С сентября 1990 года когда был зарегистрирован первый советский сочинение

Обновлено: 02.07.2024

А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дОговор 2) мусоропрОвод

3) бюрокрАтия 4) красивЕе

АЗ В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Достоевский в своих произведениях ставил вопрос о ГУМАННОМ отношении к человеку.

2) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, правдивых.

3) Пострадавшим во время цунами жителям была оказана ГУМАННАЯ помощь.

4) Мать и дочь оказались очень приятными людьми, ГУМАННЫМИ и добрыми.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) стопка полотенцев

2) более яркий тон

3) поезжай за город

4) три студентки

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Закрыв книгу,

1) герои надолго остаются с нами.

2) она мечтательно посмотрела в окно.

3) по памяти воспроизводится текст стихотворения.

4) нам уже не хотелось думать ни о чем другом.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Все, кто был на премьере, остались довольны новой трактовкой пьесы.

2) Несколько пыльных электрических лампочек то гасло, то тускло разгоралось.

3) Как настоящий фокусник, писатель держит читателя в напряжении в продолжение всему роману.

4) Лампа, изображающая египетскую царевну, украшала комнату.

(1) … (2)Это было некоторой неожиданностью: по справкам, которые ещё до вторжения были даны Наполеону, морозы в этой полосе России в 1811 г. начались лишь в конце декабря. (З)Зима в 1812 г. наступила необычайно рано и оказалась исключительно холодной. (4)Кутузов шёл следом за отступающим неприятелем. (5)Казаки сильно тревожили французов нападениями: перед Вязьмой русская регулярная кавалерия напала на французскую армию. (6)… Кутузов явственно избегал большого сражения, хотя его со всех сторон толкали на это. (7)Для Кутузова всё дело было в уходе Наполеона из России, а для английского агента Вильсона и для целой массы немцев и французов-эмигрантов уход Наполеона Из России был не концом, но только началом дела.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) В Вильне остатки французской армии были уже у порога спасения от грозящей гибели.

2) Из Москвы не взяли с собой тёплых зимних вещей: это было роковым упущением ещё в начале похода.

3) Когда подходили к Гжатску (дело было 30 октября), начались первые морозы.

4) При входе в Вильну произошло смятение и даже столкновение между солдатами разных частей, искавшими крова и пищи.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?

1) по мере того как

4) благодаря этому

Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в шестом (6) предложении текста?

3) его толкали на это

4) толкали на это

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное бессоюзное

Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

Укажите значение слова ТОЛКАТЬ в шестом (6) предложении.

1) касаться кого-либо короткими резкими движениями

2) заставлять идти куда-либо, подталкивая сзади

3) сталкивать с высокого места

4) побуждать к чему-либо

В каком слове нет суффикса — У-?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Небольшая часть дороги осталась в своем первозда(1)ом виде, а другая мощё(2)ая её часть после постройки тоннеля была заброше(3)а.

1) 1,2 2) 1 3) 2 4) 1,3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) п..лоть, м..взолей, срастись

2) св..ча, подражание, пол..скать белье

3) ж..лтеть, кабр..олет, з..рницы

4) см..рение, диагоналевый, растение

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) п-.движный, д..питый, накрывать

2) пр..глушить, престарелый, пр..ходящее явление

3) спорт..нвентарь, посменно, без..сходный

4) бесперспективный, ниспровергать, ..двинутые стулья

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У/Ю?

1) кочу..щий, выслуш..т (они)

2) бре..щий, расстел..т (они)

3) думающий, ВЫГОН..Т (они)

4) терп..щий, скро..т (они)

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. податливый Б. зачинщик В. фартуч..к Г. диагоналевый

1) А, Б 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (Не)смотря на полную летней прелести жизнь, Левитан много работал.

подпись: 2) в тысячный раз я пытался уверить себя, что ей нравится именно пурпурный, а (не)красный. 3) смолкли птицы, и с мокрых камней уже (не)сходил хрустальный ледок. 4) мудрость есть (не)что иное, как наука о счастье.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Ключ этот бьёт из расщелины в ущелье и в двадцати шагах ОТ(ТУДА) с весёлым и болтливым шумом впадает в реку, ОТ(ЧЕГО) вода в ней в этом месте особенно прозрачная и холодная. .

2) Морозка, зная, что впереди еще один дозорный, ТО(ЖЕ) плохо следил за дорогой, а думал только о земле обетованной, где можно будет если не отоспаться, то хотя бы вздремнуть, и представлялась ему эта обетованная земля В(ВИДЕ) большой, залитой солнцем деревни, пахнущей скотом и сеном.

3) Бабушка очень расстроилась и отругала меня ЗА(ТО), что не предупредила о приезде, а ПО(ЭТОМУ) угощать нечем.

4) В(ТЕЧЕНИЕ) утра будили своим курлыканьем птицы НА(ПОДОБИЕ) наших голубей, только гораздо меньшего размера, а потом слышалась утренняя песня уличных разносчиков овощей и молока.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Мне было стыдно и досадно () и я никогда уже не поминал об этом.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я поспешил к ним навстречу (1) и (2) сбегая с крылечка (3) разбудил Матрену (4) которая ужасно испугалась (5) увидя меня.

1) 1,2,3,4,5 2) 1,4 3) 2,3,4,5 4) 2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) 1 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4 4) 3,4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены). .

1) Сад казался налитым густым сумраком и был полон тонким тающим туманом и волшебными запахами.

2) В течение сорока лет являлся он ни свет ни заря в свою библиотеку и погружался в таинственный мир старинных рукописей и книг.

3) Теперь дом принадлежал ей: комнаты и двор вся мебель и драгоценные вещи на железных красных полочках в несгораемом шкафу.

4) Город поразил её духотой да ещё чем-то смутно-страшным и тоскливым.

Как объяснить постановку двоеточия в этом предложении?

Лицо учителя я не забыл до сих пор, хотя и было оно малоприятно: выглядело бледновато по сравнению с деревенскими, калёнными ветром лицами; волосы зачёсаны назад, немного печальные и необыкновенно добрые глаза.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

У них был какой-то староста (1) который говорил моему отцу (2) чтоб он не всем верил (3) и что многие из них вовсе не перевозчики (4) и чтобы мы положились во всем на него.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И хотя он нагибался поочередно к самым ушам акционеров (1) и кричал, во весь голос (2) надсаживая грудь (3) но за страшным гулом машин его слов не было слышно (4) а (5) казалось (6) только (7) что он беззвучно и напряженно шевелит губами.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Два марсохода, которые уже более года блуждают по Марсу, не смогли найти ни существующей, ни бывшей когда-либо жизни.

2) В сильно обмелевшем пруду, что почти сплошь зарос всякой болотной травой, ещё водилась кой-какая рыба.

4) Лозунги, которые используют для разжигания национальной вражды, должны быть решительно осуждены.

(9) Зависимость от интернета становится проблемой, когда человек в минуты просветления готов признать свои потери. (10) Если из-за интернета он теряет друзей, семью, работу, не отзывается на значимые для него события — это уже деградация личности.

(11) Зависимость — это отражение проблем человека. (12) Толстый мальчик, которого не берут играть в футбол, может лучше других играть в компьютерные игры. (13) Девушка, вообразившая, что она некрасива, замыкается и проводит все время в Сети. (14) Масса людей переписывается в интернете. (15) И совершенно неясно, как сказывается на реальном общении прозрачность сетевых дневников — своего рода психологическое самораздевание. (16) Откровенны ли высказывания общающихся или это только поза? (17) Как с самооценкой у этих людей и почему они думают, что все их высказывания интересны окружающим? (18) Интернет помогает нам постичь мир и найти в нем близкие души или уводит от реальной действительности в мир призраков и наших фантазий о себе и о других?

(19) Раз есть спрос, значит, такое общение нужно. (20) Но иногда оторопь берет, чем люди интересуются. (21) Читаешь Живой журнал и думаешь: разве для этого был создан интернет?

После какого предложения текста должно стоять следующее предложение:

1) 4 2) 5 3) 7 4) 8

Какой тип речи представлен в предложениях 11 — 21?

2) повествование и описание

Укажите предложение, в котором употреблены термины.

1) 1 2) 6 3) И 4) 17

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

Из предложения 19 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Из предложений И — 16 выпишите причастия в роли существительного.

Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Среди предложений 1 — 8 найдите простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 11 — 21 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1 — 10 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 1 — 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренного слова и синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В статье О. Тимофеевой ставится значимая в наше время проблема. Цель автора — заставить читателя задуматься над ней. Достижению этой цели способствует обращение к (предложения 16 — 18, 21). В тексте присутствует также(предложения 4, 15, 18). Выразительность речи достигается за счет использования (предложения 5, 15, 18) и(предложения 5, 16, 18).

1) развёрнутая метафора

2) индивидуально-авторские слова

4) ряды однородных членов предложения

6) контекстные антонимы

7) просторечные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

10) синтаксический параллелизм

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ

Материалы для подготовки к единому
государственному экзамену по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Давным-давно на территории Советского Союза не было не только секса, но и глобальных телекоммуникационных сетей. Если по поводу отсутствия первого пункта у образованных людей возникали вполне обоснованные сомнения, то сетей в СССР на самом деле не было. Необходимо пояснить: сетей не было не только у простых обывателей, но и у госструктур. Физически не было. До 1990 года.

28 августа 1990 года сеть Релком, объединявшая Институт атомной энергии имени И.В.Курчатова, ИПК Минавтопрома и ряд других организаций в крупных городах СССР, усилиями программистов из кооператива "Демос" была подключена к глобальной сети. Таким образом, СССР смог "увидеть" сетевые ресурсы.

Не те ресурсы, к которым уже привыкли современные пользователи, а более скромные вроде новостных конференций USEnet и внутренних ресурсов европейских сетей. Причиной этого ограничения была сотрудница телефонного узла, требующая внимания при международных телефонных звонках и не понимавшая язык модемов. Единственной страной, связь с которой лежала вне компетенции девушки-телефонистки, являлась Финляндия. Но для советских первооткрывателей Сети и этого было достаточно.

Менее чем через месяц после организации первого модемного подключения к Финляндии, Вадим Антонов (один из основателей "Демос") зарегистрировал в базе данных Международного информационного центра (InterNIC) домен первого уровня .su (аббревиатура от Soviet Union - Советский Союз). Таким образом, пользователи Сети смогли "увидеть" СССР. Компьютер, обслуживавший первый домен Советского Союза, был оснащен процессором Intel 486DX с тактовой частотой 25 мегагерц. Это сейчас такой машине место в музее, а по тем временам это был компьютер мечты.

В 1992 году в институте имени И.В.Курчатова была образована некоммерческая организация "Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей" (РосНИИРОС). Через год этой организации были переданы права на управление доменной зоной .su.

На сегодняшний день в зоне .su существует около 10 тысяч доменов второго уровня. И это несмотря на высокую стоимость регистрации и неопределенность будущего.

готов признать свои

из-за интернета он теряет друзей,

семью, работу, не

отзывается на значимые для него события

(12) Толстый мальчик, которого не берут играть в футбол, может лучше других играть в компьютерные игры. (13) Девушка, вообразившая, что она некрасива, замыкается и проводит все время

в Сети. (14) Масса людей переписывается в интернете. (15) И совершенно неясно, как сказывается на реальном общении прозрачность сетевых дневников - своего рода психологическое самораздевание. (16) Откровенны ли высказывания общающихся или это только поза? (17) Как с самооценкой у этих людей и почему они думают, что все их высказывания интересны окружающим?

(18) Интернет помогает нам постичь мир и найти в нем близкие души или уводит от реальной действительности в мир Призраков и наших фантазий о себе и о других?

(19) Раз есть спрос, значит, такое общение нужно. (20) Но иногда оторопь берет, чем люди интересуются. (21) Читаешь Живой журнал и думаешь: разве для этого был создан интернет?

А29 После какого предложения текста должно стоять следующее предложение:

1) 4 2) 5 3) 7 4) 8

Какой тип речи представлен в предложениях 11 - 21?

2) повествование и описание

Укажите предложение, в котором употреблены термины.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в

с первой клеточки. Ка:нсдую букву или цифру пишите в

ставьте в отдельную

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.

19 выпишите слово, образованное суффиксальным

Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 1 - 8 найдите простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 11 - 21 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 1 -

10 найдите сложноподчиненное

предложение с придаточным

уступки. Напишите номер этого

В7 Среди предложений 1 - 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, однокоренного слова и синонимов. Напишите номер этого предложения.

текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,

знаете, какая цифра из списка дол:и€на стоять на месте

пропуска, пишите цифру О,

начиная с первой

проблема. Цель автора - заставить читателя задуматься над

этой цели способствует обращение к

18, 21). В тексте присутствует

(предложения 4, 15, 18). Выразительность речи

за счет использования

1) развёрнутая метафора

2) индивидуально-авторские слова

4) ряды однородных членов предложения

6) контекстные антонимы

7) просторечные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

10) синтаксический параллелизм

С1 I Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ

материалы для подготовки к единому

государственному экзамену по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове верно выделена буква,

В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употребить

1) СОСЕДНЕЕ со школой здание не раз подвергалось реконструкции.

2) Во время переезда Павел встретил знакомого из СОСЕДНЕГО дома, с которым не виделся много лет.

3) Он боролся с СОСЕДНИМ дворником и повалил его.

4) СОСЕДНИЕ страны сохраняли между собой доверительные отношения.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) самый честнейший

3) полощет белье

4) по обеим сторонам

А5 I Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1) мне было интересно посмотреть, как художники изображают мой родной город.

2) расширяется кругозор человека.

3) мы открыли для себя новые имена художниковимпрессионистов.

4) мне вспомнилось первое посещение галереи.

А6 I Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто любит серьезную литературу, с интересом прочтут романы Набокова.

2) Благодаря стараний родителей, дочь получила прекрасное домашнее образование.

3) Главное, чему следует уделить внимание, - это использование цитат.

4) Гости посетили не только музеи Санкт-Петербурга, но и знаменитые пригороды.

Прочитайте текст и выполните задания А 7-А12,

(8)После полуночи 15 мая прошли мимо острова Аога. (9)Погода улучшилась, ветер стих, и на корабле наступило успокоение.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) На следующий день, прежде чем свистать команду на уборку, боцман появился на мостике.

2) Два дня стояла хорошая погода.

24 миллиона россиян уже попали в Сеть

Чем грозит нам интернет-зависимость и как ее вовремя распознать?

Более 21% россиян, как уверяют социологи, регулярно пользуются интернетом. Для многих из них сетевые дневники, форумы, чаты и просто бесцельное хождение по просторам виртуального пространства - то, без чего они уже не могут жить.

Эта повальная привязанность к виртуальному миру - реальная проблема информационного общества или уловка адвокатов и психологов? Угроза человеческой психике - или безобидная привычка XXI века? "Известия" попытались разобраться, что такое интернет-зависимость и чем она нам грозит.

Мы уже пятые в мире

По количеству пользователей мы уже обогнали Францию, Испанию, Австралию и Швецию и вышли на пятое место в мире. Но в процентном отношении мы проигрываем этим странам: в маленькой Швеции доступ к интернету имеют 77% жителей.

Среди российских пользователей интернета 57% мужчин и 43% женщин. 38% интернетчиков от 18 до 24 лет, еще 27% - от 25 до 34 лет, 18% - от 35 до 44 лет и лишь 4% старше 55 лет. 48% пользователей имеют высшее образование.

Что интересно, в исследованиях ФОМа учитывались граждане России старше 18 лет, в то время как западные исследования включают в статистику подростков от 16 лет. Значит, реальное количество россиян в Сети еще больше.

О чем волнуются психологи?

Тревогу по поводу зависимости от интернета зарубежные психологи начали бить еще в середине 90-х. Главным ее признаком назвали "навязчивое желание войти в интернет и неспособность из него выйти". Интернет назвали средством ухода от реальности, поиск информации в Сети - информационным вампиризмом. Отметили чувство безграничной свободы, возможность анонимности и эйфорию, возникающую у человека в интернете. Интернет-зависимых посчитали закомлексованными людьми с проблемами в общении и сексуальными комплексами. У вас есть проблема, утверждали психологи, если вы проводите более трех часов в день on-line.

Первый опрос в 1994 году провела американка Кимберли Янг: из 500 ответивших 400 оказались зависимы. После этого Дэвид Гринфилд подсчитал, что от интернета зависят 6% американцев. Немедленно появились клиники, избавляющие от зависимости. Кимберли Янг открыла свою "не отходя от кассы" - прямо в интернете.

Появились и судебные прецеденты. Адвокаты самого известного хакера Кевина Митника строили линию защиты во время первого процесса на его "зависимости от Сети, сопоставимой с наркотической". В 1998 году судья назначил Митнику условный срок и полугодовой курс лечения от компьютерной зависимости.

"Они бродят по интернету нацеленно или бесцельно"

Заведующий лабораторией психологии интеллектуальной деятельности и информатизации факультета психологии МГУ Александр Войскунский не первый год изучает эту проблему.

- Психологи выделяют химические виды зависимости, за исключением игровой. Но почти все, кто про нее пишет, не знают, что сказать, и начинают с Достоевского. Игромания признается классическим видом зависимости, хотя трудно сказать, какие биохимические преобразования происходят в организме. С интернетом еще труднее.

Если говорить о наркоманах и алкоголиках, есть море исследований жизней конкретных людей: как изменяется личность, физиологическое состояние, статус. А у тех, кого можно считать зависимыми от интернета, это никак не описано: они еще молоды.

- Вы можете сказать, сколько зависимых от интернета в России?

- Таких исследований нет. Специалисты еще не договорились, что считать интернет-зависимостью. Каждый вводит свои критерии, но нет общего мнения по вопросу, кого считать зависимым?

По ряду данных, меньше других склонны страдать зависимостью от компьютеров IT-специалисты. Кто-то говорит о зависимости от компьютеров вообще, причем исследования выполнены в доинтернетную эпоху, в 70-х - начале 80-х.

Те, кто признает интернет-зависимость, считают, что она может проявляться в играх, в общении, нацеленном или бесцельном странствии по интернету, азартном использовании интернета: продажа акций, онлайновые аукционы, букмекерство. В приценивании к ненужным вещам. Ну и самый возмущающий народ вид - киберсексуальная зависимость.

- Существуют ли бесспорные симптомы интернет-зависимости?

- Обычно говорят, больше 40 часов в неделю за компьютером. Но важно, на что тратят это время. Может быть, зарабатывают на жизнь, не отходя от компьютера. Критерий один, но субъективный: теряет ли человек что-то в своей жизни? Зависимость от интернета становится проблемой, когда человек что-то теряет и в минуты просветления готов это признать. Поведенческие характеристики однообразны: люди проводят много часов в Сети, смещается распределение времени в сутках, питаются тем, что можно съесть не отходя от компьютера - сэндвичами, кофе. Обманывают друзей, начальство и родителей, преуменьшая количество времени в Сети.

Толстые мальчики и одаренные программисты

Александр Войскунский считает, что особого вреда интернет-зависимость не приносит.

- Не всегда зависимости разрушают организм, как наркомания, - говорит Войскунский. - Компьютер в общем-то ни при чем, это очередное орудие, с помощью которого люди проводят время и удовлетворяют свои потребности - не всегда преступные. Но если они теряют друзей, семью, работу, не отзываются на значимые для них события - это некоторая деградация личности.

- Есть смысл в клиниках, где лечат интернет-зависимость?

- Те психологи и медики, которые признают интернет-зависимость, славно потрудились для того, чтобы была возможна единственная интерпретация - медицинская, клиническая. При нашей психологической безграмотности люди не догадываются, что иной раз помощь бывает очень простой.

Зависимость - это отражение проблем человека. Толстый мальчик, которого не берут играть в другие игры, может лучше других играть в компьютерные игры. Девочка, которой кажется, что она недостаточно красива, замыкается и проводит все время в интернете. Но есть просто одаренные программисты, и путать их с зависимыми не стоит.

Из Живого журнала:

В 2003-2004 гг. любимцем ЖЖ-юзеров стал Кот, рассказывающий о своей жизни в блоге "Скотины Ненужной". Своих Кот презрительно называл "Этими". Кто скрывался под шкурой кота, так и осталось загадкой. К общему разочарованию, проект закрыт осенью 2004 года.

"Установил рекорд Вселенной по кошачьему пятиборью. Ночные вопли под дверью: артистичность - 6.0, техника - 6.0. Скачки на грудь спящим Этим с последующим отскоком на безопасное расстояние: артистичность - 6.0, техника - 6.0. Раскидывание наполнителя из лотка в длину: техника - 6.0, равномерность покрова - 6.0. Пожирание жрачки: скорость - 0.12 секунды/миска. Марш-бросок через весь дом с крутыми виражами и сбиванием ковра в кучу: артистичность - 6.0, техника - 6.0. Горд собой. Эти тоже оценили: орут".

Как вычисляют тех, кто прячется за "ником"?

- Большинство думает, что они анонимны, - говорит Юрий Витушкин, - но совершенно реальная история, когда на меня в ICQ вышел один человек и стал грубить. У него в "аське" был только никнейм. Этого было достаточно, чтобы через 20 минут я нашел треугольник пересечения улиц, на котором находился его компьютер, и еще через 20 минут назвал номер его мобильного. Я не применял никаких изощренных методов: отправив ему ссылку на картинку, узнал IP-адрес его компьютера, конецформыначалоформыпотом какому провайдеру принадлежит блок адресов с этим IP-адресом. Это была домашняя сеть, на сайте провайдера оказалась схема с названием улиц и блоками IP-адресов. Я предположил, что тот же ник у него и для почты, и нашел сервер, где человек размещал свое резюме - в резюме были его контакты.

Это не редкость, в вопросах безопасности не искушены 99% пользователей. Они думают, что раз не указали свои имя и фамилию, никто их не узнает. А на случай нарушения закона у всех провайдеров есть система СОРМ - содействие розыскным мероприятиям. Следственные органы могут точно определить и посмотреть трафик любого человека, прочитать его электронную почту. Надо точно помнить, что настоящей анонимности в Сети не существует.

Их БЛОГородия чувствуют себя гениями

Психологи считают блоги разновидностью коммуникативной интернет-зависимости. Однако сами блоггеры, как правило, выглядят вполне успешными и общительными молодыми людьми. Сетевая литература успешно конкурирует с печатной. У автора Живого журнала, пишущего под псевдонимом Polumrak, уже больше 3 тысяч подписчиков. Недавно Polumrak издал сетевые записки отдельной книгой.

- Психологи считают это зависимостью.

- Психологи мало пользуются интернетом. Разумеется, это недостаток общения, но я не понимаю, почему надо называть зависимостью такой прекрасный способ компенсации? У меня в ICQ больше 400 контактов: люди из Германии, Британии, Китая, Австралии, Саудовской Аравии. Это люди, с которыми я иначе бы не встретился. Почему бы не общаться с ними по интернету? Я не вижу ничего плохого в такой зависимости. В последние годы в Китае бывали случаи, когда подростки умирали, шесть суток подряд проиграв в онлайновую игру. Это уже крайняя степень. Есть люди, которых нельзя оторвать от автоматов. Интернет становится реальной проблемой для единиц.

- Может, одна из причин создания блогов - почувствовать себя гением?

- Так это же основная причина общения! Почувствовать, что твои мысли кому-то интересны. У человека есть жизненная потребность кого-то убеждать. Высказаться в блоге намного удобнее, чем обзванивать каждого и спорить.

Сейчас Polumrak выдерживает в своем блоге театральную паузу. Хочет удивить своих читателей чем-то новым. Меньше чем за месяц продано 600 экземпляров его книги. В "ОГИ" ее, говорят, воруют с полок.

Сетевые сообщества стали неотъемлемой частью современной культуры и нередко становятся причинами сенсаций в реальном мире. Так произошло, например, когда Министерство обороны США запретило вести сетевые дневники служащим в Ираке американцам.

Появилась даже особая литературная премия "Блукер" - для изданных по блогам книг. Первым ее лауреатом стала американка Джулия Пауэлл. Печатная версия ее дневника, в котором описаны кулинарные эксперименты автора, разошлась тиражом в тысячу экземпляров. Психологам приходится признать: блоги можно считать не патологией, а хобби и даже профессией. "Влиятельным СМИ может противостоять группа блоггеров, выдающих более ценную информацию. А если блог ведет свидетель уникального события, он может стать не менее знаменитым, чем телерепортер", - уверен психолог МГУ Александр Войскунский.

Психолог Вит Ценёв: "Глупо сравнивать интернет с наркотиком"

Зависимость означает, что некоторый агент, с которым вы вступаете в контакт, агрессивен по отношению к вам, и вы попадете в зависимое от него положение без различия того, что вы думаете на его счет. Таких агентов весьма мало. Самый простой пример - героин.

Интернет - это мир, где стираются границы между городами и странами, где не нужно ни визы, ни паспорта, ни прописки. Я люблю этот мир. Я привык к нему и скучаю, если его нет рядом со мной. И это так же естественно, как в других проекциях нашего мира я делаю то же самое: привыкаю, люблю и стремлюсь снова и снова повторять все то, что мне дорого и что мне нравится.

Психолог Сергей Ениколопов: "Сетевые дневники - это психологический эксгибиционизм"

Масса людей переписывается в интернете. И совершенно не изучено, как сказывается на реальном общении прозрачность сетевых дневников, этакий психологический эксгибиционизм. Откровенны их высказывания или это поза? Как с самооценкой у этих людей, почему они думают, что это интересно окружающим? Успешны ли они, с собственной точки зрения?

Раз есть спрос, значит, они интересны друг другу. Но иногда меня оторопь берет, чем люди интересуются. Читаю Живой журнал и думаю: разве для этого был создан интернет?


Самое крупное государство планеты, Советский Союз, к концу 1980-х годов оказался в состоянии политического и экономического кризиса. Трудности в экономике и внутренних делах пересекались с изменением международной обстановки из-за краха просоветских коммунистических государств в Европе в 1989–1990 годах. Сложный комплекс трудностей стал причиной ликвидации СССР в начале декабря 1991 года.

События 1985–1990 годов

В 1985 году Михаил Горбачёв объявил курс на перестройку и начал проведение антиалкогольной кампании.

Распад СССР

Рис. 1. Распад СССР.

В 1986 году в СССР начались межнациональные столкновения в Казахстане и Якутии. В 1989 году произошли межэтнические конфликты, самым тяжёлым из них которых стал Нагорный Карабах. Верховный Совет Армянской ССР объявил о присоединении этого региона и начал блокаду Нахичеванской АССР. К апрелю 1991 года конфликт перерос фактически в войну между республиками. Также в 1989 году произошли столкновения в Абхазии и Ферганской области. Все эти процессы совпали с ухудшением снабжения городов и со спадом в экономике и демографии.

В союзных республиках начались национальные движения за суверенитет и независимость. Первой из союзных республик о выходе из СССР объявила Литва 11 марта 1990 года. За ней в мае последовали Латвия и Эстония. Со стороны СССР их независимость получила признание только в следующем году — 6 сентября 1991 года. 15 марта 1990 года Горбачев занял пост президента СССР вместо Председателя Верховного Совета. 12 июня 1990 года была принята декларация о суверенитете РСФСР.

Через год после декларации о суверенитете, 12 июня 1991 года, состоялись выборы президента РСФСР. На них победил Борис Ельцин с 57 % голосов. Второе место с 16,8 % голосов занял член КПСС и Председатель Совета министров Николай Рыжков. Третье место досталось Владимиру Жириновскому с 8 %. Помимо них, в выборах принимали участие Аман Тулеев, Альберт Макашов и Вадим Бакатин.

Беловежские соглашения

Рис. 2. Беловежские соглашения.

События 1991 года и создание СНГ

В конце 1990 года президент Михаил Горбачёв предложил проект нового Союзного Договора, который предполагал создание Союза Суверенных Государств. 17 марта 1991 года был проведен референдум о сохранении СССР. Большинство граждан проголосовало за. Исключением стали шесть республик, где референдум не проводился — Армения, Грузия, Молдавия и три прибалтийских.

За референдумом последовало провозглашение независимости Грузии 9 апреля 1991 года, где к тому времени начался межнациональный конфликт в Южной Осетии. К весне-лету 1991 года относится Новоогарёвский процесс, то есть разработка нового союзного договора в форме мягкой децентрализованной федерации.

Подписание нового союзного договора было сорвано августовскими событиями в Москве 18–21 августа 1991 года. Временный самопровозглашённый орган власти, ГКЧП, попытался отстранить Михаила Горбачёва от власти. Следствием этих событий стало провозглашение в период с 24 по 31 августа 1991 года выхода из Союза ещё шести республик — Украины, Беларуси, Молдавии, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана.

В сентябре провозгласили независимость Таджикистан и Армения, а в октябре — Туркменистан. 8 декабря 1991 года из Союза вышла Россия, а позже всех, 16 декабря 1991 года, провозгласил независимость Казахстан. Органом власти, провозгласившим независимость республик, стал их Верховный Совет. В РСФСР — Съезд народных депутатов.

Датой создания Содружества Независимых Государств стало 8 декабря 1991 года. В тот же день было подписано Беловежское соглашение в селе Вискули чуть севернее Бреста и объявлено о прекращении существования СССР. Его подписантами стали Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич.

Изначально в СНГ вошли Россия, Украина и Беларусь. К концу декабря 1991 года к ним присоединились Таджикистан, Армения и Казахстан. В начале 1992 года — Узбекистан и Кыргызстан. В 1993 к СНГ присоединились Грузия и Азербайджан, в 1994 году — Молдавия. С конца 1991 года ассоциированным членом является Туркменистан.

Образование СНГ

Рис. 3. Образование СНГ.

Что мы узнали?

Кратко самое важное о распаде СССР и образовании СНГ можно узнать из школьного курса истории 9 и 11 классов. В докладе на эту тему можно осветить главные пункты: в результате распада СССР на карте мира появилось 15 новых государств; первой из состава СССР вышла Литва, последним — Казахстан; СНГ было образовано 8 декабря 1991 года.

Читайте также: