Россия в начале xviii в сочинение ч уитворта

Обновлено: 05.07.2024

Составитель Я. А. Гордин

Государственные деятели России глазами современников

Воспоминания, дневники, письма

© Гордин Я. А., составление, вступительная статья, примечания, 2018

© Российская национальная библиотека, иллюстрации, 2018

© Обласов В. Ю., оформление серии, 2018

Издательство выражает искреннюю благодарность Банку ВТБ (ПАО) за поддержку в публикации настоящего издания

Титан на фоне эпохи

Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал великим.

Задача этой книги заключается в том, чтобы показать, как на колеблющейся вулканической почве Московского государства выросла гигантская фигура Петра I, воплотившая в себе всю парадоксальность русской истории – как до, так и после него.

Тысячи страниц воспоминаний, дневников, писем запечатлели как саму петровскую эпоху, так и поражающе разнообразную личность того, кто дал этой эпохе свое имя.

В настоящем издании свидетельства собственно эпохи – плоть времени – занимают более значительное место, чем в других томах серии. И не только потому, что в последующие периоды нашей истории конкретным персонажам был посвящен больший объем мемуарного текста, но и потому, что чрезвычайно важна окружавшая Петра реальность, формировавшая его личность и определявшая его действия. Он находился в постоянном и остром конфликте с этой реальностью, с тем материалом, из которого яростно строил новое Государство Российское, великую Российскую империю.

Погодин уловил чрезвычайно важную особенность нескольких столетий отечественной истории. В известном смысле мы по сию пору живем в петровском государстве, пытаемся решать те же самые задачи, которые он поставил перед страной, исправлять тяжкие ошибки, неизбежные при темпе и методе его преобразований.

Погодин боготворил Петра. И не он один, разумеется.

Наше дело – попытаться, насколько возможно, трезво взглянуть на того, чья тень покрыла несколько столетий и кто своими деяниями определил судьбу России и тем самым нашу судьбу, читатель.

И потому здесь представлены свидетельства современников Петра, и русских, и иностранных, чье восприятие личности царя, его деятельности и самой России если не диаметрально отлично одно от другого, то, во всяком случае, отличается принципиально. От обожания и прославления до критического анализа, от ужаса перед неограниченной жестокостью Петра и суровостью нравов его подданных до искренней попытки если не оправдать, то понять эту жестокость и суровость.

Большинство текстов в книге принадлежит европейцам. Культура мемуаристики в России в конце XVII – первой половине XVIII века еще только зачиналась. Тем более что многие из мемуаристов-европейцев направлялись в Россию именно с тем, чтобы собрать максимум информации об этой малопонятной стране и ее загадочном властелине.

Классическим примером можно считать аналитическую записку и донесения английского посла Чарльза Уитворта, прожившего в России пять лет, неоднократно встречавшегося с царем, завязавшего доверительные связи со многими соратниками Петра и получившего доступ к самым разнообразным сведениям, включая государственные тайны. Близко и пристально наблюдая происходящее в России, Уитворт, человек незаурядного ума и дипломатического опыта, проделал путь от восхищенного изумления деятельностью Петра до объективно трезвой оценки его политики.

Не со всеми положениями этого текста можно согласиться, но это хорошо продуманный документ, имеющий вполне определенный политический смысл: Лондону нужно было занять рациональную позицию по отношению к стремительно усиливающейся России в сложной европейской игре. И для этого непростого выбора представление о личности царя-самодержца могло иметь решающее значение.

Записка Уитворта[3], несомненно, интересна для нас, но оперативные донесения – живое восприятие постоянно накапливающихся впечатлений и фактов – куда важнее.

ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ БРИТАНСКОГО ДИПЛОМАТА Ч. УИТВОРТА - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала Новая и новейшая история

Т.Л. ЛАБУТИНА ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ

ГЛАЗАМИ БРИТАНСКОГО ДИПЛОМАТА Ч. УИТВОРТА

Хорошо известно, что неотъемлемой составляющей внешнеполитического ведомства любой из стран мира является разведка. История разведки насчитывает более пяти столетий, о ее деятельности в свое время писал ученый Е.Б. Черняк1. Современные отечественные историки все еще мало внимания уделяют изучению "тайной войны", скорее всего в силу отсутствия необходимых источников. В этой связи бесспорную ценность для исследователей представляют служебные записки, мемуары, книги тех иностранцев, которые, находясь на службе у русских царей, совмещали свою профессиональную деятельность с разведывательной. Наглядным тому примером может служить эпистолярное наследие британского посланника Чарльза Уитворта, позволившее осветить не только его профессиональную, но и разведывательную деятельность на территории нашей страны2. В то же время произведения Уитворта содержали немало свидетельств о событиях, происходивших в России, русских людях, с которыми довелось общаться посланнику, а также его впечатлениях о стране пребывания. На освещении указанной темы мы и хотели остановиться в данном очерке.

Вначале несколько слов о самом посланнике. Скупые биографические сведения сообщают, что лорд Чарльз Уитворт, или Витворт (1675 - 1725 гг.) родился в графстве Стаффордшире. Являясь воспитанником видного английского дипломата и поэта Дж. Степни, с которым побывал при нескольких германских дворах, Чарльз быстро сделался, по отзывам своего наставника, "глубоким знатоком британской политики времен королевы Анны". В 1702 г. Уитворт был назначен резидентом в Регенсбург, а 2 сентября 1704 г. - чрезвычайным посланником в Москву. При дворе Петра I Уитворт находился на протяжении пяти лет, с 28 февраля 1705 г. до 24 марта 1710 г. Последнее назначение при царском дворе он получил в 1712 г. За время своего пребывания в России Уитворт направлял подробные донесения в Лондон, текст которых сохранился в нескольких томах Сборника Русского исторического общества. В 1710 г. он также написал небольшое произведение "Россия в начале XVIII века". Данные источники и послужили для нас исходным материалом при исследовании миссии британского дипломата в петровской России. Заметим, что серьезного изучения указанной проблемы в исторической науке ранее не предпринималось. Отдельные сведения о деятельности Ч. Уитворта встречаются в статье С.И. Кедрова, монографии Л.А. Никифорова, комментариях Н.Г. Беспятых к сочинению Уитворта3.

Лабутина Татьяна Леонидовна - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. Из истории секретной дипломатии и разведки, изд. 4-е. М., 1985.

2 Лабутина Т.Л. Британский дипломат и разведчик Чарльз Уитворт при дворе Петра I. -Вопросы истории, 2010, № 11.

Итак, какие же впечатления вынес британский резидент из пребывания в России? Уже первые записи Уитворта свидетельствовали, что он был в полной мере удовлетворен тем приемом, который ему был оказан по прибытии в нашу страну. При въезде в Смоленск его встретила "часть гарнизона" под ружьем, затем посланника препроводили в квартиру, "отведенную воеводой". Ему выделили 40 подвод и лошадей для багажа, а также предложили оплатить стоимость путешествия от Смоленска до Москвы, однако Уитворт от денег отказался. 1 марта 1705 г. посол нанес визит воеводе, который принял его "со всевозможной вежливостью". Когда же в зал, где находился Уитворт, вошла супруга воеводы в сопровождении представительницы высшего местного дворянства (обе в национальных нарядах), англичанин не удержался от восторга, оценив "этот эпизод приема" как "высшую степень любезности". Впрочем, в Смоленске Уитворт долго не задержался, уже на следующий день он отправился в Москву. В своем донесении государственному секретарю Р. Харли от 4 марта 1705 г. Уитворт описывал процессию, в составе которой он прибыл в российскую столицу. В нее входило: 160 верховых "с саблями наголо"; 7 карет, принадлежавших главным царским министрам; 4 царские кареты, в одной из которых восседал посланник с приставом и переводчиком; английские купцы; 2 кареты, Уитворта; 3 воза с поклажей и пр. "Прошло около четырех часов, пока мы, наконец, прибыли в Немецкую слободу, ко дворцу, построенному покойным генералом Лефортом, - сообщал Уитворт в своем донесении. - Там приготовлено было для меня очень хорошенькое помещение и, согласно обычаю, принятому для всех посланников, поручику с 36 солдатами приказано было содержать при мне постоянный караул. Кроме того, приехав, я встречен был подарком от царя: он прислал мне вина, меду и других угощений"4. Уже на следующий день Уитворт был принят Петром I "без всяких церемоний". Так началась дипломатическая миссия британского посланника в России.

Подобно большинству иностранцев, посещавших нашу страну, Уитворт остановился на описании "владений царя, доходов и военной силы", всего, что, на его взгляд, "могло бы служить основой для более верного суждения о том, что может произойти в ходе этой (Северной) войны"5. Территория России представлялась британцу "почти равной по площади остальной Европы", однако испытывающей "острую нехватку в природных богатствах и в численности населения". Уитворт обращал внимание на плодородие почвы во многих частях страны, "большие безлюдные равнины, чрезвычайно богатые травой, всевозможными целебными травами и цветами", на то, что климат суров ("зима длится около шести месяцев"). Говоря о населении России, он выделял тех, кто зовется московитами, и остальную "массу", которая "мало способствует усилению страны" (лапландцы и самоеды, "слишком несообразительны и вялы, несколько татарских народов слишком дики, а от казаков польза невелика, так как у них слишком много свобод и привилегий")6. Посланник подробно охарактеризовал каждую из групп, описывая места проживания, а также их численность. Согласно его подсчетам, московитов в России проживало 4.200.000 "душ". Они делились на три "степени": "знать, называемую князьями; помещиков, называемых дворянами, и крестьян". Крестьяне представлялись Уитворту "настоящими невольниками", так как они подчинялись "деспотичной власти своих господ". Поскольку у них нет собственности, то они "очень ленивы": после исполнения задания хозяев, предпочитают бездельничать или спать. Тем не менее, британец полагал, что они "довольны жизнью". "Пара глиняных горшков, деревянная миска, деревянная ложка и нож составляют всю их домашнюю утварь, - описывал Уитворт быт простолюдинов. - Они пьют воду, едят овсяную кашу, хлеб, соль, грибы и коренья, по праздникам немного рыбы или молока, если это не пост, но мясо очень редко". Подобные условия жизни прекрасно готовят

4 Сборник императорского русского исторического общества (далее - СИРИО), т. 39. СПб., 1884, с. 27-29, 33.

5 Россия в начале XVIII века, с. 58.

их к тяготам войны. Поэтому русский народ, на взгляд Уитворта, "не задумываясь, идет на смерть и мучения и обладает таким пассивным мужеством, как ни одна другая нация в мире"7.

Все иностранцы, посещавшие Россию, как правило, останавливались на описании религиозных обрядов церкви, а также характеристики православной религии. Не стал исключением и Чарльз Уитворт. Подобно своим предшественникам - англичанам, проживавшим в России в XVI-XVII вв. (Р. Ченслер, Дж. Флетчер, Дж. Турбервилль, С. Коллинс и др.), которые критически высказывались о православной религии8, он также утверждал, что религия русских является восточной, или греческой, "только еще более испорченной невежеством и суевериями". В православных храмах ("у московитов много церквей; некоторые каменные, остальные - деревянные") отсутствуют скульптуры, но зато полно "жалких картин, лишенных оттенков и перспективы", которым они "кланяются и крестятся". На взгляд Уитворта, "почтение, выказываемое по отношению к этим картинам, - грубейший вид идолопоклонства, и оно составляет основную часть их набожности". Обряды православных заключаются в крещении детей, поклонении иконам ("картинам"), соблюдении постов, посещении церкви раз в день ("если она находится поблизости"), часто повторяемом выражении "господи, помилуй" ("без каких-либо размышлений").

Далеко нелицеприятными характеристиками британец наградил также священнослужителей православной церкви, утверждая, что они "очень невежественны, а все их образование заключается в том, чтобы нараспев повторять слова службы и прочесть главу из Библии, которую понимают весьма немногие из них". Затронул Уитворт и процесс секуляризации, проходивший при Петре I, который "под благовидным предлогом отобрал" монастырские земли и доходы. В результате принятых мер, "мирская власть" монастырей в стране была полностью уничтожена, у них не осталось больше свободных держаний, а их крестьяне перешли в распоряжение царя9. Судя по приведенным высказываниям британского посланника, он не был оригинален в своих негативных характеристиках православной религии, ее обрядов и священнослужителей. Пожалуй, единственным новшеством, подмеченным Уитвортом, можно считать его высказывание по поводу ослабления соблюдения постов "московитами" из-за войны и частых путешествий знати.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: