Рыленков возможно ль высказать без слов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Загрузить презентацию (201 кБ)

Оборудование:

Задачи:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:

  • определять тему и идею произведения;
  • выделять композиционные части;
  • видеть средства художественной выразительности в тексте.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.

Структура урока:

1 этап - организационный:

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • организация внимания.

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий:

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
  • определение настроения;
  • выразительное чтение стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

  • Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)

5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Слово учителя:

Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.

Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение) слайд 2

Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)

Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт, прозаик.

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)

Где и когда родился поэт? Смоленская губерния, 1909 год
В какой атмосфере прошло детство? Трудности сельской жизни. Личное горе.
Что способствовало развитию поэтических способностей? Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала)
Каков творческий путь? Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.

6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):

– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?

– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?

– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?

7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Родная (русская) литература

Дата: …. 2021 г.

Учитель: Танашевич А.А.

Урок 8. Р.р. Выразительное чтение и анализ стихотворения

Тип урока: урок открытия знаний.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные : владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Оборудование: Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н., Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф. , тетрадь, раздаточный материал с текстами. Презентация.

Куда ни посмотришь — родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть мо я .

Н. И. Рыленков

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворениями известных русский писателей С.А. Есенина и И. А. Бунина об одном из праздников русского мира – Святой Троице. Сегодня я предлагаю продолжить знакомство с произведениями, в которых раскрываются особенности поднятой темы.

4. Работа по теме урока.

1) Первичное усвоение новых знаний. (С. 80-81 учебного пособия.) Слайд 2

Николай Иванович Рыленков (1909 — 1969) — русский лирик, прозаик и пере­водчик. Малой родиной поэта была Смо­ленская земля: здесь он родился, учился, работал сельским учителем, делал первые творческие шаги и получил признание как один из основателей смоленской поэтиче­ской школы, в создании которой участвова­ли также его прославленные земляки Алек­сандр Твардовский и Михаил Исаковский.

2) Первичная проверка понимания.

Возможно ль высказать без слов,

Как мир прекрасен за оградой?

И кисть берёт Андрей Рублёв,

Разводит краски под лампадой.


Он ангельский напишет лик,

Запечатлеет в нём навеки

Всё, что узрел, душой велик,

Возвышенного в человеке.


Свершить обет пришла пора,

Любовь превыше хитрых правил.

Чему учили мастера,

А в этом сам народ наставил.


Он твёрдо верит: человек

Явился в мир не для печали.

И пьёт из тех чистейших рек,

Что в сердце с детских лет журчали.

Суров монашеский приют,

И тишина душе желанна,

А краски дивные поют

v Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428 или 29 января 1430 , Москва ) — русский иконописец московской школы иконописи , книжной и монументальной живописи XV века . Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных .

3) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным.

Ø О чём говорится в стихотворении? Сформулируйте его тему и ос новную мысль.

Ø Каким настроением проникнуто стихотворение Н. И. Рыленкова? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Ø Для чего, по мнению автора, человек приходит в нот мир? Како во его предназначение?

Ø Рассмотрите изображени е иконы Андрея Рублёва «Троица, кое впечатление она на вас производит? Повлияло ли на ваше восп р иятие иконы стихотворение Н. И. Рыленкова? Слайд 4

4) Первичное усвоение новых знаний. (С. 84-85 учебного пособия.) Слайд 5

Иван Алексеевич Новиков (1877—1959) — русский поэт, прозаик, драматург.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление. Размышляем над прочитанным.

Ø Какой вы видите главную героиню? Опишите её. Что испытывает Лизанька Фурсова в начале рассказа?

Ø Каково отношение автора к Лизе? В чём оно проявляется?

Ø Что изменилось в душе девушки после встречи с молодым Рамен­ским?

Ø Каким образом в рассказе показана связь между Троицыным днём и душевным волнением молодой девушки? Как относится главная героиня к миру природы?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновление людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.

Серегина Ольга Егоровна

Данная работа посвящена исследованию жизни и творчества одного из основателей смоленской поэтической школы Николая Ивановича Рыленкова.

Причины, побудившие меня обратиться к данной теме следующие:

  • Актуальность темы;
  • Малоизученность;
  • Интерес к творчеству поэта

Объект исследования – лирика Н.И.Рыленкова

Цель работы : изучение творчества поэта, выявление того, насколько полно отражается биография Рыленкова в его творчестве.

Достижение цели предполагает решение следующих задач :

1. Исследовать лирику Н.И.Рыленкова

2. Изучить литературу о поэте.

3. Развить умение анализа лирического произведения.

4. Реализовать свой творческий потенциал.

  • изучение литературы ;
  • консультация учителя;
  • обработка информации;

В своих поэтических произведениях Рыленков воспевает красоту и, как мне кажется, скромность природы родного края. Ряд стихотворений посвящен историческим деятелям, композиторам, поэтам, писателям. Эти произведения создают неповторимый образ истории и культуры нашей страны. В творческой мастерской поэта есть стихотворения о войне, о любви.

Я постараюсь отразить некоторые факты биографии поэта, рассказать, как они повлияли на его творчество и какое место нашли отражение в его стихах.

Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году (приложение № 1,2), но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов.

Почему до сих пор не умолкает интерес к творчеству поэта?

Мне кажется, всё дело в его поэзии. Давайте обратимся к его произведениям.

Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости стала русская природа в ее разных состояниях.

Великая Отечественная война вошла драматической страницей в историю нашей страны и области в частности.

В стихах, посвященных этим событиям, Н.Рыленков сравнивает Смоленщину с вербой, обожженной грозой (приложение 5) . Обожженным грозой войны оказался и он сам. Поэт Н.Грибачев вспоминал, как он, Рыленков и еще один смоленский писатель, Дмитрий Осин, покидали Смоленск в последнюю минуту, когда город уже горел.

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьей, но поэт постоянно вспоминал близких людей: своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма (приложение 6) .

В конце 30-х годов, не оставляя работы над лирикой, поэт обратился к героическому прошлому Смоленска, под стенами которого не раз решались судьбы России.

Поэт считал, что в поэзии, в том числе и в лирике, не может быть глубокого чувства времени без чувства истории (приложение 7).

Он рано осознал, что его родная земля имеет за плечами трудную и славную историю. Холмы, башни, стены, соборы Смоленска овеяны преданиями о патриотическом прошлом.

С особой силой талант поэта раскрылся в его любовной лирике.

Примечательно то, что любовь и нежность к любимой передается в стихотворениях так, что она неразделима с любовью к родной стороне. Лирический герой имеет право сказать:

А о том, как близка ты мне, как дорога,

Ты в стихах об отчизне прочтешь.

Поэзия Николая Рыленкова дарит нам прекрасные стихи о любви, приоткрывая тайну этого чувства.

Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки.

Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.

Всю жизнь влечет вперед круговорот времен,
Зимою ждешь весны, весною просишь лета.
И говоришь всегда, часов заслышав звон,
Что песня лучшая твоя еще не спета.
Николай Рыленков

Я даже не задумываюсь, какое место в поэзии занимает Рыленков,- он мой земляк, и этим всё сказано.

1. Великая Отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Твардовского. Смоленск, 1989 г.

3. Меркин Г.С. Лирика Н.Рыленкова. Смоленск 1971 г.

7. Рыленков Н. И. Стихотворения (1924-1969). М., Советская Россия, 1988

8. Смоленск. Краткая энциклопедия. Смоленск, 1994 г.

9. Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова в конспекте русской и мировой культуры - издательство СГПУ, Смоленск – 2000год.

Родился в крестьянской семье.

В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем.

Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов.

Участник Великой Отечественной войны 1941—1945.

Член КПСС с 1945.

Член правления СП РСФСР с 1958, секретариата СП РСФСР с 1965.

Печатался с 1926.

Скончался Н.И. Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище. Могила на центральной аллее.

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

***
Все в тающей дымке -
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

На опушке зной замешен густо,

А в лесу – чем дальше, тем свежей.

Есть у зайцев заячья капуста,

Ежевика зреет у ежей.

Дождались малиновки малины,

В журавине бродят журавли…

…Позови тут детство с луговины,

И оно откликнется вдали!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома.
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни, которым впервые
Внимают родные края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

Я рос лицом к лицу с родной природой,

Почти с рожденья подружившись с ней.

Замшелый пень, как дед сивобородый,

Рассказывал мне были давних дней.

В чащобах, не давая заблудиться,

Среди лесной дремучей ворожбы

По ягоды меня водили птицы,

А белки – по орехи да грибы.

Но там, где каждый шорох что-то значит,

Все услыхать и разгадать сумей.

От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней!

***
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

***
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!

Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!

Куда ни посмотришь - родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома.
Я знаю - за это сурово
С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже - отвечу
За все: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.

За песни, которым впервые
Внимают родные края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя!

У каждого народа есть свои традиции, свои праздники. В них отражается душа народа. в них живет язык нации. Пр авда, народные традиции почти полвека были несколько приглушены, но сейчас вновь возрождается интерес к ним.

Хочется, чтобы вы знали и считали эти обряды неотъемлемой частью вашей жизни, стали носителями русской традиции .

Сегодня разговор о произведениях. связанных с Троицей.

Г удящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат —

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

Возможно ль высказать без слов,

Как мир прекрасен за оградой?

И кисть берёт Андрей Рублёв,

Разводит краски под лампадой.

Он ангельский напишет лик,

Запечатлеет в нём навеки

Всё, что узрел, душой велик,

Возвышенного в человеке.

Свершить обет пришла пора,

Любовь превыше хитрых правил.

Чему учили мастера,

А в этом сам народ наставил.

Он твёрдо верит: человек

Явился в мир не для печали.

И пьёт из тех чистейших рек,

Что в сердце с детских лет журчали.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

II. Вы прочитали два рассказа: рассказ И.А. Новиков "Троицына кукушка" и рассказ А.П.Чехова "Шуточка".

Вы заметили, что рассказы каким-то образом перекликаются? В чем из сходство?

А чем они отличаются? (сюжетом? героями? настроением? авторской позицией? языком. )

Какой из рассказов вам понравился больше? Почему?

Ответы дайте в аудиозаписи. Мы учимся связно и логично ГОВОРИТЬ. Мы учимся самостоятельно выражать свои мысли. При этом следим за ударением в словах, за связностью и полнотой высказывания.

Николай Рыленков – русский и советский поэт, воспевший родную смоленскую землю в жанре социалистического реализма. Участник Великой Отечественной войны, награжден Орденом Ленина и Орденом Трудового красного знамени.

В 2020 году исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного российского и советского поэта Николая Рыленкова. Прозаические и поэтические произведения автора были включены в школьную программу, его книги печатались огромными тиражами.

В творчестве Николая Ивановича преобладают классические фольклорные традиции, поэтому его произведения нашли огромный отклик в сердцах русских людей. Сам он считал себя продолжателем литературных традиций, заложенных великими российскими мастерами пера. На первом месте для Рыленкова всегда был Александр Сергеевич Пушкин, вдохновивший его на создание собственных сочинений.

Детство и юность

Мальчик рос в обычной крестьянской семье. Пока были живы родители, его детство было самым обычным – со своими радостями и трудностями. Вскоре родители умерли, и маленький Коля остался на попечении родного дяди, который помог племяннику завершить начальное образование. После он поступил в тюнинскую трудовую школу, где обучался с 1920 по 1925 год.

Николай Иванович Рыленков

Чтобы как-то обеспечить свое существование, юный Рыленков устроился на работу: сначала на должность сельского статистика, потом в школу, где преподавал русский язык и литературу.

В 1930-м Николай Иванович решил продолжить образование, поступив в Смоленский педагогический институт. Здесь молодой человек обрел друзей в лице Александра Твардовского и Михаила Исаковского, чье присутствие оказало огромное влияние на творческую биографию поэта. Вместе с новыми единомышленниками Рыленков открыл в Смоленске первую поэтическую школу.

Творчество

Николай Иванович Рыленков

Несмотря на ужасную близорукость, в первые же дни Великой Отечественной Рыленков записался добровольцем на фронт. Сначала воевал рядовым, потом возглавил взвод саперного батальона. Его отряду довелось минировать поля, строить укрепления, копать противотанковые рвы. Одновременно с этим Николай Иванович выполнял работу военного корреспондента, и, конечно же, писал стихи.

Николай Иванович Рыленков

Читайте также: