Рюрик историческое сочинение егэ 2021

Обновлено: 30.06.2024

Перед Вами пример удачного исторического эссе формата ЕГЭ по периоду 862-945 гг. Читая текст, прежде всего обратите внимание на то как показана роль личностей в истории, какие используются глаголы (это очень важно!), а также на построение причинно-следственных связей и значения действий князей данного периода для последующей истории. Курсивом в скобочках в тексте эссе даны комментарии эксперта.

В историографии это событие оценивается неоднозначно. Согласно норманнской теории, государственность на Русь принесли варяги. Сторонники антинорманской теории, выдвинутой М.В. Ломоносовым, напротив, доказывают, что на момент прихода варягов государственность на Руси уже существовала.

На призыв славян откликнулись Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде до 879 года. О деятельности Рюрика практически ничего неизвестно. Зато о деяниях князя Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре, известно гораздо больше. Олег княжил с 879 по 912 гг. Князь Олег подчинил своей власти племена древлян, северян и радимичей, в 882 году захватил Киев ( упомянуто событие, таким образом в эссе уже упомянуто два события, не считая остальных, за что можно поставить два балла по критерию 1 ). В результате сформировалось государство - Киевская Русь, со столицей в Киеве.

Повесть временных лет содержит увлекательный рассказ о завоевании Олегом Киева. Согласно преданию, часть воинов Олег спрятал в ладьях, еще часть – оставил позади , и отправился в Киев, взяв с собой малолетнего князя Игоря. Притворившись купцом , Олег выманил Аскольда и Дира, княживших в то время в Киеве, из города, и его дружина, выбравшись из засады, убила князей ( в данном абзаце многократно показаны КОНКРЕТНЫЕ действия князя, это уже 1 балл по критерию 2 ).

Дважды князь завоевывал город, а после похода 911 года был заключен выгодный для русских купцов торговый договор с Византией ( прослеживается еще одна причинно-следственная связь - войны с Византией и заключение выгодного для Руси договора, что дают учащемуся уже 2 балла по критерию 3 ).

Следующим правителем стал князь Игорь (912 – 945 гг.). В годы его княжение на Руси впервые появляются печенеги, и Игорь в 920 году успешно отражает их нападение.

С 941 по 944 гг. проходит русско-византийская война. Князь Игорь терпит поражение в битве 941 года, но одерживает верх и собирает с Византии дань в 944 году.

Игорь умирает в 945 году, когда пытается дважды собрать полюдье с непокорного племени древлян. Древляне во главе с князем Малом жестоко расправляются с Игорем. Результатом этого события впоследствии стала месть княгини Ольги, жены князя Игоря, за смерть своего мужа, а также первая на Руси налоговая реформа – установление уроков и погостов ( в данном предложении отчетливо показано значение событий данного периода для последующей истории - 1 балл по критерию 4 ).

Н.М. Карамзин положительно оценивает результаты правления князей Олега и Игоря. Главной заслугой князя Олега историк считает объединение Киева и Новгорода и создание, таким образом, сильного государства – Киевской Руси. Деятельность князя Игоря по мнению историка благоприятно сказалась на укреплении и расширении русского государства.

Вывод эксперта

Таким образом, в эссе названо более двух событий - это 2 балла по 1 критерию, названы КОНКРЕТНЫЕ действия двух исторических лиц - 2 балла по критерию 2, показаны не менее двух причинно-следственных связей - 2 балла по критерию 3, названо значение событий данного периода для дальнейшей истории - 1 балл по критерию 4, корректно использована историческая терминология - 1 балла по пятому критерию, нет фактических ошибок - 3 балла по критерию 6 (так будет с 2020 года), соблюден формат эссе - 1 балл по критерию 7. Всего - 12 баллов (максимально возможное количество с 2020 года).

Рюрик – полулегендарный новгородский князь, которого, согласно древнерусской летописной традиции, принято считать основателем первого русского государства и его правящей династии. Рюрика, вместе с дружиной варягов, по рассказу летописца, пригласили к себе на княжение славянские и финно-угорские племена, живущие на Новгородчине.

Происхождение основателя государства и правящей династии – вопрос спорный. Как и то, что он на самом деле существовал. И если существовал, то, быть может, его никто не приглашал, а он сам завоевал эти земли? Есть несколько гипотез, точно подтвердить или опровергнуть которые невозможно: слишком давно это было, и слишком мало осталось источников.

Норманнская версия происхождения Рюрика

Одна из художественных интерпретаций легенды о призвании варягов

Западно-славянская версия его происхождения

Ломоносов построил теорию происхождения Рюрика из прибалтийского племени пруссов. Опираясь, в том числе и на название реки Руса, которая есть между Вислой и Двиной.

Рюрик, Синеус и Трувор

Классическая версия

Рюрик пришёл со всем своим родом, который назывался русь, и порядок навёл. Он правил в Новгородской земле до своей смерти в 879 году, и сумел за это время расширить свои владения. Власть варягов распространилась на земли западно-двинских кривичей (с городом Полоцком) на западе, финно-угорских племён мери (с городом Ростовом) и мурома (с городом Муромом) на востоке.

Итоги и результаты правления Рюрика

Рюрик смог не только взять власть на Новгородчине, но и удержать её, а также значительно расширить своё княжество. Умер Рюрик в 879 году, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря. Возможно, у князя были и другие дети, но истории о них ничего не известно. Регентом при малолетнем наследнике Рюрик назначил Олега – своего военачальника и, возможно, родственника, который пользовался большим авторитетом.

Учитель 85 стобалльников объясняет, как писать сочинение нового формата ЕГЭ по истории. Если раньше можно было в мае выучить 15 сочинений и они бы с вероятность в 90% попались на экзамене, то теперь это не сработает.

В 2021 году:

  • нет примерных тем исторического сочинения
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как писать историческое сочинение нового формата?

К сочинению всегда есть 2 подхода:

Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.

Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.

Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:

  1. 2 значимых события
  2. Роль 2-х личностей
  3. 2 причинно-следственных связи

Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.

Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории, с которыми я сотрудничаю:

Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.

  • Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла
  • Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям
  • А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл
  • Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!

Стратегия подготовки к сочинению:

  1. Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!)
  2. Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике

План подготовки и самые важные даты оставлю для вас в конце статьи :)

3. Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (19 и 20 века будут с вероятность 99%)

Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!

К1 – указать несколько событий/процессов периода

Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно

К2 – роли личностей

Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!

Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.

Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая. – так можно!

Идеальный вид – глагол + глагол + значимость

Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.

К3 – причины

Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность :)

Напишите четко – "причиной послужило", "следствием является". Упростите эксперту проверку.

Идеальный формат – причинами было *это* и *это*, следствиями было *это* и *это*, то есть указать 2 элемента

Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. "Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников" – это не засчитывается.

К4 – влияние на дальнейшую историю

С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.

Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.

Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.

И таких связок должно быть несколько!

Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив :)

К5 – термины

В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!

Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.

К6 – ошибки

Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.

К7 – формат сочинения

Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.

А теперь пример исторического сочинения!

Проследите в нем всё то, о чем мы говорили.

Получить второй пример сочинения по истории нового формата и полный конспект с занятия можно по ссылке (нажмите, чтобы перейти) .

Ещё раз напоминаю, что в 2021 году:

  • нет примерных тем
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как быть? Тренироваться и понимать программу.

В этом году только тот человек, который знает программу ЕГЭ по истории сможет написать сочинение на высокий балл. Это справедливо.

Мои ученики за год своими руками отпишут все возможные сочинения и получат не только сочинения в идеальном виде, но и умение их писать и получать максимам баллов при проверке экспертом. Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишитесь на еженедельную историческую рассылку .

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

К3. Причинно-следственные связи.

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

К6. Наличие фактических ошибок.

К7. Форма изложения.

ИЛИ

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Ярослав Мудрый;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

К3. Причинно-следственные связи.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

Читайте также: