громовой обсудить со своими одноклассниками.

Громова Ольга Константиновна. Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. КомпасГид, 2017 г.

Ермакова О.П. Е72 Жизнь российского города в лексике 30—40-х годов XX века : Краткий толковый словарь ушедших и уходящих слов и значений / О.П. Ермакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФлИнта : наука, 2011. — 192 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ с.И. Ожегов; под ред.Проф. Л.И.Скворцова. – Москва: Издательство АСТ: Мир и образование, 2016.

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий в России, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР за №1763/1-1 от 18 октября 1991 года. Об этом периоде истории нашей страны в учебниках истории написано не так уж много, о страшных годах репрессий детям сегодня рассказывают дети-войны, которые жили в то тяжёлое время репрессий

ВложениеРазмер
stsenariy_saharnyy_rebenok.docx 23.83 КБ

Предварительный просмотр:

  • повысить эффективность работы по организации детского и подросткового чтения в современных условиях.
  • развивать читательские, коммуникативные, информационные умения обучающихся.

Ведущий: Добрый день, ребята! 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий в России, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР за №1763/1-1 от 18 октября 1991 года. Об этом периоде истории нашей страны в учебниках истории написано не так уж много, о страшных годах репрессий детям сегодня рассказывают дети-войны, которые жили в то тяжёлое время репрессий.

У нас в гостях член Региональной Общественной Организации «Бурятская Ассоциация жертв политических репрессий)^ Паркина Лариса Савельевна. ( предоставляется слово)

Ведущий: Обратимся к книге. Вот что говорится в аннотации (краткое содержание книги) книги: «Книга Ольги Громовой "Сахарный ребенок" записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. "Сахарный ребенок" - это книга еще и о том, что такое достоинство и, что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: "Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя"

Но прежде несколько слов об авторе (рассказывает ученик)

Вопросы к читательской конференции:

1. Каким было детство Стеллы (Эли)? (Счастливым, радостным, весёлым, легким)

5. Что изменилось в жизни Стеллы с исчезновением папы? (Стало трудно жить, сосед писал доносы на родителей во все инстанции, денег стало мало, исчезли сладости, были проблемы с жильём. Через год Элю с мамой выслали из Москвы. В 1937 кончилось Элино детство, началась другая жизнь).

7. Через какие испытания пришлось пройти Стелла, живя в лагере? (Эля была дома (её дом - яма) одна, как и другие дети, благоустраивала его - копала и утолщала стены. Мама работала с другими женщинами, они делали строительный материал - кирпич 1 саман (. из глины, мелко рубленной соломы и воды)

14.По какой причине Стелле и маме пришлось уехать из Чалдовара, где как будто бы, уже все устоялось и наладилось? (Потому что Эля и мама вступились за Габи, девочку из Белоруссии, у которой умерла мама, а папа решил отдать её в интернат. Эля и мама осудили поступок папы и назвали это подлостью, за что и поплатились)

Ведущий: Дорогие ребята, вам, окружённым лаской и теплом, вероятно, сложно представить то, что пришлось испытать вашим ровесникам в те страшные годы? Может быть эта подлинная история, невероятная по силе воздействия поможет вам задуматься и переосмыслить свои поступки. Хотелось бы в заключение привести цитату самой Ольги Константиновны Громовой в одном из интервью на вопрос:

-Что вы стараетесь донести на встречах до детей?

обсудим. Но думай - сама. Ничего не принимай на веру. Вот это самое главное.

Выводы делают участники конференции: Дети очень мало знают о той жизни. Книг на эту тему недостаточно. Такие книги надо читать, чтобы знать историю своей страны военного и послевоенного периода и как трудно пришлось нашим бабушкам и дедушкам жить в то страшное время. Но книга написана по доброму, люди не очерствели, не стали злыми, хотя прошли суровую школу и испытания.

Сложные страницы советской истории конца 1930-х годов показаны сквозь призму детского восприятия и избирательной детской памяти. Маленькая девочка и ее молодая мама сохраняют самообладание, присутствие духа и чувство собственного достоинства, несмотря на серьезные испытания, голод и болезни. И, как ни странно, в жизни в самые отчаянные моменты им встречаются очень хорошие люди.

Ольга громова писатель

Изложение событий

Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:

Сахарный ребенок краткое содержание

  1. Малышка просыпается в своей кроватке и видит, что мать зашивает ее игрушки.
  2. Девочке непонятно, что же произошло, но она интуитивно чувствует, что случилось что-то страшное.
  3. Только позднее читатель узнает, что отца Стеллы оклеветали завистники и в квартире был проведен обыск.

Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.

Перемены в жизни

Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.

Ольга громова сахарный ребенок

  • непосильный труд;
  • необходимость помогать матери;
  • сложность в общении с местным населением.

Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения. В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни. Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.

Развязка действия

Читать сахарный ребенок

Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга. Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые. Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.

Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:

Книга сахарный ребенок

  1. Началась Великая Отечественная война. Голод и нищета добрались до киргизских степей, людям приходилось собирать зернышки пшеницы, чтобы добыть себе хоть какое-то пропитание.
  2. После окончания войны Эля пошла в 10-ый класс школы, вместе с мамой она смогла переехать поближе к Москве. Несмотря на старательность и ум девочки, оценки ей занижали, поскольку все учителя негативно относились к дочери политического заключенного.

После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.

Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.

Краткий анализ

На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.

Книга сахарный ребенок ольга громова

С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей. Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована. Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.

Героиня и реальный прототип

Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.

Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.

Сахарный ребенок краткое содержание по главам

Уроки произведения

Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.

Мнения читателей

Читайте также: