А все таки жаль что нельзя с александром сергеевичем сочинение

Обновлено: 05.07.2024

И действительно образ А.С.Пушкина у Б.Окуджавы единый и правдоподобный. Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни Пушкина. Первые два четверостишия соотносятся с жизнью Александра Сергеевича в деревне. Возможно это пребывание и проживание в псковском имении Михайловское:

Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо.
боль угасла,

баба щурится из избы,
в небе – жаворонки,
только десять минут езды
до ближайшей ярмарки…

Б.Окуджава пишет вот теперь Пушкину хорошо, он вдали от всех интриг и событий действительности, теперь он нашел уединение и смог осмыслить все обстоятельства, которые дали ему материал для творчества.

В третьем четверостишии автор стихотворения восхищается талантом Пушкина, его литературными способностями:

У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто…

…жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти…

точно отражает биографические сведения об Александре Сергеевиче. В июле 1823года Пушкин был переведен по службе в Одессу, где он прожил около года. Кроме этого, в 1820 году он вместе с Н.Н.Раевским находился на Кавказе и в Крыму.

Отразил Б.Окуджава в своем стихотворении и цензуру, под которую попал А.С.Пушкин:

…Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!

Весной 1820 года тучи над поэтом сгустились. Он вызван к военному генерал- губернатору, гражданину М.А.Милорадовичу для объяснения по поводу широко распространившихся в списках его политических стихотворений. Пушкину грозила ссылка в Сибирь и лишь усилиями старых друзей (Карамзина, Чаадаева, Глинки) удалось заменить ее переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав (ныне Днепропетровск).

И Пушкин вступает в такое соглашение, поверив царю уже потому, что это отвечало собственным убеждениям в необходимости - под силой обстоятельств - государственных преобразований. Александр Сергеевич понимал, что примирение с опальным поэтом было по- своему необходимо императору, чтобы успокоить общественное мнение, возбужденное правительственным террором против декабристов, но видел в таком соглашении симптом мудрой политики.
Также Б.Окуджава отразил и любовные отношения Пушкина, трагический исход дуэли. Да Александр Сергеевич питал чувства ко многим женщинам, но женился на Наталии Николаевне Гончаровой. Назревал у него конфликт со светской чернью. Внешне он сводился к случайному происшествию: наглому ухаживанию за женой поэта светского повесы француза Ж.Дантеса, принятого на службу в один из самых привилегированных полков русской гвардии благодаря высокому покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. 27 января 1836 года состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом, Александр Сергеевич был смертельно ранен и через два дня скончался. А.С.Пушкин умер, но память о нем жива, его произведения читали, читают, и будут читать.

Б.Окуджава утверждает, что смерть Пушкина не напрасна:

Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.

На фонемном уровне это аллитерация и ассонанс. Повторяются звуки , , , , . Слова, в которых встречаются эти звуки, произносятся с особой интонацией, они выделяются из общего потока слов, создают настроение всему произведению.

На морфологическом уровне - использование глаголов прошедшего времени (жил, бывал, ездил, давали), кратких форм прилагательных (губаст, учен), собственных имен (Одесса, Крым, Черная речка), устаревшую лексику (карета, царь), что способствует объективности.

В целом стихотворение представляет собой монтаж отдельных наиболее важных моментов жизни А.С.Пушкина. Б.Окуджава сначала называет образ счастливчика, затем, посредством отдельных кадров монтажа, средств языка, раскрывает, в чем же заключается его счастье, то есть рисует образ счастливчика. После этого, автор создает оппозицию смерть- бессмертие: смерть - биологический конец жизни, бессмертие- состояние, которое свойственно немногим, избранным.

  1. Счастливым можно быть наедине с собой, среди природы, где тишь и благодать;
  2. Счастливым можно быть только среди людей, которые признают и ценят твой талант.

Такое впечатление, что в душе лирического героя происходит борьба, сам же А.С.Пушкин признает два понятия счастливого человека. Кто-то наслаждается уединением и счастлив этим, а кто-то предпочтет шумное, веселое, городское времяпрепровождение. В жизни должно присутствовать и то и другое.

Причем, счастливчик Пушкина ассоциируется с блаженным человеком, но который имеет связь с Богом, имеет божью милость. Блаженный, значит, непонятен окружающим, значит, отмечен самой судьбой. У Пушкина в этом стихотворении образ счастливчика романтизирован: мечта об уединении, связь с природой, двоемирие.

Образ счастливчика в данном произведении А.С.Пушкина близок самому автору, а счастливчик – это образ творца, для которого важен и покой (душевный, творческий), и всеобщее признание окружающих.

Таким образом, у А.С.Пушкина такой счастливчик:

  1. Он отмечен судьбой, поэтому жизнь не огорчает его, несмотря на все трудности жизни;
  2. Живет в согласии с самим собой и с окружающими; гармония в душе счастливчика;
  3. Обладает творческими способностями, чем-то наделен свыше.

Счастливчик Булата Окуджавы близок к пушкинскому, близок к образу самого Пушкина. Таким образом, можно говорить о создании Б.Ш.Окуджавой внутреннего мира А.С.Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в жизни Александра Сергеевича, на его творческие кризисы, он не изменил своему мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в нем. Пушкин, как демиург, творец, всю свою духовность, свое миропонимание, эмоции и чувства воплотил в своих произведениях.

Эти две позиции Окуджавы прослеживаются на протяжении всего произведения и на всех его уровнях, особенно на ритмической и композиционной его организации. Так, прочитав первое четверостишие, в двух первых строках чувствуются возвышенные нотки интонации – высказывание философских истин по поводу течения времени, смены поколений, а в двух последних – та самая обыденность, некая сниженность тона в голосе лирического героя:

На протяжении всего стихотворения происходит смена настроения. Каждое четверостишие начинается жизнеутверждающей позицией, а заканчивается неоптимистично, с неким сожалением, даже с какой-то иронической грустью:

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели: и надежную пристань, и свет…
А все-таки жаль - иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.

Общее настроение несет лексика с определенной тональностью (былое нельзя воротить, печалиться, а все-таки жаль, не веришь слезам, грустить о былом и др.). На синтаксическом уровне этому способствуют использование сложных синтаксических конструкций, многоточий, тире. Все это создает атмосферу недоговоренности, многозначности авторской идеи.

Большую смысловую нагрузку несет пятое четверостишие:

Москва, ты не веришь слезам - это время проверило,
Железное мужество, сила и стойкость во всем…
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

В этих словах явно прослеживается авторская точка зрения на историю,

Композиционная двуплановость произведения отражает контраст времен, контраст прошлого и настоящего для автора.
Лирический герой отмечает то, что время проходит, жизнь меняется и не всегда к лучшему, люди всегда страдают. Отмечает он и то, что каждая эпоха хороша чем-то, что каждая несет что-то новое, позитивное, несмотря на все ее отрицательные стороны.

Кольцевая композиция, обрамляющая стихотворение, выводит па передний план образ Пушкина. А.С.Пушкин – это человек из прошлого, но он же – это и связь между прошлым и настоящем, он вне всякого времени. Неслучайно в произведении упоминаются Москва и Пушкин. Москва – столица, сердце России. А.С.Пушкин – гений, носитель русского духа. Эти образы связаны между собой. В Москве Александр Сергеевич родился, провел свое детство, осуществлял литературную деятельность, он покидал ее и снова возвращался.

Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями. И опять Окуджава рисует образ счастливчика. Счастливчик – это обычный человек, но этого человека ничего не пугает, он живет в согласии со своей совестью, душой и сердцем. А то, что на фоне памятника снимается большая семья, говорит о сближении родных людей, о сближении всех людей вообще.

Пушкинский фон жизни и культуры благоприятно влияет на человечество, способствует пробуждению добрых чувств.
Б.Ш.Окуджава в этом стихотворении преображает жизнь, но это преображение можно назвать обыкновенным чудом. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И это преобразование и чудесно, потому что жизнь, какая она есть на самом деле, оказывается в стихах Булата Шалвовича гораздо лучше, чем мы о ней думали и человечество оказывается выше, чище, добрее. Чем мы себе представляли:

Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

Таким образом, можно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава обращается к образу великого поэта, потому что видит в нем духовное сходство, которое нельзя заимствовать, но с которым нужно родиться: особое мирочувствование и мировосприятие. Александр Сергеевич — радостный жизнелюб и, одновременно, — недосягаемый молчаливый Бог для Булата Шалвовича.

Познавший законы гармонии и воплощавший их в своем творчестве, А.С.Пушкин не рефлексировал, как Достоевский, не морализаторствовал, как Толстой, не разочаровывался, как Чехов, в человеческих возможностях пробиться к идеалу.

Пушкин далеко не восторженно относился к реальности, но это обстоятельство не отменяло для него абсолютной ценности вообще, не отвращало от нее. Вот на этом и держится знаменитое пушкинское жизнелюбие, вот ради чего он пробивался сквозь тьму к свету. Б.Окуджава изображает торжество жизни, одухотворенное стремление к идеалу, воспевает надежду на лучшее будущее, на возрождение духовности в человеке.

Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени, человек, которого опалили и сталинские репрессии (арест родителей), и Великая Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и другие трудности жизни не сломили Б.Окуджаву, как и не сломили невзгоды А.С.Пушкина. Трудности жизни не убили у этих поэтов и тяготение к христианству, хотя Окуджава вырос в атеистической семье, он не утратил веру в торжество христианских истин, нравственных истин (надежда, любовь, долг, благородство, честь).

Таким образом, в двадцатом веке во времена долгих студеных холодов и кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту. Именно в этом уникальность его гармонического дара, которая сродни уникальности гармонического дара Пушкина.

Тает жёлтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане.
Саша, слышишь, там в ночи
Едут пьяные цыгане.

Слышишь, полно, этот смех,
Видишь, что ты в самом деле:
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале,
Молча встала Натали
С удивлёнными глазами.

А всё таки жаль, что нельзя вот так вот сесть с Александром Сергеевичем и написать сочиненьеце. Он бы писал, а ты бы чай с лимоном пил.

Булат Окуджава - стихи

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.
Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль.. .
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
хотя б одного, и не будет отныне.. . А жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
разумный свой век, многоопытный век свой любя.. .
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему
и мы до сих пор все холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели: и надежную пристань, и свет.. .
А все-таки жаль — иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.
Железное мужество, сила и стойкость во всем.. .
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить.. . Выхожу я на улицу.
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается.. .
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.

А почему же нельзя-то?
Говорим на языке, читаем литературу - уже где-то в какой-то степени разговариваем, общаемся "с Александром Сергеичем", потому что он создатель современного языка и зачинатель русской литературы.
Он создатель нашего национального эстетического идеала. (Д. С. Лихачёв)
"Мы знаем это иль не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим" (Михаил Дудин) .
Приезжаешь в Михайловское - там стойкое ощущение, что Александр Сергеич где-то рядом. С. С. Гейченко призывал: "Пойдите вечером на берег озера Маленец, крикните: "Александр Сергеевич! " - я уверен, он отзовётся".
Мы когда были с семилетним сыном в Михайловском, я слышала, что он то и дело буквально из воздуха брал пушкинские слова и бубнил: "Вот мельница - она уж развалилась. " или "Знакомым шумом шорох их вершин. " Если бы я сама не слышала, я бы не поверила.
А осенью он (сын-первоклассник) сочинил поэму про львёнка и про детство. Тоже не без Александра Сергеича обошлось.

Ах, Александр Сергеевич, милый
Ну что же вы нам ничего не сказали
О том, как держали, искали, любили
О том, что в последнюю осень вы знали

“Самое большое сокровище – это время, отпущенное мне на жизнь”. Это, наверное, лучшая мысль, лучший афоризм о времени, который я слышал. Его суть в том, что время следует ценить: каждую минуту.
Что же такое время? Мне всегда представлялось время, как нечто, что нельзя измерить. Пусть и существуют меры времени: часы, минуты, года, секунды, само его понятие все равно мне всегда казалось неизмеримым. Однако, у времени есть научное определение – это мера длительности существования всех объектов. Весь наш мир построен на понятии времени, все явления и события на планете так или иначе зависят от него.
Считается, что время течет необратимо, то есть только вперед: из прошлого в настоящее, а потом в будущее. Нет в природе машины времени, хотя писатели-фантасты всегда воображали в своих книгах ее изобретение: невозможно в реальности вернуться по времени назад и прожить уже прожитые раньше моменты жизни заново. Это можно сделать только в мыслях.
Наш учитель по физике говорит, что нет в мире единой теории времени. Существует только масса разных теорий, которые то с одной стороны, то с другой подходят ко времени. Некоторые из них даже противоречат друг другу и спорят друг с другом. Например, теория оси времени рассказывает о том, что время – это прямая линия. Она ведет от прошлого события к будущему. А теория относительности делит все события на прошлые, будущие и неопределенные.
Обычному человеку, который не стремится в ученые-физики, надо просто научиться верно планировать время в жизни. Выработать в себе пунктуальность, умение сэкономить где-то время, привычку тратить часы с пользой. Тогда можно везде успеть и не жалеть о потраченном времени.

Am E7
Былое нельзя воротить – и печалиться не о чем:
C G7 C
у каждой эпохи свои подрастают леса.
Dm Am/E
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
E7 Am
поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть часа.
E7 Am
поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть часа.
Am E7
Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
C G7 C
машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
Dm Am/E
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
E7 Am
хотя б одного, и не будет отныне, – а жаль.
E7 Am
хотя б одного, и не будет отныне, – а жаль.
Am E7
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
C G7 C
разумный свой век, многоопытный век свой любя.
Dm Am/E
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
E7 Am
и мы до сих пор все холопами числим себя.
E7 Am
и мы до сих пор все холопами числим себя.
Am E7
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
C G7 C
мы все обрели – и надежную пристань, и свет…
Dm Am/E
А все-таки жаль: иногда над победами нашими
E7 Am
встают пьедесталы, которые выше побед.
E7 Am
встают пьедесталы, которые выше побед.
Am E7
Москва, ты не веришь слезам – это время проверило,
C G7 C
железное мужество, твердость и сила во всем.
Dm Am/E
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
E7 Am
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
E7 Am
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
Am E7
Былое нельзя воротить… Выхожу я на улицу
C G7 C
и вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
Dm Am/E
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается…
E7 Am
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!
E7 Am
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!

Поехала в свой любимый питомник растений.
[Дождь проливной, гром, молнии…]
Дождь проливной, гром, молнии. Припарковалась около единственной, огромной черной машины, чьи пассажирки толклись под навесом около прилавка.
Подхожу.
Перед двумя девушками (лет 25-ти) уже стоят несколько горшочков с саженцами с листочками.
– Хороший выбор, – говорю, – чубушник махровый, у них замечательный питомник.
– Жасмин, – уточняет девушка.
– Ну да, я и говорю, чубушник, но вы не переживайте, он вырастет большим кустом и пахнуть будет как жасмин, в нашем климате жасмин не растет.
Девушка нервно вертит горшок, читает сбоку этикетку “чубушник махровый”.
Подходят два продавца и хозяин питомника.
– Я же просила жасмин, – сквозь раскаты грома кричит девушка продавщице,
– Ну да, я вам и принесла, только настоящий жасмин растет в Южной Азии, а у нас аналог – чубушник.
Девушка растеряно переводит взгляд с меня на продавщицу и обратно.
Раздается раскат грома.
– Катаклизм природный какой-то – сжимая плечи, говорит хозяин питомника.
– Не катаклизм, а классика, катаклизм – это когда гроза в декабре со снегом. А эта в начале мая, как положено.
– А ну да – люблю грозу в начале мая – как сказал Пушкин, – отзывается хозяин питомника.
– Тютчев, – пытаюсь перекричать ливень и гром, я.
– Фет – говорит вторая продавщица.
Я замолкаю в недоумении и мыслях, чего я лезу вечно куда не попадя, что-то много Пушкина и стихов у меня в жизни нарисовалось – к чему бы это?
– А давайте у девушки спросим, – говорит первая продавщица, – она молодая, училась в школе недавно. Должна помнить, кто написал. (Вторая девушка подхватит пару горшков убежала в машину).
По лицу девушки пробежала тень задумчивости, но свой вариант поэта она не назвала.
– А вам что? – обращается ко мне свободная продавщица.
– Красную смородину.
Женщина приносит росток в горшочке на котором наклеена этикетка “Грушовка московская”.
– Это не сорт смородины, это горшочки от груш остались.
– Печально, а то я обрадовалась, что стала обладателем куста красной смородины сорта “Грушовка московская”.
Расплатилась и тихо поплелась к машине с мыслями, поразит меня молния или нет. Уф, помилована.
Как всегда. Может и не стала бы писать, так еще ввязалась в квест

СРАВНИТЕ ОСНОВЫ СЛОВ В ПАРАХ. ПРОИЗВОДЯЩЕЕ И ПРОИЗВОДНОЕ. ГРУЗ, ГРУЗОВОЙ, ГРУЗЧИК, ГРУЗОВИК, ГРУЗИТЬ, ВЫГРУЗИТЬ, ВЫГРУЗИТЬСЯ
марфегческий разбор 2 слово
Чему удивился Ягафар, встретившись с Каримом Хакимовым?
complete the sentences with the appropriate forms of the verbs in brackets 1) Yesterday a very young puppy (borrow) from a neighbour. It (bring) to play with the children. Now the little one is well (look after). It always (give) milk at the appropriate time. 2) Why don’t you play with your younger sister? She feels she (reject) and is not at all happy.3)When we entered the classroom, it was quite there. The questions (write) on the blackboard and the answers (write) in the pupils’ notebooks. 4) I don’t like the way Bob is doing at school. He should (talk to). 5)Lily ( laugh at) yesterday by her peers. And she mush( offend).6) The little guests (to give) some tasty treats in the sitting room. 7) Don’t worry. Your plants (look after) while you are away. 8) When he (speak to)? – Tomorrow, I think. 9) This performance much (speak about). Everybody seems to like the play. 10) Can’t you tell me what (do) at the moment? – I certanly can. The windows (clean), the floors (mop), the dinner (cook), the furniture (dust). Пожалуйста, сделайте. Буду очень признательна.
доклад на тему растения в моем доме 3 класс
произведение 6 и 3 умножить на 12
Что такое чувство. Плиз
в углеводороде массовые доли углерода и водорода соответственно равны 82,76 и 17,24% относительная плотность углеводорода по воздуху равна 2,0 выведите молекулярную формулу
Помогите нарисовать схему к задаче. На одной остановке вышло 10 человек, а на другой 13. На сколько меньше пассажиров стало в автобусе?
(а+38)-85=112 срочнооо

Стихи и музыка – Булата Окуджавы
Исполняет – Куликов Сергей
Былое нельзя воротить – и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем,
Поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть
часа.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем,
Поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть
часа.
Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью,
Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль.
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль.
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
Разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда все холопами числим себя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда все холопами числим себя.
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
Мы все обрели и надёжную пристань, и свет.
А все-таки жаль, иногда над победами нашими,
Встают пьедесталы, которые выше побед.
А все-таки жаль, иногда над победами нашими,
Встают пьедесталы, которые выше побед.
Москва, ты не веришь слезам, это время проверило,
Железное мужество, стойкость и сила во всем.
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
Былое нельзя воротить, выхожу я на улицу,
И вдруг замечаю, у самых Никитских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.

Тает жёлтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане.
Саша, слышишь, там в ночи
Едут пьяные цыгане.

Слышишь, полно, этот смех,
Видишь, что ты в самом деле:
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале,
Молча встала Натали
С удивлёнными глазами.

Ах, Александр Сергеевич, милый
Ну что же вы нам ничего не сказали
О том, как держали, искали, любили
О том, что в последнюю осень вы знали

А всё таки жаль, что нельзя вот так вот сесть с Александром Сергеевичем и написать сочиненьеце. Он бы писал, а ты бы чай с лимоном пил.

Булат Окуджава - стихи

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью.
Машины нас ждут, и ракеты уносят нас вдаль.. .
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
хотя б одного, и не будет отныне.. . А жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
разумный свой век, многоопытный век свой любя.. .
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему
и мы до сих пор все холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели: и надежную пристань, и свет.. .
А все-таки жаль — иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам — это время проверило.
Железное мужество, сила и стойкость во всем.. .
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить.. . Выхожу я на улицу.
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается.. .
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.

А почему же нельзя-то?
Говорим на языке, читаем литературу - уже где-то в какой-то степени разговариваем, общаемся "с Александром Сергеичем", потому что он создатель современного языка и зачинатель русской литературы.
Он создатель нашего национального эстетического идеала. (Д. С. Лихачёв)
"Мы знаем это иль не знаем,
Хотим того иль не хотим,
Но он никем не заменяем
И навсегда необходим" (Михаил Дудин) .
Приезжаешь в Михайловское - там стойкое ощущение, что Александр Сергеич где-то рядом. С. С. Гейченко призывал: "Пойдите вечером на берег озера Маленец, крикните: "Александр Сергеевич! " - я уверен, он отзовётся".
Мы когда были с семилетним сыном в Михайловском, я слышала, что он то и дело буквально из воздуха брал пушкинские слова и бубнил: "Вот мельница - она уж развалилась. " или "Знакомым шумом шорох их вершин. " Если бы я сама не слышала, я бы не поверила.
А осенью он (сын-первоклассник) сочинил поэму про львёнка и про детство. Тоже не без Александра Сергеича обошлось.

Былое нельзя воротить Окуджава
А. Цыбулевскому

Былое нельзя воротить -- и печалиться не о чем:
у каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
поужинать в "Яр" заскочить хоть на четверть часа.

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль.
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
хотя б одного, и не будет отныне, -- а жаль.

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
и мы до сих пор все холопами числим себя.

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели -- и надежную пристань, и свет.
А все-таки жаль: иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.

Москва, ты не веришь слезам -- это время проверило,
железное мужество, твердость и сила во всем.
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

Былое нельзя воротить. Выхожу я на улицу
и вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается.
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!


Грибоедов в Цинандали. Окуджава

. Но когда б вы представить могли,
как прекрасно - упасть, и погибнуть в бою,
и воскреснуть, поднявшись с земли!

И, срывая очки, как винтовку -- с плеча,
и уже позабыв о себе,
прокричать про любовь навсегда, сгоряча
прямо в рожу орущей толпе.

Кавалергарды, век не долог,
и потому так сладок он.
Поет труба, откинут полог,
и где-то слышен сабель звон.

Еще рокочет голос струнный,
но командир уже в седле.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

Течет шампанское рекою,
и взгляд туманится слегка,
и все как будто под рукою,
и все как будто на века.

Но как ни сладок мир подлунный --
лежит тревога на челе.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!

Напрасно мирные забавы
продлить пытаетесь, смеясь.
Не раздобыть надежной славы,
покуда кровь не пролилась.

Крест деревянный иль чугунный
назначен нам в грядущей мгле.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!
1975

Я пишу исторический роман

В склянке темного стекла
из-под импортного пива
роза красная цвела
гордо и неторопливо.
Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь, как в туман,
от пролога к эпилогу.

Припев:
Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить.
Так природа захотела,
почему -- не наше дело,
для чего -- не нам судить.

Были дали голубы,
было вымысла в избытке.
И из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.
В путь героя снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.

Вымысел не есть обман.
Замысел -- еще не точка.
Дайте написать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке.

Есть поцелуи — как сны свободные,
Блаженно-яркие, до исступления.
Есть поцелуи — как снег холодные.
Есть поцелуи — как оскорбление.

О, поцелуи — насильно данные,
О, поцелуи — во имя мщения!
Какие жгучие, какие странные,
С их вспышкой счастия и отвращения!

Беги же с трепетом от исступлённости,
Нет меры снам моим, и нет названия.
Я силен — волею моей влюблённости,
Я силен дерзостью — негодования!


"Ищу спасенья. " Александр Блок

Ищу спасенья.
Мои огни горят на высях гор -
Всю область ночи озарили.
Но ярче всех - во мне духовный взор
И Ты вдали. Но Ты ли?
Ищу спасенья.

Торжественно звучит на небе звёздный хор.
Меня клянут людские поколенья.
Я для Тебя в горах зажёг костёр,
Но Ты - виденье.
Ищу спасенья.

Устал звучать, смолкает звёздный хор.
Уходит ночь. Бежит сомненье.
Там сходишь Ты с далёких светлых гор.
Я ждал Тебя. Я дух к Тебе простёр.
В Тебе - спасенье!
25 ноября 1900


К** ("Ты богоматерь, нет сомненья. ")
Александр Сергеевич Пушкин

Ты богоматерь, нет сомненья,
Не та, которая красой
Пленила только дух святой,
Мила ты всем без исключенья;
Не та, которая Христа
Родила не спросясь супруга.
Есть бог другой земного круга -
Ему послушна красота,
Он бог Парни, Тибулла, Мура,
Им мучусь, им утешен я.
Он весь в тебя - ты мать Амура,
Ты богородица моя!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.12.2018. ***
  • 24.12.2018. ***
  • 12.12.2018. Честная Библия XXIвека с правдой о Сотворении Мира
  • 07.12.2018. Пульт в руках у иллюзий - реальность слепА.
  • 06.12.2018. ***

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: